Основная образовательная программа подготовки магистра по направлению «050100 Естественнонаучное образование» 050102м биологическое образование icon

Основная образовательная программа подготовки магистра по направлению «050100 Естественнонаучное образование» 050102м биологическое образование





Скачать 0.72 Mb.
Название Основная образовательная программа подготовки магистра по направлению «050100 Естественнонаучное образование» 050102м биологическое образование
страница 1/5
Бутяева В.В
Дата 26.03.2013
Размер 0.72 Mb.
Тип Основная образовательная программа
  1   2   3   4   5
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ФГОУ ВПО «ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

ФАКУЛЬТЕТ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ


КАФЕДРА АНАТОМИИ И ФИЗИОЛОГИИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ


«УТВЕРЖДАЮ»

Руководитель ПИ ЮФУ, профессор

____________________Мареев В.И.


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

«Психофизиологические основы интеллектуальной деятельности»


Основная образовательная программа подготовки магистра по направлению «050100 Естественнонаучное образование»

050102М Биологическое образование


УМК принят в фонд учебно-методического управления ПИ ЮФУ

________________________ 2008 г.


Ростов на Дону

2008 г.

Составитель: Бутяева В.В., доцент кафедры анатомии и физиологии детей и подростков;

Карантыш Г.В., доцент кафедры анатомии и физиологии детей и подростков


УМК утвержден на заседании кафедры анатомии и физиологии детей и подростков, протокол № ___ от «____» ____2008 г.


УМК утвержден ученым советом ПИ ЮФУ пр. № ______ от «__» _______


Председатель ученого совета ПИ ЮФУ,

Руководитель ПИ ЮФУ, профессор В.И. Мареев

^ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа учебной дисциплины «Психофизиологические основы интеллектуальной деятельности» разработана в соответствии с требованиями ГОС ВПО от 2005г. для подготовки магистра по направлению «050102М Биологическое образование».

Предложенный курс носит интегрированный характер, т.к. базируется на целом ряде дисциплин, которые магистранты изучали в ходе обучения в университете и предложен для упорядочения, углубления и осмысления знаний о мышлении, речи, интеллекте, памяти в ходе фило - и онтогенеза в норме и патологии.

В настоящее время в народном образовании усиливается внимание к проблемам обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья. Это дети, имеющие физические или психические недостатки развития и нуждающиеся в специальных условиях обучения и воспитания. Однако из категорий таких детей с отставанием в развитии являются дети с задержкой психического развития различной этиологии.

Варианты задержек психического развития детей достаточно широки; знания о причинах возникновения и проявления задержек психического развития для студентов являются необходимой базой, на которой строится организация коррекционного обучения и воспитания детей с задержкой психического развития.

^ Цель курса «Психофизиологические основы интеллектуальной деятельности»: обеспечить магистрантов естественнонаучного образования специализированной подготовки «Биологическое образование» современными знаниями и умениями выявления путей и средств сохранения здоровья и упрочения высокой работоспособности в процессе их разносторонней деятельности учащихся разного возраста и разным уровнем интеллектуального развития.

Магистерский курс «Психофизиологические основы интеллектуальной деятельности» в объеме 52 ч. лекций и 50 ч. лабораторных занятий изучается в 9, 10 и 11 семестрах в соответствующих объемах.

Курс построен на модульной основе. 1 модуль «Механизмы психической деятельности человека» посвящен изучению методов психофизиологии, представлений о психофизиологии функциональных состояний.

2 модуль «Психофизиологические механизмы познавательной деятельности» посвящен изучению дизонтогенеза интегративных функций мозга человека.

3 модуль «Эволюционные основы когнитивных процессов» посвящен изучению антропологическим основам становления когнитивных процессов человека.

^ В 9 семестре (1 модуль) магистранты обязаны дать критический анализ возможностей и ограничений рефлекторной концепции в понимании механизмов психической деятельности человека; психофизиологической проблемы и вариантов ее решения. Магистранты изучают основные методы психофизиологии, представления о психофизиологии функциональных состояний. Особое внимание уделяется основным психическим процессам и функциям (внимания, памяти, мышления, речи, особенностях межполушарного взаимодействия мозга и т.д.).

Курс лекций посвящен изучению высших функций нервной системы: речи, структуры мыслительных процессов, а также дифференциальной психофизиологии. Условиями, необходимые для успешного изучения курса являются знания, полученные магистрантами в области анатомии и физиологии ЦНС, физиологии ВНД. Данный курс расширяет программу подготовки магистров, предусмотренную Госстандартом, так как достижения современной нейробиологии дают новые сведения о локализации высших психических функций в мозге человека и о нейрофизиологических механизмах их обеспечения.

Лекционный материал сопровождается практическими занятиями, посвященными:

- обсуждению учебного материала и выполнение контролирующих заданий по соответствующей теме;

- овладению методами сбора нейрофизиологических данных и их анализа;

- приобретению навыков по статистической обработке нейрофизиологических информации;

- овладению методами и способами оценки параметров психофизиологических функций.

^ Целью I модуля курса «Психофизиология интеллектуальной деятельности» является усвоение магистрантами современных знаний о физиологических и нейронных механизмах психических функций человека.

^ В задачи I модуля курса входит следующее. Подготовить высококвалифицированного специалиста, информированного о нейрофизиологических основах формирования инстинктивного и сознательно мотивированного поведения и способного к организационно-управленческой, научно-педагогической и практической психологической деятельности среди различных категорий населения.

^ В 10 семестре (2 модуль) магистранты изучают возрастные особенности психофизиологии интеллектуальной деятельности в норме и патологии. Рабочая программа по курсу «Психофизиологические основы интеллектуальной деятельности» (раздел II «Психофизиология развития интеллектуальной деятельности») составлена в соответствии с учебным планом для первого года обучения в магистратуре по специальности «Биология». Программа рассчитана на курс лекций (22 часа) и лабораторный практикум (16 часов) по психофизиологии развития интеллектуальной деятельности.

^ Цель II модуля курса: изучение фундаментальных основ психофизиологии развития интеллекта.

Задачи II модуля курса:

  • Овладение знаниями о развитии мозговых механизмов познавательной деятельности в антенатальном и восходящем онтогенезе;

  • формирование представлений о развитии основных познавательных процессов: восприятия, памяти, мышления, принятия решения;

  • изучение биологических и социальных факторов риска в психофизиологии развития интеллекта;

  • изучение зависимости психофизиологии развития интеллекта от технологии обучения ребенка в семье и образовательных учреждениях;

  • овладение знаниями о развитии интеллекта в условиях компьютеризованного обучения.

В 11 семестре (3 модуль) магистранты должны усвоить вопросы, касающиеся происхождения и эволюции человека и особенностям психофизиологии интеллектуальной деятельности в ходе онтогенеза. Такого рода знания необходимы всем специалистам, работающим в области человекознания. Они позволяют понять биологическую сущность человека, его место в системе животного мира, правильно квалифицировать этиологию, патогенез и клинику интеллектуальной недостаточности.

Целью III модуля курса является усвоение магистрантами вопросов фило- и онтогенетического становления мозга человека.

В задачи III модуля курса входит следующее.

  • Изучить вопросы, касающиеся эволюционного аспекта психофизиологии интеллектуальной деятельности человека;

  • Сформировать навыки дифференциальной диагностики интеллектуальных нарушений;

  • Ознакомиться с классификацией различных форм умственной отсталости для осуществления коррекционной работы соответственно характеру дефекта.

По окончанию курса магистранты должны знать:

  • Мозговые механизмы, определяющие развитие интеллекта в разные возрастные периоды восходящего онтогенеза;

  • психофизиологические механизмы основных психических процессов, лежащих в основе познавательной деятельности мозга;

  • возрастные особенности системной организации процесса восприятия;

  • возрастные особенности структурно-функциональной организации внимания;

  • механизмы регуляции функционального состояния и его влияние на развитие интеллекта;

  • роль наследственности и среды в психофизиологии развития интеллекта;

  • сенситивные и критические периоды развития интеллекта;

  • основные биологические и социальные факторы риска в развитие интеллекта;

  • особенности развития интеллекта при «репродуктивной» и «продуктивной» технологии обучения;

  • взаимосвязь ориентировочного и оборонительного рефлексов и их влияние на когнитивные процессы;

  • механизмы связи оптимизации функционального состояния с ориентировочным рефлексом и модулирующей системой мозга;

  • знать информативную ценность нейрофизиологических данных, необходимых для объективной оценки психического состояния, и основные методы их получения;

  • иметь целостное представление о роли структур головного мозга в обеспечении жизнедеятельности организма;

  • обладать современными научными знаниями о значении коры больших полушарий и подкорковых структур в обеспечении высших психических функций человека: внимании, памяти, речи, мыслительных операций;

  • знать нейрофизиологические особенности психических функций, обусловленные полом, возрастом и личностными свойствами;

  • общее и специфическое в искусственном интеллекте;

  • основные понятия, определения и факты эволюции человека;

  • основные подходы и проблемы эволюции мозга и развития речи гоминид.

Требования к умениям:

  • владеть методами сбора нейрофизиологической информации и ее анализа, в том числе регистрацией электроэнцефалограммы и тестирования функциональной асимметрии полушарий;

  • уметь анализировать нейрофизиологические показатели внимания, памяти и речевых функций;

  • самостоятельно работать с оригинальными статьями, монографиями по данной дисциплине;

  • написать реферат и осуществить его презентацию;

  • грамотно работать с наиболее информационными тестами по психофизиологии развития интеллекта;

  • уметь оценивать произвольное и непроизвольное внимание у детей и подростков;

  • выбрать методы для психофизиологической оценки развития памяти и восприятия;

  • оценивать влияние функционального состояния ребенка на развитие его интеллектуальной деятельности;

  • применять психофизиологические методы для оценки педагогических технологий на «соответствие» и «несоответствие» основному свойству развивающегося мозга – непрерывное развитие

  • составить представление о сравнительной морфологической характеристике современного человека и его предшественников;

  • составить представление о качественных особенностях процесса эволюции человека;

  • составить представление о биологической изменчивости в популяциях современного человека;

  • аргументировано отстаивать свою точку зрения по вопросам происхождения и эволюции современного человека;

  • оценить биологический возраст индивида для оценки биологического резерва онтогенеза.

Проверка качества усвоения знаний по курсу проводится в течение всего времени изучения предмета в устной и письменной форме. Текущий контроль - дискуссии по соответствующей теме, выполнение тестовых заданий и решение задач, выполнение контрольных работ

  1   2   3   4   5

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Основная образовательная программа подготовки магистра по направлению «050100 Естественнонаучное образование» 050102м биологическое образование icon Основная образовательная программа подготовки бакалавра по направлению подготовки бакалавриата 050700.

Основная образовательная программа подготовки магистра по направлению «050100 Естественнонаучное образование» 050102м биологическое образование icon Рабочая учебная программа по дисциплине «Обучение математике детей с отклонениями в развитии» по

Основная образовательная программа подготовки магистра по направлению «050100 Естественнонаучное образование» 050102м биологическое образование icon Программа к собеседованию для абитуриентов, поступающих по направлению «050100 Специальное (дефектологическое)

Основная образовательная программа подготовки магистра по направлению «050100 Естественнонаучное образование» 050102м биологическое образование icon Основная образовательная программа высшего профессионального образования направление подготовки
Основная образовательная программа высшего профессионального образования, реализуемая вузом по направлению...
Основная образовательная программа подготовки магистра по направлению «050100 Естественнонаучное образование» 050102м биологическое образование icon Основная образовательная программа высшего профессионального образования направление подготовки
Основная образовательная программа высшего профессионального образования, реализуемая вузом по направлению...
Основная образовательная программа подготовки магистра по направлению «050100 Естественнонаучное образование» 050102м биологическое образование icon Б 4 Основы медицинских знаний и здорового образа жизни Направление подготовки 050100. 62 Педагогическое

Основная образовательная программа подготовки магистра по направлению «050100 Естественнонаучное образование» 050102м биологическое образование icon Основная образовательная программа (ооп) бакалавриата, реализуемая вузом по направлению подготовки

Основная образовательная программа подготовки магистра по направлению «050100 Естественнонаучное образование» 050102м биологическое образование icon Основная образовательная программа (ооп) бакалавриата, реализуемая вузом по направлению подготовки

Основная образовательная программа подготовки магистра по направлению «050100 Естественнонаучное образование» 050102м биологическое образование icon Основная образовательная программа высшего профессионального образования по направлению подготовки

Основная образовательная программа подготовки магистра по направлению «050100 Естественнонаучное образование» 050102м биологическое образование icon Программа вступительных испытаний для поступающих в магистратуру по направлению подготовки 050700

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы