Программа дисциплины опд. Ф. 05 Анатомия Цели и задачи дисциплины icon

Программа дисциплины опд. Ф. 05 Анатомия Цели и задачи дисциплины





Скачать 234.75 Kb.
НазваниеПрограмма дисциплины опд. Ф. 05 Анатомия Цели и задачи дисциплины
Дата25.03.2013
Размер234.75 Kb.
ТипПрограмма дисциплины
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ТГПУ)


УТВЕРЖДАЮ

Проректор (декан факультета)

«____» _____________ 200 года


ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

ОПД. Ф. 05 Анатомия


1. Цели и задачи дисциплины.

Учебная программа дисциплины «Анатомия человека» составлена с учетом требований к содержанию и уровню подготовки специалиста квалификации «Педагог по физической культуре".

Анатомия, как фундаментальная теоретическая дисциплина высшего физкультурного образования, в своей основе имеет универсальный базовый курс, знание которого необходимо для освоения последующих дисциплин медико-биологического цикла – физиологии человека, физиологии физических упражнений, лечебной физической культуры и спортивной медицины, гигиены спорта и других дисциплин, составляющих основу формирования специалиста высокой квалификации.

Программой предусмотрено изучение возрастных особенностей человека, вопросов влияния физической нагрузки на рост и развитие органов, систем органов и организма в целом. Курс «Анатомия человека» ставит своей целью:

  1. Изучение строения органов, систем и аппаратов человека с позиций современной функциональной анатомии. Познание закономерностей роста и развития функциональных систем, их возрастных особенностей.

  2. Формирование научного мировоззрения, умения использовать анатомические знания в широком контексте наук о человеке медико-биологического и спортивно-педагогического направлений.

  3. Освоение навыков и умений использования анатомических знаний в практической деятельности при организации учебных и тренировочных занятий, планировании и проведении физкультурно-оздоровительной работы с различными контингентами населения, в оценке результатов профессиональной деятельности, диагностике и прогнозе физического состояния занимающихся физической культурой и спортом.

Особое внимание уделяется изучению опорно-двигательного аппарата человека и тем изменениям, которые в нем происходят под влиянием систематических занятий физическими упражнениями.


^ 2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины.

Необходимым условием освоения курса «Анатомия человека» является наличие базовых знаний о строение организма человека в объеме школьной программы курса "Биологии". Критериями освоения содержания дисциплины является свободное владение материалом по всем модулям программы по анатомии.

Минимальными требованиями являются наличие общего представления о строении человека, знание особенностей органов и систем в рамках программы вуза в преломлении к практике физической культуры. Хорошим уровнем освоения курса является знание конкретных особенностей строения органов и систем организма человека на уровне принятой в анатомии терминологии, с умением обобщать материал. Критериями высокого уровня освоения курса являются точные знания строения и функций и органов, систем органов, с пониманием взаимосвязи между собой и внешней средой.

Обязательным требованием к уровню освоения содержания дисциплины является знание основ анатомического анализа движений и положений тела с умением приложить полученные знания к практике занятий физическими упражнениями.


  1. ^ Объем дисциплины и виды учебной работы.




Вид научной работы

Всего часов

Семестры

1

2

Общая трудоемкость дисциплины

150







Аудиторные занятия

70







Лекции

36

18

18

Лабораторные занятия (ЛЗ)

34

18

16

Самостоятельная работа

80

40

40

Вид итогового контроля (зачет, экзамен)




З

Э



^ 4. Содержание дисциплины


    1. Разделы и темы






Темы занятий

Лекции

Практика

Самостоятельные занятия

1

Введение в дисциплину

1







2

Эмбриология

1







3

Общая гистология

2

2




4

Скелет человека

4

3

8

5

Соединение костей

4

3

6

6

Мышечный массив

5

4

14

7

Анатомический анализ движений и положений тела

1

1

6

8

Пищеварительная система

2

2

6

9

Дыхательная система

1

2

4

10

Мочеполовая система

1

2

6

11

Общая ангиология

2

2

4

12

Частная ангиология

2

3

6

13

Сердце

2

2

4

14

Лимфатическая система

1

1

2

15

Эндокринная система

1

1

4

16

Спинной мозг

1

2

4

17

Головной мозг, проводящие пути

4

2

6

18

Вегетативная система

1

2






4.2. Содержание лекций по курсу анатомия человека

^ ОБЩАЯ ГИСТОЛОГИЯ С ОСНОВАМИ ЭМБРИОЛОГИИ

Лекция 1 (введение в дисциплину, основы эмбриологии). Краткая история анатомии, сущность анатомии, как изучаемой дисциплины, единство анатомии с дисциплинами медико-биологического профиля. Роль анатомии в изучении строения человеческого организма, понимания функционирования органов и систем, единства систем органов и организма с окружающей средой. Методы изучения строения человеческого тела в анатомии, необходимость знания строении человеческого организма в педагогической и физкультурной практике. Основы эмбриологии. Понятие о прогенезе (спермогенезе, овогенезе). Эмбриогенез - оплодотворение, имплантация яйцеклетки. Периоды гаструляции, имплантации, зародышевых листков, закладки органов. Период созревания пдаценты, становление функциональных систем, рождение.


^ Лекция 2 (Общая гистология). Понятие о биологических тканях, определение ткани, классификация тканей. Характеристика эпителиальных тканей, их строение, расположение в полостях. Характеристика соединительных тканей, скелетные ткани, специализированные ткани, их расположение в органах, строение, функция. Характеристика мышечных тканей, строение, расположение в стенках внутренних органов и функция гладкомышечной ткани. Строение поперечно-полосатой мышечной ткани, мышечные волокна, миофибриллы, саркомеры (актин-миозиновые комплексы), ткани организма, кровь и лимфа. Жидкие ткани, состав крови, плазма, форменные элементы, гемопоэз. Нервная ткань, строение нейрона, виды нейронов, связь функции нейронов с их строением. Синапсы, их виды. Строение, клеточный состав и функция нейроглии.


^ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ

Лекция 3, 4 (скелет человека). Скелет человека. Химический состав и физические свойства костей скелета, взаимосвязь этих свойств. Клетки костной ткани, роль остеоцитов, остеобластов, остеокластов. Строение кости, как органа, остеоны, Гаверсовы каналы, кровоснабжение и рост костей в толщину и длину. Возрастные особенности костей скелета. Классификация костей, скелет, как основа опорно-двигательного аппарата. Костный мозг, его расположение, кроветворная функция костного мозга. Понятие о скелетотопии. Полости человеческого тела, терминология по ориентировке расположения внутренних органов в полостях тела, звеньев конечностей. Оси, плоскости, виды движений. Деление скелета на отделы. Опорно-двигательный аппарат (ОДА), как основа самореализации человека. Функции ОДА с позиций теории функциональных систем Анохина. Поведенческие реакции как основа достижения результата и цели.

Лекции 5, 6, (скелет, соединение костей). Строение костей скелета. Позвоночный столб и грудная клетка — функция и строение. Изгибы позвоночника, строение позвонков, различие позвонков шейного, грудного, поясничного отделов. Атлант и осевой позвонок. Скелет плечевого пояса, кости верхних и нижних конечностей, скелет таза. Череп в целом, наружное и внутреннее основание черепа, кости мозгового черепа, кости лицевого черепа, соединение костей черепа, возрастные особенности. Классификация соединения костей скелета. Синартроэы, симфизы, диартрозы. Определение сустава, строение сустава в связи с выполняемой им функцией, основные и вспомогательные элементы суставов, их строение и функция. Классификация суставов, связь движений в суставе с формой суставных поверхностей. Соединение черепа с атлантом и осевым позвонком. Связочный аппарат позвоночного столба, функции межпозвоночных дисков. Соединение костей плечевого пояса. Суставы верхних и нижних конечностей, их основные и вспомогательные элементы и связочный аппарат. Соединение костей таза, связки таза.

^ Лекции 7, 8 (мышечный массив). Активная часть двигательного аппарата (скелетная мускулатура). Классификация, строение и функция мышц. Строение скелетной мышцы, роль актин-миозиновых комплексов (саркомеров) в сокращении мышцы. Фасциальные влагалища мышц, сухожилий. Фасции туловища (грудинная, поясничная), широкая фасция бедра, апоневроз. Фасциальные влагалища сосудисто-нервных пучков. Фасциальный скелет, его роль в обеспечении механики движений, в анестезиологии (футлярная и проводниковая анестезия), путей распространения восгноя. Поверхностные и глубокие мышцы груди, живота, спины - места крепления, функции.

^ Лекция 9 (мышечный массив, анатомический анализ движений). Строение брюшной стенки. Слабые места брюшной стенки, паховый канал, его практическое значение. Образование грыж белой пинии живота, паховых грыж, профилактика возникновения грыж. Обзор скелетной мускулатуры головы и шеи. Черепные мышцы. Мимическая мускулатура, ее роль и особенности. Жевательные мышцы, их функция и топография. Поверхностные и глубокие мышцы шеи. Мышцы верхних и нижних конечностей (разгибатели и сгибатели плеча, предплечья, кисти, бедра, голени, стопы) - места крепления и функции. Принципы анатомического анализа положений и движений тела. Понятие о центре тяжести, площади опоры, относительной и абсолютной устойчивости. Общий центр тяжести (ОЦТ), его расположение и значение в механике движений и обеспечении устойчивости. Основные принципы и порядок анатомического анализа движений и положений тела. Анатомический анализ положений "простой вис", "стойка на руках", "стойка на голове", "мост".

^ ВНУТРЕННИЕ ОРГАНЫ

Лекции 10 (пищеварительная система). Строение и функция пищеварительного. Ротовая полость, ее стенки, зубы, язык, слюнные железы, небная занавеска, ее мышцы. Глотка, стенки глотки, мышцы глотки, глоточное кольцо миндалин - расположение и функция. Пищевод, желудок - их расположение, строение, функция. Строение, функция и отличительные особенности тонкого и толстого кишечника. Печень, поджелудочная железа, двенадцатиперстная кишка - строение, функция, их анатомо-функциональная связь. Брюшина, ход брюшины, образование связок, фиксирующих органы, сальников, брыжеек.

^ Лекция 11 (дыхательая и мочевыделительная системы). Функции и строение наружного носа, стенки носовой полости, носовые раковины, ходы. Глотка, евстахиевы трубы, их функция. Функция и строение гортани, хрящи, связки, суставы, мышцы гортани, эластический конус, как основа голосообразования, голосовая щель, желудочки гортани, голосовые складки. Трахея, бронхи, легкие - расположение в грудной подости, строение. Структурно-функциональная единица легкого (ацинус). Топография органов грудной полости, средостение, органы средостения. Плевральные мешки, полости, синусы. Органы мочевыделительной системы. Почки, их расположение, описание, функции. Макро- и микроскопическое строение почек. Нефрон, как структурно-функциональная единица почки. Почечные тельца, канальцы - их строение и функция. Мочеточники, мочевой пузырь, мочеиспускательный канал.


^ СОСУДИСТЫЕ СИСТЕМЫ (АНГИОЛОГИЯ)


Лекция 12 (общая ангиология). Кровеносная система, ее строение, функции. Круги кровообращения (большой, малый, венечный, воротной вены), бассейны верхней и нижней полых вен. Система воротной вены. Артериальный и венозный бассейны - классификация сосудов, строение стенки, характеристики кровотока. Микроциркуляторное русло, функция резистивной и капиллярной зон.


Лекция 13 (частная ангиология). Кровоснабжение головы и шеи, образование артериального круга кровообращения (Виллизиевого, круга), ветви наружной сонной артерии. Пристеночные и внутренностные ветви грудной и брюшной аорты, кровоснабжение органов грудной и брюшной полостей. Кровоснабжение конечностей, образование артериальных дуг. Ветви подвздошных артерий, кровоснабжение органов малого таза.


Лекция 14 (сердце). Топография сердца, внешнее описание, функция, границы сердца. Строение стенок предсердий, желудочков, камеры сердца, клапаны, их строение. Малый круг - сосуды, характеристика кровотока. Кровоснабжение сердца, синус Вальсальвы, коронарные артерии. Отток крови от сердца, вены Тебезия. Проводящая система сердца, синусовый и предсердно-желудочковый узлы, пучок и ножки Гиса, волокна Пуркинье.


Лекция 15 (лимфатическая и эндокринная системы). Строение лимфатической системы, ее функция. Расположение лимфокапилляров в тканях и органах, лимфатических сосудов и протоков. Строение и функция лимфоузлов. Расположение основных групп поверхностных лимфоузлов. Венозные углы. Пути оттока лимфы от конечностей, головы и шеи, туловища. Понятие об эндокринных железах, их расположение, функция. Гипоталамо-гипофизарная система - серый бугор, воронка, нейросекреторные ядра гипоталамуса. Расположение и строение гипофиза, гормоны задней, промежуточной и передней долей, гуморальная связь желез внутренней секреции. Единство нервной и гуморальной регуляции функции органов и систем.


^ РЕГУЛЯТОРНЫЕ СИСТЕМЫ


Лекция 16, 17 (спинной и головной мозг). Структура и функция нервной системы. Белое и серое вещество, нейроны, нейроглия, ее функция. Связь нейронов между собой (синапсы), понятие о ядрах и проводящих путях. Соматическая нервная система. Спинной мозг. Внешнее и внутреннее строение спинного мозга, щели, борозды, оболочки спинного мозга. Расположение спинного мозга, конский хвост, терминальная нить, корешки. Серое и белое вещество, спинного мозга. Расположение двигательных (моторных) нейронов в сером веществе, спинномозговые узлы, образование спинномозговых нервов. Дуга спинномозгового рефлекса. Образование сплетений спинномозговых нервов, их расположение, основные нервные ветви сплетений. Головной мозг, его топография, строение. Поверхности, доли, полюса, основные борозды полушарий. Желудочковая система головного и спинного мозга, циркуляция спинномозговой жидкости, места поступления в межоболочечные пространства. Расположение серого вещества в толще мозга. Продолговатый, задний, средний, промежуточный и конечный мозг. Ромбовидная ямка. Расположение ядер в структурах головного мозга. Черепные яервы - их классификация, места выхода на основании головного мозга, области иннервации. Восходящие пути спинного мозга- спиноталамический, спиномозжечковые пути (Флексига и Говерса), пути Голля и Бурдаха. Эфферентные (нисходящие) пути головного и спинного мозга.


^ Лекция 18 (проводищие пути, вегетативная нервная система). Понятие о двигательных системах. Пирамидный путь, лобно-мостовой, височно-мостовой, корково-ядерный и корково-спинномозговой пути. Экстрапирамидная система путей, лучистость полосатого тела, обратные связи. Рубро-спинальный, вестибулоспинальный пути, функциональное единство нисходящий путей. Классификация вегетативной нервной системы. Расположение ядер симпатического отдела ВНС, предузловые и постузловые волокна, симпатические стволы, узлы. Симпатические сплетения -прекардиальное, чревное, брыжеечные. Расположение ядер парасимпатической ВНС. Парасимпатическая иннервация органов головы, блуждающий нерв, тазовые нервы. Единство нервной системы, обеспечивающей устойчивое функционирование внутренних органов при адаптации организма к условиям среды.


^ 5. Лабораторный практикум не предусмотрен.

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины.


6.1. Рекомендуемая литература

а) основная


1. Сапин, М.Р. Анатомия человека книга в 2-х томах // М.Р. Сапин, Г.Л. Билич./ М. «ОНИКС-Альянс-В» 2000.

  1. Фениш, Х. Карманный атлас анатомии человека // Х. Фениш / Минск: «Вышэйшая школа» 1996.- 460 с.

  2. Сапин, М.Р. Анатомия человека // М.Р.Сапин, З.Г. Брыскина / М.: «Просвещение», «Владос» - 1995.- 459 с.

б) дополнительная

  1. Семенов, Э.В. Атлас анатомия человека // Э.В. Семенов / М.: Издательство «СЭВ ПРЕСС» – 1998.- 255 с.

  2. Гайворонский, И.В. Нормальная анатомия человека Учебник для мед. вузов // И.В. Гайворонский / С-Петербург: «Спец. Лит.»

  3. Яхонтов, С.В. Физиология человека. Кровоснабжение и газообмен. Учебное пособие // Яхонтов С.В., Кулемзин А.В., Чуфистова О.Н. / Томск: ТГПУ- 2006. -176 c.




    1. Средства обеспечения освоения дисциплины


Плакаты, таблицы, муляжи, слайды, компьютерные программы промежуточного и итогового контроля знаний.


^ 8. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

8.1. Методические рекомендации преподавателю


1. Систематическая (ежегодная) переработка лекционного материала курса дисциплины с учетом данных современной науки.

2. Создание методических указаний, тестовых заданий для текущего, промежуточного и итогового контроля знаний студентов на бумажном и электронном носителях.

3. Подготовка интерактивных презентаций лекций, использование при проведении лекций и практических занятий учебных фильмов, слайдов и демонстрационных опытов.

4. Для эффективного освоения дисциплины использовать в теоретическом и практическом курсах наглядные материалы ( муляжи, планшеты и др.) методического анатомического кабинета - музея ТГПУ, а также аппаратуру для проведения лабораторных занятий.

5. Организация проведения экскурсий студентам в анатомическом музее СибГМУ.



8.2. Методические рекомендации для студентов

Для освоения дисциплины студентам необходимо по каждому разделу:

1. Изучить литературные источники и выделить главные мысли в соответствии с контрольными вопросами в форме резюме, тезисов, цитат, конспекта.

2. Подготовить устное выступление продолжительностью 3-5 минут, используя материалы учебных пособий, монографий, содержание лекционного материала, практических занятий, ресурсов интернета.

3. Подготовить реферативную работу по предложенным темам, используя имеющиеся информационные материалы с учетом современных достижений науки и оформить ее на бумажном или электронном носителях.

4. Устно защитить перед аудиторией свою точку зрения по рассматриваемой проблеме.


^ ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ


на самостоятельную подготовку студентами выносятся:

• изучение истории анатомии;

• мет оды исследования органов и систем организма человека;

• работа с анатомическими препаратами.


^ ОБЩАЯ ЧАСТЬ


1. Определение ткани, классификация тканей и их функция

2. Виды эпителиальной ткани. Краткая характеристика эпителиев, их особенности.

3. Виды соединительных тканей, их характеристика и отличительные особенности:

а) рыхлой неоформленной соединительной ткани;

б) плотной оформленной соединительной ткани;

в) специализированной соединительной ткани.

4. Хрящевая и скелетная ткани, как разновидность соединительных тканей.

5. Мышечные ткани, их классификация, функция. Организация сократительного аппарата и особенности строения:

а) поперечно-полосатой мышечной ткани;

6) гладко-мышечной ткани;

в) миокарда.

6. Организации строение и функция нервной ткани. Нейрон, понятие о синапсах, их строение.


^ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ

1. Химический состав, физические свойства костей, клетки костной ткани, возрастные особенности костей скелета.

2. Классификация и строение костей, кость как орган, роль надкостницы в физиологической и репаративной регенерации.

3. Отделы человеческого скелета, возрастные особенности позвоночного столба, черепа- грудной клетки и таза.

4. Классификация соединения костей, примеры соединения костей по типу синартраэов .

5. Определение сустава, его строение, основные и вспомогательные элементы суставов. Классификация суставов по форме суставных поверхностей.

6. Суставная сумка - ее функция и строение. Роль внешнего и внутреннего слоев сумки, функция синовиальной жидкости.

7. Характеристика вспомогательных элементов сустава (суставной губы, дисков, менисков, сесамовидных костей).

8. Функции, и связочный позвоночного столба.

9. функции, строение и соединение костей грудной клетки.

10. Строение, связочный аппарат и функция атланто-затылочного сустава.

11. То - же плечевого сустава.

12. То - же локтевого сустава.

13. То - же лучезапястного сустава.

14. То - же кисти в целом.

15. Таз в целом. Соединение костей таза. Возрастные и половые особенности таза. 16 Строение, связочный аппарат и функция тазобедренного сустава

17. То - же коленного сустава.

18. То - же локтевого сустава.

19. То - же стопы в целом,

20. Классификация мышц, их функция» строение скелетной мышцы-

21. Название, особенности фиксации и функции мимической мускулатуры.

22. Название, места крепления и функции жевательных мышц.

23. Названия, места крепления и функции поверхностных и глубоких мышц шеи.

24. То - же мышц грудной клетки.

25. То - же мышц спины.

26. То - же мышц живота.

27. Мышцы плечевого пояса, их расположение и функции.

28. Расположение и функции мышц предплечья и кисти.

29. Название, места прикрепления к костям скелета и функции мышц бедра:

а) передняя группа

б) задняя группа

в) медиальная группа.

30. Расположение и функции мышц голени и стопы.

31. Описание черепа в целом, его отделы, кости мозгового черепа.

32. Описание костей лицевого черепа, их соединение.

33. Воздухоносные кости черепа, придаточные пазухи носа.

34. Принципы анатомического анализа положений и движений тела:

а) ходьба, бег

б) стойка на голове, руках

в) простой вис.

^ ВНУТРЕННИЕ ОРГАНЫ

1. Наружный нос, полость носа, придаточные пазухи носа - строение, функции.

2. Строение и топография глотки, мышцы глотки.

3. Расположение глоточного кольца, его функций. Строение миндалин.

4. Строение и функции гортани. Эластический конус, механизм голосообразования.

5. Трахея, бронхи, легкие - топография, описание, функции.

6. Строение легких. Структурно-функциональная единица легких.

7. Топография органов грудной полости. Плевральные мешки, полости, синусы.

8. Определение средостения, органы средостения, их топография

9. Полость рта, стенки полости, слюнные железы.

10. Строение языка, зубов, зубная формула.

11. Глотка, пищевод - строение, топография, функции.

12. Желудок - топография, строение стенки, связочный аппарат, кровоснабжение.

13. Двенадцатиперстная кишка и поджелудочная железа - анатомо-функциональная связь.

14. Тонкий кишечник - топография, строение стенки, функция, кровоснабжение, лимфоотток.

15. Толстый кишечник - топография, строение стенки, функциональные и анатомические отличия от тонкого кишечника, кровоснабжение.

16. Брюшина, образование сальников и связок в брюшной полости.

17. Топография, описание печени, ее функции, фиксация печени в брюшной полости. Печеночная долька,

18. Расположение почек, их фиксация и функции. Кровоснабжение почек.

19. Макро- и микроскопическое строение почки. Нефрон как структурно-функциональная единица почки.

20. Мочевыводяшие пути - топография, строение стенок, функция. Отличительные особенности уретры у мужчин и женщин.

21. Типография органов малого таза женщин. Ход брюшины, Дугласово пространства, связки матки.

22. Топография, строение и функции матки. Яичники, овуляционный цикл.

23. Топография органов малого таза мужчин. Простата, семенные пузырьки, луковичные железы.

24. Топография, строение и функции яичка. Придаток яичка, семявыносящий проток.

25. Определение внутренних органов. Строение полых и паренхиматозных органов. Расположение внутренних органов в полостях тела


^ ЭНДОКРИННАЯ СИСТЕМА

1. Структура и функции эндокринной системы в обеспечении постоянства внутренней среды организма. Связь нервной и гуморальной регуляции деятельности органов и систем.

2. Расположение, строение и функции гипофиза. Гормоны гипофиза.

3. Щитовидная и паращитовидные железы - расположение, строение; функции.

4. Поджелудочная железа - островки Ларгенганса, гормоны поджелудочной железы

их роль.

5 Расположение, кровоснабжение, строение и функции надпочечников. Роль гормонов надпочечников.

6. Строение и топография яичников, беременности, их роль. Роль гормонов гипофиза в образовании фолликулов.


^ ОРГАНЫ КРОВЕТВОРЕНИЯ


1. Костный мозг, клетки костного мозга- структура гемопоэза. Образование лимфо- и плазмоцитов и их роль. Роль печени в кроветворении у плода.

2. Строение селезенки, лимфоузлов, миндалин глоточного кольца, их функции.

^ СОСУДИСТАЯ СИСТЕМА

1. Классификация кровеносных сосудов, характеристика артериального и венозного русел, строение стенок н функции магистральных, органных сосудов, сосудов микроциркуляторного русла.

2. Топография сосудов и параметры кровотока малого крута кровообращения.

3. Понятие о кругах кровообращения, основные сосуды и области кровоснабжения бассейнов верхней и нижней полых вен, малого круга кровообращения, коронарных сосудов.

4. Система воротной вены - функция системы, топография сосудов. Строение печеночной дольки.

5. Кровоснабжение головного мозга (образование артериального круга головного мозга - Виллизиевого круга).

6. Кровоснабжение органов грудной полости. Пристеночные и внутренностные ветви грудной аорты.

7. Кровоснабжение органов брюшной полости. Пристеночные и внутренностные ветви брюшной аорты.

8. Кровоснабжение органов таза, пристеночные и внутренностные ветви.

9. Кровоснабжение нижних конечностей, места прижатия артерий для определения пульса.

10. Кровоснабжение верхних конечностей, места прижатия артерий для определения пульса.

12. Топография сердца, его внешнее описание. Основание сердца, сосуды и полости основания сердца, их функция.

13. Строение сердца, камеры, клапанный аппарат. Строение и функция предсердно-желудочковых и полулунных клапанов. Роль трабекул.

14. Кровоснабжение сердца - синус Вальсальвы, коронарные артерии, венозная система сердца, вены Тебезия.

15-. Анатомо-функциональные изменения сердечной мышцы при занятиях спортом. Описание этих изменений, их причины и следствие.

16. Проводящая система сердца (синусовый и предсердно-желудочковый узлы, их связь, пучок и ножки Гиса, волокна Пуркинье - расположение этих структур в стенке сердца и их функция).

17. Строение и функция лимфатический системы. Лимфокапилляры, сосуды, притоки. Строение, функция лимфоузлов, их расположение

18. Лимфоотток с головы и шеи и верхних конечностей расположение капилляров, сосудов, протоков, расположение лимфоузлов.

19. Отток лимфы от нижних конечностей и туловища. Образование грудного лимфатического протока, место его впадения в венозную систему.


^ НЕРВНАЯ СИСТЕМА

1. Классификация нервной системы, общий план ее строения, роль нервной системы в связи организма с окружающей средой и адаптации организма к изменениям окружающей среды.

2 Строение нейрона, виды нейронов, механизм передачи возбуждения с нейрона на нейрон (синапсы). Серое и белое вещество головного и спинного мозга. Нейроглия, ее строение и функции.

3. Головной мозг - полушария, доли, полюса, поверхности, основные борозды и извилины. Структуры основания мозга. Ободочки головного и спинного мозга.

4. Внешнее и внутреннее строение спинного мозга, поперечный срез спинного мозга, образование спинно-мозговых нервов.

5. Пути проведения возбуждения от рецепторов кожи до мышц в пределах одного сегмента (дуга спиномозгового рефлекса). Расположение чувствительных, вставочных и моторных нейронов в ганглиях и сером веществе спинного мозга-

6. Функция, строение и классификация нервов. Отличие нервных волокон соматической и вегетативной систем. Роль миелина, его образование, возрастные особенности миелинизации волокон.

7. Роль спинно-мозговой жидкости, ее образование и пути циркуляции. Места поступления ликвора из желудочковой систем в межоболочечные пространства.

8. Задний мозг - ядра, приводящие пути, функция.

9. Средний мозг - ядра, проводящие пути- Расположение и роль водопровода мозга.

10. Промежуточный мозг - ядра, проводящие пути. Гипоталамус, его связь с гипофизом, и роль третьего желудочка.

11. Желудочки головного мозга-, расположение ядер в полушариях мозга, проводящие пути головного мозга (ассоциативные, спаечные, проекционные).

12. Образование шейного сплетения, его расположение, функция, основные короткие и длинные нервные ветви, области иннервации-

13. Образование плечевого сплетения, его расположение, функция, основные короткие и длинные нервные ветви, области иннервации.

14. Пояснично-крестцовое сплетение - расположение, основные нервные ветви этого сплетения, области иннервации.

15. Расположение ядер черепных нервов, места входа нервов на поверхность основания мозга. Функция зрительного и обонятельного нервов.

16. Функция глазодвигательного, блокового и отводящего нервов, расположение

на основания мозга, путь следования к мышцам глазного яблока.

17. Функция лицевого, тройничного нервов, расположение ядер, места выхода ветвей этих нервов на поверхность черепа, основные области иннервации.

18. Структура и функции вегетативной нервной системы.

19. Головной и шейный отделы симпатического отдела вегетативной нервной системы (узлы симпатического ствола, сплетения, иннервация органов).

20. Грудной отдел симпатической нервной системы (симпатический ствол, узлы, сплетения, иннервация внутренних органов).

21. Брюшной отдел симпатической нервной системы (внеорганные сплетения, иннервация внутренних органов).

22. Стволовая часть парасимпатического отдела вегетативной системы.

23 Тазовый отдел парасимпатической нервной системы (расположение ядер, иннервация внутренних органов). Внутристеночная вегетативная система - ее роль в обеспечении функции внутренних органов.

24. Анализаторы, их виды и функции- Роль рецепторного, проводников отделов анализаторов, коркового представительства.

25. Зрительный анализатор, его отделы, зона коркового представительства. Строение глазного яблока, оптические среды глаза.


Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки для специальности 033100 (050720.65) «Физическая культура»


Программу составил: С.В. Яхонтов - д.м.н., профессор, профессор кафедры медико-биологических дисциплин ИПП ТГПУ


Программа дисциплины утверждена на заседании кафедры МБД, протокол №_____ от_____________________2008г.


Зав. кафедрой, д.м.н., профессор ________________ С.В. Низкодубова


Программа учебной дисциплины одобрена методической комиссией ИПП ТГПУ


Председатель методической комиссии ИПП ____________Батурина О.А.


Согласовано:

Декан ИПП ____________________Каюмова Е.А.

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Программа дисциплины опд. Ф. 05 Анатомия Цели и задачи дисциплины iconПрограмма дисциплины опд. Ф. 10, Дпп. Дс. 02 Клиника интеллектуальных нарушений томск 2008 Цели и

Программа дисциплины опд. Ф. 05 Анатомия Цели и задачи дисциплины iconРабочая программа дисциплины «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (опд. Ф. 06)» Цели

Программа дисциплины опд. Ф. 05 Анатомия Цели и задачи дисциплины iconАннотация программы учебной дисциплины «анатомия и возрастная физиология» Цели и задачи дисциплины

Программа дисциплины опд. Ф. 05 Анатомия Цели и задачи дисциплины iconПрограмма дисциплины дпп. Ф. 05. Психолого-педагогическая диагностика детей с речевыми нарушениями

Программа дисциплины опд. Ф. 05 Анатомия Цели и задачи дисциплины iconПрограмма дисциплины дпп. Ф. 04. Гистология с основами эмбриологии Цели и задачи дисциплины Курс

Программа дисциплины опд. Ф. 05 Анатомия Цели и задачи дисциплины iconРабочей программы дисциплины анатомия, физиология, патология органов слуха, зрения и речи Цели освоения

Программа дисциплины опд. Ф. 05 Анатомия Цели и задачи дисциплины iconАннотация программы учебной дисциплины «Первая медицинская помощь» Цели и задачи дисциплины

Программа дисциплины опд. Ф. 05 Анатомия Цели и задачи дисциплины iconРабочая программа дисциплины «антропология» Код дисциплины по учебному плану опд. Ф. 4

Программа дисциплины опд. Ф. 05 Анатомия Цели и задачи дисциплины iconРабочая программа дисциплины «человек» Код дисциплины по учебному плану опд. Ф. 7

Программа дисциплины опд. Ф. 05 Анатомия Цели и задачи дисциплины iconРабочая программа дисциплины «организмы и среда» Код дисциплины по учебному плану опд. Р1

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2019
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы