Научно-обоснованный подход, как средство повышениЯ эффективности лечения зависимостей icon

Научно-обоснованный подход, как средство повышениЯ эффективности лечения зависимостей





Скачать 237.87 Kb.
Название Научно-обоснованный подход, как средство повышениЯ эффективности лечения зависимостей
Дата конвертации 29.03.2013
Размер 237.87 Kb.
Тип Документы

Научно-обоснованный подход, как средство повышениЯ эффективности лечения зависимостей




Введение



Цель данных материалов – поделиться достижениями науки в понимании и лечении расстройств, вызванных злоупотреблением ПАВ и зачастую сопровождаемых сопутствующими расстройствами, например посттравматическим стрессовым расстройством или депрессией. В США наблюдается переход к научно-обоснованным или доказательно-обоснованным подходам ("доказательной медицине") в лечении медицинских, психиатрических и аддиктивных расстройств. Поскольку данный подход состоит на вооружении у целого ряда специалистов, работающих с зависимостями, то его основной целью является создание стимулов для специалистов-практиков по введению профилактических и лечебных методологий, отражающих современные тенденции в области полезности данных инновационных профилактических стратегий для отдельных групп риска.

Основной принцип, лежащий в основе эффективных лечебных программ, гласит, что если лечебная программа опирается на исследования, то она следует доказательно-обоснованной модели, в конечном итоге приводящей к измеримым результатам. "Эффективная практика" или "научно-обоснованный подход" – это стандарт, который используется различными федеральными агентствами в США для определения эффективности программ, предоставляющих медицинские, социальные, психиатрические и наркологические услуги.

Принимая концепцию "научно-обоснованного" лечения за основу, ниже вашему вниманию будут представлены достижения науки в трех областях исследований:


  • психическая травма, (далее по тексту просто травма)

  • исследование связи между мозгом и поведением,

  • лечебные подходы.


Цель данной работы – представить вниманию специалистов результаты последних научных исследований в каждой из вышеуказанных областей с целью оказания помощи в разработке лечебных подходов для лиц с расстройствами, вызванными злоупотреблением ПАВ.


^

Новые данные в исследовании психической травмы



Травме можно дать следующее определение: “травма – это негативный опыт, который подрывает у человека чувство контроля и предсказуемости по отношению к его жизни и который глубоко изменяет способы, при помощи которых впоследствии человек работает со своими эмоциями, другими людьми и событиями в своей среде обитания”.

Иначе говоря, "травма – это состояние, в котором подавляется способность человека интегрировать эмоциональный опыт, приводящее в результате к ощущению неминуемой угрозы для жизни (например, телесного вреда) или психики человека".

^

Травма и травматическая память


Механизм травматической памяти заключается в хранении и воспроизведении традиционной когнитивной (кто, что, где и когда), эмоциональной (чувство страха, ужаса или грусти) и моторно-вестибулярной (например, позиция тела в момент травмы) информации, а также психического состояния (например, бдительность или психологическое гипервозбуждение), в котором человек находился в момент травмы. Связанные с травматическим событием когнитивные функции постоянно переживаются жертвой, когда она подвергается воздействию стимулов, аналогичных травматическому событию.

^

Посттравматическое стрессовое расстройство


У пациентов, подвергшихся воздействию травматического события или повторяющейся травмы, может развиться ряд симптомов, получивших название посттравматического стрессового расстройства (ПТСР). Обычно диагноз ПТСР ставят пациентам, которые подверглись воздействию потенциально угрожающей жизни травмы, во время которой они испытали всепоглощающее чувство беспомощности и страха.

^

Зачем акцентировать внимание на травме?


Травма часто является основной проблемой у пациентов с психическими, наркологическими и сопутствующими заболеваниями; игнорирование травмы может привести к огромному личному, социальному и экономическому ущербу. Еще более важен тот факт, что пациенты на самом деле выздоравливают от воздействия травмы, если они вовремя получают правильное лечение. В настоящее время разрабатываются и тестируются эффективные модели лечения. Многие модели адаптируются для использования в различных социальных условиях и среди различных групп населения.


По данным Национального института наркологии США:


  • 80% мужчин и женщин, находящихся в психиатрических клиниках, подвергались физическому или сексуальному насилию в прошлом, большинство из них – в детском возрасте.

  • Большинство взрослых с диагнозом пограничное расстройство личности (81%) или диссоциативное расстройство личности (90%) подвергались насилию в детском возрасте.

  • Около 2/3 мужчин и женщин, находящихся в наркологических клиниках, сообщают о насилии или безнадзорности в детском возрасте.

  • Почти 90% женщин-алкоголиков подвергались сексуальному насилию в детском возрасте или подвергались физическому насилию от рук родителя.

  • 82% молодых людей, проходящих лечение в амбулаторных и стационарных условиях, сообщают о наличии травмы в прошлом.

  • Насилие является важнейшим причинным фактором в 10-25% всех нарушений развития.

  • В системе уголовного и ювенального правосудия 80% женщин, находящихся в пенитенциарных учреждениях, были жертвами сексуального и физического насилия в прошлом.

  • В ходе одного исследования ученые выявили, что 92% девушек, находящихся в пенитенциарных учреждениях, подверглись сексуальному, физическому или сильному эмоциональному насилию в прошлом.

  • У мальчиков, подвергшихся или ставших свидетелями насилия, в 1000 раз выше вероятность совершения насилия, чем у здоровых подростков.


Связанные с ПТСР симптомы и физические изменения часто наступают намного позже самого травматического события, потому что сохраняются связанные с ним эмоциональные и физиологические воспоминания.

Это возможно по следующим причинам:

  • Сохраняются постоянные эмоционально окрашенные вспоминания и переживания травматического события (навязчивое переживание);

  • Эмоционально окрашенные воспоминания и переживания вызывают определённые физиологические реакции, которые сопутствовали начальной травме.

  • ^ Повторное переживание травмы может выражаться в постоянном пересказывании своей истории.


Сексуальное насилие в детском возрасте может привести к хронической травме. Сильная травма в детском возрасте многократно переживается, и это настолько нарушает эмоциональное развитие ребенка, что он становится практически «нефункционирующим».

Когда насилие совершается членом семьи, в частности родителем, ребенок теряет не только способность функционировать, но и способность доверять своим родителям и с их помощью справиться с травмой. Для ребенка такая ситуация становится угрозой к существованию. Подобное событие может даже привести к развитию расстройства привязанности.

На Рисунке 1 показано аномальное развитие мозга вследствие сенсорного голода у трехлетних детей: здорового (слева) и больного (справа).




Рисунок 1.


На данных снимках, сделанных при помощи рентгенокомпьютерной томографии (РКТ), демонстрируется негативное влияние сенсорного голода на развитие мозга. На левом снимке показан мозг здорового трехлетнего ребенка с нормальным размером головы (50-я процентиль).

На снимке справа показан мозг трехлетнего ребенка, испытывавшего сенсорное голодание вследствие безнадзорности – его мозг намного меньше среднестатистического размера (3-я процентиль) и имеет увеличенные желудочки и корковую атрофию.


На Рисунке 2 показаны механизмы, при помощи которых негативный детский опыт влияет на здоровье и благосостояние человека в течение его жизни:


СМЕРТЬ
















ЗАЧАТИЕ


Рисунок 2.

^

Психобиология ПТСР (связь между мозгом и телом)


Понимание сути ПТСР и его лечение должно начинаться с понимания психобиологических аспектов ПТСР, потому что психическая травма воздействует на биологические и поведенческие функции человека.

Полученный травматический опыт вызывает изменения в психофизиологической и нейроэндокринной функциях, а также оказывает влияние на иммунитет; все это вместе взятое существенным образом изменяет поведение индивида. Органом, выступающим медиатором реакции на травму и стойких негативных реакций на травматическое событие, является человеческий мозг.

Воздействие психотравмы может вылиться в дисфункцию нескольких мозговых структур, в том числе ствола мозга (brainstem), гипоталамуса (hypothalamus), лимбической системы (limbic system) и неокортекса (neocortex).

Кроме вышеперечисленных структур и систем головного мозга дисфункции так же подвергаются: миндалина (amygdala), окрашенное место (locus coeruleus) и гиппокамп (hippocampus), а также нейрохимические системы, ответственные за норадренергическую передачу, выработку дофамина, опиатов и кортикотропного гормона. Все эти мозговые структуры и системы контролируют множество когнитивных и эмоциональных функций, в конечном счете, определяющих поведение индивида.

^

Лимбическая система


Наибольшая дисфункция наблюдается в лимбической системе. Лимбическая система состоит из нескольких структур мозга, которые участвуют в образовании эмоциональных реакций и выражений. Лимбическую систему иначе называют "системой вознаграждения" или "центром удовольствия" мозга.

Основными компонентами лимбической системы являются миндалина и гиппокамп. Вышеназванные структуры выполняют функцию примитивного поведенческого контроля; они интегрируют эмоции, удовольствие и поведение с моторными и автономными функциями. Последние исследования указывают на большое значение лимбической системы в функциях научения и памяти.

Ван дер Колк и др. (1996) выяснил, что пациенты, вспоминающие травматический опыт, демонстрируют повышенную активность в миндалине, при этом речевой центр мозга "выключается". Результаты данного исследования совпадают с гипотезой о том, что пациенты с ПТСР испытывают эмоции как физическое состояние, а не вербально закодированный опыт. Также считается, что затруднение пациентов с ПТСР выразить свои чувства в словах является прямым отражением фактических изменений в деятельности мозга.

Система гиппокампа анатомически примыкает к миндалине. Ее функцией является запись пространственных и временных измерений опыта в память. Она играет огромную роль в категоризации и хранении информации. Правильное функционирование гиппокампа необходимо для работы памяти.

Также считается, что гиппокамп участвует в образовании функций удовольствия, наказания, новизны или неудовольствия. В ходе недавних исследований была найдена связь между наличием ПТСР, уменьшением размера гиппокампа и изменением функций памяти.

Травмированные люди, заново переживая травму, могут быть физически не в состоянии говорить о ней, потому что деятельность мозга, связанная с речью и логикой, может подавляться нейронным функциями, вызванными эмоциями; таким образом, травма вмешивается в правильную работу мозга, потому что кортекс (cortex) практически "выключен". Не могущие выразить свой травматичный опыт жертвы диссоциируют его и начинают "закрываться", становясь "замороженными или онемевшими" и, в конечном итоге, перестают ориентироваться в повседневных жизненных ситуациях.

Ван дер Колк (2001) считает, что мозг пациентов с ПТСР не может нормально обрабатывать информацию, вследствие изменения биохимии мозга под воздействием травмы. Травмированным людям трудно обращать внимание на события, не связанные с их травмой. У них наблюдается тенденция к "туннельному зрению" и чувствительность только к своей травме и сопутствующим событиям; они реагируют на другие стимулы так, как будто снова происходит травматическое событие. Чем выше уровень возбуждения, тем больше потеря эмоционального контроля.

^

Выводы для лечения


Когда такой травмированный пациент попадает в наркологическую клинику, то может показаться, что он не мотивирован и не реагирует на лечение. Однако его поведение может быть следствием ПТСР и не должно восприниматься как отсутствие реакции на лечение. Неразрешенное горе пациента может проявиться в культурной потере, злоупотреблении ПАВ и/или членовредительстве, обвинениях, гневе или ярости, обращенных в агрессию против других и особенно семьи.

Таким образом, лечение должно быть ориентировано на понимание воздействия травмы на человека и помнить о том, что нельзя обвинять пациентов, не могущих обсуждать свои эмоции, в том, что "они в отказе". Вместо этого, лечение должно акцентировать внимание на разработке эффективных терапевтических подходов, которые нейтрализуют воздействие травмы и аддиктивного поведения.

Ван дер Колк (1998) констатирует, что "признание того факта, что многие пациенты с ПТСР организуют большую часть своей жизни вокруг повторяющихся моделей переживания и отгорожения от травматических воспоминаний, напоминаний и аффективных состояний, может помочь врачам истолковать их симптомы как неверные попытки восстановить чувство контроля и безопасности, а не как странное поведение, требующее контроля. Поскольку безопасная привязанность является основным способом, при помощи которого дети учатся регулировать изменения внутреннего состояния, обсуждение условий межличностной безопасности должно стать приоритетным в лечении.

Недоверие и дефицит социальной безопасности являются критическими аспектами в формировании травмы развития, поэтому большое значение имеют структура и предсказуемость. Определение специфичных восприятий и ожиданий, связанных с травмой, а также обучение удовлетворению эмоциональных потребностей являются критическими аспектами эффективного лечения".

Таким образом, в дополнение к акцентированию внимания на аддиктивном поведении, следует разработать лечебный план, который поможет травмированному пациенту перейти из состояния доминируемого и преследуемого прошлым, в состояние присутствия в настоящем (здесь и сейчас).

Следует также помогать пациентам преодолевать травматические отпечатки. Эти отпечатки (ощущения, эмоции и действия) доминируют над их жизнью и не имеют отношения к требованиям настоящего. Они становятся инородным элементом, который вызывается к действию текущими впечатлениями. Отпечатки травмы продолжают реактивировать старые, основанные на прошлом опыте, состояния разума.

Таким образом, лечебные стратегии должны быть ориентированы на понимание воздействия травмы на человека и помнить о том, что нельзя обвинять пациентов, не могущих обсуждать свои эмоции, в том, что "они в отказе". В настоящее время когнитивная терапия демонстрирует высокую эффективность в лечении ПТСР.

Каждый человек должен уметь реагировать на текущие события используя весь свой потенциал. Психической травме нужно уделять большее внимание в жизни человека. Травма может стать историческим событием или рядом событий, которые произошли в определенное время в определенном месте. Наркологи начинают признавать, что им нужно понимать роль травмы в формировании зависимости и психопатологии.

^

Понимание зависимости как заболевания мозга



В обществе бытует мнение, что злоупотребление наркотиками и зависимость – это чисто социальная проблема. Многие люди считают, что потребители наркотиков либо нравственно слабы, либо имеют криминальные тенденции. Также существует широко распространенное мнение, что потребители наркотиков и наркоманы могут прекратить употребление наркотиков, если захотят изменить свое поведение.

Такие мнения породили стереотипы не только по отношению к наркозависимым и их семьям, но и к работающему с ними медицинскому персоналу. Злоупотребление наркотиками и зависимость являются проблемой здравоохранения, которая оказывает негативное влияние на общество и имеет серьезные социальные последствия.

Наша задача – помочь специалистам и широкой общественности заменить свои ошибочные мнения и убеждения о наркомании и наркозависимости на научные факты о том, что зависимость – это хроническое, рецидивирующее и излечимое заболевание мозга.

Зависимость формируется после того, как человек сознательно решает употреблять наркотики, но зависимость – это не просто "употребление наркотиков в большом количестве". Последние научные исследования дают нам надежные доказательства того, что наркотики не только вмешиваются в нормальное функционирование мозга, тем самым, вызывая сильное чувство удовольствия, но и оказывают долгосрочное воздействие на метаболизм и деятельность мозга.

В определенный момент в мозгу происходят изменения, которые могут превратить злоупотребление наркотиками в зависимость – хроническое и рецидивирующее заболевание. Наркозависимые страдают от непреодолимого влечения к наркотикам и не могут самостоятельно бросить эту пагубную привычку. Для прекращения непреодолимого влечения требуется лечение.

На Рисунке 3 показана схема, описывающая различные факторы, влияющие на формирование зависимости:


СРЕДА




^ ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ НАРКОТИКИ ГЕНЫ




М^ ЕХАНИЗМЫ МОЗГА




ЗАВИСИМОСТЬ

ПСИХИЧЕСКОЕ РАССТРОЙСТВО


Рисунок 3.


Постоянное употребление наркотиков приводит к химическим и молекулярным изменениям в мозге, что означает формирование зависимости. Человек может начать употреблять наркотики вследствие генетических, психологических и социокультурных факторов, но после приема наркотика(ов), аддиктивное поведение воздействует на мозг напрямую.

Продолжительное употребление наркотиков приводит к каскаду внутриклеточных событий, в результате которого изменяется возбудимость клеток и, в конечном счете, нейрональная активность. Считается, что вышеописанные события влекут за собой изменения, провоцирующие острые эффекты позитивного подкрепления, вследствие взаимодействия наркотиков с индивидуальными системами нейромедиаторов внутри "центра удовольствия" мозга.

"Награда" или подкрепление свойств наркотика еще больше способствует продолжительному аддиктивному поведению, что ведет к дальнейшим изменениях в других нейрональных процессах, в том числе нейробиологических процессах, которые впоследствии приводят к повышению толерантности и чувствительности, а также формированию зависимости и абстинентного синдрома.

Таким образом, употребление ПАВ в течение определенного периода времени может привести к нейроадаптации в "центре удовольствия" мозга, что может сопровождаться началом аддиктивного поведения и подвергнуть системы острому наркотическому подкреплению (внутрисистемная адаптация, межсистемная адаптация).

Подобные изменения в "центре удовольствия" стимулируют компульсивное потребление ПАВ частично путем увеличения положительного (повышение чувствительности) и отрицательного (антиадаптация) подкрепляющих эффектов наркотика. Подобные химические изменения являются основой для определения наркотической зависимости как "заболевания мозга".

Создается впечатление, что в мозгу есть некий "переключатель", который включается в определенное время при употреблении наркотиков. Этот переключатель "включается" в разное время у разных людей и для разных ПАВ, но уж если он включился, то потребитель наркотиков превращается в наркомана. Поэтому, проблема здесь лежит в "заболевании мозга".

Точная молекулярная структура "переключателя" неизвестна, но, тем не менее, существует понимание некоторых механизмов, которые задействуются при изменениях в мозге. Общим знаменателем в деятельности мозга при злоупотреблении любыми наркотиками является повышение выделения дофамина в зоне, известной как "центр удовольствия".


На Рисунке 4 представлена схема "переключателя":








Употребление

наркотика




Зависимость


Рисунок 4.


На Рисунке 5 представлена "система награды":


Рисунок 5.


На Рисунке 6 представлен механизм формирования памяти о наркотике:


^ Миндалина не активна Миндалина активна

П
ередняя часть мозга





Задняя часть мозга


Видео о природе о кокаине


Рисунок 6.


На Рисунке 7 представлена схема дофаминергической передачи и графики выброса дофамина в результате реакции на употребление амфетамина или приема пищи (Di Chiara et al.):













Рисунок 7.


На Рисунке 8 (ниже) представлены 2 типа сканирования мозга, сделанные при помощи позитронно-эмиссионной томографии и ядерно-магнитной резонансной томографии:




Позитронно-эмиссионная томография (ПЭТ-сканирование) является самым мощным из действующих инструментов сканирования; ее механизм действия заключается в использовании радиоактивных трейсеров, относительное количество которых картографируется в различных областях мозга, для изучения метаболизма энергии мозга и кровотока.

При ядерно-магнитной резонансной томографии (ЯМРТ-сканирование) применяется сильное магнитное поле, а после его ослабевания, измеряется количество энергии, испускаемое различными молекулами.

При обоих типах сканирования компьютер переводит результаты в картинки с высоким разрешением.

На Рисунке 9 показаны результаты ПЭТ-сканирования метаболизма глюкозы в областях мозга у здорового человека и у кокаинового наркомана через 10 и 100 дней после употребления наркотика:




Рисунок 9: Наблюдается нарушение метаболизма в мозгу кокаинового наркомана: передние корковые зоны почти не работают даже через 100 дней.


На Рисунке 10 показаны результаты ПЭТ-сканирования характеристик мозга кокаинового наркомана, протестированного через 1 и 4 месяца после последнего употребления, по сравнению со здоровым человеком:




Высокий уровень D2-рецепторов показан красным, низкий уровень – синим. Обратите внимание на значительное снижение D2-рецепторов у кокаинового наркомана.


Рисунок 10.


На Рисунке 11 сравниваются результаты ПЭТ-сканирования уровня рецепторов дофамина у потребителя метамфетамина и здорового человека:




Сравнение показывает, что уровень рецепторов дофамина ниже у потребителя, чем у здорового человека. Высокий уровень рецепторов дофамина показан красным; низкий уровень – желтым/зеленым. Чем ниже уровень рецепторов дофамина, тем ниже метаболическая деятельность мозга. Низкий уровень дофамина влияет на когнитивную и моторную функции.


Рисунок 11.


На Рисунке 12 сравниваются результаты ПЭТ-сканирования мозга потребителя метамфетамина и здорового человека:





Рисунок 12.


На снимках выше показано, что потребитель, который смог воздержаться от употребления наркотиков, демонстрирует выздоровление по уровню носителей (транспортеров) дофамина. Высокий уровень носителей дофамина показан красным; низкий уровень – желтым/ зеленым. Повышение уровня носителей дофамина соответствует улучшению когнитивной и моторной функций. Вывод по данным результатам – дофамин-секретирующие клетки, считавшиеся поврежденными метамфетамином, могут восстанавливаться, а другие неповрежденные дофамин-секретирующие клетки, могут разрастаться и компенсировать потери.

На Рисунке 13 сравниваются результаты ПЭТ-сканирования мозга здорового человека (слева) и наркопотребителя (справа) на предмет потери носителей дофамина после злоупотребления метамфетамином (источник: Volkow, N.D. et al., Am J. Psychiatry, 158(3), pp. 377-382, 2001.):







На Рисунке 14 ПЭТ-сканирование мозга алкоголика показывает повышение метаболизма мозга через 10-30 дней после прекращения употребления алкоголя:


Рисунок 14.





На Рисунке 15 показано, что некоторые действия алкоголя могут зависеть от взаимодействия с гамма-аминомасляной кислотой (ГАМК) – нейромедиатором мозга:


Результаты томографии с эмиссией одного фотона (Электронный парамагнитный резонанс – ЭПМР) указывают на разницу в функции ГАМК у (A) 26-летнего алкоголика и (B) 26-летнего здорового человека.


Рисунок 15.


На Рисунке 16 представлены снимки тканей мозга с толщиной слоя в 10 мм, сделанные при помощи компьютерной томографии:




На снимках показана потеря объема мозга у 60-летнего алкоголика по сравнению с 61-летним здоровым человеком.


Рисунок 16.


На Рисунке 17 (ниже) показаны результаты ПЭТ-сканирования мозга на предмет выработки серотонина за 40-минутный период у неупотребляющего (вверху) и потребителя экстази (внизу).


Результаты сканирования мозга потребителя показывают значительно меньшую выработку серотонина и больший вред от употребления экстази.

Доказано, что влечение к наркотику является настолько сильным, что даже предвкушение от возможного употребления наркотика может вызвать реакцию, идентичную приему наркотика, хотя сам наркотик отсутствует в ЦНС. В ходе одного исследования было установлено, что исследуемые испытали алкогольную реакцию, даже не получая алкоголь.

На Рисунке 18 результаты ПЭТ-сканирования показывают, что лимбические зоны в мозгу стационарных пациентов (кокаиновых потребителей) активируются при просмотре фильмов о кокаине, просмотр же фильмов о природе не приводит к активации лимбические зон.

Это указывает на то, что влечение к кокаину вследствие применения зрительного раздражителя отражает деятельность в специфических зонах мозга (большая активация показана в цвете в верхней части шкалы в правой части рисунка).


Рисунок 18.


На Рисунке 19 результаты функционального ЯМРТ-сканирования показывают активацию аналогичных зон мозга у кокаиновых наркоманов при просмотре фильма, вызывающего влечение к кокаину (слева), и у неупотребляющих при просмотре откровенно сексуальных сцен (справа). Это указывает на то, что влечение к кокаину, вызванное зрительным раздражителем, и сексуальное возбуждение связаны с одними и теми же зонами мозга.

Недавние исследования доказывают, что созревание серого вещества мозга движется кпереди, а это означает, что когнитивные процессы и другие "исполнительные" функции развиваются позднее пространственных, сенсорных и языковых функций.


Рисунок 19.


На Рисунке 20 приводятся доказательства пост-подросткового созревания мозга во фронтальной и бороздчатой зонах (Источник: Sowell, E.R. et al., Nature Neuroscience, 2(10), pp. 859-861, 1999).


Разница плотности серого вещества у 16-летнего и 23-30-летнего вероятно отражает разницу в миелинизации.


Фронтальная доля








Подкорковая зона


Рисунок 20.


С точки зрения влияния на понимание подросткового поведения следует отметить 3 структуры мозга, которые созревают в подростковом возрасте, это – nucleus accumbens, миндалина и префронтальный кортекс. В то время, как ученые предостерегают от поспешных выводов о наличии определенных связей между результатами недавних исследований в области неврологического развития и поведением, появление доказательств, что мозг все еще находится в состоянии развития в подростковом возрасте, дает повод для возникновения нескольких гипотез.


  1. Считается, что миндалина (структура мозга, отвечающая за связывание эмоциональных реакций с приятным или неприятным опытом) способствует возникновению 2 поведенческих эффектов: тенденция подростков скорее к импульсивной, нежели контролируемой реакции на ситуации, и склонность молодежи неверно читать нейтральные или любопытные выражения лица как признак гнева.




  1. Префронтальный кортекс (иногда называемый "местом трезвого мышления") – это зона мозга, отвечающая за комплексную обработку информации от формирования взглядов до контролирования импульсов, предвидя последствия и формируя цели и планы. Недоразвитый префронтальный кортекс считается нейробиологическим объяснением тенденции подростков к плохому формированию суждений и частому поведению по типу "сначала сделал, потом подумал". С точки зрений неврологического развития считается, что ПАВ влияют на три вышеуказанные структуры мозга, приводя к ограниченному развитию мозга с соответствующим влиянием на когнитивную функцию, эмоциональное развитие и импульсный контроль.


Выводы по результатам исследований в отношении ПАВ и развития мозга должны учитываться при разработке стратегий по целевой профилактике и лечению.

В свете последних открытий существующие стратегии и поведенческие подходы к лечению для несовершеннолетних заключаются в разработке адекватных возрасту учащихся учебных планов для объяснения молодежи особенностей развития мозга. Еще одна стратегия – внедрить информацию о неврологическом развитии в учебные материалы, используемые специалистами по профилактике и воспитателями. Третий подход – сообщать о недавних открытиях практикующим врачам, тем самым, помогая им корректировать терапевтические цели и ожидания в зависимости от зрелости мозга.

В конечном итоге, есть общественные защитники, играющие огромную роль в лечении и профилактике. Просветительские усилия с их участием могут привести к появлению эмпирически обоснованных посланий общественным структурам и общественных кампаний, одни из которых будут направлены на откладывание начала употребления ПАВ, предпочтительно до взрослого возраста, а другие – на избегание перманентного неврологического вреда посредством воздержания или снижения употребления ПАВ в подростковом возрасте.
^

Когнитивно-поведенческие терапии


Когнитивно-поведенческая терапия (Cognitive Behavior Therapy или CBT) – это форма психотерапии, основанная на концепциях и принципах, выведенных из психологических моделей человеческих эмоций и поведения. CBT включает в себя целый ряд подходов по лечению эмоциональных расстройств, начиная с четко структурированной индивидуальной психотерапии и заканчивая группами взаимопомощи.

В основе CBT лежит следующая гипотеза: то, как думаем (когнитивная сфера), как мы чувствуем (эмоциональная сфера) и как мы действуем (поведенческая сфера), взаимодействует между собой. В частности, наши мысли определяют наши чувства и наше поведение. Поэтому, негативные мысли могут привести к дистрессу и возникновению других проблем.

Примером может послужить ситуация, когда человек, совершив ошибку, думает "Я – дурак и ничего у меня не получается". Такая установка негативно влияет на настроение и, в конечном итоге, вызывает депрессию. А в будущем, человек еще больше усугубляет свою проблему, избегая действий, которые у него не получаются. В результате, он ограничивает возможность осуществления успешного опыта, что закрепляет его первоначальную мысль о "бестолковости".

В CBT такая ситуация называется "накликанная беда" или "проблемный цикл". Смысл работы врача будет заключаться в оказании помощи пациенту для изменения ситуации к лучшему, посредством работы над способами мышления пациента (как реакцией на подобные ситуации) и обучения пациента более гибким способам мышления, параллельно снижая избегание определенных видов деятельности. Если в результате пациент освободится от модели негативного мышления, то он будет чувствовать себя менее подавленным. Следующий шаг – пациент становится более активным, чаще попадает в ситуацию успеха и еще больше избавляется от депрессии.

CBT пытается помочь пациентам сделать 3 важные вещи: распознать, избежать и справиться. То есть, РАСПОЗНАТЬ ситуации, в которых пациент может употребить ПАВ, по возможности ИЗБЕЖАТЬ попадания в эти ситуации и более эффективно СПРАВИТЬСЯ с проблемами и проблемным поведением, связанным со злоупотреблением ПАВ.

^

Компоненты когнитивно-поведенческой терапии


CBT имеет 2 основных компонента: функциональный анализ и формирование навыков.
Функциональный анализ

Для каждого случая употребления ПАВ во время лечения, врач и пациент выполняют функциональный анализ, т.е. выясняют мысли, чувства и обстоятельства пациента до и после употребления ПАВ. В самом начале лечения функциональный анализ играет важную роль, помогая пациенту и врачу оценить приводящие к употреблению ПАВ детерминанты (ситуации высокого риска) и понять причины употребления ПАВ (например, чтобы справиться с межличностными трудностями, получить "кайф" от ситуации риска, отсутствующей в обычной жизни клиента). На более поздней стадии лечения функциональный анализ эпизодов употребления ПАВ может помочь выявить ситуации или состояния, с которыми пациент до сих пор не может справиться.

Формирование навыков

CBT можно считать индивидуальной учебной программой, которая помогает потребителям наркотиков избавиться от старых привычек, связанных с употреблением ПАВ, и научиться новым и более здоровым навыкам и умениям. К тому времени, как потребление ПАВ становится серьезным и требует лечения, пациент обычно употребляет одно ПАВ в качестве единственного способа справиться с целым рядом межличностных и внутриличностных проблем. Это может случиться по нескольким причинам:


  • Пациент так и не сформировал эффективные навыки, позволяющие ему справляться с вызовами и проблемами взрослой жизни (когда употребление ПАВ началось в раннем подростковом возрасте).

  • Несмотря на то, что пациент смог развить в себе эффективные навыки в определенный момент времени, эти навыки впоследствии угасли из-за многократного использования ПАВ в качестве основного способа справляться с проблемами. Либо пациент утратил эффективные навыки вследствие хронического наркотического стиля жизни, при котором большая часть времени тратится на приобретение, употребление и последующее выздоровление от воздействия ПАВ.

  • Способность пациента использовать стратегии эффективного "справления" может ослабеть в силу наличия других проблем, например, сопутствующих психических расстройств. Формирование навыков в CBT производится максимально широко, поскольку потребители наркотиков являются гетерогенной группой и обычно приходят на лечение с букетом других проблем.


Первые несколько занятий акцентируют внимание на навыках, относящихся к начальному контролю употребления ПАВ (например, определение ситуаций высокого риска, контроль над мыслями об употреблении ПАВ). После освоения основных навыков, обучение расширяется и включает в себя ряд других проблем, с которыми пациент затрудняется справиться (например, социальная изоляция и отсутствие работы).

В дополнение к укреплению и расширению спектра стилей «справления» пациента, формирование навыков акцентирует внимание как на внутриличностных (например, справиться с влечением) и межличностных (например, отказ от предложения употребить кокаин) навыков. У пациента формируют эти навыки в качестве специфических (применимых здесь и сейчас для контроля употребления ПАВ) и общих (применимых к целому ряду других проблем) стратегий.

Таким образом, CBT не только ориентирована на помощь каждому человеку в снижении и прекращении употребления ПАВ во время лечения, но и на передачу навыков, полезных для пациента после окончания лечения.

^

Диалектическо-поведенческая терапия


Диалектическо-поведенческая терапия (Dialectical Behavioral Therapy или DBT) – это эмпирически обоснованная форма лечения, состоящая из индивидуального и группового консультирования. Хотя изначально DBT использовалась для работы с пациентами с авто-деструктивным поведением, она также была признана эффективной в лечении расстройств питания, наркоманий и депрессии. Будучи модификацией когнитивно-поведенческой терапии, DBT уделяет одинаковое внимание типам лечебного вмешательства, ориентированным на изменения и основанным на принятии.

Лежащая в основе DBT теория постулирует, что в силу инвалидизирующих сред во время воспитания, например, психической травмы, некоторые люди ненормально реагируют на эмоциональную стимуляцию. Их уровень возбуждения повышается намного быстрее, достигает пика на более высоком уровне, и требует намного больше времени, чтобы вернуться к нормальному состоянию. Это объясняет, почему некоторые люди, в частности, травмированные люди, постоянно борются с различными кризисами в своей жизни и демонстрируют чрезмерную лабильность (быстро чередующиеся эмоции). В силу их инвалидизации в прошлом, у них нет методов выхода из этих внезапных и интенсивных всплесков эмоций. DBT – это метод формирования навыков, которые помогают взять контроль над эмоциями.

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Научно-обоснованный подход, как средство повышениЯ эффективности лечения зависимостей icon В. В. Птушкин Химиотерапия в современной онкологии наряду с оперативным пособием и лучевым воздействием

Научно-обоснованный подход, как средство повышениЯ эффективности лечения зависимостей icon Чагу используют как общеукрепляющее и противовоспалительное средство при заболеваниях желудочно-кишечного

Научно-обоснованный подход, как средство повышениЯ эффективности лечения зависимостей icon Пути повышения эффективности хирургического лечения рака желудка 14. 01. 17 хирургия 14. 01. 12 онкология

Научно-обоснованный подход, как средство повышениЯ эффективности лечения зависимостей icon Значение эхокардиографического исследования диастолической функции желудочков сердца для повышения

Научно-обоснованный подход, как средство повышениЯ эффективности лечения зависимостей icon Доменюк дмитрий Анатольевич обоснование дифференцированного применения стоматологических материалов

Научно-обоснованный подход, как средство повышениЯ эффективности лечения зависимостей icon Приказ Минздрава РФ от 28 апреля 1998 г. N 140 "Об утверждении стандартов (моделей протоколов) диагностики
Федерации, федеральных учреждений здравоохранения организовать работу подведомственных
Научно-обоснованный подход, как средство повышениЯ эффективности лечения зависимостей icon Обоснование комплексной программы повышения эффективности лечения дисколоритов и профилактики осложнений,

Научно-обоснованный подход, как средство повышениЯ эффективности лечения зависимостей icon Обоснование комплексной программы повышения эффективности лечения дисколоритов и профилактики осложнений,

Научно-обоснованный подход, как средство повышениЯ эффективности лечения зависимостей icon Инструкция разработана с целью повышения эффективности диагностики и улучшения результатов лечения
Алгоритм дифференциальной диагностики и выбора тактики хирургической профилактики и лечения синовитов...
Научно-обоснованный подход, как средство повышениЯ эффективности лечения зависимостей icon Настоящая инструкция по применению разработана с целью оптимизации дифференциальной диагностики,

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Медицина