Учебно-методический комплекс дисциплины «Психофизиология профессиональной деятельности» icon

Учебно-методический комплекс дисциплины «Психофизиология профессиональной деятельности»





Скачать 290.51 Kb.
Название Учебно-методический комплекс дисциплины «Психофизиология профессиональной деятельности»
Жукова И.Ю
Дата 03.04.2013
Размер 290.51 Kb.
Тип Учебно-методический комплекс
Министерство образования и науки Российской Федерации



Автономная некоммерческая образовательная организация
высшего профессионального образования


«ТАМБОВСКИЙ ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»



Рассмотрен и утвержден на заседании

кафедры социально-гуманитарных наук

«___» ________________ 201__г.

протокол № ____


Зав. кафедрой ____________



Утвержден на заседании Учебно-методического

совета АНОО ВПО «ТИСТ»

«___» ________________ 201__г.

протокол № ____


Председатель _____ Воротникова А.И.



^ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ


«Психофизиология профессиональной деятельности»

Автор: ст. преподаватель Жукова И.Ю.


Направление: 080500.62 «Менеджмент»

Квалификация (степень) выпускника: БАКАЛАВР

Форма обучения: заочная


Тамбов 2010 г.

Раздел 1. Организационно-методическое описание учебного курса «Психофизиология профессиональной деятельности»


    1. Назначение и цели учебного курса

Цель дисциплины психофизиология профессиональной деятельности – вооружить студентов (слушателей) научными и практическими знаниями в области психофизиологии труда. Труд рассматривается с точки зрения физиологических затрат, способности человека выполнять деятельность в течении заданного времени на заданном уровне качества.

Основная задача курса

«Психофизиология профессиональной деятельности» состоит в том, чтобы вооружить будущего менеджера по управлению персоналом теоретическими и практическими навыками исследования организации отношений вероятностных физических, психических и духовных сущностей и явлений человека на практике для управления этими сущностями и явлениями, поведением человека в целом, его отношений с физической и социальной средой и может изменяться. Человек является объектом исследования в психофизиологии и объектом приложения психофизиологических знаний. Здоровый человек является объектом познания и применения знаний общей психофизиологии. Знания психофизиологии человека позволяет грамотно соизмерить работоспособность человека и расставить по рабочим местам

Многие вопросы курса вынесены на самостоятельное изучение, их необходимо законспектировать.

Практические занятия имеют большое значение, т.к. способствуют закреплению теоретического материала и получению необходимых практических навыков. Все решения, в области психофизиологии профессиональной деятельности, должны приниматься студентом на основе всестороннего анализа, точного учёта, научно обоснованных методик.


    1. ^ Обязательный минимум содержание учебного курса

Теоретические занятия (лекции) организуются по потокам. Общий объём лекционного курса – 6 часов.

Практические занятия. Практические занятия (семинары) организуются по группам. Общий объем семинарских занятий – часа. Используются следующие виды занятий: сообщения, дискуссии решение практических задач.

Методические модели процесса обучения. На семинарских занятиях по психофизиологии профессиональной деятельности применяются следующие методики и методы обучения: опрос, дискуссия и т.д.

Самостоятельная работа. Нормативный объём самостоятельной работы студентов для дисциплины психофизиология профессиональной деятельности установлен в часа.


    1. Структура учебного курса

1. Психофизиология как наука. Методы психофизиологических исследований. Основные свойства ЦНС, психофизиологические основы памяти, внимания, сознания.

2. Значение эмоций в профессиональной деятельности, понятие стресса. Основные способы коррекции негативных психофизиологических состояний.

3. Психофизиологические функциональные состояния, их влияние на деятельность человека.

4. Человек как субъект профессиональной деятельности.

5. Профессиография, психофизиология профессионального отбора и профпригодности

6. Оценка профессиональной деятельности с точки зрения физиологических нагрузок работника.



    1. Общие методические рекомендации по организации самостоятельной работы

В период между сессиями студенты должны изучать материал в соответствии с программой курса и готовиться к сдаче зачета по учебному курсу, проработав необходимый материал согласно списку рекомендованной литературы. Во время сессии и в межсессионный период основным видом подготовки являются самостоятельные занятия. Курс имеет как общеобразовательное, так и прикладное значение. Во-первых, значительная часть материала носит теоретический характер. Поэтому полезно повторение некоторых материалов по дисциплинам: «Основы управления персоналом», «Психология и педагогика» и другие. При повторении следует обращать внимание на вопросы, связанные с физиологическим фундаментом психических процессов, методами и методиками, применяемыми для их изучения; описания различных физиологических состояний, теоретические и практические подходы к стрессовым состояниям. Во-вторых, данный предмет носит выраженное прикладное значение. Именно физиологическое состояние работника во многом определяет эффективность его деятельности. Для изучения и закрепления материалов прикладного характера полезно изучить акты аттестации рабочих мест на конкретных предприятиях, анализировать динамику психофизиологических состояний опираясь на собственный профессиональный опыт, практиковать построение профессиограмм с учетом психофизиологических требований.


    1. ^ Требования к знаниям студентов и уровню их подготовки по завершению изучения учебного курса

В результате изучения данного курса студент будет:

- иметь представление:

о психофизиологии как науке, задачах и методах психофизиологических исследований, психофизиологической составляющей профессиональной деятельности; физиологической основе психических процессов: памяти, внимания и сознания; участии эмоций в деятельности человека; психофизиологических компонентах работоспособности и ее динамике, теории стрессов Г.Селье, принципах и целях составления профессиограмм, понимать физиологию процесса научения,

иметь представление о спецефичности рабочей нагрузки, утомления, физиологической цене деятельности.

- знать:

Основные функциональные состояния в профессиональной деятельности, их отличительные особенности; теорию и этапы профессионального и возрастного развития персонала; классификацию условий труда по степени вредности и опасности, факторы тяжести и напряженности труда, методику оценки рабочей нагрузки; виды, принципы, правила проведения профотбора; структуру профессиограммы; динамику ОАС, физиологические основы мотивации.

- уметь:

работать со сборниками профессиограмм, при необходимости составлять монографические профессиограммы с учетом психофизиологических требований, рассчитывать физиологические и психологические рабочие нагрузки; тяжесть и напряженность различных видов труда; определять наиболее задействованные в профессиональной деятельности физиологические и психологические системы, давать рекомендации по организации трудового процесса, режима труда и отдыха с учетом физиологических особенностей.


^ 1.6. Критерий оценки знаний студентов по завершению изучения учебного курса

Изучение учебной дисциплины «Психофизиология профессиональной деятельности» завершается зачетом.

Оценка знаний студентов на зачете проводится с учетом следующих показателей: полнота раскрытия содержания учебных вопросов экзаменационного билета, четкость суждений, глубина анализа учебной литературы, самостоятельность студента при выполнении обязательных практических и тестовых заданий, правильность ответов на дополнительные контрольные вопросы.

«Зачтено» предполагает ясное, аргументированное раскрытие основных понятий и положений вопросов экзаменационного билета, правильные ответы на дополнительные вопросы, а также своевременное выполнение практических заданий.

«Не зачтено» ставится при отрывочных знаниях по вопросам экзаменационного билета, неправильных ответах на дополнительные вопросы, неполной проработке практических заданий.


^ Раздел 2. Тематическое содержание учебного курса «Психофизиология профессиональной деятельности»



Название тем и разделов

Всего часов

Аудиторные занятия (час), в том числе:

Самостоя-тельная работа (час)

лекции

семинары

1 .Психофизиология труда. Предмет и задачи курса

10

1




11

2 .Психология профессиональной деятельности

10







10

3 .Физиологические основы организации труда

10

1




11

4. Психофизиологический анализ

10

1




11

5. Психофизиологические исследования

10

1




11

6. Психофизиологическое функциональное состояние

10







10

7. Основы профессиональной диагностики

10







10

8, Основы профессий графии

10

1




11

9. Технология успехов в профессиональной деятельности

10

1




11

ИТОГО

90

6




84



План семинарский занятий


  1. Формирующая и регулирующая роль центральной нервной системы в процессе труда.

  2. Психические явления в трудовой деятельности,

  3. Физиология двигательного аппарата и рабочей позы.

  4. Психофизиологические основы организации трудового процесса


Вопросы для подготовки к зачету (экзамену) по учебному курсу «Психофизиология профессиональной деятельности»


  1. Методы и принципы психофизиологии труда.

  2. Задачи курса психофизиологии труда.

  3. Структура профессиональной деятельности.

  4. Профессиональная пригодность.

  5. Профессиональный отбор.

  6. Профессиональный подбор,

  7. Профессиональное самоопределение и актуализация человека в профессии

  8. Классификация профессиональной деятельности,

  9. Единство психического и физиологического в трудовой деятельности.

  10. Психофизиология внимания и сознания.

  11. Основные вида мышечной работы и рабочая поза человека.

  12. Утомление

  13. Динамика работоспособности и характеристика ее стадий.

  14. Перерывы и микропаузы в течении рабочего времени.

  15. Темп и ритм работы.

  16. Оптимальная продолжительность рабочего времени. 17. Малоподвижность и монотонность.

  17. Сменность.

  18. Содержание психофизиологических исследований.

  19. Порядок проведения психофизиологических исследований.

  20. Анализ физиологических и психологических рабочих нагрузок.

  21. Распределение функций и рабочая нагрузка.

  22. Функциональное состояние и поведение человека.

  23. Влияние эмоции на деятельность человека.

  24. Психофизиология памяти.

  25. Принципы профессиональной диагностики.

  26. Диагностические методы.

  27. Структура профессиограммы.

  28. Понятие успеха в профессиональной деятельности.

  29. Динамика профессионального успеха.

  30. Психотехника профессиональной деятельности.

  31. Начало профессиональной деятельности.

  32. Эффективный темп профессионального успеха.

  33. Стратегии построения профессиональной карьеры.

  34. Психофизиологический анализ трудовых операций.

  35. Физиологический механизм неблагоприятного влияния санитарно - гигиенических факторов на работоспособность,

  36. Оптимизация режимов труда и отдыха.

  37. Классификация тяжести труда и ее факторы.



Раздел 3. Лекционный материал


Тема 1. Психофизиология как наука. Методы психофизиологических исследований.


Первая тема курса включает вопросы общеметодологического характера: рассматривается психофизиология как наука: предмет, цели, задачи. Психофизиология понимается как наука о физиологических и нейронных механизмах психических процессов, состояний и поведения, изучающая закономерности и особенности функционирования физиологических систем человека в профессиональной деятельности, влияние профессиональной деятельности на состояние человека.

Структура дисциплины, логика ее раскрытия в рамках учебного курса. Краткий обзор основной литературы по курсу. Краткая характеристика критериев рубежного и итогового контроля.

Связь психофизиологии с другими науками. Прикладное значение психофизиологии профессиональной деятельности. Прикладное значение:

1. профессиональный отбор

2. сохранение и поддержание баланса между здоровьем и высокой производительностью

3. профилактика и коррекция негативных (стрессовых) состояний.

Общее описание методов исследования. Объективные (физиологические и психометрические) и субъективные (самооценка) методы психофизиологии. Примеры, достоинства, недостатки.

Основные термины и понятия: Психофизиология, физиологические системы организма, профессиональная деятельность, здоровье, профессиональный отбор, физиологические методы, вегетативные реакции организма, психометрические методы, методы самооценки.


^ Тема 2. Основные свойства ЦНС, психофизиологические основы памяти, внимания, сознания.


Основные свойства нервных процессов: сила, подвижность, уравновешенность. Типы нервной системы (или типы нервной деятельности) – понятие темперамента, современные концепции темперамента.

Физиологические основы психических процессов. Память: понятие, физиологическая основа, виды памяти (биологическая, генетическая, иммунологическая, неврологическая, генотипическая, фенотипическая), методы исследования. Теории памяти: временная теория, Теория активной памяти. Виды памяти по объекту запоминания (декларативная (образная), процедурная (моторная), словесно-логическая).

Внимание. Понятие, физиологическая основа, виды внимания, методы исследования.

Характеристики внимания (объем, устойчивость, способность к распределению и переключению, селективность). Виды внимания (произвольное, непроизвольное, послепроизвольное). Ориентировочный рефлекс как физиологическая основа непроизвольного внимания. Физиологические особенности произвольного и послепроизвольного внимания. Отдельные виды внимания: Антиципирующее внимание, моторное внимание (идеомоторная тренировка).

Сознание. Физиологическое и философское определение сознания. Связь сознания с вниманием и памятью. Уровни сознания – от глубокой комы до полного бодрствования. Неоднородность мозговой активности: межполушарная асимметрия, динамика суточной активности. Сон как особая форма активности мозга.

Основные термины и понятия: Сила нервных процессов, подвижность нервных процессов, уравновешенность нервных процессов. Кратковременная и долговременная память, активация структур мозга, энграмма, активная память. Мобилизация систем организма, ориентировочный рефлекс, волевое усилие, интерес, угасание, установка, настрой, идеомоторный акт. Неосознаваемые процессы обработки информации, локус активации мозга, профиль латеральной организации мозга, функциональная асимметрия, ритм суточной активности( "жаворонки" и "совы).


^ Тема 3. Значение эмоций в профессиональной деятельности, понятие стресса. Основные способы коррекции негативных психофизиологических состояний.


Влияние эмоций на деятельность. Эмоции как особый вид психических процессов. Функции эмоций: отражательная, побуждающая подкрепляющая переключательная коммуникативная. Нейрохимия эмоций. Теории эмоций: когнитивная, потребностно-информационная теория эмоций. Модели организации эмоций: дискретная модель, многомерная модель, модель Дж.Грея.

Понятие мотивации, функции мотивации. Оптимум мотивации. Закон Йоркса –Додсона.

Теория стресса Г.Селье, динамика развития стресса, фазы общего адаптационного синдрома; клинико-психологические, психологические, физиологические, эндокринные признаки истощения ресурсов организма. Сбалансированная смена напряжений и расслаблений как решающий фактор, определяющий самочувствие. Способы снятия переутомления и перенапряжения. Система психофизиологического саморегулирования, самовнушение, дыхание, контроль поведенческих реакций. Парадокс намерения. Посттравматический стрессовый синдром: понятие, симптомы, физиологический смысл.

Основные термины и понятия: Эмоции, условные рефлексы, мимические и пантомимические движения, мышечный тонус, когнитивная теория эмоций, потребностно-информационная теория эмоций, гормональные изменения, мотив, мотивационное возбуждение, оптимум. Стресс, стрессоры, неспецифические и специфические реакции, релаксация, ПТСР.


^ Тема 4. Психофизиологические функциональные состояния, их влияние на деятельность человека.

Понятие функционального состояния, основные параметры функциональные состояния, условия формирования функционального состояния. Оптимальная работоспособность: определение, физиологическая основа, объективные и субъективные проявления. Физиологическая основа и функциональное значение утомления, поведенческие, психологические, физиологические признаки, профилактика утомления. Физиологическая основа, объективные и субъективные проявления монотонии, характерные осробенности. Динамика работоспособности и состояния утомления. Режим труда и отдыха, физиологический критерий его рациональности. Перерывы в работе: регламентированные, короткие, микроперерывы, паузы.

Основные термины и понятия: функциональные состояния, Оптимальная работоспособность, утомление, монотония. Компенсируемое и декомпенсируемое утомление; расходование энергетических ресурсов, охранительное торможение, типовые режимы труда и отдыха, временная организация трудового процесса


^ Тема 5. Человек как субъект профессиональной деятельности.

Активная позиция человека в формировании себя (Теория деятельности Леонтьева). Профессионально-важные качества, их развитие. Специализация в деятельности. Этапы психологического анализа деятельности. Сущность и этапы процесса профессионализации, закономерности профессионального и личностного развития. Литические и критические периоды. Возрастные кризисы.

Основные термины и понятия: задатки, способности, ПВК, возрастной кризис, профессионализация.


^ Тема 6. Оценка профессиональной деятельности с точки зрения физиологических нагрузок работника

Оценка физиологической стоимости работы, понятие рабочей нагрузки. Цели применения руководства "Гигиенические критерии оценки и классификация условий труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса". Требования человека к профессии, трудность как субъективное восприятие рабочей нагрузки. Классы условий труда: оптимальные, допустимые, вредные, опасные. Понятия тяжесть и напряженность. Параметры и правила оценки труда по степени тяжести и напряженности трудового процесса. Методы оценки тяжести и напряженности.

Основные термины и понятия:

Гигиенические критерии, гигиена труда, условия производственной среды, вредный производственный фактор, тяжесть труда, напряженность труда, профессиональный риск, работоспособность, рабочая нагрузка


^ Тема 7. Профессиография, психофизиология профессионального отбора и профпригодности.

Основы профессиографии, краткая история, принципы профессиографии, методы профессиографирования. Цель профессиографии. Понятие професиограммы и психограммы. Типы профессиограмм. Структура профессиограммы. Понятие профотбора, принципы Виды, принципы, этапы профессионального отбора. Психофизиологические ограничения при профотборе.

Основные термины и понятия: Профессиография, профессиограмма, психограмма, профотбор.


Раздел 4. Самостоятельная работа


^ 4.1. Вопросы для повторения тем:

  1. Психофизиология профессиональной деятельности как теоретическая и прикладная область знания.

  2. Психофизиологические критерии и уровни профессионализма.

  3. Психофизиологическое содержание профессиональной деятельности.

  4. Смысло-целевая и мотивационная сферы профессионализма.

  5. Эффективность труда и работоспособность.

  6. Профессионализм в управленческой деятельности.

  7. Психология предпринимательской деятельности.

  8. Психофизиологические основы развития творческого потенциала.


^ 4.2. Задания для самостоятельной работы по темам:

Тема № 1: Профессиография и профессиограммы


Вопросы

  1. 1. История профессиографии, основные принципы профессиографирования

  2. 2. Виды профессиограмм

  3. 3. Классификация профессий Е.Климова

  4. 4. Методы профессиографирования

  5. 5. Структура профессиограммы

  6. 6. Структура психограммы

  7. 7. Примеры профессиограммы рабочей профессии

  8. 8. Примеры профессиограммы профессии из сферы обслуживания

  9. 9. Примеры профессиограммы профессии с преобладанием интеллектуальной нагрузки (или работа в офисе)


Тема № 2: Психофизиологический анализ содержания профессиональной деятельности. Рабочая нагрузка.

Вопросы

  1. 1. Факторы трудового процесса. Понятия : вредные производственные факторы, опасные производственные факторы, гигиенические нормативы условий труда, здоровье, работоспособность, тяжесть, напряженность.

  2. 2. Классификация условий труда по степени вредности и опасности

  3. 3. Факторы тяжести трудового процесса. Классификация условий труда по степени тяжести.

  4. 4. Факторы напряженности трудового процесса. Классификация условий труда по степени напряженности.

  5. 5. Анализ тяжести конкретной профессии

    1. a. рабочей профессии

    2. b. профессии сферы обслуживания

    3. c. профессии с преобладанием интеллектуальной нагрузки

  6. 6. Анализ напряженности конкретной профессии

    1. a. рабочей профессии

    2. b. профессии сферы обслуживания

c. профессии с преобладанием интеллектуальной нагрузки


^ 4.3. Темы контрольных работ по учебному курсу «Психофизиология профессиональной деятельности» и методические рекомендации по их выполнению

Студенты выполняют по эстетике контрольную работу. Контрольная работа обеспечивает усвоение и закрепление учебного материала, понимание основных форм и закономерностей эстетической деятельности, способствует развитию эстетического сознания учащихся, формированию устойчивых навыков вербально-логического эстетического суждения и оценки. Содержание контрольной работы представляет собой конспект первоисточника, соответствующего учебной программе и плану, с обязательным последующим его категориально-научным анализом.

В процессе выполнения контрольной работы студент должен показать, какие разделы учебного курса и категории эстетического сознания рассматриваются в первоисточнике, каково их логическое содержание, какие эстетические концепции из рассматривавшихся на лекционных и семинарских занятиях отражены в первоисточнике. Студент также должен показать, с какими иными эстетическими категориями и концепциями кореллирует концепция первоисточника, каково ее место в системе современных эстетических знаний и категорий, в истории эстетической мысли. Анализ первоисточника следует выполнять лично. Текст контрольной работы должен быть уникальным, содержать собственные мысли и суждения учащегося. Квалификационный признак контрольной работы – отсутствие плагиата. Плагиативными считаются контрольные работы, содержащие не оформленные в соответствии с правилами цитирования фрагменты публикаций других произведений науки или искусства, выдаваемые студентом за собственный текст. Цитирование при анализе текста необходимо, однако, цитаты не должны подменять собой личной аргументации, суждений и заключений автора контрольной работы. При цитировании как в форме прямой, так и косвенной речи следует указывать ссылку на источник. Оценку «не зачтено» влечет за собой представление контрольной работы, в которой в неизменном виде (либо с незначительными изменениями) воспроизводятся опубликованные в сети интернет, в научных журналах, учебниках, других источниках тексты иных авторов (извлечения из монографий, диссертаций, научных статей, из имеющихся в интернет-коллекциях студенческих дипломных и курсовых работ, рефератов и т. п.).


Темы

1. Психофизиология как наука: предмет, цели, задачи. Общее описание методов исследования. Связь с другими науками. Прикладное значение.

2. Методы психофизиологических исследований: классификация, достоинства и недостатки

3. Основные характеристики ЦНС, их физиологическая основа. Понятие темперамента.

4. Память. Понятие, физиологическая основа, виды памяти, теории памяти.

5. Внимание. Понятие, характеристики внимания. Виды внимания, их физиологическая основа.

6. Сознание. Понятие, уровни сознания. Неоднородность активности мозга. Понятие латеральной организации мозга.

7. Теория стресса Г.Селье, динамика ОАС.

8. Понятие ПТСР, симптомы.

9. Способы нейтрализации стрессовых состояний.

10. Понятие эмоций, функции, проявления, физиологическая основа эмоций.

11. Понятие мотивации, физиологический смысл мотивации. Оптимум мотивации (Закон Иоркса-Додсона).

12. Понятие функционального состояния, основные функциональные состояния.

13. Оптимальная работоспособность, функциональное значение, поведенческие, психологические и физиологические проявления.

14. Утомление, функциональное значение, поведенческие, психологические и физиологические проявления.

15. Монотония, функциональное значение поведенческие, психологические и физиологические проявления.

16. Динамика работоспособности и состояния утомления. Режимы труда и отдыха.

17. Теория деятельности Леонтьева, ее прикладное значение в психологии труда.

18. Психофизиологические основы профессиональной деятельности.

19. Психологический анализ деятельности: понятие, уровни.

20. Профессионально-важные качества: определение, динамика развития, виды ПВК.

21. Основы профессиографии, психофизиологические ограничения при профотборе.

22. Понятие профессиограммы. Целя, виды, принципы построения.

23. Структура профессиограммы.

24. Понятие профотбора. Виды, принципы профотбора. Заключение по результатам отбора.

25. Понятие профессионализма, критерии профессионализма.

26. Этапы и уровни профессионализации (по Марковой)

27. Человек как субъект профессиональной деятельности. Формирование и развитие профессиональных качеств. Влияние профессиональной деятельности на личность.

28. Понятия рабочей нагрузки и трудности. Критерии оценки. Классификация профессий по виду нагрузки.

29. Вредные факторы. Классификация профессий по вредности.

30. Тяжесть труда. Факторы тяжести, общая оценка труда по степени тяжести.

31. Напряженность труда. Факторы напряженности, общая оценка труда по степени напряженности.

32. Эргономическая оценка условий деятельности.


Раздел 5. Литература:


^ 5.1. Основная литература:


1. Данилова Н. Н. Психофизиология. Учебник - М.: Аспект Пресс, 2012. «Университетская библиотека»
www.biblioclub.ru


^ 5.2. Дополнительная литература:


1. Безменова И.К. Практическая психология в работе секретаря . М., МЦФЭР, 2004

2. Бодров В.А. Прихология профессиональной пригодности. Учебное пособие для ВУЗов. М., Изд-во ПЕР СЭ, 2006

3. Бодров В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление М., Изд-во ПЕР СЭ, 2006

4. Григорьева М.В. Психология труда: конспект лекций. М., Высшее образование, 2006

5. Зеер Э.Ф., Сыманюк Э.Э. Психология профессиональных деструкций. Учебное пособие для ВУЗов, М., Академический Проект; Екатеринбург "Деловая книга, 2005

6. Митева И.Ю. Курс управления стрессом, М., Ростов на-Дону, ИКЦ "МарТ",2004

7. Носкова О.Г. Психология труда Учебное пособие для ВУЗов М., Академия, 2004

8. Психология труда п/ред Карпова А.В. Учебник для ВУЗов М.,Владос-пресс, 2004

9. Сопов В.Ф. Психические состояния в напряженной профессиональной деятельности. Учебное пособие, М., Академический Проект; Трикста, 2005

^ Раздел 6. Тезаурус


Биологическая память – фундаментальное свойство живой материи приобретать, сохранять и воспроизводить информацию.

Внимание – сосредоточенность деятельности субъекта в данный момент времени на каком-либо реальном или идеальном объекте

^ Вредный производственный фактор - фактор среды и трудового процесса, воздействие которого на работающего при определенных условиях (интенсивность, длительность и др.) может вызвать профессиональное заболевание, временное или стойкое снижение работоспособности, повысить частоту соматических и инфекционных заболеваний, привести к нарушению здоровья потомства.

^ Генетическая память – носитель ДНК, РНК – память о структурно-функциональной организации живой системы как представителя определенного биологического вида. Генотипическая (врожденная) память – безусловные рефлексы и инстинкты, повышающие приспособление и выживаемость вида.

^ Гигиена труда - профилактическая медицина, изучающая условия и характер труда, их влияние на здоровье и функциональное состояние человека и разрабатывающая научные основы и практические меры, направленные на профилактику вредного и опасного действия факторов производственной среды и трудового процесса на работающих. Гигиенические критерии - это показатели, позволяющие оценить степень отклонений параметров производственной среды и трудового процесса от действующих гигиенических нормативов. Деятельность – динамическая система взаимодействий субъекта с миром, характеризующихся, активностью субъекта, целенаправленностью этой активности, мотивированностью и осознанностью действий.

ЕТКС – Единый тарифный квалификационный справочник работ и профессий рабочих, систематизированный перечень работ и профессий рабочих, имеющихся в народном хозяйстве страны

^ Закон Йоркса –Додсона - максимальной эффективности соответствует не максимальная, а оптимальная сила мотивации, причем для более простой задачи требуется более мощная активация, а для u1073 более трудной – гораздо менее мощная.

^ Защита временем - уменьшение вредного действия неблагоприятных факторов производственной среды и трудового процесса на работающих за счет снижения времени их действия: введение внутрисменных перерывов, сокращение рабочего дня, увеличение продолжительности отпуска, ограничение стажа работы в данных условиях.

Здоровье - это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов (преамбула Устава Всемирной Организации Здравоохранения). Иммунологическая память – память на проникновение генетически инородных тел (вирусов), способность усиливать защитную реакцию организма (носители - антитела)

Индивидуальность – характеристика человека, отражающая его отличие от других людей, своеобразие проявлений конкретного человека в его поведении и деятельности, стиле жизни и т.д.

Интерес – конкретное выражение осознанных потребностей

ИСД – индивидуальный стиль деятельности, способ выполнения производственного задания учитывающий индивидуальные физиологические и личностные особенности работника.

Качество жизни – условия человеческого существования: обеспеченность материальными благами, безопасность, доступность медицинской помощи, возможности для получения образования и развития способностей, хорошее, устойчивое психоэмоциональное состояние, состояние природной среды, социальные отношения в обществе.

Личность – системное качество, приобретаемое человеком в процессе социализации, характеризующее его со стороны включенности в социальные отношения и выражающее его способность и индивидуальные особенности формирования этих отношений.

Материальные (биологические потребности) – это потребности в пище, воде, воздухе, продолжении рода, жилище, одежде и др., необходимые для поддержания организма в нормальном жизнедеятельном состоянии Межполушарная асимметрия (латеральная организация мозга) - присущие только человеку как виду (не имеющие аналогов в животном мире) различия информационных процессов в структурах

правого и левого полушария большого мозга, заключающиеся в особенностях контекстуальных связей между элементами информации - словами и образами.

Монотония – функциональное состояние, характеризующееся снижением работоспособности на фоне однообразной деятельности, выполняемой в специфических условиях (бедность внешней седы, ограниченное поле работы, несложные стереотипные действия и т.д.)

^ Мотив – побудительная причина поведения и действий человека, активизирующая его внутренние и внешние движущие силы

Мотиваци
я – это процесс побуждения человека к деятельности для достижения целей

^ Напряженность труда - характеристика трудового процесса, отражающая нагрузку преимущественно на центральную нервную систему, органы чувств, эмоциональную сферу работника.

^ Неврологическая (нервная) память – совокупность процессов, обеспечивающих формирование адаптивного поведения организма. Неспецифическая реакция – реакция организма, общая для всех видов воздействий (стрессоров).

НОСД – нормативно-одобренный стиль деятельности, способ выполнения производственного задания закрепленный в инструкции и др.нормативных документах.

^ Опасный производственный фактор - фактор среды и трудового процесса, который может быть причиной острого заболевания или внезапного резкого ухудшения здоровья, смерти.

^ Оптимальная работоспособность - функциональное состояние, характеризующееся полноценным решением производственной задачи при минимальных физиологических затратах.

^ Ориентировочный рефлекс - реакция общей активации организма на любой новый или изменившийся стимул.

Поведение – специфическая форма действий, характеризующая отдельных работников и группы, в процессе осуществления деятельности. Подвижность нервных процессов - быстрота смены возбуждения торможением и наоборот, бы-строта и легкость привыкания u1082 к новым условиям, перехода его от одного состояния к другому, от покоя к деятельности и обратно.

^ Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР) - это ряд изменений, связанных с воспоминанием о травме, происходящих в эмоциональной, познавательной, телесной, поведенческой сферах, встречающийся у тех, кто пережил экстремальную ситуацию и не справился с последствиями травматического стресса.

Потенциал – это характеристика имеющихся у человека (коллектива, общества) ресурсов, привязанных к месту и времени.

Потребности – это нужда в чем-то, объективно необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития организма, личности и социальной группы; ощущение нехватки чего-либо.

Прогноз – научно обоснованное суждение о возможном состоянии (состояниях) объекта или процесса в будущем, альтернативных путях и сроках их достижения.

Профессиограмма - всестороннее описание профессиональной деятельности и предъявляемым ею требований к индивидуально-психологическим и психофизиологическим особенностям человека, сделанное по определенной схеме и для решения определенных задач

Профессиография – наука, описывающая профессии, специальности, рабочие места, основные требования, которые они предъявляют к человеку, а также факторы, обусловливающие успех или неудачу, удовлетворение или неудовлетворение личности данной профессиональной деятельностью Профессионал – специалист, овладевший высокими уровнями профессиональной деятельности, сознательно изменяющий и развивающий себя, вносящий индивидуальный творческий вклад в профессию, нашедший свое индивидуальное предназначение, повышающий престиж своей профессии в обществе.

Профессионализм – совокупность личностных характеристик человека, необходимых для успешного выполнения труда.

^ Профессионально-важные качества (ПВК) – качества, необходимые для эффективного выполнения деятельности.

Профессиональные заболевания - заболевания, в возникновении которых решающая роль принадлежит воздействию неблагоприятных факторов производственной среды и трудового процесса.

^ Профессиональный отбор - психологическое изучение конкретных видов профессиональной деятельности и выявление их требований к человеку, как субъекту труда.

^ Профессиональный риск - это величина вероятности нарушения (повреждения) здоровья с учетом тяжести последствий в результате неблагоприятного влияния факторов производственной среды и трудового процесса. Оценка профессионального риска проводится с учетом величины экспозиции последних, показателей состояния здоровья и утраты трудоспособности работников.

^ Психограмма профессии – выделение и описание качеств человека, необходимых для успешного выполнения профессиональной деятельности (ПВК)

Психометрические методы - короткие тестовые испытания, имитирующие деятельность

Психофизиология – наука о физиологических и нейронных механизмах психических процессов, состояний и поведения, предмет изучения которой – физиологические и нейронные механизмы психических процессов, закономерности и особенности функционирования физиологических систем человека в профессиональной деятельности, влияние профессиональной деятельности на состояние человека.

Работоспособность - состояние человека, определяемое возможностью физиологических и психических функций организма, которое характеризует его способность выполнять конкретное количество работы заданного качества за требуемый интервал времени.

^ Рабочая память – временно актуализированная система следов памяти, которая оперативно используется во время выполнения различных когнитивных действий (перцептивных, мыслительных и др.) и реализации целенаправленного поведения.

^ Режим труда и отдыха – временная организация трудового процесса с введением регламентированных перерывов для восстановления затраченных на выполнение деятельности внутренних ресурсов. Саморегулирование – способность системы самостоятельно u1073 без воздействия извне реагировать на внешние воздействия, нарушающие её нормальное функционирование. Саморегулирование достигается с помощью обратной связи и осуществляется в форме самонастройки и самоорганизации.

^ Сила нервных процессов - работоспособность нервных клеток, степень выносливости нервной системы по отношению к действию сильных или длительных раздражителей, а также в большей или меньшей чувствительности ее к слабым воздействиям. Система – множество взаимодействующих элементов, находящихся в отношениях связи друг с другом, составляющих целостное образование. Организованная система характеризуется тем, что её целостность всегда больше составляющих её элементов, подсистем.

^ Системный подход - совокупность методов и средств, позволяющих исследовать свойства и структуру объекта в целом, представив его в качестве системы, подготовить и обосновать комплексные управленческие решения с учетом всех взаимосвязей, отдельных структурных частей, их взаимовлияния и выявления воздействия системы в целом на каждый элемент системы. Сознание – субъективно переживаемая последовательность событий. Сознание (физиологическое определение) - определенное состояние бодрствующего мозга, уровень реактивности мозга. Сознание (философское определение) - совокупность некоторых когнитивных операций, связанных субъективным переживанием своих мыслей, чувств, впечатлений и возможность передать их другим с помощью речи, действий или продуктов творчества.

Способности – предрасположенность, склонность и умение выполнять какие-либо действия. В основе способностей лежит одаренность. Для системы управления важно своевременно выявлять и использовать способности работника, в том числе и управленческие, создавать условия для их проявления и развития.

^ Стимул – фактор внешнего воздействия, актуализирующий определенные мотивы. Стресс (от англ. - давление, нажим, напряжение) - неспецифический ответ организма на любое предъявленное к нему требование.

Стрессор – любое воздействие, вызывающее стрессовую реакцию.

^ Субъект деятельности – интегральная характеристика человека или группы, осуществляющих деятельность.

Травматические стрессовые реакции - это переживания особого рода, вызванные травмой, которые возникают во время экстремальной ситуации или непосредственно после нее. Они, направлены на устранение и (или) ослабление влияния травмы.

^ Труд – целесообразная деятельность человека, направленная на создание материальных и духовных ценностей, необходимых для жизни людей.

Труд
– это процесс преобразования ресурсов природы в материальные, интеллектуальные и духовные блага, осуществляемый человеком либо по принуждению (административному, экономическому), либо по внутреннему побуждению, либо по тому и другому.

Трудоспособность - состояние человека, при котором совокупность физических, умственных и эмоциональных возможностей позволяет трудящемуся выполнять работу определенного объема и качества (Руководство по врачебной и трудовой экспертизе).

^ Тяжесть труда - характеристика трудового процесса, отражающая преимущественную нагрузку на опорно-двигательный аппарат и функциональные системы организма (сердечно - сосудистую, дыхательную и др.), обеспечивающие его деятельность.

^ Уравновешенность нервных процессов - баланс процессов возбуждения и торможения.

Темперамент – система поведенческих стереотипов, отражающих наиболее фундаментальные особенности функциональной системы.

^ Условия труда - совокупность факторов трудового процесса и производственной среды, в которой осуществляется деятельность человека. Утомление - функциональное состояние, характеризующееся снижением работоспособности после длительной или напряженной работы, имеющее временный, обратимый характер.

Фенотипическая память – приобретаемая в течении жизни, в процессе индивидуального развития.

Функциональное состояние – интегральный комплекс наличных u1093 характеристик тех качеств и функций человека, которые прямо или косвенно обусловливают выполнение деятельности.

Эмоции – особый вид психических процессов, которые выражают переживание человеком его отношения к окружающему миру и самому себе.

Энграмма – след памяти.



Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Учебно-методический комплекс дисциплины «Психофизиология профессиональной деятельности» icon Учебно-методический комплекс опд. В. 05 Психофизиология (указывается наименование и шифр дисциплины

Учебно-методический комплекс дисциплины «Психофизиология профессиональной деятельности» icon Учебно-методический комплекс дисциплины технологии физкультурно-спортивной деятельности (наименование

Учебно-методический комплекс дисциплины «Психофизиология профессиональной деятельности» icon Учебно-методический комплекс по дисциплине «Психофизиология»

Учебно-методический комплекс дисциплины «Психофизиология профессиональной деятельности» icon Учебно-методический комплекс дисциплины физиология высшей нервной деятельности ростов-на-Дону

Учебно-методический комплекс дисциплины «Психофизиология профессиональной деятельности» icon Учебно-методический комплекс дисциплины «основы нейрофизиологии и высшей нервной деятельности» Специальности

Учебно-методический комплекс дисциплины «Психофизиология профессиональной деятельности» icon Учебно-методический комплекс дисциплины одс. 09 Технология физкультурно-спортивной деятельности (гидрореабилитация)

Учебно-методический комплекс дисциплины «Психофизиология профессиональной деятельности» icon Учебно-методический комплекс дисциплины общая патология и тератология (наименование дисциплины)

Учебно-методический комплекс дисциплины «Психофизиология профессиональной деятельности» icon Учебно-методический комплекс дисциплины социальная защита инвалидов (наименование дисциплины)

Учебно-методический комплекс дисциплины «Психофизиология профессиональной деятельности» icon Учебно-методический комплекс дисциплины психология болезни и инвалидности (наименование дисциплины)

Учебно-методический комплекс дисциплины «Психофизиология профессиональной деятельности» icon Учебно-методический комплекс дисциплины возрастная психопатология и психоконсультирование (наименование

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы