|
Скачать 0.81 Mb.
|
Содержание
Введение За последнее десятилетие в подростково-юношеской среде произошли сложные процессы, результатом которых явились переоценка культурных ценностей предыдущих поколений и нарушение преемственности в передаче социокультурного опыта. Многочисленные исследования свидетельствует об общем ценностном и правовом кризисе у современной молодежи. Это не могло не сказаться на проявлениях девиантного поведения среди несовершеннолетних, в частности, одной из самых опасных его форм - преступности. Вместе с тем, в России до сих пор отсутствует комплексная разноуровневая система социальной реабилитации несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом. Не распространена практика социального сопровождения несовершеннолетних находящихся в местах лишения свободы и условно осужденных. При выборе наказания для несовершеннолетних суд в большинстве случаев выбирает наказание, не связанное с лишением свободы. Получается, что суд, органы правопорядка, профилактики и предупреждения правонарушений несовершеннолетних в Санкт-Петербурге вынуждены подбирать комплекс мер воспитательного воздействия и социально-психологической коррекции для большинства подростков, совершивших преступления. С другой стороны, полная замена этих мер лишением свободы (например, отбыванием наказания в воспитательной колонии для несовершеннолетних) приводит к негативным последствиям для общества. Колонии являются "фабриками преступников". Пребывание в них дает подросткам навыки организации, конспирации, связи с преступным миром взрослых, возможности приобретения оружия и наркотиков, воровской и сексуальной эксплуатации друзей и подруг. От способности органов правопорядка подобрать и организовать исполнение мер воспитательного воздействия зависит и судьба подростков, попавших в орбиту уголовного процесса, и возможный рост будущего поколения преступников, и перспективы криминализации населения. На сегодняшний день возможности органов правопорядка и профилактики невелики. Частично, воспитательную функцию выполняют комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (КДН и ЗП) и районные отделы по профилактике правонарушений несовершеннолетних (ОППН). В основном комиссии по делам несовершеннолетних рассматривают дела по административным правонарушениям подростков. ОППН участвуют в подготовке оперативных материалов и материалов в суд (посещают семьи, школу); ставят подростков, совершивших правонарушение, на учет. Пока же, значительная часть условно осуждённых подростков оказывается и вне сферы применения карательных мер, и вне сферы социальной реабилитации. Фактически, они освобождаются от необходимости нести ответственность за содеянное, возместить нанесённый ущерб, пройти необходимую реабилитационную программу. В 2004 году в Санкт-Петербурге начал действовать БФ «Центр социальной адаптации святителя Василия Великого», который является единственным в городе учреждением, где условно осужденные подростки проходят курс социальной реабилитации в условиях стационара. С 2009 года Центр начал работать с подростками, отбывающими наказание в местах лишения свободы (в Колпинской воспитательной колонии). В данном методическом пособии будет описан опыт работы БФ «Центр социальной адаптации святителя Василия Великого», история его создания, правовая база, философия, реабилитационная программа, принципы и методы работы, основные направления деятельности Центра. ^ свт. Василия Великого. В 2001 году при Православном приходе храма св. вмц. Анастасии Узорешительницы был создан реабилитационный «Центр социальной адаптации святителя Василия Великого» для оказания помощи выпускникам Колпинской колонии для несовершеннолетних. В этом Центре социальной адаптации (ЦСА) молодые люди сразу же после освобождения могли получить помощь с оформлением документов, при устройстве на работу, а также психологическую поддержку. В основном, с молодыми людьми работали волонтёры из числа прихожан храма. В течение трех месяцев оформлялись необходимые документы, намечались для каждого воспитанника краткосрочные цели, а также оказывалась помощь в трудоустройстве. Изучая социальную ситуацию подопечных Центра и консультируясь с сотрудниками Главного Управления Федеральной Службы Исполнения Наказания (ГУФСИН), был сделан вывод, что большая часть из них, до того как получить реальный срок, уже привлекалась к уголовной ответственности. Многие молодые люди имели наказание, не связанное с лишением свободы, тем не менее, это не остановило их от дальнейших противоправных действий. Отсутствие внимания и участия общества в их судьбе часто заканчивается рецидивным преступлением. Изучая опыт европейских и скандинавских стран по социальной работе с подростками и молодёжью, исключёнными из системы образования, совершившими правонарушения, была накоплена информация о различных социальных институциях, как государственных, так и негосударственных, работающих с данной целевой группой. К сожалению, у нас в стране эта целевая группа остаётся наименее вовлечённой в государственные социальные программы. На сегодняшний день нет системы открытых социальных учреждений с проживанием, которые являлись бы частью ювенальной юстиции, в которых с подростками занимались бы специалисты (социальные педагоги, социальные работники, психологи). В нашей стране, в отличие от европейских и скандинавских стран, ювенальная юстиция рассматривается только с правового аспекта и не включает социальные технологии работы с молодежью. С 2004 года Центр социальной адаптации свт. Василия Великого получил статус самостоятельной благотворительной организации и начал работать с условно осужденными подростками, которым суд вменяет в обязанность пройти курс социальной реабилитации в Центре. Кроме того, ЦСА стал работать с молодыми людьми, совершившими правонарушения и находящимися под следствием. Направить в ЦСА может суд, уголовно-исполнительная инспекция, районная комиссия по делам несовершеннолетних, инспекторы ОППН, государственные социозащитные учреждения, общественные организации, также подросток может прийти в Центр самостоятельно. В ЦСА принимаются молодые люди в возрасте от 14 до 18 лет без психических заболеваний и устойчивой зависимости от психотропных веществ. ЦСА – учреждение открытого типа. Он расположен на Васильевском острове, в трёхкомнатной квартире площадью 90 кв.м. и рассчитан на одновременное пребывание с проживанием 6 человек. Оборудованы спальные места, столовая, комната отдыха. В целях создания реабилитационного пространства и поддержания семейных, домашних отношений в Центре создана уютная обстановка, в помещениях задан определённый эстетический стандарт. В Центре работают профессионалы, имеющие специальную подготовку и опыт работы с подростками и молодежью – специалист по социальной работе, социальные педагоги, социальные работники, психолог по индивидуальной работе, тренер-психолог, театральный педагог. Координацию деятельности сотрудников осуществляет директор Центра. В настоящее время БФ «Центр социальной адаптации свт. Василия Великого» является единственным в Санкт-Петербурге учреждением, которое занимается социальной реабилитацией условно осужденных подростков круглосуточном режиме. В Центре разрабатываются и внедряются новые программы по социальной реабилитации несовершеннолетних правонарушителей, без применения к ним репрессивных мер при тесном взаимодействии с инспекторами ОДН, судами, КДН и ЗП. В 2009 году ЦСА открыл новое направление деятельности – социальное сопровождение несовершеннолетних находящихся в учреждениях ГУФСИН и освободившихся из мест лишения свободы. В настоящее время Центр работает по 3 основным направлениям:
^ БФ «Центр социальной адаптации свт. Василия Великого» действует на основании Закона о благотворительных организациях; Семейного Кодекса РФ; Федерального Закона "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" от 24 июня 1999 года N 120-ФЗ. В соответствии с Постановлением Министерства труда и социального развития РФ «О Рекомендациях по организации деятельности специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации» от 29 марта 2002 г. N 25 БФ «Центр социальной адаптации свт. Василия Великого» в условиях непрерывного реабилитационного процесса оказывает социальные услуги несовершеннолетним в установленном порядке с обеспечением доступности и своевременности квалифицированной социальной, правовой, психолого-медико-педагогической помощи на основе индивидуальных и групповых программ социальной реабилитации, включающих профессионально-трудовой, учебно-познавательный, социокультурный, физкультурно-оздоровительный и иные компоненты, организуют социальный патронаж. В вышеуказанном постановлении говорится, что в подобных Центру учреждениях рекомендуется создавать условия проживания, приближенные к домашним, способствующие социальной реабилитации несовершеннолетних, адаптации их в социальном окружении. Основными направлениями деятельности таких учреждений являются: – осуществление приема несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, оказание им экстренной помощи, в случае необходимости проведение доврачебного осмотра и организация медицинского обследования; – проведение социального диагностирования с целью дальнейшей разработки индивидуальных и групповых программ социальной реабилитации, осуществления контроля за их реализацией, обеспечения защиты прав и законных интересов несовершеннолетних; – обеспечение реализации программ социальной реабилитации несовершеннолетних. При осуществлении социальной реабилитации несовершеннолетних необходимо: – поэтапное выполнение индивидуальных и групповых программ социальной реабилитации несовершеннолетних, обеспечивающее восстановление утраченных контактов с семьей и внутри семьи; – оздоровление системы межличностных отношений несовершеннолетних, восстановление их социального статуса в коллективе сверстников по месту учебы, работы, снятие психотравмирующих ситуаций среди их ближайшего окружения; – оказание комплексной медико-психолого-педагогической помощи; – содействие несовершеннолетним в профессиональной ориентации и получении специальности, образования; – включение несовершеннолетних в разнообразные виды трудовой деятельности, проводимой в учреждении и за его пределами, с учетом возрастных и физиологических особенностей. Индивидуальные программы социальной реабилитации несовершеннолетних реализуются в условиях дневного или круглосуточного (стационарного) пребывания несовершеннолетнего в учреждении либо в семейной воспитательной группе. В ходе реализации и по завершении программ социальной реабилитации сотрудниками соответствующего отделения учреждения осуществляется патронаж семей, где проживают несовершеннолетние. В структурных подразделениях учреждений рекомендуется образовывать реабилитационные группы, объединяющие несовершеннолетних с учетом степени их социальной дезадаптации. Количество несовершеннолетних в реабилитационной группе устанавливается: – при условии дневного пребывания в учреждении – от 5 до 10 человек; – при условии круглосуточного пребывания в учреждении – до 7 человек. Деятельность реабилитационных групп осуществляется на основе групповых программ социальной реабилитации, учитывающих индивидуальные программы реабилитации несовершеннолетних. ^ В основе работы БФ «Центр социальной адаптации свт. Василия Великого» лежит педагогическая концепция, которая заключается в том, что молодой человек, который пришёл в Центр - не клиент, не пациент. Он - ученик, воспитанник, который пришёл обучаться необходимым социальным навыкам, получить знания которые сможет использовать в дальнейшей жизни. Основными мотивирующими факторами поступления воспитанника в Центр являются следующие:
Вся деятельность Центра базируется на определенной философии, которая во многом обусловливает успех реабилитационной деятельности. ^
Философия определяет принципы и методы работы сотрудников Центра ^
Методы работы
^ Реабилитационная работа в Центре осуществляется на основе программы социальной реабилитации подростков. ^ профилактика рецидивной преступности среди несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом. Основными задачами программы являются: - формирование у подростков социально-одобряемого жизненного сценария и стимулирование принятия ответственности за свое поведение; - формирование у подростков положительной самооценки и веры в свои способности; - профориентация и помощь в трудоустройстве и получении образования; - развитие навыков планирования и самоконтроля; - содействие в разрешении внутрисемейных конфликтов; - духовное и морально-нравственное развитие подростка. Программа социальной реабилитации несовершеннолетних рассчитана на 14 недель, она представляет собой непрерывный процесс, основанный на современных психолого-педагогических методах работы с девиантными подростками. Одновременно курс социальной реабилитации по данной программе проходят 6 человек. На каждого воспитанника оформляются документы (личное дело). В личное дело входят: - информационная карта (приложение 1); - заявление от воспитанника (приложение 2); - заявление от родителей (приложение 3); - соглашение при поступлении в Центр (приложение 4); - договор с воспитанником (приложение 5); - договор с родителями (приложение 6); - копия паспорта или свидетельства о рождении; - медицинская карта, медицинские справки (от терапевта, флюорография), медицинский полис; - акт обследования жилищно-бытового устройства (приложение 7); - заключение психолога. В период прохождения курса реабилитации в личное дело вкладываются информация о прохождении мероприятий, рекомендации специалистов и др. При зачислении в реабилитационную группу воспитанник знакомится с правилами поведения в Центре, которые являются обязательными для соблюдения. Сотрудники разъясняют, почему необходимо соблюдать то или иное правило. Правила поведения в Центре
Реабилитационная группа является «закрытой». Однако в случае отчисления воспитанников по тем или иным причинам, был опыт присоединения подростков к уже работающей группе. Каждый конкретный случай рассматривается индивидуально. Учитываются особенности потенциального воспитанника и специфика группы. Курс социальной реабилитации представляет собой три взаимосвязанных этапа. 1. «Карантин» (3 недели). Представляет собой период постоянного контроля. В это время подросток не может самостоятельно покидать Центр, все перемещения возможны только в сопровождении сотрудников Центра. В этот период воспитанник также не посещает учебные заведения (социальные работники берут для него задание на дом) или работу. Цель этого периода – не допустить употребление алкоголя, наркотиков и т.п., оградить от обычного окружения, создать условия для погружения в развивающую среду. Специалисты проводят психологическую диагностику подростка и исследуют особенности его социального окружения. Этот период интенсивных занятий подростка со всеми специалистами Центра. Очень важно объяснять подростку, для чего проводятся определенные занятия и мероприятия, проговаривать с ним все проблемы, показывая искренний интерес к нему самому. На этом этапе проходит трехдневный социально - психологический тренинг, в котором принимают участие все воспитанники и сотрудники Центра. Тема тренинга «Эффективное общение». Тренинг сразу выявляет поведенческие особенности воспитанников, способствует сплочению группы, формированию у подростков чувства безопасности в Центре, лучшему взаимопониманию воспитанников и сотрудников. В течение всего курса групповая работа с подростками продолжается. В конце первого этапа подросток, как правило, может сформулировать свои ближайшие цели, свои проблемы, определиться с выбором учебного заведения или места работы, привыкает жить в Центре по определённым правилам и соблюдать режим дня. Итогом «карантина» можно считать составление индивидуального плана социального сопровождения воспитанника, который строится на основании бесед с подростком, собранной о нем разносторонней информации, результатов психологической и социальной диагностики. В разработке плана индивидуального сопровождения участвуют все сотрудники Центра, он обсуждается с воспитанником и в процессе реализации может корректироваться. 2. «Общий курс» (9 недель). На этом этапе воспитанникам предоставляется больше самостоятельности. Это ставит его в ситуацию выбора и способствует развитию умения самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность. В этот период подросток самостоятельно посещает школу или место работы. Социальный работник находится в тесном контакте с учителями и работодателями и контролирует процесс обучения или трудовую деятельность подростка. В это время большое внимание уделяется досуговым и спортивным мероприятиям, также регулярно в вечернее время продолжаются занятия со специалистами. 3. «Возвращение домой» (2 недели) – Является периодом закрепления навыка самоконтроля и самостоятельного принятия решения. Другими словами это период полного доверия. Подростки на выходные уходят домой, а вернувшись в Центр, рассказывают о своих впечатлениях, обсуждают с сотрудниками какие социальные навыки, полученные в Центре, пригодились в общении с родителями, со сверстниками. Научились ли они контролировать себя. Таким образом, результатом этой работы становится принятие подростком на себя ответственности за свои поступки. Реабилитационная работа на перечисленных этапах осуществляется по следующим основным направлениям – психолого-социальное, социально-педагогическое, направление по работе с родителями и тренинговое направление. Они представляют собой взаимосвязанные элементы технологии реабилитационной работы. Деятельность в рамках этих направлений осуществляется согласно индивидуальному плану социального сопровождения подростка при взаимодействии всех сотрудников Центра. Взаимодействие сотрудников предполагает, прежде всего, своевременный обмен информацией, совместный анализ результатов и трудностей социального сопровождения подростков, совместное обеспечение постоянного контроля реализации плана индивидуального сопровождения. Еженедельно (при необходимости чаще) проводится совещание, где присутствуют все сотрудники Центра, на котором происходит обсуждение реализации планов социального сопровождения всех находящихся в Центре подростков, анализ трудностей и т. п. ^ Психолого-социальная работа включает в себя: Психологическая диагностика личностных особенностей подростка, уровня его психического развития. Для этого используются цветовой тест отношений (ЦТО), тест Айзенка а также другие методики, которые являются наиболее подходящими с точки зрения психолога в каждом конкретном случае. Результаты психологической диагностики и рекомендации по работе с данным подростком психолог заносит в личное дело воспитанника, и каждый сотрудник имеет возможность ознакомиться с этими данными. ^ имеет своей целью составление социального портрета подростка и включает в себя: - анализ социальной среды и особенностей развития подростка (условия проживания, ситуация в семье, уровень образования, особенности взаимоотношений с преподавателями и сверстниками, круг общения, наличие различных форм зависимостей и т. п.). Социальный работник посещает место жительства воспитанника и составляет подробный акт обследования жилищно-бытовых условий проживания ЖБУ). Акт ЖБУ является очень информативным документом, находится в личном деле подростка и каждый сотрудник может с ним ознакомиться. - анализ состояния документов подростка (имеются ли в наличии, паспорт, медицинский полис, военный билет и др.); - налаживание связей с родителями и близкими подростка, со специалистами, работавшими с подростком ранее (учителя, психологи, социальные педагоги и т.д.); ^ Как минимум один раз в неделю психолог проводит индивидуальную консультацию с подростком, ГД анализируются проблемы и совместно разрабатываются пути их решения. ^ Как минимум один раз в две недели родители приглашаются на консультацию с психологом. При желании родителей подобные встречи могут происходить и чаще. Однако опыт деятельности Центра показывает, что бывают случаи, что за все время прохождения ребенком курса социальной реабилитации родители появлялись всего несколько раз. Это бывает связано, прежде всего, со злоупотреблением ими алкоголем. Профориентация. Профориентационная работа с подростками ориентирована на формирование у них четких представлений о своей будущей профессиональной деятельности, о путях и способах получения образования, адекватную оценку своего уровня образования и профессиональной подготовки при планировании возможностей трудоустройства. Профориентационная работа включает: - психологическую диагностику интересов и профессиональной направленности, анализ способностей и личностных особенностей; - беседы о мире профессий, информирование о спросе на рынке труда, о требованиях, предъявляемых к определенной профессиональной деятельности (необходимая подготовка, уровень образования, состояние здоровья и т. п.); - информирование о способах трудоустройства (государственные и коммерческие биржи труда, составление резюме, трудового договора, каналы поиска работы и т.п.); - беседы о путях и способах получения образования (типы учебных заведений, условия приема, по возможности посещение «Дня открытых дверей» и т. п.);
Проводится профориентационная работа в виде бесед, обсуждения результатов тестирования, посещений дней открытых дверей различных учебных учреждений, ярмарки вакансий, если у подростка есть интерес к той или иной профессии. Социальный работник объясняет, где и каким образом можно получить исчерпывающую информацию об учебных заведениях и вакансиях и как работать с этой информацией. Приоритетом для каждого из воспитанников Центра является получение образования. ^ - анализ уровня образования и профессиональных навыков подростка; - воспитательные беседы о важности получения образования и добросовестном отношении к труду; - помощь в оформлении документов, необходимых для трудоустройства или обучения; - подбор возможных вариантов трудоустройства или обучения; - встречи с работодателями, помощь при оформлении на работу;
Помощь в получении необходимых документов. При отсутствии у подростка необходимых документов (паспорт, медицинский полис или др.) сотрудники помогают в их получении или восстановлении. ^ Социально-педагогическая работа включает: Обучение социально-бытовым навыкам. Контроль за соблюдением режима дня и правил поведения в Центре, дежурствами, соблюдением правил личной гигиены, разъяснение правил поведения за столом, необходимых норм поведения человека в коллективе и т.п. ^ Беседы выстраиваются последовательно, по темам, от простого к сложному. Например: Тема 1. «Общество, государство и я». Тема последовательно раскрывает понятия общество, государство, необходимость соблюдения законов. Законы совести и законы государства. Задача – показать воспитаннику, что при соблюдении законов он имеет возможность успешной реализации своих жизненных целей в обществе. Тема 2. «Почему человек совершает преступления». Задача - показать что все преступления совершаются от потери сочувствия, не желания посмотреть на ситуацию со стороны жертвы. Тема 3. «Что такое любовь?» Тема раскрывает это понятие в соотношении к дружбе, верности, сексу, способности сочувствовать, сопереживать и т.д. Задача – показать, что любовь является основополагающей ценностью в жизни человека. Тема 4. «Что такое мужество и возможно ли при его отсутствии, это качество в себе воспитать». Главная цель показать разницу между мужеством и рискованным поступком. Ведь для совершения того и другого требуется преодолеть страх. Определяющим моментом является цель поступка. Беседы проводятся с использованием аудио и видео материала. Заранее оговаривается, что возможно обсуждение любых мнений и точек зрения. Одна из форм воспитательной беседы – так называемая «вечерняя свечка». Это определенная традиция работы на реабилитационном курсе. Приблизительно за 1,5 часа до отбоя (в 21.30) все воспитанники вместе с социальным педагогом собираются за столом, зажигается свеча и каждый высказывается о своих впечатлениях от прошедшего дня, о чувствах которые он переживал. Цель – стимулировать подростка заметить какие-то позитивные изменения, сказать не о том, что было сделано плохо, а о том, что было не сделано или что можно было бы сделать лучше, о своих ожиданиях от предстоящего дня. Эта форма работы способствует развитию рефлексии подростков, навыков планирования, дает им возможность проанализировать события прошедшего дня. ^ предполагает максимальную заполненность свободного времени подростков. Досуг планируется, прежде всего, с учетом интересов воспитанников и включает в себя следующие основные мероприятия: - посещение музеев, театров, концертов, экскурсии по городу, которые проходят каждые выходные, а на этапе «Карантин» практически каждый день. - просмотр и обсуждение кинофильмов. В Центре подобрана фильмотека и в свободное время воспитанники совместно с социальным педагогом имеют возможность посмотреть фильм (не более одного в день), после чего происходит его обсуждение. - проведение праздников. Отмечаются дни рождения воспитанников, сотрудников, совместная подготовка и празднование Нового года, Рождества, Пасхи и других праздников. - занятия спортом. Воспитанники совместно с социальным педагогом ходят на тренировки по паркуру, скалолазанию, посещают тренажорный зал. Помимо этого ходят играть в футбол, бильярд. Зимой посещают каток, катаются на лыжах. В Центре большое внимание уделяется физическому развитию подростков. Воспитанники участвуют в районных и городских спортивных мероприятиях. - походы. В каникулы, в выходные устраиваются совместные с сотрудниками выезды за город на несколько дней или организуются поездки в другие города. По традиции каждый курс заканчивается поездкой в другой город. Такие мероприятия очень сплачивают и способствуют взаимному доверию. ^ имеет своей целью создание условий для формирования духовного запроса у подростка и включает в себя: - беседы со священником об основах христианского мировоззрения; - просмотр и обсуждение художественных фильмов, позволяющих говорить о ценностной системе человека и его духовных потребностях; - совместные паломнические поездки, как знакомство с культурным и духовным наследием нашей страны; |