Методическия рекомендации для практических занятий icon

Методическия рекомендации для практических занятий





Скачать 314.08 Kb.
Название Методическия рекомендации для практических занятий
Дата 06.01.2013
Размер 314.08 Kb.
Тип Задача
Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

НОВГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

имени ЯРОСЛАВА МУДРОГО

Институт Медицинского Образования


Кафедра терапевтической стоматологии


МЕТОДЫ ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕБЕНКА НА СТОМАТОЛОГИЧЕСКОМ ПРИЕМЕ



МЕТОДИЧЕСКИЯ РЕКОМЕНДАЦИИ

Для практических занятий

ДИСЦИПЛИНА

«СТОМАТОЛОГИЯ ДЕТСКОГО ВОЗРАСТА»

3 курс 6 семестр.




Великий Новгород

2005

Содержание

  1. Введение - 1

  2. Формирование диспансерных групп - 3

  3. Данные объективного обследования –3

  4. Сроки прорезывания зубов - 8

  5. Состояние слизистой оболочки полости рта и языка –10

  6. Состояние пародонта –10

  7. Состояние гигиены полости рта-11

  8. Дополнительные методы исследования – 12



Методы обследования ребенка с заболеваниями зубов.

Задача при проведении клинико-диагностических методов исследования детей состоит в том, чтобы выявить не только сформированную патологию, но и начальные стадии формирующихся процессов, а также постараться увидеть или выяснить причины, способствующие или создающие фон для развития заболевания. На ребенка надо посмотреть глазами детского стоматолога, т.е. одновременно глазами педиатра, стоматолога, терапевта, хирурга и ортопеда.

Для идентичного решения всех вопросов пользуются классификациями кариеса, пульпита, периодонтита, заболеваний краевого пародонта и слизистой оболочки полости рта, а также планом обследования ребенка при отборе контингента для диспансеризации у стоматолога, предложенными профессором Т.Ф. Виноградовой, 1978.

При составлении стоматологической карты ребенка используется схема обследования ребенка у врача стоматолога и санационная карта № 267.

Стоматологическая карта состоит из 16 разделов. При заполнении этой карты нужно обратить внимание на следующие моменты.

  1. В паспортной части отмечается фамилия, имя, отчество ребенка, число и год рождения, домашний адрес, адрес школы, детского сада, национальность. Национальность определяется по устному заявлению родителя, сопровождающего ребенка.

  2. После заполнения паспортной части вносятся данные по жаллобам. При этом четко характеризуется боль, ее длительность, иррадиация.

В развитии настоящего заболевания выясняется, как и когда началось заболевание, как оно протекало до обращения к врачу, какое проводилось лечение и его результаты. Большое значение имеет также выяснение эпидемиологического анамнеза.

  1. Анамнез жизни.

1.Антенатальный период: заболевания матери в период беременности, какие сроки и чем болела мать и какое производилось лечение. Знание этих вопросов поможет выяснить этиологию пороков развития лица, челюстей и зубов. Знание о течении антенатального периода нам необходимо такие при формировании групп детей для диспансерного наблюдения ( четвертой группы). Осложнения беременности (ранний и поздний токсикоз), Rh – конфликт, лечение антибиотиками, гормональными препаратами. Вредные привычки родителей (алкоголизм), условия производственной среды- химическая, радиоэлектронная и другие виды промышленности.

2. Вскармливание грудное, его продолжительность, искусственное. Грудное вскармливание имеет большое значение для развития ребенка и для формирования зубо-челюстной системы в частности. Так при начинающейся патологии прикуса важно во время (при искусственном вскармливании) правильно организовать кормление ребенка. Питание ребенка должно быть организовано так, чтобы в его рацион входили разнообразные продукты.

Заболевания, перенесенные ребенком с указанием сроков. На первом году жизни нас интересует, такие заболевания, как рахит, гипотрофия и степень их выраженности. Есть данные, указывающие на изменение зубо-челюстной системы у детей перенесших туберкулез, полимиелит и другие детские инфекции. Заболевания, перенесенные в разные сроки дают более выраженные изменения со стороны зубо-челюстной системы. ( Л.А. Гильман и др. 1960, Р.Г. Синицин и др. 1967, Виноградова, 1971).

Физическое развитие ребенка: вес, рост, окружность грудной клетки. Работами Е.И. Гончаровой (1985) выявлены критические сроки в росте и развитии детей, которые нужно учитывать для выполнения первоочередных профилактических мер. Установлены фазы ускорения роста и развития зубов, совпадающие с ускорением роста и развития организма в 6-7 лет. С подростковым скачком в 10-11 лет, с пубертатным скачком роста в 14-15 лет. Наибольший прирост роста ребенка выпадает на первый год жизни ребенка и на 14-15 лет.

Физическое развитие ребенка необходимо знать для уточнения сроков прорезывания зубов, поскольку физическое развитие определяет ускоренное физиологическое прорезывание.

Занятие спортом, вид спорта, разряд, стаж.

В работах А.А. Кабулбекова (1992) отмечается высокая степень распространенности кариеса зубов у спортсменов. Физические нагрузки вызывают напряжение функциональных возможностей организма, при этом отмечаются резкие сдвиги в обмене веществ (Н.Н. Яковлев, 1974) Состояние здоровья ребенка в момент обследования должно быть учтено врачом стоматологом.

^ Формирование диспансерных групп. Критерием для группировки детей по состоянию и индивидуальной оценке здоровья должно быть клиническое состояние организма, оцениваемое по наличию или отсутствию длительно протекающей хронической болезни, степень тяжести ее клинических симптомов и нарушений функциональных возможностей организма. Т.Ф. Виноградова, 1978г. предлагает следующие группировки для оценки здоровья осматриваемых:

I группа – здоровые.

II группа- здоровые с функциональными и некоторыми морфологическими отклонениями. Сюда относятся лица, у которых отсутствует какая-либо хроническая болезнь, но имеются различные функциональные отклонения, предвестники болезни или состояния после перенесенных заболеваний и травм, отклонения в физическом развитии без наличия эндокринных заболеваний, снижение иммунологической резистентности (частые острые заболевания), нарушение зрения слабых степеней и т. п.

III группа- больные с длительно текущими (хроническими) заболеваниями при сохранении функциональных возможностей организма (компенсированное состояние). Сюда же относятся лица, имеющие некоторые физические недостатки, уродства, значительные последствия травм, не нарушающие, однако приспособленности к труду или иным условиям жизни.

IV группа – больные с длительно текущими (хроническими) заболеваниями, лица с физическими недостатками, пороками развития, последствиями травм со снижением функциональных возможностей организма (субкомпенсированное состояние).

V группа- тяжелые больные с постельным режимом. Инвалиды I и II группы

( декомпенсированное состояние).

Знание групп здоровья учитывается врачом стоматологом в последующем в формировании диспансерных групп.

^ Данные объективного обследования.

Внешний осмотр.

Осанка – правильно физически развивающийся ребенок имеет правильную осанку. Сутулость ребенка косвенно влияет на развитие нижней челюсти. По данным А.И. Евдокимова (1974), при рассмотрении профиля стоящего человека центр тяжести его головы, лопаточно-плечевого пояса, бедер, коленных суставов и стоп находятся, как правило, на одной вертикальной линии, что характерно для гармонично развитой статной фигуры. При нарушении осанки наблюдаются следующие особенности: наклон головы вперед и изменение направления взора, плоская грудная клетка, уменьшение ее передне-заднего размера, изменение угла наклона ребер, выступание лопаток (сколиоз), выпячивание живота, согнутость колен, вальгусное искривление нижних конечностей (о- образное), плоскостопие.

Лицо симметрично, ассимметрично. Наблюдаются ассимметрии врожденного порядка, а также в результате острых и хронических заболеваний, травмы.

Состояние периферических лимфоузлов. Необходимо отметить их количество, размеры, консистенцию ( плотные, мягкие, частично размягченные), подвижность, отношение к соседним узлам (прощупываются изолированно, спаяны в пакеты), отношение к окружающим тканям, коже и подкожной клетчатке (спаяны или нет), болезненные, безболезненные.

VI. Функции.

Дыхания. Ребенок в норме должен дышать носом. При затруднении дыхания, при сомкнутом рте крылья носа становятся подвижными. Затруднение носового дыхания обуславливает компенсаторное ротовое дыхание, при котором не смыкаются губы. Изменяется положение языка, что не безразлично для формирования зубных рядов и прикуса.

Глотание. В норме при акте глотания язык должен упираться в центральные резцы верхней челюсти, при нарушении глотания язык упирается, как правило, между зубами верхней и нижней челюсти, что ведет к формированию открытого прикуса или же упирается в резцы нижней челюсти, что ведет к развитию прогении. К клиническим признакам неправильного глотания относится повышенная активность мимической мускулатуры, особенно подбородочной мышцы и мышцы нижней губы. В литературе описан симптом «наперстка», по которому зрительно определяется напряжение подбородочной мышцы.

Жевание в норме должно быть активным и двухсторонним. При наличии кариеса жевание может быть односторонним или жевание осуществляется на передних зубах. Смещение нижней челюсти, связанные с нарушением функции жевания, заметно изменяют конфигурацию лица. Особенно демостративно выражены лицевые признаки при смещении нижней челюсти вперед. При этом появляются характерные клинические симптомы: «Капризное выражения лица» за счет неудобного выстояния нижней челюсти, выпячивание нижней губы и подбородка. При одностороннем жевании обнаруживается смещение нижней челюсти латерально, при этом обнаруживается ассиметрия лица и разная конфигурация углов нижней челюсти: угол ближе к прямому на стороне смещения и более тупой (развернутый) на противоположной стороне.

Речевая артикуляция.

Правильная речевая артикуляция языка, губ, щек, а также других жевательных и мимических мышц имеет немаловажное значение. Нечеткое произношение звуков речи свидетельствует о неправильной укладке языка, губ, нарушении формы зубных рядов. Недостаточная подвижность языка может нарушить процесс глотания и отчетливость произношения звуков речи. Под влиянием механического препятствия в виде укороченной уздечки языка в процессе речи происходят атипичные его движения. Смыкание губ при нормальном функционировании круговой мышцы губ, губы в спокойном состоянии смыкаются, при недостаточном развитии круговой мышцы губ отмечаются обнажение зубов при закрытом рте.

Открывание рта свободное, затрудненное.

Затрудненное открывание рта развивается при воспалительных процессах, длительные воспалительные процессы и рецидивирующие приводят к развитию микростомы (афты Сеттона, актиномикоз и др.). Затруднительное открывание характеризуются ограничением движения нижней челюсти, болезненностью.

Функции височно-нижнечелюстного сустава.

Причины остеоартрита в детском возрасте могут быть различны: травматическое воспаление сустава, травма, внутрисуставные, внесуставные переломы суставного отростка; гематогенный остеомиелит новорожденных с локализацией процесса в суставном отростке; одонтогенный острый и хронический остеомиелит, распространяющийся на ветвь челюсти и ее отростки; острые и хронические гнойные отиты с распространением воспаления на суставную впадину и далее на другие отделы височно-нижнечелюстного сустава. Развитию заболеваний суставов могут способствовать перенесенные инфекционные заболевания, нарушения прикуса или ортодонтическое аппаратурное лечение, связаное с перемещением нижней челюсти или завышением прикуса, а также заболевания височно-нижнечелюстного сустава юношеского возраста. Юношеский возраст характеризуется рядом анатомо-физиологических особенностей, являющихся главным образом следствием возрастной перестройки функции эндокринной системы. Одним из проявлений этих особенностей является возрастная диспропорция роста опорно-двигательного аппарата.

Функции слюнных желез.

Слюнные железы функционируют с момента рождения. В первое время секреция слюны незначительна, что и обусловливает некоторую сухость слизистой полости рта у детей в первые месяцы жизни. Однако, с 5-6 го месяца жизни слюноотделение значительно усиливается. Иногда дети не успевают своевременно проглатывать слюну и она непроизвольно вытекает изо рта (физиологическое слюноотделение).

Первоначальная пониженная деятельность слюнных желез объясняется незаконченным развитием центральной нервной системы и малыми размерами самих желез. На усиление саливации сказывается раздражение тройничного нерва прорезывающими зубами и введение в пищу ребенка густого прикорма.

У детей с расстройствами питания, особенно с гипотрофией, а также при лихорадочных заболеваниях и болезнях, сопровождающихся поносом, количество выделяемой слюны значительно снижено. Наоборот, при различных воспалительных процессах, возникающих в полости рта, саливация заметно увеличивается.

Проекция стенонова протока у новорожденных и детей раннего возраста иная, чем у взрослого. Проток расположен низко, имеет непрямой ход и открывается на расстоянии около 0, 8-1 см от переднего края жевательной мышцы. Околоушная железа более округлой формы и доходит до угла нижней челюсти.

VII. Вредные привычки: сосание пальцев, предметов, прикусывание губы, щеки, языка, состояние языка, давление языка на зубы.

При тщательном осмотре и опросе ребенка наличие вредных привычек можно обнаружить. При сосании пальцев и предметов, как правило, у ребенка развивается небо, выстояние верхних центральных резцов. Пальцы, которые сосет ребенок, имеют полированный блеск. При прикусывании губы, чаще нижней, у ребенка отмечается эксфолиативный хейлит; прикусывание щеки-белесая окраска слизистой в местах привычной травмы и только в участках слизистой доступных прикусыванию. Давление языка на зубы приводит к развитию открытого прикуса. Смещение челюстей приводит к развитию перекрестного прикуса.

VIII. Аномалии отдельных зубов и прикуса.

Данный раздел подробно описывается врачом ортодонтом.

IХ. Состояние прикрепления мягких тканей преддверия полости рта к альвеолярному отростку.

Структура мягких тканей полости рта влияет на развитие зубо-челюстных аномалий и состояние пародонта. Уздечки верхней и нижней губы бывают сильные, средние, слабые. Сильными они считаются в том случае, если они прикрепляются к межзубным сосочкам. Это приводит последние в движение при натяжении губы и способствуют развитию диастемы. Характеристика уздечек необходима при решении показания к их иссечению при диастеме.

Средними уздечками считаются те, которые прикрепляются к небному сосочку на 1-5 мм ниже его вершины (уздечка на нижней губе) и выше (уздечка на верхней губе). Слабыми называются уздечки, расположенные в переходной складке.

Уздечка языка.

По форме и плотности, а также особенностям соединения волокон с мышцами языка, различают пять видов уздечек, ограничивающих подвижность языка. При нормальной уздечке в состоянии физиологического покоя кончик языка прилегает к небной поверхности верхних фронтальных зубов. При укороченной уздечке язык поднимается недостаточно. К первому виду относятся тонкие, почти прозрачные уздечки, нормально прикрепленные к языку, но ограничивающие его подвижность в связи с незначительной протяженностью. Ко второму виду относятся также тонкие, полупрозрачные уздечки, прикрепленные близко к кончику языка и имеющие незначительную протяженность. При поднятии кончика языка в его центре образуется желобок. К третьему виду относятся уздечки, представляющие собой плотный, короткий тяж, прикрепленный близко к кончику языка. При выдвижении языка в результате натяжения уздечки кончик его подворачивается, а спинка выбухает. Облизывание верхней губы затруднено, а иногда невозможно. К четвертому виду относятся уздеки, тяж которых хотя и выделяется, но сращен с мышцами языка. Такие уздечки нередко наблюдаются у детей при врожденной расщелине губы и неба. К пятому виду относятся уздечки, тяж которых малозаметен, его волокна переплетаются с мышцами языка и ограничивают его подвижность.

Структура преддверия полости рта. Измеряется глубина преддверия путем оттягивания нижней губы в горизонтальном положении. Для измерения можно использовать палочки от эвикрола с нанесенными на них насечками. Расстояние преддверия измеряется в области резцов нижней челюсти от десны до переходной складки. Если расстоянии до 5 мм ,то преддверие оценивают как мелкое, от 5 до 10 мм-как среднее и больше 10 мм - глубокое.

Х. Особенности структуры твердых тканей зуба: гипоплазия системная, местная, флюороз, I,II,III ,IV степени, стираемость равномерная и неравномерная.

Системная гипоплазия относится к наиболее часто встречающмся аномалиям развития твердых тканей зуба и характеризуется наличием симметричных дефектов на группах зубов, развивающихся в одно и то же время. Гипоплазия эмали бывает в виде пятен, ямок, бороздок. Наличие на зубах гипоплазии указывает, что в период формирования и кальцификации этой группы зубов в растущем организме имело место резкое нарушение обмена веществ, что и привело к развитию гипоплазии эмали. Развитие гипоплазии молочных зубов относится к внутриутробному периоду новорожденности, постоянных – к раннему детству. Местная гипоплазия проявляется нарушением развития тканей зуба преимущественно в одном и,очень редко, в двух зубах одновременно. Возникает она в результате травмы фолликула или под влиянием хронического воспаления в периодонте молочного зуба. Такие зубы получили название «Зубов Турнера» по имени автора, впервые описавшего эту разновидность патологии.

Флюороз – эндемическое заболевание, встречающееся в местах с повышенным содержанием фтора в водоисточниках. Распространение флюороза зубов зависит не только от концентрации фтора в водоисточниках, но и от его содержания в продуктах питания. В местах с жарким климатом оно больше, чем в других климатических зонах с той же концентрацией фтора в воде. По нашим данным, к эндемическим очагом флюроза в России средней тяжести следует отнести области, где встречаются тяжелые формы этого заболевания, а также поражения молочных зубов. Для легкой степени более характерна меловая форма флюороза. При определении тяжести поражения детей флюорозом зубов пользуется классификацией, предложенной Р.Д. Габовичем (1947).

Первая степень характеризуется наличием меловых полос по режущему краю резцов и резущему краю резцов и рвущему бугру клыков.

Вторая степень – множественные меловые полосы или пятна, занимающие около половины поверхности коронок зубов.

Третья степень – меловые пятна, занимающие более половины поверхности коронки зубов.

Четвертая степень – меловидный цвет эмали всех зубов.

Стираемость молочных зубов.

Физиологическое стирание молочных зубов не всегда происходит равномерно. Нередко наблюдается стирание молочных моляров и резцов, в то время, как молочные клыки почти не стираются. При таких условиях возникают значительные затруднения при жевании и ребенок вынужден смещать нижнюю челюсть вперед – развивается принужденная прогения. Врачу терапевту, необходимо, в таком случае произвести сошлифовывание бугров у молочных клыков.


XI. Показатели кариеса. Даются условные обозначения, которыми пользуются для определения степени активности кариозного процесса.


Оценку состояния твердых тканей зуба определяют по индексу КПУ, который характеризует интенсивность кариеса, т.е. степень поражения зубов кариесом у одного ребенка. В постоянном прикусе подсчитывают индекс КПУ, в сменном- КПУ+ кп, в молочном кп, К – кариозные постоянные зубы, П- пломбированные постоянные зубы, У- удаленные постоянные зубы, к- кариозные молочные зубы, п- пломбированные молочные зубы.

Индекс КПУ зубов- это сумма кариозных, пломбированных и удаленных постоянных зубов у одного ребенка.

Индекс кп зубов – это сумма кариозных и пломбированных молочных зубов.

Индекс КПУ +кп зубов- это сумма кариозных и пломбированных постоянных и молочных зубов, а также удаленных постоянных зубов.

При определении интенсивности поражения молочных зубов кариесом удаленные зубы не учитываются ( в школьном возрасте), поскольку не всегда представляется возможным установить причину потери ( в результате физиологической смены или кариозного процесса).

При определении индекса кпу зуб, имеющий одновременно кариозную полость и пломбу, считается кариозным.

В связи с тем , что в одном и том же зубе может быть несколько кариозных полостей , помимо среднего количества кариозных зубов, определяют также среднее число кариозных полостей КП/кп полостей.

Зубы с деминерализацией эмали и глубокими фиссурами.

Очаговая деминерализация по характеру течения подразделяется на медленно и быстротекущую (Ю. А. Пахомов, 1982).

Клиническая картина показывает, что деминерализация эмали зубов проходит три стадии.

Ранняя стадия- белое пятно, размером 1-3 мм². На этой стадии развития , если у больного отсутствуют поражения в более развившейся, второй стадии деминерализации или третьей- дефекте, еще нельзя определить характер течения деминерализации.

Во –второй , развившейся стадии появляются отличительные признаки медленно- и быстротекущей деминерализации, характерна однородность изменений поверхности эмали.

При зондировании эмали поверхность шероховатая, но плотная. Интенсивность окрашивания очагов деминерализации метиленовым синим соответствует в среднем 45 баллам по 10-ти польной шкале оттенков синего цвета.

Быстротекущая деминерализация эмали во второй стадии отмечается активностью процесса.

Очаги деминерализации теряют четкие границы, их края становятся расплывчатыми. Поверхность эмали шероховатая, матовая. Зонд легко застревает в участке деминерализации. Эмаль теряет плотность, легко соскабливается экскаватором. Интенсивность окрашивания = 60 баллам. Быстротекущая деминерализация переходит в третью стадию- стадию дефекта. На этой стадии также отмечаются характерные признаки для обоих форм поражения.

Определяются участки деминерализации после проведенного урока гигиены. Для более тщательного удалени зубного налета поверхность зуба смазывают 3% раствором иода, а затем обрабатывают ватными тампонама, смоченными перекисью водорода. Тщательно очищенные поверхности зубов высушиваются и осматриваются визуально. Е. В. Боровский и П.А.Леус(1976) рекомендуют для прижизненной окраски поверхностей зуба использовать 2% водный раствор метиленового синего. Метод основан на способности красителя проникать вглубь и фиксироваться в пораженной кариесом эмали, проницаемость которой при начальном кариесе увеличивается. На исследуемую поверхность зуба, высушенную и изолированную ватным тампоном, наносят краситель на 3 минуты. Излишки краски удаляют полосканием полости рта и визуально или с помощью таблицы регистрируют степень окрашивания(легкая, средняя, высокая). Участки эмали, не пораженные кариесом, красителем не окрашиваются.

Глубокие фиссуры необходимо дифференцировать с поверхностным кариесом. Для диагностики поверхностного кариеса нужно внимание и обязательная гигиеническая обработка полости рта. Дифференциально-диагностическим признаком глубокой фиссуры от поверхностного кариеса является отсутствие болевого симптома при зондировании.


^ Анатомо-физиологические особенности зубов у детей.

XII. Прорезывание и смена зубов: норма, преждевременное, запоздалое.

В данной графе учитываются сроки прорезывания исходя из литературных данных, а также индивидуально у каждого ребенка, исходя из его физического развития, состояния здоровья, перенесенных заболеваний. Указываются данные по срокам прорезывания А.А. Колесникова, 1978, а по окончательному формированию верхушечного отверстия, по данным Е.А. Абакумовой (Т.Ф. Виноградова, 1978).


^ СРОКИ ПРОРЕЗЫВАНИЯ ЗУБОВ, ФОРМИРОВАНИЯ И РАССАСЫВАНИЯ

КОРНЕЙ МОЛОЧНЫХ ЗУБОВ.

Зуб

Начало минерализации (внутриутробный период) , месяц

Сроки прорезывания, месяц

Окончание формирования, год

Начало рассасывания корней, год

I

4 1/2

6-8

К 2-му

5

II

4 1/2

8-12

К 2-му

6

III

7 1/2

16- 20

К 4-му

7

IV

7 1/2

14-16

К 5-му

8

V

7 1/2

20-30

К 4-му

7


^ СРОКИ ФОРМИРОВАНИЯ И ПРОРЕЗЫВАНИЯ ПОСТОЯННЫХ ЗУБОВ.


Зуб

Сроки закладки фолликула

Начало минерализации

Сроки прорезывания, год

Сроки формирования корней, год

I

8-й месяц внутриутробного периода

6-й месяц

6-8

10

2

8-й месяц внутриутробного периода

9-й месяц

8-9

10

3

8-й месяц внутриутробного периода

6-й месяц

10-13

13

4

2 года

2 ½ года

9-10

12

5

3 года

3 ½ года

11-12

12

6

6 месяц внутриутробного периода

9 –й месяц внутриутробного развития

5-6




7

3 года

3 ½ года

12-13

10

8

5 лет

8-й год

Различные

18-25

Не ограничено



^ СРОКИ ПРОРЕЗЫВАНИЯ, ОКОНЧАНИЯ РОСТА КОРНЯ В ДЛИНУ И ФОРМИРОВАНИЯ ВЕРХУШЕЧНОГО ОТВЕРСТИЯ ПОСТОЯННЫХ ЗУБОВ.

Зуб

Сроки формирования в годах

Полное прорезывание зуба

Окончание роста корня в длину

Формирование верхушечного отверстия

1|1

6-8

8

9-13,14

2|2

7-9

8

9-12,13

1|1

6-8

6

7-11,13

2|2

7-9

8

8-11,13

6|6

5-8

8

8-10,12


Изучение клинико-рентгенологических и патоморфологических данных о более ранней резорбции корней молочных и прорезывании постоянных зубов позволяет четко дифференцировать физиологические и патологические варианты этого явления. Физиологическое по сущности, но более раннее по срокам рассасывания корней молочных зубов и соответствующее прорезывание постоянных зубов, являющееся выражением общесоматической акселерации развития ребенка и характеризующиеся полноценным функциональным соотношением всех органов полости рта, следует называть ускоренными. Оценкой ускоренного физического развития служат основные показатели общесоматического роста детей: рост, вес, прорезывание зубов, оссификация костей, половое развитие. В частности, у дошкольников и детей младшего и среднего возраста показатели ускоренного развития организма являются гармоничные, взаимообусловленные клинические отклонения антропометрических показателей и количества прорезавшихся зубов в сторону их увеличения, у детей старшего возраста- антрометрические показатели и уровень полового развития. Дополнительно отмечают данные рентгенологического обследования уровня оссификации скелета.

В противоположность этому, более раннее рассасывание корней молочных зубов, обусловленное включением патологического процесса, целесообразно назвать преждевременным. Патологическая резорбция корней молочных зубов в большинстве случаев является следствием воспалительного процесса в периодонте. Основной ее чертой является потеря взаимообусловленности между темпами развития молочных и зачатков постоянных зубов, нарушения закономерности рассасывания корней. Интенсивность резорбции определяется местно, в первую очередь, давностью и активностью воспалительного процесса в периодонтите, при котором патологические грануляции резорбируют корень молочных зубов. При этом ведущим рентгенологическим признаком является деструкция или отсутствие кости между корнями молочных и зачатками постоянных зубов. При патологической резорбции отмечается разобщение корней молочных и зачатков постоянных зубов за счет смещения зачатков постоянных зубов медиально, дистально или к краю челюсти. При этом патологически резорбироваться могут и сформированные и несформированные молочные зубы, а в зависимости от глубины воспалительного процесса не только корни молочного зуба, но и рядом стоящие зубы и зачаток постоянного зуба.

Причинами патологической резорбции корней молочных зубов наряду с храническим воспалением периодонта могут быть новообразования (киста, адомантинома, саркома, рак) и другие системные заболевания , а также идеопатическая резорбция.

Клинико-рентгенологические наблюдения с точки зрения активности резорбции корней молочных безпульповых зубов показали, что следует выделять:

-резорбцию лишенных живой пульпы, депульпированных( леченных и нелеченных) молочных зубов с интактным периодонтом. Резорбция в таких зубах будет замедленной из-за отсутствия пульпы, принимающей в норме участки в резорбционном процессе.

-резорбцию лишенных живой пульпы депульпированных (леченных и нелеченных) молочных зубов при явлениях хронического, продуктивного воспаления в периодонте, которое вышло за пределы периодонтальной щели молочного зуба. Такая резорбция будет патологически ускоренной, т.е. преждевременной, вследствие активной резорбции корней молочных зубов грануляциями.

Прорезывание зубов у детей является физиологическим актом и обычно протекает без осложнений.

Целесообразно выделять следующие группы болезней прорезывания зубов у детей:

  • затрудненное прорезывание при сверхкомплектных зубах ( при блокаде фолликула костным слоем или соединительной тканью),

  • задержанное прорезывание при ретенции зуба( при наличии места в челюсти, анкилозе зуба, при незаконченном развитии зуба – прорезавшемся или непрорезавшемся),

  • преждевременное прорезывание ( раннее прорезывание молочных зубов, в 1-2 месяца жизни ребенка, прорезывание постоянных с недостаточно сформированными корнями, менее 1/3 длины корня),

  • осложненное прорезывание при острых перикоронаритах ( со стоматитами и без них), острых маргинальных периоститах, пародонтальных и фолликулярных кистах .

XIII.Состояние слизистой оболочки полости рта и языка.

Эпителиальный покров слизистой полости рта отличается нежностью и некоторой сухостью. Окраска слизистой из-за богатства кровеносными сосудами яркая. У детей раннего возраста имеются анатомические особенности в строении слизистой оболочки полости рта. Вдоль средней линии на твердом небе почти всегда заметны желтовато-белые точки, так называемые боновские узелки. По краю десневого валика тянется плотный волнообразный валик, это складка Робена-Мажито, наиболее выражена на участке между местами прорезывания в будущем клыков. Наружная часть слизистой губ имеет поперечную исчерченность в виде маленьких подушечек беловатого цвета, разделенных между собой довольно глубокими бороздками( валики Пфаундлера-Люшка).

Железы Серра – эти образования обычно рассасываются после рождения ребенка, но могут обнаружиться в 5 и 6 месяцев. Железы Серра – плотные малоподвижные, округлые образования серовато-перламутрового цвета, имеют блестящую поверхность. Величина их варьирует в пределах от 1 до 5 мм в диаметре , количество их 3-10. Они располагаются в области непрорезавшихся моляров и фронтальных зубов.

При начинающейся патологии меняется цвет, появляется ограниченное скопление эсскудата, разрастание ткани, дефекты слизистой оболочки полости рта и языка.

XIV. Состояние пародонта.

Пародонт представляет собой сочетание нескольких тканей и включает: десну, пародонтальную связку, альвеолярную кость, цемент.

Десна, образованная эпителием и соединительной тканью, не имеет подслизистого слоя, и прикрепляется к альвеолярному отростку. В ней различают межзубной десневой сосочек и десневую бороздку (мелкий желобок вокруг шейки зуба, образованный десной и эпителиальным прикреплением десны к цементу корня зуба).

В строении десны у детей имеются особенности: она более васкуляризована, эпителий имеет более тонкий слой ороговевших клеток, в связи с чем окраска десны более яркая, имеет более выраженную зернистость поверхности из-за незначительного углубления эпителиальных сосочков; отличается небольшой плотностью соединительной ткани; характеризуется большей глубиной десневых бороздок; в период прорезывания зубов десневой край имеет округлые края с явлениями отека и гиперемии.

Ведущим симптомом всех заболеваний пародонта является воспаление. Клинические признаки воспаления: изменение окраски, объема десневых сосочков.

Десневой желобок представляет собой плотную соединительную ткань, окружающую корни зубов и имеющую в своем составе Шарпеевы волокна, которые содержатся в цементе корней и в альвеолярной кости, обеспечивая прочность фиксации зубов в лунках. Измерение десневых и пародонтальных карманов проводят с использованием градуированных зондов или гладилок.

Пародонтальная связка у детей имеет особенности: она расширена, имеет тонкие, нежные волокна, отличается гидротацией за счет усиленного лимфо- и кровоснабжения.

Ложные пародонтальные карманы образуются вследствие воспалительного отека или гипертрофии десневых сосочков, что в свою очередь обусловливает увеличение глубины карманов. Однако, повреждения прикрепленного эпителия и обнажение цемента корня не происходит.

Истинные патологические карманы образуются при разрушении эпителиального прикрепления вследствие патологического процесса. Происходит обнажение цемента корня. Наличие патологического кармана сопровождается развитием деструктивных изменений в альвеолярной кости, выявляемых рентгенологически. В карманах определяется серозное или гнойное отделяемое.

Для диагностики заболевания краевого пародонта у детей, определения степени распространения патологического процесса, выявления причинных факторов, оценки эффективности лечения и т.д., применяют специальные методы диагностики и диагностические индексы, пробы, проба Шиллера-Писарева – используется для определения степени распространения воспалительного процесса в тканях. Эта проба проводится следующим образом. Томпоном, смоченным раствором (иода – 1 г, иодид калия – 2 г, дисциллированная вода – 40 мл) окрашивают десну и по интенсивности окрашивания определяют распространенность воспалительного процесса. Наиболее интенсивное окрашивание десны наблюдается на участках хронического воспаления за счет прижизненной окраски гликогена, содержание которого в десне увеличивается при воспалительных процессах.

Индекс РМА подсчитывается следующим образомя: воспаление десневого сосочка (Р) оценивается в 1 балл; воспаление края десны (М) – в 2 балла; воспаление альвеолярной десны (А) – в 3 балла.

Индекс РМА = сумма РМА х 100% ,

3х число зубов

где сумма РМА определяется при сложении всех наивысших оценок состояния десны у каждого зуба. Оценка: значение индекса до 30% - легкая степень, до 60 % - средняя степень, более 60% - тяжелая степень воспаления.


ХV. Состояние гигиены полости рта.

Отложения на зубах представляют собой инородное вещество различной консистентности и цвета. Эти наслоения на твердые зубные ткани приводят или только к изменению цвета зубов, или к более глубоким изменениям в самих зубах и даже в окружающих их опорных тканях. Различают мягкие (налеты) и твердые (зубной камень) отложения.

Белый мягкий налет покрывает, чаще всего, пришеечные участки коронки зуба и межзубные промежутки. Он наблюдается у людей плохо ухаживающих за зубами или же незнающих методики чистки зубов.

Зеленый мягкий налет называется пристлеевой массой. Причиной его появления является развитие гриба, производящего хлорофилл. В связи с этим такое отложение наблюдается в большей степени на передних зубах, которые подвергаются действию света. Чаще это наблюдается на зубах верхней челюсти.

Мягкий зубной налет - зубная бляшка содержит большое количество микроорганизмов. В процессе ее образования различают три этапа:

  1. образование основной белковой пленки – пелликулы и появление на ней первых осевших микроорганизмов;

  2. образование очагов микроколонний бактерий;

  3. постепенное слияние микроколоний в сплошной слой микробного налета .

Зубная бляшка не снимается при чистке зубов, ее необходимо удалять механически (провести профессиональный урок гигиены).

Зубной наддесневой камень обычно различают по цвету, реже - по твердости. С определенным цветом совпадает и оценка некоторых других свойств зубного камня, а именно, твердость, быстрота образования. Чем светлее зубной камень, тем он менее плотен и тверд, тем быстрее он образуется и в большом количестве откладывается.

Поддесневой зубной камень отличается от наддесневого не только локализацией и происхождением, но и своими свойствами. Он откладывается на корне зуба под десневой в виде очень плотных, темных зернистых наслоений в результате расстройства обменных процессов.

Гигиенический индекс.

Методика, предложенная Ю.А. Федоровым (1963), заключается в следующем. После окрашивания зубов иодсодержащим раствором или же настойкой йода, количество налета оценивают в баллах:

1 балл – нет налета:

2 балла – налет выявлен на 1\4 поверхности зуба,

3 балла- налет занимает до 1\2 поверхности зуба,

4 балла – налет покрывает 3\4 поверхности зуба,

5 баллов – налет покрывает зуб полностью от шейки зуба до режущего края.
^

Подобным образом исследуют вестибулярные поверхности шести зубов 321I 123, определяют индекс, находя среднее арифметическое значение от суммы баллов. (М).


Гигиена полости рта определяется данными: ГИ 1,1-1,4-хорошая, ГИ 1,5-1,8 – удовлетво-рительная , ГИ 1,9-2,5 – неудовлетворительная , ГИ 2,6-3,8 - плохая, ГИ 3,9-5,0 – очень плохая.

Для закрепления навыков ребенка по гигиене полости рта необходимо систиматическое повторение уроков гигиены на приеме у стоматолога, расспрашивая ребенка или родителей в определенной последовательности: когда, сколько раз, чем и как ребенок чистит зубы. Выясняется вид зубной щетки, ее хранение и сроки ее смены.

ХVI. Дополнительные методы исследования (рентгенография, клинические анализы.).

В результате комплексного обследования ребенка выносится диагноз. Он складывается из

определения степени активности кариеса: компенсирования, субкомпенсированная и декомпенсированная форма и является ведущим компонентом диагноза.

Метод определения степени активности кариеса зубов у детей по показателю индексов интенсивности: КПУ, кп, КПУ+кп.

Комитет экспертов ВОЗ (1962) рекомендовал при изучении заболеваемости детей кариесом зубов использовать три основных показателя: распространенность, интенсивность, (по индексам КПУ, кп, КПУ+кп) и прирост интенсивности. Из указанных показателей интенсивность и прирост интенсивности отличаются способностью характеризовать кариес зубов у каждого отдельного ребенка и небольшой группы детей, объединенных возрастом, общесоматическим статусом, местом жительства и так далее.

Распростаненность кариеса определяется количеством лиц, у которых обнаружены кариозные молочные или постоянные зубы. Этот показатель выражается в процентах. Этот показатель может снижаться у детей (4-7-е классы), что вероятно, обусловлено сменой кариозных зубов здоровыми постоянными. Он может вновь возрастать, у детей 10-х классов. Средняя интенсивность кариеса у школьников определяется по показателям индексов КПУ, кп; КПУ+кп . Чтобы найти среднее арифметическое М делят сумму, полученную в результате сложения индексов КПУ или кп на число детей, пораженных кариесом. Допустим у 300 детей кариесом сумма с КПУ составила 600 зубов, 600 делят на 300 и получаем среднее значение обозначаемой буквой

E

М = -----, где E обозначает сумму, n- количество наблюдений, мерой разброса

n

результатов является + m


Около средней «М» должно быть среднее квадратичное отклонение, обозначаемое «м». В статистике известно, что преобладающее число возможных вариантов числового значения признака в каждой возрастно-половой группе чаще укладывается в пределах М. Все, что больше или меньше значения М, составляет исключение или встречается реже.

В каждой возрастной группе имеются свои показатели интенсивности, при этом отмечается тенденция, позволяющая объеденить возрастные группы с учетом современного деления средней школы по классам и согласно принятому в статистике делению совокупности по качественно однородному составу патологии (Т.Ф. Виноградова, 1976).

Первую возрастную группу должны составлять дети 7-10 лет (1-3 классы). Например, наши данные 8-10 лет, поскольку обследование 1-х классов мы проводили в конце учебного года и дети были в возрасте 7 лет и 7 месяцев) .У детей 8-10 лет преобладал кариес молочных зубов. КПУ =2,4 зуба , кп = 3,2. Средняя (М) интенсивность кариеса КПУ+кп=5,6.

Вторую возрастную группу должны состалять дети 11-14 лет (4-11 классы). У детей преобладающей патологией является кариес постоянных зубов КПУ =3,9;кп=1,9. У детей второй возрастной группы средняя интенсивность (М) кариеса по сумме КПУ+кп=5,8.

Третью возрастную группу должны составлять дети 15-18 лет (8-10 классы). В этом возрасте патология формируется за счет кариеса только постоянных зубов, КПУ=4,59.

После вычисления средней арифметической (М) по трем группам можно определить активность кариозного процесса у каждого ребенка.

Дети с интенсивностью кариеса, равной среднему значению (М) или меньше его, могут считаться имеющими I степень активности кариеса или компенсированную форму.

Дети с интенсивностью кариеса (по индексам КПУ,кп, КПУ+кп) выше среднего значения на 3 , т.е. М+3 (если каждая равна единице) имеют II степень активности кариеса или субкомпенсированную форму.

Дети с интенсивностью кариеса выше, чем показатель, равный М+3, или при меньшем значении интенсивности, но с признаками начального кариеса (мелового пятна), локализацией патологического процесса в области иммунных зон, кариозными полостями, не имеющими тенденции к ограничению патологического процесса и т.д., имеют III степень активности кариеса, или декомпенсированную форму. На основе расчетов, проведенных для трех возрастных групп школьников, была составлена таблица, ориентирующая врача в его работе.

Таблица. Распределение детей на группы по степени активности.


Возраст ребенка

Степень активности кариеса

Расчет по сигналным отклонениям

Цифровое значение интенсивности

1 группа 8-10 лет

(1-3 класс)

I степень (компенсированная форма),

II степень (субкомпенсированная форма),

III степень (декомпенсированная форма).

До среднего значения М


М+3


М+3

КПУ+кп до 5,6


КПУ+кп от 5,9 до 8,8


КПУ+кп 8,9

2 группа 11-14 лет (4-7 класс)

I степень (компенсированная форма),

II степень (субкомпенсированная форма),

III степень (декомпенсированная форма)

До среднего значения М


М+3


М+3

КПУ+кп до 5,8


КПУ+кп от 5,8 до 8,8


КПУ+кп 8,8

3 группа 15-18 лет (8-10 класс)

I степень (компенсированная форма).

II степень (субкомпенсированная форма)

III степень (декомпенсированная форма)

До среднего значения М


М+3


М+3

КПУ до 4,59


КПУ от 4,59 до 7, 59


КПУ 7,59



2. Состояние пародонта.

3. Аномалии отдельных зубов и прикуса.

4. Состояние прикрепления мягких тканей.

5. Состояние гигиены полости рта.

Диспансерная группа. Формируется врачом в соответствии с полученными данными осмотра и исследования ребенка во время санации.

Первая группа – здоровые (I, II и III группы здоровья) и практически здоровые дети, имеющие интактные зубы, здоровый пародонт, правильное расположение зубов и соотношение челюстей (некоторые отклонения могут быть приняты как вариант нормы). У этих детей правильно протекают функции откусывания, разжевывания и проглатывания пищи, дыхания, речи, функция смыкания губ и др.

  • Здоровые и практически здоровые дети ( I ,II, III группы здоровья), имеющие компенсированную форму кариеса;

  • Гингивиты, обусловленные негигиеническим содержанием полости рта,некачественными пломбами, отсутствием функции зубов, другими местными факторами;

  • Дети, у которых специальными методами диагностированы “одонтогенные очаги”;

  • Дети, которым большие дефекты твердых тканей устранены вкладками;

  • Нуждающиеся в ортодонтическом лечении (в порядке контроля);

  • Нуждающиеся в лечении у хирурга стоматолога, с аномалиями развития и перенесшие воспалительные и травматические процессы, оперированные по поводу опухолей;

  • Нуждающиеся в лечении у других специалистов педиатрического профиля.

^ Вторая группа – дети с хроническими заболеваниями внутренних органов (IV и V группы здоровья), имеющие здоровые зубы, здоровый пародонт, правильное расположение зубов и соотношения челюстей. У этих детей правильно формируются основные функции полости рта;

  • здоровые и практически здоровые дети ( I,II,III группы здоровья), имеющие субкомпенсированную форму кариеса;

  • дети, имеющие гингивиты, обусловленные аномалиями прикуса, и находящиеся на лечении у ортодонта:

  • принятые на аппаратурное ортодонтическое лечение (в порядке контроля по договоренности и спискам, представленным ортодонтом).

^ Третья группа – дети с хроническими заболеваниями внутренних органов (IV, V группы здоровья) с суб-и декомпенсированной формой кариеса;

  • здоровые и практически здоровые дети (I,II,III группы здоровья) с декомпенсированной формой кариеса;

  • дети с локализованным и генерализованным пародонтитом;

  • дети, имеющие гингивиты, обусловленные заболеваниями внутренних органов (диабет, нейтропении, дисгаммаглобулинемии и др.)

  • дети, имеющие начальные формы кариеса, диагностированные специальными методами;

  • дети, находящиеся на комплексном лечении стоматологческих заболеваний, с патологией, протекающей в тяжелой форме: суб-и декомпенсированное течение кариеса, болезни пародонта, деформации прикуса, дети, нуждающиеся в хирургических методах коррекции аномалий и др. (в порядке контроля).

Четвертая группа (дети дошкольного учреждения).

  • дети, рожденные от матерей с экстрагенитальными заболеваниями (гипотрофия, туберкулез, нефропатии, ревматизм, эндокринные заболевания) и перенесших токсикозы беременности;

  • дети, рожденные переношенными;

  • дети, перенесшие в период новорожденности гемолитическую болезнь, гнойносептические заболевания, имевшие хронические расстройства питания, рахит и гиповитаминоз;

  • дети с увеличением вилочковой железы.

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Методическия рекомендации для практических занятий icon Методические рекомендации для практических занятий

Методическия рекомендации для практических занятий icon Методические рекомендации для практических занятий

Методическия рекомендации для практических занятий icon Методические рекомендации для практических занятий

Методическия рекомендации для практических занятий icon Методические рекомендации для практических занятий

Методическия рекомендации для практических занятий icon Методические рекомендации для практических занятий

Методическия рекомендации для практических занятий icon Методические рекомендации для практических занятий

Методическия рекомендации для практических занятий icon Методические рекомендации для практических занятий

Методическия рекомендации для практических занятий icon Методические рекомендации для практических занятий Тема

Методическия рекомендации для практических занятий icon Методические рекомендации для (практических) занятий тема

Методическия рекомендации для практических занятий icon Методические рекомендации для (практических) занятий тема

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы