Пояснительная записка рабочая программа по биологии составлена на основании следующих нормативно правовых документов icon

Пояснительная записка рабочая программа по биологии составлена на основании следующих нормативно правовых документов





Скачать 368.44 Kb.
НазваниеПояснительная записка рабочая программа по биологии составлена на основании следующих нормативно правовых документов
А.Г. Драгомилов
Дата01.02.2013
Размер368.44 Kb.
ТипПояснительная записка
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по биологии составлена на основании следующих нормативно – правовых документов:

  • Распоряжение Правительства РФ от 29.12.2001 г. №1756-р «Об одобрении Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года»

  • Приказ Министерства образования РФ №127 от 11.05.1999 г. «О проблемах и перспективах развития естественно-математического образования в общеобразовательных учреждениях РФ».

  • Приказ Министерства образования РФ № 1080 от 05.03.2004 г. «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».

  • Федеральный базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации (приказ Минобразования России от 9 марта 2004 г. № 1312)

  • Федеральный компонент государственного стандарта. Стандарт среднего
    (полного) общего образования по биологии (базовый уровень). - Сборник нормативных документов. Биология . -М.: Дрофа, 2004

  • Приказ Министерства образования РФ № 1236 от 19.05.1998 г. «Об утверждении обязательного минимума содержания основного общего образования. Раздел «Биология».

  • Методическое письмо Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.07.2005 № 03-1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»

  • Школьный учебный план на 2010- 2011 учебный год.

  • Программа курса «Человек и его здоровье» авторов А.Г. Драгомилов и Р.Д. Маш/Биология в основной школе: Программы. - М.:Вентана-Граф, 2006.

Общая характеристика учебного предмета

Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии в которым учащиеся должны освоить основные знания и умения, значимые для формирования общей культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, востребованные в повседневной жизни и практической деятельности. Основу структурирования содержания курса биологии составляют ведущие системообразующие идеи – отличительные особенности живой природы, ее многообразие и эволюция, в соответствии с которыми выделены блоки содержания: Признаки живых организмов; Система, многообразие и эволюция живой природы; Человек и его здоровье; Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Основу изучения курса биологии составляют эколого-эволюционный и функциональный подходы, в соответствии с которыми акценты в изучении многообразия организмов переносятся с рассмотрения особенностей строения отдельных представителей на раскрытие процессов их жизнедеятельности и усложнение в ходе эволюции, приспособленности к среде обитания, роли в экосистемах. В содержании раздела «Человек и его здоровье» особое внимание уделено социальной сущности человека, его роли в окружающей среде. Курс биологии 8-го класса продолжает систематическое изучение данной дисциплины в основном (общем) образовании школьников. Он является частью программы по биологии 6-9 классов.

^ Курс биологии 8-го класса определяет круг сведений по анатомии и физиологии человека, цитологии и гистологии, гигиене и санитарии, общей психологии, предусмотренных стандартом биологического образования для основной школы, которые учащиеся познают в процессе изучения.

^ В результате обучения у школьников формируется научное представление о биосоциальной сущности человека и его организме как разноуровневой биосистеме, возникшей в ходе эволюции живой природы и взаимодействия человека с окружающей средой. В процессе изучения курса биологии учащиеся усваивают следующие основные понятия: место человека в живой природе; влияние природной и социокультурной среды на становление человека; многоуровневая организация его организма (клетки, ткани, органы, системы органов); взаимосвязь строения и функций органов и систем; обмен веществ; иммунная защита организма; связь организма со средой; экологические взаимосвязи абиогенного, биогенного и антропогенного происхождения.


^ Цели

Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;

  • овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессепроведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

  • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;

  • иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.

^ Преподавание курса биологии в 8-м классе осуществляется по программе «Человек и его здоровье» авторов А.Г. Драгомилов и Р.Д. Маш, опубликованной в сборнике «Биология в основной школе». Программы. М. Вентана-граф. 2006гдопущенном Министерством образования Российской Федерации с использованием учебника Биология. Человек: учебник для 8-го класса общеобразовательных учреждений. А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш - М.: Вентана-Граф, 2005

Место предмета в учебном плане.

^ По школьному учебному плану на изучение биологии в 8-м классе выделено 68 часов, 2 часа в неделю, 20 лабораторные работы.

Организация учебно-воспитательного процесса.

Исходя из уровня подготовки класса, использую технологии дифференцированного обучения. Формы организации занятий в основном традиционные, практикумы, лабораторные работы, зачеты, тестирование. Методы репродуктивные, частично - поисковые, исследовательские. По окончании курса проводится школьная предметная олимпиада.

^ Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Биология» на ступени основного общего образования являются: распознавание объектов, сравнение, классификация, анализ, оценка.

^ Результаты обучения

Результаты изучения курса «Биология» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов: освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Рубрика “Знать/понимать” включает требования, ориентированные главным образом на воспроизведение усвоенного содержания.

В рубрику “Уметь” входят требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: объяснять, изучать, распознавать и описывать, выявлять, сравнивать, определять, анализировать и оценивать, проводить самостоятельный поиск биологической информации.

В рубрике “Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни” представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.


^ Основные требования к знаниям и умениям учащихся в 8 классе.

Знать:


  • систематическое положение человека и его происхождение,

  • особенности строения и функции основных тканей и органов, систем органов, их нервную и гуморальную регуляцию,

  • о значении внутренней среды организма, иммунитете, теплорегуляции, обмене веществ, особенности индивидуального развития организма человека,

  • об отрицательном воздействии на организм вредных привычек,

  • приемы оказания до врачебной помощи при несчастных случаях,

  • правила гигиены, сохраняющих здоровье,

  • факторы, разрушающие здоровье человека,

Уметь:

  • распознавать органы и их топографию, системы органов, объяснять связь м/у строением и функцией, понимать влияние физ.труда на организм, выявлять причины нарушения осанки и развития плоскостопия,

  • объяснять отрицательное воздействие вредных привычек,

  • оказывать первую помощь при несчастных случаях,

  • соблюдать правила личной и общественной гигиены,

  • пользоваться микроскопом, ставить опыты,

  • работать с учебником: с текстом, рисунками, аппаратом ориентировки, аппаратом организации усвоения материала.


Демонстрации: микропрепараты, скелет человека, модели головного мозга, черепа конечностей, строение сердца, почки человека, приемы искусственного дыхания, измерения ЖЕЛ, оказание помощи при травмах О.Д.С., кровотечениях.

^ Планирование составлено на основе: примерной программы по биологии федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (2004 г.)

^ Учебники и методическая литература:

  1. Р.Д. Маш, А.Г. Драгомилов. Биология, методика для учителя М. Вентана-Граф, 2009 г.

  2. УчебникР.Д. Маш, А.Г. Драгомилов Биология. Человекдля 8−го класса общеобразовательных учреждений. - М.: Вентана-Граф, 2005

  3. О.А.Пепеляева. Поурочные разработки по биологии. Человек. «Вако». Москва 2005

4. И.Д. Зверев Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека. М. Просвещение, 1978 г.

5 А.Г. Хрипкова "Возрастная физиология и школьная гигиена".


^ КАЛЕНДАРНО−ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.


№ п/п

Содержание, тема

часы.

Прогнозируемый результат

ЗУН

Лабораторные, практические работы



Демонстрация

оборудование




^ I. ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА. ОБЩИЙ ОБЗОР

6










1


Введение. Науки об организме человека.

1

Знать: Науки об организме человека: анатомия, физиология, гигиена. Санитарно-гигиеническая служба. Функции санитарно-эпидемиологических центров (СЭЦ). Ответственность людей, нарушающих санитарные нормы

Уметь: работать с учебником: с текстом, рисунками, аппаратом ориентировки, аппаратом организации усвоения материала я.








2

Структура тела. Место человека в живой природе

1

Знать: Строение организма человека. Структура тела. Место человека в природе. Сходство и отличия человека от животных. Морфофизиологические особенности человека, связанные с прямохождением, развитием головного мозга, трудом, социальным образом жизни.

Уметь: распознавать органы и их топографию, системы органов, объяснять связь м/устроением и функцией, понимать влияние физ. труда на организм, выявлять причины нарушения осанки и развития плоскостопия,








3

Клетка: строение, химический состав и жизнедеятельность.

1

Знать: Клетка. Строение, химический состав, жизнедеятельность: обмен веществ, ферменты, биосинтез и биологическое окисление, рост, развитие, возбудимость, деление

Уметь: пользоваться микроскопом, ставить опыты,

работать с учебником: с текстом, рисунками, аппаратом ориентировки, аппаратом организации усвоения материала.



^ Л.Р.№1.Действие фермента каталазы на пероксид водорода

Разложение пероксида водорода ферментом каталазой.

4

Ткани.

1

Знать: Ткани животных и человека: эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная. Строение нейрона: тело, дендриты, аксон, синапсы.

Уметь: пользоваться микроскопом, ставить опыты,

работать с учебником: с текстом, рисунками, аппаратом ориентировки, аппаратом организации усвоения материала.



^ Л.Р.№2. Клетки и ткани под микроскопом.




5

Системы органов в организме. Уровни организации организма.нервная и гуморальная регуляции.


1

Знать: Уровни организации организма. Орган и системы органов. Нервная регуляция. Части и отделы нервной системы. Рефлекс, рефлекторная дуга, процессы возбуждения и торможения. Гуморальная регуляция. Роль эндокринных желез и вырабатываемых ими гормонов.

Уметь: ставить опыты,

работать с учебником: с текстом, рисунками, аппаратом ориентировки, аппаратом организации усвоения материала.



П.Р. Получение мигательного рефлекса и условий, вызывающих его торможение




6

^ Контрольная работа №1 по теме: «Организм человека. Общий обзор».


1




Контрольная работа №1 по теме: «Организм человека. Общий обзор».







^ II ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА


8










7

Скелет. Строение, состав и соединение костей.

1

Знать: Значение костно-мышечной системы. Скелет, строение, состав и соединение костей.

Уметь: объяснять отрицательное воздействие вредных привычек,

оказывать первую помощь при несчастных случаях,

соблюдать правила личной и общественной гигиены,


Л^ .Р.№3 "Строение костной ткани".

Л.Р.№4 Состав костей.

Скелета и муляжей торса человека, черепа, кости конечн. распилов костей.


8

Скелет головы и туловища


1

Знать: Обзор скелета головы и туловища. Скелет поясов и свободных конечностей.

Уметь: объяснять отрицательное воздействие вредных привычек,

оказывать первую помощь при несчастных случаях,

соблюдать правила личной и общественной гигиены,

.








9

Скелет конечностей

1

Знать: Обзор скелета конечностей Скелет поясов и свободных конечностей

Уметь: объяснять отрицательное воздействие вредных привычек,

оказывать первую помощь при несчастных случаях,

соблюдать правила личной и общественной гигиены,



П.Р. стр. 45

П.Р. стр. 46 об. П.Р.




10



^ Первая помощь при травмах: растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей.

1

Знать: Первую помощь при травмах скелета и мышц.

Уметь: объяснять отрицательное воздействие вредных привычек,

оказывать первую помощь при несчастных случаях,

соблюдать правила личной и общественной гигиены,








11



Мышцы человека.


1

Знать: Типы мышц, их строение и значение. Обзор основных мышц человека

Уметь: распознавать органы и их топографию, системы органов, объяснять связь м/устроением и функцией, понимать влияние физ. труда на организм




Приемов первой помощи при травмах.

12

Работа мышц.


1

Знать: Динамическая и статическая работа мышц. Энергетика мышечного сокращения. Регуляция мышечных движений.

Уметь: распознавать органы и их топографию, системы органов, объяснять связь м/устроением и функцией, понимать влияние физ. труда на организм








13

Нарушение осанки и плоскостопия

1

Знать: Нарушение правильной осанки. Плоскостопие. Коррекция.

Уметь: распознавать органы и их топографию, системы органов, объяснять связь м/устроением и функцией, понимать влияние физ. труда на организм, выявлять причины нарушения осанки и развития плоскостопия,

объяснять отрицательное воздействие вредных привычек,

оказывать первую помощь при несчастных случаях,

соблюдать правила личной и общественной гигиены,


П.Р. « Проверяем правильность осанки».

П.Р. « Есть ли у вас плоскостопие?»

П.Р. « Гибок ли ваш позвоночник?»

( выполняются дома)




14

Развитие опорно-двигательной системы.

^ Контрольная работа по теме: Опорно- двигательная система



1

Знать: Развитие опорно-двигательной системы: роль зарядки, уроков физкультуры и спорта в развитии организма. Тренировочный эффект и способы его достижения.

Уметь: распознавать органы и их топографию, системы органов, объяснять связь м/у строением и функцией, понимать влияние физ.труда на организм, выявлять причины нарушения осанки и развития плоскостопия,

объяснять отрицательное воздействие вредных привычек,

оказывать первую помощь при несчастных случаях,

соблюдать правила личной и общественной гигиены,


Контрольная работа по теме: Опорно- двигательная система







^ III КРОВЬ. КРОВООБРАЩЕНИЕ


10










15

Внутренняя среда. Значение

крови и ее состав.


1

Знать: Внутренняя среда: кровь, тканевая жидкость, лимфа; их круговорот. Значение крови и ее состав: плазма и клеточные элементы. Их функции. Свертываемость крови.

Уметь: пользоваться микроскопом, ставить опыты,

работать с учебником: с текстом, рисунками, аппаратом ориентировки, аппаратом организации усвоения материала.


^ Л.Р.№5. "Сравнение крови человека с кровью лягушки».

Моделей сердца и торса человека, приемов измерения арт.давления по методу Короткова, приемов остановки кровотечений.



16


Иммунитет



1

Знать: Иммунитет. Органы иммунной системы. Антигены и антитела. Иммунная реакция. Клеточный и гуморальный иммунитеты. Работы Луи Пастера, И.И. Мечникова. Изобретение вакцин. Лечебные сыворотки. Классификация иммунитета

Уметь: работать с учебником: с текстом, рисунками, аппаратом ориентировки, аппаратом организации усвоения материала.








17

Тканевая совместимость и переливание крови.


1

Знать: Тканевая совместимость и переливание крови. I, II, ^ III, IVгруппы крови — проявление наследственного иммунитета. Резус-фактор. Резус-конфликт как следствие приобретенного иммунитета.

Уметь: работать с учебником: с текстом, рисунками, аппаратом ориентировки, аппаратом организации усвоения материала.








18

Строение и работа сердца. Круги кровообращения.


1

Знать: Сердце и сосуды — органы кровообращения. Строение и функции сердца. Фазы сердечной деятельности. Малый и большой круги кровообращения. Артерии, капилляры, вены. Функции венозных клапанов

Уметь: работать с учебником: с текстом, рисунками, аппаратом ориентировки, аппаратом организации усвоения материала.








19

Движение лимфы


1

Отток лимфы. Функции лимфоузлов

П.Р. Кислородное голодание




20

Движение крови по сосудам.


1

Знать: Движение крови по сосудам. Давление крови на стенки сосуда. Скорость кровотока. Измерение артериального давления. Перераспределение крови. Уметь: работать с учебником: с текстом, рисунками, аппаратом ориентировки, аппаратом организации усвоения материала.

организме


П.Р. Пульс и движение крови

П.Р. Определение кровотока в сосудах ногтевого ложа большого пальца руки

П.Р. Рефлекторный приток крови к мышцам, включившимся в работу.


+ + +

21

.Регуляция работы сердца и кровеносных сосудов.



1

Знать: Регуляция работы сердца и сосудов. Автоматизм сердечной мышцы.

Уметь: работать с учебником: с текстом, рисунками, аппаратом ориентировки, аппаратом организации усвоения материала.


П.Р. Доказательства вреда курения


Выполняется дома




22


Предупреждение заболеваний сердца и сосудов.


1

Знать: Болезни сердечно-сосудистойсистемы и их предупреждение

Уметь: работать с учебником: с текстом, рисунками, аппаратом ориентировки, аппаратом организации усвоения материала.


П.Р. Функциональная сердечно-сосудистая проба




23


Первая помощь при кровотечениях.


1

Знать: Способы остановки кровотечения; виды кровотечений

Уметь: объяснять отрицательное воздействие вредных привычек,

оказывать первую помощь при несчастных случаях,

соблюдать правила личной и общественной гигиены,








24

^ Контрольная работа№3 по теме:

"Кровь. Кровообращение".


1




Контрольная работа№3 по теме:

"Кровь. Кровообращение".








^ IV ДЫХАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА

5











25


Значение дыхания.



1

Знать: Значение дыхательной системы, ее связь с кровеносной системой. Верхние дыхательные пути. Гортань — орган голосообразования. Трахея, главные бронхи, бронхиальное дерево, альвеолы. Легкие. Пристеночная и легочные плевры, плевральная полость.

Уметь: работать с учебником: с текстом, рисунками, аппаратом ориентировки, аппаратом организации усвоения материала.








26

Строение легких. Газообмен в легких и тканях.


1

Знать: Обмен газов в легких и тканях

Уметь: работать с учебником: с текстом, рисунками, аппаратом ориентировки, аппаратом организации усвоения материала.


^ Л.Р.№6 Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха



Модели гортани, модели, поясняющей механизм вдоха и выдоха,

измерение жел, приемов искусственного дыхания.



27


Дыхательные движения

Регуляция дыхания

1

Знать: Дыхательные движения. Нервная и гуморальная регуляции дыхания

Уметь: работать с учебником: с текстом, рисунками, аппаратом ориентировки, аппаратом организации усвоения материала.

Знать:

^ Л.Р. №7 Дыхательные движения

П.Р. Измерение обхвата грудной клетки

(Выполняется дома)

28


Болезни органов дыхания и их предупреждения. Гигиена дыхания.

1

Знать: Болезни органов дыхания, их предупреждение. Гигиена дыхания

Уметь: объяснять отрицательное воздействие вредных привычек,

оказывать первую помощь при несчастных случаях,

соблюдать правила личной и общественной гигиены,


П.Р. Определение запыленности воздуха в зимнее время

29

Первая помощь при поражении органов дыхания

1

Знать: Первая помощь при поражении органов дыхания. Понятие о клинической и биологической смерти. Приемы искусственного дыхания изо рта в рот и непрямого массажа сердца.

Уметь: объяснять отрицательное воздействие вредных привычек,

оказывать первую помощь при несчастных случаях,

соблюдать правила личной и общественной гигиены








.

^ V ПИЩЕВАРИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА

7










30


Значение и состав пищи.

Органы пищеварения

1

Знать: Значение пищи и ее состав. Пищевые продукты и питательные вещества. Органы пищеварения.

Уметь: распознавать органы и их топографию, системы органов, объяснять связь м/у строением и функцией


П.Р. Местоположение слюнных желез

Выполняется дома




31

Зубы

1










32

Пищеварение в ротовой полости и в желудке.



1

Знать: Пищеварение в ротовой полости, желудке и кишечнике. Строение органов пищеварительного тракта и пищеварительных желез. Форма и функции зубов. Пищеварительные ферменты ротовой полости и желудка.

Уметь: распознавать органы и их топографию, системы органов, объяснять связь м/у строением и функцией

^ Л.Р.№8 Действие ферментов слюны на крахмал

Л.Р.№9 Действие ферментов желудочного сока на белки (выполняется при наличии оборудования)

Подготовительная часть выполняется дома


Торса человека

33

Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ

1

Всасывание питательных веществ. Строение и функции тонкой и толстой кишки. Аппендикс. Симптомы аппендицита. Переваривание пищи в двенадцатиперстной кишке (ферменты поджелудочной железы, роль желчи в пищеварении).







34

Регуляция пищеварения.


1

Знать: Регуляция пищеварения.

Уметь: распознавать органы и их топографию, системы органов, объяснять связь м/у строением и функцией







35


^ Заболевания органов пищеварения.



1

Знать: Заболевание органов пищеварения и их профилактика. Питание и здоровье.

Уметь: объяснять отрицательное воздействие вредных привычек,

оказывать первую помощь при несчастных случаях,

соблюдать правила личной и общественной гигиены







36

Контрольная работа по темам "Дыхание. Пищеварение".


1




Контрольная работа по темам "Дыхание. Пищеварение".






.

^ VI ОБМЕН ВЕЩЕСТВ ЭНЕРГИИ

2










37


Обменные процессы в организме.

Нормы питания.


1

Знать: Превращения белков, жиров и углеводов. Обменные процессы в организме. Подготовительная и заключительная стадии обмена. Обмен веществ и энергии в клетке: пластический обмен и энергетический обмен. Энерготраты человека: основной и общий обмен. Энергетическая емкость пищи. Энергетический баланс. Определение норм питания. Качественный состав пищи.

Уметь: распознавать органы и их топографию, системы органов, объяснять связь м/у строением и функцией

П.Р. Функциональная проба с максимальной задержкой дыхания до и после нагрузки




38

Витамины


1

Значение витаминов. Гипо- и гипервитаминозы А, В1, С, О. Водорастворимые и жирорастворимые витамины. Витамины и цепи питания вида. Авитаминозы: А («куриная слепота»), В1(болезнь бери-бери), С (цинга), В (рахит). Их предупреждение и лечение.

Уметь: распознавать органы и их топографию, системы органов, объяснять связь м/у строением и функцией










^ VII МОЧЕВЫДЕЛИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА

2










39

Строение и функции почек.


1

Знать: Строение и функции почек.

Уметь: распознавать органы и их топографию, системы органов, объяснять связь м/у строением и функцией




Р.т. "Строение почек"

40

Предупреждение заболеваний почек. Питьевой режим.


1

Знать: Предупреждение заболеваний почек. Питьевой режим.

Уметь: распознавать органы и их топографию, системы органов, объяснять связь м/у строением и функцией











VIII КОЖА

4










41

Кожа. Значение и ее строение


1

Знать: волосы, ногти - роговые придатки кожи. Кожные рецепторы, потовые железы.сальные.

Уметь: распознавать органы и их топографию, системы органов, объяснять связь м/у строением и функцией




Рельефной таблицы "Строение кожи".

42

Нарушение кожных покровов и повреждение кожи.


1

Знать: Нарушения кожных покровов и их причины.

Уметь: распознавать органы и их топографию, системы органов, объяснять связь м/у строением и функцией







43

Роль кожи в теплорегуляции. Закаливание. Оказание п.п. при тепловом и солнечном ударах.


1

Знать: Роль кожи в теплорегуляции. Закаливание. Оказание п.п. при тепловом и солнечном ударах.

Уметь: оказывать первую помощь при несчастных случаях,

соблюдать правила личной и общественной гигиены,

пользоваться микроскопом, ставить опыты,






44

Контрольная работа по теме: Обмен веществ и энергии, мочевыделительная система, кожа.

1




Контрольная работа по теме: Обмен веществ и энергии, мочевыделительная система, кожа.




IX

^ ЭНДОКРИННАЯ СИСТЕМА


2

Знать: Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма. Соматотропный гормон гипофиза, гормоны щитовидной железы.

Уметь: распознавать органы и их топографию, системы органов, объяснять связь м/у строением и функцией








45


Железы внешний, внутренней и смешанной секреции.


1

Болезни щитовидной железы: базедова болезнь, слизистый отек. Гормон поджелудочной железы инсулин и заболевание сахарным диабетом. Гормоны надпочечников, их роль в приспособлении организма к стрессовым нагрузкам. Болезни, связанные с гипофункцией (карликовость) и гигантизм

Уметь: распознавать органы и их топографию, системы органов, объяснять связь м/у строением и функцией








46


Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма


1








Рельефные таблицы "Гормональная система человека".




^ X НЕРВНАЯ СИСТЕМА

6










47

Значение, строение и функционирование нервной системы

1

Знать: Значение нервной системы, ее части и отделы. Рефлекторный принцип работы.

Уметь: распознавать органы и их топографию, системы органов, объяснять связь м/у строением и функцией

П.К. Действие прямых и обратных связей

.

48

Автономный (вегетативный) отдел нервной системы


1

. Знать: Строение и функции спинного мозга. Отделы головного мозга, их строение и функции. Аналитико-синтетическая функция коры больших полушарий.

