Лазарева Л. Н., учитель химии и биологии icon

Лазарева Л. Н., учитель химии и биологии





Скачать 0.55 Mb.
Название Лазарева Л. Н., учитель химии и биологии
страница 1/3
Дата 03.04.2013
Размер 0.55 Mb.
Тип Пояснительная записка
  1   2   3
Предупрежден - значит защищён.


Лазарева Л.Н., учитель химии и биологии

МОУ «СОШ № 50» г. Саратова;

Пластинкина О.А., учитель физики

МОУ «СОШ № 50» г.Саратова


Пояснительная записка


Экологические проблемы, стремительный ритм жизни, нерациональное питание оказывают пагубное воздействие на состоя­ние человека. В связи с этим возрастает роль учебных предметов в расширении представлений учащихся о научно обоснован­ных правилах и нормах грамотного поведения людей в раз­личных жизненных ситуациях.

Актуальность и острейшая социальная значимость проблемы ухудшения здоровья не только взрослого, но и подрастающего поколения побудили нас к созданию элективного курса «Предупрежден – значит защищён». Он предназначен для учащихся про­фильных X-XI классов и прекрасно допол­няет курсы органической и неорганической химии, физики, биологии в плане рассмотрения вопросов валеологии. Использование межпредметных связей данных дисциплин естественно-научного цикла способствует формированию у учащихся современных представлений о целостности и развитии природы. Химия, физика и биология — науки экспериментальные, поэтому эксперимент должен органично вплетаться в ткань все­го курса. Хорошо подобранные опыты лабораторные работы, экспериментальные задания позволя­ют наглядно отразить связь теории и эксперимента и на прак­тике убедиться в действенности законов природы. На протяжении всего курса, проводится целенаправленная работа по формированию у школьников мотивации укрепления собственного здоровья через все формы учебной и внеучебной работы. Курс рассчитан на часа 34 и состоит из двух частей. Первая часть рассматривает вопросы химии, биологии и валеологии, а вторая - физики, биологии и валеологии.

^ Цель курса: в ходе теоретического изучения материала и его практической реализации создать для учащихся ситуацию успеха в приобретении знаний о своем здоровье и технологиях его индивидуального накопления.


^ Данный курс решает задачи:

  • формирование таких качеств знаний, как глубина, системность осознанность, гибкость;

  • развитие творческого мышления, познавательной активности, самостоятельности и интереса к процессу познания;

  • расширение кругозора, организация самостоятельной практической деятельности учащихся;

  • установка на ценность собственного здоровья и овладение способами поведения, сохраняющими и приумножающими здоровье

^ Учебно-тематический план



Тема

Теоре-

тические

Практи-

ческие

Образовательный

продукт

I.

Вирус – друг или враг человека

4







1.

Филовирусы-загадка XXI века.

1







2.

« Помехоустойчивость» вирусов.

1







3

Противовирусные вакцины от Дженнера до наших дней.

1







4.

Эпидемия СПИДа. Синтетические лекарственные средства против ВИЧ/СПИД.

1







II.

Самозащита организма.

4







1

Взаимодействие врожденного и приобретенного иммунитета в защите организма от инфекции.

1







2

Иммунитет и старение.

1







3

^ Генетически запрограммированная смерть клетки

1







III

Использование химических веществ в медицине.

3

3




1

Аспирин: новая жизнь старого лекарства.

1







2

Практическая работа с использованием лекарственных препаратов.




1

Отчет по работе

3

Гетероциклические соединения в биологии и медицине

1







4

Применение ферментов в медицине

1







5

Решение расчетных задач с фармацевтическим содержанием




1

Банк задач

6

Практическая работа. Определение фосфатов в продуктах обмена веществ человека.




1

Отчет по работе

IV

Тайна болезни века.

4







1

Как нормальная клетка превращается в раковую

1







2

Фотодинамическая терапия рака - новый эффективный метод диагностики и лечения злокачественны опухолей

1







3

Пренатальная диагностика наследственных и врожденных болезней в России. Реальность и перспективы

1







4

Генная терапия - медицина XXI века

1




Защита проектов



^ I Вирус – друг или враг человека


Занятие 1. Филовирусы-загадка XXI века.

Цель: рассмотреть историю откры­тия и хронология вспы­шек заболеваний, вы­званных филовирусами, строение этих вирусов и их гено­мов, совре­менную ситуацию с полу­чением вакцины против вируса и лечением выз­ванной инфекцией бо­лезни, а также основ­ные, не решенные до сих пор проблемы, свя­занные с изучением этих вирусов.

План занятия.

1.История открытия и случаи заболеваний ( вирус Марбург, вирус Эбола, вирус Рестон).

2.Симптомы заболевания у людей.

3.Строение вируса и его генома.

4.Вирусные белки.

5.Диагностика.

6.Профилактика.

7.Нерешенные проблемы.

Литература:

  1. Вирус – друг или враг человека? Д.Г.Затула., С.А.Мамедова.

  2. Вирусология: В 3 т. / Под ред. Б.Филдса, Д. Найпа. М: Мир, 1989.

  3. Руководство по эпидемиологии инфекционных бо­лезней: В 2 т. / Под ред. В.И. Покровского. М.: Меди­цина, 1993.

  4. Жданов B.M., Гайдамович С.Я. Общая и частная ви­русология. М: Медицина, 1982.

  5. Лурия С. Дорнелл Дж., Балтимор Д., Кэмпбелл Э. Об­щая вирусология. М.: Мир, 1981



Занятие 2. « Помехоустойчивость» вирусов.

Цель: познакомить с устойчивостью вирусов к неблагоприятным условиям, которая может быть наследственной (требует точного копирования генома) или приобретенной ( основана на ошибках репликации, создающих вирусные варианты)

План занятия.

1.Видовая устойчивость.

2.Приобретенная устойчивость.

3.Повреждение генома может привести к его перестройке.

4.Механизмы изменчивости.

5.Перстективы развития теории.


Литература:



  1. Вирусология: В 3 т. / Под ред. Б. Филдса, Д. Найпа. М.:Мир, 1989.

  2. Агол В.И. Сюрпризы вируса полиомиелита // При­рода. 1993. Вып. 11.

  3. Агол В. И. Помехоустойчивость вирусов // Молекуляр. биология. 1998. Т. 32, вып. 1. С. 54-61.



Занятие 3. Противовирусные вакцины от Дженнера до наших дней.

Цель: изучить 200- летнюю историю развития противовирусной иммунопрофилактики от первых интуитивных подходов до новейших современных вариантов генноинженерных вакцин.

План занятия.

1. Введение.

2. Цельновирионные вакцины.

3. Вакцины на основе вирусных антигенов.

4. Генноинженерные поливалентные живые вакцины.

5. ДНК- вакцины.

Литература:



  1. Иммунология: В 3 т.: Пер. с англ. / Под ред. 1 М.:Мир, 1987-1988.

  2. Крюи П. де. Охотники за микробами: Б:~ жизнь. М.: Наука, 1987.

  3. Уотсон Дж., Туз Дж., Курц Д. Рекомби.-... -ДНК: Крат. курс. М: Мир, 1986.

  4. Щелкунов С.Н. Генетическая инженерия: Учи собие: В 2 ч. Новосибирск: Изд-во Новое: " 1994-1997.



Занятие 4. Эпидемия СПИДа. Синтетические лекарственные средства против ВИЧ/СПИД.

Цель: рассмотреть про­блемы структурного моделирования и на­правленного синтеза компонентов лекарст­венных коктейлей, ис­пользуемых в терапии СПИДа. Обсуждается стратегия синтеза инги­биторов обратной транскриптазы и протеазы ВИЧ, изучить хими­ческие формулы совре­менных лекарственных препаратов.


^ II. Самозащита организма.


Занятие 1. Взаимодействие врожденного и приобретенного иммунитета в защите организма от инфекции.

Цель: доказать взаимодействие двух систем иммунитета: врожденной и приобретенной, которые действуют всегда вместе как стадии одного и того же процесса.

План занятия.

1.Две задачи иммунитета.

2.Антитела и комплемент.

3.Антитела и тучные клетки.

4.Антитела и фагоцитоз.

5.Антитела и NК- клетки.

6.Имунные лимфоциты.

7.»Воспалительные» Т- хеллеры. Взаимодействие с макрофагами.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Абелев Г.И. Воспаление // Соросовский Образотельный Журнал. 1996. № 10. С. 28-32.

  2. Абелев Г.И. Основы иммунитета // Там -С. 4-10.

  3. Фрейдлин И. С. Загадки тимуса: Возраст и иммунитет.// Там же. 1997. № 5. С. 26-29.

  4. Фрейдлин К.С. От вирусов нас защищают клетки - убийцы //Там же. С. 33—35.

  5. Галактионов В.Г. Генетический контроль взаимодействия иммунокомпетентных клеток // Там ж; С. 28-34.



Занятие 2. Иммунитет и старение.

Цель: познакомить с иммунологическими основами старения, с возрастными изменениями в иммунной системе, ведущими к снижению силы иммунного ответа и повышению тех состояний организма, которые лежат в основе многих хронических и дегенеративных заболеваний, с клеточно- молекулярными механизмами старения, с возможностями и путями коррекции иммунологических нарушений при старении.

^ Занятие 3. Генетически запрограммированная смерть клетки

Цель: показать наличие в клетках програм­мы собственной гибели, которая в норме направлена на удаление ненужных и больных клеток. Про­граммируемая смерть - важный фактор иммуни­тета, поскольку гибель зараженной клетки пре­дотвращает распростра­нение инфекции. Нару­шение программы кле­точной гибели ведет к патологии, а воздейст­вие на эту систему - пер­спективное направле­ние терапии.


^ III. Использование химических веществ в медицине.

Занятие 1. Аспирин: новая жизнь старого лекарства.

Цель: рассмотреть механизмы действия одного из наиболее широко используемого в мировой медицине лекарственного средства. Проследить эволюцию применения препарата.

План занятия:

1.Традиционное (противовоспалительное, жаропонижающее, обезболивающее средство).

2.Аспирин и сердечно - сосудистые заболевания.

3. Аспирин как антитромбическое средство.

4.Перспективы применения.


Занятие 2.Практическая работа с использованием лекарственных препаратов.

Цели: закрепить знания учащихся о каче­ственных реакциях органических соедине­ний и правилах обращения с веществами в повседневной жизни; отработать навыки экс­периментального определения органических веществ.

Реактивы и оборудование: ацетилсали­циловая кислота (аспирин), вода, хлорид же­лезами); ступка с пестиком, стеклянная па­лочка, спиртовка, держатель, воронка, фильтр, стаканы, пробирки., медицинский препарат ферроплекс или любой витамин­ный комплекс, содержащий ионы железа (например, олиговит), гидроксид натрия, хлорид бария, нитрат серебра, вода; ступка с пестиком, стеклянная палочка, воронка, фильтр, стаканы, пробирки.

Введение. В повседневной жизни человек применяет огромное количество веществ, и, к сожалению, некоторые из них — не по на­значению. Примером этого может служить использование аспирина в качестве консер­вирующей добавки.


Ход работы

  1. Измельчите таблетку аспирина в ступке и растворите в воде (объем воды 10-15 мл).

  2. Перенесите в пробирку 2-3 мл получен­ного раствора.

  3. Прокипятите раствор. (Соблюдайте технику безопасности!)

  1. Профильтруйте раствор.

  2. Проведите качественную реакцию.

  1. Сделайте вывод о правильности выдви­нутой вами гипотезы.

  2. Оформите работу, заполнив таблицу, в которой есть следующие графы: выполняе­мая операция; реактив; наблюдения; уравне­ние реакции; вывод.

Вопросы для обсуждения

  • На чем основано консервирующее дей­ствие аспирина?

  • Какое действие на организм человека оказывает салициловая кислота — продукт гидролиза аспирина?

  • Какими должны быть условия хранения аспирина?

Вывод: консервирующее действие ацетилсалициловой кислоты связано с тем, что в растворе создает­ся кислотная среда, препятствующая размно­жению бактерий. Написав уравнение реак­ции, они замечают, что в процессе гидроли­за аспирина образуется фенольное соедине­ние, которое помимо бактерицидного оказы­вает токсическое действие на организм че­ловека. В результате они приходят к выводу, что использование аспирина в качестве кон­сервирующей добавки недопустимо. Нали­чие фенольного соединения в растворе они доказывают, проведя качественную реакцию с хлоридом железа(Ш) (фиолетовое окраши­вание раствора).

Введение. Медицинский препарат ферро­плекс применяют для лечения больных с пониженным содержанием гемоглобина в крови. Он состоит из растворимой средней соли, образованной нерастворимым основа­нием и сильной кислотой. Для лучшего ус­воения основного компонента организмом в состав лекарства введена аскорбиновая ки­слота (витамин С). Применение препарата рассчитано на длительный срок.

Задание: определите качественный со­став соли, входящей в состав препарата фер­роплекс.

Вопросы-подсказки

  • Проанализируйте предложенную ин­формацию. Какие частицы могут входить в состав данной соли?

  • Какой способ качественного определе­ния состава ферроплекса следует выбрать? (Используйте данные таблицы «Раствори­мость кислот, солей и оснований в воде», об­ратите внимание на название препарата.)

  • Ход работы

  1. Измельчите таблетку ферроплекса вступке и растворите в воде (5-10 мл).

  2. Профильтруйте раствор.

  3. Проведите качественные реакции. (Со­блюдайте технику безопасности!)

  4. Оформите работу, заполнив таблицу, в которой есть следующие графы: гипотеза (предполагаемые катион и анион); реактив; наблюдения; уравнения реакций; выводы.

  5. Сделайте вывод о качественном соста­ве препарата ферроплекс.

Пояснения. Основываясь на предложен­ной информации, исходя из названия препа­рата и используя метод исключения, учащие­ся делают предположение о наличии в соста­ве соли катионов Fe2+ и Fe3+ и анионов SO4" и СГ. Экспериментальная проверка гипо­тезы позволяет сделать вывод, что состав соли — FeS04.


Занятие 3. Гетероциклические соединения в биологии и медицине

Цель: рассмотреть основные типы гетероцикличес­ких соединений, а также важнейшие особеннос­ти их физико - химии и реакционной способности, обсудить причи­ны, способствующие рас­пространенности гетероциклов в природе, их ключевой роли в про­цессах жизнедеятельно­сти, рассказать об ис­пользовании гетероцик­лических соединений в медицине в качестве лекарственных препа­ратов.


Занятие 4. Применение ферментов в медицине

Цель: кратко изложить основные функции ферментов (биологичес­ких катализаторов) в живых организмах, от­мечена ключевая роль ферментов в регуляции скорости химических ре­акций в организме. Рас­смотреть проблемы ме­дицинской энзимологии, в частности роль фер­ментов в механизме раз­вития патологического процесса и применение ферментов в клинике для диагностики неко­торых распространен­ных заболеваний чело­века.


^ Занятие 5. Решение расчетных задач с фармацевтическим содержанием

  1. Фармацевт получил задание приготовить глазные капли, представляющие собой водный раствор сульфата цинка и борной кислоты (массовая доля сульфата цинка — 0,25 %, бор­ной кислоты — 2 %). Определите массы суль­фата цинка и борной кислоты, которые необ­ходимы фармацевту для приготовления капель, если дистиллированной воды он взял 200 мл. (Ответ: 0,508 г сульфата цинка, 4,092 г борной кислоты.)

  2. Порошок «Регидрон» используют при обезвоживании организма. Одна доза порош­ка содержит 3,5 г хлорида натрия, 2,5 г хлори­да калия, 2,9 г цитрата натрия и 10 г глюкозы. Перед употреблением дозу растворяют в 1 л воды. Определите массовые доли всех компо­нентов порошка «Регидрон» в полученном рас­творе. (Ответ-. 0,34 % хлорида натрия, 0,25 % хлорида калия, 0,28 % цитрата натрия, 0,98 % глюкозы.)

  3. АЦЦ — средство от кашля. Одна доза АЦЦ массой 3 г содержит 100 мг ацетилцистеина и 2,9 г сахарозы. Перед употреблением АЦЦ рас­творяют в 100 мл воды. Определите молярную концентрацию сахарозы в полученном раство­ре, если плотность раствора 1,01 г/мл. (Ответ: 0,08 моль/л.)

  4. При изжоге и болях в желудке использу­ют средство «Маалокс», содержащее в 100 мл суспензии 3,49 г гидроксида алюминия и 3,99 г гидроксида магния. Сколько молей гидрокси-дов попадает в организм человека при приеме 1 столовой ложки (15 мл) препарата? (Ответ: 0,017 моль.)

  5. Для обработки ран используют 5 %-ный спиртовой раствор иода, содержащий 2 % ио-дида калия. Для приготовления такого препа­рата используют 95 %-ный раствор этанола. Определите массовую долю воды в спиртовом растворе иода. (Ответ: 4,65 %.)

  6. При пониженной кислотности желудоч­ного сока больным назначают разбавленную соляную кислоту, в которой массовая доля хлороводорода равна 8,2 % (р = 1,04 г/мл). В аптеке ее готовят из 37 %-ной соляной кисло­ты (р = 1,19 г/мл). Определите объем разбав­ленной кислоты, которую можно приготовить из 20 мл 37 %-ной соляной кислоты. (Ответ: 103,27 мл.)

  7. Больной получил внутривенно в качест­ве противоаллергического средства 10 мл 30 %-ного раствора тиосульфата натрия (р = 1,2 г/мл). Сколько ионов натрия попало при этом в его организм? (Ответ: 2,74* Ю22 ионов.)

  8. При язвенной болезни пациентам назна­чают пить 0,05 %-ный раствор нитрата сереб­ра. Суточная доза нитрата серебра составляет 0,1 г. На сколько дней больному хватит 2 л 0,05 %-ного раствора нитрата серебра? Плот­ность этого раствора считать равной плотно­сти воды. (Ответ: на 10 дней.)

  9. Шестиводный кристаллогидрат хлорида кальция, поступающий в аптеки, не использу­ют для приготовления лекарств, так как он гиг­роскопичен и имеет непостоянный состав, что может привести к неточной дозировке. Из кри­сталлогидрата готовят 50 %-ный раствор хло­рида кальция, который в дальнейшем и приме­няют для приготовления лекарств. Определи­те массу кристаллогидрата, который потребу­ется для приготовления 50 %-ного раствора, если в распоряжении фармацевта имеется 100 мл дистиллированной воды. Определите массы воды и 50 %-ного раствора хлорида кальция, необходимых для приготовления 100 г 10 %-ного раствора этого вещества. (От­вет: 7,35 кг; 80 г воды и 20 г раствора.)

  10. Для рентгеноскопии желудка используют взвесь сульфата бария в воде. Сульфат бария получают из минерала витерита, состоящего, в основном, из карбоната бария. Рассчитайте массу 35%-ного раствора хлороводорода, который потребуется для полного растворения 100гвитерита, содержащего 5%некарбонатных примесей. Определите массу20%ного раствора сульфата натрия, необходимого для полного осаждения ионов бария в виде сульфата из полученного раствора хлорида бария.

(Ответ: 100 г; 342 г.)


^ Занятие 6. Практическая работа. Определение фосфатов в продуктах обмена веществ человека.

Интерес учащихся к лабораторным работам на уроках химии, несомненно, возрастает, когда объектами исследо­вания становятся они сами. Условия средней школы не позво­ляют определять какие-либо вещества в крови или моче. Од­нако есть весьма доступный объект исследования, о котором многие не догадываются. Это смывы с кожи человека, напри­мер с пальцев, ладони и т. д.

В результате потоотделения и неощутимой перспирации че­рез кожные покровы человека выделяются разнообразные про­дукты обмена веществ — от минеральных солей до глюкозы и холестерина. Можно количественно оп­ределить в кожных экскретах такие вещества, как мочевина, мо­лочная кислота, аминокислоты, аммиак, креатин, глюкоза.

Простой способ анализа фосфатов, экскретируемых кожей человека, доступный к выполнению в любой школьной химической лаборатории. В качественном вариан­те аналитическая процедура сводится к следующим этапам.


^ Водная экстракция фосфатов с кожи пальцев рук

III и IV пальцев погружают на 1-2 мин в сосуд с 5 мл дистиллированной воды так, чтобы концевая фаланга пол­ностью смачивалась водой (в качестве сосудов для смыва удоб­но использовать флаконы от лекарственных препаратов с диа­метром отверстия около 2 см). Последовательный смыв с одного-двух пальцев дает количество фосфатов, вполне доступ­ное анализу.


^ Цветная реакция на наличие фосфатов

Воду переливают в пробирку и туда же добавляют по 0,1 мл молибдатного реактива (2,5 %-ный раствор молибдата аммония в 5 н. серной кислоте) и 0,5 %-ного раствора аскорбиновой кислоты. Пробу перемешива­ют и греют в кипящей водяной бане 10 мин. В присутствии фосфатов развивается синее окрашивание, интенсивность которого про­порциональна концентрации фосфатов в пробе.

При наличии в школьной лаборатории простейшего фотоколориметра можно про­водить количественное определение фосфа­тов в кожных экскретах. Для количественно­го анализа надо дополнительно приготовить 0,001 М раствор дигидрофосфата калия (на­трия) и с разведением этого раствора по­строить калибровочный график, по которо­му определяется концентрация фосфата в кожных экскретах.

Можно использовать фотоколориметр KF-77, длина волны — 680 нм, кювета — 1 см (го­дится любой фотоколориметр с красным фильтром). С каждой серией опытов ставит­ся проба на присутствие фосфатов в исполь­зуемой воде и реактивах (компенсационная проба).

Предложенная методика может быть при­менена для обследования детей с явлениями рахита, нарушением функции паращитовидных желез, т. е. имеет выход на медико-био­логические проблемы.


^ IV. Тайна болезни века.


Занятие 1. Как нормальная клетка превращается в раковую


Цель:Открыто более сотни ге­нов, мутации в которых могут способствовать превращению нормаль­ной клетки в опухоле­вую - это онкогены и гены - супрессоры опухо­лей, рассмотре­ть основные функцио­нальные классы, к кото­рым относятся эти гены

ЛИТЕРАТУРА

  1. Браунштейн А.Е. На стыке химии и биологии. М., 1987.

  2. Мардашев СР. Биохимические проблемы медици­ны. М., 1975.

  3. Зильва М., Пэннел Г. Клиническая химия в диагнос­тике и лечении. М.: Медицина, 1984.

  4. ПанченкоН.И., ГусеваН.Р., МасленниковаН.К. идр.// Лаб. диагностика. 1993. № 4. С. 37-41.


Занятие 2. Фотодинамическая терапия рака - новый эффективны метод диагностики и лечения злокачественны опухолей

Цель: Рассмотреть новый ме­тод диагностики и ле­чения злокачественных опухолей - фотодинами­ческая терапия рака. Из­ложить основные прин­ципы метода, механиз­мы разрушения опухо­лей, дана оценка сенси­билизаторов первого и второго поколений. Пока­зать перспективные на­правления развития но­вого метода.

План занятия.

  1. Поиск эффективных и щадящих методов лечения рака.

  2. Сущность метода фотодинамической терапии рака.

  3. Механизмы деструкции раковой клетки.

  4. Сенсибилизаторы первого поколения на основе порфиринов.

  5. Сенсибилизаторы второго поколения.

  6. Новые направления в ФДТ.


ЛИТЕРАТУРА

  1. Порфирины: структура, свойства, синтез / По.: Н.С. Ениколопяна. М.: Наука, 1985. 333 с.

  2. Миронов А. Ф. Фотосенсибилизаторы на основе щ фиринов и родственных соединений // Итоги кг и техники. Совр. пробл. лаз. физ. М.: ВИНИ" 1990. Т. 3.224 с.

  3. Красновский А.А. Синглетный молекулярный кислород и первичные механизмы фотодинамическ действия оптического излучения. // Там же.

  4. Черняева Е.Б. и др. Механизмы взаимодействия фотосенсибилизаторов с клетками. // Там же.

  5. Химическая энциклопедия. Порфирины. М.. Т. 4. С. 144- 149.

  6. Химическая энциклопедия. Хлорофиллы. М. Т. 5.


Занятие 3. Пренатальная диагностика наследственных и врожденных болезней в России. Реальность и перспективы

Цель: Дать краткое представ­ление о новом научно-прикладном направле­нии медицинской гене­тики - пренатальной (дородовой) диагности­ке наследственных и врожденных болезней. Рассмотреть объектив­ные предпосылки воз­никновения этого на­правления, его цели, за­дачи, методы оценки со­стояния плода на разных стадиях внутриутробного развития.


^ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Баранов B.C. Ранняя диагностика наследственные болезней в России: Соврем, состояние и перспекпп-// Междунар. мед. обзоры. 1994. Т. 2, № 4. С. 236-241

  2. Бочков Н.П. Клиническая генетика. М: Мединн-1997. 286 с.

  3. Вельтищев Ю.П., Казанцева Л.З. Клиническая гене тика: Значение для педиатрии, состояние и перспм тивы // Материнство и детство. 1992. № 8/9. С. 4-1'.

  4. Горбунова В.Н., Баранов B.C. Введение в молекуляр­ную диагностику и генотерапию наследственных за­болеваний. СПб.: Спецлитература, 1997. 286 с.

Занятие 4. Генная терапия - медицина XXI века

Цель: Дать определение ген­ной терапии, рассмотре­ть основные типы гено-терапевтических вмеша­тельств, методы гене­тической трансфекции клеток эукариот, вари­анты векторных систем, обеспечивающие адрес­ную доставку генетичес­кого материала в клетки человека; моногенные заболевания, а также перспективы генной те­рапии онкологических и инфекционных заболе­ваний. Особое внимание обратить на многочис­ленные этические и со­циальные аспекты применения методов генной терапии.

План занятия.

  1. Краткая историческая справка.

  2. Методы генетической трансфекции в генной терапии.

  3. Принципы генной терапии.

  4. Генотерапия моногенных наследственных заболеваний.

  5. Некоторые этические и социальные проблемы генной терапии.



Учебно-тематический план





Тема

Кол-во

часов

Форма проведения

Образовательный

продукт

1.

Центр тяжести тела. Условие равновесия.

1

лекция

Составление опорного конспекта

2.

Решение задач по разделу «Статика»

1

Беседа, фронтальное решение задач

Банк задач

3.

Изучение равновесия тела при действии нескольких сил.

1

Лабораторная работа(2 варианта)

Оформление отчета,

4.

Выяснение условия устойчивого равновесия тела, имеющего поверхность опоры

1

Лабораторная работа

Оформление отчета,

5.

Человек и равновесие.

1

Беседа. фрагмент деловой игры

Опорная схема.

6.

Виды деформации в скелете и профилактика заболеваний опорно-двигательной системы

1

Беседа. просмотр видеоматериалов, фрагмент деловой игры

Опорная схема

7.

Эффект Доплера

1

Беседа. решение задач

Конспект, банк задач

8.

Доплерография

1

Сообщения учащихся

Индивидуальная работа учащихся

9.

Электромагнитное излучение. Вектор Умова-Пойтинга

1

Лекция

Конспект

10.

Решение задач по теме «Электромагнитное излучение»

1

Решение задач практического содержания.

Банк задач

11.

Компьютер-друг или враг?

1

Дискуссия в форме круглого стола

Выступления участников

12.

Испарение, влажность воздуха, точка росы, способы измерения влажности

1

Беседа, выполнение экспериментальных заданий

Опорная схема. отчет по заданиям.

13.

Влажность и здоровье человека

1

Публичные выступления учащихся

Мультимедийные проекты,презентации,сообщения

14.

Поверхностное натяжение в жидкости, смачивание и несмачивание. Капиллярные явления.

1

Сообщение учителя с последующим обсуждением.

Опорная схема

15.

Измерение среднего диаметра капилляров в теле

1

Лабораторная работа

Оформление отчета

16.

Одежда и обувь школьника и его здоровье.

1

Сообщение учащихся. деловая игра

Краткие записи

17.

Современные проблемы энергетики

1

Беседа

Краткие записи

18.

Альтернативные виды энергии

1

Публичные выступления учащихся

Мультимедийные проекты,презентации,сообщения


  1   2   3

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Лазарева Л. Н., учитель химии и биологии icon Г. Сосновый Бор Решение расчетных задач по химии. Чекмарева А. М. учитель химии высшей квалификационной

Лазарева Л. Н., учитель химии и биологии icon Моу «Байцуровская основная общеобразовательная школа» Подготовили: учитель биологии Предрий О. Е.

Лазарева Л. Н., учитель химии и биологии icon Конспект урока по биологии с использованием икт автор: Биканова Наталья Викторовна, учитель биологии

Лазарева Л. Н., учитель химии и биологии icon «Основные методологические подходы к организации обучающих тренингов для педагогов и родителей детей

Лазарева Л. Н., учитель химии и биологии icon Учитель химии Васина Людмила Викторовна

Лазарева Л. Н., учитель химии и биологии icon А. И. Беляев учитель биологии

Лазарева Л. Н., учитель химии и биологии icon Бондарь О. В. учитель биологии моу гимназии №11

Лазарева Л. Н., учитель химии и биологии icon Рабочая программа по биологии 8 класс Учитель-Баранова Н. И

Лазарева Л. Н., учитель химии и биологии icon Методичка к заданиям по биологии в 8 классе. Учитель Литвинова Е. О

Лазарева Л. Н., учитель химии и биологии icon Мбоу сош №33 г. Тамбова Учитель биологии Манохина Александра Юрьевна

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы