|
Скачать 177.3 Kb.
|
![]() Составители: В.А.Карпюк, декан медико-психологического факультета, доцент кафедры медицинской психологии и психотерапии Учреждения образования «Гродненский государственный медицинский университет», кандидат медицинских наук, доцент; М.А.Ассанович, заведующий кафедрой медицинской психологии и психотерапии Учреждения образования «Гродненский государственный медицинский университет», кандидат медицинских наук, доцент; Э.Г. Хмельницкая, ассистент кафедры медицинской психологии и психотерапии Учреждения образования «Гродненский государственный медицинский университет», кандидат медицинских наук; Е.А.Толкач, ассистент кафедры медицинской психологии и психотерапии Учреждения образования «Гродненский государственный медицинский университет»; И.С.Попеня, ассистент кафедры медицинской психологии и психотерапии Учреждения образования «Гродненский государственный медицинский университет» Рецензенты: Кафедра психиатрии и медицинской психологии Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет»; И.А.Байкова, заведующая кафедрой психотерапии и медицинской психологии Государственного учреждения образования «Белорусская медицинская академия последипломного образования» кандидат медицинских наук, доцент ^ Кафедрой психотерапии и медицинской психологии Учреждения образования «Гродненский государственный медицинский университет» (протокол №7 от 27.02.2009г.); Центральным научно-методическим советом Учреждения образования «Гродненский государственный медицинский университет» (протокол №5 от 22.06.2009г.); Секцией по специальности 1-79 01 05 Медико-психологическое дело Учебно-методического объединения вузов Республики Беларусь по медицинскому образованию (протокол №2 от 23.06.2009г.) ^ Психотерапия - основная дисциплина профильной подготовки по специальности Медико-психологическое дело. Психотерапия, являясь методом лечения, широко применяемым в различных областях медицины, опирается на достижения психологических, философских, социологических наук. Психотерапия направлена на работу с пациентами в целях оказания им помощи в изменении или ослаблении факторов, мешающих эффективной жизни. Будучи профессиональной помощью, приводит к изменению личности и поведения пациента. В зависимости от симптомов, расстройств используются специфические методы, опирающиеся на теоретические концепции, которыми руководствуется психотерапевт. Успешная психотерапия невозможна без терапевтического взаимодействия между психотерапевтом и пациентом, во многом зависит от личности психотерапевта и мотивированности пациента. Психотерапевтическое воздействие предполагает высокую степень ответственности, профессиональной компетентности и нравственных качеств психотерапевта. В ходе преподавания психотерапии используются знания, полученные при изучении философии, нормальной физиологии, общей психологии, психологии личности, социальной психологии, пограничных состояний, общей и частной медицинской психологии, общей и клинической психодиагностики, психиатрии и наркологии. Типовая программа по дисциплине «Психотерапия» разработана в соответствии с: образовательным стандартом по специальности 1-79 01 05 Медико-психологическое дело (ОСРБ 1 – 79 01 05-2007), утвержденным постановлением Министерства образования Республики Беларусь № 40 от 02.05.2008г.; типовым учебным планом по специальности 1-79 01 05 Медико-психологическое дело, утвержденным Министерством образования Республики Беларусь 12.02.2008 (регистрационный номер № L 79 – 002/тип.) Цель и задачи учебной дисциплины Цель: формирование профессиональной компетентности в психотерапевтической деятельности. Задачи: изучить теоретические основы ведущих направлений психотерапии; освоить методы психотерапевтического воздействия с учетом клиники и личностных особенностей пациента; овладеть навыками проведения психотерапевтической работы при решении лечебно-профилактических и реабилитационных задач в различных областях медицины: психиатрии, терапии, акушерстве и гинекологии, педиатрии, хирургии, онкологии. ^ Требования к уровню освоения содержания дисциплины «Психотерапия» определены образовательным стандартом высшего образования первой ступени по специальности 1-79 01 05 Медико-психологическое дело который разработан с учётом требований компетентностного подхода. В результате освоения дисциплины студент должен знать: теоретические основы различных видов психотерапии; классификации методов психотерапии и их характеристику; специфические и неспецифические факторы воздействия в психотерапии; основные этапы психотерапевтического процесса и работы психотерапевта; механизмы действия психотерапии при различных заболеваниях; особенности психотерапии у детей и подростков. В результате освоения дисциплины студент должен уметь: осуществлять выбор метода психотерапии; устанавливать терапевтические отношения; проводить индивидуальную и групповую психотерапию; проводить психотерапию у больных с психическими и поведенческими расстройствами. ^ Основными методами обучения, адекватно отвечающими целям изучения данной дисциплины, являются: лекции; практические занятия; элементы проблемного обучения (учебно-исследовательская работа студентов); научно-исследовательская работа студентов. В соответствие с утвержденным образовательным стандартом высшего образования первой ступени по специальности 1-79 01 05 Медико-психологическое дело определено 550 учебных часов. Из них 312 аудиторных часов, в том числе лекций - 20 часов, практических - 292 часа. Форма текущей аттестации: зачет - 10 семестр. ^
^ 1. Введение в психотерапию 1.1. Психотерапия как наука Определение психотерапии. Исторические аспекты психотерапии. Психотерапия как дисциплина. Классификация направлений психотерапии. Интеграция и эклектизм в психотерапии. ^ Структура психотерапии: фазы, цели, средства. Этические аспекты психотерапии. Терапевтические цели. Терапевтические отношения: структура, динамика, типология. Влияние личности психотерапевта на терапевтический процесс. Личностные особенности пациента, значимые для психотерапевтического процесса. Механизмы терапевтических изменений. ^ Исторические истоки психоанализа. Этапы развития психоанализа. Основные положения психоанализа. Основной материал для анализа в психоаналитической терапии. Техники анализа материала. Основные понятия в психоанализе (сопротивление, перенос, контрперенос, свободные ассоциации). Типичные ошибки в психоанализе. Показания и противопоказания для психоанализа. Психосексуальная концепция развития Фрейда. Стадии развития личности в психоанализе. Топическая структура личности в психоанализе. Постфрейдистские теории этапов развития (Малер, Эриксон). Теория травмы. Теория инстинктов. Эго-психология. Теория объектных отношений. Сэлф-психология. ^ Проблема психодинамического диагноза. Критерии выделения пограничной, невротической, психотической личностной структуры. Основные типы организации личности по Н. Мак-Вильямс. Основные правила психодинамической терапии свободных ассоциаций. Специфические и неспецифические средства психодинамической терапии. Основные этапы и факторы психодинамического воздействия. Основные техники психоаналитической работы. Краткосрочная психодинамическая терапия. Подходы к работе со сновидениями в психоаналитической психотерапии. ^ Сравнительный анализ направлений: психоанализ и аналитическая психология. Сознательная и бессознательная психическая деятельность. Психическая и объективная реальность. Принципы психической компенсации. Понятие либидо и его трансформация в процессе индивидуации. Структура личности. Невроз и психоз. Юнгианский подход к работе со сновидениями. Основные цели и этапы юнгианского анализа. ^ Теоретические основы когнитивной терапии. Когнитивные модели психических расстройств. Когнитивные искажения. Цели когнитивной терапии. Основные стратегии когнитивной психотерапии. Когнитивные техники. Когнитивная терапия психических и поведенческих расстройств. ^ Теоретические источники поведенческой терапии. Общая характеристика. Цели поведенческой терапии. Применение поведенческой терапии. Техники поведенческой терапии. ^ Принципы терапевтических отношений К. Роджерса. Понятие о «триаде Роджерса». Безусловное позитивное принятие (уважение) пациента, эмпатия, конгруэнтность и аутентичность терапевта. Условия психотерапевтического процесса. Гуманистический взгляд на причины психопатологии. Процесс терапии, основные приемы клиент-центрированной терапии. Цели и итоги клиент-центрированной психотерапии. ^ Феноменологическое направление в философии как основа феноменологического подхода в психологии. Феноменологические принципы в психотерапии (по Спинелли). Практическое применение феноменологического подхода в психотерапии. ^ Основные категории экзистенциальной философии и терапии Экзистенциальная терапия как собирательное понятие. Основные школы и направления: дазайн-анализ Л.Бинсвангера, экзистенциальный анализ М. Босса, логотерапия В. Франкла. Американская школа экзистенциальной терапии (Р. Мэй, Дж. Бьюдженталь, И. Ялом). Основные положения. Британская школа экзистенциального анализа (Э. ван Дерцен, Э. Спинелли). Восточно-европейская экзистенциальная традиция (А. Алексейчик, Р. Кочюнас). 4.4. Гештальт-терапия Теоретические основы гештальт-терапии. Цели и принципы гештальт-терапии. Основные понятия гештальт-терапии: саморегуляция, целостность, фигура и фон, здоровая личность, творческое приспособление. Понятие психопатологии и терапевтического процесса в гештальт-терапии. Сущность невроза. Техники гештальт-терапии. Работа со сновидением в гештальт-терапии. Работа с соматическими симптомами в гештальт-терапии. ^ Особенности групповой психотерапии. Показания и противопоказания к групповой работе. Виды групп. Члены групп, их цели и роли. Руководство группой. Групповая динамика, стадии развития группы. Групповой процесс. Этические аспекты групповой работы. ^ Цели экзистенциальной групповой психотерапии. Особенности групп экзистенциальной психотерапии. Этические стандарты в группе. Формирование группы. Руководство группой. Проблемы, возникающие в группе. Групповое сопротивление, виды. Навыки руководителя. Способы управления группой. Стили работы в группе. Права и обязанности в группе. ^ Понятие семейной психотерапии. Представление о семье как системе. Основные характеристики. Принципы функционирования семьи по Хелингеру. Признаки гармоничной и дисгармоничной семьи. Понятие «семейного диагноза». Основные проблемы семьи. Основные школы семейной психотерапии. Основные психотерапевтические техники в работе с семьями: вызов семейной структуре, психотерапевтический контракт, выявление семейных трансакционных картин взаимодействия, определение границ. 7. Гипнотерапия 7.1. Общие основы гипнотерапии История развития учения о гипнозе. Современная гипнотерапия, определение метода, место в психотерапии и клинической медицине. Директивный и недирективный Эриксоновский гипноз, основные отличия. Вклад М. Эриксона в развития учения о гипнозе. Гипнотические паттерны М. Эриксона. Определение транса, признаки трансового состояния, психофизиологические основы, естественный и наведенный транс. ^ Подготовка пациента к гипнотерапии. Основные стадии гипнотической индукции. Тесты на гипнабельность, физиологические основы, использование при индукции транса. Гипнотические феномены, использование в терапевтической работе. Структура и динамика гипнотерапевтического процесса. Основные методические приемы и техники гипнотерапии. Показания и противопоказания к проведению гипнотерапии. Побочные эффекты трансовой индукции. ^ Релаксационные методы. Психофизиологические основы. Факторы, облегчающие процесс релаксации. Показания, противопоказания, осложнения релаксационных методов. Медитация. Роль объекта для концентрации внимания. Виды медитации. Факторы, облегчающие процесс медитации. Нервно-мышечная релаксация по Джекобсону. Методика проведения. Аутогенная тренировка I ступени. Аутогенная тренировка II ступени. Аутогенное отреагирование по Люте. ^ История развития телесно-ориентированной психотерапии. Причины потери контакта с телом (с ощущениями). Цели телесноориентированной психотерапии. Основные понятия телесно-ориентированной психотерапии. Понятие о метафоре и телесной метафоре. Виды телесных метафор и их функции. Диагностические возможности в работе с телесной метафорой. Личностные и терапевтические метафоры. Вегетотерапия В. Райха. Биоэнергетичекий анализ Лоуэна. Работа с дыханием и голосом. Метод Фельденкрайца. Танатотерапия А. Баскакова. Танцевально-двигательная терапия. 10. Символдрама Понятие кататимно-имагинативной психотерапии (символдрамы), ее базовые теоретические обоснования. Исторический обзор. Границы применимости метода. Цели. Показания и противопоказания. Этапы проведения. Креативная (управляемая, созидающая) визуализация (Саймонтон). 11. Психодрама История и развитие. Понятие ролевой игры, спонтанности, катарсиса и инсайта. Функциональные роли. Фазы психодрамы. Методики психодрамы. 12. Арттерапия История развития арттерапии. Цели арттерапии. Отличия от других методов психотерапии. Основные направления. Графические методы в арттерапии. Физические основы цвета. Воздействие цвета на нервную систему и психику человека. Этапы арттерапии. Терапия творческим самовыражением М.Е. Бурно. Песочная терапия. Арттерапия в эпоху постмодерна. ^ История развития. Структурный анализ. Понятия трансакции, игры, сценария. Основные процедуры: контракты, защита, дозволение и дееспособность. Анализ состояний эго, трансакций, игр и сценариев. ^ Определение и сущность разговорной психотерапии. Систематика психотерапевтических подходов. Модель психического расстройства в разговорной психотерапии. Цели и принципы разговорной психотерапии. Рефлексивно-динамические аспекты разговорной психотерапии. Методы и приемы психотерапевтической работы. Эксплоративные методы разговорной психотерапии. Принципы индивидуальной разговорной психотерапии. Групповая разговорная психотерапия: цели, особенности проведения групповой работы, функции психотерапевта. Использование рефлексивных и психодинамических элементов при проведении разговорной психотерапии. Интеграция разговорной психотерапии с когнитивными и конструктивными подходами в психотерапии. ^ Модель стресс-диатеза в патогенезе шизофрении. Комплексный феномен когнитивной дисфункции при шизофрении. Искажение важнейших мотивационных структур у больных шизофренией. Варианты первичной и вторичной психологической защиты у больных шизофренией. Феномены нарушения внутренней картины болезни при шизофрении. Нарушения стратегии и тактики проблемно-решающего поведения при шизофрении. Роль психотерапии в лечении шизофрении. Ограничения фармакотерапии в лечении шизофрении. Типы психотерапевтического вмешательства при шизофрении. Виды психотерапии больных шизофренией. Задачи психотерапии больных шизофренией. Реабилитация больных шизофренией. Психообразование родственников больных шизофренией. ^ Цели и задачи психотерапевтического вмешательства при тревожных расстройствах. Особенности и принципы психотерапевтического взаимодействия с пациентами, страдающими тревожными расстройствами. Методы и формы психотерапии тревожных расстройств. Особенности психотерапии при различных клинических типах тревожных расстройств. Методы и особенности психотерапии пациентов с обсессивно-компульсивным расстройством. ^ Цели и задачи психотерапевтического вмешательства при депрессии. Особенности и принципы психотерапевтического взаимодействия с депрессивными пациентами. Методы и формы психотерапии депрессивных расстройств. Особенности психотерапии при различных клинических типах депрессии. ^ Цели и задачи психотерапевтического вмешательства при соматоформных и диссоциативных расстройствах. Особенности и принципы психотерапевтического взаимодействия с пациентами, страдающими соматоформными и диссоциативными расстройствами. Методы и формы психотерапии соматоформных и диссоциативных расстройств. Особенности психотерапии при различных клинических типах соматоформных расстройств. ^ Цели и задачи психотерапевтического вмешательства при расстройствах личности. Особенности и принципы психотерапевтического взаимодействия с пациентами, страдающими расстройствами личности. Методы и формы психотерапии при расстройствах личности. Особенности психотерапии при различных клинических типах расстройств личности. ^ Литература Основная: 1. Бьюдженталь Д. Искусство психотерапевта / Д.Бьюдженталь.- Санкт-Петербург: Питер,2001. – 294с. 2. Гринсон Р.Р. Техника и практика психоанализа / Р.Р. Гринсон. – Москва: Когито-Центр, 2003. - 478 с. 3. Демьянов Ю.Г. Основы психопрофилактики и психотерапии: Пособие-практикум / Ю.Г.Демьянов– Санкт-Петербург.: Питер, 1999. – 224 с. 4. Карвасарский Б.Д. Психотерапия / Б.Д.Карвасарский. – Санкт-Петербург: Питер, 2002.- 503с. 5. МакМаллин Р. Практикум по когнитивной терапии / МакМаллин Р. – Санкт-Петербург:Питер, 2001. – 560 с. 6.Мейер В., Чессер Э. Методы поведенческой терапии / В.Мейер, Э.Чессер. – Санкт-Петербург: Питер, 2001. – 256 с. 7. Перлз Ф. Практика Гештальт-терапии / Ф.Перлз. – Москва: Владос, 2000. – 471 с. 8.Перре М., Баум У. Клиническая психология /М.Перре, У.Баум Санкт-Петербург: Питер,2001.- С.498-610 9. Роджерс К. Консультирование и психотерапия: Новейшие подходы в области практической работы / К.Роджерс. – Москва: Владос, 2000. – 464 с. 10. Ялом И., Лесц М. Групповая психотерапия / И.Ялом, М.Лесц. - Санкт-Петербург:Питер, 2009. – 684с. Дополнительная: 11. Белякова Е.П. Артсинтезтерапия в лечении больных с пограничными расстройствами / Е.П. Белякова. – Москва: Владос, 2000. – 68 с 12.Бэндлер Р., Гриндер Д. , Сатир В. Семейная психотерапия: НЛП / Р.Бэндлер, Д.Гриндер, В. Сатир. - Пер. с англ. – Москва: Владос, 2000. – 160 с. 13.Бинсвангер Л. Бытие в мире: Введение в экзистенциальную психиатрию /Л. Бинсвангер.- Пер. с англ. – Санкт-Петербург: Питер, 1999. – 300 с. 14.Сэлливан Г. Интерперсональная теория в психиатрии /Г.Сэлливан. – Пер. с англ.– Санкт-Петербург: Питер, 2002. – 382 с. 15.Соммерз-Фланаган Д., Соммерз-Фланаган Р. Клиническое интервьюирование /Д.Соммерз-Фланаган, Р.Соммерз-Фланаган. - Пер. с англ. -Москва:Диалектика, 2006. – 662с. 16.Фримен Л. Техники семейной психотерапии / Л. Фримен.- Пер. с англ. – Санкт-Петербург: Питер, 2001. – 384 с. 17.Фитцжеральд Р. Эклектическая психотерапия /Р.Фитцжеральд.- Пер с англ. – Санкт-Петербург: Питер, 2001. – 320 с. 18. Шапиро Д. Невротические стили /Д.Шапиро. – Пер. с англ. – Москва: Владос, 2000. – 176 с 19. Ялом И. Экзистенциальная психотерапия /И.Ялом. – Пер. с англ. – Москва: Владос, 1999. – 576 с. ![]() |
![]() |
М. А. Ассанович, заведующий кафедрой медицинской психологии и психотерапии Учреждения образования |
![]() |
М. А. Ассанович, заведующий кафедрой медицинской психологии и психотерапии Учреждения образования |
![]() |
Рекомендована к утверждению в качестве типовой М. А. Ассанович, заведующий кафедрой медицинской психологии и психотерапии Учреждения образования... |
![]() |
Вопросы к квалификационному экзамену пояснительная записка Заведующий кафедрой медицинской психологии и психотерапии Учреждения образования «Гродненский государственный... |
![]() |
В. А. Овчинников, доцент кафедры онкологии с курсом лучевой диагностики и лучевой терапии Учреждения Е. И. Макшанова, заведующая кафедрой общей гигиены и экологии Учреждения образования «Гродненский... |
![]() |
Пояснительная записка Доцент кафедры психиатрии и наркологии учреждения образования «Гродненский государственный медицинский... |
![]() |
Пояснительная записка С. Н. Ильина, доцент кафедры оториноларингологии, офтальмологии и стоматологии Учреждения образования... |
![]() |
Рекомендована к утверждению в качестве типовой Г. М. Авдей, доцент кафедры неврологии Учреждения образования «Гродненский государственный медицинский... |
![]() |
Пояснительная записка С. Н. Ильина, доцент кафедры оториноларингологии, офтальмологии и стоматологии Учреждения образования... |
![]() |
Пояснительная записка С. Н. Ильина, доцент кафедры оториноларингологии, офтальмологии и стоматологии Учреждения образования... |