|
Скачать 0.65 Mb.
|
Содержание
Должен уметьВладеть навыками Учебно-тематический план Программа дисциплины Тема № 4.1.Синдромы невротического уровня Используемые инновационные методы в процессе преподавания. |
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «МОСКОВСКИЙ ПСИХОЛОГО-СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» ФАКУЛЬТЕТ ЛОГОПЕДИИ УТВЕРЖДАЮ Проректор по учебной работе _________________С.Г. Дембицкий "_____"__________________20___ г. Рабочая программа дисциплины ПСИХОПАТОЛОГИЯ Направление подготовки 050700 - СПЕЦИАЛЬНОЕ (ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКОЕ) ОБРАЗОВАНИЕ Профиль подготовки Лгопедия Квалификация (степень) выпускника Бакалавр Форма обучения очная, очно-заочная, заочная
Москва 2012 Составитель: Османбекова Замира Зарифовна, кандидат медицинских наук, старший научный сотрудник, доцент, кафедра клинической психологии НОУ ВПО МПСУ. Программа предназначена для студентов, обучающихся по направлению специальное (дефектологическое) образование. В программе представлен тематический план изучения дисциплины, задания для самостоятельной работы, тесты, темы рефератов, приводятся вопросы для подготовки к экзамену. Рецензент: Разуван Е.И.., кандидат педагогических наук, доцент, заведующий каф. спец психологии фак .логопедии НОУ ВПО МПСУ. 1. Цель, задачи и место дисциплины в образовательной программе Учебный курс «Психопатология», одна из обязательных дисциплин медицинского блока. Ее изучают все студенты, специализирующиеся в различных областях дефектологической науки и практики. Изучение курса дает возможность изучить новейшие данные о нарушении структурно-функциональной организации высшей нервной деятельности, механизмах формирования патологического процесса в нервной системе , для понимания патологических процессов в психической сфере больного, а также использовать эти знания в целях коррекции и восстановительного лечения, а также для решения целого ряда практических и теоретических задач. Важное значение курса заключается в том, что студенты могут использовать эти знания в целях коррекции и компенсации дефекта в процессе комплексного медико-психолого-педагогического воздействия на аномального ребенка. В настоящем курсе основное внимание уделено психическим симптомам и клиническим формам заболеваний, наиболее часто встречающихся у детей. Предполагаемый курс предполагает углубленное самостоятельное изучение предмета на основе рекомендуемой литературы. Целью настоящего курса является знакомство студентов с основными проблемами в клинике психических заболеваний, интеллектуальных нарушений, для того чтобы студент мог правильно квалифицированно трактовать характер симптомов психических заболеваний, умственной отсталости соответственно этому, определить тот тип специального учреждения, в которое должен быть отправлен больной ребенок, а также разработать программы с помощью которых, можно было бы более эффективно осуществлять воспитание и обучение ребенка с нарушением психического и интеллектуального развития. Задачами курса является: 1.Ознакомление студентов с причинами и патогенезом психических заболеваний. 2.Изучение симптомов нарушенных психических процессов. 3.Изучение клинических синдромов психических проявлений у детей с наиболее часто встречающимися психическими заболеваниями. 4..Изучение этиологии, патогенеза, клиники, течения и профилактики основных психических заболеваний у детей и подростков. 2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата Дисциплина «психопатология» относится к клиническим дисциплинам и является обязательным компонентом в дефектологии . Соответственно своей специфики дисциплина содержательно связана со следующими дисциплинами : основы генетики , невропатология, клиника интеллектуальных нарушений и др. Ее изучают все студенты, специализирующиеся в различных областях дефектологической науки и практики. 3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины психопатология». В результате освоения дисциплины «психопатология» у студентов формируются следующие компетенции: - способность осознавать социальную значимость своей бедующей профессии, обладать мотивацией к выполнению профессиональной деятельностью, способность к эмпатии, корректному и адекватному восприятию лиц с ОВЗ (ОП-1); - способность анализировать социально значимые процессы, выявлять сущность проблем, возникающие в ходе профессиональной деятельности (ОП-2); - способность использовать в своей профессиональной деятельности современные компьютерные, информационные и телекоммуникативные технологии (ОП-3); - готовность к сбору анализу и систематизации информации в сфере профессиональной деятельности (ПК-9); - способность к анализу результатов медико-психолого-педагогического обследования лиц с ОВЗ на основе использования различных (клинико-психолого-педагогического) классификаций нарушений в развитии, в том числе для осуществления дифференциальной диагностики (ПК-6); - способность использовать данные медицинской документации в процессе организации и осуществления коррекционно-педагогической работы с лицами с овз (пк-12). Требования к уровню освоения содержания дисциплины По завершению курса студент должен знать: клинические формы болезней у детей, которые сопровождаются нарушением психического и интеллектуального развития, а так же основные заболевания психической сферы, которые сопровождаются распадом психических процессов, дифференцировать психогенные и психические заболевания. Выявлять первые признаки психических заболеваний у детей. Степень проявления симптомов и синдромов заболевания психической сферы у детей и подростков. Определять клинические проявления болезней у детей с задержкой психического развития и органическим поражением головного мозга. ^ : квалифицированно определять степень и характер психического нарушения. Выявлять первые признаки психического неблагополучия, умственную отсталость и задержку психического развития. И соответственно этому определять тот тип социального учреждения, в который должен быть направлен больной ребенок, разрабатывать программы, с помощью которых можно было бы наиболее эффективно осуществлять воспитание и обучение ребенка с нарушением психического развития. . ^ : проведения обследования детей, которые имеют нейропсихологическое значение, нейрофизиологическое значение при изучении локализации процесса, а также иметь навыки проведения, коррекционных мероприятий для компенсации дефекта в процессе комплексного медико-психолого-педагогического воздействия на больного ребенка. Дисциплина направлена на решение следующих профессиональных задач.
4. Структура и содержание дисциплины (модуля) трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единиц 144 часа. ^ Очная форма обучения 4 года
Очно-заочная форма обучения 3 года
Заочная форма обучения 5 лет
Заочная форма обучения 3,5 года
Заочная форма обучения 3 года
Содержание самостоятельной работы и формы контроля по темам дисциплины Таблица 4. 6
^ Раздел № 1.Теоретические основы детской психиатрии и вопросы психопатологии. Связь психиатрии с дефектологией. Психопатология и дефектология, их связь и различия. Определение предмета. Связь данного курса с другими медицинскими дисциплинами. История развития учения о психиатрии как науки. Основные этапы. Зарождение учения о детской психиатрии. Анализ основных философских концепций в зарубежной психиатрии (фрейдизм, неофрейдизм, психоаналитическая концепция, бихевиоризм, экзистенционализм). Становление детской психиатрии на западе . Значение работ Ф. Пинеля, Ж. Эскироля, И. Вуазена, Э. Сеген, Д. Бурневиля, Э. Крипелина. Учение о психиатрии в Дореволюционной России ( И. Л. Мержиевский, В. Л. Кащенко, С. С. Корсаков). Развитие учения о детской психиатрии в Советский период (М. С. Певзнер, Е. П. Осипова).Современные концепции развития учения об интеллектуальном нарушении В.В.Ковалева, Г.Е.Сухаревой. Раздел № 2. Понятия об уровнях (регистрах) психического развития и их связь с психическим дизонтогенезом. Роль окружающей среды (биологической и социальной) в генезе психических заболеваний. Взаимодействие эндогенных и экзогенных факторов в этиологии и патогенезе психических заболеваний. Причины и патогенез различных форм интеллектуальной недостаточности. Влияния неблагоприятной наследственности. Генетические и хромосомные заболевания. Дизонтогенез или вредности утробного периода. Влияния различных факторов на развивающийся плод (инфекции, интоксикации, травмы, психотравмы). Перинатальные вредности раннего возраста.Теория периодизации психического развития в детской психиатрии. Возрастные уровни нервно-психического реагирования в условиях патологии (по В.В. Ковалеву, Г.К. Ушакову). Общие представления о психическом дизонтогенезе и его варианты. Нейрофизиологические аспекты формирования памяти и внимания и их роль в формировании умственной работоспособности. Неуспеваемость и умственная отсталость. Определение задержки психического развития, связь задержки психического развития с минимальной мозговой дисфункцией. Трактовка задержки психического развития зарубежными авторами. Классификация задержки психического развития, дисгармоническое развитие, психофизический инфантализм. Астеническое состояние, церебральная форма задержки психического развития. Соматические заболевания, которые вызывают задержку психического развития у детей. Задержка психического развития обусловлена педагогической запущенностью. Раздел №3. Общие представления о психопатологических симптомах. Определение симптома в психиатрии и психопатологии. Понятия о негативных и продуктивных симптомах. Классификация симптомов. Общая симптоматология психических расстройств. |