|
Скачать 351.45 Kb.
|
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Национальный исследовательский Томский политехнический университет» УТВЕРЖДАЮ И.о. декана ГФ ___________(В.И. Турнаев) «___»_____________2011 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА МОДУЛЯ (ДИСЦИПЛИНЫ) Основы социальной медицины НАПРАВЛЕНИЕ ООП: «Социальная работа» СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ ПОДГОТОВКИ: Социальная работа в системе социальных служб КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ): бакалавр ^ 2011 г. КУРС 1 СЕМЕСТР 1 КОЛИЧЕСТВО КРЕДИТОВ: 2 ПРЕРЕКВИЗИТЫ КОРЕКВИЗИТЫ: Демография, Основы безопасности труда, Эргономика, Введение в профессию, Физическая культура ^
ВИД ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ: ЗАЧЕТ В 1 СЕМЕСТРЕ Обеспечивающая кафедра: кафедра философии ^ д.ф.н., профессор А.А. Корниенко РУКОВОДИТЕЛЬ ООП: к.ф.н., доцент А.Ю. Чмыхало ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: ст. преподаватель О.В. Ботьева 2011 г. 1. Цели освоения модуля (дисциплины) В результате освоения данной дисциплины студент приобретает знания, умения и навыки, обеспечивающие достижение целей Ц1, Ц2, Ц4, Ц5, Ц6, Ц7, Ц8 основной образовательной программы «Социальная работа». ^ - организационно-управленческой, информационно-аналитической и предпринимательской деятельности, обеспечивающей эффективное управление социальными службами в сфере социальной медицины как расширенной клинической медицины, учитывающей социальные, психологические факторы, а также факторы окружающей среды, влияющие на пациентов (клиентов); - научно-исследовательской работе в области социально-медицинского управления; - к поиску и получению новой информации, необходимой для решения управленческих задач в области социальной медицины; - к управлению социальными службами в сфере социальной медицины; - к управлению процессами, нацеленными на ресурсоэффективность и повышение качества жизни населения; - к обоснованию и отстаиванию заключений и выводов, осознанию ответственности за результат принятых профессиональных решений в сфере социальной медицины; - к самообучению и непрерывному профессиональному самосовершенствованию в деле решения проблем, связанных со здоровьем. ^ Дисциплина относится к базовой части профессионального цикла (Б3.Б8). Кореквизитами для дисциплины «Основы социальной медицины» являются дисциплины: «Демография», «Основы безопасности труда», «Эргономика», «Введение в профессию», «Физическая культура». ^ После изучения данной дисциплины студенты приобретают знания, умения и опыт, соответствующие результатам основной образовательной программы: Р1 и Р8. Соответствие результатов освоения дисциплины «Основы социальной дисциплины» формируемым компетенциям ООП представлено в таблице (см. Табл. 1). В результате освоения дисциплины студент должен: Таблица 1
В процессе освоения дисциплины у студентов развиваются следующие компетенции: ^ - ОК 5 – уметь использовать в своей деятельности нормативные правовые документы; ОК 9 – использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач; ОК 10 – использовать в профессиональной деятельности основные законы естественнонаучных дисциплин, в том числе медицины, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования; 2. Профессиональные - ПК 2 – быть способным обеспечивать высокий уровень социальной культуры технологий социальной защиты слабых слоев населения, медико-социальной поддержки, благополучия граждан; ПК 9 – быть способным целенаправленно и эффективно реализовывать современные технологии психосоциальной, структурной и комплексно ориентированной социальной работы, медико-социальной помощи населения; ПК 15 – быть способным выявлять, формулировать и разрешать проблемы в сфере психосоциальной, структурной и комплексно ориентированной социальной работы, медико-социальной помощи; ПК 17 – быть готовым к систематическому использованию результатов научных исследований для обеспечения эффективности деятельности социальных работников, профессиональной поддержки благополучия различных слоев населения, обеспечения их физического, психического и социального здоровья; ПК 20 – быть способным к осуществлению прогнозирования, проектирования, моделирования и экспертной оценки социальных процессов и явлений в области психосоциальной, структурной и комплексно ориентированной социальной работы, медико-социальной помощи; ПК 24 – быть способным к координации деятельности по выявлению лиц, нуждающихся в социальной защите, медико-социально помощи; ПК 27 – быть способным к работе с персоналом предприятий в учреждениях социальной сферы, к планированию и координации деятельности по решению актуальных задач социальной работы, медико-социальной помощи; ПК 32 – быть готовым к разработке инновационных социальных проектов в рамках мероприятий государственной и корпоративной социальной политики, обеспечения социального благополучия, медико-социальной помощи; ПК 35 – быть способным создавать социальные проекты для работы в трудных жизненных ситуациях, для обеспечения физического, психического и социального здоровья людей; ПК 36 – владеть инновационными методами обеспечения образа жизни и социального здоровья человека. ^ Таблица 2 Структура модуля (дисциплины) по разделам и формам организации обучения
Тема 1. Социальные и генетические основы здоровья Тема 2. Влияние биологических факторов на здоровье человека Тема 3. Экологическая обусловленность здоровья Тема 4. Организация психиатрической помощи населению Тема 5. Профилактика травматизма и уход за больными Тема 6. Социально-медицинские аспект планирования семьи Тема 7. Научно-технический прогресс и вопросы биомедэтики 4.2. Содержание разделов дисциплины ^ Лекция 1. Понятие здоровья. Науки о здоровье. 2. Право на охрану здоровья и медицинскую помощь. 3. Организация здравоохранения и оказания медицинской помощи в РФ на современном этапе. Отрасли медицины, не относящиеся к системе страхования. Система страховой медицины. 4. Ответственность медицинских работников и учреждений. Возмещение ущерба, причиненного здоровью граждан при ненадлежащем врачевании. 5. Генетическая обусловленность здоровья. Медико-генетическое консультирование. 6. Современные представления о психическом нездоровье. 7. Физическая культура и здоровье. Основные причины ожирения. 8. Нарушения сна. Ответ на вопрос. ^ Семинар 1. Инфекционные заболевания 2. Слагаемые иммунитета. 3. Заболевания, передающиеся через насекомых. 4. Проблема устойчивости микроорганизмов. Контрольная работа. ^ Лекция 1. Радиационное загрязнение окружающей среды. Воздействие ионизирующего излучения на человека 2. Химические мутагены и их влияние на здоровье человека. Решение проблемы. ^ Семинар 1. Организация лечения шизофрении (поиск специалиста; госпитализация: добровольная и недобровольная; альтернативы госпитализации). 2. Реабилитация при шизофрении (медикаментозное лечение и консультирование; бытовые проблемы хронически психически больных; работа и занятость; установление социальных связей; медицинский уход; уход за больными шизофренией детьми; реабилитация в сельских районах; оценка эффективности реабилитации; деинституализация хронически психиатрических больных). Ответ на вопрос. ^ Лекция. Семинар 1. Профилактика травматизма. Первая помощь и уход за больными. 2. Оказание первой помощи при повреждениях. 3. Раны. Ранения. 4. Ожоги. Отморожения. Тепловой удар. 5. Инородные тела. 6. Отравления. Укусы. 7. Оказание первой помощи в путешествиях. 8. Домашняя аптечка. Контрольная работа. ^ Семинар 1. Подготовка девочек к материнству и планирование рождения ребенка в семье. 2. Беременность и роды. 3. Решение проблемы бесплодия с помощью вспомогательных репродуктивных технологий. 4. Морально-этические вопросы использования ВРТ. 5 Правовое регулирование планирования семьи. 6. Аборт как социально-медицинская проблема. Последствия аборта. Решение проблемы. ^ Лекция. Семинар 1. Стволовые клетки – этический рубикон. 2. Эмбриональные стволовые клетки. 3. Взрослые стволовые клетки. 4. Эмбриональные половые клетки. 5. Риск для здоровья и регенеративная медицина. 6. Проблемы трансплантации. Ответ на вопрос. ^ Распределение по разделам дисциплины планируемых результатов обучения по основной образовательной программе, формируемых в рамках данной дисциплины и указанных в пункте 3. Таблица 3
^ Приводится описание образовательных технологий, обеспечивающих достижение планируемых результатов освоения модуля (дисциплины). Специфика сочетания методов и форм организации обучения отражается в матрице (см. табл. 4). Перечень методов обучения и форм организации обучения может быть расширен. Таблица 4
Для достижения поставленных целей преподавания дисциплины реализуются следующие методы и формы активизации деятельности:
^ Приводится характеристика всех видов и форм самостоятельной работы студентов, включая текущую и творческую/исследовательскую деятельность студентов: ^ , направленная на углубление и закрепление знаний студента, развитие практических умений. Текущая самостоятельная работа может включать следующие виды работ (см. Табл. 5): Таблица 5
6.2.Тематика самостоятельной работы по разделам/темам: ^ 1. Недостаток определения здоровья ВОЗ. 2. Право на охрану здоровья и медицинскую помощь как социально–экономическое право. 3. Отрасли медицины, не относящиеся к системе страхования. 4. Противоправные действия (бездействия) медицинского учреждения (его персонала). Примеры противоправности. 5. Понимание вреда в гражданском праве. Приведите пример вреда, возникшего по причине противоправных деяний медицинского учреждения. 6. Право регресса лечебного учреждения к своим виновным работникам. ^ 1. Социально опасные инфекционные заболевания. 2. Факторы, обеспечивающие гуморальный иммунитет человека. 3. Факторы, обеспечивающие клеточный иммунитет человека. 4. Проблемы, связанные с использованием противомикробных препаратов в медицине. 5. Проблемы, связанные с использованием противомикробных препаратов в животноводстве Тема 3. Экологическая обусловленность здоровья 1. Расчет индивидуальной годовой радиационной дозы. ^ 1. Закон РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании». 2. Психиатрическая помощь в РФ. 3. Принципы оказания психиатрической помощи установлены в РФ согласно Закону РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании». 4. Возможности отказа лицом, страдающим психическим расстройством, или его законного представителя от предлагаемого лечения или прекращение его. 5. Недобровольное помещение в психиатрический стационар лица, страдающего психическим расстройством. ^ 1. Профилактика травматизма в регионе, в котором Вы проживаете. 2. Процедура констатации необратимой гибели всего головного мозга (смерти мозга), утвержденная Министерством здравоохранения РФ. 3. Ситуации, в которых производится искусственное дыхание. 4. Ситуации, в которых производится закрытый массаж сердца. ^ 1. Нежелательные последствия использования методов искусственного оплодотворения. 2. Проблема сообщения ребенку о том, кто его настоящие родители, и проблема поиска ребенком своего биологического отца или матери. 3. Моральные и юридические права и обязанности доноров, предоставивших генетический материал. 4. Посмотрите, как обсуждается проблема абортов на форумах в интернете и попробуйте выработать собственное мнение по этому вопросу, учитывающее аргументы спорящих сторон, но избегающее недопустимых в правовом и логическом планах вещей. ^ 1. Попробуйте узнать из официальных источников, кто из знаменитых людей использовал терапию стволовыми клетками. Отразилась ли эта терапия на здоровье этих людей или нет? 2. Попробуйте узнать существуют ли в регионе, в котором Вы проживаете, частные клиники, применяющие терапию с использованием стволовых клеток. Попробуйте узнать стоимость этих медицинских услуг в этих клиниках? 3. Посетите музей патологической анатомии в Томском медицинском университете и узнайте, есть ли там экспонаты, связанные с наукой о стволовых клетках. Опишите эти экспонаты. 4. Закон РФ «О трансплантации органов и (или) тканей человека». ^ ориентированная на развитие интеллектуальных умений, комплекса универсальных (общекультурных) и профессиональных компетенций, повышение творческого потенциала студентов. ТСР может включать следующие виды работ по основным проблемам курса: - поиск, анализ, структурирование и презентация информации; - исследовательская работа и участие в научных студенческих конференциях, семинарах и олимпиадах; - выполнение рефератов. ^ Реферат пишется на листах формата А4. Объем реферата должен быть не менее 18 страниц рукописного или печатного текста (размер шрифта 14 при компьютерном наборе текста), из них 3 страницы – оформление реферата в соответствии с нормами ГОС (1 стр. – титульный лист, 2 стр. – оглавление или план, последняя страница реферата – список использованной литературы). Тему реферата следует выбирать по двум последним цифрам в зачетной книжке. Если это число больше 24 – то вариант определяется как сумма двух последних цифр. ^ Написание рефератов должно способствовать закреплению и углублению знаний, а также выработке навыков самостоятельного мышления и умения решать поставленные перед студентом задачи. Содержание выполненной работы дает возможность углубить уровень знания изучаемой проблемы, показать знание литературы и сведений, собранных студентом, выполняющим реферативные работы. Существует определенная форма, которой должен придерживаться студент, выполняющий работу. Реферат должен иметь титульный лист, на котором на верхней части пишется название учебного заведения, кафедры, имя, отчество и фамилия студента, курс, группа, факультет, затем посередине название темы исследования, с правой стороны фамилия и инициалы, а также ученая степень и звание научного руководителя. Внизу титульного листа – город и год написания работы. Работа включает список литературы и оглавление. Список литературы должен включать, главным образом, новейшие источники: действующие законы и нормативные акты, монографии, статьи, учебники, другие первоисточники по проблемам дисциплины. Особое внимание уделяется периодической печати, которая отражает проблематику, затронутую в реферате. При написании работы обязательны ссылки на используемые источники, что придает работе основательность, научную ориентацию. Объем работы должен быть в пределах печатного листа, что означает 18–24 страницы машинописного текста. Реферат дает возможность не только убедиться в уровне знаний студентов по изучаемому предмету, но, что не менее важно, установить склонность студентов к научно-исследовательской работе. Рефераты могут быть представлены на конкурс НИРС университета или для участия в студенческих конференциях. Тематика рефератов:
^ Указываются образовательные ресурсы, рекомендуемые для использования при самостоятельной работе студентов, том числе программное обеспечение, Internet- и Intranet-ресурсы (электронные учебники, компьютерные модели и др.), учебные и методические пособия, справочники, задачники и др.
^ (см. Табл. 6). Перечень контроля результатов обучения может быть расширен. Таблица 6
Контроль и оценка приобретаемых студентами знаний, умений и компетенций осуществляются различными способами. Из них применяются следующие: 1. Ответ на вопрос – дает возможность студенту продемонстрировать, а преподавателю оценить степень усвоения им теоретических и фактических знаний на уровне знакомства. 2. Выполнение контрольной работы позволяет оценивать приобретенные студентами практические умения на репродуктивном уровне (деятельность на основе известных алгоритмов – функционирование). 3. Решение задачи – дает возможность оценивать приобретенные студентами когнитивные умения на продуктивном уровне (деятельность на основе неизвестных алгоритмов – развитие). 4. Решение проблемы – позволяет оценивать приобретенные студентами профессиональные и универсальные (личностные) компетенции. 5. Коллоквиум – форма проверки и оценивания знаний учащихся представляет собой мини-экзамен, проводимый вовремя конференц-недели и имеющий целью уменьшить список тем, выносимых на основной экзамен. В ходе коллоквиума могут также проверяться проекты, рефераты и другие письменные работы учащихся. 6. Зачет/экзамен. ^ Экзаменационные билеты включают два типа заданий:
Вопросы к зачету по всему курсу:
^ Оценка «отлично» выставляется в том случае, если студент демонстрирует:
Оценка «хорошо» выставляется в том случае, если студент демонстрирует:
Оценка «удовлетворительно» выставляется в том случае, если студент демонстрирует:
Оценка «неудовлетворительно» выставляется в том случае, если студент демонстрирует:
^
8. Рейтинг качества освоения модуля (дисциплины) Промежуточная аттестация (экзамен/зачет) производится в конце семестра путем балльной оценки. Итоговый рейтинг определяется суммированием баллов текущей оценки в течение семестра и баллов промежуточной аттестации в конце семестра по результатам экзамена или зачета. Максимальный итоговый рейтинг соответствует 100 баллам. ^
Вспомогательная литература:
Интернет-ресурсы:
^ Материально-техническое обеспечение дисциплины: компьютер (Интернет-ресурсы), проектор, интерактивная доска. Программа составлена на основе Стандарта ООП ТПУ в соответствии с требованиями ФГОС по направлению 040400 «Социальная работа» и профилю подготовки «Социальная работа в системе социальных служб». Программа одобрена на заседании Кафедры философии Гуманитарного факультета (протокол № ___ от «___»____________2011 г.). Автор(ы) Ботьева О.В. Рецензент(ы) Чмыхало А.Ю. Расшифровка кодов результатов обучения и формируемых компетенций представлена в Основной образовательной программе подготовки бакалавров по направлению 040400 «Социальная работа». |