Рабочая программа дисциплины (модуля) нарушение письма и чтения icon

Рабочая программа дисциплины (модуля) нарушение письма и чтения





Скачать 0.53 Mb.
Название Рабочая программа дисциплины (модуля) нарушение письма и чтения
Азова Ольга Ивановна
Дата 30.03.2013
Размер 0.53 Mb.
Тип Рабочая программа
Негосударственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«МОСКОВСКИЙ ПСИХОЛОГО-СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»


ФАКУЛЬТЕТ ЛОГОПЕДИИ


УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе

_________________С.Г. Дембицкий

"_____"__________________20___ г.


Рабочая программа дисциплины (МОДУЛЯ)


НАРУШЕНИЕ ПИСЬМА И ЧТЕНИЯ


Направление подготовки


050700 - СПЕЦИАЛЬНОЕ (ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКОЕ) ОБРАЗОВАНИЕ


Профиль подготовки

Логопедия


Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр


Форма обучения

очная, очно-заочная, заочная



^ Рекомендовано Ученым советом НОУ ВПО «МПСУ»

(протокол № ___ от 20__г.)

Одобрено кафедрой ____________________

(протокол № ____ от 20__ г.)

Зав.кафедрой _________________________



Москва

2012

Составитель: Азова Ольга Ивановна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры логопедии НОУ ВПО МПСУ. Программа предназначена для студентов, обучающихся по направлению специальное (дефектологическое) образование. В программе тематический план изучения дисциплины, задания для самостоятельной работы.

Рецензент:

Антипова Жанна Владимировна, кандидат педагогических наук, декан факультета логопедии НОУ ВПО МПСУ.


^ 1. Цель освоения дисциплины - дать подробную картину проявления дислексии и дисграфии, научить студентов обследовать детей, имеющих нарушения письменной речи и грамотно проводить коррекционную работу, познакомить с системой детских логопедических учреждений, занимающихся проблемами нарушения письменной речи.


^ 2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Дисциплина «Нарушения письма и чтения» относится к дисциплинам вариативной части профессионального цикла и входит в модуль «Логопедия».

Теоретической базой курса являются знания и умения, полученные при прослушивании курсов лекций по предметам: «Психология», «Введение в логопедию», «Логопедия», «Невропатология», «Анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения», «Русский язык с основами языкознания». Курс «Нарушения письма и чтения» является основой для дальнейшего изучения следующих дисциплин: «Психолого-педагогическая диагностика», «Методики преподавания», «Организация логопедической работы в детских учреждениях». Знания, умения и навыки, полученные в ходе изучения дисциплины «Нарушения письма и чтения» необходимы для прохождения педагогической практики.

Курс «Нарушения письма и чтения» предполагает написание курсовой и выпускной квалификационной работ в случае выбора студентом данной дисциплины из модуля «Логопедия».


^ 3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Нарушения письма и чтения».

В результате освоения дисциплины «Нарушения письма и чтения» у студентов формируются следующие компетенции:

- способностью к письменной и устной коммуникации на государственном языке; владеть одним из иностранных языков в рамках профессионального общения, готовностью к использованию навыков публичной речи, ведения дискуссии (ОК-5);

- готовностью к организации коррекционно-развивающей среды, ее методическому обеспечению и проведению коррекционно-компенсаторной работы в сферах образования, здравоохранения и социальной защиты с целью успешной социализации лиц с ОВЗ (ПК-2);

- способностью к осуществлению коррекционно-педагогической деятельности в условиях как специальных (коррекционных), так и общеобразовательных учреждений с целью реализации интегративных моделей образования (ПК-3);

- способностью организовывать и осуществлять психолого-педагогическое обследование лиц с ОВЗ с целью уточнения структуры нарушения для выбора индивидуальной образовательной траектории (ПК-5);

- способностью к анализу результатов медико-психолого-
педагогического обследования лиц с ОВЗ на основе использования
различных             (клинико-психолого-педагогических)                классификаций нарушений в развитии, в том числе для осуществления дифференциальной диагностики (ПК-6);

- готовностью к использованию знаний в области современного русского литературного языка в профессиональной деятельности, к лингвистическому анализу (ПК-11);

- способностью использовать данные медицинской документации в процессе организации и осуществления коррекционно-педагогической работы с лицами с ОВЗ (ПК-12);

- готовностью к формированию общей культуры лиц с ограниченными возможностями здоровья и к взаимодействию с учреждениями культуры по реализации просветительской работы с лицами с   ОВЗ и их семьями (ПК-13);

^ В результате изучения дисциплины студенты должны

- иметь представление: о процессе формирования письма в онтогенезе; о психологической структуре письма и чтения; о психофизиологических и мозговых основах формирования письма и чтения; об особенностях формирования психологической готовности к школьному обучению детей, испытывающих трудности в овладении грамотой; о методах обследования, коррекционно-логопедической работы по преодолению нарушений письма и чтения; о проблеме профилактики дислексий и дисграфий.

- знать: классификации дислексий и дисграфий; психолого-педагогическую характеристику детей с нарушениями письма и чтения; принципы и направления коррекционно-логопедической работы по преодолению нарушений письма и чтения.

- уметь: анализировать специальную литературу; пользоваться специальными терминами; обследовать детей различными способами: анализировать анамнез ребенка, наблюдать и анализировать поведение ребенка, его продуктивную деятельность, беседовать с ребенком; составлять психолого-педагогическую характеристику ребенка; проводить коррекционную работу: составлять перспективные и индивидуальные планы работ с детьми, имеющих нарушения письма и чтения.


^ Дисциплина направлена на решение следующих профессиональных задач:

  • Осуществление профессиональной деятельности.

  • Организация коррекционно-развивающего и коррекционно-образовательного процесса.



^ 4. Структура и содержание дисциплины «Нарушения письма и чтения»

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы 108 часов.


Очная форма обучения (срок обучения 4 года)




п/п

Разделы и темы

дисциплины

Семестр

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости

^ Форма промежуточной аттестации

(по семестрам)

ВСЕГО

Из них аудиторные занятия

Самостоятельная работа

^ Контрольная работа

Курсовая работа

Лекции

Лаборатор.

практикум

Практическ.занятия / семинары

Интерактив

1

Тема. 1 История и современный взгляд на проблему формирования письма в онтогенезе и расстройства письменной речи

7

18

3




4

4

7










2

Тема 2. Клиника, этиология, патогенез и психологические механизмы нарушений письма и чтения

7

18

5




4

4

5










3

Тема 3. Проблемы психолого-педагогической диагностики дислексий и дисграфий

7

18

6




4

4

4










4

Тема 4. Методика обследования детей с нарушениями письма и чтения, письменной речи

7

18

6

1

4

4

3










5

Тема 5. Организация и методы коррекции дислексии и дисграфии

7

18

5

1

4

4

4










6

Тема 6. Вопросы профилактики дислексий и дисграфий

7

18

3










15







Тестирование. Контрольная работа




ИТОГО

7

108

28

2

20

20

38

+

По выбору

АКР, экзамен


Заочная форма обучения (срок обучения 5 лет)




п/п

Разделы и темы

дисциплины

Семестр

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости

^ Форма промежуточной аттестации

(по семестрам)

ВСЕГО

Из них аудиторные занятия

Самостоятельная работа

^ Контрольная работа

Курсовая работа

Лекции

Лаборатор.

практикум

Практическ.занятия / семинары

Интерактив

1

Тема. 1 История и современный взгляд на проблему формирования письма в онтогенезе и расстройства письменной речи

9

18

-




-




18










2

Тема 2. Клиника, этиология, патогенез и психологические механизмы нарушений письма и чтения

9

18

2




1

2

13










3

Тема 3. Проблемы психолого-педагогической диагностики дислексий и дисграфий

9

18

2




1

-

15










4

Тема 4. Методика обследования детей с нарушениями письма и чтения, письменной речи

9

18

2

1

1

2

12










5

Тема 5. Организация и методы коррекции дислексии и дисграфии

9

18

2

1

1

2

12










6

Тема 6. Вопросы профилактики дислексий и дисграфий

9

18

-




-




18







Тестирование. Контрольная работа




ИТОГО

9

108

8

2

4

6

88

+

По выбору

АКР, экзамен


Заочная форма обучения (срок обучения 3.5 года)




п/п

Разделы и темы

дисциплины

Семестр

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости

^ Форма промежуточной аттестации

(по семестрам)

ВСЕГО

Из них аудиторные занятия

Самостоятельная работа

^ Контрольная работа

Курсовая работа

Лекции

Лаборатор.

практикум

Практическ.занятия / семинары

Интерактив

1

Тема. 1 История и современный взгляд на проблему формирования письма в онтогенезе и расстройства письменной речи

6

18

-




-

1

17










2

Тема 2. Клиника, этиология, патогенез и психологические механизмы нарушений письма и чтения

6

18

2




-

1

15










3

Тема 3. Проблемы психолого-педагогической диагностики дислексий и дисграфий

6

18

2




-

1

15










4

Тема 4. Методика обследования детей с нарушениями письма и чтения, письменной речи

6

18

-

1

1

1

15










5

Тема 5. Организация и методы коррекции дислексии и дисграфии

6

18

2

1

1

1

13










6

Тема 6. Вопросы профилактики дислексий и дисграфий

6

18

-







1

17







Тестирование. Контрольная работа




ИТОГО

6

108

6

2

2

6

92

+

По выбору

АКР, экзамен


Заочная форма обучения (срок обучения 3 года)




п/п

Разделы и темы

дисциплины

Семестр

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости

^ Форма промежуточной аттестации

(по семестрам)

ВСЕГО

Из них аудиторные занятия

Самостоятельная работа

^ Контрольная работа

Курсовая работа

Лекции

Лаборатор.

практикум

Практическ.занятия / семинары

Интерактив

1

Тема. 1 История и современный взгляд на проблему формирования письма в онтогенезе и расстройства письменной речи

5

18

--




-




18










2

Тема 2. Клиника, этиология, патогенез и психологические механизмы нарушений письма и чтения

5

18

2




-

1

15










3

Тема 3. Проблемы психолого-педагогической диагностики дислексий и дисграфий

5

18

2




-

1

15










4

Тема 4. Методика обследования детей с нарушениями письма и чтения, письменной речи

5

18

-

1

2

1

14










5

Тема 5. Организация и методы коррекции дислексии и дисграфии

5

18

2

1

2

1

12










6

Тема 6. Вопросы профилактики дислексий и дисграфий

5

18

-










18







Тестирование. Контрольная работа




ИТОГО

5

108

6

2

4

4

92

+

По выбору

АКР, экзамен


Очно-заочная форма обучения (срок обучения 3,5 года)




п/п

Разделы и темы

дисциплины

Семестр

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости

^ Форма промежуточной аттестации

(по семестрам)

ВСЕГО

Из них аудиторные занятия

Самостоятельная работа

^ Контрольная работа

Курсовая работа

Лекции

Лаборатор.

практикум

Практическ.занятия / семинары

Интерактив

1

Тема. 1 История и современный взгляд на проблему формирования письма в онтогенезе и расстройства письменной речи

6

18

2




1

1

14










2

Тема 2. Клиника, этиология, патогенез и психологические механизмы нарушений письма и чтения

6

18

2




1

1

14










3

Тема 3. Проблемы психолого-педагогической диагностики дислексий и дисграфий

6

18

2




1

1

14










4

Тема 4. Методика обследования детей с нарушениями письма и чтения, письменной речи

6

18

3

1

2

2

10










5

Тема 5. Организация и методы коррекции дислексии и дисграфии

6

18

3

1

2

2

10










6

Тема 6. Вопросы профилактики дислексий и дисграфий

6

18

2




1

1

14







Тестирование. Контрольная работа




ИТОГО

6

108

14

2

8

6

78

+

По выбору

АКР, экзамен




Тема 1. История и современный взгляд на проблему формирования письма в онтогенезе и расстройства письменной речи

История развития письма. Отличие письма от письменной речи. Отличия процессов письма и чтения. Психологическая структура письма и чтения. Психофизиологические и мозговые основы формирования письма и чтения в онтогенезе. Современный взгляд на проблему расстройства письма, чтения и письменной речи.

^ Тема 2. Клиника, этиология, патогенез и психологические механизмы нарушений письма и чтения

Понятия дислексии, дисграфии, дизорфографии. Проблемы терминологии. Этиология нарушений письма и чтения, симптоматика этих нарушений. Клиническая, психологическая и педагогическая характеристика детей с нарушениями письменной речи. Нейропсихологические и психологические механизмы нарушения письма и чтения.

^ Тема 3. Проблемы психолого-педагогической диагностики дислексий и дисграфий

Различные методические подходы к диагностике дислексий и дисграфий.

Отграничение дислексий и дисграфий от вторичных нарушений письма и чтения при умственной отсталости, тугоухости, при явном недоразвитии устной речи, при социальной депривации. Дифференциация дисграфии и дизорфографии.

^ Тема 4. Методика обследования детей с нарушениями письма и чтения, письменной речи.

Приемы обследования ребенка на предмет дислексии и дисграфии, дизорфографии. (Обследование речевых и неречевых функций, принимающих участие в письме и чтении).

Содержание карты обследования ребенка.

^ Тема 5. Организация и методы коррекции дислексии и дисграфии.

Содержание, организация и методика работы на логопедическом пункте в начальных классах общеобразовательной школы. Задачи и содержание занятий на логопункте. Принципы, направления, методы и формы работы. Виды занятий, их структура. Рекомендации к планированию занятий. Анализ занятий.

Различные способы коррекции дислексии и дисграфии. Основные принципы и направления в организации психолого-педагогической помощи детям, имеющих проблемы формирования процессов письма (чтения) и нарушения письменной речи.

Связь со смежными специалистами (медикаментозное лечение, психотерапевтическая помощь при нарушении письма и чтения). Совместная работа логопеда и учителя. Направления совместной работы по устранению нарушений письма, чтения, письменной речи у детей. Работа с родителями.

Формирование функционального базиса навыков письма и чтения (развитие речевых навыков, зрительно-пространственного восприятия и наглядно-образного мышления, формирование изобразительно-графических способностей, развитие внимания и сукцессивных способностей ребенка).

^ Тема 6. Вопросы профилактики дислексий и дисграфий.

Проведение первичной и вторичной профилактики дислексии и дисграфии. Раннее выявление предрасположенности к нарушениям письма и чтения.


^ 5. Образовательные технологии


    При прохождении дисциплины «Нарушения письма и чтения» рекомендуется использование инновационных форм учебной работы, активных и интерактивных форм проведения занятий, разбор конкретных ситуаций в сочетании с внеаудиторной работой.

Курс рассчитан на лекционные, практические и интерактивные занятия. Отдельные вопросы курса выносятся для индивидуальной самостоятельной работы. Предусмотрены встречи с представителями школьных образовательных учреждений, научных организаций. Отдельные вопросы курса выносятся для индивидуальной самостоятельной работы. Внутрисеместровая аттестация проводится в виде тестирования и контрольной работы. По окончанию курса студенты сдают экзамен.


^ Тематика и планы практических занятий

Тема 1. История и современный взгляд на проблему формирования письма в онтогенезе и расстройства письменной речи

План практического занятия:

  1. Психология овладения навыком письма у детей в онтогенезе

  2. Психофизиологическая структура процесса письма.

  3. Психология усвоения навыка письма в норме.

  4. Психологическая структура письма.

  5. Уровни усвоения письма.

  6. Психология усвоения чтения у детей в онтогенезе.

  7. Особенности аналитико-синтетического чтения.

  8. Психология усвоения навыка чтения в норме. Стратегия антиципирующего чтения.

  9. Уровни усвоения чтения.

Задания для студентов:

        1. Посещение занятий по русскому языку в общеобразовательной школе. Рассмотреть и сопоставить уровни усвоения навыков письма и чтения у детей в норме и при дисграфии (дислексии).

        2. Посещение логопедического пункта школы, изучение медико-педагогической документации, изучение клинических диагнозов и логопедических заключений.


Задания для самостоятельной работы студентов:

              1. Работа с литературой.

              2. Написание рукописных конспектов (названия конспектов в практических заданиях для студентов Тема 1)


Тема 2. Клиника, этиология, патогенез и психологические механизмы нарушений письма и чтения

План практического занятия:

  1. Классификации дисграфии и виды дисграфии.

  2. Виды дисграфических ошибок.

  3. Механизмы нарушений письма и чтения

  4. Механизмы нарушений при дисграфии.

  5. Патогенез дислексии.


Задания для студентов:

1. Проведите анализ видов дисграфии, выделяемых в различных классификациях.

2. Определите общее и различное в авторских характеристиках сходных по проявлениям видах дисграфии.


Задания для самостоятельной работы студентов:

  1. Подготовьте доклад для родителей и учителей на тему «Нарушения письма и чтения».

  2. Составление таблицы (практические задания для студентов Тема 2)


Тема 3. Проблемы психолого-педагогической диагностики дислексий и дисграфий

План практического занятия:


  1. Принципы дифференциальной диагностики.

  2. Составление медико-психолого-педагогической характеристики ребенка с нарушением письма и чтения.

  3. Методика раннего выявления предрасположенности к дислексии.

Задания для студентов:


1. Определение признаков, которые являются дифференциальными при определении предрасположенности к нарушениям письма и чтения.


Задания для самостоятельной работы студентов:

  1. Составьте медико-психолого-педагогическую характеристику ребенка с нарушением письма и чтения.



Тема 4. Методика обследования детей с нарушениями письма и чтения, письменной речи.

План практического занятия:


  1. Структура схемы психолого-педагогического обследования ребенка.


Задания для самостоятельной работы студентов:

  1. Составьте план логопедического обследования детей, имеющих нарушения письма и чтения.

  2. Подберите тексты, тестовые задания для обследования навыка письма, письменной речи и чтения у младших школьников.


Тема 5. Организация и методы коррекции дислексии и дисграфии.

План практического занятия:


  1. Этапы и направления работы по преодолению разных видов дисграфии.

Задания для студентов:


    1. Проанализируйте общее и различное в методических рекомендациях по организации и содержанию логопедической работы по устранению дисграфии с младшими школьниками (по материалам исследований О.А. Токаревой, М.Е. Хватцева, Л.Г. Парамоновой, Р.И. Лалаевой, А.Н. Корнева, И.Н. Садовниковой, Л.Н. Ефименковой и др.)


Задания для самостоятельной работы студентов:

  1. Составьте перспективный план работы по устранению дислексии и дисграфии, используя материалы исследований.

  2. Подберите тексты, упражнения, задания к каждому этапу и направлению работы.

  3. Составьте конспекты логопедических занятий по устранению разных видов дисграфии.

  4. Составьте конспекты логопедических занятий по устранению разных видов дислексии.


Тема 6. Вопросы профилактики дислексий и дисграфий.

План практического занятия:

  1. Вопросы профилактики дислексий и дисграфий.

  2. Система коррекционной работы при вторичной профилактике дисграфии


Задания для студентов:

  1. Опишите этапы и направления по профилактике нарушений письма, письменной речи и чтения у дошкольников.

Задания для самостоятельной работы студентов:

1. Определите содержание работы по каждому направлению профилактических мер и подберите дидактический материал.


6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.


^ Самостоятельная работа студентов.

Самостоятельная работа как вид учебного труда выполняется студентами без непосредственного участия преподавателя, но организуется и управляется им.

Самостоятельная работа студентов – это выполнение теоретических и практических заданий студентами по усвоению изучаемой дисциплины «Нарушения письма и чтения».

Самостоятельная работа студентов - будущих учителей-логопедов осуществляется в соответствии с объемом и структурой, предусмотренными учебными планами и графиками текущего контроля. Самостоятельная работа студентов предполагает выполнение следующих видов работ: конспектирование, реферирование научной литературы, подготовка к практическим занятиям.

Изучение и анализ литературных источников является обязательным видом самостоятельной работы студентов. Изучение литературы по избранной теме имеет своей задачей проследить характер постановки и решения определенной проблемы различными авторами, аргументацию их выводов и обобщений, провести анализ и систематизировать полученный материал на основе собственного осмысления с целью выяснения современного состояния вопроса.

Проработка отобранного материала обязательно должна идти с одновременным ведением записей прочитанного и своих замечаний. Запись может иметь как форму конспекта, так и выписок, а также картотеку положений, тезисов, идей, методик, что в дальнейшем облегчит классификацию и систематизацию полученного материала. Такого рода записи являются лучшим способом накопления и первичной обработки материал, одной из обязательных форм организации умственного труда.


^ Аудиторная контрольная работа по дисциплине

Нарушение письма и чтения»


Аудиторная контрольная работа по дисциплине «Нарушение письма и чтения» представляет собой серию заданий, тестов, контрольных работ. Выполняется контрольная работа в течение семестра каждым студентом всех форм обучения.

1 блок. Рукописные конспекты.

2 блок. Написание и защита реферата.

^ 3 блок. Решение тестов.

4 блок.
Выполнение практических заданий, предъявленных для самостоятельной работы студентов.

5 блок. Обследование детей (не менее 3-х), заполнение речевых карт, с приложением письменных работ детей, разработка перспективного плана работы с детьми с нарушением письма и письменной речи.

Далее подробнее о содержании блоков.

1 блок. Рукописные конспекты.

1. Конспект книги А.Р. Лурия «Очерки по психофизиологии письма». М. – Из-во АПН РСФСР, 1950. - 84 с.

2. Конспект книги Т.Г. Егорова «Очерки по психологии обучения детей грамоте» М. – Из-во АПН РСФСР, 1950. - 105 с.

3. Конспекты статей (5-10) из книги Логопедия: Методическое наследие: Пособие для логопедов и студ. дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой: В 5 кн. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 304 с.

2 блок. Написание и защита реферата (темы с 1 по 8).

^ 3 блок. Решение тестов ( с 1 по 20).

4 блок.
Выполнение практических заданий, предъявленных для самостоятельной работы студентов. Обследование детей (не менее 3-х), заполнение речевых карт, с приложением письменных работ детей, разработка перспективного плана работы с детьми с нарушением письма и письменной речи.


Практические задания выполняются студентами очного и очно-заочного отделений на практических занятиях под руководством преподавателя. Студенты заочной формы обучения выполняют практические задания самостоятельно в течение семестра. Выполнение всех практических заданий является необходимым условием допуска студентов к экзамену. Каждое практическое задание оформляется отдельно. Все задания систематизируются по темам в отдельной папке, которую студенты предъявляют преподавателю на проверку во время контрольной работы или на консультации перед экзаменом. Данная папка является личными учебно-методическими наработками студента и после проверки остается у него.


^ Тема 1. История и современный взгляд на проблему формирования письма в онтогенезе и расстройства письменной речи

Написание рукописных конспектов.

1. Конспект книги А.Р. Лурия «Очерки по психофизиологии письма». М. – Из-во АПН РСФСР, 1950. - 84 с.

2. Конспект книги Т.Г. Егорова «Очерки по психологии обучения детей грамоте» М. – Из-во АПН РСФСР, 1950. - 105 с.

3. Конспекты статей (5-10) из книги Логопедия: Методическое наследие: Пособие для логопедов и студ. дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой: В 5 кн. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 304 с.


Тема 2. Клиника, этиология, патогенез и психологические механизмы нарушений письма и чтения

  1. Заполнить таблицу



^ КЛАССИФИКАЦИЯ ДИСГРАФИЙ


Форма дисграфии

Симптомы

дисграфии

Механизм

дисграфии

Подвиды дисграфий

Диагностика

дисграфий

Коррекция

дисграфий

Акустическая
















Артикуляционно-диагностическая
















Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза
















Аграмматическая
















Оптическая

















2. Подготовьте доклад для родителей и учителей на тему «Нарушения письма и чтения»


Тема 3. Проблемы психолого-педагогической диагностики дислексий и дисграфий

  1. Составьте медико-психолого-педагогическую характеристику ребенка с нарушением письма и чтения.


Тема 4. Методика обследования детей с нарушениями письма и чтения, письменной речи.

  1. Составьте план логопедического обследования детей, имеющих нарушения письма и чтения.

  2. Заполнить речевую карту, приложить письменные работы детей.

  3. Подберите тексты, тестовые задания для обследования навыка письма, письменной речи и чтения у младших школьников.


Тема 5. Организация и методы коррекции дислексии и дисграфии.

  1. Составьте перспективный план работы по устранению дислексии и дисграфии, используя материалы исследований.

  2. Подберите тексты, упражнения, задания к каждому этапу и направлению работы.

  3. Определите основные цели, задачи, содержание коррекционного воздействия.

Составьте конспекты логопедических занятий по устранению разных видов дисграфии

Подберите задания к каждому этапу занятий. Составьте занятие по схеме:

  1. Тема занятия

  2. Цель занятия

  3. Задачи занятия

  4. Оборудование

  5. Организационный момент

  6. Основные этапы

  7. Физкультминутка

  8. Основные этапы

  9. Итог

  1. Составьте конспекты логопедических занятий по устранению разных видов дислексии

Подберите задания к каждому этапу занятий:

  • Тема занятия

  • Цель занятия

  • Задачи занятия

  • Оборудование

  • Организационный момент

  • Основные этапы

  • Физкультминутка

  • Основные этапы

  • Итог



Тема 6. Вопросы профилактики дислексий и дисграфий.


  1. Опишите этапы и направления по профилактике нарушений письма, письменной речи и чтения у дошкольников.


Тематика рефератов:

1. Особенности овладения письмом младшими школьниками. (Исследования Егорова Т.Г. Психология овладения навыком чтения. – М.: АПН РСФСР.- 1953. - 264 с.)

2. Механизмы нарушения при дисграфии. (Исследования Лурия А.Р. Очерки психофизиологии письма. - М., 1950)

3. Современный взгляд на проблему формирования и нарушения письма и чтения.

4. Проблемные вопросы изучения нарушений письма у младших школьников общеобразовательных школ.

5. Анализов видов дисграфии (по классификациям О.А. Токаревой, М.Е. Хватцева, кафедры логопедии РГПУ им. А.И. Герцена, А.Н. Корнева, Т.В. Ахутиной, А.Л. Сиротюк).

6. Проблемные вопросы в изучении дисграфии и организации ее диагностики и коррекции.

7. Проблемы дифференциальной диагностики нарушений письменной речи.

8. Проблемы и современные тенденции организации коррекционно-логопедической работы с детьми с нарушениями письма и чтения.


Методические рекомендации по выполнению рефератов:

Выполнение и защита рефератов по ведущей специальности логопедического отделения - логопедии (нарушения письменной речи) - предусматривает решение следующих задач: обеспечить углубление, расширение и систематизацию полученных в процессе обучения знаний по предмету «Нарушения письменной речи».

Основные требования:

  • Актуальность проблемы;

  • Анализ научной литературы

  • Теоретическая и практическая значимость исследования;

  • Расширение и систематизация полученных знаний;

  • Интеграция знаний логопедии и смежных наук;

  • Формирование умения критически анализировать свои знания, полученные из литературных источников;

  • Уметь обобщить опыт логопедов различных учреждений;

  • Аргументированная интерпретация и обобщение полученных знаний.


Реферат должен иметь следующие части:

    • Титульный лист,

    • Оглавление,

    • Основное содержание реферата,

    • Список литературы

    • Приложение (если в этом есть необходимость).


Тематика курсовых работ:



  1. Формирование графо-моторного навыка у младших школьников.

  2. Предупреждение нарушений письма у дошкольников с ФФНР.

  3. Коррекционно-логопедическая работа по предупреждению дисграфии у дошкольников с ОНР.

  4. Коррекционно-логопедическая работа по выявлению и устранению дисграфии у младших школьников.

  5. Особенности связной речи у дошкольников (или младших школьников) с ОНР.

  6. Особенности симультанного и сукцессивного анализа и синтеза у младших школьников с дисграфией.

  7. Особенности дизорфографии у младших школьников с общим недоразвитием речи III (или IV) уровня развития речи.

  8. Нарушения письма у младших школьников, страдающих церебральным параличом.

  9. Нарушения в овладении процессом чтения и их коррекция у младших школьников.

  10. Преодоление дисграфии, обусловленной нарушением операций анализа и синтеза у учащихся младших классов.

  11. Комплексный подход к анализу и коррекции специфических нарушений письма у учащихся младших классов.

  12. Формирование прогностических операций в процессе обучения чтению младших школьников с системными нарушениями речи.

  13. Логопедическая работа с детьми с минимальными дизартрическими расстройствами.

  14. Формирование языковой способности у младших школьников с нарушениями речи.

  15. Особенности нарушений звукослоговой структуры слова у дошкольников с ОНР.

  16. Логопедический анализ речи детей дошкольного возраста с билингвизмом.

  17. Выявление предрасположенности к дислексии у дошкольников.

  18. Логопедическая работа по коррекции и предупреждению нарушений голоса у педагогов (или лиц других голосовых профессий).

  19. Обучение изложению как средству активизации речевой деятельности младших школьников с ЗПР.

  20. Логопедическая работа по коррекции нарушений речевого развития младших школьников в условиях детского дома.


Перечень контрольных вопросов к экзамену:


  1. Дать краткий исторический обзор развития учения о нарушениях письма.

  2. Антропологический подход изучения письма.

  3. Показать различные подходы изучения проблемы расстройств письма и письменной речи в зарубежной и отечественной литературе.

  4. Дать определение «письма», «письменной речи». Условия формирования письма.

  5. Охарактеризуйте особенности психолого-педагогической готовности к школе ребенка, имеющего проблемы в усвоении грамоты.

  6. Дислексия. Этиология, патогенез, клиника дислексий.

  7. Дисграфия. Этиология, патогенез, клиника дисграфий.

  8. Психологические классификации дислексий (назовите авторов классификаций, перечислите формы нарушений, назовите критерий.

  9. Психологические классификации дисграфий.

  10. Дайте клиническую, психологическую и педагогическую характеристику детей с проблемами письма и письменной речи.

  11. Нейропсихологические механизмы нарушения письма.

  12. Типология (классификация) и механизмы специфических ошибок письма (можно использовать исследования И.Н. Садовниковой).

  13. Методические подходы диагностики дисграфий и дислексий (медицинские, психофизиологические, психолого-педагогические).

  14. Дифференциальная диагностика нарушений письма и чтения (отграничение дислексий и дисграфий от схожих состояний).

  15. Опишите приемы обследования детей по выявлению нарушений письма, письменной речи.

  16. Опишите основные принципы и направления организации психолого-педагогической помощи детям, имеющим нарушения письма и чтения.

  17. Фонематическая дислексия и способы ее коррекции.

  18. Семантическая дислексия и способы ее коррекции.

  19. Аграмматическая и способы их коррекции.

  20. Мнестическая дислексии и способы их коррекции.

  21. Оптические и тактильная дислексии, способы их коррекции.

  22. Акустическая дисграфия и способы ее коррекции.

  23. Артикуляторно-акустическая дисграфия и способы ее коррекции.

  24. Дисграфия на почве нарушений языкового анализа и синтеза и способы ее коррекции.

  25. Оптическая дисграфия и способы ее коррекции.

  26. Определение дизорфографии и способы ее коррекции.

  27. Совместная работа логопеда, учителя, психолога и родителей.

  28. Опишите комплекс мер по первичной и вторичной профилактике дислексии.

  29. Формирование и нарушение фонологического кода языка.

  30. Формирование и нарушение морфологического кода языка.

  31. Формирование и нарушение синтаксического кода языка.

  32. Формирование и нарушение лексического кода языка.

  33. Взаимосвязь фонемы – артикулемы – графемы и ее влияние ее формирования на нарушение письма.

  34. Формирование и нарушение звукоряда на письме.

  35. Дайте понятие «системного интегративного единства» А.А. Леонтьева. (Письменная речь как системное интегративное единство).

  36. Взаимосвязь дискретных и симультанных процессов при формировании и нарушении письма и чтения.

  37. Интеллект при дисграфии.

  38. Уровни формирования процесса письма и письменной речи.

  39. Психологическая структура процесса письма.

  40. Психофизиологические и мозговые основы письма.

  41. Уровни формирования процесса чтения.

  42. Сравнительный анализ психологии формирования чтения и письма.

  43. Взаимодействие процессов восприятия и понимания в процессе формирования и нарушения чтения.

  44. Психологическая структура и стратегия опытного чтеца (сформированное чтение).

  45. Движения глаз, их место и роль в процессе чтения.

  46. Стратегия процесса чтения. Про- и регрессивные движения глаз и их роль; антиципация и ее роль в процессе чтения. Смысловые догадки, условия их возникновения. Роль контекста.


^ Тесты по дисциплине

«Нарушение письма и чтения»


К каждому из заданий с выбором ответа дано несколько вариантов ответов, один или несколько из которых - правильный. Вы должны выбрать правильный ответ и поставить знак +.


  1. Антропологический подход изучения письма. Укажите правильную последовательность появления знаков:

А) иероглиф, пиктограмма, рисунок, буква;

Б) рисунок, иероглиф, пиктограмма, буква;

В) рисунок, пиктограмма, иероглиф, буква;

Г) пиктограмма, рисунок, иероглиф, буква;

  1. Выберите и отметьте галочкой правильные определения «письма»:

А) Письмо - знаковая система фиксации письменной речи, позволяющая с помощью начертательных (графических) элементов передавать речевую информацию на расстоянии и закреплять её во времени.

Б) Письмо - система долговременных условных знаков, обычно визуальной природы, предназначенных для фиксации речевых произведений на том или ином материальном носителе с целью их последующего восприятия, в виде фиксации морфологических и синтаксических единиц на письме.

В) Письмо - систематизированный произвольный психический процесс, знаковая система закрепления речи и мыслей, позволяющая с помощью графических знаков фиксировать и передавать чужую речь (транскрипция устной речи).

3. Как процесс «письменная речь» или «письмо» является наиболее сложным психологическим образованием?

Письмо Письменная речь

4. Какой принцип орфографии является ведущим при письме?

1) фонематический,

2) морфологический,

3) традиционный,

4) дифференцирующих значений,

5) фонетический.

5. Выберите и отметьте галочкой правильные определения «дислексии». Двумя галочками отметьте самое точное определение «дислексии»:

А) Дислексия – патология, при которой нарушения чтения носят избирательный характер и представляют собой явное несоответствие с успехами по другим предметам.

Б) Дислексия – нарушение письма и чтения, сопровождающееся ошибками на письме и при чтении.

В) Дислексия - это частичное нарушение процесса чтения, проявляющееся в стойких и повторяющихся ошибках при чтении, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в этом процессе.

Г) Дислексия – это нарушение письменной речи, сопровождающееся нарушениями при чтении.

6. Выберите и отметьте галочкой правильные определения «дисграфии». Двумя галочками отметьте самое точное определение «дисграфии».

А) Дисграфия - нарушение письма, сопровождающееся неполноценностью фонематического слуха и затруднения в произношении, которые препятствуют овладению фонематического состава слова.

Б) Дисграфия - нарушение письма, сопровождающееся заменой букв, пропусками, перестановками букв и слогов, и слиянием слов, обусловленное нарушением речевой системы в целом.

В) Дисграфия - это неспособность (или сложность) овладеть письмом при нормальном развитии интеллекта.

Г) Дисграфия - это частичное нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких и повторяющихся ошибках чтения, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма.

Д) Дисграфия – это частичное нарушение письменной речи, выражающееся на письме в виде орфографических ошибок.

Е) Дисграфия - это частичное нарушение письменной речи, выражающееся на письме в виде частотных, специфических ошибок.

Ж) Дисграфия - это частичное нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких и повторяющихся ошибках на письме, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в этом процессе.

7. Отметьте все фамилии авторов психологических классификаций дисграфий:

А) Р.Е. Левина,

Б) А.Н. Корнев,

В) О.А. Токарева,

Г) Р. Беккер,

Д) Г.А. Каше,

Е) М.Е. Хватцев,

Ж) Р.И. Лалаева,

Д) Т.Б. Филичева.
^

8. Отметьте все формы дислексии по классификации ЛГПИ им. А.И. Герцена:


А) - Пропуски согласных при стечении.

- Пропуски согласных и гласных при отсутствии стечения.

- Добавление лишних звуков при чтении.

- Перестановки звуков.

- Пропуски, перестановки слогов при чтении.

Б) - Фонематическая дислексия,

- Дислексия на почве нарушения языкового анализа и синтеза,

- Аграмматическая дислексия,

- Оптическая дислексия.

В) - Оптическая дислексия,

- Тактильная дислексия,

- Мнестическая дислексия,

- Грамматическая дислексия,

- Семантическая дислексия,

- Фонематическая дислексия.

Г) - Фонематическая дислексия,

- Оптическая дислексия,

- Оптико-пространственная дислексия,

- Семантическая дислексия,

- Мнестическая дислексия.

Д) - Акустическая дислексия,

- Оптическая дислексия,

- Моторная дислексия.

9. Отметьте все формы дисграфии по классификации ЛГПИ им. А.И. Герцена:

А) - Артикуляционно-акустическая дисграфия,

- Акустическая дисграфия,

- Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза,

- Аграмматическая дисграфия,

- Оптическая дисграфия.

Б) - Фонематическая дисграфия,

- Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза,

- Аграмматическая дисграфия,

- Оптическая дисграфия.

В) - Акустическая дисграфия,

- Моторная дисграфия,

- Оптическая дисграфия.

Г) - Дисграфия на почве акустической агнозии и дефектов фонематического слуха,

- Дисграфия на почве расстройств устной речи,

- Оптическая дисграфия,

- Дисграфия при моторной и сенсорной афазии,

10. Перечислите симптомы дислексии:

- наследственная предрасположенность,

- врожденные формы,

- патологические факторы, воздействующие в пренатальный, натальный и постнатальный период,

- причины органического характера,

- причины функционального характера,

- генетические факторы.

11. Перечислите в структуре каких сложных речевых и нервно-психических расстройств встречается дислексия и дисграфия?

- ММД,

- ЗПР,

- синдром Ретта,

- дислалия,

- с тяжелыми нарушениями устной речи,

- с церебральными параличами,

- ФФН,

- с нарушениями слуха,

- у умственно отсталых детей

12. Выделите механизмы дислексии:

1) несформированность сенсомоторных операций (зрительно-пространственный анализ букв и их сочетаний в слове);

2) несформированность языковых операций, операций со звуками, слогами, словами и предложениями в тексте (фонематический, морфологический, синтаксический уровень);

3) нарушение скорости чтения;

4) нарушение семантических операций (соотнесение со смыслом);

5) нарушение способа чтения;

6) нарушение интеллекта.

13. Перечислите группы ошибок, которые встречаются при дислексии (симптоматика дислексий):

1) Замены и смешения звуков при чтении, чаще всего фонетически близких звуков (звонких и глухих, аффрикат и звуков, входящих в их состав и др.), а также замены графически сходных букв.

2) Побуквенное чтение,

3) Искажения звуко-слоговой структуры слова, которые проявляются в пропусках согласных при стечении, согласных и гласных при отсутствии стечения, добавлениях, перестановках звуков, пропусках, перестановках слогов и др.,

4) Нарушение понимания прочитанного;

5) Расстройство технической стороны чтения;

6) Аграмматизмы при чтении;

7) Нарушение способа чтения.

14. Перечислите типы ошибок, которые были выделены и описаны И.Н. Садовниковой?

а) ошибки на уровне буквы;

б) ошибки на уровне слога;

в) ошибки на уровне буквы и слога;

г) ошибки на уровне слова;

д) ошибки на уровне предложения;

е) ошибки на уровне текста.

15. Нейропсихологические механизмы нарушения письма.

  1. Перечислите методические подходы диагностики дисграфий и дислексий:

а) медицинские,

б) психофизиологические,

в) традиционные,

г) психолого-педагогические,

д) профилактические.

17. Дифференциальная диагностика нарушений письма и чтения (отграничение дислексий и дисграфий от схожих состояний):

А. Отграничение дислексий и дисграфий от вторичных нарушений письма и чтения при общем психическом недоразвитии;

Б. Отграничение нарушений письма и чтения от вторичных нарушений при дизартрии;

В. Отграничение от вторичных расстройств письменной речи при выраженном недоразвитии устной речи;

Г. Отграничение нарушений письма и чтения при так называемой педагогической запущенности;

Д. Отграничение дислексий и дисграфий от вторичных нарушений письма и чтения при дислалии;

18. Выбери то, что характерно для фонематической дислексии:

А) обусловлена недоразвитием грамматического строя речи, морфологических и синтаксических обобщений;

Б) проявляется в трудностях усвоения и в смешениях сходных графических букв и их взаимных заменах.

В) связана с недоразвитием функций системы фонем языка, в которой каждая единица характеризуется определенной совокупностью смыслоразличительных признаков.

Г) проявляется в нарушении понимания прочитанных слов, предложений, текста, при технически правильном чтении.

19. Выбери то, что характерно для акустической дисграфии:

А) обусловлена неустойчивостью зрительных впечатлений и представлений.

Б) отмечается недифференцированность слухового восприятия, проявляется в заменах букв, соответствующих фонетически близким звукам.

В) проявляется в заменах, пропусках букв, соответствующих заменам и пропускам звуков в устной речи.

Г) в основе лежит нарушение различных форм языкового анализа и синтеза.

20. Дизорфография – это:

    А) особая категория специфических нарушений письма, проявляющихся в стойкой неспособности освоить орфографические навыки (несмотря на знание соответствующих правил).

    Б) стойкая неспособность овладеть синтаксическими правилами на письме, т.е.  пунктуацией.

В) в ее основе лежит нарушение различных форм языкового анализа и синтеза.

Г) проявляется в заменах, в искажениях структуры слова, предложения и обусловлена распадом устной речи вследствие органического поражения головного мозга.

    Д) специфическое нарушение письма, проявляющихся в стойкой неспособности освоить орфографические навыки и овладеть синтаксическими правилами.

    Е) это стойкое и специфическое нарушение в усвоении и использовании морфологического и традиционного принципов орфографии, которое проявляется в разнообразных и многочисленных орфографических ошибках.

^ 7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

Основная литература.



  1. Логопедия. Учебник для студентов дефектологических факультетов пед.высших учеб.заведений. / Под ред. Л.С.Волковой. – 5 изд., перераб. и доп. - М.: ГИЦ ВЛАДОС, 2009. – 703 с.

  2. Логопедия. Методическое наследие. В 5 книгах. Книга 4. Нарушение письменной речи. Дислексия. Дисграфия. Р.И. Лалаева. Библиотека учителя дефектолога.– М.:ГИЦ Владос, 2003. – 304 с.

  3. Фотекова Т. А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников. – М.: АРКТИ, 2000. – 56 с..

  4. Фомичева М.Ф. Введение в логопедию. Материалы для практического усвоения системы фонем русского языка. Учебное пособие для студентов и слушателей курсов переподготовки и повышения квалификации. - М.: МПСИ; В.:МОДЭК, 2010. – 88 с.

  5. Хватцев М.Е. Логопедия. Книга для преподавателей и студентов высших педагогических учебных заведений. В двух книгах. Книга 1. - М.: ГИЦ ВЛАДОС, 2009. – 272 с.

  6. Хватцев М.Е. Логопедия. Книга для преподавателей и студентов высших педагогических учебных заведений. В двух книгах. Книга 1. - М.: ГИЦ ВЛАДОС, 2009. – 293 с.

  7. Цветкова Л.С. Нейропсихология счета, письма и чтения: нарушение и восстановление. Уч.пос. – 3 изд. - М.: МПСИ; В.:МОДЭК, 2005. – 360 с.


Дополнительная литература

  1. Алмазова А.А. Русский язык и культура речи. Учебное пособие для студентов высш. и сред. спец. учеб. заведений, обучающихся по дефектологическим специальностям. - М.: ГИЦ ВЛАДОС, 2008. – 176 с.

  2. Кузнецова Е.В., Тихонова И.А. Обучение грамоте детей с нарушениями речи. Конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 128 с.

  3. Лурия А.Р. Нейропсихология и проблемы обучения в общеобразовательной школе. Уч.пос. – 2 изд., испр. – М.: МПСИ; В.:МОДЭК, 2008. – 64 с.

  4. Мурашов А.А. Абсолютная грамотность. Пособие по орфографии для совместной работы преподавателя и студента. – 5 изд., стер. - М.: МПСИ; В.:МОДЭК, 2008. – 144 с.

  5. Мурашов А.А. Культура речи. Уч.пос. Книга для учителя. – 3 изд.. испр. и доп. - М.: МПСИ; В.:МОДЭК, 2007. – 640 с.

  6. Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция: Уч.пос. / Под. Ред. О.Б.Иншаковой. – 2 изд., испр. – М.: МПСИ; В.:МОДЭК, 2007. – 288 с.

  7. Психодиагностические методы в работе с учащимися 1-2 классов. Руководство. / Под ред. Д.В.Лубовского. - М.: МПСИ; В.:МОДЭК, 2002. – 48 с.

  8. Русский язык в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи. Уч.пос. – М.: ГИЦ Владос, 2010. – 374 с.



Программное обеспечение и Интернет-ресурсы:


Во время самостоятельной работы студентам можно рекомендовать пользоваться материалами следующих сайтов: www.logolife.ru; cvetsakura.ru/logopedies/; www.openclass.ru; www.boltun-spb.ru; www. logoped.ru; logoportal.ru; www.ilogoped.ru

Книги по логопедии:

www.logopediy./com/books-logopediya/

www.boltun-spb.ru/books.html

www.logopedkniga.alltrades.ru

www.knigi-psychologia.com

www.pedlib.ru

Скачать книги по логопедии:

www.storedbooks.com


8. Материально-техническое обеспечение дисциплины «Нарушения письма и чтения».


Лекционная аудитория (оборудованная видеопроекционным оборудованием для презентаций, средствами звуковоспроизведения, экраном, и имеющая выход в Интернет), помещение для проведения семинарских и практических занятий (оборудованное учебной мебелью), библиотека (имеющая рабочие места для студентов, оснащенная компьютерами с доступом к базам данных и Интернет).

.



отлично
  1
Ваша оценка:

Похожие:

Рабочая программа дисциплины (модуля) нарушение письма и чтения icon Рабочая программа дисциплины (модуля) морфология с. Х. Животных

Рабочая программа дисциплины (модуля) нарушение письма и чтения icon Рабочая программа модуля (дисциплины) анатомия человека

Рабочая программа дисциплины (модуля) нарушение письма и чтения icon Рабочая программа дисциплины (модуля) «Анатомия животных»

Рабочая программа дисциплины (модуля) нарушение письма и чтения icon Рабочая программа модуля (дисциплины) Биохимия человека

Рабочая программа дисциплины (модуля) нарушение письма и чтения icon Рабочая программа дисциплины (модуля) основы ветеринарии

Рабочая программа дисциплины (модуля) нарушение письма и чтения icon Рабочая программа модуля (дисциплины) физиология человека

Рабочая программа дисциплины (модуля) нарушение письма и чтения icon Рабочая программа учебной дисциплины (модуля) б 02. Анатомия человека

Рабочая программа дисциплины (модуля) нарушение письма и чтения icon Рабочая программа дисциплины (модуля) Клеточные технологии в иммунологии

Рабочая программа дисциплины (модуля) нарушение письма и чтения icon Рабочая программа модуля (дисциплины) Основы социальной медицины

Рабочая программа дисциплины (модуля) нарушение письма и чтения icon Рабочая программа дисциплины (модуля) деонтология в ветеринарном сообществе

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы