Рабочая программа «Клиническая фармакология» является основным документом, определяющим содержание всех видов занятий по данной дисциплине. Рабочая программа составлена на основании директивных документов icon

Рабочая программа «Клиническая фармакология» является основным документом, определяющим содержание всех видов занятий по данной дисциплине. Рабочая программа составлена на основании директивных документов





Скачать 122.67 Kb.
Название Рабочая программа «Клиническая фармакология» является основным документом, определяющим содержание всех видов занятий по данной дисциплине. Рабочая программа составлена на основании директивных документов
Дата 08.04.2013
Размер 122.67 Kb.
Тип Рабочая программа
клиническая фармакология

Дисциплина для специальности

060105 “Стоматология” V курс

Рабочая программа


2005


1. ВВЕДЕНИЕ

Рабочая программа «Клиническая фармакология» является основным документом, определяющим содержание всех видов занятий по данной дисциплине.

Рабочая программа составлена на основании директивных документов:

1) «Государственный образовательный стандарт Российской Федерации», определяющий требования к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по данной дисциплине;

2) учебный план, определяющий общее число и число часов аудиторных занятий по данной дисциплине;

3) Типовая программа по «Клинической фармакологии» для студентов высших медицинских учебных заведений, утвержденная начальником Управления учебных заведений МЗ РФ, Москва, 2002.

4) Стандарт НовГУ.


1.1. Цель курса:

обучить студентов выбору эффективных, безопасных, доступных лекарственных средств (ЛС) для проведения рациональной дифференцированной фармакотерапии с использованием основных данных по фармакокинетике (ФК), фармакодинамике (ФД), фармакогенетике (ФГ), взаимодействию, нежелательным лекарственным реакциям (НЛР), положений доказательной медицины.

1.1.2. Задачи лекционного курса:

изложить основные вопросы общей и частной фармакологии.

1.1.3. Задачи практических занятий:

- сформировать навыки и умения, необходимые в деятельности врача для проведения индивидуальной ФТ больных путем выбора эффективных безопасных, доступных ЛС и адекватных методов контроля;

- знать ФК и ФД основных групп ЛС, их изменения при нарушении функции различных органов и систем, взаимодействие и нежелательные лекарственные реакции (НЛР), показания и противопоказания к применению ЛС.


1.2. Требования к уровню освоения дисциплины

1.2.1. Студент должен ЗНАТЬ:

- групповую принадлежность и ФД основных групп ЛС;

- вид фармакологического действия ЛС, действие лекарственных средств через рецептор путем непрямого изменения эффекта эндогенного агониста, путем ингибирования транспортных процессов, ферментов и других смешанных эффектов;

- характеристику основных ФК параметров ЛС, их динамику, режим дозирования при различной патологии, у детей, пожилых лиц, в период беременности, лактации в зависимости от характера заболевания и функционального состояния организма у пациентов в стоматологии;

- основные принципы проведения ФК исследований и мониторного наблюдения за концентрацией ЛС с узким терапевтическим индексом (дигоксин, аминогликозиды, антиаритмические препараты I класса), изучение фармацевтического взаимодействия ЛС;

- особенности дозирования ЛС с учетом хронобиологии и хронофармакологии, включая особенности всасывания, матаболизма, выведения ЛС, появления фармакологических эффектов;

- принципы математического моделирования для выбора режима дозирования ЛС;

- методы оценки клинической эффективности и безопасности применения основных групп ЛС;

- основные НЛР наиболее распространенных ЛС, их выявления, классификация, регистрация; способы профилактики и коррекции НЛР;

- основы формулярной системы и стандарты диагностики и лечения наиболее распространенных заболеваний;

- положения доказательной медицины и ее уровня;

- фазы клинического исследования новых ЛС;

- взаимосвязь ФК, ФД, клинической эффективности и безопасности ЛС у больных с различной стадией поражения основных функциональных систем.


^ 1.2.2. Студент должен УМЕТЬ:

- соблюдать правила врачебной этики и деонтологии, решать комплекс задач, связанных с взаимоотношениями врача и больного;

- анализировать и использовать результаты исследований ФК, ФД ЛС;

- выбирать комплекс обычных (опрос, осмотр) и специальных лабораторных и функциональных методов исследования для оценки ФК эффектов ЛС;

- определять режим дозирования, пути введения, кратность назначения ЛС;

- уметь выявлять НЛР при наиболее распространенных ЛС, уметь проводить профилактику и коррекцию НЛР;

- уметь читать и оценивать протоколы клинических исследований новых ЛС;

- выбирать ЛС для формирования лекарственного формуляра;

- уметь использовать учебную, научную, нормативную и справочную литературу;

- уметь решать ситуационные задачи, тесты и проводить экспертную оценку правильности выбора, эффективности, безопасности применения ЛС у конкретного больного;

- иметь представление о влиянии ЛС на параметры качества жизни;

- уметь собирать фармакологический и аллергологический анамнез.


^ 1.2.3. Студент должен ИМЕТЬ НАВЫКИ:

- с учетом тяжести течения заболевания и ургентности состояния больных студент должен осуществлять выбор группы ЛС;

- выбор конкретного ЛС с учетом индивидуальной ФД и ФК, измененных НЛР, возможного взаимодействия ЛС;

- выбор ЛС ФК в зависимости от приема пищи;

- прогнозирование НЛР;

- проведение комбинированного назначения ЛС;

- соблюдать правила этики и деонтологии;

- выбор адекватного контроля эффективности и безопасности лечения;

- режим дозирования и выбор ЛС в зависимости от срока беременности, лактации;

- проведение фармакологических проб для оценки индивидуальной чувствительности ЛС.


^ 1.2.4. Студент должен иметь представление:

- о современных достижениях фармакотерапии;

- о современных механизмах воздействия ЛС;

- о современных действиях ФК ЛС;

- современные данные о побочном действии и взаимодействии ЛС.


^ 1.3. Взаимосвязь с другими дисциплинами

Рабочая программа по «Клинической фармакологии» является основой для общеобразовательной подготовки студентов медицинских вузов по специальности «Лечебное дело», «Стоматология», «Фармация».


^ 1.3.1. Место дисциплины в учебном процессе:

Клиническая фармакология относится к числу клинических дисциплин, необходимых для назначения лечения больных с различной патологией внутренних болезней. Для этой дисциплины необходимо получение теоретических знаний: по анатомии, гистологии, физиологии, патанатомии; получение клинических знаний по пропедевтике внутренних болезней, внутренним болезням, акушерству, гинекологии, хирургии. Клиническая фармакология является частью дисциплины внутренних болезней и изучается на V курсе в 10 семестре. Учебным планом предусмотрено 60 часов, из них лекций - 8, практических занятий – 15.


^ 2. Объем дисциплины, виды учебной работы, формы контроля



п/п

^ ВИД УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

Всего

Часов по семестрам

12 семестр




Аудиторные занятия:

  • Лекции

  • Практические занятия

23

8

15


8

15




Самостоятельная работа

  • УИРС

37

37




Всего

60







Вид итогового контроля




зачет


3. содержание дисциплины

3.1.Темы и содержание теоретических занятий

п/п

Темы лекций

Колич-во

часов



Значение ФК в рациональном выборе ЛС.

Этапы клинических исследований в практике врача-стоматолога

1



Фармакодинамика.

Принципы выбора эффективного, безопасного, доступного ЛС

1



Взаимодействие и побочные действия ЛС у стоматологов

1



Клиническая фармакология антимикробных средств

1



Клиническая фармакология ЛС, влияющих на сосудистый тонус

1



Клиническая фармакология ЛС, влияющих на гемостаз и реологию крови

1



Клиническая фармакология психотропных средств

1



Клиническая фармакология наркотических аналгетиков и средств для наркоза, противовоспалительных средств

1




итого

8


3.2. Темы и содержание практических занятий



п\п

Тема


Кол-во часов

9 семестр

1

Взаимодействие лекарственных средств. Принципы выбора рациональной комбинации лекарственных средств. Фармкокинетика. Влияние лекарств на плод и новорожденного.

2

2


Нежелательные эффекты лекарственных средств (побочные, токсические), классификация, механизм развития и значение в фармакотерапии стоматологических заболеваний.

2



3

Проявление побочного действия лекарственных средств при лечении стоматологических заболеваний лица, шеи, полости рта.

1

4


Клиническая фармакология средств, используемых при неотложных состояниях в практике врача- стоматолога.

1

5


Клиническая фармакология и хронофармакология лекарственных средств для местной и общей анастезии, миорелаксантов.

1

6

Клиническая фармакология средств, влияющих на гемостаз и реологию крови.

1

7

Клиническая фармакология противовоспалительных и аналгетических средств.

1

8

Клиническая фармакология антисептических и химиотерапевтических противомикробных средств.

1

9

Клиническая фармакология противоаллергических средств и иммуномодуляторов.

1

10

Клиническая фармакология психотропных лекарственных средств.

1

11

Клиническая фармакология средств, влияющих на тонус сосудов.

1

12

Клиническая фармакология витаминов и ферментов.

1

13

Клиническая фармакология средств, влияющих на фосфорно-калиевый обмен.

1





Итого


15



3.3. Содержание индивидуальной работы

На индивидуальную самостоятельную работу отведено учебным планом 37 часов, из них на оформление «Протокола экспертно-аналитической работы» - 3 часа.

Видами учебной работы являются:

3.1. Решение ситуационных задач

3.2. Использование тестов (обучающих, контролирующих)

3.3. Подготовка рефератов по теме занятий

3.4. Темы рефератов:

1) Клиническое исследование новых ЛС.

2) Тератогенное действие ЛС.

3) Профилактики побочного действия ЛС.

3.5. Тематические доклады в рамках практического занятия:

1) ЛС при местной анестезии в стоматологии;

2) Миорелаксанты в стоматологии.


^ 4. Учебно-методическое обеспечение

4.1. Список рекомендуемой литературы:

4.1.1. ОСОВНАЯ:

  1. Вебер В.Р., Мороз Б.Т. Клиническая фармакология для стоматологов: учебное пособие. – СПб: Человек, 2004. – 448 с.

  2. Кукес В.Г. «Клиническая фармакология» М.: ММА, 1999

  3. Вебер В.Р. Местная анестезия у стоматологических пациентов с сопутствующей патологией. – СПБ, «Человек», 2004. – 80 с.


4.1.2. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ:

  1. Вебер В.Р.. Швецова Т.П., Швецов Д.А. Неотложные состояния в практике семейного врача. – В.Новгород, 2005. – 282 с.

  2. Вебер В.Р. «Методические разработки по клинической фармакологии» В.Новгород, 1999

  3. Неотложные состояния в практике терапевта / В.Р.Вебер, В.Новгород, 1998. – 176 с.

  4. Антибактериальные средства / В.Р.Вебер, В.Новгород, 1999. – 56 с.

  5. Клиническая фармакология лекарственных средств, влияющих на бронхиальную проходимость / В.Р.Вебер, В.Новгород, 1999. – 36 с.

  6. Препараты, нормализующие моторику кишечника. Желчегонные и ферментные препараты, гепатопротекторы / В.Р.Вебер, В.Новгород, 1999. – 36 с.

Клиническая фармакология, основные понятия / В.Р.Вебер; НовГУ. - В.Новгород, 1999. – 30 с.


4.2. Средства обеспечения освоения дисциплины:

- демонстрация больных с различной патологией внутренних органов;

- демонстрация методов исследований, показ слайдов, кинофильмов, таблиц, плакатов.


4.3. Список методических указаний и методических разработок

4.3.1. Методические указания, изданные типографским способом:

1) Вебер В.Р., Мороз Б.Т. «Клиническая фармакология для стоматологов»ея стоматологовНАЯ: являются:ой работы". С.Петербург, 2003. – 352 с.

2) Вебер В.Р. «Клиническая фармакология» Учебное пособие. Часть 1. В.Новгород, 1999. – 165 с.

4.3.2. Методические разработки. Печатный и электронный варианты:

1) Клиническая фармакология антимикробных, антисептических ЛС. Взаимосвязь, побочные действия.

2) Клиническая фармакология ЛС, влияющих на гемостаз, реологию крови.

3) Клиническая фармакология противовоспалительных ЛС. КФ наркотических аналгетиков, средств для наркоза.

4) Клиническая фармакология противоаллергических средств и иммуномодуляторов. КФ ЛС, влияющих на бронхиальную проходимость.

5) Клиническая фармакология ЛС, влияющих на основные функции миокарда.


4.4. Перечень педагогических контрольных материалов.

4.4.1. Вопросы к зачету по клинической фармакологии:

  1. Определение клинической фармакологии (КФ), составные части, разделы.

  2. Механизм действия ЛС. Воздействие на рецепторы.

  3. Фармакологические эффекты: основные и второстепенные.

  4. Фармакокинетика. Особенности поступления в организм.

  5. Биодоступность, распределение, метаболизм.

  6. Связь ФД с ФК, доза – эффект.

  7. Взаимодействие ЛС (фармацевтическое, ФД, ФК).

  8. Влияние ЛС на плод, фармакогенетика.

  9. Нежелательные эффекты ЛС.

  10. Классификация антибактериальных средств по механизму действия.

  11. Механизмы резистентности антибактериальных препаратов.

  12. Беталактамные антибиотики.

  13. Цефалоспорины.

  14. Аминогликозиды.

  15. Макролиды.

  16. Фторхинолоны.

  17. Выбор антимикробных препаратов.

  18. Механизм действия препаратов, влияющих на гемостаз: антикоагулянтная терапия.

  19. Механизм действия антиагрегантов.

  20. Механизм действия фибринолитических препаратов.

  21. Механизм действия НПВП.

  22. Механизм действия ГК.

  23. Механизм действия метотрексата.

  24. Механизм действия мембраностабилизаторов.

  25. Бронхолитическая терапия бронхостимуляторами.

  26. Неотложная помощь при АС.

  27. ЛС, влияющие на повышение сосудистого тонуса.

  28. ЛС, влияющие на понижение сосудистого тонуса.

  29. Механизм действия СГ.

  30. Антиаритмические препараты, применяемые при МА.

  31. АА препараты, применяемые при пароксизме желудочковой тахикардии.

  32. Механизм действия калийсберегающих диуретиков.

  33. Механизм действия салуретиков.

  34. Механизм действия малых транквилизаторов.

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Рабочая программа «Клиническая фармакология» является основным документом, определяющим содержание всех видов занятий по данной дисциплине. Рабочая программа составлена на основании директивных документов icon Пояснительная записка рабочая программа по биологии составлена на основании следующих нормативно
Рабочая программа по биологии составлена на основании следующих нормативно – правовых документов
Рабочая программа «Клиническая фармакология» является основным документом, определяющим содержание всех видов занятий по данной дисциплине. Рабочая программа составлена на основании директивных документов icon Программа по дисциплине: иммунология для специальности
Рабочая программа составлена с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта...
Рабочая программа «Клиническая фармакология» является основным документом, определяющим содержание всех видов занятий по данной дисциплине. Рабочая программа составлена на основании директивных документов icon Рабочая программа учебной дисциплины «внутренние болезни» Для специальности 060101 (040100) “Лечебное
Рабочая программа кафедры Амбулаторной и скорой медицинской помощи по дисциплине «Внутренние болезни»...
Рабочая программа «Клиническая фармакология» является основным документом, определяющим содержание всех видов занятий по данной дисциплине. Рабочая программа составлена на основании директивных документов icon Рабочая программа по дисциплине Клиническая фармакология для специальности Медико-профилактическое

Рабочая программа «Клиническая фармакология» является основным документом, определяющим содержание всех видов занятий по данной дисциплине. Рабочая программа составлена на основании директивных документов icon Рабочая программа учебной дисциплины терапевтическая стоматология для специальности: 060105. 65 “
Рабочая программа составлена на основании Основной образовательной программы подготовки врача-стоматолога,...
Рабочая программа «Клиническая фармакология» является основным документом, определяющим содержание всех видов занятий по данной дисциплине. Рабочая программа составлена на основании директивных документов icon Рабочая программа по медицинской генетике Для специальности n- 040200 «Педиатрия» Квалификация врач
Рабочая программа составлена на основании типовой программы по медицинской генетике для студентов...
Рабочая программа «Клиническая фармакология» является основным документом, определяющим содержание всех видов занятий по данной дисциплине. Рабочая программа составлена на основании директивных документов icon Рабочая программа учебной дисциплины травматологии и ортопедии для специальности
Рабочая программа составлена на основании Программы по травматологии и ортопедии для студентов высших...
Рабочая программа «Клиническая фармакология» является основным документом, определяющим содержание всех видов занятий по данной дисциплине. Рабочая программа составлена на основании директивных документов icon Рабочая учебная программа по дисциплине «Внутренние болезни, клиническая фармакология» По направлению

Рабочая программа «Клиническая фармакология» является основным документом, определяющим содержание всех видов занятий по данной дисциплине. Рабочая программа составлена на основании директивных документов icon Рабочая программа учебной дисциплины физиотерапия стоматологических заболеваний для специальности
Рабочая Программа составлена на основании Основной образовательной программы подготовки врача-стоматолога...
Рабочая программа «Клиническая фармакология» является основным документом, определяющим содержание всех видов занятий по данной дисциплине. Рабочая программа составлена на основании директивных документов icon Рабочая программа учебной дисциплины биоэтика для специальности: медико-биологи кафедра: филосоии,
Рабочая программа дисциплины биоэтика федерального компонента цикла гэс гос впо составлена на основании...
Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы