Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Красноярский государственный медицинский университет
Министерства здравоохранения и социального развития
Российской Федерации»
(ГОУ ВПО КрасГМУ МЗСР РФ)
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по последипломному образованию и лечебной работе – руководитель ИПО
ГОУ ВПО КрасГМУ МЗСР РФ
Профессор А.И. Грицан
«___» ____________20011г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по ____психиатрии _____________________________
(наименование дисциплины)
для специальности психиатрия___040115________
(номер и наименование специальности)
Институт последипломного образования
Кафедра психиатрии и наркологии с курсом ПО__
цикл _______Актуальные вопросы психиатрии ______
лекции ___________42 (час.)
Практические занятия __42 (час.)
Семинарские занятия ___54 (час.)
Экзамен _________________6 (час.)
Всего часов _______144 (час.)
2011 год
Рабочая программа составлена на основании образовательного стандарта послевузовской профессиональной подготовки специалистов с высшим медицинским образованием по специальности 040115 «Психиатрия» (Москва, 2003), стандарта академии СТА 4.2.01-07 (Красноярск, 2007).
Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры (протокол № )
«____» ________________ 2011 года
Заведующий кафедрой ____________________ М.А.Березовская
Согласовано: проректор по последипломному образованию
и лечебной работе – руководитель ИПО _____________ А.И. Грицан
«__» _________ 20011 год
Программа заслушана и утверждена на заседании ЦКМС (протокол № ….,
«__» ______________ 2011 год)
Председатель методической комиссии___________________
Составитель: д.м.н., профессор кафедры Н.Л. Бундало
Рецензенты:
Заведующий кафедрой психиатрии Иркутского ГИУВ
Заслуженный работник Высшей школы РФ
Д.м.н., профессор А.С. Бобров
Заведующий кафедрой психологии детства КГПУ им. В.П. Астафьева
Д.м.н., профессор В.А. Ковалевский
Доцент кафедры медицинской психологии
и педагогики с курсом психотерапии
ГОУ ВПО КрасГМА к.м.н. Т.Ф. Потапова
^
Психиатрия является отраслью медицины, представляющей совокупность медицинских научных знаний и врачебных практических умений, необходимых для помощи пациентам, страдающим психическими расстройствами.
^
своевременная диагностика психических расстройств;
лечение психических заболеваний и избавление пациентов от страданий, вызванных душевным расстройством;
реабилитация душевнобольных, возвращение их к полноценной жизни в обществе, помощь семье в уходе за больным;
профилактика психических заболеваний, пропаганда здорового образа жизни и эффективных методов преодоления стресса;
научное исследование фундаментальных закономерностей возникновения и течения психических болезней для разработки новых методов лечения и профилактики;
предотвращение обусловленных психическим расстройством поступков, опасных для общества и самого больного;
социальная поддержка, защита прав психически больных, противодействие их дискриминации, формирование гуманного отношения общества к душевнобольному;
экспертиза для решения важных социальных вопросов.
В настоящее время вопросы совершенствования последипломного образования по психиатрии являются актуальными как в связи с ростом психической заболеваемости населения, так и с возникновением новых направлений психиатрической науки и практики. Наступила пора нового взгляда на этиологию и патогенез психических расстройств. Бурное развитие в последние десятилетия таких направлений, как биологическая, социальная психиатрия, психосоматическая медицина, подчеркивают необходимость систематизации психиатрических знаний, накопленных на стыке с другими дисциплинами и в некоторых специальных направлениях психиатрии. Поэтому в последипломном образовании по психиатрии должны сочетаться высокий уровень классической клинической подготовки и ознакомление с новейшими достижениями науки, что заставляет искать новые обучающие технологии, позволяющие добиться максимальной эффективности учебного процесса.
Накопленный опыт преподавания психиатрии в ВУЗе показывает, что для формирования специалиста-психиатра необходимо дальнейшее качественное последипломное обучение, которое расширяет и систематизирует знания врача и подкрепляет их практической работой на базе психиатрических учреждений.
Циклы тематического усовершенствования по психиатрии проходят специалисты-психиатры, прошедшие первичную подготовку по психиатрии и работающие в практическом здравоохранении.
Целью цикла тематического усовершенствования «Актуальные вопросы психиатрии» является овладение знанием актуальных вопросов современного состояния теории и практики клинической психиатрии, совершенствование навыков диагностики и лечения психических заболеваний, овладение вопросами организации психиатрической помощи.
Цикл тематического усовершенствования проходит в очной форме.
^ Учебный план цикла тематического усовершенствования «Актуальные вопросы психиатрии» рассчитан на 144 часа.
Для выполнения данной программы в процессе обучения используются следующие виды занятий: лекции, практические занятия, семинарские занятия. Базой проведения данного цикла является кафедра психиатрии и наркологии с курсом ПО и стационар Красноярского краевого психоневрологического диспансера.
Врач, прошедший цикл ТУ по психиатрии, должен знать и уметь:
Диагностические навыки:
уметь квалифицировать синдромы выявленных расстройств;
уметь выявлять в процессе обследования больных симптомы психических расстройств;
уметь проводить нозологическую диагностику психических расстройств в соответствии с традиционной систематикой психических болезней и в соответствии с Международной классификацией болезней X пересмотра (МКБ-10);
уметь проводить дифференциальную диагностику на симптоматическом, синдромологическом и нозологическом уровнях;
уметь определять показания к госпитализации в психиатрический стационар;
уметь выявлять больных, нуждающихся в недобровольной госпитализации;
уметь выявлять суицидальные и гетероагрессивные тенденции.
Терапевтические (лечебные) навыки:
уметь проводить дифференцированную психофармакотерапию с использованием всех групп психотропных средств и разных способов их введения, включая внутривенный струйный и внутривенный капельный;
уметь проводить курсовую противосудорожную терапию;
уметь проводить дегидратационную и «рассасывающую» терапию при органических заболеваниях головного мозга;
уметь корригировать расстройства сна;
уметь проводить активную амбулаторную терапию;
уметь проводить амбулаторную поддерживающую терапию;
уметь предупреждать побочные эффекты биологической терапии, в т.ч.:
купировать злокачественный нейролептический синдром;
корригировать хронические неврологические побочные эффекты терапии психотропными средствами;
корригировать соматовегетативные побочные эффекты терапии психотропными средствами;
лечить отравления психотропными средствами;
экстренная помощь при неотложных состояниях:
лечение приступа фебрильной шизофрении;
лечение серийных припадков;
лечение эпилептического статуса;
купирование различных видов возбуждения;
неотложная помощь при суицидальных тенденциях;
неотложная помощь при состояниях помраченного сознания;
борьба с отказом от еды;
владение тактикой оказания первой врачебной помощи психически больному с социально-опасными действиями;
Ведение медицинской документации и прочие навыки и умения:
ведение медицинской документации;
уметь работать с основными информационными системами по психиатрии на ПК, подключение к Медлайн и Интернет;
уметь работать с различными информационными источниками по вопросам клинической фармакологии;
^
Перечень дисциплин, усвоение которых необходимо для прохождения цикла ТУ «Актуальные вопросы психиатрии»: философия, социология, организация здравоохранения, нормальная физиология, медицинская психология, фармакология, нервные болезни.
^
№ разде-ла
|
Наименование разделов и их содержание
|
Количество часов
|
форма контроля
|
Всего
|
Аудиторная работа
|
лекции
|
практ. занятия
|
семинары
|
|
1
|
2
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
1
|
Организация психиатрической помощи, правовые и этические вопросы психиатрии.
|
4
|
2
|
-
|
2
|
-
|
3
|
Постановка диагноза и проведение дифференциальной диагностики психических расстройств и расстройств поведения в соответствии с МКБ-10
|
86
|
28
|
28
|
30
|
Зачет
|
4
|
Актуальные вопросы детской психиатрии
|
36
|
8
|
10
|
18
|
Зачет
|
5
|
Терапия психических расстройств
|
12
|
4
|
4
|
4
|
Зачет
|
6
|
|
6
|
-
|
-
|
-
|
Экзамен
|
|
Итого
|
144
|
42
|
42
|
54
|
6
|
^
Диагноз и дифференциальный диагноз психических расстройств
и расстройств поведения в соответствии с МКБ-10
^
История вопроса. Современные нозологические классификации психических заболеваний. Понятие об эндогенных психических заболеваниях, эндогенно-органических психических заболеваниях, экзогенных психических заболеваниях, психогенных психических заболеваниях и патологии психического развитая.
Международная классификация болезней (10 пересмотр). Классификация психических и поведенческих расстройств. Клинические описания и указания по диагностике.
2. Шизофрения.
История вопроса. Распространенность шизофрении. Этиопатогенез шизофрении. Продуктивные и негативные психопатологические синдромы при шизофрении. Клинические классификации шизофрении.
Непрерывно текущая злокачественная (ядерная) форма шизофрении: простой, кататонический, гебефренический, галлюцинаторно-бредовый варианты.
Параноидная шизофрения: бредовый (включая паранойяльный), галлюцинаторный варианты.
Непрерывно текущая малопрогредиентная шизофрения: варианты течения с навязчивостями, деперсонализацией, ипохондрией, истерическими проявлениями.
Рекуррентная (периодическая) шизофрения: варианты течения с онейроидно-кататоническими, депрессивно-параноидными, аффективными и фебрильными приступами.
Приступообразно-прогредиентная (шубообразная) шизофрения: варианты со злокачественным течением, умеренно прогредиентная с преобладанием галлюцинаторно-параноидных расстройств, умеренно прогредиентная с преобладанием аффективных расстройств.
Постпроцессуальные состояния в виде психопатоподобных или циклотимоподобных расстройств.
Шизофрения в детском и подростковом возрасте. Шизофрения в инволюционном возрасте.
^
История вопроса. Данные о распространенности и этиопатогенезе аффективных психозов. Клинические классификации аффективных психозов.
Психопатологическая характеристика «классического» варианта депрессий. Атипичные варианты депрессий: скрытые (ларвироанные), с невротическими расстройствами, с вегетативными нарушениями, эндореактивные дистимии Вейтбрехта, другие.
Психопатологическая характеристика маний.
Формы течения аффективных психозов в зависимости от их выраженности: маниакально-депрессивный психоз, циклотимия.
Формы течения аффективных психозов в зависимости от «знака» аффекта: монополярные депрессии, монополярные мании, биполярные приступы.
^
История вопроса. Данные об эпидемиологии и этипатогенезе функциональных психозов позднего возраста. Клинические классификации функциональных психозов позднего возраста. Инволюционная меланхолия (депрессия). Инволюционные бредовые психозы: паранойяльный и параноидный варианты.
5. Эпилепсия.
История вопроса. Данные об эпидемиологии и этиопатогенезе эпилепсии. Клинические классификации эпилепсии. Аура при эпилепсии. Малые судорожные припадки. Пропульсивные и ретропульсивные припадки. Абсансы.
Сумеречное помрачение сознания: бредовая и галлюцинаторная формы. Дисфории и другие аффективные бессудорожные пароксизмы. Катаплектические и нарколептические пароксизмы.
Изменения личности при эпилептической болезни. Психозы при эпилепсии: острые и хронические.
Основные клинические формы эпилепсии. Диэнцефальная эпилепсия. Височная эпилепсия. Рефлекторная эпилепсия. Кожевниковская эпилепсия. Джексоновская эпилепсия.
^
История вопроса. Данные об эпидемиологии и этиопатогенезе психических расстройств при атрофических процессах головного мозга. Современные клинические классификации атрофических процессов головного мозга. Сенильная деменция (старческое слабоумие). Болезнь Альцгеймера. Болезнь Пика. Хорея Гентингтона. Болезнь Парксинсона. Неврологические и соматические нарушения при атрофических процессах головного мозга.
^
История вопроса. Данные об эпидемиологии и этиопатогенезе психических расстройств при черепно-мозговых травмах. Современные классификации черепно-мозговых травм. Закрытые и открытые травмы черепа.
Психопатологические синдромы в остром периоде черепно-мозговой травмы: астенические состояния, эйфорические состояния, дисфорические состояния, истерические состояния, состояния помрачения сознания, пароксизмальные состояния.
Особенности психических расстройств при баротравме и электротравме.
Психические расстройства в отдаленном периоде черепно-мозговых травм (травматическая болезнь): астенический вариант, эксплозивный вариант, эйфорический вариант, апатический вариант, вариант с эпилептиформными пароксизмами.
Периодические органические психозы при травмах головного мозга.
^
История вопроса. Данные об эпидемиологии и этиопатогенезе психических расстройств при сосудистых заболеваниях головного мозга. Современные клинические классификации психических расстройств при сосудистых заболеваниях головного мозга.
Изменения личности у больных атеросклерозом сосудов головного мозга: заострение черт характера, нивелировка личности, психопатоподобные расстройства, аффективные расстройства. Интеллектуально-мнестические нарушения у больных с атеросклерозом сосудов головного мозга.
Психозы при атеросклерозе сосудов головного мозга: психозы, протекающие с помрачением сознания, аффективные психозы, аффективно-бредовые психозы, паранойяльные психозы, галлюцинаторно-бредовые психозы.
Психические нарушения при атеросклерозе, протекающем с инсультами: корсаковский синдром, псевдопаралитический синдром, конфабуляторный синдром, псевдоальцгеймеровский синдром.
Неврологические и соматические нарушения у больных с атеросклерозом сосудов головного мозга. Особенности атеросклеротического слабоумия.
Изменения личности при гипертонической болезни. Психотические состояния при гипертонической болезни. Неврологические и соматические нарушения при гипертонической болезни. Слабоумие при гипертонической болезни.
Психические нарушения при гипотонических состояниях. Психические нарушения при церебральном тромбангиите. Периодические органические психозы при сосудистых поражениях головного мозга.
^
История вопроса. Данные об эпидемиологии и этиопатогенезе психических расстройств при опухолях головного мозга. Современные клинические классификации психических расстройств при опухолях головного мозга.
Психопатологические синдромы при опухолях головного мозга: синдромы помраченного сознания, амнестические синдромы, апатоабулические синдромы, пароксизмальные синдромы, мориоподобные синдромы, прочие. Неврологические и соматические расстройства при опухолях головного мозга.
^
История вопроса. Данные об эпидемиологии и этиопатогенезе психозов. Современные клинические классификации симптоматических психозов.
Острые симптоматические психозы: оглушение, делирий, аменция, эпилептиформное возбуждение, острый вербальный галлюциноз, онирические состояния, состояния эмоционально-гиперестетической слабости. Протрагированные симптоматические психозы: депрессии, депрессии с бредом, галлюцинаторно-параноидные состояния и их варианты, состояния апатического ступора, маниакальные состояния, псевдопаралитические состояния, корсаковский синдром, конфабулез. Органический психосиндром как результат перенесенных соматических и инфекционных заболеваний, интоксикаций.
Психические расстройства при отдельных соматических заболеваниях: сердечной недостаточности, инфаркте миокарда, после операций на сердце, злокачественных опухолях, пернициозной анемии, пеллагре, уремии, гепатолентикулярной дегенерации.
Психические расстройства при отдельных инфекционных заболеваниях: ревматизме, системной красной волчанке, подостром септическом эндокардите, вирусных пневмониях, гриппе, СПИДе, инфекционном гепатите, туберкулезе, бруцеллезе, послеродовых септических состояниях.
Психические расстройства при интоксикациях: АКТГ и кортизоном, астматолом, атропином, барбитуратами, психотропными средствами, анилином, бензолом, нитробензолом, мышьяком, окисью углерода, ртутью, свинцом, тетраэтилсвинцом, фосфором и фосфорорганическими соединениями. Психические расстройства при лучевых поражениях и лучевой болезни.
11. Неврозы.
История вопроса. Эпидемиология неврозов. Этиопатогенез неврозов. Современные клинические классификации неврозов. Психопатологические синдромы при неврозах: фобический синдром, обсессивный синдром, астенический синдром, ипохондрический синдром, синдром невротической депрессии, синдром нервной анорексии.
Психогенные соматовегетативные и неврологические расстройства при неврозах: синдром вегетативных нарушений, нарушения сна, невротические головные боли, невротические сексуальные нарушения, нарушения сердечной деятельности, дыхательные нарушения, желудочно-кишечные расстройства, двигательные нарушения, профессиональные дискинезии, сенсорные нарушения и расстройства чувствительности.
Основные формы неврозов: неврастения, невроз навязчивых состояний.
^
История вопроса. Эпидемиология психогенных реакций и реактивных психозов. Этиопатогенез психогенных реакций и реактивных психозов. Современные клинические классификации психогенных реакций и психозов.
Острые аффективно-шоковые состояния: гипердинамичекое состояние (психомоторное возбуждение), гиподинамическое состояние (ступор), острая психогенная речевая спутанность, массовые шоковые реакции при стихийных бедствиях. Депрессивные психогенные реакции и реактивные психозы. Бредовые и галлюцинаторно-бредовые реактивные психозы.
^
История вопроса. Эпидемиология расстройств личности. Теории личности. Этиопатогенез. Понятие патологической личности. Современные клинические классификации расстройств личности. Критерии диагностики расстройств личности. Типы расстройств личности: параноидный, шизоидный, диссоциальный, эмоционально неустойчивый (импульсивный и пограничный варианты), истерический (демонстративный), ананкастный (обсессивно-компульсивный), тревожный (уклоняющийся), зависимый. Сочетанные типы расстройств личности: гипертимно-истерический, дистими-чески-лабильный, астено-дистимический, лабильно-возбудимый, психопато-дистимический. Динамика расстройств личности: фазы, компенсация, декомпенсация, стабилизация; реакции и развитие расстройств личности. Акцентуированные личности. Психопатическое (патохарактерологическое) развитие личности. Современное представление о дизонтогенезе с его вариантами: искаженным, запаздывающим, асинхронным, ускоренным (акселерация).
14. Дизонтогенез.
Понятие дизонтогенеза. Понятие психического дизонтогенеза. Исторические аспекты. Задержка психического развития. Отличия от приобретенных состояний дефекта личности и интеллектуальной деятельности. Критические периоды и основные факторы, влияющие на психическое развитие. Пограничные формы задержки развития. Факторы возникновения дизонтогенеза: темперамент, церебральная патология, эмоциональная привязанность и депривация. Типы дизонтогенеза: задержанное или искаженное психическое развитие, органический, вследствие поражения отдельных анализаторов (зрения, слуха) или сенсорной депривации; как результат дефицита информации с раннего возраста вследствие социальной депривации (включая неправильное воспитание). Варианты дизонтогенеза: тотальный (умственная отсталость) и парциальная ретардация (задержка психического развития), диатез.
Искажения и другие нарушения психического развития. Аутистические расстройства. Опеделение детского аутизма. Классификация аутистическихрасстройств: синдром раннего детского аутизма Каннера (классический вариант детского аутизма), синдром Аспергера (аутистическая психопатия), синдром Ретта, детский "процессуальный" аутизм). Аутистическиподобные нарушения: при органических заболеваниях мозга, хромосомных аномалиях, обменных нарушениях, других формах патологии. Понятие акселерации. Понятие о психическом инфантилизме. Причины психического инфантилизма. Варианты инфантилизма: гармонический (простой), дисгармонический, органический и психогенный.
Общие принципы лечения и психопрофилактики психического дизонтогенеза. Общие принципы лечения дизонтогенеза. Концепция ранней профилактики психических нарушений у детей. Психофармакотерапия психических нарушений у детей.
^
История вопроса. Принцип единства биологических и психосоциальных воздействий. Принцип динамичности и преемственности терапевтических воздействий. Преодоление резистентности больного к терапевтическим воздействиям. Поддерживающая терапия и методы купирования обострений в течение психических заболеваний.
Биологическая терапия психических заболеваний: современные формы и методы. Применение психофармакологических средств как основной вид терапии психических заболеваний. История вопроса. Механизмы действия психофармакологических средств. Фармакокинетика психофармакологических средств. Классификация психофармакологических средств.
Унифицированная оценка эффективности психофармакологических средств. Понятие о спектре психотропной активности лекарственных препаратов. Понятие об общем и избирательном действии психофармакологических средств.
Нейролептики: определение, понятие о больших и малых нейролептиках, классификация.Нейролептики фенотиазинового ряда: характеристика отдельных препаратов, показания к применению, побочные действия и осложнения.Производные бутирофенонов: характеристика отдельных препаратов, показания к применению, побочные действия и осложнения.Производные тиоксантена: характеристика отдельных препаратов, показания к применению, побочные действия и осложнения. Нейролептики – производные других химических соединений: характеристика отдельных препаратов, показания к применению, побочные действия и осложнения.
Особенности побочных действий и осложнений нейролептической терапии: психические нарушения, неврологические нарушения, вегетативные нарушения, соматические нарушения, поздние дискинезии. Профилактика и лечение побочных эффектов и осложнений терапии нейролептиками. Корректоры действия психофармакологических средств.
Антидепрессанты: определение, классификация. Трициклические антидепрессанты: характеристика отдельных препаратов, показания к применению, побочные действия и осложнения. Ингибиторы моноаминоксидазы: характеристика отдельных препаратов, показания к применению, побочные действия и осложнения.
Транквилизаторы: определение, классификация. Производные бензодиазепина: характеристика отдельных препаратов, показания к применению, побочные действия, осложнения.
Ноотропные средства: определение, классификация, характеристика отдельных препаратов, показания к применению, побочные действия и осложнения.
Соли лития: показания к применению, побочные действия и осложнения.
Психофармакологические средства продленного действия; механизм действия, характеристика отдельных препаратов, дифференцированные показания.
Привыкание к психотропным средствам и злоупотребление ими.
Неотложная помощь при психических заболеваниях: при аффективных состояниях, при галлюцинаторно-бредовых состояниях, при кататонических состояниях, при синдромах помрачения сознания, при фебрильной шизофрении, при эпилептических состояниях, при осложнениях психофармакологической терапии.
5.1. Перечень лекций цикла ТУ «Актуальные вопросы психиатрии»
№ п/п
|
Тема лекции
|
Всего часов
|
1
|
2
|
3
|
1
|
Организация психиатрической помощи в РФ. Правовые и этические вопросы психиатрии.
|
2
|
2
|
Современные нозологические классификации психических заболеваний. Закономерности синдромообразования и течение психических заболеваний.
|
2
|
3
|
Шизофрения: современное состояние проблемы.
|
2
|
4
|
Клинические проявления шизофрении.
|
2
|
5
|
Дифференциальная диагностика шизофрении. Возрастные особенности. Современные подходы терапии шизофрении.
|
2
|
6
|
Аффективные психозы. Современное состояние проблемы.
Классификация.
|
2
|
7
|
Шизоаффективные психозы.
Аффективные расстройства непсихотического уровня.
|
2
|
8
|
Эпилепсия: современное состояние проблемы и психопатология эпилепсии. Психозы при эпилепсии. Вопросы терапии.
|
2
|
9
|
Психические расстройства при органическом поражении головного мозга различного генеза Психические нарушения при церебральном атеросклерозе, гипертонической болезни, атрофических процессах головного мозга.
|
2
|
10
|
Психические расстройства при органическом поражении головного мозга различного генеза (продолжение). Психические нарушения при черепно-мозговой травме, опухолях головного мозга.
|
2
|
11
|
Психические нарушения при соматических, инфекционных заболеваниях и интоксикациях (симптоматические психозы). Функциональные психозы позднего возраста. Вопросы терапии.
|
2
|
12
|
Непсихотические психические расстройства.
|
2
|
13
|
Расстройства личности.
|
2
|
14
|
Хронические невротические и соматоформные расстройства.
|
2
|
15
|
Острая реакция на тяжелый стресс. Психогении, психогенные реакции и психозы. Посттравматическое стрессовое расстройство. Лечение психогенных психических расстройств.
|
2
|
16
|
Основные стадии психического развития в детском возрасте.
|
2
|
17
|
Дизонтогенез в детском возрасте.
|
2
|
18
|
Искажения и другие нарушения психического развития. Аутистические расстройства.
|
2
|
19
|
Общие принципы лечения и психопрофилактики психического дизонтогенеза.
|
2
|
20
|
Терапия психических расстройств. Нейролептики. Препараты пролонгированного действия.
|
2
|
21
|
Терапия психических расстройств (продолжение). Антидепрессанты. Транквилизаторы. Ноотропные препараты. Нормотимики. Вопросы привыкания и злоупотребления психотропными средствами. Неотложная помощь при психических заболеваниях.
|
2
|
ВСЕГО:
|
42
|
Тематический план лекций цикла ТУ «Актуальные вопросы психиатрии»
№ п/п
|
Тема и основные дидактические единицы
|
Кол-во часов
|
1
|
2
|
3
|
1
|
^ Правовые и этические вопросы психиатрии. Психическое здоровье населения России как отражение здоровья общества. Стратегические цели Минздравсоцразвития России в области психического здоровья населения. Распространенность психических расстройств в РФ. Причины роста психических расстройств. Приоритетные направления в современной психиатрии.
