Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов при подготовке к практическому занятию icon

Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов при подготовке к практическому занятию





Скачать 92.26 Kb.
Название Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов при подготовке к практическому занятию
Дата 06.04.2013
Размер 92.26 Kb.
Тип Методические рекомендации
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ УКРАИНЫ

Винницкий национальный медицинский университет им. М. И. Пирогова


"УТВЕРЖДЕНО"

на методическом совещании кафедры

ортопедической стоматологии

Заведующий кафедры

____________ доц. Мунтян Л. М.

"______"_______________ в 2011г.


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

для самостоятельной работы студентов

при подготовке к практическому занятию



Учебная дисциплина

Ортопедическая стоматология

Модуль № 1

Несъемное протезирование

Смысловой модуль №1

Обследование пациента в клинике ортопедической стоматологии

Тема занятия №2

^ Рентгенологические методы исследования

Курс

3

Факультет

Стоматологический



Методические рекомендации составлены соответственно образовательно-квалификационных характеристик и образовательно-профессиональных программ подготовки специалистов, которые утверждены Приказом МОП Украины от 16.05.2003 г. № 239 и экспериментально-учебного плана, который разработан на принципах Европейской кредитно-трансферной системы (ECTS) и утвержденной Приказом МОЗ Украины от 31.01.2005 г. № 52.


Винница - 2011



    1. Актуальность темы



Специальные методы исследования, которые применяются в ортопедической стоматологии, разнообразны. Иногда их называют дополнительными, так как их смпользуют не для всех обследуемых. Цель этих лабораторно-инструментальных исследований - установить точный диагноз и подтвердить его. Для проведения специальных методов исследования должна быть обоснованая их необходимость: уточнение субъективных и объективных симптомов, в некоторых случаях они способствуют пониманию морфологических и функциональных изменений, которые развиваются в результате болезни. Они, также, позволяют утвердить или отрицать предположения (рабочие гипотезы), которые возникают в процессе обследования пациента, разработать соответствующий план лечения с учетом индивидуальных особенностей, проследить за изменениями, какие возникают во время ортопедического лечения, а также оценить его последствия.


    1. Конкретные цели:

  • Формулировать определение понятия "рентгенограмма".

  • Знать методику чтения внутриротовых рентгенограмм

  • Знать показания к проведению томографии

  • Знать особенности панорамной рентгенографии

  • Знать показания к проведению телерентгенологического исследования


3. Базовый уровень подготовки

Название предыдущей дисциплины

Полученные навыки

Нормальная анатомия

Знать строение зубочелюстной системы

Нормальная физиология

Объяснить анатомо-функциональную целостность зубочелюстной системы

Пропедевтика ортопедической стоматологии

Знать алгоритм проведения обследования




^ 4. Задание для самостоятельной работы во время подготовки к занятию

4.1. Перечень основных понятий, параметров, которые должен усвоить студент во времья подготовке к занятию

Понятия

Определение

Рентгеновский снимок (рентгенограмма)

изображение на специальной пленке, засвеченной рентгеновскими лучами после проходженняїх через исследуемый объект.

Зонографией

Послойное обследование с малым углом ( 8-10 )

Рентгеновизиография

метод, который объединяет в себе использование рентгеновской установки и видеокамеры.

Ангиография-

метод контрастного рентгенологического исследования сосудистой системы



^ 4.2. Теоретические вопросы к занятию

  1. Дать определение понятия "рентгенограмма".

  2. Методика чтения внутриротовых рентгенограмм

  3. Показания к проведению томографии

  4. Особенности панорамной рентгенографии

  5. Показания к проведению телерентгенологического исследования

    1. Практические задания, которые выполняются на занятии



    2. ^ 1. Обсуждение показаний к применению дополнительных методов обследования.

    3. 2.Оценка и характеристика прицельного рентгенологического снимка

    4. 3. Оценка и характеристика панорамного рентгенологического снимка

Содержание темы

В ортопедической стоматологии рентгенологическое исследование используется для изучения морфологических и, в определенной степени, функциональных особенностей органов зубочелюстной системы. На практике применяется несколько рентгенологических методов: внутри- и внеротовая рентгенография, томография, панорамная рентгенография, ретгеновизиография и др. Большинство из этих методов основанный на получении и прочтении рентгеновских снимков.

^ Рентгеновский снимок (рентгенограмма) - изображение на специальной пленке, засвеченной рентгеновскими лучами после проходженняїх через исследуемый объект.

Для правильной оценки рентгенограмм необходимые знания анатомии и рентген- анатомии зубов и челюстей, а также осведомленность об основных правилах методики и техники их получения. Изучению подлежат и имеют диагностическое значение идентичные, четкие и проекционный не искаженные снимки, которые получают, пользуясь правилом изометрии : центральный луч проходит через верхушку корня зуба, который снимается, перпендикулярно к биссектрисе угла, образованного длинной осью зуба и поверхностью пленки. Отступление от этого правила приводит к укорачиванию или удлинению объекта (изображение выходит дольше или короче, чем сами зубы).

На рентгеновской пленке изображение выходит негативным: костная ткань имеет светлые оттенки, мягкие ткани и воздушные пространства - темные.

Ткани зубов и челюстей имеют разную плотность и толщину, потому рентгеновские лучи поглощаются неодинаковой мерой. Вследствие этого на рентгенограмме выходит изображение, которое состоит из разных теней.

На обычной рентгенограмме зубов видно тень эмалевого покрова коронки; тень дентина коронки; просветление, соответствующее полости зуба; просветление, соответствующее корневому каналу; тень корня зуба, которая состоит из тени дентина и тени цемента; плотная полоска кортикального слоя стенок лунки; изображение межзубной перегородки. Губчатая костная ткань альвеолярных отростков челюстей изображена на снимках густым переплетением плотных костных балочек и светлых полостей, заполненных костномозговым веществом, которые перекрещиваются в разных направлениях. Оценивая ретгенограми верхней челюсти, необходимо учитывать ее анатомические особенности, в частности наличие воздухоносных пазух.

В тканях зуба содержится разное количество солей, следовательно, лучи через них проходят по-разному, потому на рентгенограмме эмаль имеет более светлый тон, чем дентин и цемент (четко заметный предел между эмалью и дентином). Кариозные полости, если они не запломбированы, имеют темный оттенок; при наличии пломб, в зависимости от материала - светлый оттенок (пластмасса хорошо пропускает лучи, потому полость на рентенограмме может показаться незапломбированной). Полость зуба и периодонтальная щель выглядят как равномерная темная линия разной конфигурации.

Внутриротовая рентгенограмма позволяет установить кариозные полости на апроксимальных поверхностях и под искусственными коронками, а также наличие ретинированых зубов; при патологической стертости - ориентировочную топографию пульпы, степень проходности каналов, наличие дентиклей. Можно получить важные данные о качестве пломбирования каналов, состоянии околоверхушечной ткани (розтягнення костной ткани, гиперцементоз). Из боковых поверхностей корня зуба рентгенографически можно определить состояние периодонтальной щели (ширина), а также костной ткани альвеолярных отростков (стенок альвеол), вместе с запирательной пластинкой.

^ Методика чтения внутриротовых рентгенограмм включает:


- - оценку качества рентгенограммы : контрастность, резкость, проекционные искажения (удлинение, укорачивание зуба);

- - определение челюсти, группы зубов;

- - анализ тени зуба : состояние коронки, характеристика полости зуба, состояние корня, характеристика корневых каналов, оценка периодонтальной щели, состояние компактной пластинки лунки зуба;

- - оценку окружающих тканей : состояние межзубных перегородок, анализ патологической тени.

Томография - послойное обследование, которое позволяет получить изображение определенного слоя участка, который изучается. Используют специальные аппараты- томографы или томографические приставки. С помощью томографии можно выучить взаимоотношение элементов височно- нижньочелюсного сустава, получить рентгеновское изображение определенного слоя костной ткани, а также выявить тонкие изменения в структуре костей сустава.

Послойное обследование с малым углом ( 8-10 ) называется зонографией, во время такого обследования определенного участка изображения получают четче и контрасним.

^ Панорамная рентгенография позволяет получить полную картину всех зубов в виде панорамного снимка с увеличением в 2 раза. Во время съема рентгеновская трубка остается не подвижной, а двигаются объект и кассета. При этом четко определяются только те слои объекта, которые снимались с одинаковой скоростью с кассетой.

^ Телерентгенологическое исследование. Под термином "телерентгенография" понимают обследование при условии значительного фокусного расстояния, чем обеспечиваются минимальные изменения размеров органа, который обследуется. Методика используется для диагностики разных аномалий прикуса и оценка эффективности ортодонтичного лечения.


Рентгеноизиография -метод, который объединяет в себе использование рентгеновской установки и видеокамеры. С его помощью получают на экране рентгеновизиографа изображение мягких тканей, тканей зуба с увеличением в 27 раз. Кроме этого, распечатывается фотоснимок полученного на экране изображения.


Аниография- метод контрастного рентгенологического исследования сосудистой системы. В случае обследования артерий - артериография, в случае обследования вен - венография.


Материалы для самоконтроля (добавляются)



  1. Рекомендованная литература.

Основная:

  1. Конспект лекций.

  2. М. Д. Король "Пропедевтика ортопедической стоматологии" Винница, новая книга, в 2009 г., с 83-140,

  3. Аболсасов , Аболмасов Н.Н., Бычков В.А., Аль—Хаким А. «Ортопедическая стоматология», Смоленск 2000, с. 41-46

  4. Рожко М. М., Неспрядько В.П. "Ортопедическая стоматология", книга плюс, Киев 2003, с.84-95

  5. Коновалов А.П., Курякин Н.В., Митин Н.Е. "Фантомной курс ортопедической стоматологи" Москва 2001, с.24-35

6. Гаврилов Е.И., Щербаков А.С. "Ортопедическая стоматология". - М., - Медицина. - 1984 –с. 63-70

Дополнительная:

      1. Л. С. Коробейников " методологические основы диагностического исследования в клинике ортопедической стоматологии", Полтава- 2003

      2. М. Д. Король, Ю.І.Силенко "функциональная диагностика в ортопедической стоматологии" Полтава - 1995

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов при подготовке к практическому занятию icon Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов при подготовке к практическому занятию

Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов при подготовке к практическому занятию icon Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов при подготовке к практическому занятию

Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов при подготовке к практическому занятию icon Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов при подготовке к практическому занятию

Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов при подготовке к практическому занятию icon Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов при подготовке к практическому занятию

Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов при подготовке к практическому занятию icon Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов при подготовке к практическому занятию

Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов при подготовке к практическому занятию icon Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов при подготовке к практическому занятию

Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов при подготовке к практическому занятию icon Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов при подготовке к практическому занятию

Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов при подготовке к практическому занятию icon Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов при подготовке к практическому занятию

Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов при подготовке к практическому занятию icon Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов при подготовке к практическому занятию

Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов при подготовке к практическому занятию icon Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов при подготовке к практическому (семинарскому)

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы