Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с icon

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с





Скачать 497.85 Kb.
Название Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с
Дата конвертации 19.05.2013
Размер 497.85 Kb.
Тип Пояснительная записка
Пояснительная записка

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования, одобренный совместным решением коллегии Минобразования России и Президиума РАО от 23.12.2003 г. № 21/12 и утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 05.03.2004 г. № 1089 и примерной программой основного общего образования. (письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07.07.2005г. № 03-1263), за основу рабочей программы взята программа курса биологии под руководством В.В.Пасечника (В.В. Пасечник, В.В. Латюшин, В.М. Пакулова)- М.: Дрофа, 2010.

Биология как учебный предмет – неотъемлемая составная часть естественнонаучного образования на всех ступенях обучения. Как один из важных компонентов образовательной области «Естествознание» биология вносит значительный вклад в достижение целей общего образования, обеспечивая освоение учащимися основ учебных дисциплин, развитие интеллектуальных и творческих способностей, формирование научного мировоззрения и ценностных ориентаций.

Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 8-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часа в неделю.

В 8-м классе получают знания о человеке как о биосоциальном существе, его становлении в процессе антропогенеза и формировании социальной среды. Определение систематического положения человека в ряду живых существ, его генетическая связь с животными предками позволяет осознать учащимися единство биологических законов, их проявление на разных уровнях организации, понять взаимосвязь строения и функций органов и систем и убедиться в том, что выбор того или иного сценария поведения возможен лишь в определенных границах, за пределами которых теряется волевой контроль, и процессы идут по биологическим законам, не зависящим от воли людей. Таким образом, выбор между здоровым образом жизни и тем, который ведет к болезни, возможен лишь на начальном этапе. Отсюда следует важность знаний о строении и функциях человеческого тела, о факторах, укрепляющих и нарушающих здоровье человека. Методы самоконтроля, способность выявить возможные нарушения здоровья и вовремя обратиться к врачу, оказать при необходимости доврачебную помощь, отказ от вредных привычек – важный шаг к сохранению здоровья и высокой работоспособности. В курсе уделяется большое внимание санитарно-гигиенической службе, охране природной среды, личной гигиене.

Включение сведений по психологии позволит более рационально организовать учебную, трудовую, спортивную деятельность и отдых, легче вписаться в коллектив сверстников и стать личностью.

Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  1. освоение знаний о человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания человека;

  2. овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;

  3. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за своим организмом, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

  4. воспитание позитивного ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;

  5. иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.

Результаты изучения курса «Биология» в 8 классе полностью соответствуют стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов: освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания в рабочую программу связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также возрастными особенностями развития учащихся.

Рабочая программа для 8 класса предусматривает изучение материала в следующей последовательности. На первых уроках рассматривается биосоциальная природа человека, определяется место человека в природе, раскрывается предмет и методы анатомии, физиологии и гигиены, приводится знакомство с разноуровневой организацией организма человека. На последующих уроках дается обзор основных систем органов человека, вводятся сведения о нервной и гуморальной регуляции деятельности организма человека, их связи, об обмене веществ, об анализаторах, поведении и психике. На последних занятиях рассматривается индивидуальное развитие человека, наследственные и приобретенные качества личности.

Система уроков ориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной на самообразование, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с эти предлагается работа с тетрадью с печатной основой.

В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в виде схем и таблиц, в форме лабораторных работ, немых рисунков. Работа с немыми рисунками позволит диагностировать сформированность умения узнавать (распознавать) системы органов. Органы и другие структурные компоненты человека. Работа с таблицами и познавательные задачи, требующие от ученика размышлений или отработки навыков сравнения, сопоставления выполняются в качестве домашнего задания.


Рабочая программа составлена на основе авторской программы с внесенными в неё изменениями. Изменения внесены в практическую часть программы: вместо 26 лабораторных работ по авторской программе В.В. Пасечника выполняются только 18, изменено и содержание некоторых работ. Изменения внесены с учетом примерной программы по биологии и стандарта основного общего образования по биологии.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника:

Д.В. Колесов «Биология. Человек» 8 класс: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. -Дрофа, 2006. - 336с;

а также методических пособий для учителя:

1) Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев. Биология. Человек. 8 класс: Тематическое и поурочное планирование к учебнику. - М.: Дрофа, 2005;

2) Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. К комплекту учебников, созданных под руководством В.В.Пасечника. 5-11 классы.

Межпредметные связи:

  • химия,

  • история,

  • география,

  • изобразительное искусство,

  • основы безопасности жизнедеятельности ,

  • информационно-коммуникативные технологии.




В результате изучения предмета учащиеся должны:


Знать/понимать:

  • систематическое положение человека и его происхождение,

  • особенности строения и функции основных тканей, органов, систем органов, их нервную и гуморальную регуляцию,

  • о значении внутренней среды организма, иммунитете, теплорегуляции, обмене веществ,

  • особенности индивидуального развития организма человека,

  • об отрицательном воздействии на организм вредных привычек,

  • приёмы оказания доврачебной помощи при несчастных случаях,

  • правила гигиены, сохраняющие здоровье человека,

  • факторы, разрушающие здоровье человека,

  • этические нормы межличностных отношений


Уметь:

  • распознавать органы и их топографию, системы органов; объяснять связь между их строением и функциями; понимать влияние физического труда и спорта на организм; выявлять причины нарушения осанки и развития плоскостопия,

  • объяснять отрицательное воздействие вредных привычек на организм человека,

  • оказывать первую помощь при несчастных случаях,

  • соблюдать правила личной и общественной гигиены,

  • пользоваться микроскопом, проводить самонаблюдения, ставить простейшие опыты,

  • работать с учебником: с текстом, рисунками, аппаратом ориентировки, аппаратом организации усвоения материала.



^ Тематическое планирование по дисциплине «Биология» 8 кл.

п/п

Наименование разделов и тем

Максимальная нагрузка учащегося, ч.

Из них

Теоретическое обучение, ч.

Лабораторные и практические работы, ч.

^ Контрольная работа, ч.

Экскурсии, ч.

Самостоятельная работа, ч.

I.

Науки, изучающие организм

1

1

-

-

-

-

II.

Происхождение человека

2

2

-

-

-

-

III.

Общий обзор организма

1

1

-

-

-

-

IV.

Клеточное строение организма

3

1

1

1

-

-

V. 

Рефлекторная регуляция органов

и систем органов

1

-

1

-

-

-

VI.


Опорно-двигательная система

8

3

4

1

-

-

VII.

Внутренняя среда организма

3

2

1

-

-

-

VIII.

Кровеносная и лимфатическая системы

организма


6


2


3


-


-


1

IX.

Дыхательная система

5

3

1

1

-

-

X.

Пищеварение

6

4

1

-

-

1

XI.

Обмен веществ и энергии

4

2

2

-

-

-

XII.


Покровные органы

Терморегуляция Выделение

5

4

-

1

-

-

XIII.

Нервная система человека

4

3

1

-

-

-

XIV.

Анализаторы Органы чувств

5

3

1

-

-

1

XV.

Высшая нервная деятельность Поведение

Психика

6

3

2

1

-

-

XVI.

Эндокринная система

2

2

-

-

-

-

XVII.

Индивидуальное развитие организма

8

7

-

1

-

-




Итого

70

43

18

6

-

3



Содержание программы

Человек и его здоровье

8 класс

(70 часов, 2 часа в неделю)


Науки, изучающие организм человека

(1 час)

Значение знаний об особенностях строения и жизнедеятельности организма человека для самопознания и сохранения здоровья. Науки, изучающие организм человека: анато­мия, физиология, психология и гигиена. Их ста­новление и методы исследования.

^ Происхождение человека (2 часа)


Место человека в систематике. Доказательства животного происхождения человека. Основные этапы эволюции человека. Влияние биологических и социальных факторов на нее. Человеческие расы. Человек как вид.


Демонстрация модели «Происхождение челове­ка», моделей остатков древней культуры человека.


^ Строение и функции организма (57 часов)


Общий обзор организма (1 час)

Уровни организации. Структура тела. Органы и системы органов.


Клеточное строение организма. (3 часа)

Внешняя и внутренняя среда организма. Стро­ение и функции клетки. Роль ядра в передаче на­следственных свойств организма. Органоиды клет­ки. Деление. Жизненные процессы клетки: обмен веществ, биосинтез и биологическое окисление. Их значение. Роль ферментов в обмене веществ. Рост и развитие клетки. Состояние физиоло-гического по­коя и возбуждения.

Ткани. Образование тканей. Эпителиальные, со­единительные, мышечные, нервная ткани. Стро­ение и функция нейрона. Синапс. Ткани, органы, системы органов, их взаимосвязь как основа целостности многоклеточного организма.


Демонстрация разложения пероксида водорода ферментом каталазой.

Лабор.работа №1 «Изучение особенностей строения животных тканей».


^ Рефлекторная регуляция органов

и систем органов (1 час)

Центральная и периферическая части нервной системы. Спинной и головной мозг. Нервы и нервные узлы. Рефлекс и рефлекторная дуга. Нейрон­ные цепи. Процессы возбуждения и торможения, их значение. Чувствительные, вставочные и испол­нительные нейроны. Прямые и обратные связи. Роль рецепторов в восприятии раздражений.

Лабор.работа №2 «Самонаблюдение мигательного рефлекса»


^ Опорно-двигательная система (8 часов)


Скелет и мышцы, их функции. Химический со­став костей, их макро- и микростроение, типы кос­тей. Скелет человека, его приспособление к прямохождению, трудовой деятельности. Изменения, связанные с развитием мозга и речи. Типы соеди­нений костей: неподвижные, полуподвижные, по­движные (суставы).

Строение мышц и сухожилий. Обзор мышц че­ловеческого тела. Мышцы-антагонисты и синергисты. Работа скелетных мышц и их регуляция. Понятие о двигательной единице. Изменение мыш­цы при тренировке, последствия гиподинамии. Энергетика мышечного сокращения. Динамическая и статическая работа.

Причины нарушения осанки и развития плоско­стопия. Их выявление, предупреждение и исправ­ление.

Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов. Приемы оказания первой помощи себе и окружающим при травмах опорно-двигательной системы. Предупреждение травматизма.

Демонстрация скелета и муляжей торса человека, черепа, костей конечностей, позвонков, распилов костей, приемов первой помощи при травмах.

Лабор.работа №3 «Микроскопическое строение кости»

Лабор.работа №4 «Мышцы человеческого тела»

Лабор.работа №5 «Утопление при статической работе»

Лабор.работа №6 «Осанка и плоскостопие


^ Внутренняя среда организма (3 часа)


Транспорт веществ. Компоненты внутренней среды: кровь, ткане­вая жидкость, лимфа. Их взаимодействие. Гомеостаз. Состав крови: плазма и форменные элементы (тромбоциты, эритроциты, лейкоциты). Их функ­ции. Свертывание крови. Роль кальция и витамина К в свертывании крови. Анализ крови. Малокро­вие. Кроветворение.

Борьба организма с инфекцией. Иммунитет. Факторы, влияющие на иммунитет. Защитные барьеры организма. Луи Пастер и И. И. Мечников. Значение работ Л. Пастера и И.И. Мечникова в области иммунитета. Антигены и антитела. Специфи­ческий и неспецифический иммунитет. Иммуни­тет клеточный и гуморальный. Иммунная систе­ма. Роль лимфоцитов в иммунной защите. Фагоци­тоз. Воспаление. Инфекционные и паразитарные болезни. Ворота инфекции. Возбудители и перенос­чики болезни. Бацилло- и вирусоносители. Те­чение инфекционных болезней. Профилактика. Иммунология на службе здоровья: вакцины и ле­чебные сыворотки. Естественный и искусствен­ный иммунитет. Активный и пассивный иммуни­тет. Тканевая совместимость. Переливание крови. Группы крови. Резус-фактор. Пересадка органов и тканей.

Лабор.работа №7 «Рассматривание крови человека и лягушки под микроскопом»


^ Кровеносная и лимфатическая системы

организма (6 часов)

Органы кровеносной и лимфатической систем, их роль в организме. Строение кровеносных и лим­фатических сосудов. Круги кровообращения. Стро­ение и работа сердца. Автоматизм сердца. Движе­ние крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения органов. Артериальное давление крови, пульс. Значение лимфообращения. Связь кровеносной и лимфатической систем. Ги­гиена сердечно-сосудистой системы. Доврачебная помощь при заболевании сердца и сосудов. Первая помощь при кровотечениях


Демонстрация моделей сердца и торса человека, приемов измерения артериального давления по ме­тоду Короткова, приемов остановки кровотечений.

Лабор.работа №8 «Функции венозных клапанов»

Лабор.работа №9 «Измерение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа»

Лабор.работа №10 «Реакция сердечно-сосудистой ситемы на дозированную нагрузку»


Положение венозных клапанов в опущенной и поднятой руке. Изменения в тканях при перетяж­ках, затрудняющих кровообращение. Определе­ние скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа. Опыты, выясняющие природу пульса. Функци­ональная проба: реакция сердечно-сосудистой сис­темы на дозированную нагрузку.


^ Дыхательная система (5 часа)

Значение дыхания. Строение и функции органов дыхания. Голосообразование. Инфекционные и ор­ганические заболевания дыхательных путей, мин­далин и околоносовых пазух, профилактика, до­врачебная помощь. Газообмен в легких и тканях. Механизмы вдоха и выдоха. Нервная и гумораль­ная регуляция дыхания. Чистота атмосферного воздуха как фактор здоровья. Охрана воздушной среды. Функциональные возможности дыхательной сис­темы как показатель здоровья: жизненная емкость легких.

Выявление и предупреждение болезней органов дыхания. Предупреждение распространения инфекционных заболеваний и соблюдение мер профилактики для защиты собственного организма. Флюорография. Туберкулез и рак лег­ких. Первая помощь при отравлении угарным газом, утопающему, при удушении и заваливании землей, электротравме. Клиническая и биологическая смерть. Искусственное дыхание и непрямой массаж сердца. Реанимация. Влияние курения и других вредных привычек на организм.


Демонстрация модели гортани; модели, поясняю­щей механизм вдоха и выдоха; приемов определе­ния проходимости носовых ходов у маленьких де­тей; роли резонаторов, усиливающих звук; опыта по обнаружению углекислого газа в выдыхаемом воздухе; измерения жизненной емкости легких; приемов искусственного дыхания.

Лабор.работа №11 «Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха»


^ Пищеварение (6 часов)

Пищевые продукты и питательные вещества, их роль в обмене веществ. Значение пищеварения. Строение и функции пищеварительной системы: пищеварительный канал, пищеварительные же­лезы. Пищеварение в различных отделах пище­варительного тракта. Регуляция деятельности пищеварительной системы. Исследования И.П.Павлова в области пищеварения. Пища как биологическая основа жизни. Профилактика гепатита и кишечных инфекций.

Заболевания органов пищеварения, их профилактика. Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-ки­шечных инфекций и гельминтозов. Доврачебная помощь при пищевых отравлениях.


Демонстрация торса человека.

Лабор.работа №12 «Действие слюны на крахмал»


^ Обмен веществ и энергии (4 часа)

Обмен веществ и энергии — основное свойство всех живых существ. Пластический и энергетиче­ский обмен. Обмен белков, жиров, углеводов, воды и минеральных солей. Заменимые и незаменимые аминокислоты, микро- и макроэлементы. Роль ферментов в обмене веществ. Витамины. Проявление авитаминозов и меры их предупреждения.

Энерго­траты человека и пищевой рацион. Нормы и ре­жим питания. Основной и общий обмен. Энергети­ческая емкость пищи. типа кожи с помощью бумажной салфетки; опреде­ление совместимости шампуня с особенностями местной воды.

Лабор.работа №13 «Установление зависимости между нагрузкой и уровнем энергетического обмена»

Лабор.работа №14 «Изменения веса тела в зависимости от пищевого рациона и энергозатрат»


^ Покровные органы. Терморегуляция. Выделение. (5 часа)

Наружные покровы тела человека. Строение и функция кожи. Ногти и волосы. Роль кожи в об­менных процессах, рецепторы кожи, участие в теплорегуляции. Уход за кожей, ногтями и волосами в зависимости от типа кожи. Гигиена одежды и обуви.

Причины кожных заболеваний. Грибковые и па­разитарные болезни, их профилактика и лечение у дерматолога. Травмы: ожоги, обморожения. Приемы оказания первой помощи себе и окружающим при травмах, ожогах, обморожениях и их профилактика.

Тер­морегуляция организма. Закаливание. Доврачеб­ная помощь при общем охлаждении организма. Первая помощь при тепловом и солнечном ударе.

Значение органов выделения в поддержании гомеостаза внутренней среды организма. Органы мочевыделительной системы, их строение и функ­ции. Строение и работа почек. Нефроны. Первич­ная и конечная моча. Заболевания органов выдели­тельной системы и их предупреждение. Мочеполовые инфекции, меры их предупреждения для сохранения здоровья.


Демонстрация рельефной таблицы «Строение ко­жи», «Органы выделения».

Демонстрация модели почки


Самонаблюдения: рассмотрение под лупой тыль­ной и ладонной поверхности кисти; определение типа кожи с помощью бумажной салфетки; определение совместимости шампуня с особенностями местной воды.


^ Нервная система человека (4 часов)

Нейро-гуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма. Значение нервной системы. Мозг и психика. Строение нервной системы: спинной и головной мозг — центральная нервная система; нервы и нерв­ные узлы — периферическая. Строение и функции спинного мозга. Строение головного мозга. Функ­ции продолговатого, среднего мозга, моста и моз­жечка. Передний мозг. Функции промежуточного мозга и коры больших полушарий. Старая и новая кора больших полушарий головного мозга. Аналитико-синтетическая и замыкательная функции ко­ры больших полушарий головного мозга. Доли больших полушарий и сенсорные зоны коры.

Соматический и автономный отделы нервной системы. Симпатический и парасимпатический под­отделы автономной нервной системы. Их взаимо­действие.


Демонстрация модели головного мозга человека.

Лабор.работа №15 «Пальценосовая проба и особенности движения, связанные с функцией мозжечка»


^ Анализаторы. Органы чувств. (5 часов)

Анализаторы и органы чувств. Значение анали­заторов. Достоверность получаемой информации. Иллюзии и их коррекция. Зрительный анализа­тор. Положение и строение глаз. Ход лучей через прозрачную среду глаза. Строение и функции сет­чатки. Корковая часть зрительного анализатора. Бинокулярное зрение. Гигиена зрения. Преду­преждение глазных болезней, травм глаза. Преду­преждение близорукости и дальнозоркости. Кор­рекция зрения. Слуховой анализатор. Значение слуха. Строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха. Рецепторы слуха. Корковая часть слухового анализатора. Гигиена органов слу­ха. Причины тугоухости и глухоты, их предупреж­дение.

Органы равновесия, кожно-мышечной чувстви­тельности, обоняния и вкуса. Их анализаторы. Взаимодействие анализаторов.


Демонстрация моделей глаза и уха; опытов, вы­являющих функции радужной оболочки, хруста­лика, палочек и колбочек; обнаружение слепого пятна; определение остроты слуха; зрительные, слуховые, тактильные иллюзии.

Лабор.работа №16 «Иллюзия, связанная с бинокулярным зрением»


^ Высшая нервная деятельность. Поведение.

Психика (6 часов)

Вклад отечественных ученых в разработку уче­ния о высшей нервной деятельности. И. М. Сеченов, И. П. Павлов, П.К.Анохин. Открытие центрального торможе­ния. Безусловные и условные рефлексы. Безуслов­ное и условное торможение. Закон взаимной индук­ции возбуждения-торможения. Учение А. А. Ух­томского о доминанте.

Врожденные программы поведения: безуслов­ные рефлексы, инстинкты, запечатление. Приоб­ретенные программы поведения: условные рефлек­сы, рассудочная деятельность, динамический сте­реотип.

Биологические ритмы. Сон и бодрствование. Стадии сна. Сновидения. Особенности высшей неявной деятельности человека: речь и сознание, трудовая деятельность. Потребности людей и жи­вотных. Речь как средство общения и как средство организации своего поведения. Внешняя и внут­ренняя речь. Роль речи в развитии высших психи­ческих функций. Осознанные действия и инту­иция.

Познавательные процессы: ощущение, восприя­тие, представления, память, воображение, мышле­ние.

Волевые действия, побудительная и тормозная функции воли. Внушаемость и негативизм. Эмо­ции: эмоциональные реакции, эмоциональные со­стояния и эмоциональные отношения (чувства). Внимание. Физиологические основы внимания, виды внимания, его основные свойства. Причины рассеянности. Воспитание внимания, памяти, во­ли. Развитие наблюдательности и мышления. Роль обучения и воспитания в развитии психики и поведения человека. Рациональная организация труда и отдыха.


Демонстрация безусловных и условных рефлек­сов человека по методу речевого подкрепления;

двойственных изображений, иллюзий установки; выполнение тестов на наблюдательность и внима­ние, логическую и механическую память, консер­ватизм мышления и пр.

Лабор.работа №17 «Выработка навыка зеркального письма как пример разрушения старого и образование нового динамического стереотипа»

Лабор.работа №18 «Измерение числа колебаний образа усечённой пирамиды в различных условиях»

^ Эндокринная система. (2 часа)

Железы внешней, внутренней и смешанной сек­реции. Свойства гормонов. Взаимодействие нерв­ной и гуморальной регуляции. Промежуточный мозг и органы эндокринной системы. Гормоны ги­пофиза и щитовидной железы, их влияние на рост и развитие, обмен веществ. Гормоны половых же­лез, надпочечников и поджелудочной железы. Причины сахарного диабета.


Демонстрация модели гортани со щитовидной железой, почек с надпочеч­никами.


^ Индивидуальное развитие организма(8 часов)

Жизненные циклы организмов. Бесполое и по­ловое размножение. Преимущества полового раз­множения. Мужская и женская половые системы. Сперматозоиды и яйцеклетки. Роль половых хромосом в определении пола будущего ребенка. Мен­струации и поллюции. Образование и развитие за­родыша: овуляция, оплодотворение яйцеклетки, укрепление зародыша в матке. Развитие зародыша и плода. Беременность и роды. Биогенетический закон Геккеля — Мюллера и причины отступления от него. Влияние наркогенных веществ (табака, ал­коголя, наркотиков) на развитие и здоровье чело­века.

Наследственные и врожденные заболевания и за­болевания, передающиеся половым путем: СПИД, сифилис и др. Их профилактика.

Развитие ребенка после рождения. Новорожден­ный и грудной ребенок, уход за ним. Половое соз­ревание. Биологическая и социальная зрелость. Вред ранних половых контактов и абортов.

Индивид и личность. Темперамент и характер. Самопознание, общественный образ жизни, меж­личностные отношения. Стадии вхождения лич­ности в группу. Интересы, склонности, способнос­ти. Выбор жизненного пути.

^ Культура отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Укрепление здоровья: аутотренинг, закаливание, двигательная активность. Влияние физических упражнений на органы и системы органов. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переутомление, переохлаждение. Вредные и полезные привычки, их влияние на состояние здоровья.

Человек и окружающая среда. Социальная и природная среда, адаптация к ней человека. Значение окружающей среды как источника веществ и энергии. Зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды. Соблюдение правил поведения в окружающей среде, в опасных и чрезвычайных ситуациях как основа безопасности собственной жизни. Культура отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих.

Демонстрация тестов, определяющих типы тем­пераментов.


^ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


п/п

Тема

Всего часов

Лабор. и практич.работы

Контрольная работа

^ Самостоятельная работа

Дата проведения занятия

план

факт

1.

Тема 1. Науки, изучающие организм человека


1
















1.1

Анатомия, физиология, психология и гигиена человека

Становление наук о человеке



















2.

Тема 2. Происхождение человека

2
















2.1

Систематическое положение человека



















2.2

Историческое прошлое людей

Расы человека



















3.

Тема 3. Общий обзор организма

1
















3.1

Общий обзор организма



















4

Тема 4. Клеточное строение организма. Ткани.

3
















4.1

Клеточное строение организма




Демонстрация опыта: разложение пероксида водорода ферментом каталазой













4.2

Ткани




Лабор.работа №1 «Изучение особенностей строения животных тканей»













4.3

Зачет «Общий обзор организма человека. Клеточное строение организма. Ткани.»







зачет










5.

Тема 5. Рефлекторная регуляция органов и систем органов.

1
















5.1

Рефлекторная регуляция




Лабор.работа №2 «Самонаблюдение мигательного рефлекса»













6.

Тема 6. Опорно-двигательная система

8
















6.1

Значение опорно-двигательной системы, её состав. Строение костей




Лабор.работа №3 «Микроскопическое строение кости»













6.2

Скелет человека. Осевой скелет




Демонстрация скелета человека, черепа













6.3

Добавочный скелет: скелет поясов и свободных конечностей. Соединение костей




Демонстрация костей конечностей, распилов костей













6.4

Строение мышц




Лабор.работа №4 «Мышцы человеческого тела»













6.5

Работа скелетных мышц и их регуляция




Лабор.работа №5 «Утомление при статической работе»













6.6

Осанка. Предупреждение плоскостопия




Лабор.работа №6

«Осанка и плоскостопие»













6.7

Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов



















6.8

Обобщающий урок по темам «Строение организма» и «Опорно-двигательная система»







тест










7.

Тема 7. Внутренняя среда организма

3
















7.1

Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма




Лабор.работа №7 «Рассматривание крови человека и лягушки под микроскопом»













7.2

Борьба организма с инфекцией. Иммунитет



















7.3

Иммунология на службе здоровья



















8.

Тема 8. Кровеносная и лимфатическая система

6
















8.1

Транспортные системы организма



















8.2

Круги кровообращения




Лабор.работа №8 «Функции венозных клапанов»













8.3

Строение и работа сердца




Демонстрация модели сердца













8.4

Движение крови по сосудам. Регуляция Кровоснабжения




Лабор.работа №9 «Измерение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа»













8.5

Гигиена сердечно-сосудистой системы. Первая помощь при заболеваниях сердца и сосудов




^ Лабор.работа №10 «Реакция сердечно-сосудистой ситемы на дозированную нагрузку»













8.6

Первая помощь при кровотечениях










с/р







9.

Тема 9. Дыхание

5
















9.1

Значение дыхания. Органы дыхательной системы: дыхательные пути, голосообразование. Заболевания дыхательных путей




Демонстрация модели гортани, приемов определения проходимости носовых ходов у маленьких детей













9.2

Лёгкие. Легочное и тканевое дыхание



















9.3

Механизм вдоха и выдоха. Регуляция дыхания. Охрана воздушной среды



















9.4

Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья. Болезни и травмы органов дыхания: профилактика, первая помощь. Приёмы реанимации




^ Лабор.работа №11 «Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха»













9.5

Обобщающий урок по темам «Внутренняя среда организма», «Кровеносная и лимфатическая система», «Дыхание»







тест










10.

Тема 10. Пищеварение

6
















10.1

Питание и пищеварение



















10.2

Пищеварение в ротовой полости



















10.3

Пищеварение в желудке и двенадцатиперстной кишке




^ Лабор.работа №12 «Действие слюны на крахмал»













10.4

Функции толстого и тонкого кишечника. Всасывание. Барьерная роль печени. Аппендицит



















10.5

Регуляция пищеварения



















10.6

Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций










с/р







11.

Тема 11. Обмен веществ и энергии

4
















11.1

Обмен веществ и энергии – основное свойство всех живых существ



















11.2

Витамины



















11.3

Энергозатраты человека и пищевой рацион




^ Лабор.работа №13 «Установление зависимости между нагрузкой и уровнем энергетического обмена»













11.4







^ Лабор.работа №14 «Изменения веса тела в зависимости от пищевого рациона и энергозатрат»













12.

Тема 12. Покровные органы. Терморегуляция. Выделение

5
















12.1

Кожа – наружный покровный орган



















12.2

Уход за кожей. Гигиена одежда и обуви. Болезни кожи



















12.3

Терморегуляция организма. Закаливание



















12.4

Выделение




Демонстрация модели почки













12.5

Обобщающий урок по темам «Пищеварение», «Обмен веществ и энергии», «Покровные органы. Терморегуляция. Выделение»







зачет










13.

Тема 13. Нервная система

4
















13.1

Значение нервной системы. Строение нервной системы. Спинной мозг



















13.2

Строение головного мозга. Функции продолговатого и среднего мозга, моста и мозжечка




Демонстрация модели головного мозга человека

^ Лабор.работа №15 «Пальценосовая проба и особенности движения, связанные с функцией мозжечка»













13.3

Функции переднего мозга



















13.4

Соматический и автономный (вегетативный) отделы нервной системы



















14.

Тема 14. Анализаторы. Органы чувств

5
















14.1

Анализаторы



















14.2

Зрительный анализатор




Демонстрация модели глаза

^ Лабор.работа №16 «Иллюзия, связанная с бинокулярным зрением»













14.3

Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней



















14.4

Слуховой анализатор




Демонстрация модели уха













14.5

Органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоняния, вкуса










с/р







15.

Тема 15. Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика

6
















15.1

Вклад отечественных учёных в разработку учения о высшей нервной деятельности



















15.2

Врождённые и приобретённые программы поведения




^ Лабор.работа №17 «Выработка навыка зеркального письма как пример разрушения старого и образование нового динамического стереотипа»













15.3

Сон и сновидения



















15.4

Особенности высшей нервной деятельности человека. Речь и сознание. Познавательные процессы



















15.5

Воля, эмоции, внимание




^ Лабор.работа №18 «Измерение числа колебаний образа усечённой пирамиды в различных условиях»













15.6

Обобщающий урок по темам «Нервная система», «Анализаторы. Органы чувств», «Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика»







тест










16.

Тема 16. Эндокринная система

2
















16.1

Роль эндокринной регуляции




Демонстрация модели гортани с щитовидной железой













16.2

Функции желёз внутренней секреции



















17

^ Тема 17. Индивидуальное развитие организма

8
















17.1

Жизненные циклы. Размножение



















17.2

Развитие зародыша и плода. Беременность и роды. Наследственные и врождённые заболевания. Болезни, передающиеся половым путём



















17.3

Развитие ребёнка после рождения. Становление личности




Демонстрация тестов, определяющих типы темпераментов













17.4

Интересы, склонности, способности



















17.5

Здоровье – величайшая ценность для личности и общества



















17.6

Обобщающий урок по курсу «Человек»



















17.7

Итоговая контрольная работа







к/р










17.8

Работа над ошибками к/р. Летние задания.



















Итого:

70

18

6

3









^ Содержание практической деятельности

Зачет «Общий обзор организма человека. Клеточное строение организма. Ткани»

Тест «Строение организма. Опорно-двигательная система»

Тест «Внутренняя среда организма. Кровеносная и лимфатическая система»

Тест «Дыхание»

Зачет по темам «Пищеварение», «Обмен веществ и энергии», «Покровные органы. Терморегуляция. Выделение»

Тест по темам «Нервная система», «Анализаторы. Органы чувств», «Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика»

Итоговая контрольная работа

Лабор.работа №1 «Изучение особенностей строения животных тканей».

Лабор.работа №2 «Самонаблюдение мигательного рефлекса»

Лабор.работа №3 «Микроскопическое строение кости»

Лабор.работа №4 «Мышцы человеческого тела»

Лабор.работа №5 «Утопление при статической работе»

Лабор.работа №6 «Осанка и плоскостопие»

Лабор.работа №7 «Рассматривание крови человека и лягушки под микроскопом»

Лабор.работа №8 «Функции венозных клапанов»

Лабор.работа №9 «Измерение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа»

Лабор.работа №10 «Реакция сердечно-сосудистой ситемы на дозированную нагрузку»

Лабор.работа №11 «Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха»

Лабор.работа №12 «Действие слюны на крахмал»

Лабор.работа №13 «Установление зависимости между нагрузкой и уровнем энергетического обмена»

Лабор.работа №14 «Изменения веса тела в зависимости от пищевого рациона и энергозатрат»

Лабор.работа №15 «Пальценосовая проба и особенности движения, связанные с функцией мозжечка»

Лабор.работа №16 «Иллюзия, связанная с бинокулярным зрением»

Лабор.работа №17 «Выработка навыка зеркального письма как пример разрушения старого и образование нового динамического стереотипа»

Лабор.работа №18 «Измерение числа колебаний образа усечённой пирамиды в различных условиях»

Для контроля уровня обученности используются две основные системы:

  1. Традиционная система. В этом случае учащийся должен иметь по теме оценки:

    • за устный ответ или другую форму контроля тематического материала;

    • за лабораторные работы (если они предусмотрены программными требованиями).

Итоговая оценка (за четверть, полугодие) выставляется как среднеарифметическая всех перечисленных оценок

  1. Зачетная система. В этом случае контроль знаний по теме осуществляется при помощи зачета. Причем сдача всех зачетов в течение года является обязательной для каждого учащегося, и по каждой теме может быть выставлена только одна оценка за зачёт.

Однако зачетная система не отменяет использования и текущих оценок за различные виды контроля знаний. В зачетный материал должны быть включены все три элемента контроля: вопросы для проверки теоретических знаний, типовые задачи и экспериментальные задания.

Итоговая оценка (за четверть, полугодие) выставляется как среднеарифметическая оценок за все зачеты. Текущие оценки могут использоваться только для повышения итоговой оценки.


^

Оценка устных ответов учащихся


Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание сущности рассматриваемых явлений и процессов. Строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ новыми примерами, умеет применить знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов. Содержание вопроса учащийся излагает связно, в краткой форме, не допускает биологических ошибок и неточностей.

Оценка «4» ставится за неполный ответ, в котором отсутствуют некоторые несущественные элементы содержания или присутствуют все вышеизложенные знания, но допущены малозначительные биологические ошибки, нелогично, пространно изложено основное содержание вопроса.

Оценка «3» ставится, если учащийся имеет неполные знания, не может их применить, раскрыть сущность процесса или явления, допустил четыре или пять недочетов.

Оценка «2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки «3».


^

Оценка лабораторных и практических работ


Оценка «5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов.

Оценка «4» ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочета; не более трех недочетов.

Оценка «^ 3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов.

Оценка «2
» ставится, если число ошибок и недочетов превысило норму для оценки «3» или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.


Материально-техническое обеспечение

  • Набор микропрепаратов по разделу «Человек и его здоровье»

  • Скелет человека

  • Таблицы по анатомии, физиологии человека

  • Набор «Происхождение человека»

  • Набор моделей органов человека

  • Торс человека

  • Череп человека расчлененный

  • Микроскоп учебный

  • Лупа



Литература

Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н. Биология. Человек. М.: Дрофа, 2010.

Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев. Биология. Человек. 8 класс: Тематическое и поурочное планирование к учебнику. - М.: Дрофа, 2005


Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. К комплекту учебников, созданных под руководством В.В.Пасечника. 5-11 классы.

Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н. Биология. Человек. 8 класс: Рабочая тетрадь к учеб­нику «Биология. Человек» 8 класс. - М.: Дрофа, 2006. -96с


Пепеляева О.В., Сунцова И.В. Поурочные разработки к учебным комплектам «Биология. Человек», 8 кл.-М.: ВАКО, 2005.-416 с.


Контрольно-измерительные материалы. Биология: 8класс / Сост. Е.В. Мулловская. -М.: ВАКО, 2005.-112 с.




Адреса сайтов в ИНТЕРНЕТЕ

http://bio.1september.ru - газета «Биология» - приложение к «1 сентября» www.bio.nature.ru - научные новости биологии.

www.edios.ru - Эйдос - центр дистанционного образования.

www.km.ru/education -Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с icon Пояснительная записка рабочая программа по биологии составлена на основании следующих нормативно
Рабочая программа по биологии составлена на основании следующих нормативно – правовых документов
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с icon Рабочая программа составлена с учетом Федерального Государственного стандарта на основе Примерной

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с icon Рабочая программа разработана в соответствии с государственными образовательными стандартами основного

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с icon Программа составлена в соответствии с требованиями гос впо от 2005г. Данная программа разработана

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с icon Программа по дисциплине: иммунология для специальности
Рабочая программа составлена с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта...
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с icon Рабочая учебная программа по дисциплине Анатомия По направлению подготовки 060103 Педиатрия
Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению подготовки фгос-03 Педиатрия
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с icon Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для бакалавров Направление 031100. 62 «Лингвистика»
Рабочая учебная программа составлена к ф н., доцентом Сотниковой Т. В., утверждена на заседании кафедры...
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с icon Программа курса составлена в соответствии с требованиями государственного об­разовательного стандарта

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с icon Рабочая программа учебной дисциплины терапевтическая стоматология для специальности: 060105. 65 “
Рабочая программа составлена на основании Основной образовательной программы подготовки врача-стоматолога,...
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с icon Программа дисциплины для специальности 013100 ”Экология”, направления 511100 ”Экология и природопользование”
Программа составлена в соответствии с государственными образовательными стандартами высшего профессионального
Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Медицина