Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Национальный исследовательский Томский политехнический университет»
УТВЕРЖДАЮ
Декан факультета Физической культуры
Андреев В.И. «___»_____________2011_ г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА МОДУЛЯ (ДИСЦИПЛИНЫ)
АНАТОМИЯ ЧЕЛОВЕКА
НАПРАВЛЕНИЕ (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ) ООП «Физическая культура»
ПРОФИЛЬ ПОДГОТОВКИ (СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ, ПРОГРАММА) «Оздоровительная физическая культура»
КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ): бакалавр
БАЗОВЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН ПРИЕМА 2011 г.
^
КОЛИЧЕСТВО КРЕДИТОВ 5
ПРЕРЕКВИЗИТЫ: «Биология»
КОРЕКВИЗИТЫ: « Физиология»
ВИДЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ВРЕМЕННОЙ РЕСУРС:
ЛЕКЦИИ 36 часов
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ 54 часов
^ 90 часов
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА 36 часов
ИТОГО 126 часов
ФОРМА ОБУЧЕНИЯ очная
ВИД ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ: экзамен во 2 и 3 семестре
ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ: Кафедра Спортивных дисциплин факультета Физической культуры
ЗАВЕДУЮЩИЙ КАФЕДРОЙ_____________________к.п.н. А.В. Белоусов
РУКОВОДИТЕЛЬ ООП ________________________к.п.н. А.В. Белоусов
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ _______________________к.м.н. К.В. Давлетьярова
2011 г.
^
В результате освоения данной дисциплины бакалавр приобретает знания, умения и навыки, обеспечивающие достижение целей Ц1, Ц2, Ц5, Ц7 основной образовательной программы «Физическая культура».
Дисциплина нацелена на подготовку бакалавров к:
Созданию у студентов целостного представления о единстве строения и функции живого организма в процессе его жизнедеятельности.
Подготовке выпускника к педагогической деятельности для решения задач освоения человеком разнообразных двигательных умений и навыков, и связанных с ними знаний, развития двигательных способностей и высокой работоспособности.
Подготовке выпускника к тренерской деятельности в избранном виде спорта.
Подготовке выпускника к решению научно-исследовательских задач по определению эффективности различных видов деятельности в сфере физической культуры и спорта.
Социально-биологическая сущность человека позволяет рассматривать его с позиций общебиологических закономерностей, присущих всем живым организмам, и с учетом конкретных социальных условий его функционирования, в том числе и при активной и постоянной физической и спортивной деятельности.
^
Дисциплина относится к базовым дисциплинам профессионального цикла (Б3,Б2). Освоение анатомии человека обеспечивает необходимый уровень знаний для изучения дисциплин медико-биологического профиля. Спортивно- практические дисциплины на основе морфологических данных решают задачи, связанные с совершенствованием спортивной техники, вопросы отбора и селекции.
Возрастной аспект анатомических знаний вооружает педагога и тренера научным подходом в поэтапном развитии и совершенствовании физических качеств спортсменов, избегая предпатологических и патологических изменений в организме, позволяет грамотно оценивать и прогнозировать функциональное состояние.
Представление о строении, развитии, функциях и адаптации организма переводит тренеров и специалистов в области физического воспитания на более высокий уровень профессиональной деятельности и, как итог, позволяет им совершенствовать физическое развитие спортсменов, подводя к высоким и стабильным результатам.
Основным пререквезитом является курс общей биологии. Кореквезитом - курс физиологии.
^
При изучении дисциплины бакалавры должны научиться осознавать истоки и эволюцию формирования теории спортивной тренировки, медико-биологические и психологические основы и технологию тренировки в избранном виде спорта, санитарно-гигиенические основы деятельности в сфере физической культуры и спорта (ПК-8); а также умеет выбирать средства и методы рекреационной двигательной деятельности для коррекции состояния занимающихся с учетом их возраста, пола, профессиональной деятельности и психофизиологического состояния на основе данных контроля физических способностей и функционального состояния занимающихся.
После изучения данной дисциплины бакалавры приобретают знания, умения и опыт, соответствующие результатам основной образовательной программы: Р3, P4, P9*. Соответствие результатов освоения дисциплины «Физическая культура» формируемым компетенциям ООП представлено в таблице.
