|
Скачать 0.72 Mb.
|
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ФГОУ ВПО «ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ ФАКУЛЬТЕТ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ КАФЕДРА АНАТОМИИ И ФИЗИОЛОГИИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ «УТВЕРЖДАЮ» Руководитель ПИ ЮФУ, профессор ____________________Мареев В.И. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС «Психофизиологические основы интеллектуальной деятельности» Основная образовательная программа подготовки магистра по направлению «050100 Естественнонаучное образование» 050102М Биологическое образование УМК принят в фонд учебно-методического управления ПИ ЮФУ ________________________ 2008 г. Ростов на Дону 2008 г. Составитель: Бутяева В.В., доцент кафедры анатомии и физиологии детей и подростков; Карантыш Г.В., доцент кафедры анатомии и физиологии детей и подростков УМК утвержден на заседании кафедры анатомии и физиологии детей и подростков, протокол № ___ от «____» ____2008 г. УМК утвержден ученым советом ПИ ЮФУ пр. № ______ от «__» _______ Председатель ученого совета ПИ ЮФУ, Руководитель ПИ ЮФУ, профессор В.И. Мареев ^ Программа учебной дисциплины «Психофизиологические основы интеллектуальной деятельности» разработана в соответствии с требованиями ГОС ВПО от 2005г. для подготовки магистра по направлению «050102М Биологическое образование». Предложенный курс носит интегрированный характер, т.к. базируется на целом ряде дисциплин, которые магистранты изучали в ходе обучения в университете и предложен для упорядочения, углубления и осмысления знаний о мышлении, речи, интеллекте, памяти в ходе фило - и онтогенеза в норме и патологии. В настоящее время в народном образовании усиливается внимание к проблемам обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья. Это дети, имеющие физические или психические недостатки развития и нуждающиеся в специальных условиях обучения и воспитания. Однако из категорий таких детей с отставанием в развитии являются дети с задержкой психического развития различной этиологии. Варианты задержек психического развития детей достаточно широки; знания о причинах возникновения и проявления задержек психического развития для студентов являются необходимой базой, на которой строится организация коррекционного обучения и воспитания детей с задержкой психического развития. ^ «Психофизиологические основы интеллектуальной деятельности»: обеспечить магистрантов естественнонаучного образования специализированной подготовки «Биологическое образование» современными знаниями и умениями выявления путей и средств сохранения здоровья и упрочения высокой работоспособности в процессе их разносторонней деятельности учащихся разного возраста и разным уровнем интеллектуального развития. Магистерский курс «Психофизиологические основы интеллектуальной деятельности» в объеме 52 ч. лекций и 50 ч. лабораторных занятий изучается в 9, 10 и 11 семестрах в соответствующих объемах. Курс построен на модульной основе. 1 модуль «Механизмы психической деятельности человека» посвящен изучению методов психофизиологии, представлений о психофизиологии функциональных состояний. 2 модуль «Психофизиологические механизмы познавательной деятельности» посвящен изучению дизонтогенеза интегративных функций мозга человека. 3 модуль «Эволюционные основы когнитивных процессов» посвящен изучению антропологическим основам становления когнитивных процессов человека. ^ (1 модуль) магистранты обязаны дать критический анализ возможностей и ограничений рефлекторной концепции в понимании механизмов психической деятельности человека; психофизиологической проблемы и вариантов ее решения. Магистранты изучают основные методы психофизиологии, представления о психофизиологии функциональных состояний. Особое внимание уделяется основным психическим процессам и функциям (внимания, памяти, мышления, речи, особенностях межполушарного взаимодействия мозга и т.д.). Курс лекций посвящен изучению высших функций нервной системы: речи, структуры мыслительных процессов, а также дифференциальной психофизиологии. Условиями, необходимые для успешного изучения курса являются знания, полученные магистрантами в области анатомии и физиологии ЦНС, физиологии ВНД. Данный курс расширяет программу подготовки магистров, предусмотренную Госстандартом, так как достижения современной нейробиологии дают новые сведения о локализации высших психических функций в мозге человека и о нейрофизиологических механизмах их обеспечения. Лекционный материал сопровождается практическими занятиями, посвященными: - обсуждению учебного материала и выполнение контролирующих заданий по соответствующей теме; - овладению методами сбора нейрофизиологических данных и их анализа; - приобретению навыков по статистической обработке нейрофизиологических информации; - овладению методами и способами оценки параметров психофизиологических функций. ^ «Психофизиология интеллектуальной деятельности» является усвоение магистрантами современных знаний о физиологических и нейронных механизмах психических функций человека. ^ входит следующее. Подготовить высококвалифицированного специалиста, информированного о нейрофизиологических основах формирования инстинктивного и сознательно мотивированного поведения и способного к организационно-управленческой, научно-педагогической и практической психологической деятельности среди различных категорий населения. ^ (2 модуль) магистранты изучают возрастные особенности психофизиологии интеллектуальной деятельности в норме и патологии. Рабочая программа по курсу «Психофизиологические основы интеллектуальной деятельности» (раздел II «Психофизиология развития интеллектуальной деятельности») составлена в соответствии с учебным планом для первого года обучения в магистратуре по специальности «Биология». Программа рассчитана на курс лекций (22 часа) и лабораторный практикум (16 часов) по психофизиологии развития интеллектуальной деятельности. ^ изучение фундаментальных основ психофизиологии развития интеллекта. Задачи II модуля курса:
В 11 семестре (3 модуль) магистранты должны усвоить вопросы, касающиеся происхождения и эволюции человека и особенностям психофизиологии интеллектуальной деятельности в ходе онтогенеза. Такого рода знания необходимы всем специалистам, работающим в области человекознания. Они позволяют понять биологическую сущность человека, его место в системе животного мира, правильно квалифицировать этиологию, патогенез и клинику интеллектуальной недостаточности. Целью III модуля курса является усвоение магистрантами вопросов фило- и онтогенетического становления мозга человека. В задачи III модуля курса входит следующее.
По окончанию курса магистранты должны знать:
Требования к умениям:
Проверка качества усвоения знаний по курсу проводится в течение всего времени изучения предмета в устной и письменной форме. Текущий контроль - дискуссии по соответствующей теме, выполнение тестовых заданий и решение задач, выполнение контрольных работ |