|
Скачать 263.37 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РФ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ОРЛОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Рабочая программа дисциплины (модуля) Анатомия и гистология сельскохозяйственных животных Направление подготовки 260200.62 – Продукты питания животного происхождения Профиль подготовки Продукты питания животного происхождения Квалификация (степень) ____бакалавр________________________________ Форма обучения ___________очная ___________________________________ Орел 2011 год Составитель:_^ (ФИО, ученая степень, ученое звание) «__» ____________2011г. Рецензент:_Родина Н.Д., к.б.н., доцент___________________________ (ФИО, ученая степень, ученое звание) «__»____________2011г. Программа разработана в соответствии с ФГОС ВПО по направлению ^ и примерной учебной программой Анатомия и гистология сельскохозяйственных животных Программа обсуждена на заседании кафедры анатомии, физиологии и хирургии ФГБОУ ВПО «Орловский государственный аграрный университет» Зав. кафедрой_^ (ФИО, ученая степень, ученое звание) «__»___________2011г. Проверено: Начальник отдела менеджмента качества УМУ__________________________ Оглавление
^ . Целями освоения дисциплины (модуля) являются формирование у студентов знаний основ анатомического строения животных и микроскопического строения органов и тканей. «Анатомия и гистология с/х животных» являются одной из основных дисциплин в системе теоретической и практической подготовки инженеров-технологов мясной промышленности, она имеет важное прикладное значение в совершенствовании технологических процессов при переработке с/х животных. Организм животных рассматривается как единое целое в свете причинной обусловленности, видовой специфичности, возрастных и породных особенностей. Его строение изучают во взаимосвязи органов и систем, взаимообусловленности строения и функции, в онто- и филогенезе, протекающих по законам биологической адаптации. Историческое формирование организма понимают как процесс взаимодействия его и среды обитания. Видовые и возрастные особенности строения домашних животных изучают с учетом условий их содержания, питания и ведения животноводства на промышленной основе. ^
^ Физика. Разделы: - волновые свойства света - радиоактивность - электричество Неорганическая химия, аналитическая химия. Разделы: - растворы - осмос и осмотическое давление - элементы ПСХЭ Д.И. Менделеева Органическая химия. Разделы: -аминокислоты -жиры -углеводы -спирты -фенолы Биологическая химия. Разделы: -химия белковых веществ -витамины -ферменты -гормоны -химия и обмен белков -химия и обмен липидов -химия и обмен углеводов -химия крови -биохимия печени -биохимия мышечной ткани -биохимия нервной ткани ^ В результате освоения дисциплины обучающийся должен: Знать: - общие закономерности строения организма млекопитающих и птиц; видоспецифические особенности строения и расположения структур организма животных; анатомо-функциональные и анатомо-гистологические характеристики систем организма и областей тела; - морфологию клеток, тканей, органов и систем органов на основе световой, электронной микроскопии и гистологии; Уметь: - использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности (ОК-10); - микроскопировать гистологические препараты и идентифицировать клетки тканей и органов на светооптическом уровне; - ориентироваться в расположении органов, границ областей по скелетным ориентирам тела различных видов и возрастов домашних животных; - определять видовую принадлежность органов по анатомическим признакам: величина, строение, консистенция, цвет; - сравнивать получаемые данные и идентифицировать их с применяемыми методами. Владеть: - навыками выполнения мероприятий по обеспечению качества продукции; - способностью использовать нормативную и техническую документацию, регламенты ветеринарные нормы и правила в производственном процессе (ПК-1); - способностью организовывать входной контроль качества сырья и вспомогательных материалов (ПК-5); - методами исследования на современной приборной технике. ^ Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единиц.
^
^
^
^
6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. ^ Самостоятельно-контролируемая работа №1 Тема: Лимфатическая система и ее функциональное значение 1. Общая характеристика лимфатической системы. Отличие лимфы от крови. 2. Пути, проводящие лимфу: лимфатические капилляры, сосуды, протоки, стволы. 3. Факторы, способствующие движению лимфы. 4. Лимфоидные органы: лимфоидные образования на слизистой оболочке внутренних органов, лимфатические узлы, селезенка. 5. Строение лимфоидных органов и их функции. 6. Влияние физических упражнений и спорта и сосудистую систему. Самостоятельно-контролируемая работа №2 Тема: Вегетативная нервная система 1. Центры вегетативной нервной системы и места их расположения. 2. Анатомические образования, входящие в состав периферического отдела вегетативной нервной системы. 3. Нервы симпатического ствола вегетативной нервной системы. 4. Нервы и узлы парасимпатической части вегетативной нервной системы. Самостоятельно-контролируемая работа №3 Тема: Эндокринная система 1. Классификация эндокринных желез. 2. Гормоны, их функции и свойства. 3. Диффузная нейроэндокринная система. Примерный перечень вопросов к зачету по всему курсу Роль анатомии как науки, ее место среди других наук. Типы соединений костей. Мышцы как орган (строение мышцы, классификация, вспомогательный аппарат мышц). Позвоночный столб (строение, соединения позвонков, оси движения, мышцы, производящие движение в нем). Скелет туловища (строение грудной клетки, строение ребер, оси движения, дыхательные мышцы) Общее строение грудной клетки, ее функциональное значение, мышцы, приводящие ее в движение. Череп как целое (строение, функции, возрастные особенности). Мозговой череп, возрастные особенности, мышцы головы. Кости лицевого черепа, полость глазницы, мимические мышцы. Суставы позвоночника (строение, оси движения, мышцы действующие). 19. Таз как целое (строение, функции, половые и возрастные особенности). Строение клетки, ее функции. Классификация тканей. Полость рта, зубы, слюнные железы, язык. Тонкая кишка, топография, строение, функции, кровоснабжение. Пищевод, желудок, топография, строение, функции, кровоснабжение. Толстая кишка, топография, строение, функции. Сердце, топография, строение, функции. Круги кровоснабжения. Легкие, топография, строение, функции, кровоснабжение. Гортань, топография, строение, функции, кровоснабжение. Трахея, бронхи, топография, строение, функции, кровоснабжение. Спинной мозг, внешнее строение, оболочки, кровоснабжение. Средний мозг, строение, функции. Промежуточный мозг, строение, функции. Конечный мозг, строение, функции. Парасимпатическая часть вегетативной нервной системы. Тройничный нерв (5 пара), область его интеграции. Нейрон, понятие о дендрите, аксоне, синапсе, нервных окончаниях, рефлексе. Симпатическая часть вегетативной нервной системы Задний мозг, его строение, функции. Ветви дуги аорты, область их кровоснабжения. Кровоснабжение головного мозга, отток крови от головы и головного мозга. Орган зрения - глаз, его строение, функции, кровоснабжение. Лимфатическая система, ее значение. Эндокринная система, ее значение. Железы внутренней секреции. Темы рефератов. ^ 2. Анатомия почек и мочевых путей 3. Артерии верхней конечности. Подкрыльцовая артерия 4. Асимметрия головного мозга 5. Вегетативная (автономная) нервная система 6. Выделительная система 7. Гистология и анатомия. Гипоталамус 8. Гистология. Выделительная система 9. Гистология. Дыхательная система 10. Гистология. Женская половая система 11. Головной мозг 12. Кровоснабжение и иннервация опорно-двигательного аппарата и внутренних органов 13. Органы кроветворения и иммунной защиты 14. Пищеварительный тракт и его основные функции 15. Органы кроветворения и иммунной защиты 16. Сердечно сосудистая система 17. Серое и белое вещество головного мозга 18. Эндокринная система ^ а) основная литература
б) дополнительная литература
в) програмное обеспечение и Интернет-ресурсы http://dic.academic.ru/dic.nsf/bse http://vet-conf2010.paxgrid.ru/ http://bse.sci-lib.com/article010759.html http://www.bigpi.biysk.ru/encicl/articles/03/1000322/1000322A.htm http://www.ozon.ru/context/detail/id/3989301/ http://www.science-education.ru/27-920 http://www.berl.ru/article/forabit/human/organ/kozha/anatemno.htm ^ Макропрепараты
Микроскопические препараты
Технические средства обучения: кинофильмы: «Основы цитологии»; диафильмы: «Гистология и анатомия», «Жировая ткань»; диапозитивы. Лаборатория, оснащенная световыми микроскопами. Анатомические препараты, муляжи, коллекция гистологических препаратов, электромикрофотографии клеток, набор слайдов, фолей. Информационные средства обучения: плакаты, таблицы, рисунки, схемы строения систем и органов животных, раздаточный материал. Методы и способы обучения: лекции, лабораторный практикум с анатомическими и гистологическими препаратами. Мультимедийные лекции. Инновационный научно-исследовательский испытательный центр лаборатория патоморфологии. |