|
Скачать 0.59 Mb.
|
Министерство образования и науки РФ ГОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева» биоЛОГИЧЕСКАЯ химия УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПО ДИСЦИПЛИНЕ Специальность 050102 – Биология, со специализацией Фитодизайн заочное отделение Чебоксары 2010 ![]() УДК 577.1 ББК 28.902 Б – 64 Биохимия : учебно-методический комплекс по дисциплине : специальность 050102 – Биология, со специализацией 032418 – Фитодизайн / сост. В. А. Козлов. – Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т, 2010 – 39 с. Печатается по решению ученого совета ГОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева» Рецензенты: Лыщиков А. Н., д.х.н. профессор ФГОУ ВПО «ЧГУ им. И. Н. Ульянова» Митрасов Ю. Н., д.х.н. профессор ГОУ ВПО «ЧГПУ им. И. Я. Яковлева» © Козлов В. А., составление, 2010 © ГОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический у ![]() Содержание 1.ТРЕБОВАНИЯ ГОС ВПО ПО ДИСЦИПЛИНЕ 5 2.РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА 5 2.1 ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ 5 2.2. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ 7 2.3. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ 8 2.4. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 8 2.4.1. РАЗДЕЛЫ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ ЗАНЯТИЙ 8 2.4.2. СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ 9 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 9 БЕЛКИ 10 Белки как важнейший субстрат жизни. Элементарный состав белков. 10 ОБМЕН БЕЛКОВ 14 Обмен белков и нуклеиновых кислот как ядро клеточного метаболизма. Значение белкового обмена. 14 ВОДНЫЙ И МИНЕРАЛЬНЫЙ ОБМЕН 17 ГОРМОНЫ 17 РЕГУЛЯЦИЯ ОБМЕНА ВЕЩЕСТВ 18 Уровни регуляции жизненных процессов в живой природе: метаболитный, оперонный, клеточный, организменный, популяционный. 18 2.4.3. ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ 19 2.4.4. ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ 20 2.4.5. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНОЙ НАГРУЗКИ ПО ТЕМАМ И ЧАСАМ 21 2.5. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 22 2.5.1. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА 22 ОСНОВНАЯ: 22 2.5.2. СРЕДСТВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ 22 – программа дисциплины; 22 2.6. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 23 2.7. СОДЕРЖАНИЕ ИТОГОВОГО И ПРОМЕЖУТОЧНОГО КОНТРОЛЯ 23 2.7.1. МЕТОДИКА АТТЕСТАЦИИ СТУДЕНТОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ 23 Аттестация студентов проводится по итогам рейтинга, который определяется как сумма баллов по результатам всех запланированных мероприятий, то есть работы на лабораторных занятиях и выполнения контрольных мероприятий. 23 2.7.2. ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЭКЗАМЕНАМ 24 2.8. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 26 ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ 26 3. ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ РАБОТ 27 4.ОБЕСПЕЧЕННОСТЬ ДИСЦИПЛИНЫ ЛИТЕРАТУРОЙ 27 5. ФОНДОВЫЕ ЛЕКЦИИ 27
ДПП.Ф.07 Биологическая химия Биохимия как базовая составляющая современной физико-химической биологии. Методы биохимических исследований. Химический состав организмов. Потребность различных организмов в химических элементах. Обмен веществ и энергии в живых системах. Характеристика основных классов органических соединений, представленных в природе, их биологическая роль. Функциональная биохимия субклеточных структур. Белки: состав, структура, свойства, функции. Ферменты, коферменты: структура, свойства, классификация. Механизмы действия ферментов, регуляция их активности, области практического использования. Витамины: потребность в них человека и животных; классификация и роль в обмене веществ. Антивитамины, антибиотики, фитонциды, гербициды, механизм их действия. Нуклеиновые кислоты. Структура и функции ДНК и РНК. Распад нуклеиновых кислот. Механизм биосинтеза (репликации) ДНК. Биосинтез РНК (транскрипция). Обмен белков. Распад белков и обмен аминокислот как источники возникновения биологически активных соединений. Пути и механизмы синтеза белков в природе. Матричная система биосинтеза белков. Строение и модели работы рибосом. Фолдинг полипептидов. Углеводы: структура, функции и пути обмена в организме. Механизм первичного биосинтеза углеводов и его энергетическое обеспечение. Липиды: классификация, структура и функции, их роль в построении биологических мембран. Обмен триглицеридов, фосфолипидов, гликолипидов и стеридов. Биологическое окисление и его сопряжение с фосфорилированием, возможные механизмы биосинтеза АТФ. Пероксисомы и системы микросомального окисления. Водный и минеральный обмен. Гормоны: структура, функции, механизмы действия, применение. Взаимосвязь обмена белков, нуклеиновых кислот, углеводов и липидов. Уровни регуляции обмена веществ.
Курс биохимии традиционно состоит из нескольких разделов: а) статической биохимии, изучающей химический состав организма и строение основных классов органических соединений, входящих в состав живых объектов; б) динамической биохимии, изучающей превращения основных химических компонентов тканей и принципы регуляции процессов жизнедеятельности; в) функциональной биохимии, изучающей особенности метаболизма в отдельных органах и тканях и его взаимосвязь с функциональной активностью организма в целом. 2.1.1. Цели изучения дисциплины Формирование необходимых теоретических и практических знаний о химическом составе живых организмов; методах выделения и изучения веществ в живой природе; химических свойствах структурных компонентов биополимеров: аминокислот, моносахаридов, нуклеотидов и липидов, методов синтеза этих биомолекул; структурной организации биополимеров и физико-химических методов исследования белков, нуклеиновых кислот, олиго- и полисахаридов; механизмах действия и роль в обмене веществ витаминов, ферментов; метаболизме углеводов и липидов, энергетического эффект распада углеводов и окисления триглицеридов; минеральном и водном обмене в живых системах; биологическом окислении и окислительном фосфорилировании, тканевом дыхании; геномике, как молекулярном механизме передачи генетической информации в организме; протеомике и метаболизме нуклеиновых кислот и белков; мутагенезе и основах генной инженерии; обмене веществ в организме и его регуляции, как единого целого; механизмах апоптоза; эндогенных и экзогенных биорегуляторах, роли синтетических биорегуляторов.
учебно-воспитательную; социально-педагогическую; культурно-просветительскую; научно-методическую. 2.1.3. Изучение дисциплины способствует решению следующих типовых задач профессиональной деятельности: формирование знаний об основных принципах молекулярной организации клетки, ткани, организма; усвоение основных закономерностей метаболических процессов, регуляции метаболизма и его взаимосвязи с функциональной активностью живой системы; формирование знаний о методах биохимических исследований, умения использовать их результаты для оценки состояния организмов; обучение пониманию патогенетических механизмов развития патологических процессов, с учетом основных типов наследуемых дефектов метаболизма, и формирование умения использовать приобретенные знания в практической работе; приобретение знаний о принципах клинико-лабораторных технологий и навыков работы с ними. |