Учебно-методический комплекс по дисциплине «Патопсихология» Специальность: 020400 icon

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Патопсихология» Специальность: 020400





Скачать 0.9 Mb.
Название Учебно-методический комплекс по дисциплине «Патопсихология» Специальность: 020400
страница 1/4
Дата 30.03.2013
Размер 0.9 Mb.
Тип Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Дальневосточный государственный гуманитарный университет»


Кафедра психологии


Согласовано Утверждено

на заседании кафедры

___________________

___________________ завкафедрой__________

Протокол №__________

от__________________


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

по дисциплине «Патопсихология»


Специальность: 020400 "Психология"

Квалификация – Психолог. Преподаватель психологии





Хабаровск

2008


Пояснительная записка

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Патопсихология» разработан для студентов, обучающихся по специальности «Психология».

При разработке содержания было уделено внимание как изучению теоретических положений отечественной патопсихологии, так и формированию навыков диагностики нарушений психической деятельности детей и взрослых.

Изучение методологических основ патопсихологии позволяет студентам понять, что возможности патопсихологии широко используются как для углубления знаний о природе болезни, так и для изучения общепсихологических проблем.

Практический курс разработан таким образом, что на семинарских занятиях проводится обсуждение, систематизация различных проблем патопсихологии, а на лабораторных — отрабатывается практическое решение этих проблем. Ряд умений, связанных с диагностикой нарушений в детском возрасте, отрабатываются также на практикуме «Методы диагностики в норме и патологии».

Много времени в курсе отводится изучению принципов построения патопсихологического исследования. Данные навыки помогают студентам освоить синдромальный подход в психодиагностике, а также избегать ошибочной симптоматической квалификации нарушений, к сожалению, распространенной в среде практических психологов.

Изучение дисциплины закладывает основы знаний и практических умений по клинической психологии, которые могут использоваться как при изучении ряда дисциплин по основной специальности, так и при изучении дисциплин специализаций «Практическая психология и консультирование», «Клиническая психология».


^ ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Дальневосточный государственный гуманитарный университет»


^ Кафедра психологии


«Утверждаю»:

завкафедрой___________________


________________________

(подпись, Ф.И.О. завкафедрой)

«_______» ________________200 _г.


^ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


«ПАТОПСИХОЛОГИЯ»


Специальность 020400 "Психология"


Курс 3


Семестр 6


2008

Разработчик: Павлий Тамара Николаевна


доцент кафедры психологии _____________ ______________


рассмотрена И одобрена на заседании кафедры психологии


______________ протокол № _____

(дата)

^ Целью дисциплины является формирование у студентов системы знаний по изучению нарушения психической деятельности у детей и взрослых. Формирование представлений о структуре нарушений психической деятельности, закономерностях распада психики в их сопоставлении с нормой.

^ Задачи учебной дисциплины

Дисциплина "Патопсихология" является психологической дисциплиной. Ее методологической основой являются современные представления психологии о закономерностях формирования и протекания психических процессов у человека в онтогенезе. Необходимость этих знаний позволяет изучать закономерности распада психической деятельности и свойств личности в сопоставлении с нормой.

^ Основными задачами являются:

1) изучение основных патопсихологических синдромов;

2) изучение различных видов нарушений перцептивной, мнестической деятельности, мышления, личности и работоспособности, необходимых при формулировании патопсихологического диагноза;

3) знакомство с методами и приемами, используемыми в патопсихологическом исследовании;

4) знакомство с принципами построения патопсихологического исследования и интерпретации данных, полученных в ходе его проведения

^ В процессе изучения дисциплины студенты должны:

1) овладеть системой знаний об основных видах нарушений перцептивной, мнестической деятельности, мышления, личности и работоспособности;

2) иметь необходимый запас знаний и представлений о методах и приемах, используемых в патопсихологическом исследовании;

3) иметь представления о принципах построения патопсихологического исследования и интерпретации данных, полученных в ходе его проведения;

4) научиться самостоятельно проводить патопсихологическое исследование, интерпретировать его данные и составлять на их основе заключение.


^ Содержание дисциплины, структурированное по видам учебных занятий с указанием их объема




^ Виды учебной работы

Объем в часах по формам обучения







ДО

ОЗО

1

Общая трудоемкость

180

180

2

Аудиторные занятия

90

22

3

Лекции

36

14

4

Семинары/практические занятия

18

4

5

Лабораторные занятия

36

4

6

Самостоятельная работа

90

158

7

Вид итоговой аттестации

экзамен

экзамен



Тематическое планирование дисциплины (ДО)




^ Наименование темы в соответствии с дидактической единицей стандарта

Всего часов

Лек-ции

Практические

Лабораторные

Самост. работа

Продукт самостоятельной работы

1

Патопсихология как область психологической науки. Общие представления о предмете, целях, задачах патопсихо­логии

4

2







2




2

История становления теоретических и методологических основ отечественной патопсихологии. Идеи распада и развития психики в работах отечественных ученых

8

2

2




4




3

Основные патопсихологические синдромы

10

4

2

4

10




4

Общее и специфическое в использовании методов психологических исследований в патопсихологии

12

4

2




6




5

Использование экспериментальных методик патопсихологии для исследования нарушения структуры психических процессов и свойств личности

16

2

2

4

8




6

Характеристика приемов и методов для исследования нарушений перцептивной деятельности у детей взрослых

16

2

2

4

8




7

Приемы и методы, используемые для исследования нарушений мнестической деятельности у детей и взрослых

16

2

2

4

8




8

Изучение психологических механизмов на­рушения мышления у детей, подростков и детей

10

4

2

4

10




9

Характеристика приемов и методов для исследования нарушений умственной работоспособности у больных

12

2




4

6




10

Принципы построения патопсихологического исследования.

20

4

2

4

10




11

Схема и этапы патопсихологического эксперимента

12

2




4

6




12

Применение принципов качественного анализа деятельности больного в патопсихологическом эксперименте

8

2

2




4




13

Использование принципов патопсихологического исследования при интерпретации данных и составлении заключения по его данным

16

4




4

8







Итого

180

36

18

36

90






Тематическое планирование дисциплины (ОЗО)




^ Наименование темы в соответствии с дидактической единицей стандарта

Всего часов

Лек-ции

Семи-нары

Практические

Самост. работа

Продукт самостоятельной работы

1

Патопсихология как область психологической науки. Общие представления о предмете, целях, задачах патопсихологии

10

2







8




2

История становления теоретических и методологических основ отечественной патопсихологии. Идеи распада и развития психики в работах отечественных ученых

10










10




3

Основные патопсихологические синдромы

10

2







8




4

Общее и специфическое в использовании методов психологических исследований в патопсихологии

10

2

2




6




5

Использование экспериментальных методик патопсихологии для исследования нарушения структуры психических процессов и свойств личности

20




2




18




6

Характеристика приемов и методов для исследования нарушений перцептивной деятельности у детей взрослых

20

2







18




7

Приемы и методы, используемые для исследования нарушений мнестической деятельности у детей и взрослых

20










20




8

Изучение психологических механизмов нарушения мышления у детей, подростков и детей

10










10




9

Характеристика приемов и методов для исследования нарушений умственной работоспособности у больных

10










10




10

Принципы построения патопсихологического исследования.

10

2







8




11

Схема и этапы патопсихологического эксперимента

10










10




12

Применение принципов качественного анализа деятельности больного в патопсихологическом эксперименте

20

2




2

16




13

Использование принципов патопсихологического исследования при интерпретации данных и составлении заключения по его данным

20

2




2

16







Всего

180

14

4

4

158






Краткое содержание каждой темы

Тема 1. Патопсихология как область психологической науки

Соотношение понятий «патопсихология», «психопатология», «специальная психология», «психиатрия». Различия в предмете, целях, задачах каждой из областей знаний и практической деятельности. Специфические задачи патопсихологии, их решение в деятельности практического психолога. Организация и содержание работы патопсихолога в различных учреждениях. Место патопсихологии в системе психологических наук. Вклад патопсихологических исследований в изучение поведения человека. Детская патопсихология как междисциплинарная область исследований: особенности объекта, предмета исследования, задач патопсихологического исследования.

^ Тема 2. История становления теоретических и методологических основ отечественной патопсихологии. Идеи распада и развития психики в работах отечественных ученых

Введение нового метода в исследование личности больного человека в школе В. М. Бехтерева. Разработка в ней принципов диагностики, экспериментальных методик и использование их в современной практике. Развитие идей объективной оценки деятельности испытуемого во время патопсихологического эксперимента.

Исследование нарушений деятельности и влияния их на личностные особенности больных в школе Б. В. Зейгарник. Использование качественного анализа деятельности испытуемого как основного критерия в оценке его сохранных и нарушенных возможностей. Выявление изменения отношения к деятельности как центральная задача патопсихологического эксперимента.

^ Тема 3. Основные патопсихологические синдромы

Понимание синдрома как патогенетически обусловленной общности симптомов, признаков психических расстройств, внутренне взаимообусловленных, взаимосвязанных. Проявления патогенеза болезни, последовательности ее этапов через выявление синдромов и их динамики.

Патопсихологический диагноз как результат деятельности психолога в изучении психического состояния па­циента в целом, во взаимосвязанности всех компонентов его психической деятельности: познавательных, эмоциональных, мотивационно-волевых процессов, состояний и их свойств. Этапы диагностической деятельности при формулировке патопсихологического диагноза: анализ фактов, свидетельствующих о болезни, выделение ее признаков, анализ полученной информа­ции, синтез, сравнение, обобщение, выводы о состоянии психических процессов, состо­яний, свойств.

Особенности психического состояния, когнитивной сферы, речи, эмоциональной сферы мотивационно-потребностной сферы, внешнего вида испытуемого при патопсихологическом синдроме психотической дезорганизации, шизофреническом синдроме, аффективно-эндогенном синдроме, олигофреническом синдроме, экзогенно-органическом синдроме, эндогенно-органическом синдроме, личностно-аномальном синдроме, психогенно-психотическом синдроме, психогенно-невротическом синдроме. Представленность данного патопсихологического симптомокомплекса в различной нозологии. Возможные трудности и ошибки в диагностике.

^ Тема 4. Общее и специфическое в использовании методов психологических исследований в патопсихологии

Общее и специфическое в использовании методов в патопсихологии на различных этапах исследования детей и взрослых.

Возможности и своеобразие метода направленной беседы психолога со взрослым и ребенком в клиническом исследовании. Различия в построении беседы с детьми разного возраста и взрослыми.

Особенности применения психологом метода сбора анамнестических данных. Отличия в содержании анамнестических сведений, получаемых при исследовании детей разного возраста и имеющих различные психические расстройства. Использование данных при планировании и проведении эксперимента.

Специфика метода наблюдения за больным в условиях стационара и в процессе эксперимента.

Особенности применения экспериментально-психологического исследования в патопсихологии. Направленность психологического эксперимента на исследование механизмов нарушенной деятельности и на возможности ее восстановления. Особая организация эксперимента с целью актуализации личностного отношения испытуемого к собственной деятельности. Отличие в подборе и использовании диагностических средств в патопсихологическом эксперименте. Учет изменения ситуации эксперимента с больным в течение обследования и обязательное сопоставление результатов различных вариантов.

Использование различных методов патопсихологии на различных этапах исследования детей и взрослых.


^ Тема 5. Использование экспериментальных методик патопсихологии для исследования нарушения структуры психических процессов и свойств личности

Требования к умениям специалиста и к условиям проведения патопсихологического исследования. Ведение и оформление протокола эксперимента.

Требования к уровню формализации и стандартизации психодиагностических средств. Схема характеристики и классификация основных психодиагностических средств, используемых в патопсихологическом эксперименте.

^ Тема 6. Характеристика приемов и методов для исследования нарушений перцептивной деятельности у детей взрослых

Виды нарушений перцептивной деятельности, влияние этих нарушений на психическую деятельность больного в целом. Методы исследования различных форм агнозий в нейропсихологии. Приемы исследования агнозий, псевдоагнозий при деменции, обмане чувств у больных с различными заболеваниями. Нарушений мотивационного компонента восприятия у взрослых: теоретические положения, методики, анализ результатов исследования. Характеристики методик, исследующих нарушения перцептивной деятельности взрослых и детей: направленность методик, показания к применению, особенности интерпретации.

Исследование нарушений перцептивной деятельности в детском возрасте: исследование зрительно-предметного восприятия, акустического гнозиса, оценка кожно-кинестетического восприятия, зрительного, зрительно-пространственного, тактильного гнозиса.


^ Тема 7. Приемы и методы, используемые для исследования нарушений мнестической деятельности у детей и взрослых

Специальная организация эксперимента, последовательность в предъявлении методик для исследование нарушений непосредственного и опосредованного запоминания у детей и взрослых. Нарушения динамики мнестической деятельности, ее мотивационного компонента.

Характеристики методик, исследующих нарушения мнестической деятельности взрослых и детей: направленность методик, показания к применению, особенности интерпретации данных.


^ Тема 8. Изучение психологических механизмов на­рушения мышления у детей, подростков и детей

Исследование нарушений мотивационного, операционального, динамического, оценочного компонентов мыслительной деятельности у взрослых и детей. Характеристики методик, исследующих нарушения мыслительной деятельности взрослых и детей: направленность методик, показания к применению, особенности интерпретации данных.

Особая организация эксперимента при исследовании возможностей мыслительной деятельности у больных с разной нозологией и в различном возрасте.


^ Тема 9. Характеристика приемов и методов для исследования нарушений умственной работоспособности у больных

Показания к исследованию нарушений умственной работоспособности у больных с разной нозологией, их выраженность в проявлениях нарушений процессов памяти, колебаний внимания, темпе сенсомоторных реакций, непоследовательности суждений.

Характеристика приемов и методов для исследования нарушений умственной работоспособности у больных. Характеристики методик, исследующих нарушения умственной работоспособности у взрослых и детей: направленность методик, показания к применению, особенности интерпретации данных.


^ Тема 10. Принципы построения патопсихологического исследования

Принцип оценки отдельных нарушений в комплексе с данными целостного патопсихологического исследования; принцип ориентации в оценке нарушений деятельности больного с точки зрения структуры личности и изменений в ней. Принцип сопоставления анамнестических данных с результатами экспериментального исследования. Принцип соотнесения сохранных возможностей больного со структурой измененных. Принцип оценки деятельности больного с позиции отношения его к исследованию. Принцип использования многообразия методик в процессе эксперимента.

Выработка стратегии и тактики патопсихологического исследования. Выдвижение рабочих гипотез, их реализация во время экспериментального исследования. Принципы подбора методик для экспериментального исследования нарушений психической деятельности детей и взрослых.


^ Тема 11. Схема и этапы патопсихологического эксперимента

Варианты схем патопсихологического исследования в зависимости от его задач. Особенности изучения анамнестических сведений у детей и взрослых. Необходимость этих сведений для планирования исследования и выдвижения экспериментальных гипотез.

Обозначение примерного плана исследования.

Виды бесед в эксперименте, их содержание, использование сведений, полученных во время беседы в ходе эксперимента.

Варианты хода эксперимента в зависимости от задач исследования. Изменения плана исследования: причины и варианты. Обоснование выбора приемов на каждом этапе эксперимента, формулировка гипотез, выдвигаемых в ходе эксперименте. Завершение эксперимента, обработка данных, их интерпретация в соответствии с принципами качественного анализа деятельности испытуемого.

Написание заключения по данным патопсихологического исследования.


^ Тема 12. Применение принципов качественного анализа деятельности больного в патопсихологическом эксперименте

Определение задач исследования в зависимости от запроса, сформулированных другими специалистами. Определение задач патопсихологического исследования при проведении экспертиз, структуры дефекта, оценке динамики состояния больного в связи с его лечением.

Анализ данных протоколов с целью обоснования выбора приемов, используемых в исследовании.

Планирование и проведение наблюдения в ходе эксперимента, его протоколирование, обсуждение результатов наблюдения.

Анализ стратегий, использованных при проведении различных патопсихологических исследований специалистом и интерном.

Формулировка выводов, отвечающих задачам исследования.

^ Тема 13. Использование принципов патопсихологиче­ского исследования при интерпретации данных и составлении заключения по его дан­ным

Описание отдельных нарушений в комплексе с данными целостного патопсихологического исследования. Ориентация в оценке нарушений деятельности больного с точки зрения структуры личности и изменений в ней. Сопоставление анамнестических данных с результатами экспериментального исследования.

Схема составления заключения, правила и рекомендации, которых необходимо придерживаться при составлении текста заключения.


^ Перечень учебной литературы


Автор

Название

Вид издания (учебник, учебное пособие)

^ Место издания, издательство, год издания, кол-во страниц

Основная литература

  1. Белопольская Н.Л.

Детская патопсихология

Хрестоматия

М.: Изд. Центр «Академия», 2000.- 326 с.

  1. 3ейгарник Б.В.

Патопсихология.

Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений

М.: Изд. Центр «Академия» 2002.- 208 с.

  1. Ковалев В.В.

Семиотика и диагностика психических заболеваний у детей и подростков.

Монография

М.: Медицина, 1985.- 288 с.

  1. Максимова Н.Ю., Милютина Е.Л.

Курс лекций по детской патопсихоло­гии.

Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений

Ростов-на-Дону: «Феникс», 2000.- 325 с.

  1. Лебединский В.В.

Нарушения психического развития в детском возрасте

Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений

М.: Изд. Центр «Академия» 2002.- 144 с.

  1. 6. Левченко И.Ю.

Патопсихология: Теория и практика

Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений

М.: Изд. Центр «Академия», 2002.- 232 с.

7. В. И. Лубовский, Т.В. Розанова, Л.И.

Солнцева и др.;

Под ред.

В.И. Лубовского.

Специальная психология

Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб.завед.

М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 464 с.


8. Лурия А.Р.

Основы нейропсихологии

Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений

М.: Изд. Центр «Академия» 2002.- 384 с.

9. Рубинштейн С.Я.

Экспериментальные методики патопсихологии

Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений

М.: Издательство ЭКСМО – Пресс, 1999.

10. Сост. С.Л. Соловьева.

Медицинская психология

Конспект лекций

М., ООО Издательство АСТ, СПб: ООО «Сова», 2004. – 156 с.

11. Хомская Е.Д.

Нейропсихология

Учебник для вузов

СПб: Питер, 2003.- 496 с.

12. Яньшин П.В.

Практикум по клинической психологии. Методы исследования личности

Практикум по психологии

СПб: Питер, 2004.- 336 с.

13.Яссман Л.В., Данюков В.Н.

Основы детской психопатологии.




М.: «Олимп», «ИНФА –М» 1999.- 256 с.

Дополнительная литература


  1. Бурлачук Л.Ф.

Словарь-справочник по психодиагностике.




СПб: Питер, 2002.- 528 с.

  1. Буянов М.И.

Беседы о детской психиатрии.

Кн. для учителей и родителей

М.: Просвещение, 1992.- 255 с.

  1. Иовчук Н.М. и др.

Детская социальная психиатрия для непсихиатров

Курс лекций

СПб: Питер, 2006.- 416 с.

  1. Ковалев В.В.

Психиатрия детского возраста.

Монография

М.: Медицина, 1979.- 543 с.

  1. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М.

Особенности психиче­ского развития аутичного ребенка // Аутичный ребенок: пути помощи.

Кн. для родителей

М.: Издательство «Теревинф», 1997.- 343 с.

  1. Никольская О.С.

Аффективная сфера человека: Взгляд сквозь призму детского аутизма

Монография

М.: Центр лечебной педагогики, 2000. – 364 с.

  1. Соколова Е.Е.

Тринадцать диалогов о психологии.

Хрестоматия

М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 653с.




^ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКИМ И ЛАБОРАТОРНЫМ ЗАНЯТИЯМ ПО КУРСУ ПАТОПСИХОЛОГИЯ


Специальность 020400 "Психология"


Методические рекомендации к семинарским занятиям

В курсе «Патопсихология» предусмотрены практические и лабораторные занятия, основная цель которых углубить понимание вопросов патопсихологии, обсуждаемых на лекциях. Содержание практических и лабораторных занятий отражает содержание тем, представленных в программе (см. «Краткое содержание каждой темы»).

Студентам предлагается готовить материалы докладов и рефератов в электронной оболочке, для того, чтобы все, изучающие курс, имели доступ к этим материалам. К тому же дальнейшее изучение вопросов патопсихологии предусмотрено в практических курсах «Специальная психология» и «Психология аномального развития», которые и содержательно, и тематически связаны с «Патопсихологией». Следует пользоваться всеми накопленными при изучении этого курса материалами при дальнейшем освоении практических навыков.


^ ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1


  1   2   3   4

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Патопсихология» Специальность: 020400 icon Учебно-методический комплекс по дисциплине «Патопсихология»

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Патопсихология» Специальность: 020400 icon Учебно-методический комплекс по дисциплине общий психологический практикум специальность

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Патопсихология» Специальность: 020400 icon Учебно-методический комплекс по дисциплине судебная медицина специальность 030501. 65 «Юриспруденция»

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Патопсихология» Специальность: 020400 icon Учебно-методический комплекс по дисциплине специальность 050102 Биология, со специализацией Фитодизайн

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Патопсихология» Специальность: 020400 icon Учебно-методический комплекс дисциплины «детская патопсихология» для студентов, обучающихся по специальности

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Патопсихология» Специальность: 020400 icon Учебно-методический комплекс Подготовки бакалавра по направлению 020400 психология бакалавр психолог

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Патопсихология» Специальность: 020400 icon Учебно-методический комплекс Подготовки бакалавра по направлению 020400 психология бакалавр психолог

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Патопсихология» Специальность: 020400 icon Учебно-методический комплекс по дисциплине «гистология с основами эмбриологии» Специальность 050102.

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Патопсихология» Специальность: 020400 icon Научно-образовательный комплекс По специальности 050701 «Биотехнология» учебно-методический комплекс

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Патопсихология» Специальность: 020400 icon Одобрено учебно-методическим советом юридического факультета судебная медицина учебно-методический

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы