|
Скачать 0.65 Mb.
|
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «МОСКОВСКИЙ ПСИХОЛОГО-СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» ФАКУЛЬТЕТ ЛОГОПЕДИИ УТВЕРЖДАЮ Проректор по учебной работе _________________С.Г. Дембицкий "_____"__________________20___ г. Рабочая программа дисциплины ДИЗАРТРИЯ Направление подготовки 050700 - СПЕЦИАЛЬНОЕ (ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКОЕ) ОБРАЗОВАНИЕ Профиль подготовки Логопедия Квалификация (степень) выпускника Бакалавр Форма обучения очная, очно-заочная, заочная
Москва 2012 Составитель: Антипова Жанна Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра логопедии НОУ ВПО МПСУ. Программа предназначена для студентов, обучающихся по направлению специальное (дефектологическое) образование. В программе представлен тематический план изучения дисциплины, задания для самостоятельной работы, тесты, темы рефератов, приводятся вопросы для подготовки к экзамену. Рецензент: Горина Н.В. старший преподаватель кафедры логопедии НОУ ВПО МПСИ. ^ Курс «Дизартрия» направлен на усвоение знаний и представлений об одной из сложных форм речевой патологии – дизартрии, а также практических умений и навыков по коррекции дизартрических расстройств речи. ^ Дисциплина «Дизартрия» относится к дисциплинам вариативной части профессионального цикла и входит в модуль «Логопедия». Теоретической базой курса являются знания и умения, полученные при прослушивании курсов лекций по предметам: «Психология», «Введение в логопедию», «Логопедия», «Невропатология», «Анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения», «Русский язык с основами языкознания». Курс «Дизартрия» является основой для дальнейшего изучения следующих дисциплин: «Алалия», «Афазия», «Фонетико-фонематическое недоразвитие», «Общее недоразвитие речи», «Психолого-педагогическая диагностика», «Методики преподавания», «Организация логопедической работы в детских учреждениях». Курс «Дизартия» предполагает написание курсовой и выпускной квалификационной работ в случае выбора студентом данной дисциплины из модуля «Логопедия». ^ В результате освоения дисциплины «Онтогенез речевой деятельности» у студентов формируются следующие компетенции: - способность к социальному взаимодействию, сотрудничеству и разрешению конфликтов социальной и профессиональной сферах, к толерантности, социальной мобильности (ОК-1); - способность осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладанием мотивацией к выполнению профессиональной деятельности, способность к эмпатии, корректному и адекватному восприятию лиц с ОВЗ (ОП-1); - способность к рациональному выбору и реализации коррекционно-образовательных программ на основе личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов к лицам с ОВЗ (ПК-1); - готовностью к организации коррекционно-развивающей среды, ее методическому обеспечению и проведению коррекционно-компенсаторнои работы в сферах образования, здравоохранения и социальной защиты с целью успешной социализации лиц с ОВЗ (ПК-2); - способностью к осуществлению коррекционно-педагогической деятельности в условиях как специальных (коррекционных), так и общеобразовательных учреждений с целью реализации интегративных моделей образования (ПК-3); - готовностью к взаимодействию с общественными организациями, семьями лиц с ограниченными возможностями здоровья, к осуществлению психолого-педагогического сопровождения процессов социализации и профессионального самоопределения лиц с ограниченными возможностями здоровья (ПК-4); - способностью организовывать и осуществлять психолого-педагогическое обследование лиц с ОВЗ с целью уточнения структуры нарушения для выбора индивидуальной образовательной траектории (ПК-5); - способностью к анализу результатов медико-психолого- педагогического обследования лиц с ОВЗ на основе использования различных (клинико-психолого-педагогических) классификаций нарушений в развитии, в том числе для осуществления дифференциальной диагностики (ПК-6); - способностью осуществлять динамическое наблюдение за ходом коррекционно-развивающего воздействия с целью оценки его эффективности (ПК-7); - готовностью к оказанию консультативной помощи лицам с ОВЗ, их родственникам и педагогам по проблемам обучения, развития, семейного воспитания, жизненного и профессионального самоопределения (ПК-8); - готовностью к сбору, анализу и систематизации информации в сфере профессиональной деятельности (ПК-9); - способностью к планированию, организации и совершенствованию собственной коррекционно-педагогической деятельности (ПК-10); - готовностью к использованию знаний в области современного русского литературного языка в профессиональной деятельности, к лингвистическому анализу (ПК-11); - способностью использовать данные медицинской документации в процессе организации и осуществления коррекционно-педагогической работы с лицами с ОВЗ (ПК-12); - готовностью к формированию общей культуры лиц с ограниченными возможностями здоровья и к взаимодействию с учреждениями культуры по реализации просветительской работы с лицами с ОВЗ и их семьями (ПК-13); - способность осуществлять работу по популяризации дефектологисеских знаний среди населения (ПК-14). По результатам изучения дисциплины «Дизартрия» студенты должны: - иметь представление о соотношении клинико-педагогической и психолого-педагогической классификации нарушений речи; об определении содержания терминов «Дизартрия», «Детский церебральный паралич», «Задержка речевого развития (ЗРР)», «Задержка психического развития (ЗПР)», соотношение терминов «Дизартрия» и «Дислалия»; об анализе и определении первичных речевых и вторичных неречевых проявлений в структуре дефекта при дизартрии и ДЦП, о дифференциальной диагностике дизартрии и дислалии; - знать определение понятия дизартрии, аспекты изучения дизартрии, причины и механизмы возникновения дизартрии с позиций клинической физиологии и психолингвистики; структуру дизартрии, основные методики коррекции при ДЦП и дизартрии; - уметь проводить психолого-педагогическое и логопедическое обследование детей с разными формами ДЦП и дизартрии, разного возраста; отличать дизартрию от сходных состояний; определять специфику и направления коррекционно-логопедической работы при различных формах ДЦП и дизартрии; планировать и проводить коррекционно-воспитательную и логопедическую работы. ^
^
Заочная форма обучения (срок обучения - 5 лет)
Заочная форма обучения (срок обучения – 3,5 года)
Заочная форма обучения (срок обучения – 3 года)
Очно-заочная форма обучения (срок обучения – 3,5 года).
|