«Детские болезни» icon

«Детские болезни»





Название«Детские болезни»
страница1/12
Дата31.01.2013
Размер3.38 Mb.
ТипРуководство
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


«БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА

ПО ЗДРАВООХРАНЕНИЮ И СОЦИАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ»


НЕОНАТОЛОГИЯ




Руководство для самостоятельной работы


по дисциплине «Детские болезни» для студентов,

обучающихся по специальности 060103 - Педиатрия


Уфа - 2008

УДК 616-053.031 (07)

ББК 57.32я7

Н52

Неонатология: Руководство для самостоятельной работы / Составители: доцент Л.Д.Панова, проф. Э. Н. Ахмадеева. - Уфа, 2008. - 208 с.


Руководство подготовлено в соответствии с типовой программой дисциплины «Детские болезни» (М., ГОУ ВУНМЦ, 2000 г.) на основании рабочей программы (2008 г.), действующего учебного плана (2000 г.) и в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 060103 – Педиатрия (2000 г.).

Издание является инструкцией к усвоению и закреплению знаний студентов по детским болезням в аудиторное и внеаудиторное время и содержит перечень знаний и умений, необходимых для формирования профессиональных компетенций, вопросы и задания для самоподготовки, аттестационные педагогические измерительные материалы.

Руководство предназначено для студентов, обучающихся по специальности 060103 – Педиатрия.

Рекомендовано в печать по решению Координационного научно-методического совета и утверждено на заседании Редакционно-издательского совета ГОУ ВПО «Башкирский государственный медицинский университет Росздрава».


Рецензенты: Л.Ф.Латыпова, профессор кафедры неотложной педиатрии и детской хирургии ИПО БГМУ, доктор медицинских наук; В.Р.Амирова, профессор кафедры госпитальнойпедиатрии, доктор медицинских наук

Башкирский государственный

медицинский университет, 2008
^

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


«БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА

ПО ЗДРАВООХРАНЕНИЮ И СОЦИАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ»


КАФЕДРА ГОСПИТАЛЬНОЙ ПЕДИАТРИИ

С КУРСОМ ПОЛИКЛИНИЧЕСКОЙ ПЕДИАТРИИ


^

НЕОНАТОЛОГИЯ




Руководство для самостоятельной работы


по дисциплине «Детские болезни» для студентов, обучающихся по специальности 060103 - Педиатрия


Уфа - 2008

СОДЕРЖАНИЕ:


Занятие 1. Эмбриофетопатии новорожденных.

Перинатальная патология ЦНС 5

Занятие 2. Желтухи новорожденных 37

Занятие 3. Анемический и геморрагический синдром

новорожденных 71

Занятие 4. Респираторная патология новорожденных 108

Занятие 5. Заболевания ЖКТ у новорожденных.

Инфекционно-воспалительные заболевания

новорожденных. 145

Занятие 6. Недоношенные дети с экстремально низкой

массой тела (ЭНМТ) при рождении 178

Тема 7. Неинфекционные заболевания кожи 203

новорожденных (для СРС)


^ ЗАНЯТИЕ 1. ЭМБРИОФЕТОПАТИИ НОВОРОЖДЕННЫХ. ПЕРИНАТАЛЬНАЯ ПАТОЛОГИЯ ЦНС.

1.Тема и ее актуальность.

Эмбриофетопатии новорожденных. Перинатальная патология ЦНС.

^ Актуальность темы обусловлена тем, что церебральная патология является ведущей причиной не только заболеваемости и смертности, но и тяжелой инвалидизации в последующем онтогенезе. По данным Американской Ассоциации педиатров 4-6% населения в мире страдают органическим поражением головного мозга, большая часть которых обусловлена неблагоприятным течением перинатального периода. В структуре ранней детской инвалидности перинатальные поражения нервной системы составляют 60-70%. Таким образом, прогнозирование церебральной патологии, ранняя диагностика, адекватная реанимационная помощь и адекватная интенсивная терапия является резервом снижения перинатальных и интеллектуальных потерь.

Современная своевременная диагностика и ранее проведение диетотерапии нередко полностью коррегируют нарушения психического развития у детей, страдающих наследственными нарушениями обмена.

Диагностика хромосомной патологии необходима для проведения генетического консультирования и дальнейшего планирования семьи. В последние годы возросли возможности антенатальной диагностики этих заболеваний на ранних сроках беременности, что предотвращает рождение больного ребенка.



2. Учебные цели:

- овладение алгоритмом диагностики, лечения и профилактики эмбриофетопатий новорожденных и перинатальной патологии ЦНС, умение оказать неотложную помощь при токсических эмбриофетопатиях, отеке мозга, судорожном синдроме;

- формирование клинического мышления;

- формирование врачебное профессионального поведения, основанного на деонтологических принципах взаимоотношений с матерью младенца с церебральной патологией;

- формирование умственных, сенсорных и моторных навыков, необходимых врачу-педиатру для выполнения своих профессиональных обязанностей.

Для формирования профессиональных компетенций студент должен знать (исходные базисные знания и умения):
^

- анатомо-физиологические особенности нервной системы у новорожденных;


  • методику исследования новорожденного по органам и системам, особенности исследования неврологического статуса;

  • оценку тяжести асфиксии по шкале Апгар;

  • этиопатогенез хромосомных, токсических, эндокринных эмбриофетопатий и другой перинатальной патологии ЦНС (наследственные нарушения метаболизма, ВАР, гипоксические и травматические повреждения, нейроинфекции);

  • современную клиническую классификацию перинатальной патологии ЦНС в соответствии с МКБ Х пересмотра;

  • клинические проявления эмбриофетопатий и другой перинатальной патологии ЦНС, основные симптомы и синдромы в зависимости от локализации поражения в раннем и восстановительном периодах;

  • пренатальную и постнатальную диагностику эмбриофетопатий новорожденных, современные лабораторно-инструментальные методы исследования ЦНС (определение альфа-фетопротеина, ЯМР, КТ, НСГ, ликворологическое исследование и др.), медико-генетическое консультирование;

  • дифференциальную диагностику церебральной патологии различного генеза;

  • лечение перинатальных поражений ЦНС в остром, раннем и позднем восстановительном периодах в зависимости от основных синдромов;

  • особенности наблюдения при хромосомных эмбриофетопатиях;

  • объем неотложной и интенсивной терапии при различных синдромах (алкогольный синдром плода, медикаментозная депрессия плода, никотиновая и наркотическая интоксикация, судорожный синдром, отек мозга, кома и др.);

  • прогноз и профилактику эмбриофетопатий новорожденных и другой перинатальной патологии ЦНС;

^ Для формирования профессиональных компетенций студент должен уметь:

  • целенаправленно собрать анамнез матери, по акушерскому диагнозу оценить степень риска эмбриофетопатий и перинатальной патологии ЦНС;

  • провести оценку соматического и неврологического статуса новорожденного;

  • оценить основные симптомы повреждения ЦНС и выделить ведущий синдром;

  • составить план обследования больного новорожденного (клинический и биохимический анализ крови, мочи, микроскопическое и бактериологическое исследование спинно-мозговой жидкости, гистология и бактериологическое исследование плаценты, иммунограмма, ИФА и ПЦР крови на специфические инфекции, коагулограмма, ЭКГ, ЭхоКГ, КЩР крови, АД, рентгенограмма ОГК; УЗИ ОБП), интерпретировать результаты дополнительных методов исследования (НСГ, ЯМР, КТ, ЭЭГ , кариотип и др.);

  • провести дифференциальный диагноз эмбриофетопатий и перинатальной патологии ЦНС различного генеза;

  • сформулировать диагноз согласно современной классификации по МКБ Х пересмотра, используя диагностические критерии;

  • организовать уход, вскармливание в зависимости от тяжести состояния с учетом принципов гуманистической перинатальной медицины и лечение новорожденному с перинатальной патологией ЦНС в остром и восстановительном периодах в зависимости от ведущего синдрома;

  • оказать неотложную помощь и назначить интенсивную терапию в зависимости от ведущих синдромов;

  • проводить профилактику эмбриофетопатий и перинатальных поражений ЦНС;

  • составить план диспансерного наблюдения и профилактических мероприятий при выписке ребенка на педиатрический участок;

  • провести беседу с мамой больного новорожденного (объяснить причины перинатальной патологии, убедить в необходимости сохранения грудного вскармливания, предупредить о возможных последствиях, научить уходу);

- самостоятельно работать с учебной информацией, вести поиск информации;

- владеть профессиональным языком, медицинской терминологией;

- проводить научно- исследовательскую работу по теме занятия.


Внеаудиторная самостоятельная работа студентов

3. Материалы для самоподготовки к освоению данной темы:

3.1. Вопросы для самоподготовки:

Эмбриофетопатии новорожденных.

Хромосомные (трисомия 13, 18, 21 хромосом). Клиника. Диагностика. Диф.диагноз. Особенности наблюдения. Прогноз.

Токсические (алкогольный синдром плода, лекарственная дисморфия, медикаментозная депрессия плода, никотиновая и наркотическая интоксикация). Клиника. Диагностика. Диф.диагноз. Лечение. Неотложная и интенсивная терапия. Профилактика. Исходы.

Эндокринные. Определение. Клинические разновидности. Пренатальная диагностика эмбриофетопатий. Медико-генетическое консультирование.


^ Перинатальная патология ЦНС

Пренатальные повреждения (наследственные нарушения метаболизма, хромосомные болезни, врожденные аномалии развития). Клиника. Пренатальная и постнатальная диагностика. Определение альфа-фетопотеина. Роль ядерно-магнитного резонанса (ЯМР), КТ и НСГ. Диф.диагноз. Профилактика. Лечение. Прогноз.

^ Перинатальные повреждения ЦНС (гипоксического и травматического генеза). Клиника в остром и восстановительном периодах. Основные синдромы восстановительного периода. Диагностика. Диф.диагноз. Прогноз. Лечение.

Нейроинфекции (внутриутробные, постнатальные). Этиология. Патогенез. Клиника менингита и менингоэнцефалита. Диагностика, роль ликворологического исследования. Лечение. Синдромальная терапия. Лечение осложнений. Исходы.

Диф.диагноз церебральной патологии у новорожденных.


^ 3.2. После изучения материала заполните в тетради для самоподготовки следующие таблицы:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

«Детские болезни» iconВ. П. Бисярина детские болезни

«Детские болезни» iconДетские инфекционные болезни

«Детские болезни» iconПрактических занятий по дисциплине детские инфекционные болезни раздел №5

«Детские болезни» iconВопросы для курсового экзамена по специальности «Детские болезни»

«Детские болезни» iconМетодические указания для студентов по дисциплине детские инфекционные болезни 2008 г

«Детские болезни» iconРабочая учебная программа по дисциплине детские инфекционные болезни Для специальности 00200

«Детские болезни» iconЛекций для студентов 6 курса по дисциплине «Детские болезни, эндокринология, общая физиотерапия»

«Детские болезни» icon«Детские болезни»
Руководство предназначено для студентов, обучающихся по специальности 060103 педиатрия
«Детские болезни» iconСпециальность: педиатрия дисциплина: Детские болезни, эндокринология, общая физиотерапия Ситуационная

«Детские болезни» iconЛекций для студентов 5 курса Xсеместр по дисциплине «Детские болезни, эндокринология, общая физиотерапия»

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2019
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы