|
Скачать 9.34 Mb.
|
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ISBN 9965 – 01 – 300 – 4 Учредитель С.Ж.Асфендияров атындағы Қазақ Ұлттық медицина университеті Казахский Национальный медицинский университет им. С.Д.Асфендиярова ^ ХАБАРШЫСЫ Ғылыми-практикалық журнал ВЕСТНИК КАЗАХСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА Научно-практический журнал 2011, №4 Журнал входит в перечень изданий, рекомендованных КНАСОН для публикаций результатов диссертационных работ Журнал основан в 2007 году Журнал 2007 жылы негізделген Выходит 4 раза в год Жылына 4 рет шығады Свидетельство о регистрации №7672 – Ж Подписной индекс 74026
юбилейная эстафета Посвящается 90-летию доктора медицинских наук, заслуженного деятеля науки РК, профессора Ханисы Канышевны Сатпаевой ^ Абишева З.С, Курмангалиева Ж.Ж. Казахский Национальный медицинский университет им. С.Д.Асфендиярова «Ханиса Канышевна – это целая эпоха. ^ Мы должны беречь таких людей…» Айкан Аканов Каждый университет имеет свой золотой фонд, который представляют известные ученые-медики, внесшие неоценимый вклад в охрану здоровья населения. 15 декабря 2011 года исполнилось 90 лет заслуженному деятелю науки Казахстана, доктору медицинских наук, профессору Ханисе Канышевне Сатпаевой. Сатпаева Ханиса Канышевна родилась в рабочем поселке Карсакпай Джезказганской области, где с отличием закончила школу и в 1939 году поступила в медицинский институт (АГМИ) на лечебный факультет, осуществив свою детскую мечту. В Алма-Ате она встретила свою судьбу. Канекей Жармагамбетов тогда был секретарем ЦК комсомола, потом секретарем Союза писателей, редактором журнала «Шмель». Жизнь в их доме всегда бурлила. Ханиса Канышевна познакомилась с Мухтаром Ауэзовым, Сабитом Мукановым, Маликом Габдуллиным, Габиденом Мустафиным, Кажимом Жумалиевым и другими известными современниками. В 1943 году Ханиса Сатпаева с отличием окончила Казахский государственный медицинский институт и ее назначили ассистентом кафедры нормальной физиологии. Ее собственная карьера как началась, так и продолжалась на той же самой кафедре того же института. Вся её жизнь и научно-педагогическая деятельность связана с университетом. Вот такая преданность выбранному делу! Она прошла все этапы профессионального роста, проявив все задатки ученого – неординарность мышления и удивительную работоспособность. Плюс активная жизненная позиция. В 1949 году она защитила кандидатскую, в 1968 году – докторскую, в 1970-м получила звание профессора. С 1974 по 1991 год заведовала кафедрой нормальной физиологии АГМИ – одной из передовых кафедр института. С 1999 года по 2005 год она заведовала курсом валеологии. Ханиса Канышевна рассказывает, что к работе кафедры этом направлении в свое время проявила интерес Сара Алпыскызы. Благодаря неоценимой помощи первой леди страны состоялось многие добрые начинания в продвижении идей здорового образа жизни. Сегодня никому не надо объяснять, что такое «валеология» и чему она может научить человека. Но все ли знают, что основоположником новой и очень нужной учебной дисциплины была скромная Ханиса Сатпаева? Эта работа начиналась с разработки методик и выпуска учебного пособия на государственном и русском языках по валеологии. Ханиса Канышевна является автором первой типовой программы по валеологии для медицинских и педагогических вузов. Ею разработаны рекомендации по валеологии для средних школ. Проф. Сатпаева Х.К. вела большую работу по организации преподавания физиологии на казахском языке. Результатом этих целенаправленных усилий стало издание учебно-методического пособия по физиологии в 1994 году. А в следующем году был издан учебник для медицинских и педагогических вузов «Адам физиологиясы». За него Ханиса Канышевна награждена медалью имени А.Байтурсынова. В последующие годы работа над учебником продолжалась, и в 2005, 2008 году вышло новое, переработанное издание. Под руководством Ханисы Канышевны защищены докторские и кандидатские диссертации. Необходимо отметить, что на формирование молодого ученого Сатпаевой, как и на выбор направления ее научной деятельности, решающее влияние оказал академик Александр Порфильевич Полосухин, крупнейший ученый, педагог. Спустя годы Ханиса Канышевна посчитала своим долгом издать книгу воспоминаний об Учителе. В системе ценностей Ханисы Сатпаевой возможность дарить людям здоровье – на первом месте. Она служит этому делу 70 лет. Хотя недавняя болезнь ограничила ее возможности, по-прежнему на ее столе – научные работы. Можно позавидовать ее феноменальной памяти, слестящей эрудиции и отличной информированности. В честь 20-летия Независимости Республики Казахстан за огромный вклад в развитие страны Ханиса Сатпаева была награждена орденом Парасат. Живите долго, милая Ханиса Канышевна! Чтобы и через пять, и через десять поздравляя вас с очередной круглой датой, мы могли еще раз объясниться вам в любви и глубочайшем человеческом уважении! Раздел I ^ Гигиена ИЗУЧЕНИЕ И ОЦЕНКА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО РИСКА ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЪЕКТА ДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА ^ А.Р. Мадигулов, А.Б. Нуршабекова, Л.Б. Сейдуанова Казахский национальный медицинский университет им. С.Д. Асфендиярова, кафедра гигиены труда Проведено исследование по определению экологического риска объекта дорожной инфраструктуры, находящегося в фактических условиях эксплуатации с целью обеспечения его экологической безопасности. Использованы статистические и корреляционно-регрессионные методы анализа на основе обработки натурных данных. ^ экологическая безопасность, оценка риска. В настоящее время ученые разных стран единодушны в том, что современная цивилизация находится под угрозой и требуется решение ряда глобальных экологических проблем, возникших в результате антропогенных воздействий [1, 2 и другие], что также отражено в официальных документах РК [3, 4]. Эколого-гигиеническое неблагополучие окружающей среды является причиной порядка 20% смертных случаев среди населения [5]. Известно, что экологический риск подразделяется на два типа: нежелательные изменения среды обитания и состояния здоровья человека (населения); риск нежелательных изменений природной среды и естественных экосистем. Оценка риска – это процесс, построенный на научной основе. Состоит он из нескольких этапов: выявления опасных рисков; определение характеристик опасных факторов; оценке экспозиции или подверженности действию опасных факторов; определение характеристик риска. Впервые методология оценки риска «Risk Assessment» была сформулирована как целостное учение в 80-х годах в США [6]. В настоящее время она официально принята Федеральным агентством защиты окружающей среды (US EPA), рекомендована ВОЗ (WHO) и Программой ООН по окружающей среде (UNEP). Экологический риск применительно к размещению объекта дорожной инфраструктуры рассматривается как компонент системы управления качеством жизни. Объект, в нашем случае – станция технического осмотра (СТО) автотранспорта в большом городе (г. Алматы), изучался на наличие внутренних источников электромагнитного излучения: электротехнических устройств, технологических процессов и производств; коммуникационных узлов; активных передающих устройств и излучателей и т.п. Нами анализировалось место расположения объекта для определения явных и возможных источников неблагоприятного с точки зрения электромагнитной безопасности воздействия: линий электропередачи; автомобильных дорог; трамвайных линий; активных передающих устройств; подстанций и т.п. В ходе исследования внутренней планировки СТО было установлено, что производственные помещения объекта дорожного сервиса расположены в два ряда и разделены прямым коридором. Окна помещений левого ряда выходят во двор объекта дорожного сервиса на производственные корпуса. По этому ряду расположены следующие помещения (считая от входа): к. № 3 (телекоммуникационный и информационный узел, офисный центр); к. № 5 (рабочее помещение); к. № 14 (офис); к. № 15 (лаборатория; склад); к. № 16 (рабочее помещение). Окна помещений правого ряда выходят на улицу. По этому ряду расположены следующие помещения: к. № 6 (лаборатория); к. № 7 (рабочее помещение); к. № 8 (рабочее помещение); свободное помещение. Непосредственно за к. № 8 расположена щитовая. Вблизи объекта с одной стороны находится автомагистраль, с другой – трамвайная линия. Прежде, чем проводить изучение электромагнитной обстановки на объекте нами был определен вид измерений и выбор наблюдаемого параметра (наличие стандартов, норм или других санитарно-гигиенических требований), а также список предполагаемых доминирующих факторов. Основным этапом изучения электромагнитной обстановки на объекте являлось проведение измерений индукции магнитного поля (В), которое состояло из следующих компонентов: - проведение измерений по участкам и фиксация результатов с подготовкой данных для анализа; - проведение измерений по циклам и подготовка полученных данных для анализа и сведения в единый массив, который использовался как основа для их обработки и анализа. Измерения проводились в четырёх диапазонах (условно): - от 0 до 100 нТл – диапазон 01; - от 100 до 300 нТл – диапазон 03; - от 100 до 1000 нТл – диапазон 1; - от 1000 до 3000 нТл – диапазон 3. Шкалы этих диапазонов были проградуированы следующим образом: - диапазон 01 имел 100 делений по 1 нТл; - диапазон 03 имел 30 делений по 10 нТл; - диапазон 1 имел 100 делений по 10 нТл; - диапазон 3 имел 30 делений по 100 нТл. Измерение проводилось прибором микротесламетром Г-79, предназначенным для определения уровня магнитной индукции В (нТл) посредством активного датчика (германиевый датчик Холла) в виде свободно перемещаемой антенны, соединённой с прибором отдельным кабелем через разъем на внешней панели. Методика проведения измерений разделена на измерения по участкам и измерения по времени. В первом случае измерение проводилось на одной линии – на высоте от пола 1 м, и всегда в одних и тех же точках (А, Б, В) помещений: стол у двери; стол в центре, у окна. Проведение замеров проводилось в разных помещениях изучаемого объекта: офисе, лаборатории, производственном помещении и т.п.). Измерения проводились каждый час. Создавалась база данных, структурированная по датам, циклам измерений (ориентация антенны датчика; уровень отклонения от абсолютной нормы; время замера и т.п.) и содержащая сведения по условиям и методике проведения измерений для всех циклов на всех этапах и для всех типов измерений. Далее проводился анализ экспериментальных данных, необходимых для создания математической модели образования выходного параметра. Полученные результаты были разделены на две группы: пространственную, представленную данными, полученными на разнесённых в пространстве точках, и временную (измерения многочасовых и суточных циклов наблюдений в одной и той же точке). В основу списка переменных были положены значения индукции магнитного поля (В), время проведения измерений, их дата, номера помещений, в которых проводились измерения, близость внешнего источника, удалённость от центральной оси объекта, ряд других параметров объекта, средства измерения. Проведено сведение данных в единый массив для статистического и корреляционно-регрессионного анализа. Данные исследования электромагнитной обстановки на объекте дорожного сервиса представлены в таблице 1. Таблица 1 – Сводная таблица значений наблюдаемого параметра на основе измерений электромагнитного поля в помещениях СТО
Всего было проведено 5 циклов измерений через каждый час в течение нескольких часов. Наиболее длинным из них является цикл продолжительностью 24 часа, затем следуют циклы – 12-, 8-, 6- и трёхчасовой. Целью измерений являлось изучение ритмов колебания наблюдаемого параметра. Полученные данные были сведены в таблицы и рисунки. Так, из таблиц 2 и 3, в которых показаны значения колебаний электромагнитного поля, соответственно, в трёхчасовом (с 10.00 до 13.00 час) и недельном (с понедельника по пятницу) циклах, видно, что имеются различия в уровнях магнитной индукции в точках Б и В (превышение в точке В от 1,2 до 2,0 раз). Кроме того, отмечается нарастание уровня электромагнитного поля к концу 3-х часового цикла в 1,2 – 1,5 раза. Однако в недельном цикле наибольшие уровни магнитной индукции отмечаются в середине недели (среда, четверг), при этом в точке Б по сравнению с «понедельником» превышение было в 2,0-2,5 раза, а точке В – в 1,7-2,0 раза. Таблица 2 – Значения колебаний электромагнитного поля в трехчасовом цикле
Таблица 3 – Значения колебаний электромагнитного поля в цикле «дни недели» на 11.00 часов
Ритмы колебания индукции магнитного поля (В) в течение одной недели, «от полуночи до полуночи» - суточный ритм, показан также в графике (рисунок 1). Далее нами проведен корреляционно-регрессионный анализ и разработаны математические модели. ![]() вертикальная ось – значения параметра (индукции магнитного поля В, нТл), горизонтальная – порядковые номера точек Рисунок 1– Сводный график изменения значений индукции магнитного поля по данным измерений в течение одной недели Основой для анализа и моделирования служила таблица итоговых данных серии моделей, куда помещены основные характеристики построенных моделей (значения доли объяснённой дисперсии для каждой модели; значения дисперсии разности между исходным и расчётным значением выходного параметра и дисперсии собственно модельного значения выходного параметра, полученного путём расчётов), таблица 4. Таблица 4 - Итоговая таблица данных моделирования
Анализ итоговой таблицы показывает наличие трёх групп переменных – факторов, оказывающих воздействие на изменение значения выходного параметра: сторона (СТРН), внешняя ось объекта, проходящая вдоль подоконника (П), дорога (ТРМ/ШС); время (ВРМ), одновременная работа всех компьютеров (ПК ВСЕ); степень превышения нормативного значения (ШКАЛА 2, ШКАЛА 3). Первая из этих групп (СТРН, П, ТРМ/ШС) имеет, в среднем, коэффициент корреляции менее 0,28, что говорит о невысокой степени влияния на выходной параметр. Вторая – ШКАЛА 2 и 3 – не факторы, а показатели. Поэтому для основного рассмотрения остаётся только третья группа: ВРМ, ПК ВСЕ. На основании анализа итоговых данных моделирования зависимости значения выходного параметра от воздействия возмущающих факторов можно сделать вывод о том, что модель (ВРМ + ПК ВСЕ) – оптимальная, с точки зрения описания воздействия на выходной параметр, которое может быть описано уравнением (формула 1): Y = hШК2*XШК2 + hШК3*XШК3 + hВРМ*XВРМ + hПК ВСЕ*XПК ВСЕ , (1) где: hij – коэффициенты регрессии, полученные из уравнения регрессии; Хij – значения переменной. Например, для цикла измерений (внешняя ось объекта, комната № 3, вычислительный центр) значение выходного параметра рассчитывается следующим образом (формула 2): Y = (0* 3507,87) + (-1* 583,19) + (1* 187,01) + (15* 52,61) = (2) = 0 + (-583,19) + 187,01 + 789,27 = 393,09 При этом разность между модельным (расчётным) значением выходного параметра и исходным составила 213 нТл, для остальных моделей она колеблется в пределах от 216 до 561 нТл для данного цикла, что свидетельствует в пользу оптимальности выбранной модели. Таким образом, на основании проведённого анализа для объекта дорожной инфраструктуры можно рекомендовать, в качестве корректирующего воздействия, проведение профилактических мероприятий как «защиту временем» в соответствии с требованиями стандартов. Необходимо принимать во внимание показатель ШКАЛА, характеризующий степень превышения норматива, так как влияние одновременной работы всех используемых компьютеров значимо только при высоком превышении норматива в 200 нТл. Апериодическое, но крайне сильное воздействие условного объекта-источника (локальный источник), обозначенного как «внешний источник» (ВН ИСТ) может оказывать решающее воздействие на изменение электромагнитной обстановки на объекте дорожной инфраструктуры. Литература
Жол көлiгiнiң техникалық нысанының экологиялық қауіпсіздігін зерттеу және бағалау А.С. қаракушикова, Ж.Д. Бекмағамбетова, К.К. Тоғызбаева, Л.С. Ниязбекова, Д.Д. Жунистаев, А.Р. Мадигулов, А.Б. Нуршабекова, Л.Б. Сейдуанова ^ қазақ ұлттық медициналық университеті,еңбек гигиена кафедрасы Түйін Нақты эксплуатациялық шарттың болуымен экологиялық қауіпсіздікті қамтамасыз ету мақсатында жол инфрақұрылымы объектiсінiң экологиялық қауіпсіздігін анықтау бойынша зерттеу өткiзiлді. Табиғи мәлiметтердi өңдеу негiзінде статистикалық және корреляция - регрессиялық саралау әдiстерi қолданылды. ^ экологиялық қауiпсiздiк, қауiп-қатердi бағалау Study and assessment of an environmental risk for a technical object of road transport A.S. Karakushikova, Z.D. Bekmagambetova, K.K. Toguzbayeva, L.S. Niyazbekova, D.Z. Zhunistaev, A.R. Madigulov, A.B. Nurshabekova, L.B. Seyduanova Kazakh National Medical University named after S.D. Asfendiyarov, occupational health department Abstract A study to identify environmental risk for object of road infrastructure in actual operating conditions to ensure its environmental safety. Were used statistical, correlation and regression methods of analysis based on the processing of field data. ^ environmental security, risk assessment. Создание модели образования по гигиене труда в рамках интеграции в болонский процесс А.С. Каракушикова, Ж.Д. Бекмагамбетова, К.К. Тогузбаева, Л.С. Ниязбекова, Д.Д. Жунистаев, А.Р. Мадигулов, А.Б. Нуршабекова, Л.Б. Сейдуанова ^ кафедра гигиены труда В Болонской декларации о международном сотрудничестве (1999 г.) высоко оценена важность высшего образования для развития демократии, а также ценность многообразия культур, языков и систем высшего образования. Общеевропейское пространство в области высшего образования имеет особую привлекательность не только для преподавателей, а, прежде всего, для студентов. Оно позволит повысить качество образования, будет содействовать мобильности студентов и преподавателей, обучению специалистов в течение всей жизни, межинституциональному сотрудничеству. Все вышесказанное актуально и для будущих специалистов по гигиене труда, подготовка которых осуществляется на соответствующей кафедре, где с 2010 г. согласно «Модели медицинского образования КазНМУ им. С.Д. Асфендиярова» внедряется эта новая система обучения студентов. ^ компетенции, образовательная программа, гигиена труда. Известно, что основная цель Болонского процесса – это создание Европейского пространства, где будет обеспечено свободное передвижение студентов и сотрудников высшей школы и объективное признание их квалификаций. На основе Сорбонского соглашения (1998 г.), подписанного 4 странами, создано Болонское соглашение (1999 г.), в которое уже вошли 29 стран. В 2003 г. было подписано Берлинское коммюнике представителями 40 стран, в т.ч. Россией. С целью вхождения в мировое образовательное пространство Казахстан кардинально изменил свою образовательную систему, внедрив у себя многоуровневую подготовку специалистов через «бакалавриат-магистратуру-докторантуру». Одновременно наша страна подписала Лиссабонскую конвенцию и стала участником Болонского процесса. К 2010 году в него вошли 47 стран. Руководствуясь главными программными документами, принятыми в стране в сфере образования, здравоохранения, науки, стратегическими направлениями развития Республики Казахстан, среди которых Стратегия «Казахстан-2030», «Государственная программа реформирования и развития здравоохранения РК на 2005-2010 годы», «Стратегия индустриально-инновационного развития страны до 2015 года», «Концепция развития образования РК до 2015 года», «Программа развития науки на 2007-2012 годы», ежегодные Послания Президента народу Республики Казахстан, а также «Стратегией развития КазНМУ», «Политикой и целью КазНМУ в области качества», направленных на создание эффективной модели казахстанского медицинского образования, согласно решению Ученого Совета КазНМУ им. С.Д. Асфедиярова на базе ГОСО- РК-3.08.386-2006 была создана «Модель медицинского образования КазНМУ им. С.Д. Асфедиярова», основанная на компетентностно-ориентированном подходе обучения студентов. Согласно новой модели подготовки медицинских кадров, в том числе по специальности «051102 - «Общественное здравоохранение», основными ее стратегическими целями являются - обеспечение отрасли квалифицированными кадрами, отвечающими потребностям общества; - создание эффективной системы непрерывного профессионального образования; - создание эффективной системы управления медицинской наукой и ее интеграция с образованием и практическим здравоохранением. Современные возможности университета, благодаря неустанной и эффективной деятельности руководства вуза, всех его подразделений, профессорско-преподавательского состава (ППС) кафедр, предусматривают подготовку не только квалифицированных, конкурентоспособных специалистов, но личности, имеющей высокие нравственные и жизненные устремления, мотивы и стимулы к высокопрофессиональному труду. В процессе высшего профессионального образования одна из основных целей – формирование у студентов ключевых компетенций. Здесь необходимо уточнить понятия «компетенция» и «компетентность». Компетенция – это готовность человека к мобилизации знаний, умений и внешних ресурсов для эффективной деятельности в конкретной жизненной ситуации; готовность действовать в ситуации неопределенности. Компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности. Компетенции имеют важную особенность: в отличие от знаний, умений и навыков, которые всегда «хранятся» в готовом к использованию виде, компетенция «собирается» лишь в момент ее реализации, т.е. в ответ на ситуацию. В остальное время элементы компетенции хранятся в разобранном виде, а сама компетенция существует лишь потенциально [1, 2]. Интересные данные по указанному вопросу приводятся Мировым банком (2004 г.) в результате сравнительного исследования выпускников высших учебных заведений постсоветских стран (Россия, Беларусь, Украина) и развитых стран Запада (США, Франция, Канада, Израиль): - студенты постсоветских стран показывают очень высокие результаты (9 – 10 баллов) по критериям «знание» и «понимание» и очень низкие баллы – по критериям «применение знаний на практике», «анализ», «синтез», «оценивание» (1 – 2 балла); - студенты из развитых западных стран демонстрировали диаметрально противоположные результаты: они показали высокую степень развития навыков анализа, синтеза, высокий уровень умений принимать решения при относительно невысоком уровне показателя «знание» [3]. По данным «Левада-Центра», в целом по России 38% бывших студентов при поступлении на работу нуждаются в переобучении. То есть существует разрыв между рынком образования и рынком труда. Однако, когда мы говорим о способности предмета формировать компетенции, нужно учитывать его специфику. Гигиена труда, одна из основных гигиенических дисциплин, является компетентностным предметом, так как в его основе преобладает деятельностное содержание. Кафедра гигиены труда реализует свой интеллектуальный потенциал, профессионализм и опыт в деле подготовки будущих специалистов. Ее деятельность нацелена на решение комплекса задач, связанных не только с приобретением студентами знаний по дисциплине, но и с развитием гармонической личности, ее образованием и воспитанием, подготовкой к жизни в быстро меняющемся современном мире. Студенты, обучающиеся по специальности «Общественное здравоохранение», имеют возможность, помимо получения современных теоретических знаний, закреплять их на практике, проявить себя состоявшимися, высококвалифицированными специалистами в области гигиены труда благодаря оснащёнию кафедры и ее практических баз высококлассным современным оборудованием, гигиеническими приборами, компьютерами и другими техническими средствами обучения. Учебно-производственная практика по гигиене труда осуществляется в лабораториях и отделах по гигиене труда учреждений государственного санитарно-эпидемиологического надзора (ГСЭН) г. Алматы, с которыми заключены договора о сотрудничестве, в том числе и в области образования. С первых занятий студенты под руководством опытных педагогов, наставников приобретают теоретические и профессиональные навыки будущего специалиста. С этой целью создания модели образования КазНМУ ППС кафедры разработаны ключевые компетенции по гигиене труда. В частности, кроме получения комплекса теоретических знаний по предмету, студенты 5 курса, обучающиеся по специальности «Общественное здравоохранение» должны приобрести следующие практические навыки: - осуществлять предупредительный и текущий санитарно-гигиенический надзор в области гигиены труда; - проводить аттестацию рабочих мест на производстве; - расследовать и анализировать производственно-обусловленную и профессиональную заболеваемость с разработкой профилактических мероприятий; - оценивать степень профессионального риска на промышленных предприятиях в зависимости от тяжести, напряженности труда и других вредных производственных факторов; - уметь проводить профилактику производственного травматизма и профессиональных заболеваний; - использовать нормативно-правовые документы, регламентирующие профессиональную деятельность специалиста в области гигиены труда; - вести деловую, учетно-отчетную, медицинскую документации по гигиене труда на государственном и русском языках; - оценивать санитарно-гигиеническое состояние различных объектов при осложнении санитарно-эпидемиологической ситуации; - составлять санитарно-гигиеническую характеристику и проводить хронометражные исследования по отдельным процессам; - давать гигиеническую оценку условиям труда и на предприятии в целом; - проводить учет, расследование и анализ профессиональных отравлений, заболеваний и травм на производстве; - работать с приборами, оценивать гигиеническую эффективность санитарно-техническо-го оборудования с учетом международных стандартов. Кроме того, специалист по гигиене труда должен владеть правовой компетенцией, т.е. грамотно использовать в своей работе Кодекс Республики Казахстан «О здоровье народа и системе здравоохранения»; Положение о Госсанэпиднадзоре РК; нормативно-правововую и законодательную документацию в сфере санитарно-эпидемиологической службы; природоохранное законодательство Республики Казахстан, правовые основы деятельности специалистов госанэпиднадзора; Трудовой кодекс РК. В деятельности специалиста по гигиене труда немаловажное значение имеют и коммуникативные навыки, которыми должен владеть выпускник: соблюдать принципы медицинской этики при общении с управленческим аппаратом и работниками производственных, промышленных объектов, при взаимодействии с коллегами, сотрудниками ГСЭН, социальных служб; обладать навыками работы в команде и обладать лидерскими качествами. Для будущего специалиста большое значение, несомненно, имеет его постоянное саморазвитие, самосовершенствование, поэтому он должен в процессе учебы в вузе самостоятельно работать с учебной, современной научной литературой и нормативными документами по гигиене труда, в том числе на с электронных носителях информации, в интернете; составлять аналитические обзоры литературы по предмету, рефераты, презентации и т.д. Формирование компетенций студентов зависит от их активности, а также от того в какой степени «активность» педагога переходит в «активность» студентов. Для того, чтобы это произошло в процессе обучения студентов по специальности «Общественное здравоохранение» на кафедре используются следующие технологии: - метод дебатов; - игровая технология (ролевые игры); - кейс-стади; - проблемные дискуссии; - технология интерактивного обучения (в парах, малых группах). Одной из важнейших задач, стоящих перед кафедрой гигиены труда в процессе интеграции в международное образовательное и информационное пространство, является стремление и готовность ее участия в Программе Темпус – Транс-Европейской программе мобильности в области высшего образования. Известно, что данная программа инициирована Европейским Сообществом в 1989 г. и открыта для различных организаций, а также университетов. Она финансирует мероприятия на основе проведения конкурса. Ее основными инструментами являются Совместные проекты, Структурные мероприятия и Сопутствующие мероприятия (меры). Совместные проекты основаны на многостороннем партнерстве между вузами Европы и университетами стран-партнеров и направлены на многие аспекты образовательной деятельности, в том числе на разработку новых и обновление учебных планов и программ, обеспечение качества в образовании. В целях реализации задач и требований, обозначенных Лиссабонской конвенцией по признанию квалификации специалиста и Болонской декларацией о высшем образовании европейских стран, коллектив кафедры, эффективно использует опыт высших учебных заведений ближнего и дальнего зарубежья, таких, как Россия, Киргизия, Армения, США, Великобритания, Италия, Германия с университетами которых заключены двухсторонние договоры о сотрудничестве в области науки, образования. Так в качестве visiting professors в КазНМУ кафедрой приглашены следующие крупные ученые и специалисты: Vincent O'Brien, Principal Lecturer in Health Improvement Public Health, University of Cumbria; Chandran Achutan, MD, PhD, University of Nebraska Medical Center in Omaha; Claudio Colosio, MD, PhD, Department of Occupational and Environmental Health of the University of Milan. В рамках договора о «Сотрудничестве» между КазНМУ им. С.Д. Асфендиярова и Международным Университетом Кыргызстана в апреле 2011 года в 2-х вузах Кыргызской Республики (Международный Университет Кыргызстана, Медицинская Академия им. И.К. Ахунбаева) проведено занятие в рамках мастер-класса (проф. Тогузбаева К.К.) для преподавателей и студентов по 36-часовой программе на тему «Избранные вопросы гигиены труда», которые были высоко оценены руководством этих вузов. В последующем сотрудники Международного Университета Кыргызстана (Ырысова М.Б., Джумалиева А.А., Джусупов К.О.) приняли участие с докладами в следующих Международных конференциях, организованных в КазНМУ: - «Интеграция науки, образования и практики – качественное здравоохранение», посвященное 20-летию независимости РК (20.04.2011 г.). - «Научный менеджмент», посвященный Дню казахстанской науки (26.04.2011 г.). - 1-я Казахстанская Международная конференция и выставка по охране труда и промышленной безопасности (KIOSH – 28-29 апреля 2011 г.). - «Реализация модели медицинского образования КазНМУ им. С.Д. Асфендиярова – проблемы и перспективы» (20.05.2011 г.). Таким образом, все вышеизложенное свидетельствует о том, что ППС кафедры в настоящее время находится на пути реализации стратегических целей КазНМУ и в этом направлении уже сделаны некоторые успешные первые шаги. |
![]() |
С. Ж. Асфендияров атындағы ҚазҰМУ, Қалалық емхана № Алматы қ |
![]() |
С. Ж. Асфендияров атындағы ҚазҰму дипломнан кейінгі білім беру институтының Стоматология кафедрасы Кафедра стоматологии Института последипломного образования Казнму им. С. Д. Асфендиярова и кафедра... |
![]() |
С. Ж. Асфендияров атындағы Қазақ ұлттық медицина университеті Казахский Национальный Медицинский Журнал входит в перечень изданий, рекомендованных кнасон для публикаций результатов диссертационных... |