|
Скачать 122.67 Kb.
|
“клиническая фармакология” Дисциплина для специальности 060105 “Стоматология” V курс Рабочая программа 2005 1. ВВЕДЕНИЕ Рабочая программа «Клиническая фармакология» является основным документом, определяющим содержание всех видов занятий по данной дисциплине. Рабочая программа составлена на основании директивных документов: 1) «Государственный образовательный стандарт Российской Федерации», определяющий требования к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по данной дисциплине; 2) учебный план, определяющий общее число и число часов аудиторных занятий по данной дисциплине; 3) Типовая программа по «Клинической фармакологии» для студентов высших медицинских учебных заведений, утвержденная начальником Управления учебных заведений МЗ РФ, Москва, 2002. 4) Стандарт НовГУ. 1.1. Цель курса: обучить студентов выбору эффективных, безопасных, доступных лекарственных средств (ЛС) для проведения рациональной дифференцированной фармакотерапии с использованием основных данных по фармакокинетике (ФК), фармакодинамике (ФД), фармакогенетике (ФГ), взаимодействию, нежелательным лекарственным реакциям (НЛР), положений доказательной медицины. 1.1.2. Задачи лекционного курса: изложить основные вопросы общей и частной фармакологии. 1.1.3. Задачи практических занятий: - сформировать навыки и умения, необходимые в деятельности врача для проведения индивидуальной ФТ больных путем выбора эффективных безопасных, доступных ЛС и адекватных методов контроля; - знать ФК и ФД основных групп ЛС, их изменения при нарушении функции различных органов и систем, взаимодействие и нежелательные лекарственные реакции (НЛР), показания и противопоказания к применению ЛС. 1.2. Требования к уровню освоения дисциплины 1.2.1. Студент должен ЗНАТЬ: - групповую принадлежность и ФД основных групп ЛС; - вид фармакологического действия ЛС, действие лекарственных средств через рецептор путем непрямого изменения эффекта эндогенного агониста, путем ингибирования транспортных процессов, ферментов и других смешанных эффектов; - характеристику основных ФК параметров ЛС, их динамику, режим дозирования при различной патологии, у детей, пожилых лиц, в период беременности, лактации в зависимости от характера заболевания и функционального состояния организма у пациентов в стоматологии; - основные принципы проведения ФК исследований и мониторного наблюдения за концентрацией ЛС с узким терапевтическим индексом (дигоксин, аминогликозиды, антиаритмические препараты I класса), изучение фармацевтического взаимодействия ЛС; - особенности дозирования ЛС с учетом хронобиологии и хронофармакологии, включая особенности всасывания, матаболизма, выведения ЛС, появления фармакологических эффектов; - принципы математического моделирования для выбора режима дозирования ЛС; - методы оценки клинической эффективности и безопасности применения основных групп ЛС; - основные НЛР наиболее распространенных ЛС, их выявления, классификация, регистрация; способы профилактики и коррекции НЛР; - основы формулярной системы и стандарты диагностики и лечения наиболее распространенных заболеваний; - положения доказательной медицины и ее уровня; - фазы клинического исследования новых ЛС; - взаимосвязь ФК, ФД, клинической эффективности и безопасности ЛС у больных с различной стадией поражения основных функциональных систем. ^ - соблюдать правила врачебной этики и деонтологии, решать комплекс задач, связанных с взаимоотношениями врача и больного; - анализировать и использовать результаты исследований ФК, ФД ЛС; - выбирать комплекс обычных (опрос, осмотр) и специальных лабораторных и функциональных методов исследования для оценки ФК эффектов ЛС; - определять режим дозирования, пути введения, кратность назначения ЛС; - уметь выявлять НЛР при наиболее распространенных ЛС, уметь проводить профилактику и коррекцию НЛР; - уметь читать и оценивать протоколы клинических исследований новых ЛС; - выбирать ЛС для формирования лекарственного формуляра; - уметь использовать учебную, научную, нормативную и справочную литературу; - уметь решать ситуационные задачи, тесты и проводить экспертную оценку правильности выбора, эффективности, безопасности применения ЛС у конкретного больного; - иметь представление о влиянии ЛС на параметры качества жизни; - уметь собирать фармакологический и аллергологический анамнез. ^ : - с учетом тяжести течения заболевания и ургентности состояния больных студент должен осуществлять выбор группы ЛС; - выбор конкретного ЛС с учетом индивидуальной ФД и ФК, измененных НЛР, возможного взаимодействия ЛС; - выбор ЛС ФК в зависимости от приема пищи; - прогнозирование НЛР; - проведение комбинированного назначения ЛС; - соблюдать правила этики и деонтологии; - выбор адекватного контроля эффективности и безопасности лечения; - режим дозирования и выбор ЛС в зависимости от срока беременности, лактации; - проведение фармакологических проб для оценки индивидуальной чувствительности ЛС. ^ : - о современных достижениях фармакотерапии; - о современных механизмах воздействия ЛС; - о современных действиях ФК ЛС; - современные данные о побочном действии и взаимодействии ЛС. ^ Рабочая программа по «Клинической фармакологии» является основой для общеобразовательной подготовки студентов медицинских вузов по специальности «Лечебное дело», «Стоматология», «Фармация». ^ : Клиническая фармакология относится к числу клинических дисциплин, необходимых для назначения лечения больных с различной патологией внутренних болезней. Для этой дисциплины необходимо получение теоретических знаний: по анатомии, гистологии, физиологии, патанатомии; получение клинических знаний по пропедевтике внутренних болезней, внутренним болезням, акушерству, гинекологии, хирургии. Клиническая фармакология является частью дисциплины внутренних болезней и изучается на V курсе в 10 семестре. Учебным планом предусмотрено 60 часов, из них лекций - 8, практических занятий – 15. ^
3. содержание дисциплины 3.1.Темы и содержание теоретических занятий
3.2. Темы и содержание практических занятий
3.3. Содержание индивидуальной работы На индивидуальную самостоятельную работу отведено учебным планом 37 часов, из них на оформление «Протокола экспертно-аналитической работы» - 3 часа. Видами учебной работы являются: 3.1. Решение ситуационных задач 3.2. Использование тестов (обучающих, контролирующих) 3.3. Подготовка рефератов по теме занятий 3.4. Темы рефератов: 1) Клиническое исследование новых ЛС. 2) Тератогенное действие ЛС. 3) Профилактики побочного действия ЛС. 3.5. Тематические доклады в рамках практического занятия: 1) ЛС при местной анестезии в стоматологии; 2) Миорелаксанты в стоматологии. ^
4.1.2. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ:
Клиническая фармакология, основные понятия / В.Р.Вебер; НовГУ. - В.Новгород, 1999. – 30 с. 4.2. Средства обеспечения освоения дисциплины: - демонстрация больных с различной патологией внутренних органов; - демонстрация методов исследований, показ слайдов, кинофильмов, таблиц, плакатов. 4.3. Список методических указаний и методических разработок 4.3.1. Методические указания, изданные типографским способом: 1) Вебер В.Р., Мороз Б.Т. «Клиническая фармакология для стоматологов»ея стоматологовНАЯ: являются:ой работы". С.Петербург, 2003. – 352 с. 2) Вебер В.Р. «Клиническая фармакология» Учебное пособие. Часть 1. В.Новгород, 1999. – 165 с. 4.3.2. Методические разработки. Печатный и электронный варианты: 1) Клиническая фармакология антимикробных, антисептических ЛС. Взаимосвязь, побочные действия. 2) Клиническая фармакология ЛС, влияющих на гемостаз, реологию крови. 3) Клиническая фармакология противовоспалительных ЛС. КФ наркотических аналгетиков, средств для наркоза. 4) Клиническая фармакология противоаллергических средств и иммуномодуляторов. КФ ЛС, влияющих на бронхиальную проходимость. 5) Клиническая фармакология ЛС, влияющих на основные функции миокарда. 4.4. Перечень педагогических контрольных материалов. 4.4.1. Вопросы к зачету по клинической фармакологии:
|