Формируемые компетенции в соответствии с ООП*
|
Результаты освоения дисциплины
|
З.3.4, З.3.6., З.3.10., З.3.14.
|
В результате освоения дисциплины бакалавр должен знать:
Анатомическое строение и функции органов и систем организма человека, закономерности психического, физического развития и особенности их проявления в разные возрастные периоды. Психофизиологические, социально-психологические и медико-биологические закономерности развития физических качеств и двигательных умений занимающихся. Методы медико-биологического, педагогического и психологического контроля состояния занимающихся. Социально-биологические основы, цель, задачи, основные направления двигательной рекреации с различными группами населения.
|
У.3.1., У.3.4, У.3.6., У.3.8.
|
В результате освоения дисциплины бакалавр должен уметь:
Использовать накопленные в области физической культуры и спорта ценности для воспитания патриотизма и любви к отечеству, стремления к здоровому образу жизни, навыков соблюдения личной гигиены, профилактики и контроля состояния своего организма, потребности в регулярных физкультурно-оздоровительных занятиях.
Использовать в профессиональной деятельности актуальные приемы обучения и воспитания, разнообразные формы занятий с учетом возрастных, морфофункциональных и психологических особенностей занимающихся, уровня их физической и спортивной подготовленности, состояния здоровья, подбирать средства и методы, адекватные поставленным задачам.
Планировать различные формы занятий с учетом медико-биологических, санитарно-гигиенических, психолого-педагогических основ физкультурной деятельности, климатических, региональных, национальных особенностей в целях совершенствования природных данных, поддержания здоровья, оздоровления, реабилитации и рекреации занимающихся; определять функциональное состояние, физическое развитие и уровень подготовленности занимающихся в различные периоды возрастного развития.
|
В.3.6., В.3.7.
|
В результате освоения дисциплины бакалавр должен владеть:
Способами нормирования и контроля тренировочных и соревновательных нагрузок в избранном виде спорта. Навыками рационального использования учебно-лабораторного и управленческого оборудования, специальной аппаратуры и современной компьютерной техники.
|
*Расшифровка кодов результатов обучения и формируемых компетенций представлена в Основной образовательной программе подготовки бакалавров по направлению 034300 «Физическая культура».
^
2 семестр
Название раздела/темы
|
Аудиторная работа (час)
|
СРС
(час)
|
Итого
|
Формы текущего контроля и аттестации
|
Лекции
|
Практ./сем.
Занятия
|
Лаб. зан.
|
|
1. Введение в анатомию. Общетеоретические основы функциональной анатомии
|
2
|
|
|
|
2
|
|
2.^ �
|
14
|
16
|
|
14
|
42
|
|
1.1. Остеология
|
6
|
6
|
|
4
|
16
|
|
1.1.1.Теоретическая анатомия костной системы. Возрастные изменения. Адаптация костей к физическим нагрузкам
|
2
|
|
|
2
|
4
|
|
1.1.2. Кости черепа, кости туловища, кости верхних и нижних конечностей.
|
2
|
6
|
|
2
|
10
|
|
1.2. Артрология
|
4
|
4
|
|
4
|
12
|
|
1.2.1.Теоретическая анатомия соединений костей. Возрастные изменения. Адаптация соединений костей к физическим нагрузкам
|
2
|
|
|
2
|
4
|
|
1.2.2. Соединения костей черепа Соединение костей туловища
|
2
|
2
|
|
2
|
6
|
|
1.2.3. Соединения костей верхней конечности, нижних конечностей
|
|
2
|
|
|
2
|
|
1.3. Миология
|
4
|
6
|
|
6
|
16
|
|
1.3.1. Скелетные мышцы. Общая и функциональная анатомия мышц. Адаптация мышц к физическим нагрузкам
|
2
|
|
|
|
2
|
|
1.3.2. Мышцы головы и шеи. Мышцы туловища
|
|
2
|
|
|
2
|
|
а) мышцы, обеспечивающие движения туловища
б) дыхательные мышцы
|
|
|
|
2
|
2
|
|
1.3.3. Мышцы верхней конечности: а) движения пояса верхней конечности
б) движения свободной верхней конечности
|
|
2
|
|
2
|
4
|
|
1.3.4. Мышцы нижней конечности а) движения бедра и голени б) движения стопы
|
|
2
|
|
2
|
4
|
|
1.3.5. Морфокинезиологический анализ конечностей
|
2
|
|
|
2
|
4
|
|
1.4. Динамическая анатомия
|
4
|
10
|
|
4
|
18
|
|
1.4.1. Динамическая анатомия положений тела.
Динамическая анатомия движений тела
|
2
|
4
|
|
|
6
|
|
1.4.2. Динамическая анатомия ациклических движений тела
|
|
2
|
|
2
|
4
|
|
1.4.3. Динамическая анатомия циклических движений
|
2
|
2
|
|
|
4
|
|
1.4.4. Динамическая анатомия вращательных движений (на примере «сальто»
|
|
2
|
|
2
|
4
|
|
Итог
|
18
|
26
|
-
|
18
|
62
|
|
3 семестр
Название раздела/темы
|
Аудиторная работа (час)
|
СРС
(час)
|
Итого
|
Формы текущего контроля и аттестации
|
Лекции
|
Практ./сем.
Занятия
|
Лаб. зан.
|
|
^
|
8
|
10
|
|
8
|
26
|
|
2.1. Теоретическая анатомия внутренних органов
|
4
|
6
|
|
2
|
12
|
|
2.1.1. Пищеварительная система
а) пищеварительный тракт
б) железы пищеварительной системы и брюшина
|
2
|
2
|
|
|
4
|
|
2.1.2. Теоретическая анатомия дыхательной системы
|
|
2
|
|
2
|
4
|
|
2.1.3. Теоретическая анатомия органов выделения
|
2
|
|
|
|
2
|
|
2.1.4. Половые органы
|
|
2
|
|
|
2
|
|
2.2. Теоретическая анатомия сердечно-сосудистой системы
Строение сердца
|
2
|
2
|
|
|
4
|
|
2.2.1. Сосуды большого круга кровообращения
а) аорта, артерии, капилляры
б) вены
|
|
2
|
|
2
|
4
|
|
2.3. Теоретическая анатомия лимфатической системы и органов иммуногенеза
|
2
|
|
|
2
|
4
|
|
2.3.1. Лимфатические узлы 2.3.2. Органы иммуногенеза
|
|
|
|
2
|
2
|
|
РАЗДЕЛ III. Анатомия органов систем регулирования и управления двигательной деятельностью человека
|
10
|
18
|
|
10
|
38
|
|
3.1. Эндокринная система
|
2
|
2
|
|
|
4
|
|
3.2. Теоретическая анатомия нервной системы
|
6
|
16
|
|
10
|
28
|
|
3.2.1. Центральная нервная система (ЦНС)
а) спинной мозг
|
|
2
|
|
2
|
4
|
|
б) головной мозг, ствол мозга
в) конечный мозг
|
2
|
2
|
|
2
|
6
|
|
3.2.2. Теоретическая анатомия проводящих путей центральной нервной системы
а) чувствительные пути
б) двигательные пути
|
2
|
2
|
|
2
|
6
|
|
3.2.3. Теоретическая анатомия периферической нервной системы
а) нервы головного мозга (черепные нервы)
|
2
|
4
|
|
2
|
8
|
|
б) спинномозговые нервы
|
|
2
|
|
|
2
|
|
3.2.4. Теоретическая анатомия вегетативной нервной системы
|
|
2
|
|
2
|
4
|
|
3.3. Органы чувств
|
2
|
2
|
|
|
4
|
|
Итог
|
18
|
28
|
|
18
|
64
|
|
Содержание разделов дисциплины
Раздел I. Анатомия органов систем исполнения движений человека.
Раздел П. Анатомия органов систем обеспечения двигательной деятельности человека.
Раздел III. Анатомия органов систем регулирования и управления двигательной деятельностью человека.
2 семестр
Тема 1. Введение в анатомию Общетеоретические основы функциональной анатомии
Лекция, семинар
Анатомия как наука и предмет преподавания. Содержание анатомии, и ее место среди биологических наук. Современные представления о целостности организма и уровнях его структурной организации. Организм и среда.
Органы, системы и аппараты органов. Принципы разграничения систем и аппаратов. Органы (системы, аппараты) исполнения, обеспечения и регуляции движений человека.
Понятие об адаптации и реадаптации.
^
1.1. Остеология
1.1.1. Теоретическая анатомия костной системы. Возрастные изменения. Адаптация костей к физическим нагрузкам
Лекция, семинар
Понятие о скелете и его функциях. Кость как составная часть скелета. Строение кости. Общая и местная морфологическая перестройка костей. Изменение химического состава костей. Перестройка остеонной структуры костей. Изменение компактного вещества, губчатого вещества, костномозговой полости. Адаптационные изменения черепа, туловища (позвоночного столба, ребер), костей верхней и нижней конечностей у спортсменов.
^
Распределение компетенций по разделам дисциплины
Распределение по разделам дисциплины планируемых результатов обучения по основной образовательной программе, формируемых в рамках данной дисциплины и указанных в пункте 3.
№
|
Формируемые
компетенции
|
|
1
|
2
|
3
|
|
|
З 3.4
|
x
|
x
|
x
|
|
З 3.6
|
|
x
|
x
|
|
З 3.10
|
x
|
x
|
x
|
|
З 3.14
|
|
x
|
x
|
|
У 3.1
|
x
|
x
|
x
|
|
У 3.4
|
x
|
|
x
|
|
У 3.6
|
x
|
x
|
x
|
|
У 3.8
|
|
x
|
x
|
|
В 3.6
|
|
x
|
x
|
|
В 3.7
|
x
|
x
|
x
|
Образовательные технологии
При освоении дисциплины используются следующие сочетания видов учебной работы с методами и формами активизации познавательной деятельности бакалавров для достижения запланированных результатов обучения и формирования компетенций.
^
|
Виды учебной деятельности
|
ЛК
|
Семинар
|
ЛБ
|
СРС
|
Дискуссия
|
х
|
х
|
|
|
IT-методы
|
х
|
|
|
х
|
Командная работа
|
|
х
|
|
х
|
Разбор кейсов
|
|
|
|
|
Опережающая СРС
|
|
х
|
|
х
|
Индивидуальное обучение
|
|
х
|
|
|
Проблемное обучение
|
|
|
|
|
Обучение на основе опыта
|
|
х
|
|
х
|
Для достижения поставленных целей преподавания дисциплины реализуются следующие средства, способы и организационные мероприятия:
изучение теоретического материала дисциплины на лекциях с использованием компьютерных технологий;
самостоятельное изучение теоретического материала дисциплины с использованием Internet-ресурсов, методических разработок, специальной учебной и научной литературы;
закрепление теоретического материала при проведении семинаров с использованием учебного и научного оборудования и приборов, выполнения проблемно-ориентированных, поисковых, творческих заданий.
^ :
Текущая самостоятельная работа студентов включает в себя:
Работу с лекционным материалом. Поиск и анализ информации по индивидуально заданной теме курса.
Изучение тем, вынесенных на самостоятельную проработку.
Подготовку к семинарским занятиям.
Подготовка к текущему контролю, зачету и экзамену.
6.1.1. Анатомическая характеристика положения тела в виде спорта, которым занимается студент.
^
В третьем семестре студенты готовят реферативные сообщения, в которых приводятся анатомические характеристики положения тела в виде спорта, которым занимается студент. Полученные знания студент может применить на практике при работе над совершенствованием техники выполнения определенного упражнения, подводя к стабильным и высоким результатам.
А также участие исследовательской работе, в научных студенческих конференциях, семинарах.
^
Темы реферативных сообщений для проведения анатомического анализа положений тела в различных видах спорта.
1. Анатомическая характеристика низкого старта легкоатлета (команда «на старт», команда «внимание»).
2. Анатомическая характеристика положения тела боксера (исходная стойка, глухая защита).
3. Анатомическая характеристика положения тела пловца на стартовой тумбе.
4. Анатомическая характеристика положения тела тяжелоатлета (перед толчком штанги, перед рывком штанги, при удержании штанги на выпрямленных руках).
5. Анатомическая характеристика движения тела волейболиста (прием мяча двумя руками, подача мяча сверху, подача мяча снизу, нападающий удар).
6. Анатомическая характеристика выполнения броска в баскетболе (из-за боковой линии, в корзину стоя, в корзину в прыжке).
7. Анатомическая характеристика движения футболиста (удар по мячу, действия вратаря и др.).
8. Анатомическая характеристика движений хоккеиста (бросок длинным разгоном шайбы, бросок коротким разгоном шайбы, удар шайбы).
9. Анатомическая характеристика движений лыжника (классический ход, коньковый ход).
10. Анатомическая характеристика движений пловца (брасс, кроль, баттерфляй, плаванье в ластах).
11. Анатомическая характеристика движений велосипедиста.
12. Анатомическая характеристика движений тяжелоатлета (штанга, пауэрлифтинг, работа на тренажерах) при выполнении различных упражнений.
13. Анатомическая характеристика движений при выполнении бросковых действий (толкание ядра, метание молота, копья и др.).
^
Оценка успеваемости бакалавров осуществляется по результатам:
- взаимного рецензирования бакалавров работ друг друга,
- анализа подготовленных бакалаврами рефератов,
- устного опроса при сдаче выполненных индивидуальных заданий.
^
Сапин М.Р., Никитюк Д.Б. Анатомия человека, том 1, М., Элиста: АПП «Джангар» - 1998, 520с.: цв. Ил
Общая и спортивная анатомия: учебное пособие / Л.В. Капилевич, К.В. Давлетьярова – Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2008. – 98 с.
Сапин М.Р., Никитюк Д.Б. Анатомия человека, том 2, М., Элиста: АПП «Джангар» - 1998, 400с.: цв. ил
Сапин М.Р., Никитюк Д.Б. Анатомия человека, том 3, М., Элиста: АПП «Джангар» - 1998, 528с.: цв. ил.
М.М. Курепина, А.П. Ожигова, А.А. Никитина Анатомия человека: атлас, М.: Гуманитар.изд. центр ВЛАДОС – 2005, 239с: цв. ил.
М.М. Курепина, А.П. Ожигова, А.А. Никитина Анатомия человека, М.: Гуманитар.изд. центр ВЛАДОС – 2005, 383с.: ил.
Иваницкий М.Ф. Анатомия человека (с основами динамической и спортивной морфологии), М.: Терра - Спорт – 2003, 624с.: ил.
Иваницкий М.Ф. Анатомия человека: Учебник для студентов физической культуры. / Отв. ред. Б.А. Никитюк. - М: Физкультура и спорт, 1985.
Анатомия спортивной морфологии (практикум). - М.: Физкультура и спорт, 1989.
Анатомия человека: Учебник для техникумов физической культуры. / Под ред. А.А. Гладышевой. - М.: Физкультура и спорт, 1984.
Сапин М.Р. Анатомия человека: Учебник для студентов биологических факультетов пед. университетов, институтов, пед. училищ, колледжей / Сапин М.Р., Брыксина З.Г. - М: Просвещение, Владос., 1995.
^
Проверка знаний студентов осуществляется на практических занятиях (текущий контроль), а по отдельным разделам следует проводить рубежный контроль знаний студентов в форме коллоквиумов, что позволяет при индивидуальном обсуждении со студентами выявить степень их подготовленности. Также в ходе самостоятельной работы студентов предусмотрено проведение детального анатомического анализа положений и движений тела в выбранном виде спорта в виде реферативных сообщений.
Учебным планом предусмотрено: экзамен после 2 семестра на первом курсе и после 3 семестра на 2 курсе.
Перечень вопросов к зачету по курсу
1-й семестр
Опорно-двигательный аппарат
Отделы скелета человека.
Рост костей в длину и толщину.
Общий план строения сустава.
Добавочные образования суставов и их функциональные значения.
Факторы, укрепляющие сустав.
Классификация суставов.
Строение кости как органа.
Плечевой сустав. Строение костей, образующих сустав. Мышцы, участвующие в движении плеча.
9. Локтевой сустав. Суставы, образующие локтевой сустав и мышцы, участвующие в движении предплечья.
Лучезапястный сустав. Кости, образующие сустав. Мышцы, участвующие в движении кисти.
Классификация соединений костей.
Тазобедренный сустав. Строение костей, образующих сустав. Мышцы, участвующие в движении бедра.
Коленный сустав. Строение костей, образующих сустав. Мышцы, участвующие в движении голени.
Позвоночный столб. Строение и функциональное значение.
Соединения позвоночного столба.
Классификация мышц.
Факторы, влияющие на подвижность в суставе.
Мышцы, участвующие в движении туловища.
19. Мышцы, образующие брюшной пресс. Функциональное значение брюшного пресса.
Строение и функции диафрагмы.
Общий центр тяжести тела человека. Половые и возрастные особенности его местоположения.
Виды равновесия тела человека. Условия равновесия. Понятие угла устойчивости. Примеры из спортивной практики.
Положение общего центра тяжести человека при ходьбе и беге.
Перечень вопросов к экзамену по курсу
2-й семестр
Опорно-двигательный аппарат
Отделы скелета человека.
Рост костей в длину и толщину.
Общий план строения сустава.
Добавочные образования суставов и их функциональные значения.
Факторы, укрепляющие сустав.
Классификация суставов.
Строение кости как органа.
Плечевой сустав. Строение костей, образующих сустав. Мышцы, участвующие в движении плеча.
Локтевой сустав. Суставы, образующие локтевой сустав и мышцы, участвующие в движении предплечья.
Лучезапястный сустав. Кости, образующие сустав. Мышцы, участвующие в движении кисти.
Классификация соединений костей.
Тазобедренный сустав. Строение костей, образующих сустав. Мышцы, участвующие в движении бедра.
Коленный сустав. Строение костей, образующих сустав. Мышцы, участвующие в движении голени.
Позвоночный столб. Строение и функциональное значение.
Соединения позвоночного столба.
Классификация мышц.
Факторы, влияющие на подвижность в суставе.
Мышцы, участвующие в движении туловища.
Мышцы, образующие брюшной пресс. Функциональное значение брюшного пресса.
Строение и функции диафрагмы.
Общий центр тяжести тела человека. Половые и возрастные особенности его местоположения.
Виды равновесия тела человека. Условия равновесия. Понятие угла устойчивости. Примеры из спортивной практики.
Положение общего центра тяжести человека при ходьбе и беге.
Системы обеспечения и регулирования двигательного аппарата человека
Отделы пищеварительного тракта и особенности строения стенки каждого отдела.
Строение стенки полого внутреннего органа.
Отделы толстого кишечника. Отличие толстого кишечника от тонкого по строению
Функции почки. Структурно-функциональная единица почки.
Особенности строения стенки воздухоносных путей.
Строение легких.
Хрящи гортани.
Классификация сердечно-сосудистой системы. Артерии и вены.
Строение аорты. Области кровоснабжения от ее частей (восходящей, дуги и нисходящей).
Система верхней полой вены.
Система воротной зоны.
Клапаны сердца.
Круги кровообращения и их функциональное значение.
Сосуды, отходящие от дуги аорты и области их кровоснабжения.
Камеры сердца и их связь с кругами кровообращения.
Классификация нервной системы по топографическому и функциональному принципам.
Классификация нейронов. Классификация рецепторов.
Отделы головного мозга. Желудочки головного мозга и их топография.
Строение конечного мозга и его функции
Строение спинного мозга и его функции
Классификация проводящих путей центральной нервной системы
Общая характеристика и классификация двигательных путей центральной нервной системы
Общая характеристика и классификация чувствительных путей центральной нервной системы
^
Основная литература:
1. Иваницкий М.Ф. Анатомия человека: Учебник для студентов физической культуры. / Отв. ред. Б.А. Никитюк. - М: Физкультура и спорт, 1985.
2.Общая и спортивная анатомия: учебное пособие / Л.В. Капилевич, К.В. Давлетьярова – Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2008. – 98 с.
Дополнительная литература:
Сапин М.Р. Анатомия человека: Учебник для студентов биологических специальностей высших учебных заведений / Сапин М.Р., Билич Г.Л. - М.: Высшая школа, 1989.
Анатомия человека: Учебник для медицинских институтов. / Под ред. М.Р. Сапина. - М.: Медицина, 1985.
Морфология человека. / Под ред. Б.А. Никитюка, В.П. Чтецова. - М.: Изд-воМГУ, 1990.
Липченко В.Я. Атлас нормальной анатомии человека / Липченко В.Я., Самусов Р.П. - М.: Медицина, 1983.
Анатомия спортивной морфологии (практикум). - М.: Физкультура и спорт, 1989.
Анатомия человека: Учебник для техникумов физической культуры. / Под ред. А.А. Гладышевой. - М.: Физкультура и спорт, 1984.
Сапин М.Р. Анатомия человека: Учебник для студентов биологических факультетов пед. университетов, институтов, пед. училищ, колледжей / Сапин М.Р., Брыксина З.Г. - М: Просвещение, Владос, 1995.
9. Материально-техническое обеспечение модуля (дисциплины)
Основным материально-техническим средством является мультимедиапроектор.
Программа составлена на основе Стандарта ООП ТПУ в соответствии с требованиями ФГОС-2010 по направлению и профилю подготовки «Физическая культура».
Программа одобрена на заседании
________________________________
(протокол № ____ от «___» _______ 2011 г.).
Автор(ы) ст. преподаватель кафедры Физического воспитания ФФК Давлетьярова К.В.________________________
|