|
Скачать 0.86 Mb.
|
КОМИТЕТ ПО ВОПРОСАМ ЗАКОННОСТИ, ПРАВОПОРЯДКА И БЕЗОПАСНОСТИ ПРАВИТЕЛЬСТВА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА __________________________________________________________ Санкт-Петербургский учебно-методический центр по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности ![]() ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ САНИТАРНОГО ПОСТА НЕШТАТНЫХ АВАРИЙНО – СПАСАТЕЛЬНЫХ ФОРМИРОВАНИЙ ОРГАНИЗАЦИИ Учебно-методическое пособие Санкт-Петербург 2010 год ^ директора Санкт-Петербургского государственного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов «Учебно-методический центр по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности» (СПб УМЦ ГОЧС и ПБ) Якушкина Григория Владимировича. Рецензенты: заместитель директора Санкт-Петербургского государственного учреждения «Пожарно-спасательный отряд противопожарной службы Санкт Петербурга по Кировскому району Санкт-Петербурга» Бойцов В.П.; заведующий курсами ГО Красногвардейского района Ожигин Н.В.; заведующий курсами ГО Красносельского района Антоненко А.А.; заведующий курсами ГО Московского района Быков А.П.; преподаватель Санкт-Петербургского учебно-методического центра по ГО, ЧС и ПБ Симоненко А.В. Учебное пособие предназначено для должностных лиц и специалистов ГО и РСЧС, преподавателей учебно-методического центров по ГО, ЧС и ПБ. ОГЛАВЛЕНИЕ Стр. Введение………………………………………………………………..5 Глава 1. Общие положения…………………………………………6 Глава 2. Предназначение, задачи, состав и порядок комплектования личным составом санитарного поста организации…………….7 2.1 Предназначение и задачи санитарного поста организации 7 2.2. Организационно-штатная структура санитарного поста организации. Порядок комплектования санитарного поста личным составом………………………………………………………………………8 Глава 3. Организация работы санитарного поста организации………………………………………........................................................ 9 3.1. Действия руководителя и личного состава санитарного поста по приведению санитарного поста в готовность ……………………9 3.2. План приведение санитарного поста в готовность………….. 11 3.3. Действия руководителя санитарного поста после получения задачи на проведение АСДНР……………………………………………... 20 3.4. Управление санитарным постом организации при выполнении задач по предназначению……………….…………………………………...23 3.5. Функциональные обязанности личного состава санитарного поста………………………………………………………….. 24 3.6. Организация работы санитарного поста в условиях заражения радиоактивными и отравляющими веществами. Мероприятия по оказанию первой помощи…………………………….……………………………26 3.7. Приёмы и способы оказания первой помощи пострадавшим при воздействии поражающих факторов чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени…………………………………………………………… 34 Заключение…………………………………………………………… 46 Литература……………………………………………………............. 47 Приложения……………………………………………………………48 ^ ГО - гражданская оборона; ОМП-оружие массового поражения; СИЗ - средства индивидуальной защиты; АХОВ - аварийно химически опасные вещества; ОВ - отравляющие вещества; ПП - первая помощь; СП - санитарный пост; ЧС - чрезвычайная ситуация; РП - радиоактивная пыль; РВ - радиоактивные вещества; ОВ - отравляющие вещества; БС - биологические средства; СЭП - сборный эвакуационный пункт; ПЭП - промежуточный эвакуационный пункт; ЛС - личный состав; АСДНР - аварийно-спасательные и другие неотложные работы; НАСФ - нештатные аварийно-спасательные формирования; ПРУ - противорадиационное укрытие; МСГО - медицинские службы гражданской обороны; РСЧС – единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. ВВЕДЕНИЕВ чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени вероятно возникновение сложных условий обстановки, которые будут определяющим образом влиять на организацию и проведение мероприятий учреждений здравоохранения по оказанию медицинской помощи и лечению пострадавших. Основными из этих условий являются: массовость, одномоментность (в короткий период времени) возникновения травм и потерь среди населения, разнообразный характер и тяжесть поражения; нарушение работоспособности медицинских учреждений; возможное заражение обширных районов местности, продовольствия, воды РВ, ОВ, бактериальными средствами, АХОВ; сложность санитарно-эпидемиологической обстановки в очагах массового поражения и в районах размещения населения, в ходе проведения эвакуационных мероприятий гражданской обороны; несоответствие потребности в силах и средствах учреждений здравоохранения их наличию; сложность управления силами и средствами при ликвидации последствий при применении современных средств поражения. Организацией медицинского обеспечения населения в таких весьма сложных условиях в системе здравоохранения страны занимаются медицинские службы районов, городов, субъектов Российской федерации. В системе РСЧС они объединены во Всероссийскую службу медицины катастроф (ВСМК). На объектовом уровне территориальных подсистем РСЧС для оказания первой помощи населению в очагах поражения, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций (ЧС) природного и техногенного характера создаются санитарные посты. Для организаций особое значение имеет наличие и готовность к действиям по предназначению этого вида «собственных» формирований, так как объектовые формирования способны наиболее оперативно реагировать на возникающие угрозы при возникновении ЧС. Исключительно важная роль санитарного поста проявляется в тех критических ситуациях, когда быстрота оказания первой помощи пострадавшим может оказаться единственным условием сохранения им жизни до прибытия профессиональных медицинских работников – бригад скорой медицинской помощи и др. Более того, хорошо обученный личный состав санитарного поста организации лучше знает особенности своего предприятия (учреждения, объекта), характер возможных угроз и специфику условий, в которых предстоит немедленно оказывать первую помощь пострадавшим. При этом весьма важным является требование по обеспечению в ходе АСДНР безопасности самих спасателей - личного состава санитарного поста. ^ Медицинские мероприятия по защите населения представляют собой комплекс организационных, лечебно-профилактических, санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, направленных на предотвращение или ослабление поражающих воздействий чрезвычайных ситуаций на людей, оказание пострадавшим медицинской помощи, а также на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия в районах ЧС и в местах размещения эвакуированного населения. На территориальном уровне эти задачи выполняют структурные подразделения медицинской защиты федеральных органов исполнительной власти, органов управления ГОЧС субъектов Российской Федерации. Оказание медицинской помощи населению в ходе ликвидации чрезвычайной ситуации организуется и материально обеспечивается государством. Для этого в зависимости от обстановки, могут привлекаться силы и средства регионального и федерального уровня. Непосредственно в очаге поражения организуется оказание пораженным первой помощи, а в расположенных за пределами очага лечебных учреждениях оказывается квалифицированная и специализированная медицинская помощь. Первая помощь оказывается на месте поражения в порядке само- и взаимопомощи самими пострадавшими, а так же прибывающими формированиями спасателей. Медицинская служба является специальной организацией в системе здравоохранения, предназначенной для медицинского обеспечения пораженных при применении противником современных средств поражения, а также при ликвидации последствий стихийных бедствий, производственных аварий, катастроф и в зонах катастрофических затоплений. Медицинская служба представляет собой систему медицинских учреждений мирного времени и создаваемых на их базе в военное время специальных формирований и учреждений. Она организуется по линии органов здравоохранения (районных, городских, областных и др.), министерств и ведомств, а также объектов. По значимости решаемых задач медицинская служба справедливо считается одной из ведущих служб, выполняющих задачи гражданской обороны. В составе медицинской службы имеются специализированные медицинские формирования и медицинские учреждения. В составе НАСФ организаций для оперативного решения вышеуказанных задач на объектовом уровне могут быть созданы санитарные посты (СП), санитарные звенья (СЗ), санитарные дружины (СД), комплектуемые из числа работников, не имеющих медицинского образования. Важной задачей в области гражданской обороны, а также защиты населения при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера является создание санитарных постов НАСФ в организациях и учреждениях. При создании санитарных постов руководители организаций, руководитель ГО и председатель КЧС района руководствуются следующей нормативно – правовой базой Российской Федерации в области обеспечения безопасности жизнедеятельности: 1. Федеральный закон от14.05.1995 г. №151-ФЗ «Об аварийно – спасательных службах и статусе спасателей» 2. Приказ МЧС России от 23.12. 2005 г. № 999 « Об утверждении порядка создания нештатных аварийно- спасательных формирований». 3. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 17 мая 2010г. № 353н «О первой помощи». 4. Постановление Правительства РФ от 27.04.2000. №379 « Положение о накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств». Глава 2 Предназначение, задачи, состав и порядок комплектования личным составом санитарного поста организации 2.1. Предназначение и задачи санитарного поста организации Примерный перечень создаваемых нештатных аварийно - спасательных формирований организаций, утвержденный приказом МЧС России №999 от23.12.2005г. предусматривает создание в организациях, учреждениях и на предприятиях санитарных дружин и постов. Санитарные посты (СП) предназначены для оказания первой помощи в ходе выполнения формированиями АСДНР. Задачи, решаемые СП: оказание первой помощи (ПП) поражённым и больным; первичная медицинская сортировка поражённых по характеру и тяжести поражения; участие в транспортировке пораженных к месту погрузки на санитарный транспорт; уход за поражёнными (больными) до их отправки в лечебные учреждения. В военное время СП участвуют в оказании первой помощи пораженным, в уходе за пораженными и больными в медицинских пунктах на СЭП, ПЭП, в пути следования и в пунктах посадки и высадки населения, в проведении простейших санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий и санитарно-просветительской работы среди населения. ^ Личный состав НАСФ комплектуется за счет работников органинизаций. Численность личного состава санитарного поста- до 4-х человек. Как правило, это-руководитель СП и 3 санитара. Руководитель поста ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ^ Санитар Схема организации санитарного поста Статья 9 Федерального закона от 12.02.1998г. № 28- ФЗ «О гражданской обороне» устанавливает, что организации создают нештатные аварийно- спасательные формирования и поддерживают их в состоянии готовности. Ответственность за поддержание постоянной готовности СП к выполнению поставленных задач возлагается на его руководителя. Постоянная готовность СП достигается:
В случаи угрозы возникновения ЧС природного или техногенного характера или при ее внезапном возникновении санитарный пост приводится в готовность к выполнению задач в соответствии с объявленным режимом функционирования объектового звена территориальной подсистемы РСЧС. При угрозе нападения противника или при внезапном нанесении удара санитарный пост приводится в ту степень готовности, которая будет объявлена и введена в организации согласно Плана гражданской обороны. Готовность санитарного поста, это такое состояние, при котором он способен организованно в установленные сроки приступить к выполнению поставленных задач и успешно выполнить их в любых условиях обстановки. Ответственный за своевременное приведение санитарного поста в готовность к действиям несёт руководитель санитарного поста. Сроки приведения в готовность санитарного поста, как правило, не должны превышать 6 часов. Для приведения СП в готовность необходимо выполнить комплекс мероприятий, к которым относятся:
Указанные мероприятия содержатся в Плане приведения СП в готовность (будет рассмотрен ниже). После выполнения этих мероприятий санитарный пост считается приведенным в готовность, о чём руководитель санитарного поста докладывает старшему руководителю. ГЛАВА 3 Организация работы санитарного поста организации ^ При возникновении или угрозе возникновения ЧС личный состав СП оповещается установленным порядком и обязан в кратчайший срок прибыть к установленному месту сбора. ^ Руководитель ГО 43-50 Диспетчер ОЭ 43-31 Руководитель отдела ГОЧС 43-74 ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Руководитель поста Заведующая здрав. пунктом 43-03 ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Санитар Санитар Санитар Санитар 43-32, 56-60 Руководитель СП, получив сигнал оповещения (например, при ЧС):
Личный состав санитарного поста, получив сигнал оповещения:
После приведения СП в готовность личный состав приступает к выполнению поставленных задач, а руководитель СП - к управлению санитарным постом. В рабочее время личный состав СП оповещается по объектовой системе оповещения: дежурно – диспетчерская, радиотрансляционная, телефонная, звуковая связь и посыльными. Руководитель СП должен разработать дублирующую систему оповещения на случай, когда будет оповещаться только СП, и он сам будет оповещать личный состав. Время оповещения должно быть минимальным - до 5 минут. В нерабочее время личный состав СП оповещается по домашним телефонам или посыльными по схеме, разработанной руководителем СП. В схеме оповещения, необходимо предусмотреть: в первую очередь, оповещение посыльных СП; минимальное время на оповещение; Место сбора личного состава СП устанавливается на территории организации совместно с руководителем структурного подразделения по делам ГОЧС, как правило, в помещении санитарного поста, где хранится табельное имущества СП. В рабочее время продолжительность сбора не должна превышать 10-20 минут, в нерабочее время - 1,5- 2 часа. ^ План приведения СП в готовность разрабатывается в двух экземплярах, подписывается руководителем СП и утверждается руководителем предприятия. Один экземпляр плана хранится у уполномоченного по ГОЧС, как приложение к Плану ГО, Плану действий по предупреждению и ликвидации ЧС организации, а второй - у руководителя СП. Он наглядно отображает что конкретно, в какой последовательности, и в какие сроки необходимо выполнить в ходе приведения СП в готовность. В плане приведения в готовность СП, кроме того, должен быть определен порядок действий личного состава при приведении СП в готовность (будет рассмотрен далее), а также меры безопасности при проведении АСДНР. План уточняется и корректируется при изменении условий и исходных данных, положенных в его основу, но не реже одного раза в год по состоянию на 1 января, а также в ходе проведения тактико-специального учения с СП. ^ План приведения СП в готовность должен содержать:
(Титульный лист)
ПЛАН приведения в готовность санитарного поста (наименование организации) Руководитель санитарного поста ____________________________ (Ф.И.О.) Уточнен на дату ______________________ (заполняется карандашом)
В ы п и с к а и з п р и к а з а Руководителя (директора)_________________________________________ (наименование организации) «_____» __________20__г. № __ г. ____________ ^ гражданской обороны На основании Федерального закона Российской Федерации «О гражданской обороне» № 28-1998 г., Федерального закона РФ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателя « 151-1996 г., приказа МЧС РФ № 999-2005 г. «Об учреждении Порядка создания нештатных АСФ», ПРИКАЗЫВАЮ:
(должность, Ф.И.О)
Руководитель ______________________________ Выписка верна. Уполномоченный по ГОЧС _______________________________________ ^ ![]() 3. Штатно-должностной список
^ Оказывает первую помощь 100 пораженным (без розыска и переноски). 4. Оснащение СП табельным имуществом осуществляется администрацией организации в соответствии с существующими Нормами оснащения (табелизации) на основании Порядка создания НАСФ, утвержденного приказом МЧС России от 23.12. 2005 г.№999. Ведомость выдачи имущества личному составу санитарного поста имеет следующую форму (вариант):
^ САНИТАРНОГО ПОСТА
^ Утверждаю Руководитель (организации)_______ _________/подпись/ «___»_________20__г. ^ приведения санитарного поста в готовность
Руководитель санитарного поста____________(подпись) |