Тема: «Витамины и их значение для организма человека» icon

Тема: «Витамины и их значение для организма человека»





Скачать 424.14 Kb.
Название Тема: «Витамины и их значение для организма человека»
работы
Дата 07.04.2013
Размер 424.14 Kb.
Тип Документы
МОУ «Васильчуковская СОШ»

Ключевского района

Алтайского края


Тема:


«Витамины и их значение для организма человека»


Автор работы: Менщиков Максим


Научный руководитель: Рящикова Галина Григорьевна


Консультанты: Менщикова Елена Васильевна

Менщиков Константин Владимирович


     

2009


Цели:

углубление знаний о витаминах, их разнообразии и значении для организма человека;

развивать знания об овощах и фруктах как обязательном компоненте рациона питания человека;

развитие мотивации здорового образа жизни.


Задачи:

выявить необходимость употребления витаминов;

рассмотреть причины заболеваний, которые возникают из-за недостатка витаминов;

ознакомить с результатами исследования одноклассников и учащихся школ.


План:



  1. Причины выбора темы.

  2. Значение слова «витамины»

  3. Разнообразие витаминов

  4. Болезни, возникающие от недостатка витаминов

  5. Необходимость использования овощей и фруктов в рационе питания человека

  6. Выводы



1. Я выбрал тему своей работы «Витамины и их значение для организма человека» не случайно. Дело в том, что я давно хотел подробнее узнать о витаминах, о том какие витамины содержатся в тех или иных продуктах, которые мы употребляем в пищу. Как эти витамины называются и на что они влияют в организме человека. А ещё мне очень хочется помочь моей маме, которая часто болеет. Мы часто слышим от своих родителей, что нужно съесть яблочко или выпить молока, так как они содержат витамины. Но мы не задумывались о том, какие это витамины и зачем их нужно употребить в пищу.


^ 2. Что же значит слово «витамин»?

Vita
– значит жизнь. Именно от латинского слова жизнь образовалось название привычных для нас уже витаминов. Мы любим вкусные аптечные шарики – витамины; знаем, что они прячутся в моркови и яблоках, апельсинах и капусте. Мы относимся к витаминам с уважением и бываем очень озабочены, особенно весной, если подозреваем, что недокармливаем наш организм витаминами. А ведь ещё в конце прошлого века об их существовании ничего не знали. В 1880 году русский учёный Н.И.Лунин на опытах с мышами доказал существование совершенно необходимых в пище больших доз дополнительных факторов. Эти факторы получили название витаминов.


3. Учёные выделили ряд витаминов и дали им названия. Все витамины делятся на две основные группы: водорастворимые (С, В1, В2, В3, В9, В12, Н, Р, РР) и жирорастворимые (А, D, E, F, K).

^ Витамин А (ретинол). Основным источником этого витамина являются рыба и морепродукты, сливочное масло, куриные яйца, а также абрикосы и печень. Витамин A призван обеспечивать нормальное состояние кожи и слизистых оболочек органов, отвечает за улучшение зрения, а также сопротивляемости организма в целом, регулирует процессы роста.

^ Витамин B1 (тиамин). Источниками этого витамина являются рис, овощи и мясо птицы, ржаной и пшеничный хлеб, фасоль, горох, соя, цветная капуста, картофель, грецкие орехи. Он отвечает за укрепление нервной системы и памяти, а также улучшает пищеварение.

^ Витамин B2(рибофлавин). Влияет на белковый обмен. Этот витамин находится в молоке, яйцах и брокколи, в Куринном мясе, хлебобулочных изделиях, капусте. Он является ответственным за укрепление волос, ногтей, а также оказывает положительное влияние на состояние нервных волокон и тканей.

^ Витамин РР(ниацин, никотиновая кислота). Источниками данного витамина являются хлеб грубого помола, рыба, орехи, овощи, мясо и сушеные грибы. Он призван регулировать кровообращение и уровень холестерина. Нормализует водно-солевой обмен, стимулирует работу сердечно-сосудистой системы.

^ Витамин В3 (Пантотеновая кислота). К продуктам, которые содержат этот витамин, относятся: фасоль, цветная капуста, яичные желтки, мясо, сельдь, треска, овсяные хлопья, лук, кукуруза. Пантотеновая кислота отвечает за регулирование функций нервной системы и двигательной функции кишечника.

^ Витамин В6 (пиридоксин). Источниками этого витамина являются цельные зерна, яичный желток, пивные дрожжи и фасоль, картофель, капуста, морковь, бананы, груши. Он оказывает благотворное влияние на функции нервной системы, печени, а также на кроветворные процессы.

^ Витамин В9 (Фолиевая кислота). Эта кислота содержится в савойской капусте, шпинате и зеленом горошке, в капусте, укропе, салате, тыкве, землянике. Она необходима для роста и нормального кроветворения.

^ Витамин B12 (цианокобаламин). Источниками этого витамина являются мясо, сыр и морепродукты. Он оказывает благотворное влияние на процессы кроветворения, состояние центральной и периферической нервной системы, а также стимулирует рост растущего организма.

^ Витамин Н (Биотин). Источниками биотина являются яичный желток, помидоры, неочищенный рис и соевые бобы. Он оказывает благотворное влияние на состояние кожи, волос, ногтей, а также регулирует уровень сахара в крови. Регулирует жировой обмен веществ.

Витамин С (аскорбиновая кислота). Усвоение белков, поступающих с пищей, и образование новых возможны лишь при достаточном количестве витамина С в организме. Большие запасы этого знаменитого витамина содержатся в шиповнике, сладком перце, черной смородине и облепихе. Он исключительно полезен для нормальной работы иммунной системы, а также соединительной ткани, костей, кроме того, способствует заживлению ран.

^ Витамин D (кальциферолы). Источником данного витамина являются рыбий жир, печень рыб, икра и яйца. Он укрепляет кости и зубы. Регулирует фосфорно-кальциевый обмен, повышает устойчивость организма к инфекциям.

^ Витамин Е (токоферолы). Данный витамин содержится в орехах и растительных маслах. Он участвует в обмене белков, углеродов, жиров. Кроме этого, витамин E замедляет старение организма.

^ Витамин К (филлохиноны). Источниками этого витамина являются шпинат, салат, тыква, морковь, картофель, кабачки и белокочанная капуста. Он регулирует свертываемость крови. Нужен для нормального функционирования печени, укрепляет стенки сосудов.


4. Источником витаминов для человека служит как растительная, так и животная пища. Потому что производятся витамины в основном растениями. Животные, питаясь растительной пищей, накапливают их в своих органах и тканях. Некоторые витамины вырабатываются бактериями, живущими в нашем кишечнике.

В человеческом организме нет ни одной системы, которая могла бы функционировать в отсутствие витаминов. Огромное количество болезней, которыми страдала большая часть человечества на всем протяжении своей истории, были вызваны недостатком этих сложнейших химических соединений, о существовании которых в те времена просто никто не подозревал. Каждый витамин обладает только своими особенностями и задачами, которые он выполняет, оказывая необходимое воздействие на организм человека.

При недостатке витаминов возникают болезни обмена веществ. По сравнению с потребностью в питательных веществах, потребность в витаминах ничтожна мала. У детей она зависит от возраста, у взрослых от профессии. Так, эта потребность возрастает при тяжёлых физических нагрузках, при работе в условиях высокой или очень низкой температуры, повышенного или пониженного атмосферного давления. Существует множество категорий людей, у которых наблюдается повышенная потребность в витаминах. К таким категориям можно отнести людей, находящихся в стрессовой ситуации, а также спортсменов, курильщиков, тех, кто часто употребляет алкоголь, подростков и пожилых людей.