Уметь: распознавать органы и их топографию, системы органов, объяснять связь м/у строением и функцией


П.К. Штриховое раздражение кожи




49

Нейрогормональная регуляция


1

Знать: Прямые и обратные связи. Функция автономного (вегетативного) отдела. Симпатический и парасимпатический подотделы. Нейрогуморальная (нейрогормональная) регуляция: взаимосвязь нервной и эндокринной систем

Уметь: распознавать органы и их топографию, системы органов, объяснять связь м/у строением и функцией








50

Спинной мозг


1

Знать: строение спинного мозга

Уметь: распознавать органы и их топографию, системы органов, объяснять связь м/у строением и функцией







51

Головной мозг: строение и функции


1

Знать: строение головного мозга

Уметь: распознавать органы и их топографию, системы органов, объяснять связь м/у строением и функцией

П.Р. Функции продолговатого, среднего мозга и мозжечка

Модели головного мозга

52

Контрольная работа по теме: «Эндокринная система, нервная система.»


1




Контрольная работа по теме: «Эндокринная система, нервная система.»








^ XI ОРГАНЫ ЧУВСТВ. АНАЛИЗАТОРЫ


4







53

Как действуют органы чувств и анализаторы

Орган зрения и зрительный анализатор


1

Знать: Функции органов чувств и анализаторов. Ощущения и восприятия. Взаимосвязь анализаторов в отражении внешнего мира. Орган зрения. Положение глаз в черепе.вспомогательный аппарат глаза. Строение и функции оболочек глаза и его оптических сред. Палочки и колбочки сетчатки. Зрительный Vанализатор. Роль глазных мышц в формировании зрительных восприятий. Бинокулярное зрение.

Уметь: распознавать органы и их топографию, системы органов, объяснять связь м/у строением и функцией


П.К. Сужение и расширение зрачка

П.К. Принцип работы хрусталика

Выполняются дома

Модели глаза, уха, определение остроты слуха

54


Заболевания и повреждения глаз



1

Знать: Заболевание и повреждение глаз, профилактика. Гигиена зрения

Уметь: объяснять отрицательное воздействие вредных привычек,

оказывать первую помощь при несчастных случаях,

соблюдать правила личной и общественной гигиены







55

Органы слуха и равновесия. Их анализаторы


1

Знать: Орган слуха. Положение пирамид височных костей в черепе. Строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха. Преддверие и улитка. Звукопередающий и звуковосприни мешочков преддверия внутреннего уха и полукружных каналов

Уметь: распознавать органы и их топографию, системы органов, объяснять связь м/у строением и функцией


П.К. Проверьте ваш вестибулярный аппарат

Выполняется дома




56

Органы осязания, обоняния, вкуса


1

Знать: Органы осязания, обоняния, вкуса, их анализаторы. Взаимосвязь ощущений — результат аналитико-синтетической деятельности коры больших полушарий.

Уметь: распознавать органы и их топографию, системы органов, объяснять связь м/у строением и функцией


П.К. Раздражение тактильных рецепторов


Выполняется дома









^ XII ПОВЕДЕНИЕ И ПСИХИКА



5







Демонстрация безусловных и условных рефлексов, выплне - ние тестов.


57

Врожденные и приобретенные формы поведения


1

Знать: Врожденные формы поведения: безусловные рефлексы, инстинкты, запечатление. Открытие И.М. Сеченовым центрального торможения. Работы И.П. Павлова: открытие безусловного и условного торможения, закон взаимной индукции возбуждения — торможения. А.А. Ухтомский. Открытие явления доминанты. Приобретенные формы поведения. Условные рефлексы, динамический стереотип, рассудочная деят Уметь: распознавать органы и их топографию, системы органов, объяснять связь м/у строением и функцией



П.Р. Перенастройка динамического стереотипа: овладение навыком зеркального письма

58


Закономерности работы головного мозга

Биологические ритмы. Сон и его значение


1

Знать: Биологические ритмы: сои и его значение, фазы сна, сновидения. Воля, эмоции, внимание.

Уметь: распознавать органы и их топографию, системы органов, объяснять связь м/у строением и функцией








59

Особенности высшей нервной деятельности человека. Познавательные процессы.

Воля и эмоции. Внимание

1

Знать: Анализ волевого акта. Качество воли. Физиологическая основа эмоций. Внимание. Непроизвольное и произвольное внимание. Способы поддержания внимания.

Уметь: распознавать органы и их топографию, системы органов, объяснять связь м/у строением и функцией


П.Р. Изучение внимания при разных условиях




60

Воля и эмоции. Внимание

Работоспособность. Режим дня


1

Знать: Особенности высшей нервной деятельности человека. Речь и сознание. Функции внешней и внутренней речи. Речевые центры и значение языковой среды. Роль трудовой деятельности в появлении речи и осознанных действий. Познавательные процессы: ощущение, восприятие память, воображение, мышление Виды памяти, приемы запоминания. Особенности мышления, его развитие. Изменение работоспособности, борьба с утомлением. Стадии работоспособности: врабатывание, устойчивая работоспособность, утомление. Организация отдыха на разных стадиях работоспособности. Режим дня.

Уметь: распознавать органы и их топографию, системы органов, объяснять связь м/у строением и функцией








61

^ Контрольная работа по теме: «Анализаторы, поведение и психика» или тестирование

1




Контрольная работа по теме: «Анализаторы, поведение и психика» или тестирование







^ XIII ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМА

6










62

Половая система человека.

1

Знать: Наследственные и врожденные заболевания. Болезни, передающиеся половым путем (СПИД, сифилис, гонорея). Внутриутробное развитие. Оплодотворение, образование зародыша и плода. Закон Геккеля — Мюллера и причины отклонения от него. Развитие организма после рождения. Изменения, связанные с пубертатном. Календарный, биологический и социальный возрасты человека. Влияние наркогенных веществ на здоровье и судьбу человека

Уметь: объяснять отрицательное воздействие вредных привычек,

оказывать первую помощь при несчастных случаях,

соблюдать правила личной и общественной гигиены







63

Наследственные и врождённые заболевания.

1

64

Внутриутробное развитие организма.

Развитие после рождения.

1

65

О вреде наркогенных веществ.

1

66

Психологические особенности личности


1

Знать: Психологические особенности личности: темперамент, характер, интересы, склонности, способности. Роль наследственности и приобретенного опыта в развитии способностей.

Уметь: работать с учебником: с текстом, рисунками, аппаратом ориентировки, аппаратом организации усвоения материала.








67

К.Р. «Индивидуальное развитие»


1




К.Р. «Индивидуальное развитие»





68

Итоговое тестирование

Обобщение изученного.


1










Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Пояснительная записка рабочая программа по биологии составлена на основании следующих нормативно правовых документов iconРабочая программа «Клиническая фармакология» является основным документом, определяющим содержание
«Государственный образовательный стандарт Российской Федерации», определяющий требования к обязательному...
Пояснительная записка рабочая программа по биологии составлена на основании следующих нормативно правовых документов iconСправка о состоянии материально-технической базы субъекта хозяйственной деятельности, наличие у него

Пояснительная записка рабочая программа по биологии составлена на основании следующих нормативно правовых документов iconРабочая программа по биологии составлена в соответствии с

Пояснительная записка рабочая программа по биологии составлена на основании следующих нормативно правовых документов iconПримерная программа по биологии основного общего образования Пояснительная записка

Пояснительная записка рабочая программа по биологии составлена на основании следующих нормативно правовых документов iconРабочая программа учебной дисциплины терапевтическая стоматология для специальности: 060105. 65 “
Рабочая программа составлена на основании Основной образовательной программы подготовки врача-стоматолога,...
Пояснительная записка рабочая программа по биологии составлена на основании следующих нормативно правовых документов iconОтчет составляется на основании данных следующих первичных учетных документов и форм первичной медицинской

Пояснительная записка рабочая программа по биологии составлена на основании следующих нормативно правовых документов iconРабочая программа по медицинской генетике Для специальности n- 040200 «Педиатрия» Квалификация врач
Рабочая программа составлена на основании типовой программы по медицинской генетике для студентов...
Пояснительная записка рабочая программа по биологии составлена на основании следующих нормативно правовых документов iconРабочая программа учебной дисциплины травматологии и ортопедии для специальности
Рабочая программа составлена на основании Программы по травматологии и ортопедии для студентов высших...
Пояснительная записка рабочая программа по биологии составлена на основании следующих нормативно правовых документов iconПояснительная записка Врамках Дополнительной образовательной программы (Приложение №2 от 10. 10.

Пояснительная записка рабочая программа по биологии составлена на основании следующих нормативно правовых документов iconСтандарт второго поколения: примерная программа по биологии для основной школы Пояснительная записка

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2019
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы