|
Скачать 153.29 Kb.
|
План – конспект урока «Строение, функции и гигиена слухового анализатора»
8. Цель урока: сформировать знания о значении слуха в жизни человека; дать представление о строении и функциях наружного, среднего и внутреннего уха; способствовать формированию навыков гигиены слуха. 9. Задачи: обучающие: - систематизировать ранее изученный материал; - продолжить изучение темы «Анализатор» на примере слухового анализатора; расширить знания обучающихся о строении и функциях органа слуха; развивающие: - содействовать формированию мыслительной активности обучающихся, умению интегрировать материал предметных курсов; развивать у учащихся умение работать с учебником, таблицами и схемами. воспитательные: - способствовать формированию навыков бережного отношения к своему здоровью; познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности. В результате изучения данной темы ученик должен: Знать/понимать: - строение и функции органов зрения и слуха; нарушения зрения и слуха, их предупреждение. Вестибулярный аппарат. Уметь: - выделять существенные признаки строения и функционирования органов слуха, приводить доказательства (аргументировать) необходимость соблюдения мер профилактики нарушений слуха; - использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: проведения наблюдений за состоянием собственного организма, соблюдения мер профилактики нарушения зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний. ^ 1.Фронтальная 2.Групповая 3.Индивидуальная Методы: словесный, наглядный, практический ^ разборные модели уха, головного мозга, глаза, компьютер, мультимедийный проектор, экран, оценочные листы, выделенная интернет-линия. ^ 1. приветствие учащихся; 2. создание рабочей атмосферы в классе: а) сообщение темы урока; б) постановка задач урока перед учащимися: повторение и закрепление пройденного материала по зрительному анализатору, и изучение слухового анализатора, его строение, функции и гигиену. ^ 1. На прошлом уроке вы изучили зрительный анализатор, его строение, функции и гигиену. Через несколько минут вы должны ответить на следующие вопросы: а) строение нейрона; б) отделы нервной системы человека; в) строение зрительного анализатора; г) строение рецепторно – периферического отдела зрительного анализатора; д) понятие об органах чувств, анализаторе, рецепторах; е) нарушение зрения; ж) гигиена зрения. 2. Опрос класса: 1. Доска: а) строение нейрона; б) отделы нервной системы; 2. На местах: а) карточки; б) тесты; 3. Устный опрос: а) каково строение зрительного анализатора; б) рассказать о строении рецепторно – периферического отдела зрительного анализатора; в) дать понятие об органах чувств, анализаторе, рецепторе; г) рассказать о нарушениях зрения. Дополнительные вопросы:
ОТВЕТЫ: 1-хрусталик, 2-сетчатка, 3-рецептор, 4-зрачок, 5-стекловидное тело, 6-зрительный нерв, 7-белочная оболочка и роговица, 8-радужная оболочка, 9-сосудистая оболочка, 10-зрительная зона коры мозга. Ключ к тесту: I - 3, 6, 10 VII – 2, 3 II – 3 VIII – 7, 8 III – 6 IX – 2, 3 IV – 10 X - 1 V – 1 XI - 4 VI – 1 XII - 9 III Изучение нового материала
Сегодня мы изучаем тему «Строение, функции и гигиена слухового анализатора» Цель: сформировать знания о значении слуха в жизни человека, о строении и функциях слухового анализатора, о слуховом восприятии, о мерах предупреждения нарушения слуха. 2. Значение слуха. Ответьте на вопросы: 1. Какое значение для млекопитающих животных имеет слух? 2. У каких животных он особенно развит? (эхолокация) 3. Какую роль играет слух в общении между людьми? Довольно часто происходит замена одних органов чувств другими. У слепых сильно развиты слух и осязание. Слепоглухонемая писательница Ольга Скороходова (оглохла и ослепла в 5 лет) – у неё сохранилось обоняние, кожное чувство и вкус. Её научили свободно двигаться, писать, читать, говорить и узнавать людей. Человек и высшие животные обладают способностью не только слышать звук, но и определять направление его действия с точностью до 2 градусов. У нас слух бинауральный, т.е слышим мы обоими ушами сразу. На мочке уха 11 точек, связанных с глазами, зубами, языком, мышцами лица. ^ . Чтобы активизировать свою мыслительную деятельность, сделаем массаж ушей. На одном ухе выявлено более ста биологически активных точек; на мочке находится 11 точек, связанных с глазами, зубами, языком, мышцами лица, внутренним ухом. Ушная раковина имеет мощные нервные связи через систему нервов с определенными центрами головного мозга. Укрепляем слух: руками прижать уши, не напрягаясь, и резко отпустить их. 4 – 6 раз. ^ в чем проявляется взаимосвязь строения и функций в органе слуха (объяснить опорный конспект). Откройте тетради. Я предлагаю заполнить схему «слуховой анализатор» в тетрадь. А сейчас проверим. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/72c59020-1ce7-42ca-879d-876cc86f3503/%5BBIO8_11-54%5D_%5BIM_02%5D.swf 3. Строение органа слуха. 3 отдела: наружное, среднее, внутреннее ухо. Наружное: ушная раковина, наружный слуховой проход. Какое знание имеет ушная раковина? (улавливает звук колебания). Барабанная перепонка отделяет наружное ухо от среднего. Почему её можно легко повредить? Колебания барабанной перепонки происходит тогда, когда на нее падают звуковые колебания, улавливаемые наружным ухом. Натяжение барабанной перепонки в различных частях неодинаково. Это приводит к тому, что она не имеет своего собственного периода колебаний и колеблется при всяком звуке. ^ евстахиева труба, соединенной носоглоткой и слуховые косточки: молоточек, наковальня, стремечко. Роль евстахиевой трубы: проведем такой опыт: зажмите нос, закройте рот, проглотить слюну, при этом ощущается движение барабанной перепонки. (При глотании захватывается немного воздуха из носоглотки, отчего в ней понижается давление. Евстахиева труба, открывается и воздух с силой устремляется из среднего уха в носоглотку, а барабанная перепонка втягивается внутрь полости среднего уха. И давление снаружи выравнивается с давлением в слуховой трубе. На этом основано такое понятие «уши заложило» при полете на самолете. Какую роль в передаче колебаний играют слуховые косточки? (Усиливают в 50 раз). ^ представлено костным лабиринтом, в которой разложен перепончатый лабиринт, заполненный жидкостью. Функцию слуха здесь выполняет только улитка, в которой имеются рецепторы. Колебания от слуховых косточек передались через овальное окно в жидкость внутреннего уха. Колебания жидкости в улитке раздражает слуховые рецепторы, затем колебания превращаются в нервные импульсы, которые по слуховому нерву передаются до височной доли коры больших полушарий (в слуховую зону). http://www.fcior.edu.ru/search.page?phrase=%D0%90%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%B7%D0%B0%D1%82%D0%BE%D1%80%D1%8B+%D1%81%D0%BB%D1%83%D1%85%D0%B0+%D0%B8+%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D1%81%D0%B8%D1%8F 4. Передача звуковых колебаний Звук в ухе проходит более сложный путь, чем луч света в органе зрения. 2 вида: воздушная и костная (через кости черепа. Камертон ставят на темя и закрывают уши, то звук все равно будет слышен). Когда Бетховен терял слух: брал в зубы палочку, плотно прижимая её к деке рояля и слушал звуки. Внимание на экран. Видеофрагмент о передаче звуковых колебаний. Задание. Дополнить схему «Прохождение звуковой волны» http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0000058d-1000-4ddd-4a71 220046bc501d/7_018.swf http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/9eaf1a9b-e426-4474-ba35-615db3486ed2/%5BBIO8_1154%5D_%5BPT_01%5D.html 5. Нарушение слуха Звуковой анализатор человека воспринимает колебания, частота которых лежит в пределах от 16 до 22000 Гц. У детей верхний предел слышимости равен 22000 ГЦ. У взрослых к 35 годам он уменьшается до 15000 ГЦ, к 50 г – до 13000 Гц. Одним из основных свойств слухового анализатора является адаптация – чувствительность понижается в условиях продолжительно действующего звукового раздражителя наоборот повышается в тишине. Например, тугоухость у молотобойцев. 1. Внутренние изменения: П ![]() О ![]() 2. Внешние факторы: В ![]() П ![]() Постоянные громкие шумы --- потеря эластичности барабанной перепонки. П ![]() нельзя:
III Закрепление
5. Корректирующий контроль Вставьте в текст пропущенные слова: “Каждое ухо состоит из трех отделов: ……., …….,……. Наружное ухо заканчивается ……. ……… В среднем ухе находятся … …. Они передают звуковые колебания … … … внутреннего уха. Внутреннее ухо, в отличие от предыдущих отделов, заполнено………. Во внутреннем ухе находится преддверие, улитка и ……….. Окончательный анализ звуковых раздражений происходит в ………... зоне коры больших полушарий. Воспитанный человек не станет громко …….. в общественных местах. 6. Выполните небольшую тестовую работу, написав, согласны ли вы с данным утверждением или нет. Время выполнения – 1 мин. 1.Наружное ухо состоит из слуховой трубы и ушной раковины. (Нет). 2.Наружное ухо улавливает и проводит звуковые колебания. (Да). 3.Наружный слуховой проход заканчивается барабанной перепонкой. (Да). 4.Слуховые косточки среднего уха срастаются друг с другом. (Нет). 5.Ухо состоит из двух отделов. (Нет). 6.Полость внутреннего уха заполнена жидкостью. (Да). 7.Слуховая зона находится в височной доле коры больших полушарий. (Да). Теперь подсчитайте общее количество баллов и выставьте себе оценку за урок согласно рейтингу: 19-17 б---«5» 16-14 б---«4» 13-10 б---«3» Оценочный лист
IV Домашнее задание
Используемая литература:
2. Книга для чтения по анатомии. И.Д. Зверев. Пособие для учащихся. М.: Просвещение 1983. 3. Активные формы и методы обучения биологии. Человек и его здоровье. Г.М. Муртазин. Книга для учителя. М.: Просвещение 1989. ^
^ «Строение, функции и гигиена слухового анализатора» Таблица 2 Перечень используемых на данном уроке ЭОР
|