Рабочая программа «Согласовано» Начальник уму и. В. Богдашова icon

Рабочая программа «Согласовано» Начальник уму и. В. Богдашова





Скачать 434.35 Kb.
Название Рабочая программа «Согласовано» Начальник уму и. В. Богдашова
Д.Ю.Мадай
Дата конвертации 05.04.2013
Размер 434.35 Kb.
Тип Рабочая программа
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого»

(НовГУ)

Великий Новгород

Института медицинского образования

Кафедра микробиологии, иммунологии и инфекционных болезней


«Утверждаю»

заместитель директора института

медицинского образования

______________Сулиманов Р.А.

«_____»__________2011 г.

^

МИКРОБИОЛОГИЯ, ВИРУСОЛОГИЯ, ИММУНОЛОГИЯ – МИКРОБИОЛОГИЯ ПОЛОСТИ РТА

Дисциплина по специальности


060105.65 - Стоматология

^ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



«Согласовано»

Начальник УМУ

_______________И.В.Богдашова

«____»___________2011


Разработал: д.м.н.,

проф. Архипов Г.С.

__________________

«______»___________2011 г.


Зав. выпускающей кафедрой

д.м.н., профессор

________________ Д.Ю.Мадай

«____»__________ 2011г


Принято на заседании кафедры МИиИБ

«______» __________ 2011 г

_____зав. каф. Г.С.Архипов




Великий Новгород - 2011

  1. Введение

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ГОС ВПО по специальности 040500 – Стоматология. Дисциплина «Микробиология, вирусология, иммунология – микробиология полости рта» для специальности 060105.65 – Стоматология - является федеральным компонентом блока естественно-научных, математических и медико-биологических дисциплин.


1.1. Цели изучения дисциплины

Сформировать у студентов знания о роли и значении микроорганизмов в инфекционной и неинфекционной патологии, а также роль иммунной системы в защите против микроорганизмов. Научить студентов, будущих врачей стоматологов, основам специфической диагностики, профилактики и лечения инфекционных болезней, вызываемых различными патогенными микроорганизмами.

Дать представление об оценке иммунного статуса организма, иммунодефицитах.

Сформировать у студентов фундаментальных представлений о строении и функционировании микробов, закономерностях взаимодействия организма человека с микробным миром, знание методов микробиологической, серологической и молекулярно-генетических методов, выбора способа этиотропной терапии и специфической профилактики инфекций, проявляющихся в полости рта и челюстно-лицевой области.



    1. ^ 1.2. Требования к уровню освоения программы

Студент должен:

Знать


  • Правила работы и техники безопасности в микробиологической лаборатории; методы микроскопии, используемые в микробиологии; принципы классификации микробов, бинарную номенклатуру; структуру и химический состав микробов, функции отдельных структур.

  • место и роль микроорганизмов в биосфере, морфологию, физиологию, генетику, экологию бактерий, вирусов, грибов и простейших, чувствительность-устойчивость микробов к факторам внешней среды;

  • общие закономерности возникновения и развития бактериальных, вирусных, грибковых и протозойных инфекций и инвазий, условия внешней среды, способствующие и препятствующие возникновению инфекций, условно-патогенные микробы и оппортунистические инфекции;

  • иммунную систему организма человека, антигены, гуморальный и клеточный типы иммунного ответа на антигены, иммунопатогенез аллергических и инфекционно-аллергических болезней, аутоиммунных состояний, иммунодефицитов, закономерности противоинфекционного иммунитета;

  • бактериологические и иммунологические методы диагностики бактериальных, вирусных, грибковых и протозойных заболеваний; методы иммуно-, химио- и антисептикотерапии и профилактики инфекционных болезней.

  • Основные функции микробов: питание, дыхание, размножение, ферментативную активность; влияние окружающей среды на микробы; питательные среды; методы выделения чистых культур аэробных и анаэробных бактерий. Методы культивирования вирусов.

  • Роль микроорганизмов в круговороте веществ в природе; использование микробов в промышленности, сельском хозяйстве и биотехнологических производствах; состав микрофлоры организма человека и её значение; санитарно-показательные микроорганизмы воды, воздуха, почвы и их значение для санитарного состояния окружающей среды.

  • Роль микробов в жизни растений; фитопатогенная микрофлора и её роль в порче лекарственного растительного сырья; источники и пути микробного загрязнения растительного сырья и лекарственных средств; микробиологические методы исследования качества лекарственного сырья и готовых лекарственных форм в соответствии с требованиями нормативных документов.

  • Действие на микробы физических и химических факторов, понятия «асептика», «антисептика»; методы стерилизации и аппаратуру; механизм действия дезинфицирующих веществ, дезинфектанты.

  • Химиотерапевтические вещества; антибиотики, классификация антибиотиков по способу получения, химической структуре, механизму и спектру действия; осложнения антибиотикотерапии; антибиотикорезистентность микроорганизмов, её механизмы.

  • Основы генетики микробов, виды генетических рекомбинаций у бактерий и использование генетических рекомбинантов для получения вакцинных штаммов, продуцентов антибиотиков, ферментов, гормонов. Механизмы формирования лекарственной устойчивости.

  • Понятия «инфекция», «инфекционная болезнь», виды инфекции; роль микробов в развитии инфекционного процесса; механизмы и пути передачи возбудителя.

  • Иммунная система человека; неспецифические и специфические факторы защиты организма; механизм реакций иммунитета, используемых для диагностики инфекционных заболеваний, диагностические препараты.

  • Иммунобиологические препараты, применяемые для лечения и профилактики инфекционных заболеваний: вакцины, лечебно – профилактические сыворотки, иммуномодуляторы, эубиотики, пробиотики, лечебные бактериофаги.

  • Таксономия, морфологические и биологические свойства возбудителей инфекционных заболеваний, эпидемиология, механизмы и пути передачи возбудителей, патогенез, основные клинические проявления и иммунитет при этих заболеваниях; принципы диагностики, неспецифическая и специфическая профилактика, препараты для лечения.

  • Основные морфо-физиологические особенности микрофлоры полости рта;

  • Значение нормальной микрофлоры, как возможного источника эндогенной инфекции;

  • Значение нормальной микрофлоры, как возможного источника эндогенной инфекции;


Уметь

  • забирать инфекционный материал от людей, заполнять бланки направлений для микробиологического исследования, оценивать результаты бактериологических, вирусологических, серологических исследований;

  • учитывать и оценивать результаты определения чувствительности бактерий к антибиотикам методом стандартных бумажных дисков;

  • учитывать и оценивать результаты серологических реакций агглютинации, преципитации, связывания комплемента, РПГА, РТГА.

  • Приготовить и окрасить микропрепараты простыми методами и методом Грама, микроскопировать с помощью иммерсионной системы.

  • Сделать посев на плотные, жидкие и полужидкие питательные среды; идентифицировать выделенную чистую культуру.

  • Сделать посев для определения микробного числа воздуха, воды, почвы, смывы с предметов, аптечной посуды; определять микробную чистоту различных лекарственных форм, проводить микробиологический контроль стерильности лекарственных средств.

  • Выполнять работу в асептических условиях, дезинфицировать и стерилизовать аптечную посуду, инструменты, рабочее место и др.

  • Определять чувствительность бактерий к антибиотикам методом диффузии в агаре и методом серийных разведений, оценить полученные результаты.

  • Оценить результаты реакций иммунитета, используемых для диагностики инфекционных заболеваний.


Владеть

  • соблюдения санитарно-гигиенического и противоэпидемического режима и техники безопасности в бактериологических лабораториях;

  • приготовления микропрепаратов: мазков из чистых культур бактерий, из мокроты, гноя, слизи для обнаружения микроорганизмов;

  • окраски мазков простыми способами (водными растворами фуксина и метиленовой синьки) и по методу Грама;

  • микроскопии препаратов-мазков в световом микроскопе с иммерсионным объективом;

  • дифференциации микроорганизмов по морфологическим признакам в микропрепаратах;

  • посева исследуемого материала тампоном, петлёй и пипеткой на плотные, полужидкие и жидкие среды;

  • обеззараживания отработанного инфицированного материала и контаминированных патогенными микробами объектов внешней среды;

  • антисептической обработки рук, контаминированных исследуемым материалом и культурами патогенных микробов;

  • постановки, учёта и оценки реакции агглютинации на стекле.


^ 1.3. Взаимосвязь с другими дисциплинами ООП

Современные достижения микробиологии и иммунологии, их роль и значение в профилактической и клинической медицине, обосновывают важность знаний по бактериологии, вирусологии и иммунологии, которыми должны владеть студенты. Микробиологии находится на стыке фундаментальных теоретических и клинических дисциплин, а иммунология относится к общемедицинским наукам. Поэтому знание этих дисциплин необходимо каждому врачу и медицинскому работнику независимо от его ведущей специальности. Теоретическая подготовка, а также практические навыки по микробиологии и иммунологии должны быть ориентированы на конечную цель подготовки врачей в соответствии с квалификационными характеристиками, с одной стороны, а также в интересах смежных дисциплин как по горизонтали, так и по вертикали, т.е. преподавание микробиологии и иммунологии должно быть интегрировано с программами смежных кафедр профильных факультетов.

Для усвоения материала по этой дисциплине необходимы предварительно полученные знания по теоретическим дисциплинам: по анатомии, гистологии, физиологии, патанатомии; получение клинических знаний по пропедевтике внутренних болезней, внутренним болезням, рентгенологии, клинической фармакологии.


^ 2. Объем дисциплины, виды УР, формы контроля

Распределение видов учебных занятий по дисциплине


Вид учебной работы

Всего

Часов по семестрам

5

6

Аудиторные занятия:

- лекции;

- лабораторные занятия;

Самостоятельная работа:

94

24

70

91

24

8

10

31

70

16

60

60

Всего

185

55

130

Вид итогового контроля (зачет, экзамен)




Зач.

Экз.



^ 3. Содержание дисциплины

    1. 3.1.Темы и содержание теоретических занятий




Темы лекций.

Кол - во часов


Ауд.

СРС

Вступительная лекция. Цели и задачи микробиологии, вирусологии и иммунологии в их историческом развитии. Значение этих дисциплин в практической деятельности врача-стоматолога. Методы исследования, применяемые в микробиологии, вирусологии и иммунологии. Классификация и морфология микробов: современные таксономические категории, особенности различных групп микроорганизмов, химический состав клеточных структур и вирионов.

1

2

Физиология и биохимия бактерий: питание, дыхание, обмен веществ и энергетический обмен. Бактериальные ферменты, их роль и значение для жизнедеятельности микробов. Принципы культивирования микроорганизмов.

1

2

Общая вирусология. Классификация, структура, особенности биологии вирусов. Тропизм, взаимодействие вируса с клеткой. Бактериофаги. Структура, морфологические типы. Химический состав. Стадии взаимодействия бактериофагов с клетками. Лизогения. Фаговая конверсия. Практическое использование бактериофагов в микробиологии и медицине.

1

2

Химиотерапевтические препараты. Антибиотики. История развития химиотерапии. Понятие об антибиотиках, классификация, механизмы действия, методы изучения чувствительности микроорганизмов к антибиотикам. Основные принципы рациональной антибиотикотерапии. Противовирусные ХТП и антибиотики.

1

2

Нормальная микрофлора тела человека.

1

2

Учение об инфекции. Инфекция, инфекционный процесс. Условия возникновения. Роль микроорганизмов и макроорганизмов в инфекционном процессе. Формы инфекции. Патогенез инфекционных болезней.

1

2

Введение в иммунологию. Понятие об иммунитете. История развития иммунологии (Дженнер, Пастер, Мечников и др.). Виды иммунитета. Неспецифические факторы защиты.

1

2

Антигены и антитела. Основы иммунотерапии и иммунопрофилактики, препараты. Иммуностимулирующая, иммунозаместительная, иммуносупрессивная терапия. Иммунотерапевтические препараты.

1

2

Возбудители кишечных инфекций: эшерихии, шигеллы. Таксономия, морфологические и тинкториальные свойства, факторы патогенности, экология. Лабораторная диагностика.

1

2

Сальмонеллы, клебсиеллы, иерсинии, вибрионы. Таксономия, морфологические и тинкториальные свойства и факторы патогенности, экология. Лабораторная диагностика.

1

2

Чума, туляремия, бруцеллез.

1

2

Риккетсии. Хламидии. Микоплазмы.

1

2

Частная вирусология. Методы вирусологических исследований. Вирусы – возбудители ОРВИ – ортомиксовирусы, парамиксовирусы, аденовирусы.

1

2
Герпесвирусы, вирусы кори, краснухи.

1

2

Возбудители гепатитов А, Е, В, С, Д.

1

2

Возбудители ВИЧ-инфекции.

1

2

Нормальная микрофлора носа, зева, полости рта и кожи. Физиологическая роль нормальной микрофлоры. Дисбактериоз, методы исследования, оценки, лечение и профилактика.

1

2

Микробная флора при патологических процессах в полости рта. Кариес, пульпиты, одонтогенное воспаление. Анаэробные микроорганизмы. Возбудители газовой гангрены и столбняка. Бактероиды, «фундилиформис-сепсис». Возбудители язвенно-некротического гингивита, ангины.

1

2

Микобактерии туберкулеза, поражения полости рта. Методы микробиологической диагностики, профилактика, лечение.

1

2

Дифтерия зева, носа, полости рта. Микробиологическая диагностика, профилактика, лечение.

1

2

Грибки полости рта. Кандидоз, актиномикоз, микробиологическая диагностика.

1

2
Спирохеты полости рта. Сифилитические поражения полости рта и челюстно-лицевой области. Микробиологическая диагностика.

1

2

Поражения полости рта при вирусных инфекциях: кори, ветряной оспе, герпесе, СПИДе и др. Вирусологические методы исследования.

1

2

Физиологические защитные механизмы в полости рта: воспаление,фагоцитоз, гуморальные факторы и др. Иммунопатологические процессы в полости рта, аллергия. Роль иммунодефицитных состояний в проявлении заболеваний полости рта.

1

Итого 24 часа

2

Итого 48 часов


^ 3.2. Темы лабораторных занятий

Темы

Кол - во часов

Ауд.

СРС

Основные правила работы в микробиологической лаборатории. Инструктаж по технике безопасности. Морфология микроорганизмов. Современные методы микроскопического исследования. Приготовление препаратов, окраска простым методом. Структура бактериальной клетки. Сложные методы окраски (Грама, Циля-Нильсена, Бурри-Гинса). Выявление капсул. Спорообразование у бактерий. Подвижность.Полиморфизм.

4

3

Физиология и биохимия микробов. Питание, дыхание бактерий, рост и размножение. Принципы культивирования бактерий. Питательные среды. Выделение чистых культур аэробных бактерий. Стерилизация. Дезинфекция. Асептика, антисептика.Контрольное занятие

4

3

Методы культивирования анаэробов, питательные среды. Продолжение выделения чистой культуры аэробов.Ферменты микробов, их использование для идентификации и определения патогенности.


3

2

Антибиотики, механизм действия. Определение чувствительности бактерий к антибиотикам. Механизм лекарственной устойчивости бактерий.

Осложнения антибиотикотерапии.

3

3

Общая характеристика вирусов.

Бактериофаг, титрование. Взаимодействие бактериофага с клеткой. Методы применения бактериофага. Генетика бактерий. Виды изменчивости. Мутации и генетические рекомбинации.

4

2

Санитарная микробиология. Санитарно-бактериологические исследования воды, воздуха, продуктов и предметов среды.

4

2

Нормальная микрофлора тела. Дисбактериоз. Патогенные микроорганизмы, факторы вирулентности. Формы инфекций. Инфекционный процесс. Неспецифическая резистентность организма (клеточные и гуморальные факторы). Фагоцитоз. Иммунитет. Виды иммунитета.

3

2

Антигены и антитела.

Серологические реакции, их применение для диагностики инфекционных болезней (реакции агглютинации, преципитации связывания комплемента, иммунофлюоресценции, иммуноферментный анализ). Количественная и функциональная оценка -Т и -В системы иммунитета.

3

2

Специфическая профилактика инфекционных болезней. Иммунобиологические препараты: вакцины, сыворотки, аллергены.

Календарь профилактических прививок.

^ Контрольное занятие.

4

2

Возбудители кишечных инфекций: эшерихиозов, дизентерии, холеры, брюшного тифа, сальмонеллезов, иерсиниоза.

4

2

Возбудители гнойных инфекций: стафилококки, стрептококи, менингококки, гонококки. Микробиологическая диагностика, лечение, профилактика. Значение в патологии полости рта.

4

2

Возбудители чумы, туляремии, бруцеллеза, сибирской язвы. Методы микробиологической диагностики, специфической профилактики.

3

2

Вирусологические методы исследования. Культивирование и идентификация вирусов. Ортомикосвирусы, парамиксовирусы, аденовирусы, герпесвирусы, вирусы кори и краснухи.Возбудители гепатитов А, Е, В, С, Д, ВИЧ-инфекции.


4

2

Методы микробиологического изучения микрофлора полости рта, носа, зева, кожи, желудочно-кишечного тракта. Дисбактериоз, методы его лечения и профилактики.

3

2

Микробная флора при патологических процессах в полости рта. Кариес, пульпиты, периодонтиты, одонтогенное воспаление. Значение патогенных кокков и индигенной флоры в полости рта. Анаэробные микроорганизмы, методы культивирования. Возбудители газовой гангрены и столбняка. Бактероиды, «фундилиформис-сепсис». Возбудители язвенно-некротического гингивита, ангины. Значение анаэробной флоры при патологических процессах в полости рта. Методы стерилизации и дезинфекции. Антибиотики и антисептики в стоматологии.

4

2

Микобактерии туберкулеза, поражения полости рта. Методы микробиологической диагностики, профилактики. Дифтерия зева, носа, полости рта, микробиологическая методы исследования, профилактика, лечение.

4

2

Грибки полости рта. Кандидоз, молочница у детей, микробиологическое исследование. Спирохеты полости рта: патогенные спирохеты. Сифилитические поражения полости рта и челюстно-лицевой области. Контрольная работа

4

3

Вирусологические методы исследования. Возбудители острых респираторных вирусных инфекций, Энтеровирусы. Поражения полости рта при кори, ветряной оспе, герпесе и др. вирусных заболеваниях.


4

2

Вирусы гепатитов А, Е, В, С, Д. Вирусы – возбудители СПИДа. Значение вирусов при патологических процессах в полости рта.

4

Итого 70 часов

3

Итого 43 часа


^ 3.3. Содержание самостоятельной работы студентов

№№

разделов, тем

Дисциплины


Виды самостоятельной работы (СРС)

Формы

контроля

СРС

Все разделы

Внеаудиторная самостоятельная работа с учебником и методическими пособиями по каждому разделу предмета, решение ситуационных задач, ответы на контрольные тесты

Ежедневные письменные контрольные работы по тестовым вопросам и ситуационным задачам

Самостоятельная работа студентов при изучении дисциплины делится на два типа: внеаудиторная и аудиторная.

Самостоятельная работа студентов должна составлять не менее 50% от общей трудоемкости дисциплины, является важнейшим компонентом образовательного процесса, формирующим личность студента, его мировоззрение и культуру безопасности, развивающим его способности к самообучению и повышению своего профессионального уровня.

Цели самостоятельной работы: формирование способностей к самостоятельному познанию и обучению, поиску литературы, обобщению, оформлению и представлению полученных результатов, их критическому анализу, поиску новых и неординарных решений, аргументированному отстаиванию своих предложений, умений подготовки выступлений и ведения дискуссий.

Самостоятельная работа заключается в изучении отдельных тем дисциплины по заданию преподавателя по рекомендуемой им учебной литературе, в подготовке к лабораторному практикуму, семинарам, практическим занятиям, тренингам и деловым и ролевым обучающим играм, к рубежным контролям, экзамену или зачету, в выполнении домашнего задания.

В самостоятельную работу необходимо шире внедрять практику подготовки рефератов, презентаций и доклада по ним. После вводных лекций, в которых обозначается содержание дисциплины, ее проблематика и практическая значимость, студентам выдаются возможные темы рефератов в рамках проблемного поля дисциплины, из которых студенты выбирают тему своего реферата, при этом студентом может быть предложена и своя тематика. Тематика реферата должна иметь проблемный и профессионально ориентированный характер, требующей самостоятельной творческой работы студента.

Студенты готовят принтерный вариант реферата, делают по нему презентацию (в Power Point) и доклад перед студентами группы. Обсуждение доклада происходит в диалоговом режиме между студентами, студентами и преподавателем, но без его доминирования. Такая интерактивная технология обучения способствует развитию у студентов информационной коммуникативности, рефлексии критического мышления, самопрезентации, умений вести дискуссию, отстаивать свою позицию и аргументировать ее, анализировать и синтезировать изучаемый материал, акцентировано представлять его аудитории. Доклады по презентациям студенческих работ рекомендуется проводить в рамках обучающихся практикумов, студенческих вузовских и кафедральных конференций и других возможных видов научно-учебной работы, реализуемых в вузе.

Качество реферата (его структура, полнота, новизна, количество используемых источников, самостоятельность при его написании, степень оригинальности и инновационности предложенных решений, обобщений и выводов), а также уровень доклада (акцентированость, последовательность, убедительность, использование специальной терминологии) учитываются в системе балльно-рейтингового контроля и итоговой экзаменационной оценке по дисциплине.

Тематика реферативно-исследовательской работы выбирается студентом самостоятельно, при этом кафедра обеспечивает консультирование студента по ней и остальным видам самостоятельной работы.


^ 4. Учебно-методическое обеспечение

4.1. Список рекомендуемой литературы

4.1.1.Основная


  1. Коротяев А.И.Медицинская микробиология,иммунология и вирусология : Учеб.для мед.вузов. - 4-е изд.,испр.и доп. - СПб. : СпецЛит, 2008. - 767,[1]с.,[6]л.ил. Сигла хранения  Ф4-2(48)

  2. Сбойчаков В.Б.Микробиология с основами эпидемиологии и методами микробиологических исследований : Учеб.для сред.мед.заведений. - СПб. : СпецЛит, 2007. - 589,[2]с. Сигла хранения  Ф4-2(58)

  3. Воробьев А.А.Медицинская и санитарная микробиология : Учеб.пособие по микробиологии,вирусологии и иммунологии для мед.вузов. - 3-е изд.,стер. - М. : Академия, 2008. - 461,[3]с.,[8]л.ил. Сигла хранения  Ф4-2

  4. Медицинская микробиология,вирусология и иммунология : Учеб.для студентов мед.вузов / Под ред.А.А.Воробьева. - 2-е изд.,испр.и доп. - М. : Медицинское информ.агентство, 2008. - 702,[2]с. : ил. Сигла хранения  Ф4-2(10)

  5. Медицинская микробиология: Учеб.:Для воен.-мед.вузов / Под ред.В.Б.Сбойчакова;Воен.-мед.акад.им.С.М.Кирова. - СПб., 2006. - 574с.,[2]л.ил. Сигла хранения  Ф4-2(98)


^ 4.1.2. Дополнительная литература

  1. Кутырев В.В.
    Возбудитель чумы:ультраструктура и локализация в переносчике / Под ред.В.В.Кутырева. - М. : Медицина, 2007. - 221,[1]с. Сигла хранения  Ф4-1

  2. Гусев М. В.Микробиология : Учеб. для вузов / М. В. Гусев, Л. А. Минеева. - 8-е изд., стер. - М. : Академия, 2008. - 461, [1] с. Сигла хранения  Ф6-2(10)

  3. Основы фармацевтической микробиологии : Учеб.пособие для послевуз.проф.образования. - СПб. : Проспект Науки, 2008. - 300с. Сигла хранения  Ф4-2, Ф6-2

  4. Жарикова Г.Г.Основы микробиологии.Практикум : Учеб.пособие для вузов. - М. : Академия, 2008. - 135,[2]с. Сигла хранения  Ф6-2(23)

  5. Атлас по медицинской микробиологии, вирусологии, иммунологии : учеб. пособие для мед. вузов / Быков Анатолий Сергеевич [и др.] ; под ред.: А. С. Быкова, А. А. Воробьева, В. В. Зверева. - 2-е изд., доп. и перераб. - М. : Медицинское информ. агентство, 2008. - 270, [1] с. : ил. Сигла хранения  Ф4-1

  6. Общая медицинская вирусология : Учеб.пособие:Для мед.вузов / Под общ.ред.:Н.С.Горячкиной,Л.И.Кафарской;Сост.:Н.С.Горячкина и др.;Рос.гос.мед.ун-т. - Ростов н/Д;М. : Феникс, 2007. - 134,[10]с. Сигла хранения  Ф4-2

  7. Григорьян А.С.Микроорганизмы в заболеваниях пародонта:экология,патогенез,диагностика. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2007. - 55,[1]с. Сигла хранения  Ф4-1


^ 4.1.3. Собственные издания кафедры по дисциплине

  1. Частная микробиология
    : Учеб.пособие для вузов / Новгород.гос.ун-т им.Ярослава Мудрого. - Великий Новгород, 2006. - 57с. Сигла хранения  Ф4-2(9)

  2. Туркин В. В., Архипов Г.С., Архипова Е.И. Вирусология. Учебное пособие. НовГУ им.Ярослава Мудрого. – Великий Новгород, 2008. – 61 с.

  3. Могилевец Т.Л., В.Н.Чеботкевич, Е.И.Архипова. Риккетсиозы. Эпидемический сыпной тиф. Болезнь Брилла. КУ-лихорадка. Хламидиоз. Микоплазмоз: мет.рекомендации/сост. Могилевец Т.Л., В.Н.Чеботкевич, Е.И.Архипова; НовГУ им.Ярослава Мудрого. – Великий Новгород, 2010. – 44 с.

  4. В.В.Туркин, Г.С.Архипов, Е.И.Архипова, Е.Н.Кириллова. Вирусные гепатиты. Учебное пособие/НовГУ им.Ярослава Мудрого. – Великий Новгород, 2011. – 71 с.

  5. Могилевец Т.Л.,Копцова Т.Ф., Дунаева Н.В. Пиогенные кокки.. Методические рекомендации для практических занятий/ Т.Л.Могилевец; НовГУ им. Ярослава Мудрого. – Великий Новгород, 2011. – 48 с.

  6. Основы микробиологии,вирусологии,иммунологии : Практикум / Сост.:Л.В.Любомирова,Г.С.Архипов;Новгород.гос.ун-т им.Ярослава Мудрого. - Великий Новгород, 2007. - 140с. : Сигла хранения  Ф4-22

  7. Степанова Э. А.Общая микробиология : учеб. пособие для мед. вузов / Э. А. Степанова, Г. С. Архипов ; Новгород. гос. ун-т им. Ярослава Мудрого. - Великий Новгород, 2008. - 52 с..Сигла хранения  Ф4-3(7)

  8. Архипова Е. И.Постановка диагноза: ВИЧ-инфекция : учеб.-метод. пособие / Е. И. Архипова, О. В. Азовцева ; Новгород. гос. ун-т им. Ярослава Мудрого. - Великий Новгород, 2010. - 58, [12] c..Сигла хранения  Ф4-10 

  9. Архипов Г. С.Основы иммунологии : учеб. пособие / Г. С. Архипов, Е. И. Архипова ; Новгород. гос. ун-т им. Ярослава Мудрого. - Великий Новгород, 2009. - 43, [1] с. Сигла хранения  Ф4-10

  10. Туркин В.В., Архипов Г.С., Архипова Е.И., Никитина Н.Н. Прионология. Учебное пособие. НовГУ им.Ярослава Мудрого. – Великий Новгород, 2008. – 61 с.


^ 4.1.3. Карта учебно-методического обеспечения прилагается (Приложение 1).


4.2. Формы контроля качества освоения студентами программы дисциплины


Для оценки качества усвоения курса используются следующие формы контроля:

текущий: контроль выполнения практических аудиторных и индивидуальных домашних заданий (ИДЗ), контрольные работы, состоящие из заданий аналогичных ИДЗ, контроль работы с литературой.

рубежный: предполагает учет суммарных результатов по итогам текущего контроля за соответствующий период, систематичность работы и творческий рейтинг (участие в конференции, публикации, творческие идеи). Рубежный контроль осуществляется в два этапа и состоит из ответов на теоретические вопросы и решения педагогических тестовых материалов для аудиторного контроля знаний.

семестровый: осуществляется в восьмомм семестре посредством экзамена, который принимается согласно рабочему учебному плану в период экзаменационной сессии.

Допуск студента к итоговой семестровой аттестации осуществляется по итогам его текущей работы в семестре. К экзамену допускаются студенты, выполнившие и защитившие все предусмотренные планом работы.

Итоговая семестровая аттестация проводится по экзаменационным билетам. В каждом билете, как правило, формулируются два теоретических вопроса и практический вопрос (решение ситуационной задачи). Вопросы к итоговой аттестации приводятся в рабочей программе дисциплины. Перед проведением итоговой аттестации также предусмотрено проведение итогового тестового контроля.

Экзамен состоит из 3 частей:

1) Теоретическая часть (вопросы и примеры экзаменационных билетов приведены в п. 4.3.1 и 4.3.2.).

2) Практическая часть (решение ситуационных задач и решение тестовых заданий, п.4.3.3.и 4.3.4.).

3) Практическая часть (прием практических навыков, п.4.3.5).


^ 4.3.Перечень педагогических контрольных материалов.


4.3.1. Пример экзаменационного билета



Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого

Кафедра «Микробиологии, иммунологии и инфекционных болезней»

Экзаменационный билет № 1

Дисциплина Микробиология, вирусология, иммунология

Для специальности (060105.65) Стоматология


  1. Структура и химический состав вирусов и бактериофагов.

  2. Реакция агглютинации. Компоненты, механизм, способы постановки, применение.

  3. Решение ситуационной задачи


УТВЕРЖДАЮ


Зав.кафедрой МИиИБ_________________________Г.С.Архипов



^ 4.3.2. Примерный перечень вопросов к экзамену

Морфология микроорганизмов.

  1. Основные принципы классификации микробов.

  2. Морфологические и тинкториальные свойства бактерий. Методы окраски.

  3. Структура и химический состав бактериальной клетки. Особенности строения грамположительных и грамотрицательных бактерий.

  4. Особенности биологии вирусов.

  5. Принципы классификации вирусов.

  6. Структура и химический состав вирусов и бактериофагов.

  7. Методы микроскопии (люминесцентная, темнопольная, фазовоконтрастная, электронная).

Физиология микроорганизмов.

  1. Рост и размножение бактерий. Фазы размножения.

  2. Способы получения энергии бактериями (дыхание, брожение). Методы культивирования анаэробов.

  3. Типы и механизмы питания бактерий.

  4. Основные принципы культивирования бактерий.

  5. Искусственные питательные среды, их классификация. Требования, предъявляемые к питательным средам.

  6. Принципы и методы выделения чистых культур бактерий.

  7. Ферменты бактерий. Идентификация бактерий по ферментативной активности.

  8. Нормальная микрофлора организма человека и ее функции. Дисбиозы. Эубиотики.

  9. Действие физических и химических факторов на микроорганизмы. Понятие о стерилизации, дезинфекции, асептике, антисептике.

  10. Способы стерилизации, аппаратура, контроль стерильности.

  11. Понятие о химиотерапии и химиотерапевтических препаратах.

  12. Антибиотики: классификация по химической структуре, по механизму и спектру действия.

  13. Антибиотики: классификация по источнику получения, способы получения.

  14. Осложнения антибиотикотерапии, их предупреждение.

  15. Механизмы лекарственной устойчивости возбудителей инфекционных болезней. Пути преодоления лекарственной устойчивости.

  16. Методы определения чувствительности бактерий к антибиотикам.

  17. Методы культивирования вирусов.

  18. Типы взаимодействия вируса с клеткой. Фазы репродукции вирусов.

  19. Бактериофаги. Взаимодействие фага с бактериальной клеткой. Умеренные и вирулентные бактериофаги. Лизогения.

  20. Применение фагов в медицине.

Генетика бактерий.

  1. Строение генома бактерий. Понятие о генотипе и фенотипе. Виды изменчивости.

  2. Механизмы передачи генетического материала у бактерий.

Санитарная микробиология.

  1. Микрофлора воздуха и методы ее исследования. Санитарно-показательные микроорганизмы воздуха.

  2. Методы санитарно-бактериологического исследования воды. Показатели качества воды: микробное число, коли-титр, коли-индекс.

  3. Санитарно-бактериологическое обследование оборудования больниц методом смывов.

Инфекция и иммунитет.

  1. Понятие об инфекции. Условия возникновения инфекционного процесса.

  2. Стадии развития и характерные признаки инфекционной болезни.

  3. Патогенность и вирулентность бактерий. Факторы патогенности и вирулентности.

  4. Токсины бактерий, их природа, свойства, получение.

  5. Роль Мечникова в формировании учения об иммунитете. Неспецифические факторы защиты организма.

  6. Комплемент, его структура, функции, пути активации, роль в иммунитете.

  7. Интерфероны, природа. Способы получения и применение.

  8. Видовой (наследственный) иммунитет.

  9. Понятие об иммунитете. Виды иммунитета.

  10. Структура и функции иммунной системы. Кооперация иммунокомпетентных клеток.

  11. Иммунокомпетентные клетки. Т- и В- лимфоциты, макрофаги, их кооперация.

  12. Иммуноглобулины, структура и функции.

  13. Классы иммуноглобулинов, их характеристика.

  14. Антигены: определение, основные свойства. Антигены бактериальной клетки.

  15. Антителообразование: первичный и вторичный ответ.

  16. Иммунологическая память. Иммунологическая толерантность.

  17. Т- зависимая гиперчувствительность и ее клинико-диагностическое значение.

  18. Аллергические пробы, их сущность, применение.

  19. Анафилактический шок и сывороточная болезнь. Причины возникновения. Механизм. Их предупреждение.

  20. Понятие о клинической иммунологии. Иммунный статус человека и факторы влияющие на него.

  21. Оценка иммунного статуса: основные показатели и методы их определения.

  22. Первичные и вторичные иммунодефициты.

  23. Понятие об иммуномодуляторах. Принцип действия, применение.

  24. Особенности противовирусного и противоопухолевого иммунитета.

  25. Диагностические препараты, получение, применение.

  26. Методы приготовления и применение агглютинирующих, адсорбированных сывороток.

  27. Реакция агглютинации. Компоненты, механизм, способы постановки, применение.

  28. Реакция пассивной геммаглютинации. Компоненты. Применение.

  29. Реакция преципитации. Механизм. Компоненты. Способы постановки. Применение.

  30. Реакция связывания комплемента. Механизм. Компоненты. Применение.

  31. Реакция нейтрализации токсина антитоксином. Механизм. Способы постановки. Применение.

  32. Реакция иммунофлюоресценции. Механизм, компоненты. Применение.

  33. Иммуноферментный анализ, иммуноблоттинг, механизм, компоненты, применение.

  34. Серологические реакции, используемые для диагностики вирусных инфекций.

  35. Вакцины. Определение, современная классификация. Живые вакцины, получение, применение. Достоинства и недостатки.

  36. Убитые вакцины, получение, применение. Химические вакцины, получение. Достоинства, применение. Роль адъювантов.

  37. Анатоксины. Получение, очистка, титрование, применение. Осложнения при использовании и их предупреждение.

  38. Препараты иммуноглобулинов. Получение, очистка, показания к применению.

Частная микробиология.

  1. Методы микробиологической диагностики инфекционных болезней.

  2. Возбудители брюшного тифа и паратифов. Таксономия и характеристика. Микробиологическая диагностика в связи с патогенезом болезни. Специфическая профилактика и лечение.

  3. Возбудители эшерихиозов. Таксономия. Характеристика. Роль кишечной палочки в норме и патологии. Микробиологическая диагностика эшерихиозов. Лечение.

  4. Возбудители кишечного иерсиниоза. Таксономия. Характеристика. Микробиологическая диагностика. Лечение.

  5. Возбудители шигеллеза. Таксономия. Характеристика. Микробиологическая диагностика, лечение.

  6. Возбудители сальмонеллезов. Классификация по антигенной структуре. Микробиологический диагноз сальмонеллезов. Лечение.

  7. Возбудитель холеры. Таксономия. Характеристика. Микробиологическая диагностика. Специфическая профилактика и лечение.

  8. Стафилококки. Таксономия. Характеристика. Микробиологическая диагностика заболеваний, вызываемых стафилококками. Специфическая профилактика и лечение.

  9. Стрептококки. Таксономия. Характеристика. Микробиологическая диагностика стрептококковых инфекций. Лечение.

  10. Менингококки. Таксономия. Характеристика. Микробиологическая диагностика менингококковых инфекций. Лечение.

  11. Гонококки. Таксономия. Характеристика. Микробиологическая диагностика гонореи. Лечение.

  12. Возбудитель туляремии. Таксономия и характеристика. Микробиологическая диагностика. Специфическая профилактика аи лечение.

  13. Возбудитель сибирской язвы. Таксономия и характеристика. Микробиологическая диагностика. Специфическая профилактика и лечение.

  14. Возбудители бруцеллеза. Таксономия и характеристика. Микробиологическая диагностика. Специфическая профилактика и лечение.

  15. Возбудитель чумы. Таксономия и характеристика. Микробиологическая диагностика. Специфическая профилактика и лечение.

  16. Особенности микробиологического диагноза при карантинных инфекциях. Экспресс диагностика.

  17. Возбудители анаэробной газовой инфекции. Таксономия и характеристика. Микробиологическая диагностика. Специфическая профилактика и лечение.

  18. Возбудитель ботулизма. Таксономия и характеристика. Микробиологическая диагностика. Специфическая профилактика и лечение.

  19. Возбудитель столбняка. Таксономия и характеристика. Микробиологическая диагностика. Лечение.

  20. Возбудитель дифтерии. Таксономия и характеристика. Условно-патогенные коринебактерии. Микробиологическая диагностика. Выявление антитоксического иммунитета. Специфическая профилактика и лечение.

  21. Возбудитель коклюша и паракоклюша. Таксономия и характеристика. Микробиологическая диагностика. Специфическая профилактика и лечение.

  22. Возбудители туберкулеза. Таксономия. Характеристика. Атипичные микобактерии. Микробиологическая диагностика. Специфическая профилактика. Лечение.

  23. Возбудитель хламидиозов. Таксономия и характеристика. Микробиологическая диагностика. Лечение.

  24. Возбудитель сифилиса. Таксономия и характеристика. Микробиологическая диагностика. Лечение.

  25. Клиническая микробиология, ее задачи. Роль условно-патогенных микроорганизмов в возникновении внутрибольничных инфекций.

  26. Значение открытия Д.И. Ивановского. Этапы развития вирусологии. Роль отечественных ученых в развитии вирусологии.

  27. Возбудители ОРВИ. Таксономия. Характеристика. Лабораторная диагностика. Специфическая профилактика и лечение.

  28. Возбудитель гриппа. Таксономия. Характеристика. Лабораторная диагностика. Специфическая профилактика и лечение.

  29. Возбудители полиомиелита. Таксономия и характеристика. Лабораторная диагностика. Специфическая профилактика.

  30. Возбудители гепатитов А и В. Таксономия. Характеристика. Лабораторная диагностика. Специфическая профилактика.

  31. Возбудитель бешенства. Таксономия. Характеристика. Лабораторная диагностика. Специфическая профилактика.

  32. Возбудитель краснухи. Таксономия. Характеристика. Лабораторная диагностика. Специфическая профилактика.

  33. Вирус кори. Таксономия. Характеристика. Лабораторная диагностика. Специфическая профилактика.

  34. Герпес - инфекция. Таксономия, характеристика возбудителей. Лабораторная диагностика. Специфическая профилактика и лечение.

  35. Возбудители гепатитов В, С, Д. Таксономия. Характеристика. Носительство. Лабораторная диагностика. Специфическая профилактика.

  36. ВИЧ-инфекция. Таксономия, характеристика возбудителей. Лабораторная диагностика. Специфическая профилактика.

  37. Микрофлора полости рта, её состав и характеристика.

  38. Микробиоценоз полости рта и значение его компонентов в норме и при развитии патологических процессов.

  39. Зубной налёт и механизмы его образования.

  40. Микробиологическое исследование материала из полости рта.

  41. Особенности иммунитета слизистых оболочек глотки и полости рта.

  42. Условно-патогенные грамположительные микроорганизмы как возбудители гнойно-воспалительных процессов полости рта (стафилококки, стрептококки, коринебактерии), их биологическая характеристика.

  43. Анаэробы полости рта (микроорганизмы рода Fusobacterium, Prevotella, Bacteroides, Porphyromonas, Peptococcus, Peptostreptococcus), особенности биологической характеристики. Значение анаэробной флоры при патологических процессах в полости рта.

  44. Микобактерии туберкулеза, поражения полости рта. Туберкулез ротовой полости. Методы микробиологической диагностики, профилактики.

  45. Дифтерия полости рта, микробиологическая методы исследования, профилактика, лечение.

  46. Проявления гонореи на слизистой полости рта

  47. Сифилитические поражения полости рта и челюстно-лицевой области.

  48. Простейшие полости рта (ентамёбы, трихомонады).

  49. Заболевания слизистой оболочки полости рта грибковой этиологии. Грибки полости рта.

  50. Актиномикоз в полости рта. Лабораторная диагностика. Этиотропное лечение.

  51. Принципы обработки инструментария в стоматологии.

  52. Способы забора материала для исследования из полости рта для микробиологических исследований.

  53. Кандидоз, молочница у детей, микробиологическое исследование.

  54. Дезинфекция, предстерилизационная обработка и стерилизация в клинике стоматологии.

  55. Обработка и стерилизация стоматологических инструментов.

  56. Микрофлора при протезировании и имплантации зубов.

  57. Значение вирусов при патологических процессах в полости рта.

  58. Поражения полости рта при кори, ветряной оспе, герпесе и др. вирусных заболеваниях.

  59. Герпетическая инфекция в полости рта. Персистенция вирусов. Лабораторная диагностика. Этиотропное лечение.

  60. Общие санитарно-гигиенические требования на стоматологическом приеме.

  61. Вирусы гепатита А, В, С, D и др. Значение в патологии челюстно-лицевой области. Опасность инфицирования в стоматологическом кабинете.

  62. ВИЧ – инфекция. Проявления в полости рта.

  63. Значение полости рта в распространении общих инфекционных заболеваний.

  64. Классификация инфекций ротовой полости.

  65. Кариес, инфекция пульпы и периапикальная инфекция и их последствия.



^ 4.3.3. Примерный перечень ситуационных задач к экзамену

№1 Больной госпитализирован с диагнозом дизентерия.

1). Какой метод дезинфекции будет применен, что подлежит дезинфекции в квартире больного после его госпитализации. Какие вещества и в какой концентрации будут использованы?

2). Какой метод микробиологической диагностики должен быть использован при дизентерии?

№2 В мазке из фекалий больного обнаружены грамотрицательные изогнутые палочки.

1). Как можно проверить подвижность этих бактерий?

2). На какие питательные среды следует сделать посев этого материала и как провести идентификацию возбудителя?


№3 В лабораторию поступил материал из зева больного с подозрением на дифтерию.

1). Какие методы окраски следует использовать для обнаружения возбудителя болезни?

2). Каковы морфологические особенности возбудителя дифтерии?

4.В больницу поступил мужчина после автомобильной катастрофы с множественными ранениями лица и шеи, загрязненными землей. Выявлены поражения губ и полости рта. Какие формы инфекции и источники заражения возможно прогнозировать? Какие методы профилактики и лечения следует применять?


5. Врачом-стоматологом у больного выявлен язвенный стоматит. Как можно провести микробиологическое исследование для определения микрофлоры являющейся источником инфекции?



№6. При проведении манипуляций в полости рта необходимо соблюдение правил асептики и антисептики. Какие используются методы стерилизации стоматологических инструментов? Какие применяются методы дезинфекции?


^ 4.3.4. Примерные тестовые задания для подготовки к экзамену

#Укажите, что используют для создания активного антитоксического иммунитета против дифтерии?

1) Убитую вакцину

3) Дифтерийный анатоксин

2) Противодифтерийную антитоксическую сыворотку

4) Дифтерийный токсин

#Укажите, что используют для создания пассивного антитоксического иммунитета против дифтерии?

1) Убитую вакцину

2) Противодифтерийную антитоксическую сыворотку

3) Дифтерийный анатоксин

4) Дифтерийный токсин


^ 4.3.5.Перечень практических навыков к экзамену

  1. Приготовление мазков из бульонной культуры и с плотной питательной среды.

  2. Исследование в биологическом микроскопе мазков из микробной культуры.

  3. Простые методы окраски бактериальных препаратов.

  4. Окраска готовых препаратов по методу Грама.

  5. Определение морфологических и тинкториальных свойств в готовых препаратах.

  6. Посев культуры бактерий в пробирку и на чашку с мясопептонным агаром.

  7. Взятие мазков из носа и зева на носительство стафилококков и дифтерийной палочки.

  8. Взятие смывов на кишечную палочку с рук медперсонала и медицинского оборудования.

  9. Проведение контроля за температурным режимом работы автоклава.

  10. Определение стерильности материала.

  11. Учет антибиотикограммы при использовании метода дисков.

  12. Выделение чистой культуры аэробов на плотных питательных средах.

  13. Применение дезинфицирующих средств для проведения текущей дезинфекции.

  14. Методика постановки РНГА.

  15. Определение чистоты культуры под микроскопом.

  16. Методы посевов для выделения чистой культуры.


^ 4.4. Критерии оценки качества освоения студентами дисциплины

– пороговый («оценка «удовлетворительно») – 65 – 97 баллов.

– стандартный (оценка «хорошо») – 98 – 116 баллов.

– эталонный (оценка «отлично») – 117 – 130 баллов.

Критерий

В рамках формируемых компетенций студент демонстрирует

пороговый

знание и понимание теоретического содержания курса с незначительными пробелами; несформированность некоторых практических умений при применении знаний в конкретных ситуациях, низкое качество выполнения учебных заданий (не выполнены, либо оценены числом баллов, близким к минимальному); низкий уровень мотивации учения;

стандартный

полное знание и понимание теоретического содержания курса, без пробелов; недостаточную сформированность некоторых практических умений при применении знаний в конкретных ситуациях; достаточное качество выполнения всех предусмотренных программой обучения учебных заданий (ни одного из них не оценено минимальным числом баллов, некоторые виды заданий выполнены с ошибками); средний уровень мотивации учения;

эталонный

полное знание и понимание теоретического содержания курса, без пробелов; сформированность необходимых практических умений при применении знаний в конкретных ситуациях, высокое качество выполнения всех предусмотренных программой обучения учебных заданий (оценены числом баллов, близким к максимальному); высокий уровень мотивации учения.



Приложение 1


Карта учебно-методического обеспечения дисциплины «Микробиология, вирусология, иммунология – микробиология полости рта»

Формы обучения очная. Специальность 060105.65 – Стоматология: часов всего 185; лекций 24; лабор..зан. 70; СРС 91; форма аттестации: экзамен.

Курс 3, семестр 5, 6.

Таблица Б.1- Обеспечение дисциплины учебными изданиями

Библиографическое описание издания (автор, наименование, вид, место и год издания, кол. стр.)

Вид занятия, в котором

Используется

Число часов, обеспечиваемых изданием

Кол. экз. в библ.НовГУ
(на каф.)


Примечание

^ Коротяев А.И.Медицинская микробиология,иммунология и вирусология : Учеб.для мед.вузов. - 4-е изд.,испр.и доп. - СПб. : СпецЛит, 2008. - 767,[1]с.,[6]л.ил.

Лк, практика, СРС, аттестация

185

50




^ Сбойчаков В.Б.Микробиология с основами эпидемиологии и методами микробиологических исследований : Учеб.для сред.мед.заведений. - СПб. : СпецЛит, 2007. - 589,[2]с.

Лк, практика, СРС, аттестация

185

60




^ Медицинская микробиология,вирусология и иммунология : Учеб.для студентов мед.вузов / Под ред.А.А.Воробьева. - 2-е изд.,испр.и доп. - М. : Медицинское информ.агентство, 2008. - 702,[2]с. : ил.

Лк, практика, СРС, аттестация

185

12




^ Медицинская микробиология: Учеб.:Для воен.-мед.вузов / Под ред.В.Б.Сбойчакова;Воен.-мед.акад.им.С.М.Кирова. - СПб., 2006. - 574с.,[2]л.ил.

Лк, практика, СРС, аттестация

185

100




Гусев М. В.Микробиология : Учеб. для вузов / М. В. Гусев, Л. А. Минеева. - 8-е изд., стер. - М. : Академия, 2008. - 461, [1] с.

Лк, практика, СРС, аттестация

185

12




^ Жарикова Г.Г.Основы микробиологии.Практикум : Учеб.пособие для вузов. - М. : Академия, 2008. - 135,[2]с.

Лк, практика, СРС, аттестация

185

25






Таблица Б.2 - Обеспечение дисциплины учебно-методическими изданиями

Библиографическое описание издания (автор, наименование, вид, место и год издания, кол. стр.)

Вид занятия, в котором

используется

Число часов, обеспечиваемых изданием

Кол. экз. в библ.НовГУ
(на каф.)


Примеч

ние

Рабочая программа по дисциплине «Микробиология, вирусология, иммунология» по специальности лечебное дело, В.Новгород, 2011. Автор: Архипов Г.С.

Лк, практика, СРС, аттестация

185

1




^ Частная микробиология : Учеб.пособие для вузов / Новгород.гос.ун-т им.Ярослава Мудрого. - Великий Новгород, 2006. - 57с.

Лк, практика, СРС, аттестация

65

52




^ Туркин В. В., Архипов Г.С., Архипова Е.И. Вирусология. Учебное пособие. НовГУ им.Ярослава Мудрого. – Великий Новгород, 2008. – 61 с.


Лк, практика, СРС, аттестация

65

52




^ Могилевец Т.Л., В.Н.Чеботкевич, Е.И.Архипова. Риккетсиозы. Эпидемический сыпной тиф. Болезнь Брилла. КУ-лихорадка. Хламидиоз. Микоплазмоз: мет.рекомендации/сост. Могилевец Т.Л., В.Н.Чеботкевич, Е.И.Архипова; НовГУ им.Ярослава Мудрого. – Великий Новгород, 2010. – 44 с.


Лк, практика, СРС, аттестация

65

30




^ В.В.Туркин, Г.С.Архипов, Е.И.Архипова, Е.Н.Кириллова. Вирусные гепатиты. Учебное пособие/НовГУ им.Ярослава Мудрого. – Великий Новгород, 2011. – 71 с.


Лк, практика, СРС, аттестация

65

110




^ Могилевец Т.Л.,Копцова Т.Ф., Дунаева Н.В. Пиогенные кокки.. Методические рекомендации для практических занятий/ Т.Л.Могилевец; НовГУ им. Ярослава Мудрого. – Великий Новгород, 2011. – 48 с.


Лк, практика, СРС, аттестация

65

120




^ Основы микробиологии,вирусологии,иммунологии : Практикум / Сост.:Л.В.Любомирова,Г.С.Архипов;Новгород.гос.ун-т им.Ярослава Мудрого. - Великий Новгород, 2007. - 140с. :

Лк, практика, СРС, аттестация

65

42




Степанова Э. А.Общая микробиология : учеб. пособие для мед. вузов / Э. А. Степанова, Г. С. Архипов ; Новгород. гос. ун-т им. Ярослава Мудрого. - Великий Новгород, 2008. - 52 с..

Лк, практика, СРС, аттестация

65

23




Архипова Е. И.Постановка диагноза: ВИЧ-инфекция : учеб.-метод. пособие / Е. И. Архипова, О. В. Азовцева ; Новгород. гос. ун-т им. Ярослава Мудрого. - Великий Новгород, 2010. - 58, [12] c..

Лк, практика, СРС, аттестация

65

60




Архипов Г. С.Основы иммунологии : учеб. пособие / Г. С. Архипов, Е. И. Архипова ; Новгород. гос. ун-т им. Ярослава Мудрого. - Великий Новгород, 2009. - 43, [1] с.

Лк, практика, СРС, аттестация

65

30




^ Туркин В.В., Архипов Г.С., Архипова Е.И., Никитина Н.Н. Прионология. Учебное пособие. НовГУ им.Ярослава Мудрого. – Великий Новгород, 2008. – 61 с.

Лк, практика, СРС, аттестация

65

30






Приложение 2

^ КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ

Оценка студенту выставляется с учетом глубины и широты знаний студентом предмета.

"5"-выставляется при демонстрации глубокого познания освещаемых вопросов, отличных практических навыков и «сдаче» тестирования. Ответы на дополнительные вопросы четкие и краткие.

"4"-допущены единичные или несущественные ошибки в частностях, хороших практических навыках и «сдаче» тестирования. Ответы на дополнительные вопросы правильные.

"3"-знание теоретического материала неполное, допущены ошибки в деталях, неуверенность в ответе. Удовлетворительная демонстрация практических навыков и «сдаче» тестов.

"2"-при освещении теоретического материала допускаются грубые ошибки, отсутствие практических навыков и «сдаче» тестов. Ответы на дополнительные вопросы неправильные.


^ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

Контрольные мероприятия по дисциплине

Баллы рейтинга




Пороговый

«3»

Стандартный

«4»

Максимальный

«5»

Зачет 5 семестр

27

41

55

Экзамен

65

98

130


Разработчики:

Должность

ФИО

Заведующий кафедрой микробиологии, иммунологии и инфекционных болезней, д.м.н., профессор

Архипов Г.С.


Действительна для _________/__________ учебного года


Зав. кафедрой МИиИБ ИМО НовГУ _________________ д.м.н., проф. Г.С.Архипов


Действительна для _________/__________ учебного года

Зав. кафедрой МИиИБ ИМО НовГУ _________________ д.м.н., проф. Г.С.Архипов


Действительна для _________/__________ учебного года


Зав. кафедрой МИиИБ ИМО НовГУ _________________ д.м.н., проф. Г.С.Архипов


Учебно-методический комплекс представлен на сайте: www.novsu.ru

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Рабочая программа «Согласовано» Начальник уму и. В. Богдашова icon Рабочая программа Согласовано: Начальник уму имо богдашова И. В

Рабочая программа «Согласовано» Начальник уму и. В. Богдашова icon Рабочая программа согласовано начальник учебного отдела имо и. В. Богдашова

Рабочая программа «Согласовано» Начальник уму и. В. Богдашова icon Рабочая программа согласовано: Начальник учебно-методического отдела имо

Рабочая программа «Согласовано» Начальник уму и. В. Богдашова icon Рабочая программа согласовано принято на заседании Начальник учебного отдела имо кафедры

Рабочая программа «Согласовано» Начальник уму и. В. Богдашова icon Учебная программа дополнительной переподготовки (клиническая ординатура) согласовано начальник учебно-методического

Рабочая программа «Согласовано» Начальник уму и. В. Богдашова icon Учебная программа дополнительной переподготовки (клиническая ординатура) согласовано начальник Учебно-методического
Белорусского государственного медицинского университета доцент Глинник А. В.; доцент Людчик Т. Б.;...
Рабочая программа «Согласовано» Начальник уму и. В. Богдашова icon Программа интернатуры согласовано директор государственного учреждения «Республиканский методический

Рабочая программа «Согласовано» Начальник уму и. В. Богдашова icon Программа подготовки клинических ординаторов по специальности «травматология и ортопедия» (очная
Белорусского государственного медицинского университета д м н., профессором Белецким А. В. и к м...
Рабочая программа «Согласовано» Начальник уму и. В. Богдашова icon Программа «Согласовано» Проректор по учебно-воспитательной работе Тулебаев К. А

Рабочая программа «Согласовано» Начальник уму и. В. Богдашова icon Рабочая программа по «Профилактике стоматологических заболеваний» Специальность 040400
Рабочая программа «Обсуждена» на заседании кафедры терапевтической стоматологии ми ягу
Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Медицина