При длительном недополучении организмом какого-нибудь витамина возникает заболевание, называемое авитаминоз. Если организм витамины всё-таки получает, но недостаточно, возникающая болезнь называется гиповитаминоз. Бывают и случаи гипервитаминоза – заболевания, связанного с переизбытком какого-либо витамина.

Поэтому указанным категориям людей настойчиво рекомендуется принимать витамины дополнительно, в виде различных витаминных препаратов и добавок. Существует ошибочное мнение, что «синтетические» витамины не соответствуют «живым», природным, менее эффективны. На самом деле же все витамины, выпускаемые промышленностью, полностью соответствуют «природным», присутствующим в натуральных продуктах питания. Многие витамины, выпускаемые промышленностью, получаются из природного сырья.

Недостаточное употребление витаминов в детстве отрицательно сказывается на здоровье, физическом развитии, способствуют постепенному развитию обменных нарушений, хронических заболеваний и в итоге препятствует формированию здорового поколения. Витаминный дефицит резко усиливает отрицательное воздействие на организм вредных экологических условий, повышенного радиационного фона, усиливает риск онкологических заболеваний и генетических нарушений. Поэтому для оптимальной работы всех функциональных систем организма человека в его рацион должны ежедневно входить витамины.


5. Удовлетворить недостаток витаминов можно при помощи самых обычных продуктов. Так, обеспечить наполовину суточную потребность в витамине С можно за счёт картофеля. Лучше всего витамин С сохраняется в свежесваренном картофеле. Так же в картофеле содержатся витамины А и В. А сколько витаминов содержится в обыкновенном луке? Лук содержит в себе витамины А, В, С, РР. Лук считался у египетских крестьян не только одним из любимейших кушаний, но и священным растением. Рабы и крестьяне при постройке пирамиды Хеопса съели такое количество лука и чеснока, на покупку которого понадобилось 1600 талантов серебра, что, в переводе на наши деньги, составляет 2 миллиона рублей. А капуста – это ценный источник каротина, витаминов группы В, Р, РР, витамина К. Чтобы сделать запас витаминов на зиму, издавна на Руси капусту квасили. Потому что в квашеной капусте сохраняются все витамины. Знаменитый английский мореплаватель Джеймс Кук вёз с собой на корабле 60 бочек квашеной капусты. Благодаря этой капусте, которую ели Кук и его спутники, они были здоровы и выдержали испытания на своём пути. И это благодаря витаминам, которые содержатся в капусте. Я считаю, что при приготовлении различных блюд из овощей и фруктов, для того, чтобы сохранить витамины, нужно соблюдать какие то определённые правила. Я знаю одно из них – это приготовление на пару.

6.Я считаю, что для того чтобы было здоровое общество, нужно начинать следить за здоровьем с детства. Для этого нужно следить за правильным питанием детей. Даже в школе детям в чай добавляются витамины. Детям рекомендуется в пищу употреблять молоко, так как в нём содержатся более 100 различных веществ, необходимых растущему организму. Дети должны знать, что от того, как, что, сколько и когда мы едим, зависит физическая и умственная работоспособность. Я знаю, что ежедневно нужно употреблять в пищу овощи и фрукты, так как они содержат «живые» витамины. А если есть необходимость в использовании «синтетических» витаминов, нужно обязательно консультироваться с врачом.


Литература:


1. Витамины./Под ред. Смирнова М. П.- М.: Медицина, 1974.

2. Безруких М. М., Филиппова Т. А., Макеева А. Г. Разговор о правильном питании. ОЛМА – ПРЕСС Инвест, 2003.

3. Энциклопедия













Дружите с витаминами!

















Всем хочется видеть детей здоровыми, бодрыми и счастливыми! Но как этого добиться? Есть один простой способ: здоровый образ жизни. Всемирной организацией здравоохранения в 1940 г. введено новое определение понятия здоровье. Здоровье – это полное физическое, психическое и социальное благополучие, а не только отсутствие болезней или физических дефектов. Верно и то, что благополучие человека зависит от душевного и телесного здоровья, что напрямую связано с образом жизни, который ведет человек. Здоровый образ жизни – это такое поведение, стиль жизни, который способствует сохранению и укреплению здоровья. Нелегко бывает побудить взрослого человека вести здоровый образ жизни. Это нужно делать гораздо раньше, еще в детском возрасте. Тема здоровья детей в последнее время часто обсуждается специалистами разного профиля. Этой проблемой занимаются ученые, работники медицины, физиологи, психологи и педагоги, даже политики. Современное общество осознало важность и актуальность данной проблемы. Отрадно осознавать, что в данной ситуации педагоги не остались в стороне. Наоборот, они действуют незамедлительно и решительно, предлагая конкретные решения в сложившейся ситуации. Так в последнее время в учебно-воспитательном процессе, как и в методической литературе, особое место занимает вопрос о формировании основ здорового образа жизни. В программах дошкольных учреждений и в учебных планах школы появляются разделы, направленные на формирование духовно-эстетической, физической и экологической культуры. Реализация программы “Разговор о правильном питании” в начальной школе является удачным тому примером.

Цель этой программы – формирование у детей ценностного отношения к собственному здоровью, освоению навыков правильного питания как составной части здорового образа жизни. Работа по данной программе интересна и полезна для детей.

Как педагог, я очень хорошо понимаю важность и актуальность вопросов, которые рассматриваются в этом курсе. Убеждена, что в скором времени программа “Разговор о правильном питании” будет реализована в различных учебных учреждениях в различных вариантах. Программа представляет собой новую воспитательную технологию, которая способствует формированию у детей основ культурного и здорового образа жизни. Замечательно, что одновременно с этим возможно решение других, не менее важных задач. На занятиях возможна коррекция различных нарушений у детей младшего школьного возраста: развитие речи (формирование лексического запаса и активного словаря, грамматического строя языка, навыков чтения), коррекция недостаточно сформированных психических процессов (внимание (произвольное), память (долговременная), мелкая пальцевая моторика, мышление и его операции), развитие наглядно-образного и наглядно-действенного, логического мышления, формирование положительных эмоций, развитие навыков работы с учебником, техники чтения, творческих способностей. Это происходит ненавязчиво, естественно, в доступной, интересной, игровой форме. При изучении темы дети опираются на свой опыт, показывая неплохие знания в бытовых сферах жизни. Это создает ситуацию успеха, положительный эмоциональный настрой детей, что очень важно при обучении и воспитании детей в классе компенсирующего обучения. Одним словом, “убиваешь двух зайцев”.

