Рабочая программа учебной дисциплины (модуля) б 02. Анатомия человека icon

Рабочая программа учебной дисциплины (модуля) б 02. Анатомия человека





Скачать 421.85 Kb.
НазваниеРабочая программа учебной дисциплины (модуля) б 02. Анатомия человека
Дата07.03.2013
Размер421.85 Kb.
ТипДокументы
Министерство образования и науки российской федерации


Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Томский государственный педагогический университет»

(ТГПУ)


Утверждаю

_________________________

директор ИК

«____» _____________ 20 года


рабочая программа учебной дисциплины (МОДУЛЯ)

Б.3.02. Анатомия человека


Б.3 Профессиональный цикл. Б.3.00 Базовая (общепрофессиональная часть)


трудоемкость (В ЗАЧЕТНЫХ ЕДИНИЦАХ) 8


Направление подготовки 034300.62 Физическая культура

Профиль подготовки (магистерская программа) физкультурное образование

Квалификация (степень) выпускника бакалавр

^ 1. Цель и задачи дисциплины


Анатомия человека – это наука о строении органов, систем органов и человеческого организма в целом, рассматриваемых с позиций развития, функциональных возможностей и постоянного взаимодействия с окружающей внешней средой. Настоящей программой предусмотрено изучение возрастных особенностей человека, вопросов влияния физических нагрузок на рост и развитие органов, систем, организма в целом, углубленное изучение вопросов адаптации, возрастной морфологии, общей и спортивной антропологии.

Цель: подготовить студентов к изучению дисциплин медико-биологического-биологического цикла: физиологии, физиологии физического воспитания и спорта, биохимии, спортивной медицины, спортивного массажа, лечебной физкультуры, основам безопасности жизнедеятельности и медицинских знаний.

Задачи:

  1. изучить строение органов, систем органов человека с позиций современной функциональной анатомии. Познать закономерности роста и развития функциональных систем, их возрастных особенностей.

  2. сформировать научное мировоззрение, умение использовать анатомические знания в широком контексте наук о человеке медико-биологического и спортивно-педагогического направлений.

  3. изучить возрастные и индивидуальные особенности организма человека и те изменения, которые происходят в нем в связи с занятиями физической культурой и спортом.

  4. освоение навыков и умений использования анатомических знаний в практической деятельности при организации учебных и тренировочных занятий, планировании и проведении физкультурно-оздоровительной работы с различными контингентами населения, в оценке результатов профессиональной деятельности, диагностике и прогнозе физического состояния занимающихся физической культурой и спортом.



^ 2. Место учебной дисциплины в структуре основной образовательной программы


Учебная дисциплина «Анатомия человека» обязательная дисциплина федерального образовательного стандарта направления «Физическая культура». Блок Б3. Профессиональный цикл. Базовая часть. Дисциплина предназначена для студентов 1 курса.

Анатомия человека является составной частью биологических наук, которые занимаются изучением природы и человека. В разряде биологических наук можно выделить две группы дисциплин – морфологию и физиологию. К морфологическим наукам относятся анатомия, гистология, эмбриология, сравнительная анатомия. Эти науки занимаются изучением формы и строения живых организмов, закономерностей их развития и взаимодействия с окружающей средой. Анатомия человека – это фундаментальная дисциплина, т.к. она создает основу для последующего изучения таких дисциплин как «Физиология», «Физиология физического воспитания и спорта», «Биомеханика», «Основы медицинских знаний».


^ 3. Требования к уровню освоения программы.


Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

  1. Владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);

  2. Готов использовать методы физического воспитания и самовоспитания для повышения адаптационных резервов организма и укрепления здоровья (ОК-5);

  3. Умеет оценивать физические особенности и функциональное состояние учащихся, адекватно выбирать средства и методы двигательной деятельности для коррекции состояния занимающихся с учетом их индивидуальных особенностей (ПК-6)

  4. Способен нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности (ОПК-4);

  5. Готов к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности (ПК-7).


В результате изучения дисциплины студент должен знать:

- основные положения и терминологию анатомии человека;

- основные закономерности роста и развития организма человека;

- строение и функции систем органов здорового человека;

^ Студент должен уметь:

- применять полученные теоретические знания как базовые при освоении последующих медико-биологических и психолого-педагогических дисциплин;

- учитывать в педагогическом взаимодействии особенности индивидуального развития учащихся;

- применять знания по анатомии при организации учебно-воспитательной работы;

- проводить мероприятия по профилактике заболеваний;

- осуществлять дифференцированный подход в решении педагогических и учебно-воспитательных задач в зависимости от индивидуальных особенностей организма детей, степени их школьной зрелости, наличия отклонений в развитии ребенка.

^ Студент должен владеть:

- методами определения функционального состояния отдельных систем организма у лиц, занимающихся физической культурой и спортом.


^ 4. Общая трудоемкость дисциплины 8 зачетных единиц (288 часов) и виды учебной работы.



^ Вид учебной работы

Трудоемкость (час)

Распределение по семестрам

Всего

1

2

Аудиторные занятия

122

61

61

Лекции

61

30

31

Практические занятия










Семинары










Лабораторные работы

61

30

31

Другие виды аудиторных работ










Другие виды работ










Самостоятельная работа

112

56

56

Курсовая работа










Реферат

х

х

х

Расчетно–графические работы










Формы текущего контроля

Тест, к/р

Тест, к/р

Тест. к/р

Формы промежуточной аттестации




зачет

экзамен


^ 5. Содержание дисциплины


5.1. разделы учебной дисциплины


п/п

Разделы дисциплины

Лекции (час)

Лабораторные работы

Самостоятельная работа

1

Введение в анатомию. Общетеоретические основы функциональной анатомии.

2




4

2

Остеология. Теоретическая анатомия костной системы. Возрастные изменения. Адаптация костей к физическим нагрузкам.

4

6

8

3

Артрология. Теоретическая анатомия соединений костей. Возрастные изменения. Адаптация соединений костей к физическим нагрузкам.

4

4

8

4

Миология. Скелетные мышцы. Общая и функциональная анатомия мышц. Адаптация мышц к физическим нагрузкам.

4

6

8

5

Морфокинезиологический анализ конечностей.

4

4

6

6

Динамическая анатомия положений тела. Динамическая анатомия движений тела.

4

4

8

7

Динамическая анатомия ациклических движений тела.

2

2

8

8

Динамическая анатомия цикличных движений тела.

2

2

6

9

Динамическая анатомия вращательных движений.

4

2

8

10

Пищеварительная система.

4

4

6

11

Дыхательная и мочевыделительная системы.

4

4

6

12

Общая ангиология.

2

2

6

13

Частная ангиология

4

4

6

14

Сердце.

3

3

6

15

Лимфатическая и эндокринная системы

4

4

6

16

Спинной и головной мозг.

6

6

6

17

Проводящие пути, вегетативная нервная система

4

4

6




Итого

61

61

112


5.2. Содержание разделов дисциплины

Введение в анатомию. Общетеоретические основы функциональной анатомии. Анатомия как наука и предмет преподавания. Содержание анатомии и ее место среди биологических наук. Задачи анатомии, ее связь с дисциплинами медико-биологического и спортивно-педагогического профилей. Методологические основы анатомии. Проблема целостности организма человека. Строение тела человека во взаимосвязи с его функциями в процессе индивидуального и исторического развития. Значение социальных и биологических факторов в становлении организма человека. Методы исследования в анатомии. Классификация морфологических (анатомических) и спортивно-морфологических наук.

Роль отечественных ученых в развитии анатомических наук (И.И. Пирогов, В.А. Бец, П.Ф. Лесгафт, Н.П. Гундобин, Д.И. Зернов, В.Н. Тонков, В.П. Воробьев, В.Н. Шевкувенко, Г.М. Иосифов, В.В. Бунак, М.Ф. Иваницкий, Д.А. Жданов, В.В. Куприянов). Принципы изучения анатомии. Современные представления о целостности организма и уровнях его структурной организации. Организм и среда.

Органы, системы и аппараты органов. Принципы разграничения систем и аппаратов. Органы (системы, аппараты) исполнения, обеспечения и регуляции движений человека.

Понятие об адаптации и преадаптации. Морфофункциональная система движений и ее компоненты: органы систем исполнения, обеспечения, управления и регуляции движения человека. Факторы, обусловливающие эффект адаптационных реакций: доза (интенсивность) воздействия, однократность и многократность действия, реакция организма. Понятие о норме реакции организма (его реактивности). Факторы, определяющие норму реакции. Стресс как механизм морфофункциональной адаптации. Фазы адаптации (тревога, сопротивление, истощение) и их морфологическая характеристика. Пути приспособления организма к физическим нагрузкам.

Роль регенерации, атрофии и гипертрофии в механизме морфологической адаптации к условиям спортивной деятельности. Формы регенерации. Компенсаторно-приспособительные и деструктивные изменения при адаптации. Критерии рациональности и нерациональности в адаптации организма к условиям спортивной деятельности. Управление адаптацией и ее морфологический контроль.

^ Анатомия органов и систем исполнения движений человека.

Остеология. Теоретическая анатомия костной системы. Возрастные изменения. Адаптация костей к физическим нагрузкам. Понятие о скелете и его функциях. Кость как составная часть скелета. Строение кости. Костная ткань. Особенности строения клеточных элементов и межклеточного вещества. Пластинчатая костная ткань. Особенности их строения и расположения. Остеон – структурная единица компактного вещества трубчатой кости. Грубо-волокнистая костная ткань. Регенерация костной ткани. Надкостница. Компактное и губчатое вещество. Особенности строения трубчатых, плоских, губчатых, смешанных и воздухоносных костей. Костный мозг и его функциональное значение. Форма костей и ее связь с выполняемыми функциями. Химический состав костей. Возрастные изменения химического состава и механических свойств костей. Развитие и рост костей. Первичные и вторичные точки окостенения. Понятие об эндесмальном, перихондральном и энхондральном видах окостенения. Рост кости в длину и толщину. Внешние и внутренние факторы роста, развития и старения костей. Влияние механических нагрузок на интенсивность роста костей. Функциональные особенности роста кости. Основные закономерности функциональной обусловленности роста и строения костей. Значение нормы реакции в адаптации костей у спортсменов.

Общая и местная морфологическая перестройка костей. Изменение химического состава костей. Перестройка остеонной структуры костей. Изменение компактного вещества, губчатого вещества, костно-мозговой полости. Адаптационные изменения черепа, туловища (позвоночного столба, ребер), костей верхних и нижних конечностей у спортсменов.

^ Артрология. Теоретическая анатомия соединений костей. Возрастные изменения. Адаптация соединений костей к физическим нагрузкам. Учение о соединениях костей: непрерывные (синартрозы), полупрерывные (гемиартрозы) и прерывные (диартрозы). Непрерывные соединения: фиброзные, хрящевые и костные. Фиброзные: синдесмозы (связки и перепонки), швы черепа и вколачивание. Хрящевые (синхондрозы) – временные и постоянные. Костные (синостозы). Полупрерывные или симфизы (межпозвоночный и лобковый). Синовиальные соединения (суставы). Основные элементы сустава. Факторы укрепления суставов. Классификация суставов: по количеству соединяющихся костей, по форме суставных поверхностей, количеству осей вращения и функциональной связи. Форма, оси вращения и движения в суставах. Факторы, обуславливающие подвижность в соединениях костей. Функциональная зависимость между формой сустава. Соотношения суставных поверхностей и размахом движений. Тормоза и ограничительные движения в суставах. Дополнительные образования суставов: мениски, внутрисуставные диски, хрящевые губы, синовиальные сумки и складки.

Адаптация соединений костей. Изменения фиброзных, хрящевых и синовиальных соединений. Изменения компонентов сустава у спортсменов: суставных поверхностей, суставной сумки, суставной щели. Топография подвижности в суставах у спортсменов.

^ Миология. Скелетные мышцы. Общая и функциональная анатомия мышц. Поперечно-полосатая мышечная ткань. Мышечное волокно (мион) – основной элемент скелетной мышечной ткани, его форма, размеры. Соединительный (система миофибрилл), трофический (совокупность ядерно-саркоплазматических структур), мембранный (Т-система), опорный (оболочка мышечного волокна – сарколемма, Z- и M-полоски) и нервный (моторные бляшки, чувствительные элементы) аппараты мышечного волокна. Белки миофибрилл. Саркомер. Протофибриллы, их разновидности и состав.

Структурные основы сокращения мышечного волокна. Типы мышечных волокон, красные, белые и переходного типа. Их структурно-функциональная характеристика, значимость типирования мышечных волокон в практике спорта. Двигательные единицы (большие и малые) и их функции. Самообновление и рост мышечной массы.

Функции мышц. Форма мышц: длинные, короткие, широкие, веерообразные и кольцеобразные. Сильные и ловкие мышцы. Связь формы мышцы с выполнением функций. Строение мышц. Эндомизий, перимизий и собственная фасция мышц. Части мышцы. Вспомогательный аппарат мышц и его функциональное значение. Кровоснабжение и иннервация мышц. Места начала и прикрепления мышц.

Функциональная характеристика мышц: состояние мышц, тонус мышц. Сила мышцы и факторы ее определяющие. Абсолютная, относительная и удельная сила мышц. Величина укорочения. Мышцы одно-, двух-, многосуставные. Парадоксальное действие мышц. Цепь звеньев. Мышцы-антагонисты и синергисты.

Характеристика работы мышц. Преодолевающая, уступающая, удерживающая и баллистическая работы мышц. Направление тяги мышц. Понятие о равнодействующей силе мышц и группы мышц. Разложение равнодействующей силы мышц на ее составляющие. Сложение и вычитание сил мышц. Законы рычага и работа мышц. Момент силы мышц. Примеры рычагов I, II и III рода в двигательном аппарате человека.

^ Адаптация мышц к физическим нагрузкам. Морфофункциональные изменения мышечных волокон на микро- и ультрамикроскопическом уровне. Перестройка сосудистого русла и моторной иннервации в мышцах. Изменение внешней формы мышц: объема, длины, соотношения мышечной и сухожильной частей. Внутренняя перестройка мышц: изменения направления и расположения мышечных волокон, строения эндомизия и перимизия. Топография силы мышц у спортсменов.

^ Морфокинезиологический анализ конечностей. Сравнительная характеристика скелета (костей и их соединений) верхней и нижней конечностей. Основные движения верхних конечностей, выполняемые при занятиях физкультурой и спортом. Работа двигательного аппарата при приближении к туловищу предмета, при отталкивании предмета от туловища. При выполнении ударов верхней конечностью, при маховых движениях, при использовании верхней конечности в качестве опоры и при ее локомоторной функции.

Специфические особенности развития и расположения мышц верхней конечности. Роль руки как органа труда в процессе становления человека.

Основные движения нижней конечности, выполняемые при занятиях физкультурой и спортом. Работа двигательного аппарата при движениях, связанных с опорной, рессорной и локомоторной функциями нижней конечности. Функциональная характеристика опорно-двигательного аппарата нижней конечности при ударах, при отдалении туловища от места опоры, в специфических положениях (вис на стопах, на согнутых ногах), при отталкивании, при положении шпагат, при приседании и поднимании на носках и др.

^ Динамическая анатомия.

Динамическая анатомия положений тела. Определение динамической анатомии и ее связь со смежными науками: с возрастной и конституционной морфологией, биомеханикой, спортивной морфологией, физиологией и др. Классификация динамической анатомии. Основные задачи общего и частного разделов. Краткая история развития анатомических основ учения о движении. Вклад М.Ф. Иваницкого и его школы в развитие динамической анатомии.

Последовательность (алгоритм-схема) анатомического анализа положений и движений человека (по М.Ф. Иваницкому). Морфология изучаемого движения или упражнения. Классификация положений тела. Характеристика положений с позиции законов механики. Действующие силы. Понятие о внешних и внутренних силах, обуславливающих положение тела в пространстве. Специфика действий внешних сил при положениях тела с верхней и нижней опорами. Характеристика работы мышц туловища, верхней и нижней конечностей. Особенности функционирования органов систем обеспечения в неестественных положениях тела.

^ Динамическая анатомия движений тела. Общая характеристика и классификация движений тела человека. Схема анатомического анализа движений тела человека (по М.Ф. Иваницкому). Взаимодействие внутренних и внешних сил в различных движениях.

^ Динамическая анатомия ациклических движений тела. Прыжок в длину с места. Основные фазы движений при прыжке. Характеристика внешних и внутренних сил, действующих на организм в каждую из фаз прыжка. Месторасположение ОЦТ и кривая его перемещения при прыжке. Положение частей тела и работа двигательного аппарата в каждую из фаз прыжка. Дыхание при прыжке в длину с места. Влияние прыжковых движений на двигательный аппарат, внутренние органы, координацию движений.

^ Динамическая анатомия цикличных движений тела. Общая характеристика цикличных движений тела. Ходьба как пример сложного, локомоторного, поступательного, циклического движения, связанного с отталкиванием от опорной поверхности. Цикл, период и фазы ходьбы. Простой, одиночный и двойной шаги. Внешние и внутренние силы, действующие на тело и отдельные звенья человека при ходьбе. Работа двигательного аппарата в каждую из фаз ходьбы. Особенности работы мышц в безопорные периоды. Перекрестная координация движений рук и ног при ходьбе. Разновидности ходьбы: ходьба пригибным шагом, спортивная ходьба. Ходьба с преодолением сопротивления, ходьба вверх и вниз по лестнице, ходьба на пальцах стопы.

Бег. Черты сходства и различия между бегом и ходьбой. Фазы бега, характеристика устойчивости тела и работы двигательного аппарата в отдельные периоды и фазы бега.

^ Динамическая анатомия вращательных движений. Общая характеристика и классификация вращательных движений. Особенности взаимодействия внутренних и внешних сил. Изменение момента инерции тела человека при вращательных движениях.

Сальто назад как пример вращательного движения. Периоды и фазы движений при упражнении сальто назад. Характеристика силы тяжести, силы инерции и силы реакции опоры, а также внутренних сил организма в каждый период и фазу движения. ОЦТ и кривая его перемещения. Положение звеньев тела работа двигательного аппарата в каждую из фаз движения. Дыхание при выполнении сальто назад. Влияние вращательных движений на организм.

^ Пищеварительная система. Строение и функция пищеварительного тракта. Ротовая полость, ее стенки, зубы, язык, слюнные железы, небная занавеска, ее мышцы. Глотка, стенки глотки, мышцы глотки, глоточное кольцо миндалин - расположение и функция. Пищевод, желудок - их расположение, строение, функция. Строение, функция и отличительные особенности тонкого и толстого кишечника. Печень, поджелудочная железа, двенадцатиперстная кишка - строение, функция, их анатомо-функциональная связь. Брюшина, ход брюшины, образование связок, фиксирующих органы, сальников, брыжеек.

^ Дыхательная и мочевыделительная системы. Функции и строение наружного носа, стенки носовой полости, носовые раковины, ходы. Глотка, евстахиевы трубы, их функция. Функция и строение гортани: хрящи, связки, суставы, мышцы гортани, эластический конус, как основа голосообразования, голосовая щель, желудочки гортани, голосовые складки. Трахея, бронхи, легкие - расположение в грудной полости, строение. Структурно-функциональная единица легкого (ацинус). Топография органов грудной полости, средостение, органы средостения. Плевральные мешки, полости, синусы. Органы мочевыделительной системы. Почки, их расположение, описание, функции. Макро- и микроскопическое строение почек. Нефрон, как структурно-функциональная единица почки. Почечные тельца, канальцы - их строение и функция. Мочеточники, мочевой пузырь, мочеиспускательный канал.

^ Общая ангиология. Кровеносная система, ее строение, функции. Круги кровообращения (большой, малый, венечный, воротной вены), бассейны верхней и нижней полых вен. Система воротной вены. Артериальный и венозный бассейны - классификация сосудов, строение стенки, характеристики кровотока. Микроциркуляторное русло, функция резистивной и капиллярной зон.

^ Частная ангиология. Кровоснабжение головы и шеи, образование артериального круга кровообращения (Виллизиевого круга), ветви наружной сонной артерии. Пристеночные и внутренностные ветви грудной и брюшной аорты, кровоснабжение органов грудной и брюшной полостей. Кровоснабжение конечностей, образование артериальных дуг. Ветви подвздошных артерий, кровоснабжение органов малого таза.

Сердце. Топография сердца, внешнее описание, функция, границы сердца. Строение стенок предсердий, желудочков, камеры сердца, клапаны, их строение. Малый круг - сосуды, характеристика кровотока. Кровоснабжение сердца, синус Вальсальвы, коронарные артерии. Отток крови от сердца, вены Тебезия. Проводящая система сердца, синусовый и предсердно-желудочковый узлы, пучок и ножки Гиса, волокна Пуркинье.

^ Лимфатическая и эндокринная системы. Строение лимфатической системы, ее функция. Расположение лимфокапилляров в тканях и органах, лимфатических сосудов и протоков. Строение и функция лимфоузлов. Расположение основных групп поверхностных лимфоузлов. Венозные углы. Пути оттока лимфы от конечностей, головы и шеи, туловища. Понятие об эндокринных железах, их расположение, функция. Гипоталамо-гипофизарная система - серый бугор, воронка, нейросекреторные ядра гипоталамуса. Расположение и строение гипофиза, гормоны задней, промежуточной и передней долей, гуморальная связь желез внутренней секреции. Единство нервной и гуморальной регуляции функции органов и систем.

^ Спинной и головной мозг. Структура и функция нервной системы. Белое и серое вещество, нейроны, нейроглия, ее функция. Связь нейронов между собой (синапсы), понятие о ядрах и проводящих путях. Соматическая нервная система. Спинной мозг. Внешнее и внутреннее строение спинного мозга, щели, борозды, оболочки спинного мозга. Расположение спинного мозга, конский хвост, терминальная нить, корешки. Серое и белое вещество, спинного мозга. Расположение двигательных (моторных) нейронов в сером веществе, спинномозговые узлы, образование спинномозговых нервов. Дуга спинномозгового рефлекса. Образование сплетений спинномозговых нервов, их расположение, основные нервные ветви сплетений. Головной мозг, его топография, строение. Поверхности, доли, полюса, основные борозды полушарий. Желудочковая система головного и спинного мозга, циркуляция спинномозговой жидкости, места поступления в межоболочечные пространства. Расположение серого вещества в толще мозга. Продолговатый, задний, средний, промежуточный и конечный мозг. Ромбовидная ямка. Расположение ядер в структурах головного мозга. Черепные нервы - их классификация, места выхода на основании головного мозга, области иннервации. Восходящие пути спинного мозга - спиноталамический, спиномозжечковые пути (Флексига и Говерса), пути Голля и Бурдаха. Эфферентные (нисходящие) пути головного и спинного мозга.

^ Проводящие пути, вегетативная нервная система. Понятие о двигательных системах. Пирамидный путь, лобно-мостовой, височно-мостовой, корково-ядерный и корково-спинномозговой пути. Экстрапирамидная система путей, лучистость полосатого тела, обратные связи. Рубро-спинальный, вестибулоспинальный пути, функциональное единство нисходящий путей. Классификация вегетативной нервной системы. Расположение ядер симпатического отдела ВНС, предузловые и постузловые волокна, симпатические стволы, узлы. Симпатические сплетения - прекардиальное, чревное, брыжеечные. Расположение ядер парасимпатической ВНС. Парасимпатическая иннервация органов головы, блуждающий нерв, тазовые нервы. Единство нервной системы, обеспечивающей устойчивое функционирование внутренних органов при адаптации организма к условиям среды.


5.3. Лабораторный практикум не предусмотрен


6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины.

6.1. Основная литература по дисциплине

  1. Лысов, П. К. Анатомия (с основами спортивной морфологии) [Текст] : учебник для вузов : в 2 т. / П. К. Лысов, М. Р. Сапин.- М. : Академия. - (Высшее профессиональное образование). Т. 1. - 2010. – 247; Т. 2.-2010.-315,

  2. Иваницкий, М. Ф. Анатомия человека [Текст] : учебник для вузов физической культуры / М. Ф. Иваницкий ; [под ред. Б. А. Никитюка и др.]. - Изд. 7-е.-М. : Олимпия, 2008. - 623 с.:ил.

6.2 Дополнительная литература

  1. Анатомия и физиология нервной системы [Текст]:учебное пособие для вузов : словарь-справочник / авт.-сост. С. С. Тверская. - 2-е изд., стереотип. - М. : МПСИ, 2003. - 158.

  2. Атлас анатомии человека : Все органы человеческого тела / Отв. ред. Н. Надольская; Пер. В. В. Серова /. - М. : Белый Город, 2001. - 103с.

  3. Боянович, Ю. В. Атлас анатомии человека / Ю. В. Боянович, Н. П. Балакирев.-Изд. 2-е. - Ростов-на-Дону [и др.] : Феникс [и др.], 2005. - 734, - (Медицина для вас).

  4. Боянович, Ю. В. Анатомия человека : атлас / Ю. В. Боянович, Н. П. Балакирев. - М. : Эксмо, 2007. – 734.

  5. Каюмова, Е. А. Анатомия и морфология человека : Пищеварительная система : Методические рекомендации / Е. А. Каюмова; МО РФ, ТГПУ. – Томск : ЦУМЛ ТГПУ, 2004. – 55.

  6. Сапин, М. Р. Анатомия человека : учебное пособие для вузов : в 2 кн. / М. Р. Сапин, З. Г. Брыксина.-2-е изд., стереотип. - М.:Академия. - (Высшее профессиональное образование). 2008.

  7. Сапин, Михаил Романович. Анатомия и физиология человека. С возрастными особенностями детского организма [Текст] : учебник для вузов / М. Р. Сапин, В. И. Сивоглазов.-5-е изд., перераб. - М. : Академия, 2005. – 381.

  8. Синельников, Р. Д. Синельников, Я. Р. Атлас анатомии человека : В 4 т. : Учебное пособие для мед. ин-тов / Р.Д.Синельников, Я.Р.Синельников.-2-е изд., стереотип.-М.:Медицина. 1996.

  9. Фениш, Х. Карманный атлас анатомии человека на основе Международной номенклатуры / Х. Фениш ; При участии В. Даубера; Пер.с англ. С. Л. Кабака, В. В.Руденка; Ред. пер. С. Д. Денисов; Ил. Г. Шпитцера. – Минск : Вышэйшая школа, 1997. - 464с. : ил..

  10. Яхонтов, Сергей Владимирович. Физиология человека: кровоснабжение и газообмен [Текст] : учебное пособие / С. В. Яхонтов, А. В. Кулемзин, О. Н. Чуфистова ; МО РФ, ТГПУ. – Томск : издательство ТГПУ, 2004. – 171.


6.3. средства обеспечения освоения дисциплины


Мокрые препараты, муляжи, учебные таблицы. Видеофильмы.


6.4 материально-техническое обеспечение дисциплины


Для обеспечения данной дисциплины необходимы:

  1. оборудованные аудитории;

  2. различные технические средства обучения;

  3. аудио-видео аппаратура;

  4. наглядные пособия.


7. методические рекомендации по организации изучения дисциплины


7.1 Методические рекомендации преподавателю


1. Ежегодная переработка лекционного материала.

2. Создание методических указаний, тестовых заданий для текущего, промежуточного и итогового контроля знаний студентов на бумажном носителе.

3. Подготовка интерактивных презентаций лекций, использование при проведении лекций и лабораторных занятий учебных фильмов, слайдов.

4. Для эффективного освоения дисциплины использовать в теоретическом и лабораторном курсах наглядные материалы (муляжи, мокрые препараты, таблицы).

5. Оппонирование студентами совместно с преподавателями самостоятельной работы в виде рефератов, докладов, эссе и контрольных работ.


7.2 Методические рекомендации для студентов

Для освоения дисциплины студентам необходимо по каждому разделу:

1. Изучить литературные источники и выделить основные мысли, термины, особенности строения в соответствии с контрольными вопросами в форме конспекта.

2. Подготовить устное выступление продолжительностью 3-5 минут, используя материалы учебных пособий, монографий, лекций, лабораторных занятий, ресурсов Интернет.

3. Подготовить реферативную работу по предложенным темам используя имеющиеся информационные материалы с учетом современных достижений наук и оформить ее на бумажном или электронном носителях.


^ 8. Формы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся


8.1 темы рефератов.


  1. Влияние различных видов спорта на анатомические структуры тела человека.

  2. Особенности телосложения и спортивные достижения.

  3. Влияние физических упражнений на опорно-двигательный аппарат.

  4. Влияние физических упражнений на сердечнососудистую систему.

  5. Влияние физических упражнений на дыхательную систему.

  6. Позитивные и негативные изменения в организме человека под влиянием занятий спортом.

  7. Анатомический анализ низкого старта легкоатлета («а» - команда «на старт»; «б» - команда «внимание»).

  8. Анатомический анализ положения тела боксера (правши): исходная стойка, глухая защита.

  9. Анатомический анализ положения тела боксера (левши): исходная стойка, глухая защита.

  10. Анатомический анализ положения тела пловца на стартовой тумбе.

  11. Анатомический анализ положения тела тяжелоатлета перед толчком штанги.

  12. Анатомический анализ положения тела тяжелоатлета пред рывком штанги.

  13. Анатомический анализ положения тела тяжелоатлета при удержании штанги на выпрямленных руках.

  14. Анатомический анализ движения тела волейболиста (прием мяча двумя руками).

  15. Анатомический анализ движения тела волейболиста (подача мяча сверху).

  16. Анатомический анализ движения тела волейболиста (подача мяча снизу).

  17. Анатомический анализ выполнения броска в баскетболе из-за боковой линии.

  18. Анатомический анализ выполнения броска в баскетболе (в корзину).


8.2. Вопросы и задания для самостоятельной работы, в том числе групповой самостоятельной работы обучающихся


  1. Анатомический анализ низкого старта легкоатлета («а» - команда «на старт»; «б» - команда «внимание»).

  2. Анатомический анализ положения тела боксера (правши): исходная стойка, глухая защита.

  3. Анатомический анализ положения тела боксера (левши): исходная стойка, глухая защита.

  4. Анатомический анализ положения тела пловца на стартовой тумбе.

  5. Анатомический анализ положения тела тяжелоатлета перед толчком штанги.

  6. Анатомический анализ положения тела тяжелоатлета пред рывком штанги.

  7. Анатомический анализ положения тела тяжелоатлета при удержании штанги на выпрямленных руках.

  8. Анатомический анализ движения тела волейболиста (прием мяча двумя руками).

  9. Анатомический анализ движения тела волейболиста (подача мяча сверху).

  10. Анатомический анализ движения тела волейболиста (подача мяча снизу).

  11. Анатомический анализ выполнения броска в баскетболе из-за боковой линии.

  12. Анатомический анализ выполнения броска в баскетболе (в корзину).


8.3 Вопросы для самопроверки


  1. Понятие о тканях. Виды тканей. Классификация тканей.

  2. Эпителиальные ткани. Функции. Особенности строения.

  3. Покровный эпителий. Классификация. Строение однослойного однорядного эпителия, однослойного многорядного эпителия. Строение многослойного плоского ороговевающего эпителия, многослойного плоского неороговевающего эпителия. Строение переходного эпителия.

  4. Железистый эпителий. Строение, функции.

  5. Виды желез: экзокринные, эндокринные, смешанные. Особенности их строения.

  6. Соединительные ткани. Функции. Особенности строения. Классификация.

  7. Собственно-соединительная ткань. Виды.

  8. Ткань со специфическими свойствами. Ретикулярная ткань: строение, функции. Пигментная ткань: строение, функции. Жировая ткань: строение, функции.

  9. Скелетные ткани. Виды. Строение хрящевой ткани, виды хряща (гиалиновый, эластический, волокнистый). Хондроциты. Строение костной ткани. Остеоциты, остеобласты, остеокласты – функции. Понятие о компактном и губчатом веществе. Что придает костям прочность, эластичность, легкость. Строение компактного и губчатого вещества.

  10. Кровь и лимфа. Форменные элементы и плазма крови – строение, состав, функции.

  11. Мышечные ткани. Классификация. Строение и функции. Строение гладкой мышечной ткани, функции. Строение поперечно-полосатой мышечной ткани, функции. Строение сердечной поперечно-полосатой мышечной ткани, свойства и функции.

  12. Нервная ткань. Функции, строение. Нейрон: строение, функции, виды нейронов. Глия: строение, функции, виды глии. Строение синапсов. Виды синапсов. Строение рефлекторной дуги.

  13. Кость как орган. Химический состав кости. Классификация костей. Рост кости в длину и толщину. Возрастные особенности костей.

  14. Скелет. Функции. Отделы скелета.

  15. Позвоночный столб. Отделы позвоночного столба. Физиологические изгибы (лордоз, кифоз). Сроки формирования изгибов у детей.

  16. Строение позвонка: характеристика по классификации костей, отделы, отростки. Отличия шейных, грудных и поясничных позвонков. Особенности строения I и II шейных позвонков (атлант и осевой) (показать на скелете)

  17. Крестец: характеристика по классификации костей, строение, поверхности, гребни, отверстия, ушковидные поверхности, поперечные линии, мыс, верхушка крестца (показать на скелете)

  18. Грудина: характеристика по классификации костей, расположение, отделы грудины, вырезки (показать на скелете)

  19. Ребро: характеристика по классификации костей, отделы ребра, головка, шейка бугорок ребра, борозда ребра (показать на скелете)

  20. Строение грудной клетки, стенки грудной клетки, верхняя и нижняя апертуры, подгрудинный угол, формы грудной клетки. Истинные, ложные и колеблющиеся ребра.

  21. Морфофункциональные особенности строения скелета верхней конечности.

  22. Кости пояса верхней конечности, их функциональное значение. Лопатка: характеристика по классификации костей, поверхности, углы, края, отростки, ость лопатки, ямки – надостная и подостная (показать на скелете). Ключица: характеристика по классификации костей, отделы ключицы.

  23. Кости свободной верхней конечности: плечевая кость, кости предплечья (локтевая, лучевая), кости кисти (кости запястья, пясти, фаланги пальцев). Характеристика по классификации костей.

  24. ^ Плечевая кость. Проксимальный эпифиз: головка плечевой кости, шейки плечевой кости (анатомическая и хирургическая), бугорки (большой и малый), межбугорковая борозда. Диафиз: гребни большого и малого бугорков, борозда лучевого нерва, дельтовидная бугристость. Дистальный эпифиз: мыщелок плечевой кости, блок плечевой кости, головка мыщелка, ямка локтевого отростка, венечная ямка, лучевая ямка (показать на скелете).

  25. ^ Лучевая кость. Проксимальный эпифиз: головка лучевой кости, суставная ямка, суставная окружность, шейка лучевой кости. Диафиз: бугристость лучевой кости, поверхности (задняя, передняя, латеральная), края (межкостный, задний, передний), бугристость пронатора. Дистальный эпифиз: шиловидный отросток, локтевая вырезка, запястная суставная поверхность (показать на скелете).

  26. ^ Локтевая кость. Проксимальный эпифиз: отростки (локтевой и венечный), блоковидная вырезка, лучевая вырезка. Диафиз: поверхности (задняя, передняя, медиальная), края (межкостный, задний, передний), гребень супинатора. Дистальный эпифиз: головка локтевой кости, суставная окружность, шиловидный отросток (показать на скелете).

  27. Кости кисти. ^ Кости запястья. Проксимальный ряд: ладьевидная, полулунная, трехгранная кости. Гороховидная кость. Дистальный ряд: кость-трапеция, трапециевидная, головчатая, крючковидная кости (показать на скелете). Кости пясти. Особенность строения III пястной кости. Фаланги: проксимальная, средняя, дистальная. Бугристость дистальной фаланги (показать на скелете).

  28. Кости пояса нижней конечности, их функциональное значение, характеристика по классификации костей. ^ Подвздошная кость: тело, крыло, дугообразная линия, гребень, ости верхняя и нижняя передние, ости верхняя и нижняя задние, подвздошная ямка, ягодичная поверхность, ягодичные линии (передняя, задняя, нижняя). Седалищная кость: тело, ветвь, бугор, ость, большая и малая седалищные вырезки. Лобковая кость: тело, ветви, симфизиальная поверхность. Вертлужная впадина. (показать на скелете).

  29. Морфофункциональные особенности строения скелета нижней конечности.

  30. Таз в целом: лобковая дуга, большой таз, малый таз, пограничная линия, верхняя и нижняя апертуры таза. Размеры: конъюгата, поперечный диаметр, косой диаметр, наклон таза, ось таза. Отличия мужского таза от женского.

  31. Кости свободной нижней конечности: бедренная кость, кости голени (большеберцовая и малоберцовая), кости стопы (кости предплюсны, плюсны, фаланги). Характеристика по классификации костей.

  32. ^ Бедренная кость. Проксимальный эпифиз: головка, ямка головки, шейка бедренной кости, большой и малый вертела, межвертельные линия и гребень. Диафиз: шероховатая линия, гребенчатая линия, ягодичная бугристость. Дистальный эпифиз: медиальный и латеральный мыщелки, межмыщелковая ямка, подколенная поверхность, надколенниковая поверхность (показать на скелете)

  33. ^ Большеберцовая кость. Проксимальный эпифиз: верхняя суставная поверхность, медиальный и латеральный мыщелки, межмыщелковое возвышение. Диафиз: бугристость большеберцовой кости, медиальная, задняя и латеральная поверхности, медиальный, передний и межкостный края. Дистальный эпифиз: медиальная лодыжка, суставная поверхность лодыжки, малоберцовая вырезка, нижняя суставная поверхность (показать на скелете)

  34. ^ Малоберцовая кость. Проксимальный эпифиз: головка малоберцовой кости, суставная поверхность головки малоберцовой кости, шейка малоберцовой кости. Диафиз: латеральная, медиальная и задняя поверхности, передний, межкостный и задний края. Дистальный эпифиз: латеральная лодыжка, суставная поверхность, ямка латеральной лодыжки (показать на скелете)

  35. Кости стопы. Предплюсна (7 костей): таранная кость (головка, тело и блок таранной кости), пяточная кость (бугор пяточной кости, опора таранной кости), ладьевидная кость, медиальная, промежуточная и латеральная кубовидные кости, кубовидная кость. Плюсна (5 костей): основание, тело, головка плюсневых костей. Кости пальцев: проксимальная, средняя и дистальная фаланги, основание, тело и головка фаланги (показать на скелете)

  36. Классификация соединений костей. Понятие о синдесмозах, синхондрозах, синостозах, симфизах, диартрозах. Привести примеры.

  37. Строение диартрозов. Обязательные элементы сустава, их значение. Вспомогательные элементы сустава и их значение. Элементы, укрепляющие сустав. Элементы, способствующие увеличению подвижности в суставе.

  38. Виды движений в суставах. Сагиттальная ось: отведение (аддукция), приведение (абдукция). Вертикальная ось: вращение (ротация) – вращение наружу (супинация), вращение вовнутрь (пронация). Поперечная ось: сгибание (флексия), разгибание (экстензия). Круговое движение (циркумдукция).

  39. Классификация суставов: по строению (простые, сложные, комбинированные, комплексные), по форме (цилиндрические, блоковидные, винтообразные, эллипсовидные, седловидные, мыщелковые, шаровидные, плоские), по движениям (одноосные, двуосные, многоосные).

  40. Модуль описания суставов.

    • Кости участвующие в образовании данного сустава

    • Строение сустава

    • Форма сустава

    • Движения по осям в данном суставе

    • Вспомогательные элементы данного сустава (связки, бурсы, диски и т.д.)

    • Особенности строения данного сустава.

  1. Соединения позвоночного столба. Связки: желтые, межпоперечные, межостистые, надостистые, выйная, передняя и задняя продольные связки. Симфизы: межпозвоночные диски. Межпозвоночные суставы (см. модуль описания). Движения в позвоночном столбе, амплитуда движений. Наиболее подвижные отделы позвоночного столба.

  2. Атланто-затылочный сустав (см. модуль описания сустава). Срединный атланто-затылочный сустав (см. модуль описания сустава).

  3. Плечевой сустав (см. модуль описания сустава).

  4. Локтевой сустав (см. модуль описания сустава).

  5. Лучезапястный сустав (см. модуль описания сустава).

  6. Суставы и связочный аппарат кисти.

  7. Таз. Связочный аппарат таза. Крестцово-подвздошный сустав (см. модуль описания сустава).

  8. Тазобедренный сустав (см. модуль описания сустава).

  9. Коленный сустав (см. модуль описания сустава).

  10. Голеностопный сустав (см. модуль описания сустава).

Суставы и связочный аппарат стопы. Своды стопы. Пассивные и активные затяжки сводов. Виды плоскостопия. Формирование плоскостопия.


8.4. Примеры тестов

Вариант № 1

^ 1. Скелет конечности состоит из

а) скелета пояса конечности;

б) скелета свободной конечности;

в) все вышеперечисленное.*

2. Тело трубчатой кости называется

а) эпифиз;

б) диафиз.*

^ 3. Какие анатомические образования расположены на проксимальном конце плечевой кости?

а) анатомическая шейка;*

б) борозда локтевого нерва;

в) головка;*

г) латеральный надмыщелок.

^ 4. Какие анатомические образования располагаются на проксимальном конце локтевой кости?

а) головка;

б) локтевой отросток;*

в) блоковидная вырезка;*

г) венечный отросток.*

^ 5. Какие кости верхней конечности имеют суставную окружность?

а) плечевая кость;

б) локтевая кость;*

в) ключица;

г) лучевая кость.*

Вариант № 2

^ 1. Трубчатая кость в ширину растет за счёт

а) клеток шейки трубчатой кости;

б) клеток надкостницы;*

в) клеток тела трубчатой кости.

^ 2. Где расположена на лопатке суставная впадина для сочленения с плечевой костью?

а) на акромионе;

б) на верхнем углу лопатки;

в) на клювовидном отростке;

г) на латеральном углу лопатки.*

^ 3. Какие анатомические образования расположены на дистальном конце плечевой кости?

А) венечная ямка;*

б) малый бугорок;

в) головка;*

г) межбугорковая борозда.

^ 4. Какие анатомические образования располагаются на дистальном конце лучевой кости?

а) локтевая вырезка;*

б) головка;

в) шейка;

г) шиловидный отросток.*

^ 5. Какие из перечисленных костей имеют шиловидный отросток?

а) плечевая кость;

б) локтевая кость;*

в) лучевая кость;*

г) височная кость.*

Вариант № 3

^ 1. Трубчатая кость в длину растет за счёт

а) клеток шейки трубчатой кости*

б) клеток надкостницы

в) клеток тела трубчатой кости

^ 2. Какие кости образуют пояс верхней конечности?

а) грудина;

б) ключица;*

в) лопатка;*

г) первое ребро.

3. Где расположена на плечевой кости борозда лучевого нерва?

а) ниже дельтовидной бугристости;*

б) на латеральной поверхности;

в) выше дельтовидной бугристости;

г) на задней поверхности.*

^ 4. Какие кости запястья находятся в его проксимальном ряду?

а) головчатая кость;

б) ладьевидная кость;*

в) полулунная кость;*

г) трехгранная кость.*

^ 5. Какие анатомические образования располагаются на проксимальном конце лучевой кости?

а) локтевая вырезка;

б) головка;*

в) шейка;*

г) шиловидный отросток.

Вариант № 4

^ 1. Головка трубчатой кости называется

а) эпифиз;*

б) диафиз.

2. Какие возвышения имеются на поверхностях ключицы?

а) малый бугорок;

б) трапециевидная линия;*

в) конусовидный бугорок;*

г) венечный бугорок.

^ 3. Какие образования выделяют на лопатке?

а) клювовидный отросток;*

б) надсуставной бугорок;*

в) подсуставной бугорок;*

г) суставная впадина.*

^ 4. Укажите место локализации борозды локтевого нерва:

а) на задней поверхности плечевой кости ниже дельтовидной бугристости;

б) на передней поверхности плечевой кости ниже дельтовидной бугристости;

в) на задней поверхности медиального надмыщелка плечевой кости;*

г) на задней поверхности латерального надмыщелка плечевой кости.

^ 5. Какие анатомические образования располагаются на дистальном конце лучевой кости?

а) локтевая вырезка;*

б) головка;

в) шейка;

г) шиловидный отросток.*


8.5. Перечень вопросов для промежуточной аттестации (к экзамену)


  1. Химический состав, физические свойства костей, клетки костной ткани, возрастные особенности костей скелета.

  2. Классификация и строение костей, кость как орган, роль надкостницы в физиологической и репаративной регенерации.

  3. Отделы человеческого скелета, возрастные особенности позвоночного столба, черепа, грудной клетки и таза.

  4. Классификация соединения костей, примеры соединения костей по типу синартрозов.

  5. Определение сустава, его строение, основные и вспомогательные элементы суставов. Классификация суставов по форме суставных поверхностей.

  6. Суставная сумка - ее функция и строение. Роль внешнего и внутреннего слоев сумки, функция синовиальной жидкости.

  7. Характеристика вспомогательных элементов сустава (суставной губы, дисков, менисков, сесамовидных костей).

  8. Функции, и связочный аппарат позвоночного столба.

  9. Функции, строение и соединение костей грудной клетки.

  10. Строение, связочный аппарат и функции атланто-затылочного сустава.

  11. Строение, связочный аппарат и функции плечевого сустава.

  12. Строение, связочный аппарат и функции локтевого сустава.

  13. Строение, связочный аппарат и функции лучезапястного сустава.

  14. Строение, связочный аппарат и функции кисти в целом.

  15. Таз в целом. Соединение костей таза. Возрастные и половые особенности таза.

  16. Строение, связочный аппарат и функции тазобедренного сустава.

  17. Строение, связочный аппарат и функции коленного сустава.

  18. Строение, связочный аппарат и функции локтевого сустава.

  19. Строение, связочный аппарат и функции стопы в целом,

  20. Классификация мышц, их функция, строение скелетной мышцы-

  21. Название, особенности фиксации и функции мимической мускулатуры.

  22. Название, места крепления и функции жевательных мышц.

  23. Названия, места крепления и функции поверхностных и глубоких мышц шеи.

  24. Названия, места крепления и функции мышц грудной клетки.

  25. Названия, места крепления и функции мышц спины.

  26. Названия, места крепления и функции мышц живота.

  27. Мышцы плечевого пояса, их расположение и функции.

  28. Расположение и функции мышц предплечья и кисти.

  29. Название, места прикрепления к костям скелета и функции мышц бедра:

а) передняя группа

б) задняя группа

в) медиальная группа.

  1. Расположение и функции мышц голени и стопы.

  2. Описание черепа в целом, его отделы, кости мозгового черепа.

  3. Описание костей лицевого черепа, их соединение.

  4. Воздухоносные кости черепа, придаточные пазухи носа.

  5. Принципы анатомического анализа положений и движений тела:

а) ходьба, бег

б) стойка на голове, руках

в) простой вис.

  1. Классификация положений тела человека (симметричные, асимметричные, при нижней, верхней и смешанной опорах).

  2. Осанка тела и факторы ее обусловливающие. Классификация осанки. Влияние физических упражнений на осанку.

  3. Характеристика положений тела с точки зрения взаимодействия внешних и внутренних сил.

  4. Характеристика движений: простые и сложные, симметричные и асимметричные, без перемены места, с переменой места, циклические и ациклические, поступательные, вращательные и комбинированные, выполняемые по способу отталкивания от опорной поверхности, по способу подтягивания к ней)

  5. Морфологические аспекты адаптации к условиям спортивной деятельности. Рациональная и нерациональная адаптация.

  6. Адаптация мышц к физическим нагрузкам.

  7. Соматоскопия, антропометрия. Виды соматотипов, расчеты индексов физического развития, компонентов массы тела (по Я. Матейко).

  8. Наружный нос, полость носа, придаточные пазухи носа - строение, функции.

  9. Строение и топография глотки, мышцы глотки.

  10. Расположение глоточного кольца, его функций. Строение миндалин.

  11. Строение и функции гортани. Эластический конус, механизм голосообразования.

  12. Трахея, бронхи, легкие - топография, описание, функции.

  13. Строение легких. Структурно-функциональная единица легких.

  14. Топография органов грудной полости. Плевральные мешки, полости, синусы.

  15. Определение средостения, органы средостения, их топография

  16. Полость рта, стенки полости, слюнные железы.

  17. Строение языка, зубов, зубная формула.

  18. Глотка, пищевод - строение, топография, функции.

  19. Желудок - топография, строение стенки, связочный аппарат, кровоснабжение.

  20. Двенадцатиперстная кишка и поджелудочная железа - анатомо-функциональная связь.

  21. Тонкий кишечник - топография, строение стенки, функция, кровоснабжение, лимфоотток.

  22. Толстый кишечник - топография, строение стенки, функциональные и анатомические отличия от тонкого кишечника, кровоснабжение.

  23. Брюшина, образование сальников и связок в брюшной полости.

  24. Топография, описание печени, ее функции, фиксация печени в брюшной полости. Печеночная долька.

  25. Расположение почек, их фиксация и функции. Кровоснабжение почек.

  26. Макро- и микроскопическое строение почки. Нефрон как структурно-функциональная единица почки.

  27. Мочевыводящие пути - топография, строение стенок, функция. Отличительные особенности уретры у мужчин и женщин.

  28. Топография органов малого таза женщин. Ход брюшины, Дугласовы пространства, связки матки.

  29. Топография, строение и функции матки. Яичники, овуляционный цикл.

  30. Топография органов малого таза мужчин. Простата, семенные пузырьки, луковичные железы.

  31. Топография, строение и функции яичка. Придаток яичка, семявыносящий проток.

  32. Определение внутренних органов. Строение полых и паренхиматозных органов. Расположение внутренних органов в полостях тела.

  33. Структура и функции эндокринной системы в обеспечении постоянства внутренней среды организма. Связь нервной и гуморальной регуляции деятельности органов и систем.

  34. Расположение, строение и функции гипофиза. Гормоны гипофиза.

  35. Щитовидная и паращитовидные железы - расположение, строение; функции.

  36. Поджелудочная железа - островки Лангерганса, гормоны поджелудочной железы их роль.

  37. Расположение, кровоснабжение, строение и функции надпочечников. Роль гормонов надпочечников.

  38. Строение и топография яичников, гормон яичников, их роль. Роль гормонов гипофиза в образовании фолликулов.

  39. Костный мозг, клетки костного мозга - структура гемопоэза. Образование лимфо- и плазмоцитов и их роль. Роль печени в кроветворении у плода.

  40. Строение селезенки, лимфоузлов, миндалин глоточного кольца, их функции.

  41. Классификация кровеносных сосудов, характеристика артериального и венозного русел, строение стенок и функции магистральных, органных сосудов, сосудов микроциркуляторного русла.

  42. Топография сосудов и параметры кровотока малого крута кровообращения.

  43. Понятие о кругах кровообращения, основные сосуды и области кровоснабжения бассейнов верхней и нижней полых вен, малого круга кровообращения, коронарных сосудов.

  44. Система воротной вены - функция системы, топография сосудов. Строение печеночной дольки.

  45. Кровоснабжение головного мозга (образование артериального круга головного мозга - Виллизиевого круга).

  46. Кровоснабжение органов грудной полости. Пристеночные и внутренностные ветви грудной аорты.

  47. Кровоснабжение органов брюшной полости. Пристеночные и внутренностные ветви брюшной аорты.

  48. Кровоснабжение органов таза, пристеночные и внутренностные ветви.

  49. Кровоснабжение нижних конечностей, места прижатия артерий для определения пульса.

  50. Кровоснабжение верхних конечностей, места прижатия артерий для определения пульса.

  51. Топография сердца, его внешнее описание. Основание сердца, сосуды и полости основания сердца, их функция.

  52. Строение сердца, камеры, клапанный аппарат. Строение и функция предсердно-желудочковых и полулунных клапанов. Роль трабекул.

  53. Кровоснабжение сердца - синус Вальсальвы, коронарные артерии, венозная система сердца, вены Тебезия.

  54. Анатомо-функциональные изменения сердечной мышцы при занятиях спортом. Описание этих изменений, их причины и следствие.

  55. Проводящая система сердца (синусовый и предсердно-желудочковый узлы, их связь, пучок и ножки Гиса, волокна Пуркинье - расположение этих структур в стенке сердца и их функция).

  56. Строение и функция лимфатической системы. Лимфокапилляры, сосуды, притоки. Строение, функция лимфоузлов, их расположение

  57. Лимфоотток с головы и шеи и верхних конечностей расположение капилляров, сосудов, протоков, расположение лимфоузлов.

  58. Отток лимфы от нижних конечностей и туловища. Образование грудного лимфатического протока, место его впадения в венозную систему.

  59. Классификация нервной системы, общий план ее строения, роль нервной системы в связи организма с окружающей средой и адаптации организма к изменениям окружающей среды.

  60. Строение нейрона, виды нейронов, механизм передачи возбуждения с нейрона на нейрон (синапсы). Серое и белое вещество головного и спинного мозга. Нейроглия, ее строение и функции.

  61. Головной мозг - полушария, доли, полюса, поверхности, основные борозды и извилины. Структуры основания мозга. Оболочки головного и спинного мозга.

  62. Внешнее и внутреннее строение спинного мозга, поперечный срез спинного мозга, образование спинномозговых нервов.

  63. Пути проведения возбуждения от рецепторов кожи до мышц в пределах одного сегмента (дуга спинномозгового рефлекса). Расположение чувствительных, вставочных и моторных нейронов в ганглиях и сером веществе спинного мозга.

  64. Функция, строение и классификация нервов. Отличие нервных волокон соматической и вегетативной систем. Роль миелина, его образование, возрастные особенности миелинизации волокон.

  65. Роль спинномозговой жидкости, ее образование и пути циркуляции. Места поступления ликвора из желудочковой системы в межоболочечные пространства.

  66. Задний мозг - ядра, проводящие пути, функция.

  67. Средний мозг - ядра, проводящие пути. Расположение и роль водопровода мозга.

  68. Промежуточный мозг - ядра, проводящие пути. Гипоталамус, его связь с гипофизом, и роль третьего желудочка.

  69. Желудочки головного мозга, расположение ядер в полушариях мозга, проводящие пути головного мозга (ассоциативные, спаечные, проекционные).

  70. Образование шейного сплетения, его расположение, функция, основные короткие и длинные нервные ветви, области иннервации.

  71. Образование плечевого сплетения, его расположение, функция, основные короткие и длинные нервные ветви, области иннервации.

  72. Пояснично-крестцовое сплетение - расположение, основные нервные ветви этого сплетения, области иннервации.

  73. Расположение ядер черепных нервов, места входа нервов на поверхность основания мозга. Функция зрительного и обонятельного нервов.

  74. Функция глазодвигательного, блокового и отводящего нервов, расположение на основании мозга, путь следования к мышцам глазного яблока.

  75. Функция лицевого, тройничного нервов, расположение ядер, места выхода ветвей этих нервов на поверхность черепа, основные области иннервации.

  76. Структура и функции вегетативной нервной системы.

  77. Головной и шейный отделы симпатического отдела вегетативной нервной системы (узлы симпатического ствола, сплетения, иннервация органов).

  78. Грудной отдел симпатической нервной системы (симпатический ствол, узлы, сплетения, иннервация внутренних органов).

  79. Брюшной отдел симпатической нервной системы (внеорганные сплетения, иннервация внутренних органов).

  80. Стволовая часть парасимпатического отдела вегетативной системы.

  81. Тазовый отдел парасимпатической нервной системы (расположение ядер, иннервация внутренних органов). Внутристеночная вегетативная система - ее роль в обеспечении функции внутренних органов.

  82. Анализаторы, их виды и функции. Роль рецепторного, проводникового отделов анализаторов, коркового представительства.

  83. Зрительный анализатор, его отделы, зона коркового представительства. Строение глазного яблока, оптические среды глаза.


8.6. формы контроля самостоятельной работы


Плановые консультации, творческие контакты, экзамен.

Рабочая программа учебной дисциплины составлена в соответствии с учебным планом, федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 034300.62 Физическая культура, профиль: физкультурное образование.


Рабочая программа учебной дисциплины «Анатомия человека» составлена старшим преподавателем кафедры медико-биологических дисциплин Чуфистовой О.Н.


Рабочая программа учебной дисциплины (модуля) утверждена на заседании кафедры __________

протокол № __ от ____________ 20__ года.

Зав. кафедрой _____________________________ С.В. Низкодубова

Рабочая программа учебной дисциплины одобрена методической комиссией __________________ института культуры

протокол № _______ от «____»_____________20 года.

Председатель методической комиссии ___________________ О.А.Батурина

Согласовано:

Директор ИК Е.А. Каюмова

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Рабочая программа учебной дисциплины (модуля) б 02. Анатомия человека iconРабочая Программа учебной дисциплины (модуля) Возрастная анатомия, физиология и гигиена

Рабочая программа учебной дисциплины (модуля) б 02. Анатомия человека iconРабочая программа модуля (дисциплины) анатомия человека

Рабочая программа учебной дисциплины (модуля) б 02. Анатомия человека iconРабочая программа дисциплины Анатомия и морфология человека объем учебной нагрузки и виды отчетности

Рабочая программа учебной дисциплины (модуля) б 02. Анатомия человека iconРабочая Программа учебной дисциплины (модуля) Возрастная анатомия, физиология и гигиена
Её изучение является одним из этапов формирования педагога (бакалавра, магистра) в педагогическом...
Рабочая программа учебной дисциплины (модуля) б 02. Анатомия человека iconРабочая программа дисциплины (модуля) «Анатомия животных»

Рабочая программа учебной дисциплины (модуля) б 02. Анатомия человека iconРабочая программа учебной дисциплины (модуля) анатомия, физиология и патология
Только в этом случае специалист способен понять этиологию, и патогенез речевых и неречевых нарушений...
Рабочая программа учебной дисциплины (модуля) б 02. Анатомия человека iconРабочая программа дисциплины (модуля) Анатомия и гистология сельскохозяйственных животных

Рабочая программа учебной дисциплины (модуля) б 02. Анатомия человека iconРабочая Программа учебной дисциплины (модуля) Возрастная физиология и психофизиология

Рабочая программа учебной дисциплины (модуля) б 02. Анатомия человека iconРабочая программа учебной дисциплины госпитальная хирургия, детская хирургия Наименование дисциплины

Рабочая программа учебной дисциплины (модуля) б 02. Анатомия человека iconРабочая программа модуля (дисциплины) Биохимия человека

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2019
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы