Учебное пособие для студентов педагогического института г. Арзамас 2006 icon

Учебное пособие для студентов педагогического института г. Арзамас 2006





Скачать 1.46 Mb.
Название Учебное пособие для студентов педагогического института г. Арзамас 2006
страница 1/6
Дата 04.04.2013
Размер 1.46 Mb.
Тип Учебное пособие
  1   2   3   4   5   6
Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Арзамасский государственный педагогический институт

имени А.П.Гайдара»


кафедра мед.подготовки и БЖД


ОСНОВЫ

ПЕДИАТРИИ И ГИГИЕНЫ

ДЕТЕЙ РАННЕГО И

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Учебное пособие для студентов

педагогического института





г.Арзамас 2006


УДК 613,95 (075,8)

ББК 51,283 я73

О75


Печатается по решению редакционно-издательского совета Арзамасского государственного педагогического института им.А.П.Гайдара


Рецензент

Ю.И.ГОРШКОВ,

профессор кафедры мед.подготовки и БЖД,

доктор медицинских наук,

заслуженный врач РФ.


Пищаева М.В. Денисова С.В. Маслова В.Ю.

^ О75 ОСНОВЫ ПЕДИАТРИИ И ГИГИЕНЫ ДЕТЕЙ

РАННЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Учебное пособие. – Арзамас:

АГПИ, 2006 – 92 с.


Данное учебное пособие предназначено для студентов очного и заочного обучения педагогического института.

В учебном пособии представлены основные гигиенические сведения по отдельным разделам анатомии и физиологии детского организма. Даны основные гигиенические рекомендации по питанию и уходу за ребенком, нормативы по гигиеническому оборудованию помещений в детских дошкольных учреждениях.


^ ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ПЕДИАТРИИ И

ДОШКОЛЬНОЙ ГИГИЕНЫ


В буквальном переводе слово «педиатрия» означает учение о лечении детских заболеваний (греч. paidos — ребенок и iatreia лечение). Однако такая трактовка лишь приблизительно отражает задачи педиатрии. Выдающийся педиатр, академик М.С.Маслов ещё в первой половине XX века писал: «Педиатрия ... ставит главной целью создание наилучших условий для всестороннего развития детского организма и наибольшей устойчивости по отношению к вредным факторам. Поэтому основное направление педиатрии, особенно советской, — профилактическое». В комплексе мероприятий, обеспечивающих развитие и воспитание здорового ребенка, на первом месте стоит непрерывное медицинское наблюдение за ним с первых дней жизни и во все периоды детского возраста.

^ Основные задачи профилактического контроля:

углубленное исследование и оценка состояния здоровья ребенка в определенные возрастные периоды, назначение соответствующих рекомендаций с целью обеспечения его гармонического развития, оптимального функционального состояния организма и полноценного здоровья;

раннее выявление отклонений в состоянии здоровья ребенка для организации оздоровительных мероприятий и лечения, профилактики формирования хронических болезней.

Основную роль в осуществлении профилактического контроля за здоровьем и развитием детей играют детские лечебно-профилактические учреждения амбулаторно-поликлинического типа (районные поликлиники). Дети, находящиеся на семейном воспитании, наблюдаются в них участковыми врачами-педиатрами, а дети, посещающие дошкольные уч­реждения, находятся под наблюдением врачей дошкольно-школьного отделения поликлиники.

Регулярный контроль за состоянием и развитием ребенка с проведением необходимых дополнительных исследований осуществляется в соответствии с планом диспансерного наблюдения за здоровыми детьми.

Профилактическое наблюдение выявляет и оценивает такие показатели, как наследственная или социальная отягощенность, протекание беременности и родов, уровень физического развития и степень его гармоничности, функциональное состояние органов и систем, сопротивляемость заболеваниям, наличие или отсутствие хронических заболеваний или пороков развития, уровень нервно-психического развития ребенка. Важнейшими показателями являются уровни физического и нервно-психического развития, так как они отражают состояние здоровья в целом.


Особая роль в претворении в жизнь достижений педиатрии и детской гигиены принадлежит педагогам, работающим в дошкольных учреждениях. Именно от них зависит здоровый образ жизни детей. Для целостного понимания ребенка очень важно широкое, универсальное образование педагога, знание им закономерностей развития здорового ребенка, проявлений у него различных заболеваний, мер их предупреждения. Большая часть болезней не возникает внезапно. Как правило, существуют более или менее длительные переходные состояния от здоровья к болезни, часто проходит много времени, прежде чем заболевающий ребенок попадает к врачу. Поэтому очень важно умение педагогов распознать предболезненное состояние, позаботиться о том, чтобы ребенок получил необходимую консультацию врача и полноценное лечение. Создать благоприятные условия для развития ребенка, перенесшего острое заболевание, страдающего функциональным расстройством или хронической болезнью, также невозможно, не понимая основных законов развития болезни и ее лечения.

Важной задачей работы с детским коллективом является профилактика заболеваний — осуществление ее невозможно без достаточных знаний о причинах возникновения болезней у детей, способах их передачи, симптомах, по которым их можно распознать. Компетентность педагога в вопросах охраны детского здоровья очень важна и в работе с родителями. Организация домашней жизни ребенка нередко зависит от того, насколько убедительно педагог сможет обосновать необходимость тех или иных изменений в режиме дня, питании, воспитательных подходах к ребенку. И особенно актуальной становится медицинская подготовка педагога в слу­чаях, когда от грамотного вмешательства взрослых зависит детская жизнь — при травмах, несчастных случаях, остро развивающихся болезненных состояниях.

Ребенок проводит в дошкольном учреждении много времени, и его здоровье в значительной степени зависит от условий, в которых он находится. Гигиенические нормативы охватывают всю организацию мира ребенка — от планировки и благоустройства детских учреждений до принципов питания, подбора игрушек и дидактических материалов, на них опирается организация процессов воспитания и обучения. Однако без знания основ педиатрии и гигиены следование гигиеническим нормативам и требованиям становится обременительным и формальным. Осознанное же отношение, основанное на понимании закономерностей развития детского организма, естественным образом приводит к рациональному с гигиенической точки зрения поведению педагога.


^ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ РАННЕГО И

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Детский организм отличается от организма взрослого человека прежде всего быстрым ростом и развитием. Период жизни ребенка с момента рождения до семи лет имеет свои специфические черты.

Первая — это чрезвычайно быстрый темп созревания всех органов и систем. К моменту рождения ребенка они еще полностью не сформированы; их развитие продолжается во всех периодах детства; темп его тем выше, чем моложе ребенок. За первый год жизни ребенок утраивает массу тела, вырастает на 25 см, начинает ходить. Происходит созревание головного мозга, очень интенсивно идет и психическое развитие ребенка. На втором и третьем году жизни темп развития замедляется незначительно, прибавка роста составляет 8-10 см, веса — 4-6 кг за год. Дошкольный возраст отличается более медленным темпом роста ребенка, однако гораздо более интенсивным, чем в старшие возрастные периоды.

Быстрый темп развития определяет и высокую подверженность детей болезням — чем моложе ребенок, тем легче он заболевает. В то же время такая особенность несет в себе и высокие восстановительные возможности. При своевременном выявлении отклонений в состоянии здоровья и проведении соответствующих лечебных и корректирующих мероприятий эти отклонения могут быть устранены. У детей первых трех лет жизни при ранней диагностике и правильном лечении не формируются хронические заболевания, если они не обусловлены генетическими факторами. Путем целенаправленных лечебных и воспитательных воздействий можно предупредить и отставание в физическом и нервно-психическом развитии, если оно достаточно рано выявлено.

Вторая специфическая черта — взаимозависимость развития ребенка и состояния его здоровья. Созревание и развитие организма ребенка требуют активного состояния нервной системы, прежде всего коры больших полушарий головного мозга. Стимулируется эта активность притоком информации из окружающего мира. Чем лучше выражена познавательная и двигательная активность ребенка, тем больше необходимой для развития стимуляции получает его нервная система, тем более полноценно осуществляет она регуляцию всеми функциями организма. В свою очередь различные нарушения в состоянии здоровья сказываются на активности ребенка и, закономерным образом, на уровне его нервно-психического развития, особенно в возрасте до полутора лет.


Третья черта — наличие сензитивных (особо чувствительных к тому или иному воздействию) периодов развития. В те возрастные периоды, когда происходит наиболее интенсивное развитие определенных систем организма, соответствующее стимулирующее воздействие окружающей среды имеет особенно большое значение. Недостаток педагогического воздействия на ребенка в эти периоды может привести к задержке развития определенных функций, как физических, так и психических. Например, недостаточные условия для двигательной активности (ограничение подвижности, отсутствие стимулов для совершения крупных и мелких движений) тормозят развитие опорно-двигательного аппарата, ведут к задержке формирования координации и ловкости, тонких дифференцированных движений.

Четвертая специфическая черта детского развития — роль взрослого в обеспечении здоровья и развития ребенка. Взрослый создает условия, необходимые для двигательного, эмоционального и умственного развития ребенка, осуществляет гигиенический уход за ним, организацию режима и питания. Поэтому факторы, влияющие на состояние здоровья и развитие ребенка, нельзя рассматривать и оценивать изолированно, вне системы «взрослый — ребенок». С первых месяцев взрослым следует создавать ребенку такие условия жизни и использовать такие воспитательные воздействия, которые обеспечивали бы его положительное эмоциональное состояние и полноценное физическое и психическое развитие.


^ ХАРАКТЕРИСТИКА ВОЗРАСТНЫХ

ПЕРИОДОВ

Развитие представляет собой непрерывный процесс, однако каждый ребенок проходит через определенные, общие для всех, фазы — возрастные периоды. Каждому периоду свойственны определенные анатомо-физиологические особенности, исходя из которых следует решать вопросы организации ухода, питания, воспитания, проведения мероприятий по специфической и неспецифической профилактике наиболее часто встречающихся заболеваний.

Существует различный подход к делению детского возраста на периоды. В отечественной педиатрии широко используется несколько видоизмененная схема, предложенная в 1906 г. Н.П.Гундобиным, в основу которой положены некоторые биологические особенности растущего организма. Согласно этой схеме выделяют шесть периодов детства.


I. Период внутриутробного развития («утробное детство»):

1. Фаза эмбрионального развития.

2. Фаза плацентарного развития (плода).

^ II. Период новорожденности.

III. Период вскармливания грудью

(грудной, или младший ясельный, возраст).


IV. Период молочных зубов:

1. Преддошкольный возраст. 2. Дошкольный возраст.

V. Период отрочества (младший школьный возраст).

^ VI. Период полового созревания

(старший школьный возраст).


Для организации ухода за детьми и их воспитания необходимо такое выделение периодов, которое на основании возрастных особенностей развития позволяет подразделить потребности детей. Поэтому в практической организации здравоохранения и воспитания наибольшее распространение получило следующее деление:

• период новорожденности (с рождения до 28 дней);

• грудной возраст (до года);

• преддошкольный, или ясельный возраст (от 1 до 3 лет);

• дошкольный возраст (от 3 до 7 лет);

• младший, средний и старший школьный возраст

(соответственно 7-10, 11-14, 15-18 лет).

Очевидно, что такое деление не противоречит принятой в возрастной физиологии и педиатрии схеме. Соответственно ему и происходит комплектация групп в детских дошкольных учреждениях, которые организуются в нашей стране для детей в возрасте от двух месяцев до семи лет. В последние годы широкое распространение получило обучение детей в школе, начиная с шестилетнего возраста. Однако при организации гигиенического режима, необходимого им, нельзя забывать, что физиологические потребности 6-летних детей соответствуют дошкольному возрастному периоду.

^ Период внутриутробного развития

Период внутриутробного развития в среднем продолжается 280 дней, что соответствует 10 лунным месяцам, за которые и происходит формирование нового организма.

В течение первых 15 недель (фаза развития эмбриона) происходит закладка органов и систем ребенка. В этот период особенно опасно действие различных вредоносных физических факторов (механических, термических, ионизирующей радиации), химических (недостаток витаминов, микроэлементов, гормональные нарушения, кислородная недостаточность, различные яды), биологических (вирусы, бактерии, простейшие). Воздействие этих факторов на формирующийся плод через организм матери может привести к развитию тяжелых пороков.


^ Фаза плацентарного развития начинается с третьего лунного месяца (после формирования плаценты). В этой фазе хотя и устанавливается обособленное от матери кровообращение, питание плода происходит за счет поступления необходимых веществ из материнского организма. По-прежнему быстро увеличивается длина и масса плода: если в возрасте пяти месяцев он достигает 300 г, то к концу восьмого лунного месяца — 1700 г. Особенно большое нарастание ее (в основном за счет подкожно-жировой клетчатки) происходит в 9-й и 10-й лунные месяцы, в течение которых масса увеличивается до 3200-3500 г.

Развитие плода в большой степени зависит от состояния плаценты. Через нормально функционирующую плаценту плод получает от матери кислород и все необходимые вещества. При различных повреждениях плацента становится проницаемой для микробов, вирусов и других вредных агентов, которые могут привести к заболеванию плода, нарушить его развитие, вызвать преждевременные роды.

Во время родов (интранатальный период) могут произойти: нарушение кровообращения в плаценте, которое приводит к острому кислородному голоданию плода; родовая травма с повреждением нервной и костно-мышечной систем; заражение плода микроорганизмами из родовых путей, ведущее к развитию послеродовых инфекций.

Для нормального развития плода и предупреждения его инфицирования очень важно обеспечить беременной женщине хорошие гигиенические условия и полноценное медицинское наблюдение.


^ Период новорожденности


Период новорожденности (неонатальный) начинается с момента рождения и продолжается 4 недели. Особенности его течения во многом зависят от степени развития новорожденного. Достаточная зрелость плода, способность после рождения относительно быстро приспособиться к новым условиям жизни в большой мере обусловлены течением беременности. В период новорожденности происходит приспособление организма ребенка к новой для него внешней среде. С первым вдохом начинают функционировать органы дыхания, перестраивается кровообращение. Начинает работать желудочно-кишечный тракт, ребенок приспосабливается к новым условиям питания. Поскольку в его центральной нервной системе преобладают процессы торможения, он почти непрерывно спит. Для всех основных систем новорожденного характерно состояние «неустойчивого равновесия», поэтому даже небольшие изменения окружающих ребенка условий могут привести к серьезным сдвигам в состоянии здоровья.


Все новорожденные дети очень чувствительны к различным микробам: стафилококкам, стрептококкам, кишечной палочке, сальмонеллам, которые легко могут вызвать не только местное воспаление, но и заражение крови и различных органов (сепсис). Предупреждение инфицирования новорожденных путем строгого соблюдения гигиенических требований обязательное условие ухода за ними. В то же время новорожденные почти невосприимчивы ко многим острым детским инфекциям: кори, скарлатине, краснухе и др. Это объясняется наличием пассивного иммунитета, полученного ребенком от матери через плаценту. По мере взросления ребенка этот иммунитет постепенно угасает.


^ Грудной период

Период вскармливания грудью начинается с 29-го дня жизни и продолжается до 1 года. Оптимальное развитие грудного ребенка, хорошая сопротивляемость организма инфекциям и другим неблагоприятным воздействиям окру­жающей среды возможны только при правильном уходе за ребенком, полноценном питании, создании благоприятных условий для развития.

^ В этот период очень важную роль играет своевременное становление двигательных навыков. Движения, развивающиеся в результате созревания мозга, в свою очередь оказывают влияние на физиологические процессы, происходящие в нервной системе, и способствуют ее дальнейшему становлению.

^ На первом году жизни у ребенка начинает формироваться речьона становится важным показателем его нервно-психического развития. Недифференцированные звуки — гуление — постепенно сменяются лепетом — отдельными слогами. К концу года здоровый ребенок довольно хорошо понимает речь взрослых, сам произносит 5-10 простых слов.

У грудных детей идет энергичный рост и окостенение скелета, образуются шейный и поясничный изгибы позвоночника. Ребенок к 2 месяцам удерживает голову в вертикальном положении, к 3 — поднимает ее и верхнюю часть туловища лежа на животе и опираясь на предплечья, к 6-7 месяцам самостоятельно садится и устойчиво сидит. К концу первого года при благополучном развитии ребенок хорошо стоит на ножках, самостоятельно ходит, однако движения его еще недостаточно координированы. Как правило, около 6 месяцев появляются первые молочные зубы (к концу года их должно быть 8).




Значительная интенсивность обменных процессов при вы­раженной функциональной незрелости различных органов и систем, и прежде всего органов пищеварения, аппарата дыхания и нервной системы, обусловливает уязвимость детского организма на протяжении этого периода развития.

Быстрый рост и увеличение массы тела в грудном возрасте требуют относительно большего, по сравнению с детьми старшего возраста и взрослыми, поступления питательных веществ и кислорода. Однако ограниченные возможности пищеварения в этом возрасте вызывают необходимость особого подхода при вскармливании. Погрешности в питании легко приводят к возникновению острых расстройств пищеварения. Недостаточное, одностороннее, избыточное питание и другие его погрешности легко приводят к таким заболеваниям, как гипо- и паратрофия (недостаточный или избыточный вес), малокровие, рахит, аллергические реакции и др.

Нарушение температурного режима и отсутствие планомерного закаливания способствуют возникновению воспалительных процессов в верхних дыхательных путях, которые могут осложняться воспалением легких.

Острые детские инфекции в грудном возрасте наблюдаются относительно редко из-за определенного запаса иммунных тел, полученных через плаценту во время беременности, а затем с материнским молоком. Корь, краснуха, скарлатина в первом полугодии почти не встречаются, дифтерия, ветряная оспа, дизентерия и некоторые другие инфекции протекают своеобразно, часто не давая характерных симптомов. Это связано и с тем, что многие органы и системы еще не завершили свое формирование и их реакция на болезнь не является типичной. Далее первоначальный пассивный иммунитет постепенно ослабевает, и уже во второй половине первого года жизни дети могут тяжело болеть корью, ветряной оспой, коклюшем и другими инфекционными заболеваниями. Приобретенный иммунитет на первом году жизни еще очень слаб или вообще отсутствует. Для защиты от инфекций особенно важны грудное вскармливание в течение первого года жизни, правильный уход, своевременное проведение специфической профилактики с помощью вакцин.

^ Период молочных зубов

Период молочных зубов разделяют на преддошкольный, или старший ясельный, возраст, или период раннего детства, — с года до трех лет и дошкольный возраст — с трех до семи лет.





В преддошкольный период, по сравнению с грудным, энергия роста заметно замедляется. Прибавка роста составляет 8-10 см в год, веса — 4-6 кг в год. Продолжается прорезывание молочных зубов — к двум с половиной годам их должно быть 20. Интенсивно формируется костно-мышечная система, быстро развиваются нервная система и органы чувств. Заметно улучшается координация движений, дети начинают самостоятельно ходить, бегать, лазать. Быстро созревает нервная система, ребенок овладевает речью (запас слов увеличивается до 200-300, появляется фразовая речь). Развитие физических движений и речи позволяет ребенку более активно взаимодействовать с окружающим миром, что, в свою очередь, стимулирует его дальнейшее развитие.

Организм ребенка раннего возраста по-прежнему отличается высокой уязвимостью, его ткани еще очень нежны и легко ранимы. Системы пищеварения и дыхания у детей до трех лет еще не закончили своего развития, поэтому необходимы определенные ограничения в питании и предупреждение влияния неблагоприятных климатических факторов.

В этом возрасте дети, как правило, имеют больше контактов с другими детьми и взрослыми. Относительная изоляция детей уменьшается, а собственный приобретенный иммунитет еще не достаточно совершенен, в связи с чем наиболее частой патологией в преддошкольном и дошкольном возрасте становятся острые детские инфекции. Важнейшими мероприятиями по профилактике острых детских инфекций в этом периоде являются широкое проведение активной и пассивной иммунизации, ограждение здоровых детей от заболевших, своевременная изоляция больных.

^ В дошкольном возрасте энергия роста значительно ослабевает (ежегодная прибавка роста 5-8 см, веса — около 2 кг). Продолжается развитие скелета, увеличивается объем активных движений в крупных суставах. Мышечная система заметно укрепляется, нарастает масса более крупных мышц. Благодаря дальнейшему развитию мышечной ткани и нервной регуляции значительно улучшается координация движений: дети овладевают умениями быстро бегать, прыгать, свободно ходить по ступеням, выполнять разнообразные инструкции, рисовать, лепить, вырезать из бумаги, играть на простых музыкальных инструментах. Они становятся особенно подвижными, много бегают, стараются вникать в работу, которую выполняют вокруг них взрослые и дети более старшего возраста. Однако увеличивающиеся физические нагрузки при относительной слабости скелета могут привести к нарушениям осанки. Отсутствие должных навыков поведения при повышенной подвижности у дошкольников часто приводит к травмам. Организация профилактики травматизма и нарушений осанки у детей


этого возраста важна как в детских садах, так и в домашних условиях.

В дошкольном возрасте заметно повышаются устойчивость нервной системы к нагрузке и способность к концентрации внимания. В сочетании с высокой пластичностью нервной системы это значительно облегчает целенаправленное обучение ребенка. Совершенствуется речь, она начинает играть ведущую роль в организации поведения ребенка. Дети 3-5 лет еще слабо владеют речевой моторикой, им нередко свойственны недостатки звукопроизношения, которые при правильном обучении с возрастом проходят. Умственному и речевому развитию способствуют общение детей со взрослыми, совместные игры и занятия, разучивание стихов и песен, прослушивание сказок.

В дошкольном возрасте начинается смена молочных зубов на постоянные. Пища дошкольников мало чем отличается от пищи взрослых. Желудочно-кишечные расстройства у них относительно редки. Острые детские инфекции встречаются часто, чему способствует широкое общение дошкольников с окружающими. Протекают они легче, чем у детей раннего возраста, и реже приводят к тяжелым осложнениям. В связи с постоянно нарастающей аллергической реактивностью организма у детей дошкольного возраста уже встречаются аллергические и инфекционно-аллергические заболевания, такие, как бронхиальная астма, ревматизм, нефриты, геморрагический васкулит и др.

^ В старшем дошкольном возрасте (на шестом-седьмом году жизни) наступает период интенсивного роста детского организма. Как правило, созревание регулирующих систем и сердечно-сосудистой системы отстает от бурного роста костно-мышечной системы. Устойчивость ребенка к нагрузке в этот период снижается, этот фактор необходимо учитывать при организации его жизни.


^ ЗДОРОВЬЕ И ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

ДЕТЕЙ

Под физическим развитием понимают совокупность мор­фологических и функциональных признаков организма: рост, вес, окружность грудной клетки, емкость легких, мышечная сила рук и т. д. Физическое развитие непосредственно связано с состоянием сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной, опорно-двигательной и других систем. В свою очередь от уровня физического развития зависит устойчивость организма к неблагоприятным воздействиям среды, сопротивляемость болезням. Таким образом, физическое развитие и здоровье ребенка взаимосвязаны и влияют друг на друга.


Показатели физического развития ребенка — чаще всего рост и вес — оцениваются путем сравнения величины его роста с нормами, представленными в стандартных таблицах. Такие таблицы периодически составляют на основании массовых обследований детей в определенных регионах, имеющих свои географические, социальные и экономические особенности.

Существуют закономерности изменения пропорций тела в процессе роста организма. Наиболее интенсивно растут кисти, стопы, голени и предплечья, медленнее — бедра, плечи, туловище, еще медленнее — голова. Так, за весь период роста (приблизительно до 25 лет) длина нижних конечностей увеличивается в 5 раз, верхних — в 4, туловища — в 3, высо­та головы — в 2 раза. В процессе роста ребенок из относительно большеголового, коротконогого, длиннотуловищного постепенно превращается в малоголового, длинноногого, короткотуловищного.

^ Как правило, девочки растут и развиваются быстрее, чем мальчики. Во все возрастные периоды биологические характеристики у девочек несколько старше, чем у мальчиков того же возраста. Так, новорожденные мальчики отстают по скелетной зрелости приблизительно на 4 недели, а в течение всего периода роста их костный возраст составляет 80% от такового у девочек того же календарного возраста. У девочек отмечается также более раннее (на 2 года) начало пубертатного периода.

По целому ряду физиологических параметров мальчики менее устойчивы к воздействиям внешней среды — они более подвержены стрессам и болезням, у них выше скорость обменных процессов, поэтому они более активны и менее усидчивы, чаще страдают нарушениями обменных процессов (гипогликемия, диабет, различные ферментопатии).

В связи с высокой подвижностью у мальчиков чаще возникают травмы мозга, ведущие к неблагоприятным последствиям. Мелкие мышцы рук у мальчиков развиваются позднее, чем у девочек, поэтому их руки быстрее устают при рисовании и письме. У девочек раньше и быстрее развива­ются познавательные способности. Они раньше начинают говорить, у них богаче словарный запас, они употребляют предложения более сложной конструкции. Как правило, они более послушны, аккуратны, исполнительны, а мальчики нередко требуют большего терпения и внимания. Однако все это не свидетельствует о более высоких потенциальных возможностях девочек — мальчики часто «обгоняют» девочек в дальнейшем обучении, успешно реализуют свои возможности в профессиональной деятельности.

Знание закономерностей физического развития имеет большое значение для приспособления окружающей ребенка среды к его росту и нормирования физических нагрузок на него.


По совокупности критериев (показателей), определенных во время профилактического осмотра, врач дает комплексную оценку состояния здоровья ребенка с определением группы здоровья.

Понятие группы здоровья отражает общий «уровень здоровья» ребенка, который оценивается по отсутствию или наличию отклонений в здоровье и хронических заболеваний, а также по степени их тяжести. В соответствии с изложенными ниже критериями выделяют 5 групп здоровья детей.

Первая группа объединяет здоровых детей, не имеющих отклонений по всем критериям, не болевших или редко болевших за период наблюдения (1-3 раза в год), а также детей, имеющих единичные морфологические отклонения (аномалии ногтей, мало выраженная деформация ушной раковины и др.), не влияющие на состояние здоровья ребенка и не требующие коррекции.

Вторую группу составляют дети с небольшими отклонениями в состоянии здоровья, часто (4 раза в год и более) болеющие острыми заболеваниями, т.е. дети с риском возникновения у них хронической патологии.

К этой группе относятся дети, имеющие следующие нарушения в здоровье:

• рахит (начальный период, I степень, остаточные явления);

• гипотрофия I степени;

• дефицит или избыток массы тела I и II степени;

• аллергическая предрасположенность;

• кожные проявления экссудативного диатеза;

• дефекты осанки, уплощение стоп;

• функциональные изменения сердечно-сосудистой системы; шумы функционального характера, тенденция к понижению или повышению артериального давления и др.;

• гипертрофия аденоидов I и II степени или миндалин II степени, искривление носовой перегородки при отсутствии нарушения носового дыхания, повторные заболевания бронхитами или пневмонией;

• частые острые заболевания, в том числе простудные (больше 4 раз в год);

• понижение содержания гемоглобина в крови до нижней границы нормы — угроза анемии;

• кариес, нарушение прикуса, не требующие немедленной коррекции;


• отдельные невротические реакции, патологические привычки, отставание нервно-психического развития, косноязычие;

• дисфункция желудочно-кишечного тракта — периодические боли в области живота, тошнота, рвота, нарушение аппетита и др.;

• миопия слабой степени, дальнозоркость средней степени, аккомодационное косоглазие без амблиопии и без нарушения бинокулярного зрения;

• вираж туберкулиновой пробы;

• состояние выздоровления после перенесенных острых ин­фекционных и неинфекционных заболеваний с длительным нарушением общего самочувствия и состояния (в том числе после острой пневмонии, болезни Боткина, острых нейроинфекций и др.).

Третья группа объединяет детей с хроническими болезнями или врожденной патологией в состоянии компенсации, т.е. с редкими и нетяжелыми обострениями хронического заболевания без выраженного нарушения общего состояния, самочувствия и поведения, а также с функциональными отклонениями только в одной системе или органе.

Четвертая группа включает в себя детей с хроническими болезнями, врожденными пороками развития в состоянии субкомпенсации, которое определяется функциональными отклонениями не только больного органа или системы, но и других органов и систем, с частыми обострениями основного заболевания, с нарушениями общего состояния и самочувствия после обострения, с затяжным восстановительным периодом после острых заболеваний.

Пятая группадети с тяжелыми хроническими болезнями, тяжелыми врожденными пороками развития в состоянии декомпенсации, т.е. относящиеся к категории инвалидности.

При включении детей в II—V группы не обязательно наличие отклонений по всем критериям здоровья; достаточно — по одному из них. Группа здоровья определяется по самому тяжелому отклонению или диагнозу.

В зависимости от изменения уровня состояния здоровья по тому или иному признаку (или их сочетанию) врач в процессе наблюдения может изменить группу здоровья ребенка. При появлении у ребенка одновременно нескольких функциональных отклонений в состоянии здоровья или в случае наличия у него факторов риска (увеличение частоты заболеваний, уменьшение массы тела) группа здоровья его не меняется, отмечается внутригрупповое ухудшение. Такой ребенок требует более тщательного и частого наблюдения, специального оздоровления.

^ Распределение детей на группы по уровню здоровья служит важным критерием для организации наблюдения за ними, оздоровления и лечения (назначение рекомендаций по режиму, питанию, физическому воспитанию, массажу, закаливанию, воспитательным подходам, профилактическим при­вивкам, диспансеризации, лабораторным исследованиям, необходимой лекарственной терапии).

  1   2   3   4   5   6

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Учебное пособие для студентов педагогического института г. Арзамас 2006 icon Учебное пособие для студентов педагогического института издание второе (дополненное) г. Арзамас 2005

Учебное пособие для студентов педагогического института г. Арзамас 2006 icon Учебное пособие Для студентов вузов Кемерово 2006

Учебное пособие для студентов педагогического института г. Арзамас 2006 icon Учебное пособие предназначается для студентов дефектологических и дошкольных факультетов, а также

Учебное пособие для студентов педагогического института г. Арзамас 2006 icon Учебное пособие Утверждено 2006 г. Минск 2006 удк

Учебное пособие для студентов педагогического института г. Арзамас 2006 icon Учебно-методическим объединением по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России в качестве
Биоэтический словарь: Учебное пособие \ Сост. В. А. Киселев. 2-е изд., испр и доп. Екатеринбург,...
Учебное пособие для студентов педагогического института г. Арзамас 2006 icon Учебное пособие для внеаудиторной работы студентов 2-го курса, обучающихся по специальности 060201
Патофизиология раневого процесса: учебное пособие для внеаудиторной работы студентов 2-го курса,...
Учебное пособие для студентов педагогического института г. Арзамас 2006 icon Я помощь г. Арзамас 2006 год

Учебное пособие для студентов педагогического института г. Арзамас 2006 icon Учебное пособие Новогорск 2006

Учебное пособие для студентов педагогического института г. Арзамас 2006 icon Учебное пособие Иркутск 2006 Рецензент

Учебное пособие для студентов педагогического института г. Арзамас 2006 icon Учебное пособие для студентов педиатрического факультета Допущено Министерством образования Республики

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы