|
Скачать 0.86 Mb.
|
ГОУ ДПО «ЧЕЛЯБИНСКИЙ ИНСТИТУТ ПЕРЕПОДГОТОВКИ И ПОВЫШЕНИЯКВАЛИФИКАЦИИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ» КАФЕДРА СПЕЦИАЛЬНОГО (КОРРЕКЦИОННОГО) ОБРАЗОВАНИЯ «Авторский игровой диалог и его театрализация – как средство обогащения словаря, развития эмоциональной, выразительной, грамматически оформленной речи ребенка» В основу пособия положены авторские паузы, диалоги, стихи учителей-логопедов МДОУ ЦРР ДС № 389: Ивановой Т.В.; Веревкиной Л.А. Выполнила: Учитель-логопед МДОУ ЦРР ДС № 389 Иванова Т.В. Группа № 215 г. Челябинск – 2010г. Содержание Введение ………………………………………………………………………… 3 Глава 1. Особенности развития эмоциональной выразительности речи Детей ………………………………………………………………………......... 11 Глава 2. Организация обучающей речевой среды ………………………….. 18 2.1. Диалог и сопутствующие ему игры – как продуктивное средство речевой практики ребенка ……………………………………………………. 21 2.2. Театрализованный диалог – прием повышения эффективности коррекционной работы по определению дефекта…………………………… 26 Глава 3. Поэтапное решение задач по совершенствованию практики осознанного овладения ребенком стилистики родного языка……………… 29 Заключение ……………………………………………………………………. 31 Список литературы …………………………………………………………… 37 Приложения …………………………………………………………………… 38 Введение Современное и полноценное овладение речью является первым важнейшим условием становления у ребенка полноценной психики и дальнейшего правильного развития ее. Своевременное – значит начатое с первых же дней после рождения ребенка; полноценное – значит достаточное по объему языкового материала и побуждающее ребенка к овладению речью в полной мере его возможностей на каждой возрастной ступени. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем более осознанно восприятие явлений окружающего мира, тем шире возможности в познании и активном совершенствовании родного языка, тем выше способности мыслить – порождать мысли в форме понятий, суждений, умозаключений. Одним из психологических принципов, лежащих в основе овладения речью детьми, является принцип развития, согласно которому все психические процессы, в том числе и речь, имеют определенные качественные стадии в своем развитии. Изоляция ребенка от стимулирующей среды речевого общения оказывает замедляющее влияние на его психическое развитие. Неблагоприятные условия воспитания, патологии беременности и родов, недостаточная динамика общего психического развития, дают основу для достаточно стойких дефектов речи ребенка. Отмечается ее позднее появление, ограниченный словарный запас, аграмматизм, дефекты произношения и фонемообразования. Нарушения касаются всех компонентов языковой системы: фонетики, лексики, грамматики, эмоциональности. Пониженная способность детей с недоразвитием устной речи воспринимать различия в физических характеристиках элементов языка, различать значения, которые заключены в лексико-грамматических единицах языка, ограничивает их комбинаторные возможности и способности, необходимые для грамотного конструирования предложения, как основного элемента речи. Среди различных отклонений в развитии речи у ребенка с общим недоразвитием речи распространена одна из ошибок, а именно – выразительность, эмоциональность, темп. В настоящее время имеются широкий выбор методик практикующих логопедов: Т.А. Ткаченко, Е.В. Колесникова, В.В. Коноваленко и др. И серьезные исследования ученых, объединенные в научно-методические системы компенсаторного обучения, Р.Е. Левина, В.К. Орфинская. Однако недостаточность методического материала и практических пособий, некоторая оторванность от условий работы, именно по данному дефекту, побуждает искать оптимальные пути, средства и методы для повышения эффективности логопедической работы с ребенком. Проблема стойкости дефекта у определенной подгруппы детей с общим недоразвитием речи привела к созданию коррекционно – развивающие технологии, направленной на увеличение интенсивности учебного поведения ребенка, на выбор и создание рациональных средств и способов устранения отклонения с учетом закономерностей дизонтогинеза речи и системного процесса речевого развития. В какой бы форме не осуществлялась звуковая речь, основой всегда является мысль, чувства, намерения говорящего. От того, с какой интонацией, которую Жинкин Н.И. назвал «высшей и самой острой формой речевого воздействия», произносятся те или иные речевые высказывания, с каким выражением, мимикой, позой говорит человек, какие эмоции на данный момент переживает, зависит восприятие содержания и смысла высказывания. Словом можно порадовать и приласкать, Словом можно обидеть и наказать, Словом можно упрашивать и рассмешить Словом можно радость людям дарить Т.В. Иванова Сложный комплекс совместно действующих элементов (компонентов) звучащей речи: силы, определяющей динамику речи; направления, определяющего методику; скорости, определяющей темп и ритм; тембра, определяющего характер звучания – эмоциональную окраску речи, является материальным воплощением смысла речи. Звучащая, устная речь легко воспринимается, если она содержательна, правильна и интанационно выразительна. Мухина В.С. («Психология дошкольника») отмечает, что дошкольный возраст – оптимальный для усвоения языка, что в этом возрасте «обнаруживается наибольшая чуткость к языковым явлениям». При надлежащем воспитании и обучении дети достаточно легко и быстро овладевают языком в доступных по возрасту пределах. В коррекционной педагогике, у детей с недоразвитием речи, усвоение устной речи, и в частности ее интонационной выразительности, требует создания определенных условий, специальной речевой среды и эффективных средств. Для развития дара родной речи и ввиду особой ее важности в развитии интеллекта и эмоционально-волевой сферы растущего человека. Придерживаясь мнения ряда специалистов о том, что вне зависимости от специализации знания существуют универсальные закономерности человеческого мышления, параметры креативности, сформированные на одном материале можно переносить на другие виды деятельности, средством развития эмоциональной выразительности речи был выбран диалог и специально созданные упражнения и речевки для введения ребенка в мир чувственного познания родного языка. Оригинальность данного пособия заключается в том, что весь материал является авторским, т.е. создан учителями-логопедами коррекционной группы и направлен на процессы осознанной отработки и усвоения законов звучащей устной речи, на выработку навыков активной познавательной деятельности. Значение игрового диалога, который предложен в данном пособии в том, что он ярок по колориту, познавателен и заключает в своих строчках огромную доброту. Если же рассматривать игровые диалоги с точки зрения коррекционных задач развития и воспитания дошкольника, то значение его можно сформулировать следующим образом:
Благодарность, ласка и радость, печаль, жалобы и уверенность, доброта и хитрость, глупость и ум, деловитость, нежность. Всем этим качествам обладают герои игр и авторских диалогов. Игровая сущность диалога в стихах волнует. Радует, побуждает к поступкам, к выбору колористического и композиционного решения, к творческим поисковым действиям: выразить, показать, донести до зрителя. Живое, реалистическое исполнение роли доставляет эстетическую радость не только участникам игры, но и зрителям. Выразительное, эмоциональное действие не только выражает уже сформировавшееся переживание, но и само, включаясь, формирует его. Актуальность данного пособия заключается в том, что предложенные диалоги компактны, дат возможность ребенку выступать в различных ролях на протяжении короткого времени. В том, что логика действий игр и игрового диалога, конкретные физические действия будоражат детей, активизируют мышление, тренируют память и художественно-образное восприятие, совершенствуют речь. Дети преодолевают робость, смущение, мобилизируют свое внимание. Все эти качества благотворно скажутся на учебной деятельности ребенка в школе. Помогут ему почувствовать себя уверенно среди сверстников. Подготовительные игры, рекомендуемые пособием, несут в себе функцию формирования звуковой стороны речи, грамматического строя. Учат словообразованию, согласованию, образованию прилагательных от существительных, совершенствуют предложно-падежное управление. Система игр, бесед, живого общения, диалогов, театра, представляет собой достаточно новое дидактическое пособие, в котором объединена работа практически по всем разделам. Пособие представляет собой практический материал по развитию речи детей, разработанный и апробированный в работе с детьми 5-7 лет. Для логопедов и воспитателей это – своеобразная программа практических, творческих подходов к обогащению словаря детей, к формированию внятной, громкой, выразительной, грамматически оформленной речи ребенка, помогающая решать проблемы системности, взаимосвязи, последовательности различных средств и форм работы с детьми, снимающая возникающие трудности подбора словесного и наглядного материала для работы. Предлагаемые пособием задачи по воспитанию и обучению легко выносятся на все виды деятельности ребенка: игру, наблюдения, труд, живые ситуации общения. В основе пособия лежат три принципа. ^ т.е. умение ощутить и услышать, модулировать своим голосом. 2. Принцип – Принцип оценки выразительности речи, следование которому предполагает развитие чувствительности к эмоциональным оттенкам речи и доступности к различным эмоциональным состояниям. ^ , как эффективное средство развития эмоционально-волевой сферы ребенка и самоконтроля. В соответствии с этими принципами формулируется цель и задачи данной работы. Цель: обогащение словаря, развитие эмоциональности, выразительности речи ребенка, привитие интереса к родному слову, совершенствование практики осознанного овладения ребенком стилистики родного языка. Формирование культуры межличностных отношений. Задачи:
Средства:
Ожидаемый результат.
Глава 1. Особенности развития эмоциональной выразительности речи детей Полноценная правильная речь является непременным условием успешного обучения ребенка в школе. Правильно выражать свои мысли и чувства – значить строго, придерживаться норм литературной речи. Говорить точно – уметь из множества близких по смыслу слов выбрать наиболее характерные, уместные и стилистически оправданные. Говорить выразительно – значит выбирать слова образные, вызывающие внутреннее видение и эмоциональную оценку картины, события, действующего лица. Поэтому практическое пособие с использованием одного из доступнейших эффективных средств развития грамотности человека – диалогом – используется в работе по совершенствованию практики осознанного овладения ребенком стилистики родного языка. Дети очень рано начинают понимать стилистические различия (эмоциональную окраску) звуковой стороны речи. Так ребенок 3-х месяцев, общаясь с мамой (из наблюдений) и слушая сказку «Курочка ряба», улыбался, активно двигался. С изменением интонации на жалобную (плачет дед, плачет баба) замер и собрался заплакать. Быстрая смена интонации на веселую снова заставила девочку улыбаться. Л.Б. Федоренко отмечает, что предварительно, прежде, чем ребенок научается говорить, он должен овладеть:
Опыт свидетельствует, отмечают Л.П. Федоренко, Ф.А. Сохина, Г.А.Фомичева, что дети, в норме, без усилий усваивают все просодемы. Особенно им даются модуляции тембра голоса (эмоциональной окраски). Уже в младенческом возрасте различает ребенок интонации ласки, угрозы, обиды. Многие перенимают просодермы почти без обучения, на интуитивном уровне. Может быть в коррекционной литературе вопрос о методических средствах обучения, в частности детей с недоразвитием речи, элементам интонации и эмоциональной выразительности, освещен недостаточно полно. Педагоги, часто отлично владея интонациями родного языка, не замечают их и поэтому сознательно не расширяют в своей практике, не акцентируют. И если ребенок не усваивает некоторых просодерм «самостоятельно», а таких достаточно много среди детей с недоразвитием речи, взрослые обычно не скоро обращают внимание на этот дефект, не оказывают своевременную помощь, и ребенок с эти поступает в школу, где устранить интонационный дефект бывает еще труднее, чем дефект в артикуляции звуковой речи. Все фонетические и фонологические средства родного языка используются в связной речи одновременно. От того, как ребенок произнесет звуки речи (с энергичной, четкой артикуляцией или вяло, невнятно), какие из возможных просодерм выберет (тихо-громко, быстро-медленно), изобразит тембром голоса чувства (доброту, вражду, ласку, тревогу), будет зависеть стиль его связной речи, ее эмоциональная окраска. Упражнения речевого аппарата должны способствовать развитию навыков модуляции голоса для выражения различных эмоциональных состояний и, в конечном счете, навыков стилистической дифференциации речи. Детям с недоразвитием речи бывает достаточно трудно усвоить законченную интонацию предложения и различные фигуры смысловых оттенков предложения, пока они не натренированы в выполнении отдельных просодерм: в модулировании голоса по силе, по высоте тона, по тембру, не овладели навыком менять темп речи. Обучение правильному модулированию просодем раскрыто в методиках развития речи детей дошкольного возраста авторов: Г.А. Фомичевой, Л.П. Федорченко, А.М. Бородич, Ф.А. Сохиной, В.К. Лотаревой. Однако анализ обследования детей показывает достаточно низкий уровень не только произносительных навыков и наличия лексико-грамматических нарушений в речи детей, но и дефект эмоциональной окраски речи. Эмоциональность проявляется прежде всего в интонациях, в подчеркивании отдельных слов, паузах, мимике, выражении глаз, в смене силы и темпа речи. роль интонации в речи огромна. она усиливает само значение слов и выражает иногда больше, чем слова. С помощью интонации можно придать высказыванию смысл, противоположный тому, что выражает употребленное слово. Одно и тоже предложение может быть произнесено с опасением, тревогой, ужасом или радостью, равнодушием, спокойствием в зависимости от ситуации речи или намерения говорящего. Исследователь русской речевой интонации В.Н. Всеволодской-Гернгросс насчитывает в ней 16 интонаций. Другой исследователь – профессор В.А. Артемов описал эксперимент с произнесением однословного предложения: «Осторожно» - двадцатью двумя интонациями. Эксперимент с детьми образовательной группы, с нормой речевого развития, на игровую ситуацию (зайчонок хочет играть) дали, по просьбе логопеда, двухсловным предложением: «Хочу играть» - 6 интонаций: весело, грустно, капризно, вопросительно, утвердительно, с просьбой. Дети с ОНР по заявке логопеда: Шешуков Тимофей – 1 интонацию, повествовательную; Фомичева Катя - 1 интонацию, повествовательную; Давлетшина Диляра -1 интонацию, капризно; Давыдов Сергей – 1 интонацию, равнодушно; Сапогова Света – 3 интонации: весело, капризно, с просьбой. Компоненты интонации взаимосвязаны. Они реально существуют в единстве. Нарушение произносительной стороны речи, грамматического строя, структуры слов, ограниченность словаря и низкий уровень познавательной деятельности накладывают определенный отпечаток на эмоциональную сферу ребенка и ведут к нарушениям интонационной стороны речи. Одним из действующих элементов интонации является тембр. Волнение, грусть, радость, подозрение – все это отражается в голосе. В определенном состоянии человека голос меняется, отклоняясь от обычного звучания. Это отклонение и называется эмоциональной окраской. Чем сильнее чувства, тем сильнее отклонения голоса от обычного звучания. У ребенка с ОНР эмоциональная окраска речи достаточно вялая из-за общей смазанности речи и неуверенности в своих возможностях, хотя интонации притязаний (за счет неуравновешенности психических процессов) достаточно яркие. У детей с ОНР недостатки звуковой выразительности речи неблагоприятно сказываются на личности ребенка: он становится замкнутым, резким, неусидчивым, у него падает любознательность, а в последствии наблюдается психологическая неготовность к школьному обучению. ^ (5 лет 4 мес.) – дизартрия, ОНР ІІІ Ур., речь тихая, невыразительная, мимика отсутствует, артикуляционная моторика не развита. В общении со сверстниками и взрослыми предпочитает не вступать. Эмоционально-волевые порывы однотипны (плач,каприз, драка). Мотивация речи отсутствует. ^ (5 лет 2 мес.) – дизартрия ОНР ІІ ур., речь громкая, быстрая, смазанная, невыразительная (льется сплошным потоком на слушателя), в общении со сверстниками и взрослыми навязчива. Эмоции безудержны. Мотивация речи значения не имеет. У детей нарушена не только произвольная, осознанная выразительность, но и естественная выразительность повседневной речи, эмоциональная отзывчивость. На протяжении детства особенности эмоций (их сила, длительность, устойчивость) изменяются в связи с изменением общего характера деятельности ребенка и его мотивов, а так же в связи с усложнением отношений ребенка с окружающим миром. Как одно из условий возникновения у ребенка сложных эмоций и чувств обнаруживается взаимосвязь эмоциональных и познавательных процессов – двух наиболее важных сфер его психического развития. Отражая значимость внешних и внутренних ситуаций и состояний, эмоции ориентируют ребенка, направляют его активность. Они выражают общее отношение к предметному миру, к событиям, к людям. Данный вопрос освещали в своих трудах Сухомлинский В.А., Выготский Л.С., Запорожец А.В.. Содержание, методы и приемы работы по развитию мотивационно-эмоциональной сферы детей дошкольного возраста раскрыты А.Д. Кошелевой в книге «Эмоциональное развитие дошкольника». Следовательно, прежде, чем говорить об эмоциональной выразительности речи, мы должны хорошо понимать, что первоисточником формирования эмоций является развитие психических процессов познавательной деятельности и накопление чувственного опыта, что осуществляется педагогически оправданной организацией окружающей среды, как предметной и речевой, так и социальной (психологический микроклимат). Причины появления эмоциональной окраски в речи могут возникнуть непосредственно в определенной речевой ситуации. Окраска речи может быть вызвана определенным чувством по воле говорящего, его замыслом, желанием донести до слушателя смысл высказывания и побудить его к переживанию. Чувства и эмоции – это своеобразная форма отражения человеком действительности. Воспоминания, образы, мысли, возникающие в сознании человека, возбуждают в нем различные чувства: тревогу, грусть, сомнение, восторг, стыд. Все это отражается в поведении человека, в его настроении, речи. Представители разных течений по разному объясняют природу чувств. Так Ч.Дарвин, Мак Дауголл утверждают, что чувства являются «оборотной стороной инстинкта», или «неудавшимся инстинктом». Так они утверждали, что инстинкт самосохранения выражен в чувстве страха; инстинкт размножения – в чувстве любви. Значит все эмоции – радость, удовольствие, жажда, злость, утомление… возникают как реакция организма на удовлетворение биологических потребностей. Д.Блетц, Дж.Мейли, Л.Джонс, последователи биологизаторской теории утверждают, что все примитивные люди, в том числе и маленькие дети, могут переживать только простые органические чувства. Представители науки XIX в. К.Бюлер, В.Штерн основными чувствами младенца считали чувство гнева, страха и беззащитности. Специальное изучение эмоциональных состояний Л.Павловым, Н.А.Менчинской, Н.М.Аксариной показали наличие у ребенка до 6 месяцев наряду с простейшими органическими проявлениями, чувства радости, удовольствия, удивления, сосредоточения. По данным Е.Г.Бибановой, 72% всех зафиксированных эмоциональных проявлений детей на 1 году жизни вызваны общением со взрослым. Начиная со второй половины 2-ого года жизни ярко начинает проявляться чувство гордости и восторга (Машенька визжит от восторга, достав мяч из-под шкафа). С включением речевых сигналов и реакций изменяется и протекание эмоциональных процессов, происходят заметные изменения как в содержании чувств, так и в форме их выражения. Чувства углубляются, становятся более устойчивыми, разнообразными, четко выраженными. В противоположность утверждениям зарубежных психологов Э.Болдуина, Дж. Сели, которые доказывают, что ребенок до 7 лет слеп и глух к переживаниям, что проявляет себя как эгоцентрик, исследователи Т.А.Репина, Н.И.Лысенко показывают, что выражение чувств прямо связано с социальным опытом ребенка, с объемом его знаний, с теми условиями, которые создают вокруг ребенка, побуждая его к поступкам и эмоциональным переживаниям, к выражению своего отношения не только мимикой, жестами и действием, но и речевыми высказываниями, окрашенными определенными чувственными интонациями, а так же отражению характерных состояний через практическую реализацию своих сущностных потребностей: труд, общение, драматизацию, театр, изобразительную творческую деятельность. Опыт обучения родному языку, начиная с раннего возраста, показывает необходимость организации искусственной речевой среды и для развития дара родной речи и ввиду особой ее важности для развития интеллекта и эмоционально-волевой сферы растущего человека, как в обычно воспитательно-образовательной работе, так и в коррекционной работе с ребенком. Все изложенное можно проследить на схеме (Приложение 11). ^ Развивающий потенциал речевой среды, оказывается, тем выше, чем точнее будут учитываться при ее создании особенности языка, как предмета усвоения и особенности функционирования языка как речи, а так же психология усвоения речи ребенком на разных возрастных ступенях. Так, в младенческом возрасте предречевые действия ребенка – это артикуляционные и модуляционные голосовые действия (гуление, свирель, лепет, модулированный лепет), проходят интенсивнее, если взрослый активно принимает в них участие. Появление речи (от 1 до 2-х) требует от ребенка значительных волевых усилий. По мере того, как ребенок растет и речь его развивается, взрослые вводят в его лексику новые слова, должны научить произносить их все, а так же научит модулировать интонацию всех синтаксических конструкций, которые обогащают речь ребенка. Руководствуясь закономерностями усвоения родной речи, а именно третьей закономерностью – усвоения выразительности речи, развития восприимчивости к выразительным средствам фонетики, лексики, грамматики, педагог (родитель) с раннего детства учат воспринимать смысловую его сторону, показывают на собственном примере образцы выражения чувств в речи и заботятся о том, чтобы чувства эти дошли до ребенка, вызвали у них ответные речевые реакции. Запомнить традиционное употребление элементов языка в нормированной речи человек должен в основном в дошкольный период жизни, поэтому искусственно организованная речевая среда должна быть оптимальной: * Развивать познавательные способности; * Создавать эмоциональные и волевые состояния; * Совершенствовать речевые навыки. Качество и количество средств обучения языку играет в этом плане одну из важнейших ролей. Дидактический игровой материал (песни, сказки, рассказы, игры), методы и приемы обучения, организация обучения (занятия, речевое общение, игра, прогулка, повседневные жизненные действия) должны соответствовать методическим принципам, которые вытекают из закономерностей усвоения речи. Так принцип внимания к «материи языка» определяет выбор средств обучения таким образом, чтобы они обеспечивали физическую, мускульную работу речевого аппарата ребенка. Дети должны ощутить – услышать, артикулировать, модулировать своим голосом все фонемы, просодемы, цельные интонации, слова, предложения, связные тексты. Достигается это все постановкой определенной речевой задачи на занятиях, в подгрупповой, индивидуальной работе с ребенком. В коррекционной работе данной цели подчинена вся работа логопеда. В соответствии с принципом оценки выразительности речи ведется такой отбор дидактического материала, который развил бы способность чувствовать эмоциональные оттенки речи и сделал бы доступными различные эмоциональные состояния (потешка, песенка, рассказ, сказка, драматизация). Реализация принципа развития чувства языка предполагает такую организацию обучения (создание речевой среды), которая бы облегчила детям запоминание факторов родного языка (элементов, конструкций), усвоение традиции их употребления в речи. Так, чтобы запомнить факты речи, детям необходимо прежде всего слышать их, иметь перед «глазами». Само собой разумеющееся положение вызывает трудности в методическом отношении из-за неразработанности вопроса в лингвистическом плане. Ученым-лингвистам известна структура языка, описаны все ее элементы и их общие взаимоотношения; но как, каким образом элементы структуры живут в речи, это каждый говорящий на данном языке «знает» только интуитивно. В практике логопедической работы наблюдались такие факты: воспитатель с хорошо развитым языковым чутьем только одним своим примером речевого общения с ребенком давал ему образец грамотной, эмоциональной речи, вызывал на ответные действия (разговор). Дети, общающиеся с таким педагогом, эффективно усваивали родную речь, лучше шли на коррекцию, в более короткие сроки овладевали правильным произношением и различными языковыми средствами, в том числе и эмоциональной выразительностью. Для того чтобы ребенок не только понял объективное значение норм и смысловых высказываний, но и проникся к ним соответствующим эмоциональным отношением, для того, чтобы они стали критериями его эмоциональных переживаний, оценок и высказываний, недостаточно объяснений и указаний. Ребенок должен найти подкрепление в собственном практическом опыте, в опыте своей деятельности. Позиция же ребенка с недоразвитием речи подчас такова: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Деятельность непосредственно позволит ему пережить, прочувствовать необходимость того или иного языкового средства для выражения отношения к окружающему для передачи своих чувств. Организация обучающей речевой среды (будь то игра, занятие, чтение, рассказывание, беседа, целенаправленный разговор) в коррекционном педагогическом процессе, предусматривающая речевую активность ребенка, стимулирует, как правило, развитие эмоций не только речевых, но и поведенческих, что для ребенка с речевой патологией играет немаловажную роль. ^ Одним из средств побуждающих ребенка на речевую активность, является целенаправленный разговор – диалог. Диалог возникает преимущественно в свободном речевом общении и является базой для естественного развития произносительных, грамматических навыков, эмоциональной окраски речи. Одно из течений времени с ориентацией ребенка на краткий ответ, а в настоящий момент наслоение большого объема телемарафонов, мультипликации на иностранных языках с невсегда чистым внятным переводом, боевиков, компьютерных игр оторвали наше маленькое поколение от книг, от чудесных грамзаписей, театров, от речетворчества с опорой на знания, представления, воображение, от полноценного развивающегося диалога. Наши дети превратились в пассивных слушателей и флегматичных потребителей развлекательной продукции. В бытовом диалоге остается активным, особенно если это касается его притязаний (здесь и громкость, и эмоциональность, и выразительность), но вот ребенку предложен целенаправленный диалог и пропадает уверенность в своих силах, голос становиться тихим, речь невнятной, ребенок теряется, не может найти связующее звено и построить фразу. Словарь отличается крайним примитизмом. Можно привести массу примеров по работе коммисий по набору детей в специализированные речевые группы. Оля В. – 6 лет. Педагог: «Оля, у лисы ребенок – лисенок, а у слонихи?» Оля: «Ну. Надо. Вот эта. Слонихи». Вова В.-6 лет: «На рисунке мальчика изображена пожарная лестница, соединяющая этажи через балконы. Педагог: «Вова, а эта лестница для чего?» Вова: «Ну. Вот. Лестница. Пожар. Лестница на балкон. Тогда. Потому что едут. Потом пожарные». Миша К. – 6 лет. Педагог: «Я скажу 3 слова, ты послушай и придумай четвертое, чтобы оно подходило к моим трем: замечательный, прекрасный, удивительный». Миша: «Окно». (Куда смотрел, то и назвал). Игровой диалог – это искусственная речевая среда, но имеющая свои преимущества. Искусственно созданные ситуации игрового диалога побуждают ребенка к свободному речевому общению. Заученный текст вселяет уверенность в своих силах и возможностях. Говорить выразительно и громко за героя (мышонка, слоненка, лисенка) намного легче, чем за себя. Игровой диалог помогает преодолеть скованность ребенка, благотворно влияет на общее психическое состояние, вызывая встречную активность, затрагивая интересы и фантазию, развивая воображение. Живой диалог и подготовительные игры к нему освобождают ребенка от утомительной, неестественной утомительной неподвижности на занятии, делает увлекательной и для воспитателя работу по развитию речи детей. Авторский игровой диалог – это оригинальный дидактический речевой материал, отвечающий всем педагогическим требованиям: он несет в себе познавательные функции, воспитательные, развивающие, способствует более продуктивному решению задач развития индивидуальности ребенка. Любое продуманное и разработанное пособие вызывает живой интерес и отклик педагогов – дошкольников. Благодарность, ласка и радость, печаль, жалобы и уверенность, доброта и хитрость, глупость и ум, деловитость, нежность, всеми этими качествами обладают герои игр и авторских диалогов. Игровая сущность диалога в стихах волнует, радует, побуждает к поступкам, к выбору колористического и композиционного решения, к творческим поисковым действиям: выразить, показать, донести до зрителя. Живое, реалистическое исполнение роли доставляет эстетическую радость не только участникам игры, но и зрителям. Выразительное, эмоциональное действие не только выражает уже сформировавшееся переживание, но и само включаясь, формирует его. Актуальность данного пособия заключается в том, что предложенные диалоги компактны, дают возможность ребенку выступать в различных ролях на протяжении короткого времени. В том, что логика действий игр и игрового диалога, конкретные физические действия будоражат детей, активизируют мышление, тренируют память и художественно-образное восприятие, совершенствуют речь. Дети преодолевают робость, смущение, мобилизуют свое внимание. Все эти качества благотворно скажутся на учебной деятельности ребенка в школе. Помогут ему почувствовать ему почувствовать себя уверенно среди сверстников. Подготовительные игры, рекомендуемые пособием, несут в себе функцию формирования звуковой стороны речи, грамматического строя. Учат словообразованию, согласованию, образованию прилагательных от существительных, совершенствуют предложно-падежное управление. Система игр, бесед, живого общения, диалогов, театра представляет собой достаточно новое дидактическое пособие, в котором объединена работа по: * Формированию знаний и представлений; * Развитию и обогащению словаря; * Формированию звуковой, грамматической и лексической стороны речи; * Воспитанию выразительности и эмоциональности. Разработанные словари существительных, глаголов, прилагательных предоставляют воспитателю возможность работать со словом увлекательно, насыщено. Конспекты театрализованных игр с диалогом открывают широкое поле деятельности по развитию речи детей. Диалоги, предложенные в пособии, ценны не только тем, что несут в себе познавательное значение, но и тем, что в ненавязчивой игровой форме предлагают детям активную речевую практику использования в активной речи прилагательных, образных сравнений. Так например: - Твердый, круглый, гладкий, а еще я сладкий. «Апельсин и человек». - Хоть цветок я неприметный, мелкий и совсем бесцветный… «Спор цветов». - Ствол мой белый как снежок… «Разговор с березкой». - Словно солнце золотой, весь в чешуйках гладкий. «Разговор Алеши с луковой семьей». Учат доброте, любви к ближнему, бескорыстию. Например: - Не печалься, Василек, Пусть прирос твой стебелек. Можем мы играть в слова. Здесь важнее голова. «Щенок и цветок». - Съешь меня, ведь я твой друг. Помогаю от недуг, ото всех болезней. «Луковая семья». - Никогда оседлым птицам Не наскучит отчий дом. «Воробей и снегирь». - Защищать меня учили Всех, кто ростом мал. «Щенок и кот». - Ходишь белый и босой, Не было бы хуже. «Зайчонок и бельчонок». Воспитывают уважение к труду. - Люди мокнут, ну и пусть. Мне положено тружусь. Сколько надо буду лить, Чтобы землю напоить. «Солнышко и дождик» - Мне лениться - не годиться. Как в народе говориться: Час потехи, а труду Время больше отведу. «Бабочка и муравей». Развивают уважение к себе и своим качествам. - Я - человек и совсем небольшой. Умный, красивый и с доброй душой. ………. - Моя доброта значит, Что я не обижу ежа, Веточке слабой в лесу помогу И первый цветок никогда не сорву. «Ежик и человек». - Ведь бывают слезы И от счастья тоже. «Щенок и сосулька». - Каждый с дивной красотой Вырос в поле, иль в саду. Мы несем с собой красу… «Спор цветов». - Раз не видишь ты друзей, Так меня послушай. Ведь вокруг тебя висят Золотые груши. «Груша – зазнайка». Использование данных диалогов универсально. ^ Театр в жизни детей – это праздничное и радостное представление. В силу образно – конкретного мышления театрализация любого художественного произведения помогает ребенку ярче и правильнее воспринять содержание. Самостоятельное же создание образа через исполнение определенной роли в игровом спектакле, побуждает его в определенной речевой ситуации выразить мысли, чувства, намерения. Театр обладает целым комплексом средств:
Уже в силу этого театрализация выступает эффективным средством развития эмоционально-волевой сферы ребенка. Сохраняя непосредственность игровой ситуации, театральное действо постепенно развивает у детей способность к произвольной выразительности. Как отмечает Н.С. Карпинская: «… выразительности, возникающей в результате сознательного устремления, волевых усилий». Театральные миниатюры способствуют усвоению детьми норм речи, развитию чувства языка, выработки стилистической выразительности устной речи. Яркая атрибутика театра, близость содержания текстов, призвана взволновать детей и отложить в их памяти выразительные средства фонетики, лексики и грамматики. Но говорить о театрализации как самоцели нельзя, та как театр – это совокупность знаний, умений, опыта. Содержание работы по использованию театрализованного диалога для развития речи, и эмоциональной выразительности в частности, представляет собой серию интегративных коррекционных и общеобразовательных занятий, игр, упражнений и театрализаций. Коррекционно-образовательной и воспитательной задаче подчинены все формы и виды работы, начиная с обогащения представлений и расширения словаря до формирования произвольности психических процессов. Учитывая особенности развития речи детей с ОНР, которая изобилует:
и ориентируясь на то, что интонационной выразительности речи, как правило, не уделяется достаточного внимания, наблюдая, с каким трудом даются детям высказывания на ту или иную тему, как бесцветна (даже правильная, грамотная) речь, была поставлена цель: системой целенаправленной работы логопеда и воспитателя обогатить чувственный опыт ребенка, дать ему образец эмоциональной окраски речи, побудить к ярким образным действиям и высказываниям. С целью выявления умений владения эмоциональной выразительностью речи было проведено обследование, которое включало: 1. Чтение заученного характерного текста. 2. Пересказ сказки «Курочка ряба». 3. Оценка эмоциональной выразительности по обследованию развития связной речи: * Рассказ по сюжетной картинке; * Рассказ по серии картинок. Проанализировав уровень владения эмоциональной выразительностью речи детьми 5-и лет с ОНР и соотнеся с результатами обследования по речевой карте ребенка, пришли к выводу, что 90% детей не владеют умением передавать в речи эмоциональные оттенки, не используют внешние средства передачи выразительности речи. Наблюдение в повседневном общении и на занятиях показали: Проявление чувств и эмоций наблюдалось чаще при проведении самим ребенком сюжетных физкультминуток, которые он хорошо понимал и которые не раз были обыграны с логопедом. Исходя из того, что логопед и воспитатель являются натурами творческими и очень эмоциональными, решено было создать сюжетные речевки (позднее они были названы игровыми диалогами) и познавательные игры к ним, которые бы помогли ребенку усвоить стилистику родного языка в увлекательной, деятельной игровой форме. Были написаны диалоги и разработаны структура и этапность работы с ними. ^ Структура построения всей работы соответствует словарю развития и обогащения детей знаниями, располагается по месяцам и имеет несколько этапов. ^
Говорить об этапах в чистом виде нельзя. Так как в ходе работы один диалог уже освоен детьми, второй только начинается, а с третьим идет знакомство и обыгрывание. Рассматривать диалог как самостоятельный раздел работы не следует, так как работа эта требует и наблюдательности, и развития памяти, и активного пополнения словаря ребенка. Поэтому в работе, в комплексной работе, авторский игровой диалог используется как оригинальный дидактический материал по развитию речи. Заключение Значение игрового диалога, который предложен в данном пособии в том, что он ярок по колориту, познавателен и заключает в своих строчках огромную доброту. Если же рассматривать игровые диалоги с точки зрения задач развития и воспитания дошкольника, то значение его можно сформулировать следующим образом:
Проследим все эти пункты в диалоге. «Говорливый ручеек» Нежный, голубой подснежник На проталинке расцвел. Ручеек бежавший мимо, Разговор вдруг с ним завел: ^ - Не боюсь я холодов! Хоть на вид я слаб и нежен, Из-под снега я расцвел. Я подснежник. Это значит – Я весну с собой привел. Р: - Вот как здорово, мы – братья! Я ведь тоже сын весны. Напоил собой я землю, Чтобы мог ты расцвести. ^ - Недосуг мне, побегу я Объявить приход весны. Автор Веревкина Л.А. В данном пособии диалог – это методическое средство, активизирующее детей на общение с педагогом, активизирующее речь и помогающее в коррекции речи, а также средство, дающее педагогу возможность реализовать свои желания и потребности в общении с ребенком, в увлекательной для обеих сторон деятельности. Последовательность игр, игровые превращения в дождь, солнце, ветер и т.д. с характерными оценками признаков вещей и отношений, обогащали чувственный опыт детей. Сопровождение игр эмоциональной, выразительной речью логопеда и педагога давали образец для подражания, углубляли чувственный опыт ребенка. Если на период обследования 10-20/ IX уровень владения детьми внешними средствами эмоциональной выразительности не превышал 20%, то уже на 1/V составлял 70-80%, а Рыжова Ира, Токарева Ира, Фомичева Катя с показателями «низкий» перешли на «высокий». Показатель эмоциональной выразительности звучащей речи соответственно так же повысился с 20% до 80%. Продуктивность целенаправленной работы была тем выше, чем активнее включался педагог в развитие произвольности эмоционально-волевых процессов. Совокупность придуманных приемов работы логопеда повышала качество и уровень звучащей речи детей. Совокупность методических приемов логопеда и воспитателя, воздействие на сознание и чувства ребенка эмоциональной выразительной речью, сочетание всей работы с восприятием ярких образов, с театром, музыкой несомненно повышали развивающий потенциал окружающей предметной и речевой среды. Ребенок не только понимал: объективное значение норм и смысловых высказываний, но и проникался к ним соответствующим эмоциональным отношением. Беря на себя роль в диалоге, он находил подкрепление знаниям в опыте своей деятельности, в характере своего героя. Работая на слушателя и зрителя в театре диалога, ребенок стремился к высшей оценке. Активная позиция «актера» - я знаю, я могу, я сумею – развивала произвольность в использовании определенных средств выразительности для передачи замысла. Особенно ярко это было видно на обыгрывании диалога «Щенок и Василек». Динамичный сюжет, краткость, определенная композиция диалога, в котором быстро и полно раскрывается характер, позволяло ребенку четко создать яркий образ, отразить жизнь, близкую к реальной. Фомичева Катя – цветок. Задвоников Саша – щенок. Саша (щенок)- задорно, весело, заглядывая с любопытством в лицо Кати: - Тяв, тяв, тяв, ты кто такой? Тяв, тяв, тяв, давай играть с тобой! Катя (Цветок) – заинтересовано, с любопытством: - Как же будем мы играть? Щенок – по деловому, серьезно, как бы объясняя: - Спрячусь я – тебе искать! Цветок – грустно, со «слезкой» на глазах: - Невозможно это, пес! Стебель мой к земле прирос! Щенок – печально, покачивая головой: - Жаль, хотелось поскакать, в прятки, в жмурки поиграть. Цветок – с сожалением, опуская руки и голову: - Так несчастна жизнь моя, Как хочу побегать я! Щенок – задумывается, глаза веселеют. Успокаивая, с добрыми нотками в голосе, а затем весело, с сознанием дела: - Не печалься, Василек, Пусть прирос твой стебелек, Можем мы играть в слова – Здесь важнее голова. Период, когда в наш диалог пришла музыка и рисунок, был особенным. Второй год коррекционного обучения превратился в праздник. Дети «заболели» театром. Ставили его сами. Диалоги слышались в свободной игре детей. Целенаправленно, 1 раз в неделю, уже со спектаклем диалогов выходили в различные возрастные группы и даже в соседний ДОУ, и рисовали, рисовали. Следуя побуждениям ребенка, учитывая его потребности к результативной деятельности, включились в изобразительное творчество, познакомили с приемами изображения характерной мимики, позы, цветом настроения. Обыграли. В результате, когда диалоги были напечатаны, по нашей просьбе были оформлены детьми. Каждый новый стали непременно сопровождать рисунком, ярко выражая характер персонажа. Таким образом, работая над эмоциональной выразительностью речи, обучая ребенка пониманию и грамотному использованию языковых средств, мы использовали диалог как оптимальный, доступный, эффективный прием развивающего обучения. Разговорная речь, пишет Л.В. Щерба, «состоит из взаимных реакций двух общающихся между собой индивидов, реакций нормально спонтанных, определяемых ситуацией или высказыванием собеседника. Диалог – это в сущности цель реплик». Он является основной формой речевого общения ребенка со взрослыми и своими сверстниками, поэтому представляют наиболее продуктивное средство для речевой практики ребенка. В данном пособии диалог – это методическое средство, активизирующее детей на общение с педагогом, активизирующее речь и помогающее в коррекции речи, а также средство, дающее педагогу возможность реализовать свои желания и потребности в общении с ребенком, в увлекательной для обеих сторон деятельности. Разработанные словари существительных, глаголов, прилагательных предоставляют воспитателю возможность работать со словом увлекательно, насыщено. Конспекты театрализованных игр с диалогом открывают широкое поле деятельности по развитию речи детей. Диалоги, предложенные в пособии, ценны не только тем, что несут в себе познавательное значение, но и тем, что в ненавязчивой, игровой форме предлагают детям активную речевую практику использования в активной речи прилагательных, образных сравнений. Дети, которые вместе с нами прошли игровую форму театрализованного диалога приобрели коммуникабельность, повысили свою самооценку, стали артистичны, выразительны. Спокойно выходили с театром на аудиторию взрослых зрителей и отрабатывали на бис. Динамика усвоения поставленных задач высокая.(Приложение 12). ^ Показатели: Высокий Поза ребенка, передающего образ (выразительная, соответствует характеру персонажа и сюжетной линии). Жест и движение динамичны, осознаны. Мимика яркая, индивидуальная, отражающая состояние героя. Ребенок уверен в своем «артистическом я». Речь яркая, образная. Средний Ребенок активен, но поза невыразительна, часто не соответствует сюжетной линии и характеру. Жест достаточно вялый, неуверенный. Движения напряженные. Мимика «старательная», но не свободная. Речь внятная, достаточно громкая и эмоциональная. Ребенок индивидуален в подходе к передаче характера. Низкий Ребенок активен, проявляет большое желание, но не достаточный объем знаний и представлений, скованность, неуверенность не дают ему возможность выразить эмоционально состояние и характер выбранного героя. Мимика крайне бедна, жест, передающий характер и отношение, отсутствует. Речь колеблется от вялой до выразительной. В передаче образа «работает» на повторе, подсказке, чаще подражании. Приложение 1 «Театр диалога» Перспективный план работы по направлению авторской программы: «Игровой диалог и его театрализация, как средство обогащения словаря, развития эмоциональной, выразительной речи ребенка» Учитель-логопед: Т.В. Иванова ^
В соответствии с этими принципами формулируются цели и задачи пособия «Родничок». Цель: Обогащение словаря, развитие эмоциональности, выразительности речи ребенка, привитие интереса к родному слову, совершенствование практики осознанного овладения ребенком стилистики родного языка. Задачи:
Средства:
Средства театрализации:
Содержание работы. Поэтапное решение задач по совершенствованию практики осознанного овладения ребенком стилистики родного языка через театрализацию игрового, авторского диалога. 1 Этап Образ в выразительных движениях и мимике. Цель: посредством жестов, поз, звукоподражания, мимики помочь ребенку осознать высказывание, пополнить пассивный словарь, сделав его активным при благоприятных условиях. 2 Этап «Оживление», имитация с использованием приемов ТРИЗа. Цель: сделать доступным сложные упражнения по коррекции грамматического строя речи и словообразованию. С помощью вариативности игр дать возможность развития вербальной памяти, поиска взаимосвязей. 3 Этап Лирические мини-диалоги. Цель: дать речевой образец для подражания. Стимулировать высказывания. 4 Этап Введение игрового диалога в физкультминутку. Система игровых тематических эмоционально-динамических пауз. Цель: развитие общей моторики, снятие напряжения, обучение интонированию, помощь ребенку в развитии ритма. Непосредственное заучивание диалога в игре с движением. Приложение 2 Примерное планирование поэтапной работы с игровым театрализованным диалогом с использованием словаря и приемов ТРИЗа. Сентябрь – октябрь |