«Детские болезни» icon

«Детские болезни»





Название«Детские болезни»
страница1/9
Дата30.01.2013
Размер1.39 Mb.
ТипРуководство
  1   2   3   4   5   6   7   8   9
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО ЗДРАВООХРАНЕНИЮ И

СОЦИАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ»


ДЕТСКАЯ ГЕМАТОЛОГИЯ


Руководство для самостоятельной работы

по дисциплине «Детские болезни» для студентов 6 курса,

обучающихся по специальности 060103 - Педиатрия


Уфа - 2008


УДК 616.15 - 053.2 (07)

ББК 54.11 + 57.3я7

М19


Детская гематология: Руководство для самостоятельной работы /Составители: проф. О.А.Малиевский, Э.Н.Ахмадеева.- Уфа, 2008.- 77 с.


Руководство подготовлено в соответствии с типовой программой дисциплины «Детские болезни» (М., ГОУ ВУНМЦ, 2000 г.) на основании рабочей программы (2008), действующего учебного плана (2000 г.) и в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 060103 – Педиатрия (2000 г.).

Издание является инструкцией к усвоению и закреплению знаний студентов по детским болезням в аудиторное и внеаудиторное время и содержит перечень знаний и умений, необходимых для формирования профессиональных компетенций, вопросы и задания для самоподготовки, аттестационные педагогические измерительные материалы.

Руководство предназначено для студентов, обучающихся по специальности 060103 – педиатрия.

Рекомендовано в печать по решению Координационного научно-методического совета и утверждено на заседании Редакционно-издательского совета ГОУ ВПО «Башкирский государственный медицинский университет Росздрава».


Рецензенты: Р.А.Ахметова, профессор кафедры педиатрии ИПО,

доктор медицинских наук

Р.Ф.Гатиятуллин, профессор кафедры госпитальной педиатрии, доктор медицинских наук


Башкирский государственный

медицинский университет, 2008


СОДЕРЖАНИЕ:


Занятие 29. Депрессии кроветворения 4


Занятие 30. Наследственные гемолитические анемии 21


Занятие 31. ДВС-синдром 34


Занятие 32. Тромбоцитопатии 46


^ ЗАНЯТИЕ №29. ДЕПРЕССИИ КРОВЕТВОРЕНИЯ


1. Тема и ее актуальность. Апластические анемии являются одной из наиболее тяжелых видов патологии системы кроветворения в детском возрасте. Это гетерогенная группа заболеваний, характеризующихся угнетением одного или нескольких ростков костного мозга. Причиной развития аплазии кроветворения могут являться как наследственные факторы, так и действие экзогенных причин. Практически во всех случаях заболевание отличается полисиндромной клинической картиной (анемический, геморрагический, гнойно-септический, интоксикационный синдромы, язвенно-некротическия поражения слизистых), тяжелым течением с частым развитием гнойно-септических, геморрагических и других видов осложнений, что определяет высокую летальность больных детей.

При проведении диагностического поиска при апластической анемии часто возникает необходимость проведения дифференциальной диагностики с заболеваниями, протекающими с геморрагическим (тромбоцитопеническая пурпура, острый лейкоз), анемическим (железодефицитная и другие виды анемий) и гнойно-септическим синдромами (язвенно-некротическая ангина).

Разработка и внедрение современных методов лечения (антилимфоцитарный глобулин, трансплантация костного мозга, препараты интерферона, колониестимулирующие факторы) позволили существенно улучшить прогноз при данном заболевании.

В Республике Башкортостан лечение детей с апластическими анемиями осуществляется в онкогематологическом отделении Республиканской детской клинической больницы.

^ 2. Учебные цели: владеть алгоритмом постановки предварительного диагноза, составления плана дальнейшего обследования с участием других специалистов-педиатров для детей с апластической анемией, а также проводить диагностику и оказание экстренной врачей помощи на догоспитальном и госпитальном этапах, определять тактику оказания дальнейшей медицинской помощи детям с кровотечением.

^ Для формирования профессиональных компетенций студент должен знать (исходные базисные знания и умения):

  • анатомо-физиологические особенности системы кроветворения,

  • современную схему кроветворения,

  • методику исследования органов кроветворения и системы гемостаза,

  • лабораторные и инструментальные методы исследования системы кроветворения и гемостаза (время свертывания и кровотечения, количество тромбоцитов, АЧТВ, время рекальцификации, ретракция кровяного сгустка),

  • механизм действия препаратов: глюкокортикоиды (преднизолон, дексаметазон), циклоспорин А (Сандиммун), антилимфоцитарный глобулин, препараты альфа-интерферона (Альфаферон, Роферон, Интрон А), препараты колониестимулирующего фактора (Нейпоген, Лейкомакс, Граноцит), эпсилон-аминокапроновая кислота.

  • семиотику заболеваний кроветворной системы,

  • характеристику различных типов геморрагического синдрома (гематомный, петехиально-синячковый, васкулитный, смешанный, ангиоматозный).

Для формирования профессиональных компетенций студент должен уметь:

  • собрать анамнез и провести объективное обследование по всем органам и системам ребенка с апластической анемией,

  • выявить наличие клинических синдромов заболевания (анемический, геморрагический синдром петехиально-синячкового типа, гнойно-септический) и определить ведущий синдром,

  • назначить план дополнительного лабораторного и инструментального обследования и оценить их результаты (гемограмма, миелограмма, трепанобипсия),

  • сформулировать диагноз в соответствии с классификацией,

  • провести дифференциальный диагноз с заболеваниями, протекающими с анемическим и геморрагическим синдромами,

  • назначить лечение,

  • составить план диспансерного наблюдения и профилактических мероприятий,

  • оказать экстренную врачебную помощь на догоспитальном и госпитальном этапах при кровотечении (носовом, десневом, кровотечении из лунки удаленного зуба).



^ ВНЕАУДИТОРНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ

3. Материалы для самоподготовки к освоению данной темы:

3.1. Вопросы для самоподготовки:

  • Железодефицитные анемии у детей старшего возраста: этиология, патогенез, классификация, клиника, показатели гемограммы и обмена железа, дифференциальный диагноз, течение и исходы, лечение, профилактика.

  • Витамино (В12- и фолиево)- дефицитные анемии: этиология, патогенез, клиника, показатели гемограммы, дифференциальный диагноз, лечение, профилактика.

  • Иммунные апластические анемии, этиопатогенез, классификация, клиника, диагностика, показатели гемограммы, миелограммы и трепанобиопсии, дифференциальный диагноз, течение и исходы, лечение, показания к трансплантации костного мозга.

  • Наследственные апластические анемии (анемия Фанкони, Блекфена-Даймонда): патогенез, классификация, клиника, диагностика, дифференциальный диагноз, лечение, диспансерное наблюдение.

3.2. После изучения материала выполните в тетради для самоподготовки следующие задания:
^

3.2.1. Укажите методы оценки различных ростков костного мозга:


Ростки костного мозга

Гемограмма


Миелограмма

Эритроидный







Гранулоцитарный







Мегакариоцитарный









3.2.2. Заполните таблицу по клинике апластической анемии:

Синдром

Клинические проявления

Геморрагический синдром




Анемический синдром




Гнойно-септический синдром



  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

«Детские болезни» iconВ. П. Бисярина детские болезни

«Детские болезни» iconДетские инфекционные болезни

«Детские болезни» iconПрактических занятий по дисциплине детские инфекционные болезни раздел №5

«Детские болезни» iconВопросы для курсового экзамена по специальности «Детские болезни»

«Детские болезни» iconМетодические указания для студентов по дисциплине детские инфекционные болезни 2008 г

«Детские болезни» iconРабочая учебная программа по дисциплине детские инфекционные болезни Для специальности 00200

«Детские болезни» iconЛекций для студентов 6 курса по дисциплине «Детские болезни, эндокринология, общая физиотерапия»

«Детские болезни» iconСпециальность: педиатрия дисциплина: Детские болезни, эндокринология, общая физиотерапия Ситуационная

«Детские болезни» icon«Детские болезни»
Руководство предназначено для студентов, обучающихся по специальности 060103 Педиатрия
«Детские болезни» iconЛекций для студентов 5 курса Xсеместр по дисциплине «Детские болезни, эндокринология, общая физиотерапия»

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2019
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы