Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Национальный исследовательский Томский политехнический университет»
УТВЕРЖДАЮ
Декан ФФК
___________ В.И. Андреев
«___»_____________20___ г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА МОДУЛЯ (ДИСЦИПЛИНЫ)
ФИЗИОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА
НАПРАВЛЕНИЕ ООП: 034300 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
ПРОФИЛЬ ПОДГОТОВКИ: Спортивно-оздоровительные технологии
КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ): бакалавр
БАЗОВЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН ПРИЕМА: 2011 - 2012 г.
^
КОЛИЧЕСТВО КРЕДИТОВ: 6
ПРЕРЕКВИЗИТЫ: Анатомия человека, Биохимия человека
КОРЕКВИЗИТЫ: Лечебная физическая культура и спортивная медицина, Гигиенические основы физкультурно-спортивной деятельности, Биомеханика двигательной деятельности
^
Лекции 38 часов (ауд.)
Практические (СЕМИНАРСКИЕ) занятия 67 часов (ауд.)
АУДИТОРНЫЕ ЗАНЯТИЯ 105 часов
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА 47 часов.
ИТОГО 152 часов
ФОРМА ОБУЧЕНИЯ: очная
^ Экзамен в 5 семестре
Зачет в 4 семестре
ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ: кафедра спортивных дисциплин факультета физической культуры
ЗАВЕДУЮЩИЙ КАФЕДРОЙ_____________ А.В.Белоусов
РУКОВОДИТЕЛЬ ООП _______________ А.В.Белоусов
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ______________ В.Н.Васильев
_____________ Л.В.Капилевич
2011 г.
^
Целью курса является изучение физиологических закономерностей функционирования клеток, органов, систем и организма в целом в условиях физиологического покоя и при адаптации к физическим нагрузкам. Приобретенные знания будут полезны в педагогической и тренерской работе для проведения занятий, направленных на достижение высоких спортивных результатов, на укрепление здоровья, на развитие навыков здорового образа жизни.
^
Курс «Физиология человека» является базовым в блоке естественных дисциплин и направлен на формирование современных представлений о деятельности организма человека, её регуляции и изменений в процессе адаптации к различным факторам внешней и внутренней среды.
Этот курс базируется на знаниях, полученных ранее при изучении:
- анатомии человека;
- биохимии человека;
Физиология является теоретической основой специальных дисциплин: биомеханика двигательной деятельности, лечебная физическая культура и спортивная медицина, гигиенические основы физкультурно-спортивной деятельности, теория и методика физической культуры.
^
Результаты обучения
(профессиональных и общекультурных компетенций)
по основной образовательной программе подготовки бакалавров
034300 Физическая культура
Код
результата
|
Результат обучения
(выпускник должен быть готов)
|
Требования ФГОС,
критериев и/или
заинтересованных сторон
|
^
|
Р3
|
Определять содержание обучения в рамках учебных планов, с учетом результатов оценивания физического и функционального состояния учащихся
|
Требования ФГОС
(ПК-4,6, ОК-6)
|
Р4
|
Обеспечивать уровень подготовленности занимающихся, соответствующий требованиям государственных образовательных стандартов, обеспечивать необходимый запас знаний, двигательных умений и навыков, а также достаточный уровень физической подготовленности учащихся для сохранения и укрепления их здоровья и трудовой деятельности
|
Требования ФГОС
(ПК-1,2,17,19, ОК-1,11)
|
Р9
|
Подбирать адекватные поставленным задачам средства, методы и формы рекреационной деятельности по циклам занятий различной продолжительности
|
Требования ФГОС
(ПК-14-19, ОК-1)
|
После изучения данной дисциплины студенты приобретают знания, умения и опыт, соответствующие результатам основной образовательной программы. Соответствие результатов освоения дисциплины «Физиология человека» формируемым компетенциям ООП представлено в таблице.
Формируемые компетенции в соответствии с ООП*
|
Результаты освоения дисциплины
|
З 3.4
З 3.6
З 3.10
З 3.13
З 3.14
|
В результате освоения дисциплины студент должен знать:
Анатомическое строение и функции органов и систем организма человека, закономерности психического, физического развития и особенности их проявления в разные возрастные периоды
Психофизиологические, социально-психологические и медико-биологические закономерности развития физических качеств и двигательных умений занимающихся
Методы медико-биологического, педагогического и психологического контроля состояния занимающихся
Истоки и эволюцию формирования теории спортивной тренировки, медико-биологические и психологические основы и технологию тренировки в детско-юношеском спорте и у спортсменов массовых разрядов в избранном виде спорта
Со Социально-биологические основы, цель, задачи, основные направления двигательной рекреации с различными группами населения
|
У 3.1
У 3.2
У 3.3
У 3.4
У 3.6
У 3.8
|
В результате освоения дисциплины студент должен уметь:
Использовать накопленные в области физической культуры и спорта ценности для воспитания патриотизма и любви к отечеству, стремления к здоровому образу жизни, навыков соблюдения личной гигиены, профилактики и контроля состояния своего организма, потребности в регулярных физкультурно-оздоровительных занятиях
Определять способности и уровень готовности личности включиться в соответствующую физкультурно-спортивную деятельность
Определять общие и конкретные цели и задачи в сфере физического воспитания, спортивной подготовки, двигательной рекреации и реабилитации как составной части гармоничного развития личности, укрепления ее здоровья, физического совершенствования
Планировать различные формы занятий с учетом медико-биологических, санитарно-гигиенических, психолого-педагогических основ физкультурной деятельности, климатических, региональных, национальных особенностей в целях совершенствования природных данных, поддержания здоровья, оздоровления, реабилитации и рекреации занимающихся
Использовать в профессиональной деятельности актуальные приемы обучения и воспитания, разнообразные формы занятий с учетом возрастных, морфофункциональных и психологических особенностей занимающихся, уровня их физической и спортивной подготовленности, состояния здоровья, подбирать средства и методы, адекватные поставленным задачам
Определять функциональное состояние, физическое развитие и уровень подготовленности занимающихся в различные периоды возрастного развития
|
В 3.3
В 3.6
В 3.7
|
В результате освоения дисциплины студент должен владеть:
Умениями и навыками психофизического самосовершенствования на основе научного представления о здоровом образе жизни
Способами нормирования и контроля тренировочных и соревновательных нагрузок в избранном виде спорта
Навыками рационального использования учебно-лабораторного и управленческого оборудования, специальной аппаратуры и современной компьютерной техники
|
В процессе освоения дисциплины у студентов развиваются следующие компетенции:
^ -
способность/готовность
Использует основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применяет методы теоретического и экспериментального исследования в профессиональной деятельности
|
ОК-13
|
2. Профессиональные -
способность/готовность
Умеет оценивать физические способности и функциональное состояние учащихся, адекватно выбирать средства и методы двигательной деятельности для коррекции состояния занимающихся с учетом их индивидуальных особенностей
|
ПК-6
|
Осознает истоки и эволюцию формирования теории спортивной тренировки, медико-биологические и психологические основы и технологию тренировки в избранном виде спорта, санитарно-гигиенические основы деятельности в сфере физической культуры и спорта
|
ПК-8
|
Способен реализовывать систему отбора и спортивной ориентации в избранном виде спорта с использованием современных методик по определению антропометрических, физических и психологических параметров индивида
|
ПК-10
|
Умеет выбирать средства и методы рекреационной двигательной деятельности для коррекции состояния занимающихся с учетом их возраста, пола, профессиональной деятельности и психофизиологического состояния на основе данных контроля физических способностей и функционального состояния занимающихся
|
ПК-17
|
Умеет реализовывать программы оздоровительной тренировки для различных контингентов занимающихся, включающие в себя технологии управления массой тела, вопросы питания и регуляции психического состояния, учитывая морфофункциональные, психологические и возрастные особенности занимающихся с установкой на восстановление
|
ПК-19
|
^
4-й семестр
Название темы
|
Аудиторная работа (час)
|
СРС
(час)
|
Итого
|
Формы текущего контроля и аттестации
|
Лекции
|
Практ./сем.
Занятия
|
Лаб. зан.
|
1. Введение в курс. Общая характеристика возбудимых тканей. Свойства клеточной мембраны. Транспорт веществ через мембрану. Потенциал покоя и потенциал действия.
|
2
|
2
|
|
|
4
|
Устный отчет
|
2. Фазовые изменения возбудимости при возбуждении. Проведение возбуждения по нервным волокнам. Аккомодация, парабиоз. Химический и электрический синапс. Физиология рецепторов.
|
2
|
2
|
|
2
|
6
|
Устный отчет
|
3. Механизм мышечного сокращения. Физиологические особенности гладких мышц.
|
2
|
2
|
|
2
|
6
|
Групповой отчет
|
4. Нейрон как структурная и функциональная единица ЦНС. Рефлекторная дуга. Свойства нервных центров. Торможение в ЦНС.
|
2
|
2
|
|
2
|
6
|
Устный отчет
|
5. Общая схема регуляции двигательной активности. Спинной мозг и стволовые центры в регуляции движений.
|
2
|
2
|
|
2
|
6
|
Устный отчет
|
6. Центральная регуляции вегетативных функций. Эндокринная система.
|
2
|
2
|
|
2
|
6
|
Промежуточный отчет
|
7. Кровь как внутренняя среда организма. Функции крови. Плазма крови. Форменные элементы крови. Защитные механизмы крови. Группы крови. Гемостаз.
|
2
|
2
|
|
|
4
|
Групповой отчет
|
8. Общий план строения системы кровообращения. Физиология сосудов. Факторы, обуславливающие движение крови.
|
|
2
|
|
2
|
4
|
Устный отчет
|
9. Особенности венозного кровотока. Микроциркуляция. Регуляция регионарного кровотока и системной гемодинамики.
|
2
|
2
|
|
2
|
6
|
Устный отчет
|
10. Сердце как центральный орган кровообращения. Регуляция деятельности сердца. Автоматия сердца. Сопряжение возбуждения и сокращения. Проведение возбуждения по сердцу.
|
2
|
2
|
|
|
4
|
Групповой отчет
|
11. Измерение артериального давления по Рива-Роччи и Короткову. Пульс. Движение крови по сосудам. Артериальное давление. Законы гемодинамики. Особенности движения крови по венам.
|
|
4
|
|
2
|
6
|
Промежуточный отчет
|
12. Биомеханика внешнего дыхания. Обмен газов в легких. Транспорт газов кровью. Регуляция дыхания.
|
2
|
2
|
|
|
4
|
Групповой отчет
|
13. Функциональные пробы для оценки дыхания. Пробы Генче, Штанге. Оценка параметров внешнего дыхания.
|
|
4
|
|
2
|
6
|
Устный отчет
|
14. Функции системы пищеварения. Голод и насыщение. Пищеварение в полости рта и в желудке. Пищеварение в тонкой и толстой кишке. Моторная функция системы пищеварения. Всасывание. Регуляция системы пищеварения.
|
2
|
2
|
|
|
4
|
Групповой отчет
|
15. Питание. Обмен веществ и энергии.
|
|
2
|
|
2
|
4
|
Устный отчет
|
16. Расчет основного обмена по таблицам и формуле Рида. Составление суточных рационов.
|
|
2
|
|
2
|
4
|
Устный отчет
|
17. Физиология выделения.
|
2
|
2
|
|
2
|
6
|
Групповой отчет
|
18. Характеристика условных рефлексов. Образование временной
связи. Аналитико - синтетическая деятельность мозга. Первая и вторая сигнальные системы. Мотивации. Эмоции. Сон и сновидения.
|
2
|
2
|
|
2
|
6
|
Промежуточный отчет
|
19. Адаптация и стресс.
|
|
2
|
|
2
|
4
|
Групповой отчет
|
20. Определение фукциональной ассиметрии мозга.
|
|
2
|
|
2
|
4
|
Устный отчет
|
21. Определение остроты зрения и остроты слуха.
|
|
2
|
|
2
|
4
|
Групповой отчет
|
Итого
|
26
|
46
|
|
32
|
104
|
Зачет
|
|