Общая характеристика правовых аспектов видов психиатрической помощи. Правовые аспекты и принципы психиатрического освидетельствования; основания и порядок освидетельствования лиц без их согласия. Правовые аспекты оказания амбулаторной психиатрической помощи. Госпитализация в психиатрический стационар; основания и порядок госпитализации; недобровольная госпитализация. Выписка из психиатрического стационара. Права пациентов, находящихся в психиатрическом стационаре. Обязанности администрации и медицинского персонала по обеспечению прав пациентов. Служба защиты прав пациентов, находящихся в психиатрических стационарах.
|
2
|
2
|
^ Международная классификация болезней (10 пересмотр). Классификация психических и поведенческих расстройств. Клинические описания и указания по диагностике. Причины и исходы психических расстройств.
^ Синдромы и развитие психических болезней. Формы течения психических болезней. Психический склад личности, конституция. Понятие об эндогенных психических заболеваниях, эндогенно-органических психических заболеваниях, экзогенных психических заболеваниях, психогенных психических заболеваниях и патологии психического развитая.
|
2
|
3
|
^
Распространенность шизофрении. Современные взгляды на вопросы этиопатогенеза шизофрении. Клинические классификации шизофрении, принятые в РФ и за рубежом. Диагностические критерии шизофрении. Организация помощи больным. Прогноз.
|
2
|
4
|
^ : параноидная; непрерывно текущая малопрогредиентная; рекуррентная (периодическая); непрерывно текущая злокачественная (ядерная) форма: простой, кататонический, гебефренический, галлюцинаторно-бредовый варианты; приступообразно-прогредиентная (шубообразная). Особые формы.
|
2
|
5
|
^ Постпроцессуальные состояния в виде психопатоподобных или циклотимоподобных расстройств. Возрастные особенности. Шизофрения в детском и подростковом возрасте. Шизофрения в инволюционном возрасте. Современные подходы терапии шизофрении. Биологическая терапия шизофрении. Психофармакотерапия. Другие методы, применяемые для лечения шизофрении. Организация помощи больным.
|
2
|
6
|
^ История вопроса. Распространенность. Классификация.
Клинические проявления и течение. Манифестные аффективные фазы: депрессивные состояния; маниакальные состояния. Разновидности течения. Монополярный депрессивный психоз. Монополярный маниакальный психоз. Биполярный психоз с преобладанием депрессий. Биполярный психоз с преобладанием маний. Отчетливо биполярный психоз. Аффективные нарушения у детей. Аффективные расстройства в подростковом и юношеском возрасте. Аффективные психозы позднего возраста.
|
2
|
7
|
^ История вопроса. Распространенность. Классификация. Клинические проявления и разновидности течения: аффекто-доминантная форма, шизодоминантная форма. Возрастные особенности.Дифференциальный диагноз. Лечение шизоаффективного психоза. Прогноз.Аффективные заболевания непсихотического уровня. Циклотимия, дистимия. Атипичные варианты депрессий: скрытые (ларвироанные), с невротическими расстройствами, с вегетативными нарушениями, эндореактивные дистимии Вейтбрехта, другие. Дифференциальный диагноз. Лечение. Прогноз.
|
2
|
8
|
^ Исторические аспекты. Эпидемиология. Этиология. Классификация эпилепсии. Генуинная, симптоматическая эпилепсия. Клинические проявления: судорожные формы пароксизмов, малые припадки, очаговые (фокальные) припадки, бессудорожные формы пароксизмов, изменения личности. Психозы при эпилепсии. Острые эпилептические психозы с помрачением сознания: сумеречные состояния сознания, эпилептический онейроид. Острые эпилептические психозы без помрачения сознания: острые параноиды, острые аффективные психозы. Хронические психозы: паранойяльные, галлюцинаторно-параноидные, парафренные, кататонические. Дифференциальный диагноз. Вопросы терапии. Противосудорожная терапия. Купирование судорожного приступа, эпистатуса. Прогноз.
|
2
|
9
|
^ История вопроса. Данные об эпидемиологии и этиопатогенезе. Классификация. Клиника психических нарушений при церебральном атеросклерозе. Изменения личности у больных атеросклерозом сосудов головного мозга. Интеллектуально-мнестические нарушения. Психозы: с помрачением сознания, аффективные, аффективно-бредовые, паранойяльные, галлюцинаторно-бредовые. Психопатологические синдромы при атеросклерозе, осложненном нарушениями мозгового кровообращения (инсультами): корсаковский, псевдопаралитический, конфабуляторный, псевдоальцгеймеровский. Особенности слабоумия. Вопросы терапии. Психические расстройства при сосудистых заболеваниях головного мозга. Изменения личности при гипертонической болезни. Психотические состояния. Слабоумие. Вопросы терапии. Психические нарушения при атрофических процессах головного мозга. Современные клинические классификации атрофических процессов головного мозга. Сенильная деменция (старческое слабоумие). Болезнь Альцгеймера. Болезнь Пика. Хорея Гентингтона. Болезнь Парксинсона.
|
2
|
10
|
^ Психические нарушения при черепно-мозговой травме. Психопатологические синдромы в остром периоде ЧМТ: астенические, эйфорические, дисфорические, истерические, помрачения сознания, пароксизмальные. Варианты психических нарушений в отдаленном периоде ЧМТ: астенический, эксплозивный, эйфорический, апатический, эпилептиформный. Периодические органические психозы при травмах головного мозга. Дифференциальный диагноз. Лечение. Прогноз. Неврологические и соматические нарушения в остром периоде травмы черепа.
Психические нарушения при опухолях головного мозга. Данные об эпидемиологии и этиопатогенезе психических расстройств при опухолях головного мозга. Современные клинические классификации психических расстройств при опухолях головного мозга. Психопатологические синдромы при опухолях головного мозга: помраченного сознания, амнестические, апатоабулические, пароксизмальные, мориоподобные, прочие. Дифференциальный диагноз. Тактика. Прогноз. Неврологические нарушения при опухолях головного мозга.
|
2
|
11
|
^ Исторические аспекты. Распространенность. Клинические проявления. Острые симптоматические психозы: оглушение, делирий, аменция, эпилептиформное возбуждение, острый вербальный галлюциноз, онейрические состояния, состояния эмоционально-гиперестетичес-
кой слабости. Протрагированные симптоматические психозы: депрессии, депрессии с бредом, галлюцинаторно-параноидные состояния и их варианты, состояния апатического ступора, маниакальные состояния, псевдопаралитические состояния, корсаковский синдром, конфабуляции. Органический психосиндром как результат перенесенных соматических и инфекционных заболеваний, интоксикаций. Дифференциальный диагноз. Лечение. Прогноз. Функциональные психозы позднего возраста. История вопроса. Данные об эпидемиологии и этипатогенезе функциональных психозов позднего возраста. Клинические классификации функциональных психозов позднего возраста, принятые в РФ и за рубежом. Инволюционная меланхолия (депрессия). Инволюционные бредовые психозы: паранойяльный и параноидный варианты.
|
2
|
12
|
^ Исторические аспекты. Эпидемиология. Классификация. Современные взгляды на проблему непсихотических состояний. Психические нарушения непсихотического уровня.Организация помощи больным.
|
2
|
13
|
^ История вопроса. Эпидемиология расстройств личности. Теории личности. Этиопатогенез. Понятие патологической личности. Современные клинические классификации расстройств личности. Критерии диагностики расстройств личности. Типы расстройств личности: параноидный, шизоидный, диссоциальный, эмоционально неустойчивый (импульсивный и пограничный варианты), истерический (демонстративный), ананкастный (обсессивно-компульсивный), тревожный (уклоняющийся), зависимый. Другие. Динамика расстройства личности: фазы, компенсация, декомпенсация, стабилизация; реакции и развитие у психопатологических личностей. Акцентуированные личности.
|
2
|
14
|
^ История вопроса. Эпидемиология неврозов. Этиопатогенез неврозов. Современные клинические классификации неврозов. Психопатологические синдромы при неврозах: тревожный, фобический, обсессивный, астенический, ипохондрический, невротической депрессии, нервной анорексии. Психогенные соматовегетативные и неврологические расстройства при неврозах: синдром вегетативных нарушений, нарушения сна, невротические головные боли, невротические сексуальные нарушения, нарушения сердечной деятельности, дыхательные нарушения, желудочно-кишечные расстройства, двигательные нарушения, профессиональные дискинезии, сенсорные нарушения и расстройства чувствительности. Основные формы неврозов: соматоформные расстройства, конверсионные, диссоциативные нарушения, неврастения, невроз навязчивых состояний. Понятие о психосоматических нарушениях.
|
2
|
15
|
^ психозы. История вопроса. Эпидемиология психогенных реакций и психозов. Этиопатогенез психогенных реакций и психозов. Современные клинические классификации психогенных реакций и психозов. Острые аффективно-шоковые состояния: гипердинамичекое состояние (психомоторное возбуждение), гиподинамическое состояние (ступор), острая психогенная речевая спутанность, массовые шоковые реакции при стихийных бедствиях. Депрессивные психогенные реакции и реактивные психозы. Бредовые и галлюцинаторно-бредовые реактивные психозы. Посттравматическое стрессовое расстройство. Исторические аспекты. Распространенность. Современные представления об этиопатогенезе. Диагностические критерии ПТСР.
^ Общие принципы терапии. Медикаментозная терапия. Психотерапия. Основные современные способы психотерапии: гипносуггестивная терапия, психодинамическая, транзакный анализ, гештальтподходы.
|
2
|
16
|
^ Понятие онтогенеза. Основные этапы психического развития детей. Дополнительные этапы психического развития детей. Характеристика критических периодов развития.
|
|
17
|
^ Понятие дизонтогенеза. Понятие психического дизонтогенеза. Исторические аспекты. Задержка психического развития. Отличия от приобретенных состояний дефекта личности и интеллектуальной деятельности. Критические периоды и основные факторы, влияющие на психическое развитие. Пограничные формы задержки развития. Факторы возникновения дизонтогенеза: темперамент, церебральная патология, эмоциональная привязанность и депривация. Типы дизонтогенеза: задержанное или искаженное психическое развитие, органический, вследствие поражения отдельных анализаторов (зрения, слуха) или сенсорной депривации; как результат дефицита информации с раннего возраста вследствие социальной депривации (включая неправильное воспитание). Варианты дизонтогенеза: тотальный (умственная отсталость) и парциальная ретардация (задержка психического развития), диатез.
|
|
18
|
^ Опеделение детского аутизма. Классификация аутистическихрасстройств: синдром раннего детского аутизма Каннера (классический вариант детского аутизма), синдром Аспергера (аутистическая психопатия), синдром Ретта, детский "процессуальный" аутизм). Аутистическиподобные нарушения: при органических заболеваниях мозга, хромосомных аномалиях, обменных нарушениях, других формах патологии. Понятие акселерации. Понятие о психическом инфантилизме. Причины психического инфантилизма. Варианты инфантилизма: гармонический (простой), дисгармонический, органический и психогенный.
|
|
19
|
^ Общие принципы лечения дизонтогенеза. Концепция ранней профилактики психических нарушений у детей. Психофармакотерапия психических нарушений у детей.
|
|
20
|
^ История вопроса. Основные принципы лечения психически больных. Антипсихиатрические концепции и методы лечения психически больных. Принцип единства биологических и психосоциальных воздействий. Принцип динамичности и преемственности терапевтических воздействий. Преодоление резистентности больного к терапевтическим воздействиям. Поддерживающая терапия и методы купирования обострений в течение психических заболеваний. Биологические методы терапии психических расстройств. Нейролептики. Механизмы действия. Фармакокинетика. Классификация. Оценка эффективности. Понятие о спектре психотропной активности лекарственных препаратов. Понятие об общем и избирательном действии психофармакологических средств. Нейролептики фенотиазинового ряда. Производные бутирофенонов. Производные тиоксантена. Производные других химических соединений. Побочные действия и осложнения нейролептической терапии. Профилактика и лечение побочных эффектов и осложнений терапии нейролептиками. Корректоры действия психофармакологических средств. Препараты пролонгированного действия. Психофармакологические средства продленного действия; механизм действия, характеристика отдельных препаратов, дифференцированные показания.
|
2
|
21
|
Антидепрессанты. Определение, классификация. Механизм действия. Группы препаратов: трициклические, нгибиторы моноаминоксидазы. Показания к применению, побочные действия и осложнения. Транквилизаторы. Определение, классификация. Характеристики препаратов, показания к применению, побочные действия, осложнения. Ноотропные препараты. Ноотропные средства: определение, классификация, характеристика отдельных препаратов, показания к применению, побочные действия и осложнения. Нормотимики. Соли лития: показания к применению, побочные действия и осложнения. Вопросы привыкания и злоупотребления психотропными средствами. Неотложная помощь при психических заболеваниях. Оказание неотложной помощи при аффективных, галлюцинаторно-бредовых, кататонических состояниях, при синдромах помрачения сознания, при фебрильной шизофрении, при эпилептических состояниях, при осложнениях психофармакологической терапии.
|
2
|
|
ВСЕГО:
|
42
|
5.2. Перечень практических занятий цикла ТУ
«Актуальные вопросы психиатрии»
№ п/п
|
Тема
|
Всего часов
|
1
|
2
|
3
|
1
|
Шизофрения
|
6
|
2
|
Аффективные психозы
|
4
|
3
|
Терапия эндогенных расстройств
|
2
|
4
|
Эпилепсия. Психозы при эпилепсии.
|
4
|
5
|
Диагностика и лечение психических расстройств при органическом поражении головного мозга различного генеза.
|
6
|
6
|
Расстройства личности
|
4
|
7
|
Психогенные расстройства. Посттравматическое стрессовое расстройство
|
4
|
8
|
Психофармакотерапия и психотерапия психогенных расстройств
|
2
|
9
|
Нарушения психического развития у детей
|
6
|
10
|
Аутистические расстройства у детей
|
4
|
ВСЕГО:
|
42
|
|