Программа “Разговор о правильном питании” разработана специалистами Института возрастной физиологии РАО, которые уделяют огромное внимание вопросам здоровьесбережения. Высоко оценены усилия спонсора программы – компании Нестле. Именно она стала инициатором создания и внедрения этого курса, обеспечила разработку и издание учебно-методических комплексов. Программа имеет методическое оснащение: 2 модуля – прекрасно оформленные рабочие тетради для детей “Разговор о правильном питании” и “Две недели в лагере здоровья”, содержащие 15 и 17 тем соответственно, методическое пособие для учителя, комплект плакатов, брошюру для родителей. В первом модуле “Разговор о правильном питании” каждая тема – это новое и увлекательное путешествие вместе с героями телевизионной передачи “Улица Сезам”. Любопытный Зелибоба всегда задает интересные и важные вопросы. Его вопросы вызывают интерес и у ребят. Изобретательный Кубик постоянно что-нибудь придумывает и долго думает, прежде чем что-то решить. Это подготавливает детей к восприятию темы и незаметно для них стимулирует мыслительную деятельность. Бусинка любит фантазировать, что нравится и детям. Вместе с Бусинкой ребята придумывали необычные праздники. Хочется сказать несколько слов о практических заданиях. Во-первых, их наличие в тетрадях облегчает труд педагога, ничего не нужно придумывать самой, искать дополнительный развивающий материал. Во-вторых, такие задания вызывают огромный интерес у детей. При их выполнении ребята много рисовали, разукрашивали, разгадывали кроссворды, выполняли увлекательные задания, которые способствовали развитию внимания, логического мышления, памяти, одновременно закрепляя новые знания. Особую радость детям приносила творческая и исследовательская работа, которая поощрялась яркими и забавными наклейками, которые находились тут же, в рабочей тетради. Дети приклеивали улыбки за правильно выполненную работу либо полностью выполняли задание, используя нужные наклейки. Идея второго модуля “Две недели в лагере здоровья” - наблюдение за жизнью сверстников в подмосковном летнем лагере. За две недели ребята узнали много новых секретов здоровья. Их открыли для себя и мои ученики. Содержание и задания этого курса так же направлены на развитие представлений младших школьников о рациональном питании как составной части здорового образа жизни. Отмечу, что материал второго модуля более серьезный и трудный для восприятия, поэтому предназначен для детей 8 – 11 лет.

Важно и то, что благодаря этой программе многие мамы и папы смогут познакомиться с основами рационального питания как составной части здорового образа жизни. Практика показывает, что многие родители безграмотны в этом вопросе либо не предают особого значения проблеме питания. Многие считают, что правильное питание ребенка требует больших финансовых затрат и по карману лишь очень обеспеченным семьям. Теперь родители моих учеников знают, что полезная и здоровая пища далеко не самая дорогая. К тому же важно не только то, что ест ребенок, но и как организовано его питание. Оно должно быть сбалансированное и рациональное, что обеспечит содержание в рационе всех необходимых для роста и развития ребенка питательных веществ.

При реализации программы “Разговор о правильном питании” во 2 "В" классе я убеждалась в том, что дети действительно осознавали необходимость заботиться о своем здоровье. Постепенно, в течение учебного года, у детей формировалось представление о том, как можно сохранять и укреплять здоровье, соблюдая законы правильного, рационального питания. Так, например, дети составляли собственное меню с учетом полученных знаний. Его придерживались семьи моих учеников в выходные дни. Была и небольшая экскурсия в школьную столовую, что позволило детям больше узнать о работе повара в сфере общественного питания, сравнить посуду на школьной и домашней кухне. Ребята изучили меню, которое предлагала столовая нашей школы. Был сделан вывод о том, что это меню составлено безупречно и соответствует законам рационального питания. Творчески дети относились к домашним заданиям. Они охотно делились рецептами любимых блюд; рассказывали, как сварить вкусное варенье, в котором так много необходимых нам зимой витаминов; объясняли друг другу, как можно утолить голод, если мама не успела приготовить обед; придумывали новые полезные блюда; на практике учились правильно накрывать стол… При этом учащиеся знакомились с традициями разных народов, узнавали об особенностях национальной кухни, правилами этикета, связанными с питанием. Дети даже контролировали ситуацию в своей семье, давали советы родителям. Вот несколько несложных правил, которые помогут поддерживать “здоровый дух в здоровом теле”.

Прежде всего, нужно позаботиться о соблюдении режима питания. Детям 6–7 лет необходимо есть 4–5 раз в день, перерыв между приемами пищи должен быть не более 3–3,5 часов. Наиболее рациональное распределение калорий следующее: завтрак – 25% от суточной калорийности, обед – 35%, полдник – 15%, ужин – 25%. Если режим питания не нарушается и соблюдается изо дня в день, то организм ребенка начинает готовиться к приему пищи заранее. Благодаря этому пища лучше переваривается. Соблюдения режима питания – лучшая профилактика заболеваний органов пищеварения.

Сбалансированное питание предусматривает строго определенное соотношение белков, жиров, углеводов в суточном рационе. Особое значение в питании детей имеют белки. Объясняется это тем, что без белков не может быть осуществлено воспроизводство основных структурных элементов органов и тканей. Рекомендуется на завтрак и ужин приготовить ребенку молочные блюда (сырники, вареники, омлет, молочные каши), они обеспечивают потребность ребенка в белке и легко усваиваются. Мясные блюда лучше есть во время обеда. Нужно помнить, что избыток мясной пищи в рационе столь же вреден, как и ее недостаток. Жиры служат источником энергии и строительным материалом для организма. Их присутствие в дневном рационе обязательно. Углеводы также являются источником энергии. Они способствуют утилизации организмом белков и жиров. Углеводы входят в состав клеток и тканей. Каши и запеканки – основные источники углеводов. Много углеводов и витаминов содержится в растительной пище. Овощи и фрукты необходимы ребенку каждый день. В пище обязательно должны содержаться минеральные вещества, которые входят в состав клеток и тканей организма и участвуют в разнообразных процессах обмена веществ.

Питание ребенка должно соответствовать ежедневным энергетическим затратам организма. С продуктами питания в организм должно поступать столько энергии, сколько ее расходуется в течение суток. Калорийность пищи не должна превышать расход энергии более чем на 5%. Количество калорий, необходимых ребенку, во многом зависит от его образа жизни. Это следует учитывать при составлении меню.

Убеждена, что программа “Разговор о правильном питании” решает не только задачи здоровьесбережения, но и способствует развитию личности ребенка в целом. Эффективность этого курса проверена и подтверждена мною на практике. Успешная реализация этой программы дает мне право рекомендовать как учителям начальных классов, так и воспитателям детских садов использовать ее в своей работе. Для этого не требуется какой-либо специальной подготовки педагога, все рекомендации, содержащиеся в программе, доступны и выполнимы, формы и методы построения занятий разнообразны. При планировании занятий педагог дошкольного или школьного учреждения без труда сможет внести необходимые изменения и дополнения с учетом возрастных особенностей и возможностей каждого ребенка и всего детского коллектива в целом. Учебно-методический комплект “Разговор о правильном питании” может использоваться по усмотрению педагога частично, например, в качестве дополнительного пособия к урокам природоведения в 1-м и 2-м классе.

^ Нормы физиологических потребностей в энергии

Группа населения

^ Потребность в энергии (ккал)

мальчики

девочки

Дети 7–10 лет

2500

2100

Дети 10–14 лет

2350

2350

Дети 14–17 лет

3000

2600

^ Потребности в витаминах детей 615 лет и содержание витаминов в различных продуктах

Витамин

Потребность

Содержание витаминов в 100 г продукта

А (МЕ)

5000

печень (60000)
рыбий жир (35000–10000)
молоко (140)
сыр (1000)
яйцо (1200)
скумбрия (600)
морковь (10000)
зелень (10000)

В1 (МГ)

1,3

печень (0,3)
свинина (0,7)
молоко (0,4)
хлеб грубого помола (0,4)
крупы (0,15)
бобы (0,3)

В2 (МГ)

0,4–1,5

молоко (0,15)
сыр (0,25)
печень (0,3)
свинина (1,0)
рыба (0,2)
яйцо (0,3)
зелень (0,5)
крупы (0,1)

C (МГ)

30–60

овощи (25–90)
картофель (16)
фрукты (15)
смородина
квашеная капуста
чеснок

Д (МГ)

7,5–10

витаминизированные смеси (10–20)
рыбий жир витаминизированный (250)

Е (МКГ)

7–10

растительное масло
зелень
бобовые
орехи

К (МКГ)

30–45

свиная печень
молоко
зелень

РР (МКГ)

15–20

мясо (45)
рыба (7)
печень (17)
зелень (2,4)
орехи (5)

В6 (МГ)

1,7

мясо
печень
курица
зерно
бобы
орехи

В12 (МГ)

2

мясо
рыба
яйцо
молоко
сыр

Фолиевая кислота (МГ)

5

печень
сыр
орехи
рыба
зерно
зелень


^ УРОКИ ЗДОРОВЬЯ

Основная цель программы – воспитание у детей представления о рациональном питании как составной части культуры здоровья. Выбор содержания программы не случаен, ведь правильное питание – один из краеугольных камней, на котором базируется здоровье человека. Разработка и внедрение курса в работу школ осуществляется по инициативе и при спонсорской поддержке компании "Нестле", программа разработана в Институте возрастной физиологии, под руководством академика М.М. Безруких.

Программа включает в себя темы, освещающие наиболее важные проблемы, связанные с организацией рационального питания ребят этого возраста. Курс снабжен специальными учебно-методическими комплектами – красочными рабочими тетрадями для малышей, методическими пособиями для учителей, брошюрами для родителей, плакатами. Как показывает практика, программа может быть интегрирована в базовые школьные курсы "Окружающий мир", "Естествознание", "Природоведение", "ОБЖ" или использоваться при проведении внеклассной работы, во время классных часов или в группах продленного дня, а также в работе детских садов и прогимназий.

Герои программы – участники известной телепередачи "Улица Сезам", сказочные персонажи Зелибоба, Кубик, Бусинка, предлагающие множество интересных игр. В них ребенок не только учится сам, но и учит других – своих друзей, родителей. Кстати, взрослые члены семьи отмечают, что о многих секретах правильного питания они узнали от своих детей.

Немаловажно и то, что содержание программы построено с учетом разных экономических условий. Авторы "Разговора о правильном питании" не согласны с весьма распространенным мнением о том, что здоровое питание – дорогое питание. Малыши в игре узнают о полезных и необременительных для семейного бюджета блюдах.

Рассмотрим некоторые из тем курса "Разговор о правильном питании". Так, тема "Самые полезные продукты" направлена на формирование у детей представления о значимости различных продуктов питания для здоровья. В содержании курса нет деления на полезные и вредные продукты (что нередко можно встретить в других обучающих курсах). Авторы "Разговора о правильном питании" намеренно избегают такого резкого деления, ведь при этом оценки, сделанные учителем в ходе занятия, могут противоречить традициям питания, сложившимся в семье. Можно ли, к примеру, говорить школьнику о вреде бутербродов с колбасой, если дома он обычно ест их на завтрак и ужин? Поэтому авторы предлагают оценивать продукты как очень полезные (те, которые нужно есть ежедневно); полезные, но употребляемые не каждый день; и те, которые есть можно, но нечасто.

Увы, полезность того или иного продукта, блюда далеко не всегда определяет его популярность среди детей. Какой малыш добровольно откажется от шоколадки в пользу овсяной каши, даже если он знает, что каша поможет ему стать сильным и крепким?

А что, если ребенок сам будет контролировать свой рацион? Одно из заданий включает в себя заполнение специального дневника, где нужно записывать или наклеивать изображения самых полезных продуктов и блюд, которые малыш съел в течение дня. Никто не запрещает ребенку есть любые блюда, но в дневнике должны быть отмечены только самые-самые. Так, незаметно для самого себя ребенок привыкает оценивать полезность своего ежедневного рациона. В конце недели подводятся итоги – кто в классе или группе набрал больше всего очков. А кому же из малышей не хочется победить в соревновании!

Выполняя игровое задание, дети приглашаются в магазин одного из героев курса – дяди Саши. Они должны собрать для себя корзину самых полезных продуктов. Для этого могут быть использованы рисунки и наклейки из тетради; муляжи продуктов. Однако наиболее эффективной формой организации такого занятия является экскурсия в настоящий продуктовый магазин. При этом у ребят не только формируются практические навыки выбора продуктов, но ими осваиваются правила формального общения (в данном случае с продавцом, кассиром и т.д.).

Тема "Как правильно есть" направлена на формирование у школьников представления о гигиене и режиме питания. Здесь также используется дневник. В ходе занятия учащиеся выделяют для себя пять основных правил гигиены питания: "Мою руки перед едой с мылом", "Мою фрукты и овощи перед едой", "Ем небольшими кусочками, не тороплюсь", "Не разговариваю во время еды", "Ем в меру". Затем ребята фиксируют в дневнике выполнение этих правил: если правило соблюдается в течение всего дня – в специальной графе ребенок приклеивает большую наклейку-"улыбку", если малыш в какой-то момент забыл выполнить правило – "улыбка" поменьше, ну а если правило выполнялось только один раз в течение дня (каждый из нас имеет право на ошибку) – прикрепляется самая маленькая "улыбка". Таким образом, у малышей формируются полезные навыки самоконтроля и самооценки. Дело в том, что традиционно с самого раннего возраста ребенок привыкает к внешней оценке (со стороны родителей, учителей и т.д.). Между тем, реализация установки на здоровый образ жизни невозможна, если ребенок не умеет прогнозировать и оценивать предполагаемые результаты собственного поведения. Это, в свою очередь, позволит ребенку избегать форм поведения, причиняющих вред здоровью, сознательно делая выбор в пользу сберегающего здоровье поведения.

Тема "Из чего варят каши" рассказывает детям о полезных свойствах этого блюда – прекрасного варианта завтрака (очень полезно, недорого и просто в приготовлении). Однако в большинстве семей каша сегодня не входит в ежедневный рацион питания, поскольку, как уверяют мамы, их дети "не любят каши". Можно ли сделать так, чтобы каша понравилась детям? На занятиях ребята узнают о том, как превратить привычную для них кашу в необычное, вкусное блюдо. Взрослый вначале рассказывает детям о том, какие добавки используются для каш (изюм, орехи, чернослив и т.д.). Затем дети при помощи специальных рисунков в тетради "готовят" для себя каши (в нарисованные тарелки ученики приклеивают наклейки с изображениями добавок или рисуют эти добавки) и придумывают им названия.

В классе или группе детского сада может быть организован конкурс "Самая вкусная каша". По договоренности с сотрудниками столовой или с помощью родителей готовится несколько видов каш. Команды ребят, используя добавки, придумывают свои варианты каш и названия к ним, а затем угощают своих товарищей.

Как показывает практика, одного такого занятия достаточно для того, чтобы отношение к кашам и завтраку вообще у ребят кардинально изменилось. Это блюдо становится у них одним из самых любимых, а родителям уже не нужно заставлять ребенка завтракать. Интересна и реакция родителей, которые отмечают: "Мы сами многое узнали для себя", "Я тоже не любил(а) кашу, но теперь с удовольствием ем ее вместе с сыном".

При рассмотрении темы "Плох обед, если хлеба нет" рассказывается об основных блюдах ежедневного обеда, при этом предпочтение отдается полезным, но недорогим, доступным для каждой семьи. Дети узнают о том, как самые привычные и не очень любимые продукты могут помочь им стать красивыми и здоровыми. Выполняя одно из заданий темы, дети должны составить свой вариант обеда из полезных блюд. Оценку таким занятиям давали работницы школьной столовой: "Припущенная рыба – одно из самых полезных, но и самых непопулярных блюд у младших школьников. Однако после вашего занятия произошло чудо – я боялась, что они у меня эту рыбу вместе с костями съедят".

Правильное питание предполагает регулярность. Ребенок должен знать, что в течение дня нужно есть 4 раза, желательно в одно и то же время. Чтобы научиться "есть по часам", в специальной тетради на нарисованном циферблате малыши должны указать время завтрака, обеда, полдника и ужина, а еще – придумать веселые стихи-зазывалочки, при помощи которых можно было бы собирать всех членов семьи за общий стол (например: "Девять утра, девять утра – завтракать пора", "Всем привет – настал обед!" и т.д.).

Темы "Где найти витамины весной", "Овощи, ягоды и фрукты – самые витаминные продукты", "Каждому овощу свое время" знакомят детей со значением витаминов для сохранения и укрепления здоровья. Дети получают представление о наиболее распространенных продуктах – источниках витаминов, узнают о том, какие продукты могут использоваться в качестве кладовой витаминов зимой и осенью. Сами занятия строятся в виде игры-соревнования: дети отгадывают кроссворды, загадки и т.д.

Выполняя одно из заданий, дети учатся самостоятельно выращивать лук на подоконнике. Но лук этот оказывается необычным – он выращивается в цветной баночке из-под йогурта, на луковичку ребята прикрепляют "глазки" и "улыбку", а на выросший зеленый "хвостик" – бантик или шляпку. Такая веселая луковичка может стать замечательным украшением стола.

В рамках программы проводится два конкурса – для педагогов и детей. Ребята рисуют плакаты или готовят поделки, иллюстрирующие законы правильного питания. Учителя, воспитатели могут представить свою разработку темы, входящей в программу, а могут предложить новый вариант темы.

Конкурсные разработки позволили значительно расширить содержательный компонент программы, дополнить ее. Работы лауреатов конкурса включаются в методическое пособие, которое ежегодно переиздается.

  Назад

Программа формирования культуры правильного питания в начальной школе носит пропедевтический характер. «Разговор о правильном питании» - первая часть реализуется в 1-2 классах частично на уроках естествознания, частично за счет уроков труда, на классных часах и дополнительных занятиях. На основе программы построена целостная система работы начальной школы по здоровьесбережению. В программах развития класса могут быть разные вариации реализации программы «Разговор о правильном питании», включающие и собственные разработки учителей, классных наставников, родителей.

^ Вторая часть программы «Две недели в лагере здоровья» реализуется на факультативных занятиях, в 3-4 классах, частично по методическим рекомендациям авторов программы и по собственным разработкам. Именно эта часть программы представлена на конкурс.

Программа имеет логическое продолжение в среднем звене. В 5-6 классах на занятиях спецкурса учащиеся знакомятся с третьей частью программы «Формула правильного питания», а на уроках технологии в 5-8 классах они получают теоретические знания и практические навыки в приготовлении пищи. Программа по технологии составлена таким образом, что имеет единую концепцию с программой «Разговор о правильном питании». Этот раздел предмета особенно любим детьми (из анализа анкетирования), наверное, поэтому результаты порой превосходят ожидания! В рамках программы предусмотрено выполнение одного проекта в год, но учащиеся готовы выполнять и больше. С каждым годом проекты становятся качественней, интересней. Организуются конкурсы проектов учащихся. Проекты могут быть как групповые, так и индивидуальные. Вот некоторые из них:

  • 5 класс – «Воскресный завтрак в семье»;

  • 6 класс – «Банкет- чай»;

  • 7 класс – «Помогу маме с обедом»;

  • 8 класс – «Празднуем день рождения» (или другой праздник);

  • 8-9 класс – «Кухни народов мира».

Традиционно в рамках предмета технология основам кулинарии обучают только девочек, но время меняет условия и требования современной жизни и, по моему мнению, созрела ситуация необходимости разработки программы по разделу кулинария для мальчиков. В 2006 году была разработана программа под названием «Один дома» для мальчиков 9-х классов. Курс рассчитан на 34 учебных часа, здесь продолжается разговор о правильном питании, и прививаются навыки в приготовлении здоровой пищи.

В гимназии сложились традиции совместной работы педагогов по разработке интегральных курсов. В настоящее время начата работа по созданию элективного курса «От здорового питания к философии здорового образа жизни», основанного на интеграции таких учебных предметов как: биология, химия, эстетика, технология, экономика.


^ Методические рекомендации реализации второй части программы

«Разговор о правильном питании»

«Две недели в лагере здоровья»


^ Название темы

Деятельность детей

Деятельность родителей

Основное содержание

1. «Давайте познакомимся»

Игры, конкурсы.

- Знакомство с темами программы.

Анкетирование.

Конкурсы, соревнования, определение уровня сформированности знаний по первой части программы


- знакомство с программой

- предложения по ее конкретизации, анкетирование родителей

Анкета для родителей (см. приложение).

Анкета для детей (см. приложение).

Содержание конкурсов в приложении № 1.


2. «Из чего состоит наша пища»

Разработка темы представлена на конкурс

Изучение нового материала, участие в соревнованиях

Помощь в приобретении призов

Занятие с использованием ИКТ в форме соревнования.

3. «Что нужно есть в разное время года»


Игра «Хозяин ресторана»


Учащиеся выбирают двух хозяев ресторанов: одного – летнего, другого – зимнего, которые придумывают названия своих ресторанов.




Поняв разницу в питании жаркого и холодного дней, учащиеся составляют рецепты блюд для зимнего и летнего ресторанов, а хозяева ресторанов выбирают лучшие, чтобы составить меню для своего ресторана.

4. «Как правильно питаться, если занимаешься спортом»

Беседа с тренерами и медицинскими работниками

Дети – спортсмены делятся впечатлениями и достижениями в спорте, о своем аппетите в дни тренировок.

Родители – медицинские работники и тренеры рассказывают о своей работе и об особенностях питания спортсменов (данные берутся из методических пособий программы).

Фронтально-эвристическая беседа. Составление меню для спортсменов и учащихся музыкальных школ. Обоснование разницы

5. «Где и как готовят пищу»


Урок - практикум


Формирование навыков осторожного поведения на кухне. Приготовление: салатов из моркови с добавлением орешек, изюма, сметаны с использованием кухонного комбайна;

- фруктово-молочных коктейлей, с помощью блендера

Приобретение продуктов для приготовления блюд

Знакомство с бытовой техникой кухни, с правилами безопасности и гигиены, посудой столовой и кухонной, с приспособлениями для приготовления пищи. Знакомство с рецептами блюд и условиями их применения.

6. «Как правильно накрыть стол»

14. «Как правильно вести себя за столом»


Метод проекта

Учащиеся делятся на группы, каждая группа получает свою тему исследования, самостоятельно изучает свою тему, оформляет документацию.

Родители помогают в поиске информации, делятся своим опытом, который учащиеся могут использовать в оформлении проектов.

При проектировании каждая группа детей знакомится требованиями различных сервировок, учатся различать посуду и приборы для различных случаев. Собирают и делятся семейными традициями. Творчески оформляют проекты своими рисунками, семейными фото и картинками.

7. «Молоко и молочные продукты»

Разгадывают кроссворды в рабочей тетради. Самостоятельно составляют кроссворды и в парах их разгадывают. Лучшие задания учитель отбирает для заключительной игры «Поле чудес».

По согласованию с родителями может проводиться дегустация сыров или других молочных продуктов.

Знакомство с питательной ценностью молочных продуктов согласно методическому пособию. На занятие приглашается учительница французского языка, которая знакомит детей с Францией, где производят около 400 сортов сыра.

8. «Блюда из зерна». Праздник «Мы заслужили веселье на Масляной неделе»

Приглашаются старшеклассники, вместе готовят доклады. Принимают участие в играх, традиционно проводимых во время Масленицы.

Принимают участие в приготовлении блинов.

Дети получают информацию о злаковых культурах, питательной ценности круп, о разных видах муки, о применении их в пище. Знакомятся с традициями празднования Масленицы на Руси.

9. «Какую пищу можно найти в лесу». Игра – конкурс «Заблудились»

Самостоятельно пытаются определить, что можно найти съедобного в уральском лесу. Как использовать в пищу найденные грибы и ягоды. Выполняют задания в рабочей тетради.




Дети знакомятся с правилами сбора и использования грибов. Узнают, что нужно брать с собой в лес, какую воду можно пить в лесу. Что можно приготовить поесть в походных условиях.

10,11. «Что и как приготовить из рыбы. Дары моря». Семейный праздник «В гостях у Нептуна»

Готовят мини-доклады о питательной ценности рыбы и море продуктов. Проводят конкурс для родителей. Принимают участие в конкурсе – эстафете «Готовим уху»

Принимают участие в конкурсе «Что можно приготовить из рыбы и морепродуктов». Готовят блюда для конкурса «Чья рыбка вкусней?».

Участники праздника узнают о пользе рыбы и морепродуктов в питании, о блюдах. Которые можно приготовить из них. Имеют возможность продегустировать конкурсные блюда.

12. «Кулинарное путешествие по странам»

Интегрированный урок с географией.

По желанию могут выбрать страну и подготовить о ней рассказ с информацией о национальных блюдах.

По желанию и возможности приобретают блюда для дегустации (пельмени, манты, вареники, равиоли).

Дети узнают географическое положение некоторых стран и об их традиционных национальных блюдах.

13. «Что можно приготовить, если выбор продуктов, ограничен».

Игра – конкурс «На необитаемом острове».

Две команды – пассажиры корабля, потерпевшего крушение, имеют набор уцелевших продуктов (этикетки от продуктов). Им нужно придумать блюда из них.




Учащиеся получают информацию о том, как можно разнообразить рацион питания, используя смекалку и умение в приготовлении пищи.

Заключительное итоговое занятие

Игра «Поле чудес»

Помогают приобрести призы для победителей

Дети разгадывают кроссворды на тему правильного питания



^ Тема 2

«Из чего состоит наша пища»


Цель:

  • Формирование представления о необходимости разнообразного питания как обязательном условии здоровья

Задачи:

  • Дать детям представление об основных группах питательных веществ – белках, жирах, углеводах, витаминах и минеральных солях, функциях этих веществ в организме;

  • Дать детям представление о том, какие питательные вещества содержатся в различных продуктах;

  • Дать детям представление о суточной потребности школьника в питательных веществах;

  • Научить составлять ежедневный рацион в питании;

  • Способствовать формированию умения самостоятельно работать с информационным источниками (газетами, книгами, журналами).

  • Способствовать умению, работать в группе;

  • Способствовать развитию культуры речевого общения.

Занятие рассчитано для учащихся 4-5-х классов.

Форма занятия: урок – конкурс. С использованием компьютерной презентации.

Раздаточный материал: схемы, из каких питательных веществ состоят продукты питания, таблицы с суточными потребностями школьников в питательных веществах.

Перед занятием учащиеся в результате жеребьёвки делятся на 3 части и рассаживаются группами.

Накануне занятия дается домашнее задание:

  1. В рабочей тетради на страницах 11, 12, 13, 33, 35, 43 раскрасить рисунки для визуального определения в продуктах питательных веществ.

  2. Принести этикетки, упаковки от продуктов с указанием состава питательных веществ.

^ Ход занятия:

Учащимся объявляется тема урока, разъясняется, что урок будет проходить в форме соревнования, именно для этого, класс разделён на три команды. Вместе с разъяснением нового материала будут даваться задания, а за быстрый и правильный ответ команда будет получать жетон. В конце занятия по сумме полученных жетонов лучшая команда получает приз.

^ 1.Проверка остаточных знаний на тему:

«Самые полезные продукты» - соревнование

Детям раздаются цветные картинки с продуктами питания, дается время для определения продуктов «красного», «желтого» и «зеленого» столов. Каждой команде дается конверт одного из этих цветов. Учащиеся должны выбрать продукты стола, соответствующие цвету конверт.

После выполнения задания, все вместе проверяют содержимое конвертов, и определяют победителя этого конкурса, команда получает жетон.

^ 2.Объяснение нового материала

Этап актуализации в форме фронтальной эвристической беседы.

Учитель
: Ребята, скажите, зачем мы едим?

Дети: Чтоб не умереть.

Учитель: Чтобы не умереть человек может, есть только хлеб и воду, но при этом будет ли он здоров?

^ Дети: наверное, нет. Надо хорошо питаться.

Учитель:
А что значит хорошо?

Дети: Надо есть разную пищу.

Учитель: А что хорошего в разнообразии пищи? Давайте попробуем разобраться. Чтобы это понять, надо узнать из чего состоят продукты питания.

Для этого давайте рассмотрим раскрашенные вами дома рисунки в рабочих тетрадях и этикетки от продуктов, которые вы принесли.

Учитель: Можете ли вы сделать вывод?

Дети делают вывод:

Продукты питания содержат разные питательные вещества, они состоят из белков, жиров и углеводов.

Учитель: Правильно! Только кроме них в продуктах содержатся витамины, минеральные вещества и вода.

Открывается слайд №1 на интерактивной доске. Слайд распечатывается, раздается каждому ребенку для работы, на нем схематично указаны все питательные вещества.

Учитель: Ребята, если внимательно рассмотреть ваши раскрашенные рисунки, и этикетки от продуктов, которые вы принесли, то в продуктах можно наблюдать какого-то вещества больше: если это белок, то продукт принято называть белковым, если больше жиров – жиросодержащий продукт и, если больше углеводов – углеводсодержащий продукт.


^ Этап изучения нового материала с применением ИКТ


Теперь давайте разберемся, для чего человеку нужны эти питательные вещества.

  • Зачем нужны белки нашему организму? (открывается слайд № 2),

дается краткая информация - с белками связаны основные проявления жизни - обмен веществ, сокращение мышц (а значит движение), способность к росту и размножению (белки входят в состав всех клеток), раздражимость нервов (перенос информации), а значит, и мышление, память, а так же иммунная функция – защита от болезнетворных организмов.

Детям предлагается на выданной схеме с питательными веществами (прил. № 4) вписать информацию со слайда;

  • Зачем нужны организму жиры? (слайд № 3)

  • Для чего нужны организму углеводы? (слайд № 4)

  • Для чего нужны минеральные вещества? (слайд № 5)

  • Для чего нужны витамины (слайд № 6)

Информация со слайдов комментируется, и дети вносят информацию в схему.

На основании полученных знаний, предлагается детям сделать вывод, какие питательные вещества наиболее важны для организма, чтобы мы были энергичными, чтобы хватало сил на целый день, чтобы быть здоровыми и красивыми.

^ Дети: организму нужны все питательные вещества (слайд № 2). Если учащиеся сами формулируют правильный ответ – команда получает очередной жетон.

Учитель: А какие продукты самые полезные?

^ Дети: Те, которые содержат все питательные вещества. Снова за правильный ответ – команда может получить очередной жетон.

Приходим к выводу: Пища должна быть разнообразнойпервое золотое правило «правильного питания», (слайд « 8).

А сколько надо съедать? Давайте познакомимся с нормами.

Открыть поочередно слайд 9, 10, 11 (информация о суточной потребности в питательных веществах распечатывается и выдается каждому ребенку, эти данные взяты из методического пособия).

Учитель: Чтобы понять, в чем выражаются эти нормы, можно посмотреть специальную литературу или взвесить продукты с помощью бытовых весов.

Ребята! А что может произойти с нами, если мы будем принимать гораздо больше или меньше нормы питательных веществ? Если учащиеся сами формулируют правильный ответ – команда получает очередной жетон.

Учитель помогает детям сделать вывод: при недостатке необходимого количества питательных веществ человек может часто болеть, быть слабым, неэнергичным, а при чрезмерном питании можно набрать избыточный вес.

Теперь мы знаем второе золотое правило «правильного питания» - это умеренность в еде (слайд № 13).

Учитель: Ребята, вы познакомились с тем, какие питательные вещества вам необходимы, сколько надо съедать в день, а что вы знаете о времени приема пищи? Может ли здоровье зависеть от времени приема пищи? Кто может сказать, как называется прием пищи в одно и то же время?

Дети: Это режим питания.

Снова за правильный ответ – команда может получить очередной жетон.

Учитель: Правильно! Это режим питания. Давайте вспомним сколько раз в день надо есть?

И так - это завтрак дома, второй завтрак в школе, обед, полдник, ужин.

Вот мы и пришли к третьему золотому правилу: «Есть нужно регулярно, соблюдая режим».

Учащимся предлагается выполнить очередное задание: на циферблатах указать время приема пищи по режиму (приложение № 6).

Снова за правильный ответ – команда может получить очередной жетон.

  1. Применение на практике полученных знаний

Учитель: Давайте попробуем определить, какую пищу надо есть на завтрак, если нам надо зарядиться энергией? За правильный ответ команда получает очередной жетон.

Завтрак должен состоять преимущественно из углеводов и жиров.

А из чего может состоять обед, полдник, ужин?

^ В обеденные блюда могут входить все питательные вещества.

В полдник тоже нужны углеводы, так как энергии уже становится меньше, а впереди еще могут быть занятия в кружках, секциях, выполнения домашних заданий.

Ужин должен быть преимущественно из белковых продуктов, но достаточно легким. Не забывайте, что белки могут быть как животного происхождения, так и растительного.

За каждый правильный ответ команда получает очередной жетон.

Чтобы убедиться, что дети получили понятие о рациональном меню, предлагается выполнить задание №7, на стр.15 в рабочей тетради. Первая команда, справившаяся с заданием, получает очередной жетон.


4. Рефлексия

В конце занятия предлагается вспомнить героев любимых сказок и блюда, которые они предпочитали. Кто из них питался неправильно? Вместе с педагогом дети обсуждают – чем опасен рацион питания Карлсона, Вовки из Тридесятого царства, Трёх толстяков. Можно предложить составить меню и для этих героев. За хорошие ответы команда получает очередной жетон.


В заключении предлагается проверить усвоение нового материала: Каждой команде выдаются одинаковые наборы картинок с продуктами питания для определения в них тех или иных питательных веществ. Каждой группе нужно отобрать картинки с заданными питательными веществами: одной команде нужно выбрать белковые продукты, второй – жиросодержащие, третьей – углеводсодержащие продукты.

После выполнения задания все вместе определяют правильность выбора, за быстрый и правильный ответ команда получает очередной жетон.

^ 5. Домашнее задание

1. Ребята, попробуйте вместе с родителями узнать, в чем выражается суточная потребность в белках, жирах и углеводах? Сколько стаканов молока и кефира в день можно выпить школьнику, сколько съесть котлет или сосисок и т.д.?

2. Самостоятельно или с помощью родителей, используя рабочую тетрадь, книги, журналы составьте меню на день. Используйте для этого нормы суточных потребностей в питательных веществах. Кому будет интересно можно составить меню на несколько дней. А главное включайте в меню те блюда, которые вы будете есть с удовольствием!


^ 6. Итоги соревнований. Заключительный этап урока


Команды подсчитывают набранные жетоны, определяют победителей и им вручается приз. В качестве приза могут быть фрукты.


Заключение

Успешность реализации программы проверяется различными способами: игры; конкурсы; кроссворды; тестовые задания; анкеты.

Так, к примеру, проводится анкетирование учащихся для определения их знаний по правильному питанию до, и после изучения курса. Количество правильных ответов по окончании увеличивается в три раза.

Большинство учителей и родителей отмечают, что программа позволяет формировать у детей полезные привычки в области питания, а так же положительно влияет на уровень организации питания в семье, об этом свидетельствует социальный опрос (анкетирование родителей). Количество положительных ответов у родителей, чьи дети знакомятся с программой, в два раза больше, чем у тех, чьи дети не знакомы с программой.

В этом учебном году тема № 2 « Из чего состоит наша пища» изучалась в одном классе по традиционной технологии, а в другом по новой, описанной во второй главе работы. Через месяц было проведено тестирование учащихся, с целью проверки остаточных знаний. От каждого класса произвольно было взято по 20 детей, которые решали тестовые задания закрытого и открытого типа. Максимально каждый учащийся мог набрать в тесте 20 правильных ответов. А 20 детей соответственно - 400. При этом анализ тестирования показал, что качество знаний по этой теме у изучающих по новой педагогической технологии превышает на 30%. У детей из первого класса количество правильных ответов составило –240, а у детей из второго класса – 344.

^ Результаты анкетирования и тестирования участников программы (%)



Хочется отметить участие родителей в реализации программы. Многие из них активно участвуют в мероприятиях, праздниках, понимают необходимость в приобретении продуктов для занятий. Помогают детям в поиске новой информации.

Приложения


^ I. Конкурс. «Что вы знаете о молочных продуктах». Участники конкурса должны решить необычные математические примеры, где складывать и вычитать нужно буквы. Если соревнующиеся справятся с заданием, то у них получатся названия молочных продуктов.

Представители команд за отдельными столами решают математическую шараду. На решение шарады дается 3 минуты.

Правильное решение шарад демонстрируется на стенде.

