УТВЕРЖДАЮ
Проректор по УР,
профессор_______ Т.И. Гуляева
«____»_____________2011 г.
|
|
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РФ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ОРЛОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Рабочая программа дисциплины (модуля)
«Анатомия животных»
(наименование дисциплины (модуля))
Направление подготовки 111801. 65 - Ветеринария
__________________________________________________________________ (указывается наименование направления подготовки) Профиль подготовки ________________________________________________
(указывается наименование профиля подготовки)
Квалификация (степень) специалист
Форма обучения очная
Орел 2012 год
1. Цель и задачи дисциплины “Анатомия животных”
Основная цель дисциплины при подготовке ветеринарных врачей состоит в том, чтобы дать студентам основополагающие морфологические знания о функционирующем, развивающемся и приспосабливающемся организме.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
а) Общеобразовательная задача заключается в углубленном ознакомлении студентов со строением организма животных и дает фундаментальное биологическое образование в соответствии с требованиями, предъявляемыми к высшим учебным заведениям биологического профиля.
б) Прикладная задача освещает вопросы, касающиеся функциональной, эволюционной и клинической анатомии и создает концептуальную базу для реализации междисциплинарных структурно-логических связей с целью выработки навыков врачебного мышления.
в) Специальная задача состоит в ознакомлении студентов с современными направлениями и методическими подходами, используемыми в анатомии для решения проблем животноводства и ветеринарии, а также имеющимися достижениями в этой области.
^
Дисциплина «Анатомия животных» относится к циклу общепрофессиональных ветеринарно-биологических дисциплин.
Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям студента, необходимые для изучения дисциплины «Анатомия животных»:
- Уметь ясно и четко строить устную и письменную речь.
- Использовать знание иностранного языка для получения необходимой информации из иностранных и отечественных источников.
- Осознать значение информации в развитии современного общества и владеть элементарными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации.
- Иметь общие представления о процессах и явлениях, происходящих в неживой и живой природе.
- Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, основные проблемы дисциплин, определяющих конкретную область врачебной деятельности.
- Иметь основополагающие знания по биологии, химии, физики и др. естественным наукам.
Дисциплина «Анатомия животных» является базовой, на которой строятся большинство последующих дисциплин, таких как:
1. Физиология и этология животных.
2. Цитология, гистология и эмбриология.
3. Оперативная хирургия с топографической анатомией.
4. Клиническая диагностика.
5. Внутренние незаразные болезни.
6. Патологическая анатомия и судебно-ветеринарная экспертиза.
7. Ветеринарно-санитарная экспертиза.
8. Акушерство и гинекология.
9. Иммунология.
10. Болезни лабораторных, мелких и экзотических животных.
11. Болезни птиц.
Таблица 1 – Взаимосвязь анатомии домашних животных с другими
дисциплинами
Разделы дисциплины
|
Последующая дисциплина
|
Наименование
|
Разделы
|
Строение органов пищеварения, выделения, дыхания, кровообращения, желез внутренней секреции, половых органов самца и самки, ЦНС, органов чувств, системы крови
|
физиологии
|
Физиология пищеварения, дыхания, кровообращения, размножения. Система крови. Эндокринология. Нервная система. Высшая нервная деятельность. Лактация. Выделение
|
Пищеварение. Дыхание. Кровообращение. Размножение. Система крови. Эндокринология. Нервная система. Высшая нервная деятельность. Выделение
|
Патологическая анатомия
|
Патологическая анатомия пищеварения, дыхания, половых органов самца и самки, системы крови,
эндокринологии, высшей нервной деятельности, кровообращения, выделения
|
Топография органов и систем органов пищеварения, выделения, дыхания, кровообращения, желез внутренней секреции, половых органов самца и самки, ЦНС, органов чувств, органов кроветворения. Видовые особенности топографии органов.
|
Хирургия
|
Хирургические методы лечения жизненно важных органов (сердце, лёгкие, магистральные сосуды, головной и спинной мозг).Кастрация животных.
|
Топография органов пищеварения, выделения, дыхания, кровообращения, желез внутренней секреции, половых органов самца и самки, ЦНС, органов чувств, органов кроветворения.
|
Клиническая диагностика
|
Методы исследования системы крови, сердечно-сосудистой системы, дыхательной, пищеварительной, выделительной, нервной системы, системы крови. Исследование животных раннего возраста
|
Топография и видовые особенности органов пищеварения, выделения, дыхания, кровообращения, желез внутренней секреции, половых органов, ЦНС, органов чувств, органов кроветворения.
|
Ветеринарно-санитарная экспертиза
|
Ветеринарно-санитарная экспертиза продуктов убоя животных.
|
Пищеварение. Дыхание. Кровообращение. Размножение. Система крови. Эндокринология. Нервная система. Высшая нервная деятельность. Выделение
|
Гистология
|
Гистологическое строение органов пищеварения, дыхания, половых органов, системы крови,
эндокринологии, высшей нервной деятельности, кровообращения, выделения, дыхания, кровообращения, размножения, системы крови, эндокринной системы, нервной системы, органов выделения.
|
^
Процесс изучения дисциплины « Анатомия животных» направлен на формирование у студентов следующих компетенций:
- Владение культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей достижения.
- Представление о возможностях современных научных методов познания природы и владение ими на уровне, необходимом для решения задач, имеющих естественнонаучное содержание и возникающих при выполнении профессиональных функций.
- Способность к проектной деятельности в профессиональной сфере на основе системного подхода, умение строить и использовать модели для описания и прогнозирования различных явлений, осуществлять их качественных и количественный анализ.
- Обосновывать закономерности развития и структурной организации живых объектов на всех его уровнях жизнедеятельности (организм, система, орган).
- Использовать морфофункциональный подход к оценке структурных образований в организме животных.
- Формирование нормативных показателей анатомических структур организма животного с учетом видовой и породной принадлежности, возрастных периодов, полового диморфизма, ареала обитания, содержания и кормления.
- Топографо-анатомическое обоснование оперативных доступов к различным структурам организма животного.
В результате изучения дисциплины студент должен знать.
а). Общие закономерности строения организма млекопитающих и птиц.
б). Видоспецифические особенности строения и расположения структур организма животных.
в). Анатомо-функциональные и анатомо-топографические характеристики систем организма и областей тела с учетом видовых и возрастных особенностей животных.
г). Клинические аспекты функциональной анатомии систем и отдельных органов с учетом видовых особенностей, а также современные методы биологического анализа морфологических перестроек, используемые в лечении животных.
Студент должен уметь.
а). Обращаться с анатомическими и хирургическими инструментами.
б). Проводить анатомическое вскрытие.
в). Обращаться с трупным материалом и живыми животными в соответствии с правилами «техники безопасности».
г). Ориентироваться в расположении органов, границ областей по скелетным ориентирам тела различных видов и возрастов домашних животных.
д). Определять видовую принадлежность органов по анатомическим признакам: величина, строение, консистенция, цвет.
е). Проводить сравнительный анализ наблюдаемых структурных изменений, формулировать выводы и обоснования к ним.
ж). Устанавливать связь изученного материала с другими дисциплинами.
з). Применять полученные знания в практической и научной деятельности.
Студент должен владеть.
а) Конкретными теоретическими знаниями по дисциплине.
б) Современными методами и способами изучения структурной организации биологических объектов на всех его уровнях.
в) Методами оценки топографии органов и систем организма.
г) Современными информационными и инновационными технологиями.
^
^
|
Всего часов
|
Семестры
|
1
|
2
|
3
|
Аудиторные занятия (всего)
|
216
|
72
|
72
|
72
|
В том числе:
|
-
|
-
|
-
|
-
|
Лекции
|
78
|
26
|
26
|
26
|
Лабораторные работы (ЛР)
|
108
|
36
|
36
|
36
|
Практические занятия (ПЗ)
|
30
|
10
|
10
|
10
|
Семинары
|
-
|
-
|
-
|
-
|
Самостоятельная работа (всего)
|
216
|
72
|
72
|
72
|
В том числе:
|
-
|
-
|
-
|
-
|
Реферат
|
+
|
+
|
+
|
+
|
^ самостоятельной работы
|
|
|
|
|
Создание тематических презентаций, видеороликов
|
+
|
+
|
+
|
+
|
Изготовление макетов и фотоматериалов
|
+
|
+
|
+
|
+
|
Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)
|
Зачет – 2
Экзамен–1
|
зачет
|
зачет
|
экзамен
|
Общая трудоемкость часы / зачетные единицы
|
432/12
|
144/4
|
144/4
|
144/4
|
^
№
п/п
|
Наименование раздела дисциплины
|
Содержание раздела
|
1
|
Введение
|
Анатомия как наука, её место в ряду биологических и ветеринарных дисциплин. Значение анатомии при подготовке ветеринарного врача в связи с задачами обеспечения охраны здоровья человека и окружающей среды. История развития анатомии как науки.
Морфогенетические и адаптивные преобразования организма в историческом (филогенез) и индивидуальном (онтогенез) аспектах, факторы их обуславливающие. Основные законы биологического развития, направления эволюционного процесса, доместикация и её влияние на породные и возрастные особенности строения животных.
Биоморфологические закономерности строения и развития организма, адаптивный потенциал и его влияние на видовую и индивидуальную изменчивость. Организм, уровни его организации, основные проявления жизни и системы, их обеспечивающие. Целостность организма, её структурные и функциональные проявления. Взаимосвязь организма и среды как фактор, обуславливающий особенности его строения, развития и функционирования.
Понятие о норме, вариантах и аномалиях строения и развития организма, систем и органов.
Современные методы научных исследований в анатомии, научно-исследовательская работа студентов. Международная анатомическая номенклатура, основы анатомической терминологии.
Задачи развития анатомии, её современные направления и цели.
|
2
|
Соматические системы
Раздел 1. АППАРАТ ДВИЖЕНИЯ
1. 1 Костная система, или скелет (остеология).
|
Общая морфофункциональная характеристика строения и развития опорно-двигательного аппарата и факторы их определяющие. Значение аппарата в жизнедеятельности организма.
Характеристика скелета, принципы его деления на отделы. Роль скелета в жизнедеятельности организма. Морфогенез скелета, внешние и внутренние факторы, определяющие особенности его строения и функционирования. Кость как орган (костная и хрящевая ткани, костный мозг, надкостница, эндост), закономерности остеогенеза. Классификация костей и их архитектоника, химические и физические свойства костной ткани. Видовые и возрастные особенности скелета.
^ Позвоночный столб и грудная клетка, их видовые и возрастные особенности, общие закономерности строения. Строение костного сегмента и функциональная роль его элементов.
^ Общая анатомофункциональная и топографическая характеристика костей черепа и его отделов. Околоносовые пазухи и каналы черепа. Видовые, возрастные и половые особенности скелета головы
^ Морфофункциональная характеристика скелета конечностей и принцип их деления на звенья. Преобразования конечностей в связи со способом стато-локомоции, редукция лучей. Видовые и возрастные особенности скелета поясов и свободных грудных и тазовых конечностей у домашних животных.
|
3
|
1.2 Соединение костей (синдесмология).
|
Морфофункциональная характеристика соединения костей, их классификация и морфогенез. Строение суставов, их морфофункциональная классификация. Биомеханические характеристики суставов и их компонентов. Морфофункциональное обоснование повреждений костно-суставных соединений и их лечебной коррекции. Возрастные, видовые и половые особенности соединений костей.
^ . Значение и преимущества рентгенанатомических исследований костно-суставной системы. Принципы проведения исследований и анализа рентгенологической информации. Особенности рентгеновского изображения костей осевого и периферического скелета с учётом видовых и возрастных особенностей строения. Место и роль метода в диагностике структурно-функционального состояния опорно-двигательного аппарата.
|
4
|
2.Мышечная система (миология).
|
Морфофункциональная характеристика скелетных мышц. Взаимосвязь мышечной системы с другими системами организма. Мышца как орган, морфогенез мышечной системы. Физические свойства и химический состав мышц. Структурно-функциональная классификация мышц. Вспомогательные органы мышечной системы, их строение и функциональная характеристика. Места фиксации сухожилий и их роль в биомеханике опорно-двигательного аппарата. Факторы, определяющие индивидуальные и видовые особенности мышечной системы
^ Основные данные морфогенеза соматической мускулатуры туловища и хвоста. Её морфофункциональные особенности в различных отделах туловища и закономерности расположения.
^ Источники развития мускулатуры головы. Особенности строения и расположения мимической и жевательной мускулатуры.
Мускулатура конечностей. Общие закономерности строения и расположения мышц на конечностях, источники их развития. Статический аппарат конечностей копытных и его роль в статике и динамике животного.
Топографические особенности расположения бурс и синовиальных влагалищ. Видовые особенности строения и расположения мышц конечностей.
|
5
|
Раздел 2.
^
|
Общая морфофункциональная характеристика кожного покрова и его производных. Взаимосвязь с другими системами организма. Роль кожного покрова как показателя физиологического состояния организма. Морфогенез кожного покрова, факторы, обуславливающие его направление. Кожа, её строение. Морфогенетическая классификация производных. Строение роговых и железистых производных. Факторы, определяющие молочную продуктивность. Видовые, возрастные и половые особенности строения кожи и ее производных. Взаимосвязь особенностей строения кожного покрова с продуктивными качествами животных.
|
6
|
Висцеральные системы
Раздел 3. СПЛАНХНОЛОГИЯ
|
Морфофункциональная характеристика внутренних органов, их классификация, особенности строения и развития. Факторы, определяющие видоспецифические особенности строения внутренних органов. Полости тела, их развитие, серозные покровы и их производные. Деление брюшной полости на отделы. Взаимосвязь внутренних органов с другими системами организма и внешней средой. Значение внутренних органов в жизнедеятельности организма.
|
7
|
3.1. Пищеварительный аппарат.
|
Анатомический состав аппарата, деление на отделы пищеварительной трубки, классификация желез. Морфогенез, видовые и возрастные особенности и причины их появления. Анатомические и топографические особенности пищеварительного аппарата в рентгеновском изображении.
^ Видовые и функциональные особенности строения органов преддверия рта, собственно ротовой полости и глотки. Взаимосвязь органов головной кишки с топографически сопряжёнными органами. Железистый аппарат головной кишки.
^ Строение, топография, видовые и возрастные особенности. Морфогенез желудка и сальников. Классификация желудков. Строение и функции желоба сетки у жвачных.
^ Морфо-функциональная характеристика строения, морфогенез, топография, видовые особенности. Железистый аппарат средней кишки, видоспецифические признаки строения печени и поджелудочной железы.
^ Анатомо-топографическая характеристика строения, морфогенез, видовые и возрастные особенности, функциональное назначение.
|
8
|
3.2 Дыхательный аппарат.
|
Анатомический состав и общий принцип строения дыхательного аппарата. Морфогенез органов дыхания в связи с другими системами организма, внешней средой и функцией. Видовые, возрастные и топографические особенности воздухоносных путей и легких. Анатомические особенности органов дыхания в рентгеновском изображении.
|
9
|
3.3 Мочеполовой аппарат.
|
Морфогенетическое родство и функциональное различие органов мочеотделения и размножения. Морфофункциональная характеристика аппарата. Рентгенанатомия мочеполового аппарата.
^ . Анатомический состав, характеристика строения почек и мочевыводящих путей, их функциональные взаимосвязи с другими системами организма. Классификация почек. Видовые, возрастные и топографические особенности органов мочевыделения.
^ . Морфофункциональная характеристика и анатомический состав органов размножения. Видовые, возрастные и топографические особенности половых органов и причины их появления. Морфогенез и факторы его обуславливающие. Аномалии строения половых органов.
|
10
|
Интегрирующие системы
Раздел 4. НЕЙРОЛОГИЯ
|
Морфофункциональная характеристика, анатомический состав и структурные элементы. Морфогенез нервной системы. Принцип работы нервной системы (рефлекс, принцип обратной связи).
|
11
|
4.1. Центральная часть нервной системы.
|
Строение и развитие центрального отдела нервной системы и его оболочек. Черты морфологического сходства. Строение спинного и головного мозга, функциональная характеристика его отделов. Проводниковый аппарат центральной нервной системы.
|
12
|
4.2. Периферическая часть нервной системы.
|
Морфо-функциональная характеристика черепных и спинномозговых нервов. Общие и видоспецифические признаки строения, ветвления и расположения черепных нервов в области головы и спинномозговых нервов (дорсальных и вентральных ветвей) в области шеи, туловища и конечностей.
|
13
|
4.3. Вегетативная часть нервной системы.
|
Ее анатомо-функциональная и топографическая характеристика. Закономерности строения, формирования и распределения симпатических и пара- и метасимпатических нервных структур.
|
14
|
Раздел 5. АНГИОЛОГИЯ
|
Анатомический состав, морфогенез и структурно-функциональная характеристика сосудистой системы, её взаимосвязь с другими системами организма. Видовые и возрастные особенности системы.
|
15
|
5.1 Кровеносная система.
|
Сердце строение, развитие, топография, видовые и возрастные особенности. Кровообращение плода и взрослого организма. Основные закономерности строения, ветвления и расположения кровеносных сосудов, видовые особенности. Круги кровообращения, магистрали, коллатерали, анастомозы. Понятие о микроциркуляторном русле и его роль в адаптации организма. Понятие об ангиографии как методе исследования кровеносной системы.
|
16
|
5.2Лимфатическая система.
|
Общая морфофункциональная характеристика и анатомический состав системы. Её развитие. Общие закономерности и видовые особенности расположения лимфатических узлов, сосудов и коллекторов, взаимосвязь с венозной системой.
|
17
|
5.3Органы гемо- и лимфопоэза.
|
Морфофункциональная характеристика, анатомический состав и классификация органов. Строение, расположение и видовые особенности кроветворных и иммунных органов.
|
18
|
Раздел 6. ОРГАНЫ ЧУВСТВ
|
Анатомический состав и морфофункциональная характеристика анализаторов и их классификация. Основные данные в фило- и онтогенезе. Понятие об органах чувств и их рецепторном аппарате. Общие данные об интеро-, проприо- и экстерорецепторах.
Орган зрения. Строение глазного яблока. Защитные и вспомогательные органы глаза. Орган слуха и равновесия. Строение наружного, среднего и внутреннего уха. Органы обоняния, вкуса и осязания - их расположение и связь с центральной нервной системой.
|
19
|
Раздел 7. ЖЕЛЕЗЫ ВНУТРЕННЕЙ СЕКРЕЦИИ
|
Морфофункциональная характеристика и анатомический состав эндокринного аппарата. Морфогенетическая, топографическая и функциональная характеристика желез внутренней и смешанной секреции. Видовые и возрастные особенности строения и расположения желез.
|
20
|
Раздел 8. ОСОБЕННОСТИ АНАТОМИИ ДОМАШНИХ ПТИЦ
|
Морфофункциональный анализ анатомии органов и систем различных видов домашних птиц в связи с полётом, особенностями питания и промышленным содержанием
|
^
№ п/п
|
Наименование раздела дисциплины
|
Лекц.
|
Лаб.
раб.
|
Практ.
зан.
|
Сем.
|
СРС
|
Всего
|
1.
|
Аппарат движения
|
18
|
36
|
6
|
-
|
72
|
132
|
2.
|
Общий (кожный) покров
|
4
|
6
|
2
|
-
|
15
|
27
|
3.
|
Нейрология
|
14
|
14
|
4
|
-
|
30
|
62
|
4.
|
Органы чувств
|
4
|
8
|
2
|
-
|
15
|
29
|
5.
|
Спланхнология
|
14
|
16
|
4
|
-
|
30
|
64
|
6.
|
Ангиология
|
12
|
14
|
18
|
-
|
30
|
64
|
7.
|
Железы внутренней секреции
|
8
|
6
|
2
|
-
|
12
|
28
|
8.
|
Особенности анатомии домашней птицы
|
4
|
8
|
2
|
-
|
12
|
26
|
|
Итого:
|
78
|
108
|
30
|
-
|
216
|
432
|
|