|
Скачать 0.99 Mb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого» Великий Новгород «Утверждаю» Заместитель директора института Медицинского образования ______________________Сулиманов Р.А. «___»________________________2011г. Стоматология детского возраста Дисциплина для специальности 060105- Стоматология Рабочая программа
1.Введение Рабочая программа по дисциплине «Стоматология детского возраста» является Федеральной компонентой учебного плана и составлена на основании директивных документов: - «Государственного образовательного стандарта РФ, 2000 г.», определяющего требования образовательному минимуму содержания и уровня подготовки выпускников по данной дисциплине. - Учебного плана по специальности «Стоматология», определяющего общее число и число часов аудиторных занятий по данной дисциплине. - Примерной типовой программы по дисциплине «Стоматология детского возраста», составленной в соответствии с Государственными образовательными стандартами по соответствующим специальностям высшего профессионального медицинского образования. 1. 1 Цели изучения дисциплины: Цель изучения дисциплины является подготовить врача-стоматолога, способного оказывать пациентам амбулаторную стоматологическую помощь при основных стоматологических заболеваниях в зависимости от индивидуальных и возрастных анатомо – физиологических особенностей детского организма с использованием современных достижений медицинской науки и практики. Задачами дисциплины являются: - Изучение морфологии и функциональной характеристики периодов развития зубо - челюстной системы - Освоение студентами методов профилактики стоматологических заболеваний у детей и подростков, предупреждение осложнений в клинике стоматологии детского возраста. - Освоение студентами методов диагностики при обследовании больных детей и подростков с различными стоматологическими заболеваниями, повреждениями, дефектами и деформациями тканей челюстно – лицевой области. - освоение студентами методов диагностики симптоматических проявлений соматических и инфекционных заболеваний в полости рта у пациентов детского и подросткового возраста. - Освоение студентами методов стоматологического терапевтического, консервативного и хирургического лечения, методов профилактики осложнений при лечении, а также реабилитации больных с заболеваниями в челюстно – лицевой области при оказании амбулаторной стоматологической помощи. - Формирование у студентов навыков работы с научной литературой, подготовкой рефератов. - Формирование у студентов навыков общения и взаимодействия с коллективом, детьми, подростками их родственниками. - Освоение студентами обезболивания и реанимации в детской стоматологической практике - Освоение студентами удаление зубов у детей - Освоение клиники и лечения воспалительных заболеваний челюстно-личевой области и слюнных желез у детей - освоение студентами клиники и лечения заболеваний височно-нижнечелюстного сустава у детей - освоение студентами клиники, опухолей и опухолеподобных процессов мягких тканей лица, костей, органов и слизистой оболочки полости рта -освоение клиники врожденных пороков развития и наследственные заболевания лица, шеи, челюстных и лицевых костей, слизистой рта - изучение классификации, этиологии, диагностики, лечения и профилактики зубочелюстных аномалий В стоматологию детского возраста входят терапевтическая, хирургическая стоматология и ортодонтия. 1.2. Требования к уровню освоения программы 1.2.1. Студент должен знать: На 3 курсе (6 семестр) стоматология детского возраста (терапевтическая) студент должен: - Знать: 1. Анотомо - физиологические особенности органов и тканей челюстно-лицевой области ребенка в различные периоды их развития и формирования. 1. Сроки закладки, формирования, развития и прорезывания временных зубов. 2. Сроки рассасывания корней временных зубов и их выпадения. 3. Сроки закладки, минерализации, формирования корней и прорезывания постоянных зубов. 4. Классификацию наследственных болезней, их семиотику, принципы диагностики. 5. Врожденные пороки развития. Клинико – генеалогический метод диагностики. 6. Общую характеристику хромосомных, моногенных и мультифакториальных болезней. Наследственные и врожденные поражения зубов. Этиологию и патогенез. 4. Методы обследования ребенка в различные возрастные периоды. 5. Этиология и патогенез не кариозных поражений зубов, возникающих в период их фолликулярного развития. 6. Этиологию, патогенез не кариозных поражений твердых тканей зуба, возникающих после прорезывания. - Уметь:
- Владеть (навыки): 1. Пропедевтическими навыками распознавания патологического фенотипа. 2. Реставрации зубов с не кариозными поражениями зубов. 3. Базовыми технологиями преобразования информации: текстовые, табличные редакторы, техникой работы в сети Интернет для профессиональной деятельности. На 4 курсе (7 семестр) стоматология детского возраста (терапевтическая) студент должен: - Знать: 1. Этиологию, патогенез кариеса зубов, его классификацию (по интенсивности течения). 2. Особенности клиники, диагностики и дифференциальной диагностики кариеса временных и постоянных зубов у детей. 3. Теоретическое обоснование реминерализирующей терапии начального кариеса. 4. Лечение кариеса методом пломбирования. 3. Принципы диспансеризации детей в условиях детской стоматологической поликлиники. 4. Этиологию, патогенез пульпитов, их особенности у детей разного возраста. 5. Клинику, диагностику, дифференциальную диагностику и лечение пульпитов молочных и постоянных зубов у детей в различные возрастные периоды развития зуба. - Уметь: 1. Определить интенсивность кариеса с помощью индексов КПУ и КП зубов и поверхностей. 2. Проводить диагностику и дифференциальную диагностику кариеса зубов. 3. Проводить витальное окрашивание очагов деминерализации эмали. 4. Лечить кариес молочных и постоянных зубов у детей. 5. Осуществлять реминерализирующую терапию, покрывать зубы реминерализирующими составами. 6. Проводить герметизацию фиссур зубов. 7. Препарировать кариозные полости всех классов. 8. Выбирать пломбировочные и подкладочные материалы в соответствии с показаниями. 9. Накладывать прокладки и пломбы при лечении детей с кариесом зубов. 10. Дать рекомендации родителям и детям по гигиене полости рта в соответствии с возрастом ребёнка и состоянием полости рта. 11. Проводить диагностику и дифференциальную диагностику пульпитов временных и постоянных зубов. 12.Лечить детей с пульпитом молочных и постоянных зубов в соответствии со сроками формирования и рассасывания корней молочных зубов и сроками формирования корней постоянных зубов. 13. Проводить биологический метод лечения пульпитов постоянных зубов. 14. Проводить пульпотомию во временных и постоянных зубах. 15. Проводить девитализацию пульпы во временных зубах некротизирующими и мумифицирующими пастами. 16. Проводить экстирпацию пульпы. 17. Определять рабочую длину корневого канала во временных и постоянных зубах. 18. Проводить удаление пульпы. 19. Пломбировать корневые каналы пастами, пастами с гуттаперчевыми штифтами. - Владеть: 1. Грамотным использованием полученных знаний в профессиональной деятельности. На 4 курсе (8 семестр) по дисциплине «Стоматология детского возраста (терапевтическая)», студент должен: - Знать:
- Уметь: 1. Проводить эндодонтический этап на фантомах и моделях временных и постоянных зубов, а также на удалённых зубах со сформированными и несформированными корнями 2. Проводить удаление распада коронковой и корневой пульпы при периодонтитах в сформированных и несформированных зубах 3. Осуществлять методику апексофикации в постоянных зубах с прекратившимся формированием корня. 4. Проводить эндодонтический этап лечения периодонтитов, используя инструменты и антисептики. 5. Пломбировать корневые каналы зубов пастами, гуттаперчей 6. Читать обзорные рентгенограммы челюстных костей, ортопантомограммы, панорамные и внутриротовые рентгенограммы. - Владеть: 1.Способностью применить полученные знания для успешной профессиональной деятельности. - Знать: На 5 курсе (9 семестр) стоматология детского возраста (терапевтическая) студент должен: - Знать: 1. Этиологию и патогенез, современную классификацию, клиническую картину, особенности течения и возможные осложнения заболеваний пародонта у детей разных возрастно – половых групп с учетом их анатомо – физиологических особенностей. 2. Методы обследования детей разных возрастных групп с заболеваниями пародонта. 3. Протокол ведения детей различных возрастных групп с заболеваниями пародонта. 4. Профилактику заболеваний пародонта у детей и диспансеризацию детей с заболеваниями пародонта. - Уметь: 1. Определить гигиеническое состояние полости рта ребёнка с помощью индексов Фёдорова – Володкиной, Гнин – Вермиллиона, РНР и других. 2. Определить состояние тканей пародонта с помощью индексов РМА,CPI и других. 3. Проводить диагностику, дифференциальную диагностику заболеваний пародонта у детей. 4. Назначать и использовать лекарственные препараты в возрастной дозировке. 5. Оценивать результаты обследования и лечения детей. - Владеть: 1. Способностью использовать полученные знания. 2. Способностью решить вопрос госпитализации ребёнка и оформить направление. На 5 курсе (10 семестр), стоматология детского возраста (терапевтическая), студент должен: - Знать:
- Уметь: 1.Обследовать ребёнка с заболеваниями слизистой рта. 2. Назначить витаминотерапию и медикаментозное лечение ребенку в соответствии с возрастной дозой лекарств. 3. Сделать аппликационное обезболивание. 4. Обработать слизистую рта. 5. Сделать аппликацию лекарств на слизистую. 6. Проводить диспансеризацию детей с заболеваниями слизистой оболочки полости рта и губ. - Владеть:
На 4, 5 курсах (8,9,10 семестры) по стоматологии детского возраста (ортодонтия) студент должен: -Знать: 1.Анатомию и физиологию жевательного аппарата у детей 2.Этиологию и патогенез зубочелюстных аномалий 3.Диагностику зубочелюстных аномалий 4. Классификацию зубочелюстных аномалий 5. Основные принципы и методы профилактики и лечения аномалий 6. Виды ортодонтических аппаратов 7. Тканевые реактивные изменения в зубочелюстной системе 8. Клинику и лечение аномалий 9. Диспансеризацию детей с зубочелюстными аномалиями 10. Детское протезирование -Уметь: Студент должен уметь: 1. Установить эмоционально-психологический контакт с ребенком и его родителями 2. Оценить нервно-психическое развитие ребенка, его физическое и интеллектуальное развитие 3. Оформить медицинскую карту первичного больного 4. Провести клиническое исследование пациента 5. Снять оттиски с челюстей 6. Отлить контрольно-диагностические модели 7. Провести специальные методы исследования: 8. Метод Пона 9. Метод Коркхауза 10. Метод Герлаха 11. Метод Нансе 12. Метод Тона 13. Метод Долгополовой 14. Диаграмма Харлея-Гербера-Гербста 15. Читать обзорные рентгенограммы челюстных костей, ортопантомограммы, панорамные и внутриротовые рентгенограммы, контрастные рентгенограммы 16. Составить план обследования и лечения 17. Провести клинические этапы изготовления ортодонтической аппаратуры 18. Активировать ортодонтическую аппаратуру 19. Использовать приемы миогимнастики и миомассажа На 4, 5 курсах (8,9,10 семестры) по стоматологии детского возраста (хирургическая) студент должен: -Знать:
-Уметь:
^ Оценка знаний студентов на собеседовании проводится в соответствии с критериями. Основой для определения оценки служит уровень усвоения студентами материала, предусмотренного программой по стоматологическим дисциплинам. Кафедра обеспечивает объективность и единообразие требований, предъявляемых на зачётах, экзаменах к студентам. Преподавателям предлагается руководствоваться следующим: -оценки «отлично» заслуживает студент, обнаруживший всестороннее, систематическое и глубокое знание учебно-программного материала, умение свободно выполнять задания, предусмотренные программой, усвоивший основную, знакомый с дополнительной литературой, рекомендуемой программой. Как правило, оценка «отлично» выставляется студентам, усвоившим взаимосвязь основных понятий дисциплины в их значении для приобретаемой профессии, проявившим творческие способности в понимании, изложении и использовании учебно-программного материала;
-1.4. Взаимосвязь с другими дисциплинами Дисциплина «Стоматология детского возраста» относится к клиническим дисциплинам Основные знания, необходимые изучения дисциплины «Стоматология детского возраста», формируются в цикле гуманитарных дисциплин, в цикле естественно – научных, медико – биологических дисциплин, в цикле профессиональных дисциплин «Педиатрии», «Онкологии», «Терапевтической стоматологии», «Хирургической стоматологии», «Ортопедической стоматологии». Разделы дисциплины и междисциплинарные связи, необходимые для изучения последующих дисциплин, послевузовского образования интернатура по специальности «Стоматология общей практики», ординатура по специальностям «Стоматология детского возраста», «Ортодонтия и детское протезирование», ординатура по специальности «Стоматология терапевтическая», «Стоматология хирургическая», «Стоматология ортопедическая». |