Методические указания для студентов 5 курса медицинских факультетов icon

Методические указания для студентов 5 курса медицинских факультетов





Скачать 92.5 Kb.
Название Методические указания для студентов 5 курса медицинских факультетов
Дата 02.04.2013
Размер 92.5 Kb.
Тип Методические указания




Харьковский национальный медицинский университет

Кафедра онкологии

методические указания для студентов 5 курса

медицинских факультетов


Модуль 1

Содержательный модуль 2

Тема 5 ОПУХОЛИ ЛЕГКОГО


Актуальность темы

Рак легкого - одно из наиболее распространенных опухолевых заболеваний человека. С начала 80-х годов прошлого века рак легкого в большинстве промышленно развитых стран мира занимает первое место в структуре онкозаболеваемости населения. Возрастает и смертность от рака легкого: из 4,5 миллионов жителей Земли, которые умирают от рака, более миллиона ежегодно приходится на злокачественные новообразования легких. В последние годы в мире ежегодно регистрируется 1,04-1,1 миллионов новых случаев рака легких, который составляет 20-21% от общего количества злокачественных новообразований.

Украина относится к государствам с высоким уровнем заболеваемости раком легкого. Наиболее высокие показатели (40-60 на 100 000 населения) отмечаются в регионах с развитой металлургической и добывающей промышленностью - Кировоградская, Днепропетровская, Запорожская, Донецкая, Одесская, Полтавская и Харьковская области. Более низкий уровень заболеваемости в западных областях, Прикарпатье и Закарпатье.

Ежегодно в Харьковской области выявляется около 1000 первичных больных раком легкого, что составляет около 20% от общего количества больных с этой патологией.


^ Общая цель: уметь диагностировать и лечить опухоли легких.


Конкретные цели

Уметь:

1. На основании анализа жалоб, анамнеза, объективного исследования, выявить основные синдромы опухолей легких, поставить предварительный диагноз.

2. Назначать дополнительные методы обследования и оценить их данные

3. Провести дифференциальную диагностику между разными заболеваниями легких, поставить окончательный диагноз.

4. Назначать лечение

5. Проводить реабилитационные и профилактические мероприятия


Содержание обучения


Теоретические вопросы к теме, которые должен усвоить студент:

1. Клиническая симптоматика рака легких (РЛ).

2. Диагностика РЛ.

3. Классификация РЛ.

  • Морфологическая;

  • Клиническая;

  • Гистологическая.

4. Формы РЛ: типичные и атипичные

5. Вопрос метастазирования

6. Эпидемиология опухолей легких, этиологические факторы и предопухолевые заболевания.

7. Принципы и тактика лечения РЛ

8. Факторы риска, профилактика.

9. Экспертиза нетрудоспособности, реабилитация больных


Графологическая структура темы




Информацию, которая необходимая для усвоения содержания обучения, можно найти в следующих литературных источниках:

  1. Петерсон Б.Э. Атлас онкологических операций. - Г.: Медицина, 1987. - С.349-386.

  2. Избранные лекции по клинической онкологии / Под ред. В.И. Чиссова, С.Л.Дарьяловой. - Г., 2000.

  3. Практическая онкология: избранные лекции / Под ред. С.А. Тюляндина, В.И. Моисеенко. - С.-П., 2004.

  4. Ганцев Ш.Х. Онкология.- Г.: Медицинское информационное агенство, 2004.-487 с.

  5. Избранные лекции из онкологии под. Ред..Г.В. Бондаря, С.В. Антиповой, - Луганск, ОАО«Луганска областная типография», 2009, - 560 стр.

  6. Гешелин С.А. - TNM классификация злокачественных опухолей и комплексное лечение онкологических больных. - Киев, «Здоровье», 1996. - 184 стр.

  7. Алгоритмы объемов диагностики и лечения злокачественных новообразований. - Г., 2002.

  8. Избранные лекции по клинической онкологии / Под ред. В.И. Чиссова, С.Л. Дарьяловой. - Г., 2000.

  9. Справочник по онкологии. Под редакцией проф. С.А.Шалимова, проф. Ю.А.Гриневича, проф. Д.В. Мясоедова. Киев, «Здоровье».- 2000.

  10. Стариков В.И. - Рак легкого: семиотика и диагностика, - Харьков, «Рубикон», 1997, - 128 стр.

  11. Семиотика и диагностика рака легкого - Методические указания для студентов, - Харьков, 2009, - 16 стр.

  12. Стариков В.И., Трунов Г.В. Рак легкого. - Харьков, Картран ЛТД, 2002. - 201 стр.

  13. Лекция по теме

  14. Графологическая структура темы


После усвоения вопросов к теме предлагается переходить к решению учебных задач.


Учебные задачи

Задача 1.

Больной В., 48 лет, жалуется на кашель, одышку, отек лица и шеи. На грудной клетке расширенные подкожные сосуды. В корне правого легкого патологическое образование. Печень не увеличена. Живот мягкий при пальпации. Какой предполагается диагноз?

A. Рак легкого, цирроз печени.

B. Рак легкого, метастазы в печень.

C. Рак легкого, синдром полой вены.

D. Рак легкого, метастазы в почки.

E. Туберкулез легких.


Задача 2.

Больной Г., 52 года, шахтер, курит. Жалобы на кашель, повышение температуры, небольшую одышку при физической нагрузке. При рентгенографии - снижение прозрачности легочной ткани в нижних отделах справа. За последние четыре месяца три раза болел нижнедолевой пневмонией. Какая тактика обследования для подтверждения диагноза?

A. Клинические анализы крови.

B. Клинические анализы мочи.

C. Трахеобронхоскопия.

D. Эзофагоскопия.

E. Томография.


Задача 3

Больной Н., 59 лет, не курит. Жалуется на кашель, одышку, боль в грудной клетке справа, повышение температуры. Болеет на протяжении двух недель. На рентгенограммах в корне правого легкого округлая тень до 3см. в диаметре. Дыхание справа не прослушивается, перкуторно - легочный звук. Какая тактика лечения?

A. Повторные курсы антибиотиков.

B. Специфическая противотуберкулезная терапия.

C. Хирургическое лечение.

D. Лучевая терапия.

E. Химиотерапия.


Задача 4

У больного 53 лет установлен синдром ателектаза. Как он клинически проявляется?

А. Жестким бронхиальным дыханием с сухими хрипами;

В. Амфорическим дыханием и тимпанитом;

С. Появлением разнокалиберных сухих и влажных хрипов;

D. Ослаблением или отсутствием дыхания и голосового дрожания;

Э. Грубыми сухими хрипами и укорочением перкуторного звука.


Задача 5

Больной З., 55 лет. Курит, жалуется на кашель, осиплость голоса на протяжении недели. В корне левого легкого объемное образование до 3 см. При УЗИ патологии внутренних органы не выявлено. Какой наиболее информативный метод диагностики в данном случае?

A. Общий анализ крови.

B. Бронхоскопия.

C. Ларингоскопия.

D. Томография средостения.

E. Эзофагоскопия с биопсией.


Задача 6

На предприятии проводится профилактический осмотр. Какая рекомендация относительно здорового образа жизни основная в профилактике рака легких?

А. Прекратить курение

В. Не употреблять алкоголь

С. Следить за весом тела

D. Заниматься физической культурой

Э. Выполнять режим труда и работы

^ Эталоны ответов: 1 – С, 2 – С, 3 – A, 4 – D,5 – D, 6 – A.


Короткие методические указания к работе студентов на практическом занятии

Сначала проводится входной контроль знаний с помощью тестов и устных ответов, решение ситуационных задач. Студенты приступают к самостоятельной работе с больными под руководством преподавателя. Проводят сбор анамнеза, физикальное обследование больных с раком легких, изучение данных дополнительных обследований больных. Проводится выявление ведущих синдромов, дифференцирование заболевания с другими и обоснование предыдущего диагноза. Намечают план лечения. Во время обследования каждый студент проводит физикальное обследование больного (осмотр, пальпацию групп лимфоузлов, живота, перкуссию, аускультацию). Во время занятий студенты интерпретируют лабораторные данные, ультрасонографические, эндоскопические, рентгенологические, цитологические и патогистологические исследования. В отделении интенсивной терапии и реанимации студенты познают принципы интенсивной терапии и ухода за тяжелыми больными. Работают в перевязочной, операционной. Далее проводится итоговый тестовый контроль. Подводят итоги занятия, объявляются результаты контроля знаний-умений.


Технологическая карта практического занятия



Этапы занятия

Учебное время

Учебные пособия

Место проведения занятия

Средства обучения

Оснащение

1

Определение начального контроля знаний

30 мин

Тесты, опрос

Слайды, таблицы, рентгенограммы

Учебная комната

2

Решение учебных задач темы

4 часа

Тематические больные, истории болезней, разработка алгоритма диагностики и лечение

Истории болезни, листки назначений, КТ-граммы, МРТ-граммы, рентгенограммы

Палата, перевязочная, операционная, учебная комната, эндоскопический кабинет

3

Определение исходного уровня сформированности знаний и умений. Подведение итогов.

30 мин

Тесты, опрос

Слайды, таблицы, рентгенограммы, схемы

Учебная комната


В связи с тем, что на кафедре проводится итоговый контроль, в качестве примера, приводим несколько тестов


^ Заключительный тестовый контроль


Тест 1

В больного, 53 лет, месяц назад внезапно, за одну ночь, развился выраженный отек верхней половины туловища, лица, головы, гиперемия кожи, расширение вен шеи и подкожных вен грудной клетки. Десенсебилизирующая терапия дала незначительный эффект. Что необходимо для установления диагноза?

А. Бронхоскопия;

В. Иммунологическое исследование;

С. Исследование на выявление возможного аллергена;

D. Рентгенография органов грудной клетки для исключения опухоли средостения;

Э. Электрокардиография.


Тест 2

У мужчины 50 лет, месяц назад развилась осиплость голоса, а неделю назад - выраженный отек мягких тканей головы и ее гиперемия. Какое заболевание необходимо исключить в первую очередь?

А. Острую сердечно-сосудистую недостаточность;

В. Острый ларингит, который осложнился аллергическим отеком;

С. Аллергическую реакцию на неизвестный аллерген;

D. Нарушение мозгового кровообращения;

Э. Опухоль грудной клетки с метастазами в лимфоузлы средостения.


Тест 3

У мужчины 70 лет сухой кашель, кровохарканье, осиплость голоса, птоз и экзофтальм слева. О каком заболевании можно думать?

А. Рак легкого с метастазами в лимфоузлы средостения;

В. Рак легкого с метастазами в головной мозг,

С. Сердечно-сосудистая недостаточность с нарушением мозгового кровообращения;

D. Острый ларинготрахеит;

Э. Опухоль гортани с метастазами в головной мозг.


Тест4

Мужчине, 47 лет, установлен предварительный диагноз: центральный рак легкого. Какая тактика врача?

A. Контрольная рентгенография через месяц;

B. Бронхоскопия с биопсией;

C. Томография легкого;

D. Исследование мокроты на БК;

E. Туберкулиновые пробы.


Тест 5

Больному А. 57г. установлен диагноз рак легкого. Какой чаще всего первый симптомом этого заболевания?

А. Боли в грудной клетке

В. Сухой кашель, резистентный к медикаментозному лечению

С. Влажный кашель

D. Кровохарканье

Э. Одышка


Тест 6

Больной М. 76 л. предстоит радикальное оперативное вмешательство по поводу рака легкого. Какой из указанных признаков не является противопоказанием к этому методу лечения?

А. Синдром верхней полой вены

В. Наличие злокачественного плеврального випота

С. Гистологический диагноз мелкоклеточного рака

D. Величина опухоли свыше 10 см

Э. Метастазы в контрлатеральные лимфоузлы средостения

Эталоны ответов: 1 – D, 2 – E, 3 – A, 4 – B, 5 – D, 6 – C.


Методические разработки составил к.м.н. доцент Г.В. Трунов

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Методические указания для студентов 5 курса медицинских факультетов icon Методические указания для студентов 5 курса медицинских факультетов

Методические указания для студентов 5 курса медицинских факультетов icon Методические указания для студентов 5 курса медицинских факультетов

Методические указания для студентов 5 курса медицинских факультетов icon Методические указания для студентов 5 курса медицинских факультетов

Методические указания для студентов 5 курса медицинских факультетов icon Методические указания для студентов 5 курса медицинских факультетов

Методические указания для студентов 5 курса медицинских факультетов icon Методические указания “Физическая реабилитация (для студентов 4 курса медицинских факультетов) Донецк

Методические указания для студентов 5 курса медицинских факультетов icon Методические указания для студентов V курса медицинских факультетов по самостоятельной подготовке

Методические указания для студентов 5 курса медицинских факультетов icon Методические указания для студентов V курса медицинских факультетов по самостоятельной подготовке

Методические указания для студентов 5 курса медицинских факультетов icon Методические указания для студентів 6 курса медицинских факультетов Утверждено

Методические указания для студентов 5 курса медицинских факультетов icon Методические указания к практическим занятиям для студентов медицинских факультетов (модуль №1)

Методические указания для студентов 5 курса медицинских факультетов icon Методические указания к практическим занятиям для студентов медицинских факультетов (модуль №2)

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы