|
Скачать 0.55 Mb.
|
Предупрежден - значит защищён. Лазарева Л.Н., учитель химии и биологии МОУ «СОШ № 50» г. Саратова; Пластинкина О.А., учитель физики МОУ «СОШ № 50» г.Саратова Пояснительная записка Экологические проблемы, стремительный ритм жизни, нерациональное питание оказывают пагубное воздействие на состояние человека. В связи с этим возрастает роль учебных предметов в расширении представлений учащихся о научно обоснованных правилах и нормах грамотного поведения людей в различных жизненных ситуациях. Актуальность и острейшая социальная значимость проблемы ухудшения здоровья не только взрослого, но и подрастающего поколения побудили нас к созданию элективного курса «Предупрежден – значит защищён». Он предназначен для учащихся профильных X-XI классов и прекрасно дополняет курсы органической и неорганической химии, физики, биологии в плане рассмотрения вопросов валеологии. Использование межпредметных связей данных дисциплин естественно-научного цикла способствует формированию у учащихся современных представлений о целостности и развитии природы. Химия, физика и биология — науки экспериментальные, поэтому эксперимент должен органично вплетаться в ткань всего курса. Хорошо подобранные опыты лабораторные работы, экспериментальные задания позволяют наглядно отразить связь теории и эксперимента и на практике убедиться в действенности законов природы. На протяжении всего курса, проводится целенаправленная работа по формированию у школьников мотивации укрепления собственного здоровья через все формы учебной и внеучебной работы. Курс рассчитан на часа 34 и состоит из двух частей. Первая часть рассматривает вопросы химии, биологии и валеологии, а вторая - физики, биологии и валеологии. ^ : в ходе теоретического изучения материала и его практической реализации создать для учащихся ситуацию успеха в приобретении знаний о своем здоровье и технологиях его индивидуального накопления. ^ :
^
^ Занятие 1. Филовирусы-загадка XXI века. Цель: рассмотреть историю открытия и хронология вспышек заболеваний, вызванных филовирусами, строение этих вирусов и их геномов, современную ситуацию с получением вакцины против вируса и лечением вызванной инфекцией болезни, а также основные, не решенные до сих пор проблемы, связанные с изучением этих вирусов. План занятия. 1.История открытия и случаи заболеваний ( вирус Марбург, вирус Эбола, вирус Рестон). 2.Симптомы заболевания у людей. 3.Строение вируса и его генома. 4.Вирусные белки. 5.Диагностика. 6.Профилактика. 7.Нерешенные проблемы. Литература:
Занятие 2. « Помехоустойчивость» вирусов. Цель: познакомить с устойчивостью вирусов к неблагоприятным условиям, которая может быть наследственной (требует точного копирования генома) или приобретенной ( основана на ошибках репликации, создающих вирусные варианты) План занятия. 1.Видовая устойчивость. 2.Приобретенная устойчивость. 3.Повреждение генома может привести к его перестройке. 4.Механизмы изменчивости. 5.Перстективы развития теории. Литература:
Занятие 3. Противовирусные вакцины от Дженнера до наших дней. Цель: изучить 200- летнюю историю развития противовирусной иммунопрофилактики от первых интуитивных подходов до новейших современных вариантов генноинженерных вакцин. План занятия. 1. Введение. 2. Цельновирионные вакцины. 3. Вакцины на основе вирусных антигенов. 4. Генноинженерные поливалентные живые вакцины. 5. ДНК- вакцины. Литература:
Занятие 4. Эпидемия СПИДа. Синтетические лекарственные средства против ВИЧ/СПИД. Цель: рассмотреть проблемы структурного моделирования и направленного синтеза компонентов лекарственных коктейлей, используемых в терапии СПИДа. Обсуждается стратегия синтеза ингибиторов обратной транскриптазы и протеазы ВИЧ, изучить химические формулы современных лекарственных препаратов. ^ Занятие 1. Взаимодействие врожденного и приобретенного иммунитета в защите организма от инфекции. Цель: доказать взаимодействие двух систем иммунитета: врожденной и приобретенной, которые действуют всегда вместе как стадии одного и того же процесса. План занятия. 1.Две задачи иммунитета. 2.Антитела и комплемент. 3.Антитела и тучные клетки. 4.Антитела и фагоцитоз. 5.Антитела и NК- клетки. 6.Имунные лимфоциты. 7.»Воспалительные» Т- хеллеры. Взаимодействие с макрофагами. ЛИТЕРАТУРА
Занятие 2. Иммунитет и старение. Цель: познакомить с иммунологическими основами старения, с возрастными изменениями в иммунной системе, ведущими к снижению силы иммунного ответа и повышению тех состояний организма, которые лежат в основе многих хронических и дегенеративных заболеваний, с клеточно- молекулярными механизмами старения, с возможностями и путями коррекции иммунологических нарушений при старении. ^ Цель: показать наличие в клетках программы собственной гибели, которая в норме направлена на удаление ненужных и больных клеток. Программируемая смерть - важный фактор иммунитета, поскольку гибель зараженной клетки предотвращает распространение инфекции. Нарушение программы клеточной гибели ведет к патологии, а воздействие на эту систему - перспективное направление терапии. ^ Занятие 1. Аспирин: новая жизнь старого лекарства. Цель: рассмотреть механизмы действия одного из наиболее широко используемого в мировой медицине лекарственного средства. Проследить эволюцию применения препарата. План занятия: 1.Традиционное (противовоспалительное, жаропонижающее, обезболивающее средство). 2.Аспирин и сердечно - сосудистые заболевания. 3. Аспирин как антитромбическое средство. 4.Перспективы применения. Занятие 2.Практическая работа с использованием лекарственных препаратов. Цели: закрепить знания учащихся о качественных реакциях органических соединений и правилах обращения с веществами в повседневной жизни; отработать навыки экспериментального определения органических веществ. Реактивы и оборудование: ацетилсалициловая кислота (аспирин), вода, хлорид железами); ступка с пестиком, стеклянная палочка, спиртовка, держатель, воронка, фильтр, стаканы, пробирки., медицинский препарат ферроплекс или любой витаминный комплекс, содержащий ионы железа (например, олиговит), гидроксид натрия, хлорид бария, нитрат серебра, вода; ступка с пестиком, стеклянная палочка, воронка, фильтр, стаканы, пробирки. Введение. В повседневной жизни человек применяет огромное количество веществ, и, к сожалению, некоторые из них — не по назначению. Примером этого может служить использование аспирина в качестве консервирующей добавки. Ход работы
Вопросы для обсуждения
Вывод: консервирующее действие ацетилсалициловой кислоты связано с тем, что в растворе создается кислотная среда, препятствующая размножению бактерий. Написав уравнение реакции, они замечают, что в процессе гидролиза аспирина образуется фенольное соединение, которое помимо бактерицидного оказывает токсическое действие на организм человека. В результате они приходят к выводу, что использование аспирина в качестве консервирующей добавки недопустимо. Наличие фенольного соединения в растворе они доказывают, проведя качественную реакцию с хлоридом железа(Ш) (фиолетовое окрашивание раствора). Введение. Медицинский препарат ферроплекс применяют для лечения больных с пониженным содержанием гемоглобина в крови. Он состоит из растворимой средней соли, образованной нерастворимым основанием и сильной кислотой. Для лучшего усвоения основного компонента организмом в состав лекарства введена аскорбиновая кислота (витамин С). Применение препарата рассчитано на длительный срок. Задание: определите качественный состав соли, входящей в состав препарата ферроплекс. Вопросы-подсказки
Пояснения. Основываясь на предложенной информации, исходя из названия препарата и используя метод исключения, учащиеся делают предположение о наличии в составе соли катионов Fe2+ и Fe3+ и анионов SO4" и СГ. Экспериментальная проверка гипотезы позволяет сделать вывод, что состав соли — FeS04. Занятие 3. Гетероциклические соединения в биологии и медицине Цель: рассмотреть основные типы гетероциклических соединений, а также важнейшие особенности их физико - химии и реакционной способности, обсудить причины, способствующие распространенности гетероциклов в природе, их ключевой роли в процессах жизнедеятельности, рассказать об использовании гетероциклических соединений в медицине в качестве лекарственных препаратов. Занятие 4. Применение ферментов в медицине Цель: кратко изложить основные функции ферментов (биологических катализаторов) в живых организмах, отмечена ключевая роль ферментов в регуляции скорости химических реакций в организме. Рассмотреть проблемы медицинской энзимологии, в частности роль ферментов в механизме развития патологического процесса и применение ферментов в клинике для диагностики некоторых распространенных заболеваний человека. ^
(Ответ: 100 г; 342 г.) ^ . Интерес учащихся к лабораторным работам на уроках химии, несомненно, возрастает, когда объектами исследования становятся они сами. Условия средней школы не позволяют определять какие-либо вещества в крови или моче. Однако есть весьма доступный объект исследования, о котором многие не догадываются. Это смывы с кожи человека, например с пальцев, ладони и т. д. В результате потоотделения и неощутимой перспирации через кожные покровы человека выделяются разнообразные продукты обмена веществ — от минеральных солей до глюкозы и холестерина. Можно количественно определить в кожных экскретах такие вещества, как мочевина, молочная кислота, аминокислоты, аммиак, креатин, глюкоза. Простой способ анализа фосфатов, экскретируемых кожей человека, доступный к выполнению в любой школьной химической лаборатории. В качественном варианте аналитическая процедура сводится к следующим этапам. ^ III и IV пальцев погружают на 1-2 мин в сосуд с 5 мл дистиллированной воды так, чтобы концевая фаланга полностью смачивалась водой (в качестве сосудов для смыва удобно использовать флаконы от лекарственных препаратов с диаметром отверстия около 2 см). Последовательный смыв с одного-двух пальцев дает количество фосфатов, вполне доступное анализу. ^ Воду переливают в пробирку и туда же добавляют по 0,1 мл молибдатного реактива (2,5 %-ный раствор молибдата аммония в 5 н. серной кислоте) и 0,5 %-ного раствора аскорбиновой кислоты. Пробу перемешивают и греют в кипящей водяной бане 10 мин. В присутствии фосфатов развивается синее окрашивание, интенсивность которого пропорциональна концентрации фосфатов в пробе. При наличии в школьной лаборатории простейшего фотоколориметра можно проводить количественное определение фосфатов в кожных экскретах. Для количественного анализа надо дополнительно приготовить 0,001 М раствор дигидрофосфата калия (натрия) и с разведением этого раствора построить калибровочный график, по которому определяется концентрация фосфата в кожных экскретах. Можно использовать фотоколориметр KF-77, длина волны — 680 нм, кювета — 1 см (годится любой фотоколориметр с красным фильтром). С каждой серией опытов ставится проба на присутствие фосфатов в используемой воде и реактивах (компенсационная проба). Предложенная методика может быть применена для обследования детей с явлениями рахита, нарушением функции паращитовидных желез, т. е. имеет выход на медико-биологические проблемы. ^ Цель:Открыто более сотни генов, мутации в которых могут способствовать превращению нормальной клетки в опухолевую - это онкогены и гены - супрессоры опухолей, рассмотреть основные функциональные классы, к которым относятся эти гены ЛИТЕРАТУРА
Занятие 2. Фотодинамическая терапия рака - новый эффективны метод диагностики и лечения злокачественны опухолей Цель: Рассмотреть новый метод диагностики и лечения злокачественных опухолей - фотодинамическая терапия рака. Изложить основные принципы метода, механизмы разрушения опухолей, дана оценка сенсибилизаторов первого и второго поколений. Показать перспективные направления развития нового метода. План занятия.
ЛИТЕРАТУРА
Занятие 3. Пренатальная диагностика наследственных и врожденных болезней в России. Реальность и перспективы Цель: Дать краткое представление о новом научно-прикладном направлении медицинской генетики - пренатальной (дородовой) диагностике наследственных и врожденных болезней. Рассмотреть объективные предпосылки возникновения этого направления, его цели, задачи, методы оценки состояния плода на разных стадиях внутриутробного развития. ^
Занятие 4. Генная терапия - медицина XXI века Цель: Дать определение генной терапии, рассмотреть основные типы гено-терапевтических вмешательств, методы генетической трансфекции клеток эукариот, варианты векторных систем, обеспечивающие адресную доставку генетического материала в клетки человека; моногенные заболевания, а также перспективы генной терапии онкологических и инфекционных заболеваний. Особое внимание обратить на многочисленные этические и социальные аспекты применения методов генной терапии. План занятия.
Учебно-тематический план
|