КЕМ – М +ФИЛ – Л + Р =(кефир)

МОК – К + ЛО + КОЗ – З =(молоко)

С + МИ – И + Е + ТО – О + А + Н + А=(сметана)

ЛАС + ЛИВ + У – А – ЛУ + КИ =(сливки)

МАЙ – МА + ОГИ + УМ – ИМ + РТ =(йогурт)

САМ + Р – А + ЯЖ + ЕН – МС + КА =(ряженка)

Необходимое оборудование: шарады, фломастеры, бумага.

^ II. Конкурс. «Знаете ли вы овощи и фрукты».

С завязанными глазами один член команды должен определить при ощупывании название фрукта или овоща. Если он затрудняется ответить, ему могут помочь члены команды, намекая, но, не называя однокоренных слов. После угадывания необходимо предложить блюда, которые можно приготовить из этого продукта. Допускается 3 подсказки.

Необходимо: разные фрукты и овощи в корзине, повязка на глаза.

III. Конкурс «Выбери себе завтрак для школы».

Командам предлагается конверт с картинками продуктов, они должны выбрать такие продукты, которые можно использовать для завтрака в школе. На конверте указано, какое мероприятие его ждет в школе: это может быть контрольная работа, спортивные соревнования или обычный учебный день. Количество продуктов должно быть рассчитано на один завтрак (2 картинки).

Картинки с правильными продуктами нужно положить в конверт, а остальные оставить.

Необходимо: картинки с продуктами, конверты (или файлы).

^ IV. Конкурс «Шиворот – навыворот».

В этом конкурсе команды должны составить из наборов букв слова: ворькмо, кул, иощов, диерс, цираук, диоромп, ьофтркале, атасл, мопкот, еьранве, аксутап, лисьек, лотекат.


ворькмо – морковь, кул – лук, иощов – овощи, диерс – редис, цираук – курица, диоромп – помидор, ьофтркале – картофель, атасл – салат, мопкот – компот, еьранве – варенье, аксутап – капуста, лисьек – кисель, лотекат – котлета.

На выполнение задания дается 5 минут.

Необходимо: карточки с текстом, бумага, ручки.

^ V. Конкурс «Отгадай вкус».

В этом задании один член команды с завязанными глазами, только по запаху должен угадать, какой овощ лежит на тарелке (лук, чеснок, перец и др.).

^ Если конкурсант не может отгадать, ему может помочь команда, подсказав, что готовят из этого продукта. Разрешается три подсказки.

Необходимо: тарелки, овощи, фрукты, повязки для глаз.

В конце занятия все вспоминают правила гигиены перед приемом пищи, моют руки и угощаются фруктами и овощами, которые использовались для конкурсов


Анкета для родителей перед реализацией программы

Уважаемые родители, ответьте, пожалуйста, на вопросы:

  1. 1.Как вы думаете, зависит ли будущее Вашего ребенка от его здоровья?

  2. Как, по Вашему мнению, можно сохранить здоровье на долгие годы?

  3. Важно ли правильно питаться, чтобы сохранить здоровье?

  4. Знаете ли Вы – что значит «правильное питание»?

  5. А Ваш ребенок имеет понятие о правильном питании?

  6. Хотели бы, чтобы Ваш ребенок побольше узнал о правильном питании на занятиях в школе?

  7. Хотели бы Вы быть участником вместе со своим ребенком в изучении программы «Разговор о правильном питании»?


^ Анкета для родителей после реализации программы

Уважаемые родители!

Ваши дети посещали факультатив по правильному питанию,

поделитесь, пожалуйста, своими впечатлениями


1. Изменилось ли отношение вашего ребенка к питанию после посещения занятий по программе «Разговор о правильном питании»?

2. Соблюдает ли ваш ребенок режим дня?

3.Выполняет ли ваш ребенок правила гигиены самостоятельно?

4.Умеет ли он отдавать предпочтение при выборе продуктов наиболее полезным для здоровья?

5. Делится ли ваш ребенок впечатлениями о занятиях в области правильного питания?

6. Интересен ли вашему ребенку этот курс?


Анкета для детей перед реализацией программы

Юный друг! Ответь, пожалуйста, на вопросы:

  1. Что для тебя важно, когда ты вырастешь? Выбери 3 самых значимых для тебя выражений:

  • быть начальником;

  • быть красивым;

  • быть богатым;

  • быть здоровым;

  • иметь хорошую работу;

  • иметь богатых родителей;

  • быть сильным.

  1. Что нужно делать, чтобы быть здоровым и сильным (выбери 3 самых важных варианта) :хорошо учиться; слушать родителей; много гулять; много отдыхать; заниматься спортом; много спать; правильно питаться.

  2. Как ты думаешь, влияет ли питание на твое самочувствие и как?

  3. Знаешь ли ты как надо питаться, чтобы быть здоровым? Перечисли принципы правильного питания, которые ты знаешь:

5.Хочешь ли ты узнать больше о правильном питании? Что тебе интересно знать?


Тест для проверки знаний после изучения темы «Из чего состоит наша пища»

Дорогой друг!

Ответь, пожалуйста, на вопросы о правильном питании!


1. Из каких питательных веществ состоят продукты питания?

2. Выбери из предложенных продуктов – белковые:

а) овощи б) рыба в) мясо

г) макароны д) яйцо е) фасоль


3. К каким продуктам можно отнести крупы:

а) жиросодержащим б) белковым

в) углеводсодержащим г) витаминным

4. Можно ли без ограничения есть полезные продукты:

а) да б) нет в) не знаю

5. Для чего нужно использовать в пищу овощи и фрукты?

6. Выбери продукты, способствующие росту организма:

а) рыба б) шоколад в) молоко

г) творог д) мясо е) хлеб

7. Выбери продукты, снабжающие организм энергией:

а) яйцо б) мед в) крупы

в) пирожное г) морепродукты д) сыр

Максимальное количество правильных ответов:1 задание: 3;2 задание: 4; 3 задание: 1;

4 задание: 1;5 задание: 2;6 задание: 5;7 задание: 4. Всего: 20.





Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Тема: «Витамины и их значение для организма человека» icon 1. Витамины и их значение в организме человека Витамины, группа незаменимых для организма человека

Тема: «Витамины и их значение для организма человека» icon Тема: Витамины и их значение для организма

Тема: «Витамины и их значение для организма человека» icon Витамины (от латинского vita- жизнь) имеют большое значение для поддержания здоровья человека. Организм

Тема: «Витамины и их значение для организма человека» icon 1 класс Цель: познакомить детей с витаминами, объяснить их значение для организма человека, рассказать

Тема: «Витамины и их значение для организма человека» icon Программа государственного экзамена по специальности для специальности 010707 «Медицинская физика»
В физиологию и анатомию: основные задачи, методы исследования, взаимосвязь с другими науками. Значение...
Тема: «Витамины и их значение для организма человека» icon Тема: Витамины и их роль в организме человека

Тема: «Витамины и их значение для организма человека» icon Тема: Значение овощей в питании человека

Тема: «Витамины и их значение для организма человека» icon Витамины необходимы человеку в любом возрасте, но особенно важную роль они играют в развитии растущего

Тема: «Витамины и их значение для организма человека» icon Определение и распространение болезней пищеварительной системы
В функционировании органов пищеварения большое значение имеют принципы единства организма и внешней...
Тема: «Витамины и их значение для организма человека» icon Календарно-тематическое планирование по биологии 8 класс
Природная среда, социальная среда, биосоциальная природа человека. Науки о человеке: анатомия, физиология,...
Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы