|
Скачать 229.03 Kb.
|
Тема: Пульпит временных и постоянных зубов у детей. Закономерности клинического проявления и течения. Методы диагностики, дифференциальная диагностика. Общее время занятия: 5 часов. Мотивационная характеристика темы: Воспаление пульпы временных и постоянных зубов в практике детского стоматолога-терапевта встречается довольно часто и в структуре стоматологической помощи по обращаемости, по данным разных авторов, составляет от 14 до 20%. Диагностика пульпитов у детей нередко затруднена, это связано с тем, что ребенок не может четко сформулировать жалобы и охарактеризовать те ощущения, которые возникают при проведении основных и дополнительных методов обследования. Поэтому очень важно знать закономерности клинического течения и особенности диагностики пульпитов у детей в различные возрастные периоды. ^ занятия В результате усвоения теоретической части данной темы студент должен знать:
В результате выполнения практической части занятия студент должен уметь:
Требования к исходному уровню знаний. Для лучшего усвоения темы студенту необходимо повторить:
Контрольные вопросы из смежных дисциплин:
Пульпа зуба, содержащая соединительную ткань, сосуды и нервы, способна отвечать на воздействие повреждающих факторов развитием защитных реакций. Главным видом защитных реакций пульпы является воспалительный процесс (пульпит), направленный на устранение действия повреждающего фактора и восстановление ее структуры. Выраженность воспалительной реакции и разнообразие клинических форм пульпита зависит от:
Этиологическими факторами, вызывающими пульпит, могут быть:
Воспаление пульпы происходит в соответствии с общими закономерностями этого патологического процесса, аналогично тому, как это происходит и в других тканях. Различный уровень реактивности организма обуславливает характер воспаления: с преобладанием альтерации, экссудации либо пролиферации. Это в свою очередь определяет клиническую картину воспаления пульпы - острое или хроническое течение, экссудативные, альтеративные либо пролиферативные формы. Чтобы разобраться в многообразии форм пульпита, издавна предпринимались попытки классифицировать заболевания пульпы. В основу многих классификаций брались различные признаки: клинические, морфологические, комбинации тех и других. В практической эндодонтии чаще других используется модификация классификации Е.М. Гофунга. Существует классификация пульпита зубов у детей Т.Ф.Виноградовой, а также классификация ВОЗ. Особенности клинического течения острого пульпита временных зубов:
Особенности клинического течения хронического пульпита временных зубов:
Клинически обострившийся хронический пульпит протекает как острый и может развиваться при любой его форме. Причинами могут служить: ухудшение оттока экссудата, из-за попадания в кариозную полость плотных пищевых остатков, усиление вирулентности микроорганизмов, ослабление защитных сил организма. Трудности диагностики пульпита у детей обусловлены тем, что подавляющее большинство детей не могут четко охарактеризовать болевые ощущения, частоту и продолжительность болевых приступов, локализацию и иррадиацию боли. Если же они и предъявляют жалобы, то часто несвязные, отрывочные, иногда противоречащие тем данным, которые сообщают родители. Поэтому при сборе анамнеза и обследовании детей необходимо быть максимально внимательными в оценке и анализе полученных данных. Применяемые в диагностических целях у взрослых: зондирование дна кариозной полости, термометрия и электроодонтометрия, основанные на дополнительном болевом воздействии, оказываются часто неприемлемыми в детской практике, так как болевое раздражение вызывает у ребенка отрицательные эмоции и приводит к негативному отношению к дальнейшему обследованию и лечению, что усложняет работу стоматолога. ^ связаны с анатомо-физиологическими особенностями строения твердых тканей зуба, пульпы, периодонта, костной ткани и детского организма:
обуславливают особенности клинических проявлений и течения пульпита:
обуславливают особенности проявления и течения пульпитов:
обуславливают особенности проявления и течение пульпитов:
- высокая проницаемость кортикальной пластинки лунок зубов (пористость, низкий уровень минерализации); - тонкие костные балочки; - широкие костномозговые пространства; Особенности клинического течения пульпитов: - при отсутствии условий выхода экссудата через полость зуба, он может проникнуть в периодонт, а затем в костную ткань – перидонтит – периостит, что сопровождается нарушением общего состояния, припухлостью окружающих мягких тканей.
- высокая реактивность организма ребенка, поэтому реакция пульпы не всегда адекватная силе раздражителя; - выраженность реакции организма ребенка на интоксикацию из пульпы зуба (повышение температуры тела, сонливость, головная боль, увеличение СОЭ, количества лейкоцитов) зависит от индивидуальных особенностей организма ребенка. ^ : - Опрос (сбор анамнеза жизни: возраст - информация о стадии формирования или резорбции корней; наличие хронических соматических заболеваний - выбор оптимального метода лечения и прогнозирование исхода заболевания; анамнез заболевания: длительность заболевания (часы, дни, месяцы, годы) - установление формы заболевания, возможность вовлечения в процесс тканей периодонта и необратимые изменения в пульпе; реакция на раздражители - установление формы заболевания). - Объективное исследование (конфигурация лица - при остром или обострении хронического заболевания возможна асимметрия лица; состояние лимфоузлов (подчелюстных, шейных) - увеличены при острых и обострении хронических форм). - Осмотр полости рта: десна - гиперемия, отек являются признаками вовлечения в процесс окружающих тканей при острых формах и обострениях хронического пульпита; зубной ряд - определение активности кариозного процесса, выявление причинного зуба; исследование кариозной полости: толщина слоя дентина, болезненность при зондировании, перкуссия, реакция на температурные раздражители – боль усиливается от термических раздражителей и медленно проходит после их устранения при хронических пульпитах, а при острых возникает приступ острой боли. - Проведение дополнительных методов исследования: рентгенография зуба (определяется: форма, размер, длина и количество корней и каналов; ширина дивергенции корней, степень изогнутости каналов, наличие дополнительных каналов; глубина и отношение кариозного разрушения к пульпе, наличие репаративного дентина, состояние периодонтальной щели, периапикальные изменения в области верхушек корней, фуркации; наличие кальцификатов в пульпе, наружной или внутренней резорбции; стадия формирования корней, состояние верхушечного отверстия, физиологической резорбции, соотношение корней временных зубов и зачатков постоянных зубов, размер пульповой камеры; наличие аномалий (зуб в зубе, тауродонтия и др.), ЭОД (регистрация теста у одного зуба не дает адекватной информации, т.к. результат должен быть соотнесен с таковым у одноименного зуба). - Общее состояние (изменяется при острых и обострении хронических пульпитов). ^
^
Дифференциальную диагностику различных форм пульпита следует проводить с глубоким кариесом, различными формами верхушечных периодонтитов, а также гайморитом и отитом. ^ При самостоятельном освоении темы занятия рекомендуется внимательно изучить методические рекомендации для уточнения моментов, на которые следует обратить внимание. Выяснить вопросы, на которые нужно уметь ответить после изучения темы и затем приступить непосредственно к изучению материала, представленного в списке основной литературы. В процессе подготовки для лучшего усвоения материала в учебной тетради необходимо составить схему ориентировочной основы действия “Диагностика пульпитов у детей со сходными заболеваниями”. В ходе практической части занятия студент должен принять одного-двух пациентов. При работе с пациентом студенту необходимо наладить контакт с ребенком и его родителями. Опрятный внешний вид, доброжелательная улыбка, корректное поведение врача должны расположить пациента и помочь в дальнейшей работе. При сборе анамнеза заболевания студент должен выявить причинный зуб, выяснить характер боли, ее интенсивность, длительность, боли в прошлом, какие раздражающие факторы провоцируют возникновение или усиление боли, обращался ли ранее пациент за помощью, по поводу причинного зуба и какие вмешательства проводились. ^ . После изучения темы для контроля качества усвоения и выявления неясных моментов предлагается решить ситуационные задачи. Задача 1. Ребенку 5 лет. Явился с матерью для санации полости рта. Объективно: на дистально-апроксимальной поверхности зуба 84 - неглубокая кариозная полость, дентин темный, снимается пластами экскаватором. После его удаления на дне видна красная, болезненная, кровоточащая при зондировании точка. Перкуссия зуба безболезненна. Десна в области зуба 84 без патологических изменений, кпуз-8. PLI= 2,3. Прикус дистальный открытый. Сформулируйте диагноз. Проведите дифференциальную диагностику со сходными заболеваниями. Задача 2. Ребенку 6 лет. Жалуется на приступообразную длительную ноющую боль от термических раздражителей в зубе 64. Мать беспокоит разрастание на десне, появившееся месяц назад. Объективно: На окклюзионной поверхности зуба 64 - глубокая кариозная полость, не сообщающаяся с полостью зуба. Зондирование дна и удаление размягченного пигментированного дентина бором болезненно. На вестибулярной поверхности десны в области проекции верхушек корней зуба 64 - свищ с красными выбухающими грануляциями. Гнойного отделяемого нет. OHI-S=1,1, КПИ- 1,0, прикус - нейтральный. КПУз+кпуз =6. ^ Задача 3. Ребенку 4 года. Со слов матери, у ребенка зуб болит в течение 2 дней. Характер боли установить не удалось. В первые сутки ребенок плохо спал, ночью несколько раз просыпался и плакал. На вторые сутки появилась припухлость щеки, температура тела повысилась до 38,5ºС, зуб болит от горячей пищи. Раньше зуб не беспокоил. Объективно: асимметрия лица за счет коллатерального отека мягких тканей в области нижней челюсти слева; подчелюстные лимфоузлы слева увеличены до 1,5 см, подвижны, болезненны. Десна в области зуба 75 гиперемирована, отечна. Перкуссия зуба 75 резко болезненна. Зуб подвижен (I степень). На апроксимально-медиальной поверхности зуба 75 глубокая кариозная полость, выполненная размягченным светлым дентином, после удаления которого экскаватором перфорирована полость зуба, получен гнойный экссудат. Показатель интенсивности кариеса зубов- 2. PLI=1,3. Прикус нейтральный. Сформулируйте диагноз. Проведите дифференциальную диагностику. Задача 4. Ребенку 6 лет. Явился для санации полости рта. Жалоб нет. Объективно: зуб 74 изменен в цвете (темнее соседних). На дистальной поверхности зуба 74 - глубокая кариозная полость, выполненная марким налетом. Кариозная полость сообщается с полостью зуба, зондирование дна кариозной полости и точки сообщения с полостью зуба безболезненно. При глубоком зондировании отмечается болезненность. Перкуссия зуба безболезненна, неприятный запах изо рта. PLI= 2,6, КПИ- 1,5. КПУз+кпуз=7. Прикус нейтральный. Сформулируйте диагноз. Проведите дифференциальную диагностику. Задача 5. Ребенку 6 лет. Жалобы на кровоточивость из зуба 54 и болезненность при попадании жесткой пищи, иногда длительную боль от мороженого. Объективно: на дистальной поверхности зуба 54 - кариозная полость частично заполненная красной, болезненной и кровоточащей при зондировании тканью. КПУз+кпуз=8; OHI-S=0,9; КПИ=0,8. Прикус нейтральный, бугры временных клыков хорошо выражены. ^ Задача 6. Ребенку 4 года. Жалобы на приступообразные самопроизвольные боли, усиливающиеся ночью в области верхней челюсти слева. Ребенок несколько раз просыпался ночью. Зуб заболел вчера. Объективно: на мезиальной поверхности зуба 64 - глубокая кариозная полость, выполненная размягченным пигментированным дентином. После удаления некротизированного дентина со дна кариозной полости, обнаружено сообщение с полостью зуба. Зондирование дна резко болезненно в одной точке. Перкуссия слегка чувствительна. PLI=0,5, кпуз=10. Прикус мезиальный. Поставьте диагноз. Проведите дифференциальную диагностику. Задача 7. Ребенку 5 лет. Жалобы на кратковременные самопроизвольные боли с длительными безболевыми промежутками в зубе 75. Со слов матери, зуб беспокоит несколько часов. Были 3 болевых приступа продолжительностью 15-20 минут. Ранее зуб не болел. Объективно: на жевательной поверхности зуба 75 - глубокая кариозная полость, выполненная светлым, рыхлым дентином. Зондирование дна резко болезненно в одной точке. Перкуссия безболезненна. Слизистая оболочка в области зуба 75 обычного цвета. PLI=1,7, кпуз=3. Прикус перекрестный. ^ Задача 8. Ребенку 8 лет. Жалобы на самопроизвольные боли в зубе 36, возникшие вчера. Боли усиливались при приеме холодной пищи и в ночное время. В течение ночи было несколько болевых приступов. Зуб ранее не болел и не лечился. Объективно: лицо симметричное, подчелюстные лимфоузлы не пальпируются, СОПР розового цвета. На жевательной поверхности зуба 36 - глубокая кариозная полость, заполненная светлым размягченным дентином. Зондирование дна кариозной полости после частичного препарирования резко болезненно в одной точке. Полость зуба закрыта, перкуссия безболезненна, десна в области зуба 36 не изменена. КПУз+кпуз = 3, OHI-S =1,1 , КПИ = 1, прикус нейтральный. ^ Задача 9. Ребенку 10 лет. Жалобы на острые боли в зубе 14, иррадиирующие в висок, припухлость правой щеки, повышение температуры тела до 38ºС, боли в зубе 14 появились два дня назад, носили приступообразный характер, усиливались от холодного и ночью. Вчера вечером появились боли от горячего, промежутки между приступами боли сократились. Ночью повысилась температура тела, появилась припухлость щеки. Объективно: асимметрия лица за счет коллатерального отека мягких тканей в области верхней челюсти справа. Подчелюстные лимфоузлы слева не пальпируются, справа пальпируются несколько лимфоузлов, диаметром до 10 мм, округлые, гладкие, подвижные, не спаянные с окружающими тканями, слегка болезненные при пальпации. СОПР розового цвета, короткая уздечка верхней губы. На апроксимально-дистальной поверхности зуба 14 - глубокая кариозная полость, заполненная светлым размягченным дентином. Зондирование дна кариозной полости безболезненно, перкуссия 14 болезненна, десна и переходная складка в области 14 гиперемированы, слегка отечны, болезненны при пальпации. При частичном препарировании кариозной полости зуба 14 вскрылась полость зуба, выделилась капля гноя. Прикус нейтральный, диастема. КПУз+кпуз = 4, OHI-S = 0,7, КПИ = 0,7. ^ Задача 10. Ребенку 9 лет. Жалобы на периодически появляющиеся ноющие боли в зубе 46, возникающие при приеме горячей пищи. Боли беспокоят около двух недель. Зуб ранее лечен по поводу кариеса, пломба выпала около года назад. К врачу не обращался. Объективно; лицо симметрично, подчелюстные лимфоузлы не пальпируются. В полости рта коронки зубов 55 и 74 разрушены на 2/3, на десне в области этих зубов - свищевые ходы. На апроксимально-медиальной поверхности зуба 46 - глубокая кариозная полость, заполненная остатками пищи, пигментированным размягченным дентином. После частичного препарирования выявлено сообщение с полостью зуба в одной точке. Зондирование дна кариозной полости безболезненно, глубокое зондирование болезненно. Перкуссия зуба 46 чувствительна. Десна в области 46 не изменена. Коронка зуба имеет серый цвет. Из полости зуба - гнилостный запах. КПУз+кпуз = 8, OHI-S=1,7, КПИ=1,5, прикус дистальный. ^ Задача 11. Ребенку 13 лет. Жалобы на длительные ноющие боли в зубе 27, усиливающиеся от термических раздражителей, при попадании пищи. Боли беспокоят в течение недели. Ранее зуб был лечен по поводу глубокого кариеса. Пломба выпала полгода назад. Объективно: лицо симметрично. Рот приоткрыт, входы в полость носа щелевидной формы. Красная кайма губ сухая. СОПР розового цвета. Короткая уздечка языка. На жевательной поверхности зуба 27 - глубокая кариозная полость, заполненная остатками пищи, размягченным пигментированным дентином. После частичного препарирования обнаружено сообщение с полостью зуба. При зондировании определяется болезненная, кровоточащая точка. Перкуссия зуба 27 слегка болезненна. Прикус дистальный. КПУз = 6, OHI-S = 1,7 , КПИ = 1,2. Сформулируйте диагноз, проведите дифференциальную диагностику. Задача 12. Ребенку 10 лет. Жалобы на боли от механических, термических раздражителей в зубе 21. Вчера вечером, во время игры в хоккей, произошел отлом коронки зуба 21. Ранее зуб не лечился. Объективно: незначительный отек мягких тканей верхней губы. Целостность слизистой оболочки верхней губы не нарушена, СОПР без патологии. Мелкое преддверие полости рта. Имеется косой перелом коронки зуба 21 с точечным вскрытием полости зуба. Зондирование резко болезненно в точке вскрытия. Перкуссия и пальпация зуба 21 болезненны. Десна в области зубов 11 и 21 не изменена. Прикус нейтральный. КПУз+кпуз = 5, индекс гигиены по Силнес-Лоу - 1,9 , КПИ = 1. ^ Задача 13. Ребенку 7 лет. Явился с жалобами на кратковременную боль от термических раздражителей и при попадании твердой пищи в зуб 65, боль быстро проходит после устранения раздражителя. St.loc: на жевательной поверхности зуба 65 глубокая кариозная полость, выполненная размягченным, инфицированным дентином. Дно плотное, пигментированное, болезненное при зондировании. КПУз+кпуз = 3. OHI-S=0.7 Поставьте диагноз. Проведите дифференциальную диагностику. Задача 14. Ребенку 4 года. Явился с целью профилактического осмотра. Жалоб нет. St.loc: на апроксимальных поверхностях зубов 74, 75 - неглубокие кариозные полости, выполненные пигментированным дентином и остатками пищи, зубы в цвете не изменены. Зондирование безболезненно, перкуссия безболезненна. кпуз = 6. На зубах обильный мягкий налет. ^ Задача 15. Ребенку 12 лет. Явился с целью санации полости рта. Жалоб нет. Зуб ранее лечен по поводу глубокого кариеса, пломба выпала около месяца назад. St.loc: на окклюзионной поверхности зуба 36 - глубокая кариозная полость, выполненная пигментированным дентином и остатками пищи. Зондирование кариозной полости безболезненно. Перкуссия безболезненна. После частичного препарирования выявлено сообщение кариозной полости с полостью зуба, вход в полость зуба безболезненный. КПУз = 8. OHI-S=2,1, КПИ=1,5. Сформулируйте диагноз. Нужны ли дополнительные методы исследования? Проведите дифференциальную диагностику. ЛитератураОсновная:
Дополнительная:
|