|
Скачать 0.53 Mb.
|
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «МОСКОВСКИЙ ПСИХОЛОГО-СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» ФАКУЛЬТЕТ ЛОГОПЕДИИ УТВЕРЖДАЮ Проректор по учебной работе _________________С.Г. Дембицкий "_____"__________________20___ г. Рабочая программа дисциплины (МОДУЛЯ) НАРУШЕНИЕ ПИСЬМА И ЧТЕНИЯ Направление подготовки 050700 - СПЕЦИАЛЬНОЕ (ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКОЕ) ОБРАЗОВАНИЕ Профиль подготовки Логопедия Квалификация (степень) выпускника Бакалавр Форма обучения очная, очно-заочная, заочная
Москва 2012 Составитель: Азова Ольга Ивановна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры логопедии НОУ ВПО МПСУ. Программа предназначена для студентов, обучающихся по направлению специальное (дефектологическое) образование. В программе тематический план изучения дисциплины, задания для самостоятельной работы. Рецензент: Антипова Жанна Владимировна, кандидат педагогических наук, декан факультета логопедии НОУ ВПО МПСУ. ^ - дать подробную картину проявления дислексии и дисграфии, научить студентов обследовать детей, имеющих нарушения письменной речи и грамотно проводить коррекционную работу, познакомить с системой детских логопедических учреждений, занимающихся проблемами нарушения письменной речи. ^ Дисциплина «Нарушения письма и чтения» относится к дисциплинам вариативной части профессионального цикла и входит в модуль «Логопедия». Теоретической базой курса являются знания и умения, полученные при прослушивании курсов лекций по предметам: «Психология», «Введение в логопедию», «Логопедия», «Невропатология», «Анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения», «Русский язык с основами языкознания». Курс «Нарушения письма и чтения» является основой для дальнейшего изучения следующих дисциплин: «Психолого-педагогическая диагностика», «Методики преподавания», «Организация логопедической работы в детских учреждениях». Знания, умения и навыки, полученные в ходе изучения дисциплины «Нарушения письма и чтения» необходимы для прохождения педагогической практики. Курс «Нарушения письма и чтения» предполагает написание курсовой и выпускной квалификационной работ в случае выбора студентом данной дисциплины из модуля «Логопедия». ^ В результате освоения дисциплины «Нарушения письма и чтения» у студентов формируются следующие компетенции: - способностью к письменной и устной коммуникации на государственном языке; владеть одним из иностранных языков в рамках профессионального общения, готовностью к использованию навыков публичной речи, ведения дискуссии (ОК-5); - готовностью к организации коррекционно-развивающей среды, ее методическому обеспечению и проведению коррекционно-компенсаторной работы в сферах образования, здравоохранения и социальной защиты с целью успешной социализации лиц с ОВЗ (ПК-2); - способностью к осуществлению коррекционно-педагогической деятельности в условиях как специальных (коррекционных), так и общеобразовательных учреждений с целью реализации интегративных моделей образования (ПК-3); - способностью организовывать и осуществлять психолого-педагогическое обследование лиц с ОВЗ с целью уточнения структуры нарушения для выбора индивидуальной образовательной траектории (ПК-5); - способностью к анализу результатов медико-психолого- педагогического обследования лиц с ОВЗ на основе использования различных (клинико-психолого-педагогических) классификаций нарушений в развитии, в том числе для осуществления дифференциальной диагностики (ПК-6); - готовностью к использованию знаний в области современного русского литературного языка в профессиональной деятельности, к лингвистическому анализу (ПК-11); - способностью использовать данные медицинской документации в процессе организации и осуществления коррекционно-педагогической работы с лицами с ОВЗ (ПК-12); - готовностью к формированию общей культуры лиц с ограниченными возможностями здоровья и к взаимодействию с учреждениями культуры по реализации просветительской работы с лицами с ОВЗ и их семьями (ПК-13); ^ - иметь представление: о процессе формирования письма в онтогенезе; о психологической структуре письма и чтения; о психофизиологических и мозговых основах формирования письма и чтения; об особенностях формирования психологической готовности к школьному обучению детей, испытывающих трудности в овладении грамотой; о методах обследования, коррекционно-логопедической работы по преодолению нарушений письма и чтения; о проблеме профилактики дислексий и дисграфий. - знать: классификации дислексий и дисграфий; психолого-педагогическую характеристику детей с нарушениями письма и чтения; принципы и направления коррекционно-логопедической работы по преодолению нарушений письма и чтения. - уметь: анализировать специальную литературу; пользоваться специальными терминами; обследовать детей различными способами: анализировать анамнез ребенка, наблюдать и анализировать поведение ребенка, его продуктивную деятельность, беседовать с ребенком; составлять психолого-педагогическую характеристику ребенка; проводить коррекционную работу: составлять перспективные и индивидуальные планы работ с детьми, имеющих нарушения письма и чтения. ^
^
Заочная форма обучения (срок обучения 5 лет)
Заочная форма обучения (срок обучения 3.5 года)
Заочная форма обучения (срок обучения 3 года)
Очно-заочная форма обучения (срок обучения 3,5 года)
Тема 1. История и современный взгляд на проблему формирования письма в онтогенезе и расстройства письменной речи История развития письма. Отличие письма от письменной речи. Отличия процессов письма и чтения. Психологическая структура письма и чтения. Психофизиологические и мозговые основы формирования письма и чтения в онтогенезе. Современный взгляд на проблему расстройства письма, чтения и письменной речи. ^ Понятия дислексии, дисграфии, дизорфографии. Проблемы терминологии. Этиология нарушений письма и чтения, симптоматика этих нарушений. Клиническая, психологическая и педагогическая характеристика детей с нарушениями письменной речи. Нейропсихологические и психологические механизмы нарушения письма и чтения. ^ Различные методические подходы к диагностике дислексий и дисграфий. Отграничение дислексий и дисграфий от вторичных нарушений письма и чтения при умственной отсталости, тугоухости, при явном недоразвитии устной речи, при социальной депривации. Дифференциация дисграфии и дизорфографии. ^ Приемы обследования ребенка на предмет дислексии и дисграфии, дизорфографии. (Обследование речевых и неречевых функций, принимающих участие в письме и чтении). Содержание карты обследования ребенка. ^ Содержание, организация и методика работы на логопедическом пункте в начальных классах общеобразовательной школы. Задачи и содержание занятий на логопункте. Принципы, направления, методы и формы работы. Виды занятий, их структура. Рекомендации к планированию занятий. Анализ занятий. Различные способы коррекции дислексии и дисграфии. Основные принципы и направления в организации психолого-педагогической помощи детям, имеющих проблемы формирования процессов письма (чтения) и нарушения письменной речи. Связь со смежными специалистами (медикаментозное лечение, психотерапевтическая помощь при нарушении письма и чтения). Совместная работа логопеда и учителя. Направления совместной работы по устранению нарушений письма, чтения, письменной речи у детей. Работа с родителями. Формирование функционального базиса навыков письма и чтения (развитие речевых навыков, зрительно-пространственного восприятия и наглядно-образного мышления, формирование изобразительно-графических способностей, развитие внимания и сукцессивных способностей ребенка). ^ Проведение первичной и вторичной профилактики дислексии и дисграфии. Раннее выявление предрасположенности к нарушениям письма и чтения. ^ При прохождении дисциплины «Нарушения письма и чтения» рекомендуется использование инновационных форм учебной работы, активных и интерактивных форм проведения занятий, разбор конкретных ситуаций в сочетании с внеаудиторной работой. Курс рассчитан на лекционные, практические и интерактивные занятия. Отдельные вопросы курса выносятся для индивидуальной самостоятельной работы. Предусмотрены встречи с представителями школьных образовательных учреждений, научных организаций. Отдельные вопросы курса выносятся для индивидуальной самостоятельной работы. Внутрисеместровая аттестация проводится в виде тестирования и контрольной работы. По окончанию курса студенты сдают экзамен. ^ Тема 1. История и современный взгляд на проблему формирования письма в онтогенезе и расстройства письменной речи План практического занятия:
Задания для студентов:
Задания для самостоятельной работы студентов:
Тема 2. Клиника, этиология, патогенез и психологические механизмы нарушений письма и чтения План практического занятия:
Задания для студентов: 1. Проведите анализ видов дисграфии, выделяемых в различных классификациях. 2. Определите общее и различное в авторских характеристиках сходных по проявлениям видах дисграфии. Задания для самостоятельной работы студентов:
Тема 3. Проблемы психолого-педагогической диагностики дислексий и дисграфий План практического занятия:
Задания для студентов: 1. Определение признаков, которые являются дифференциальными при определении предрасположенности к нарушениям письма и чтения. Задания для самостоятельной работы студентов:
Тема 4. Методика обследования детей с нарушениями письма и чтения, письменной речи. План практического занятия:
Задания для самостоятельной работы студентов:
Тема 5. Организация и методы коррекции дислексии и дисграфии. План практического занятия:
Задания для студентов:
Задания для самостоятельной работы студентов:
Тема 6. Вопросы профилактики дислексий и дисграфий. План практического занятия:
Задания для студентов:
Задания для самостоятельной работы студентов: 1. Определите содержание работы по каждому направлению профилактических мер и подберите дидактический материал. 6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины. ^ Самостоятельная работа как вид учебного труда выполняется студентами без непосредственного участия преподавателя, но организуется и управляется им. Самостоятельная работа студентов – это выполнение теоретических и практических заданий студентами по усвоению изучаемой дисциплины «Нарушения письма и чтения». Самостоятельная работа студентов - будущих учителей-логопедов осуществляется в соответствии с объемом и структурой, предусмотренными учебными планами и графиками текущего контроля. Самостоятельная работа студентов предполагает выполнение следующих видов работ: конспектирование, реферирование научной литературы, подготовка к практическим занятиям. Изучение и анализ литературных источников является обязательным видом самостоятельной работы студентов. Изучение литературы по избранной теме имеет своей задачей проследить характер постановки и решения определенной проблемы различными авторами, аргументацию их выводов и обобщений, провести анализ и систематизировать полученный материал на основе собственного осмысления с целью выяснения современного состояния вопроса. Проработка отобранного материала обязательно должна идти с одновременным ведением записей прочитанного и своих замечаний. Запись может иметь как форму конспекта, так и выписок, а также картотеку положений, тезисов, идей, методик, что в дальнейшем облегчит классификацию и систематизацию полученного материала. Такого рода записи являются лучшим способом накопления и первичной обработки материал, одной из обязательных форм организации умственного труда. ^ “Нарушение письма и чтения» Аудиторная контрольная работа по дисциплине «Нарушение письма и чтения» представляет собой серию заданий, тестов, контрольных работ. Выполняется контрольная работа в течение семестра каждым студентом всех форм обучения. 1 блок. Рукописные конспекты. 2 блок. Написание и защита реферата. ^ Выполнение практических заданий, предъявленных для самостоятельной работы студентов. 5 блок. Обследование детей (не менее 3-х), заполнение речевых карт, с приложением письменных работ детей, разработка перспективного плана работы с детьми с нарушением письма и письменной речи. Далее подробнее о содержании блоков. 1 блок. Рукописные конспекты. 1. Конспект книги А.Р. Лурия «Очерки по психофизиологии письма». М. – Из-во АПН РСФСР, 1950. - 84 с. 2. Конспект книги Т.Г. Егорова «Очерки по психологии обучения детей грамоте» М. – Из-во АПН РСФСР, 1950. - 105 с. 3. Конспекты статей (5-10) из книги Логопедия: Методическое наследие: Пособие для логопедов и студ. дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой: В 5 кн. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 304 с. 2 блок. Написание и защита реферата (темы с 1 по 8). ^ Выполнение практических заданий, предъявленных для самостоятельной работы студентов. Обследование детей (не менее 3-х), заполнение речевых карт, с приложением письменных работ детей, разработка перспективного плана работы с детьми с нарушением письма и письменной речи. Практические задания выполняются студентами очного и очно-заочного отделений на практических занятиях под руководством преподавателя. Студенты заочной формы обучения выполняют практические задания самостоятельно в течение семестра. Выполнение всех практических заданий является необходимым условием допуска студентов к экзамену. Каждое практическое задание оформляется отдельно. Все задания систематизируются по темам в отдельной папке, которую студенты предъявляют преподавателю на проверку во время контрольной работы или на консультации перед экзаменом. Данная папка является личными учебно-методическими наработками студента и после проверки остается у него. ^ Написание рукописных конспектов. 1. Конспект книги А.Р. Лурия «Очерки по психофизиологии письма». М. – Из-во АПН РСФСР, 1950. - 84 с. 2. Конспект книги Т.Г. Егорова «Очерки по психологии обучения детей грамоте» М. – Из-во АПН РСФСР, 1950. - 105 с. 3. Конспекты статей (5-10) из книги Логопедия: Методическое наследие: Пособие для логопедов и студ. дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой: В 5 кн. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 304 с. Тема 2. Клиника, этиология, патогенез и психологические механизмы нарушений письма и чтения
^
2. Подготовьте доклад для родителей и учителей на тему «Нарушения письма и чтения» Тема 3. Проблемы психолого-педагогической диагностики дислексий и дисграфий
Тема 4. Методика обследования детей с нарушениями письма и чтения, письменной речи.
Тема 5. Организация и методы коррекции дислексии и дисграфии.
Составьте конспекты логопедических занятий по устранению разных видов дисграфии Подберите задания к каждому этапу занятий. Составьте занятие по схеме:
Подберите задания к каждому этапу занятий:
Тема 6. Вопросы профилактики дислексий и дисграфий.
Тематика рефератов: 1. Особенности овладения письмом младшими школьниками. (Исследования Егорова Т.Г. Психология овладения навыком чтения. – М.: АПН РСФСР.- 1953. - 264 с.) 2. Механизмы нарушения при дисграфии. (Исследования Лурия А.Р. Очерки психофизиологии письма. - М., 1950) 3. Современный взгляд на проблему формирования и нарушения письма и чтения. 4. Проблемные вопросы изучения нарушений письма у младших школьников общеобразовательных школ. 5. Анализов видов дисграфии (по классификациям О.А. Токаревой, М.Е. Хватцева, кафедры логопедии РГПУ им. А.И. Герцена, А.Н. Корнева, Т.В. Ахутиной, А.Л. Сиротюк). 6. Проблемные вопросы в изучении дисграфии и организации ее диагностики и коррекции. 7. Проблемы дифференциальной диагностики нарушений письменной речи. 8. Проблемы и современные тенденции организации коррекционно-логопедической работы с детьми с нарушениями письма и чтения. Методические рекомендации по выполнению рефератов: Выполнение и защита рефератов по ведущей специальности логопедического отделения - логопедии (нарушения письменной речи) - предусматривает решение следующих задач: обеспечить углубление, расширение и систематизацию полученных в процессе обучения знаний по предмету «Нарушения письменной речи». Основные требования:
Реферат должен иметь следующие части:
Тематика курсовых работ:
Перечень контрольных вопросов к экзамену:
^ «Нарушение письма и чтения» К каждому из заданий с выбором ответа дано несколько вариантов ответов, один или несколько из которых - правильный. Вы должны выбрать правильный ответ и поставить знак +.
А) иероглиф, пиктограмма, рисунок, буква; Б) рисунок, иероглиф, пиктограмма, буква; В) рисунок, пиктограмма, иероглиф, буква; Г) пиктограмма, рисунок, иероглиф, буква;
А) Письмо - знаковая система фиксации письменной речи, позволяющая с помощью начертательных (графических) элементов передавать речевую информацию на расстоянии и закреплять её во времени. Б) Письмо - система долговременных условных знаков, обычно визуальной природы, предназначенных для фиксации речевых произведений на том или ином материальном носителе с целью их последующего восприятия, в виде фиксации морфологических и синтаксических единиц на письме. В) Письмо - систематизированный произвольный психический процесс, знаковая система закрепления речи и мыслей, позволяющая с помощью графических знаков фиксировать и передавать чужую речь (транскрипция устной речи). 3. Как процесс «письменная речь» или «письмо» является наиболее сложным психологическим образованием? Письмо Письменная речь 4. Какой принцип орфографии является ведущим при письме? 1) фонематический, 2) морфологический, 3) традиционный, 4) дифференцирующих значений, 5) фонетический. 5. Выберите и отметьте галочкой правильные определения «дислексии». Двумя галочками отметьте самое точное определение «дислексии»: А) Дислексия – патология, при которой нарушения чтения носят избирательный характер и представляют собой явное несоответствие с успехами по другим предметам. Б) Дислексия – нарушение письма и чтения, сопровождающееся ошибками на письме и при чтении. В) Дислексия - это частичное нарушение процесса чтения, проявляющееся в стойких и повторяющихся ошибках при чтении, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в этом процессе. Г) Дислексия – это нарушение письменной речи, сопровождающееся нарушениями при чтении. 6. Выберите и отметьте галочкой правильные определения «дисграфии». Двумя галочками отметьте самое точное определение «дисграфии». А) Дисграфия - нарушение письма, сопровождающееся неполноценностью фонематического слуха и затруднения в произношении, которые препятствуют овладению фонематического состава слова. Б) Дисграфия - нарушение письма, сопровождающееся заменой букв, пропусками, перестановками букв и слогов, и слиянием слов, обусловленное нарушением речевой системы в целом. В) Дисграфия - это неспособность (или сложность) овладеть письмом при нормальном развитии интеллекта. Г) Дисграфия - это частичное нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких и повторяющихся ошибках чтения, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма. Д) Дисграфия – это частичное нарушение письменной речи, выражающееся на письме в виде орфографических ошибок. Е) Дисграфия - это частичное нарушение письменной речи, выражающееся на письме в виде частотных, специфических ошибок. Ж) Дисграфия - это частичное нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких и повторяющихся ошибках на письме, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в этом процессе. 7. Отметьте все фамилии авторов психологических классификаций дисграфий: А) Р.Е. Левина, Б) А.Н. Корнев, В) О.А. Токарева, Г) Р. Беккер, Д) Г.А. Каше, Е) М.Е. Хватцев, Ж) Р.И. Лалаева, Д) Т.Б. Филичева. ^ А) - Пропуски согласных при стечении. - Пропуски согласных и гласных при отсутствии стечения. - Добавление лишних звуков при чтении. - Перестановки звуков. - Пропуски, перестановки слогов при чтении. Б) - Фонематическая дислексия, - Дислексия на почве нарушения языкового анализа и синтеза, - Аграмматическая дислексия, - Оптическая дислексия. В) - Оптическая дислексия, - Тактильная дислексия, - Мнестическая дислексия, - Грамматическая дислексия, - Семантическая дислексия, - Фонематическая дислексия. Г) - Фонематическая дислексия, - Оптическая дислексия, - Оптико-пространственная дислексия, - Семантическая дислексия, - Мнестическая дислексия. Д) - Акустическая дислексия, - Оптическая дислексия, - Моторная дислексия. 9. Отметьте все формы дисграфии по классификации ЛГПИ им. А.И. Герцена: А) - Артикуляционно-акустическая дисграфия, - Акустическая дисграфия, - Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза, - Аграмматическая дисграфия, - Оптическая дисграфия. Б) - Фонематическая дисграфия, - Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза, - Аграмматическая дисграфия, - Оптическая дисграфия. В) - Акустическая дисграфия, - Моторная дисграфия, - Оптическая дисграфия. Г) - Дисграфия на почве акустической агнозии и дефектов фонематического слуха, - Дисграфия на почве расстройств устной речи, - Оптическая дисграфия, - Дисграфия при моторной и сенсорной афазии, 10. Перечислите симптомы дислексии: - наследственная предрасположенность, - врожденные формы, - патологические факторы, воздействующие в пренатальный, натальный и постнатальный период, - причины органического характера, - причины функционального характера, - генетические факторы. 11. Перечислите в структуре каких сложных речевых и нервно-психических расстройств встречается дислексия и дисграфия? - ММД, - ЗПР, - синдром Ретта, - дислалия, - с тяжелыми нарушениями устной речи, - с церебральными параличами, - ФФН, - с нарушениями слуха, - у умственно отсталых детей 12. Выделите механизмы дислексии: 1) несформированность сенсомоторных операций (зрительно-пространственный анализ букв и их сочетаний в слове); 2) несформированность языковых операций, операций со звуками, слогами, словами и предложениями в тексте (фонематический, морфологический, синтаксический уровень); 3) нарушение скорости чтения; 4) нарушение семантических операций (соотнесение со смыслом); 5) нарушение способа чтения; 6) нарушение интеллекта. 13. Перечислите группы ошибок, которые встречаются при дислексии (симптоматика дислексий): 1) Замены и смешения звуков при чтении, чаще всего фонетически близких звуков (звонких и глухих, аффрикат и звуков, входящих в их состав и др.), а также замены графически сходных букв. 2) Побуквенное чтение, 3) Искажения звуко-слоговой структуры слова, которые проявляются в пропусках согласных при стечении, согласных и гласных при отсутствии стечения, добавлениях, перестановках звуков, пропусках, перестановках слогов и др., 4) Нарушение понимания прочитанного; 5) Расстройство технической стороны чтения; 6) Аграмматизмы при чтении; 7) Нарушение способа чтения. 14. Перечислите типы ошибок, которые были выделены и описаны И.Н. Садовниковой? а) ошибки на уровне буквы; б) ошибки на уровне слога; в) ошибки на уровне буквы и слога; г) ошибки на уровне слова; д) ошибки на уровне предложения; е) ошибки на уровне текста. 15. Нейропсихологические механизмы нарушения письма.
а) медицинские, б) психофизиологические, в) традиционные, г) психолого-педагогические, д) профилактические. 17. Дифференциальная диагностика нарушений письма и чтения (отграничение дислексий и дисграфий от схожих состояний): А. Отграничение дислексий и дисграфий от вторичных нарушений письма и чтения при общем психическом недоразвитии; Б. Отграничение нарушений письма и чтения от вторичных нарушений при дизартрии; В. Отграничение от вторичных расстройств письменной речи при выраженном недоразвитии устной речи; Г. Отграничение нарушений письма и чтения при так называемой педагогической запущенности; Д. Отграничение дислексий и дисграфий от вторичных нарушений письма и чтения при дислалии; 18. Выбери то, что характерно для фонематической дислексии: А) обусловлена недоразвитием грамматического строя речи, морфологических и синтаксических обобщений; Б) проявляется в трудностях усвоения и в смешениях сходных графических букв и их взаимных заменах. В) связана с недоразвитием функций системы фонем языка, в которой каждая единица характеризуется определенной совокупностью смыслоразличительных признаков. Г) проявляется в нарушении понимания прочитанных слов, предложений, текста, при технически правильном чтении. 19. Выбери то, что характерно для акустической дисграфии: А) обусловлена неустойчивостью зрительных впечатлений и представлений. Б) отмечается недифференцированность слухового восприятия, проявляется в заменах букв, соответствующих фонетически близким звукам. В) проявляется в заменах, пропусках букв, соответствующих заменам и пропускам звуков в устной речи. Г) в основе лежит нарушение различных форм языкового анализа и синтеза. 20. Дизорфография – это: А) особая категория специфических нарушений письма, проявляющихся в стойкой неспособности освоить орфографические навыки (несмотря на знание соответствующих правил). Б) стойкая неспособность овладеть синтаксическими правилами на письме, т.е. пунктуацией. В) в ее основе лежит нарушение различных форм языкового анализа и синтеза. Г) проявляется в заменах, в искажениях структуры слова, предложения и обусловлена распадом устной речи вследствие органического поражения головного мозга. Д) специфическое нарушение письма, проявляющихся в стойкой неспособности освоить орфографические навыки и овладеть синтаксическими правилами. Е) это стойкое и специфическое нарушение в усвоении и использовании морфологического и традиционного принципов орфографии, которое проявляется в разнообразных и многочисленных орфографических ошибках. ^
Дополнительная литература
Программное обеспечение и Интернет-ресурсы: Во время самостоятельной работы студентам можно рекомендовать пользоваться материалами следующих сайтов: www.logolife.ru; cvetsakura.ru/logopedies/; www.openclass.ru; www.boltun-spb.ru; www. logoped.ru; logoportal.ru; www.ilogoped.ru Книги по логопедии: www.logopediy./com/books-logopediya/ www.boltun-spb.ru/books.html www.logopedkniga.alltrades.ru www.knigi-psychologia.com www.pedlib.ru Скачать книги по логопедии: www.storedbooks.com 8. Материально-техническое обеспечение дисциплины «Нарушения письма и чтения». Лекционная аудитория (оборудованная видеопроекционным оборудованием для презентаций, средствами звуковоспроизведения, экраном, и имеющая выход в Интернет), помещение для проведения семинарских и практических занятий (оборудованное учебной мебелью), библиотека (имеющая рабочие места для студентов, оснащенная компьютерами с доступом к базам данных и Интернет). . |