|
Скачать 2.61 Mb.
|
МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯ АССОЦИАЦИЯ ПЕРИАТАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ И МЕДИЦИНЫ РОССИИ РОССИЙСКОЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО, СЕКЦИЯ ПЕРИНАТАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО СЕКЦИЯ ПЕРИНАТАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ, ПСИХОПАТОЛОГИИ И ПСИХОТЕРАПИИ НИИ АКУШЕРТВА и ГИНЕКОЛОГИИ им. Д.О. ОТТА РАМН МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНСТИТУТ ПСИХОЛОГИИ И УПРАВЛЕНИЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ ПОСЛЕДИПЛОМНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАФЕДРА ДЕТСКО ПСИХИАТРИИ И ПСИХОТЕРАПИИ ^ ПЕРИНАТАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И МЕДИЦИНА (ПРОФИЛАКТИКА, ПСИХОКОРРЕКЦИЯ, ПСИХОТЕРАПИЯ ^ СБОРНИК НАУЧНЫХ РАБОТ по материалам II-й Международной конференции под редакцией И.В. Добрякова Санкт-Петербург, 3 – 5 октября 2003 года ![]() Санкт-Петербург 2003 ББК 88.4 С23 Перинатальная психология и медицина. Сборник материалов конференции по перинатальной психологии, Санкт-Петербург, 3 – 5 октября 2003года. /Институт акушерства и гинекологии РАМН им. Д.О.Отта, Межрегиональная Ассоциация перинатальной психологии и медицины, Международный институт психологии и управления, Ассоциация «Психотерапевты Санкт- Петербурга», Санкт-Петербургское психологическое общество/ - СПб, 2003, 145стр. ISBN Научные редакторы – Доктор психологических наук, профессор, ректор МИПУ Н.П.Коваленко, Кандидат медицинских наук, доцент СПб МАПО И.В.Добряков. ^ РЕЗОЛЮЦИЯ YI Российской межрегиональной конференции с международным участием «Перинатальная психология и психотерапия» 31 мая – 2 июня 2002 года, Санкт-Петербург Конференция была организована:
секцией перинатальной психологии, психопатологи и психотерапии;
Прошедшую конференцию отличает:
^ Архангельска, Анадыря (Чукотка), Витебска (Белоруссия), Владикавказа (Осетия), Волгодонска, Екатеринбурга, Ижевска (Удмуртия), Калуги, Каунаса (Литва), Кирова, Котова, Минска (Белоруссия), Молодечно (Белоруссия), Москвы, Набережных Челнов, Нижнего Новгорода, Озёрска, Омска, Перми, Ростова-на-Дону, Самары, Санкт-Петербурга, Сыктывкара (Коми), Твери, Ульяновска ^
Конференция решает: 1. Утвердить следующий состав руководящих органов Ассоциации:
- д.м.н., проф. В. В. Абрамченко (Санкт-Петербург) - д.пс.н., проф. Г.Г. Филиппова (Москва)
- д.м.н., проф. Н.П. Шабалов - д.п.н., проф. А.К Колеченко - Ю.А. Заозерский - М.Е. Комова - О.А. Урусова (Калуга) - В.М. Шептун (Н. Новгород) - И.Я. Повозкина (Псков) -д.м.н., проф. Г.Н. Чумакова (Архангельск) - С.П. Середа (Барнаул),
- д.м.н., проф. Г.И. Брехман (Израиль) - Р. Шемета (Литва) - М.П. Мороз (Беларусь) - акад. РАО, д.б.н., проф. А. С. Батуев
- д.м.н., проф. А.Н. Шеповальникова - д.п.н., проф. Б.А. Титова - д.п.н., проф. P.С.Пашаева Предлагается:
Уважаемые коллеги! Этот сборник подтверждает достижения на пути развития Ассоциации Перинатальной психологии и медицины (Санкт-Петербург) за период 1996-2003 годы и открывает новые перспективы развития Ассоциации, для перехода к следующему этапу – этапу интеграции и сотрудничества с международным научным сообществом, идущим по пути развития перинатальной психологии. В предыдущем сборнике мы проанализировали теоретические взгляды, которые легли в основу при формировании новых актуальных принципов и методологий, позволяющих теоретическим построениям и выводам реализоваться на практике в тех областях медицины и психологии, где специалисты непосредственно участвуют в процессе рождения новой жизни. Неразрывная связь в научно-практической деятельности специалистов в области медицины (акушерство, педиатрия), психологии (семейное консультирование, психокоррекция, психопрофилактика), обсуждение возможных форм внедрения в акушерской практике практических методов психологии и психотерапии, позволили развиваться социальным программам профессионального сопровождения семьи в период вынашивания и рождения ребенка. Такой программой в настоящее время является социальный проект «Университет родительской культуры», работающий по программе «Глория». Программа «Глория» используется во многих социальных проектах по подготовке к родительству в Перми, Новосибирске, Волгограде, Нижневартовске и др., что подтверждает актуальность и эффективность разработанной стратегии. Практический выход от результатов развития перинатальной психологии – это сотни здоровых новорожденных и рожениц, это счастливое осознанное родительство. С точки зрения развития психологической науки перинатальная психология является важным вкладом в развитие медицинской психологии, конкретизируя место и методы работы медицинского психолога в родильном доме и женской консультации, расширяя возможности практической деятельности психолога в психокоррекционной и психопрофилактической работе. Этот сборник позволяет нам проследить параллели и различия в развитии перинатальной психологии на Западе и во всем мире. Ведь научные парадигмы, лежащие в основе западной перинатальной психологии в основном опираются на принципы и теорию психоаналитического направления в психологии. Российская перинатальная психология развивается по пути интеграции всех существующих знаний о человеческой психике и тайне рождения, не ограничиваясь рамками одного направления. В настоящее время психология развивается именно в форме многовариантных подходов и парадигм, ища универсальные методы коррекции и повышения эффективности психической жизни человека. Это и трансперсональная психология, и теория адаптивности (концепция инстинктов и психосоматической патологии), и юнгианский психоанализ, и позитивная психотерапия, не говоря уже о классическом психоанализе. В настоящее время нам предоставляется возможность познакомиться с новой, но уже ставшей популярной концепцией Джона Тёрнера о целостности человеческой психики и программой Трои Тернер, касающейся вопросов перинатальной памяти человека. Эта информация является важным дополнением в информационное поле Ассоциации. Президент Российской Межрегиональной Ассоциации перинатальной психологии и медицины, доктор психологических наук, профессор Коваленко Н.П. ^ Каждый сборник научных работ, имеет своё лицо, отражает наиболее актуальные узкие проблемы той широкой тематики, которая заявлена в программе конференции. Редактируя в течение уже ряда лет тематические сборники материалов по перинатальной психологии, я имею возможность отслеживать те изменения, которые происходят в интересующей нас области. Работа редактора позволяет делать это эффективнее, чем, например, просто регулярное знакомство со всеми публикациями, появляющимися в научных и научно-популярных периодических изданиях. Дело в том, что редактор имеет дело с работами ещё «сырыми». После редакторской правки они становятся стройнее, грамотнее, но, теряя шероховатости, утрачивают в некоторой мере индивидуальные черты и очарование. Кроме того, редактор имеет возможность знакомиться с работами, которым не место в научном сборнике. Однако они, наряду с полноценными научными, научно-практическими работами, также отражают скрытые и явные тенденции развития перинатальной психологии на современном этапе. Читать подобные работы иногда интересно, иногда противно, иногда забавно, но всегда поучительно. В правильности некоторых своих выводов о динамике и особенностях развития перинатальной психологии и психотерапии в нашей стране я убедился, беседуя с коллегами из разных городов во время дискуссий, возникающих в процессе проведения как выездных, так и стационарных тематических циклов повышения квалификации перинатальных психологов и психотерапевтов, а также, проводя ежемесячные заседания секции перинатальной психологии, психопатологии и психотерапии Санкт-Петербургского психологического общества. Итак, в настоящее время прослеживаются следующие изменения перинатальной психологии в нашей стране: I. Во-первых, можно констатировать проникновение научно-обоснованных методик в практическую работу перинатальных психологов и психотерапевтов. Всё меньше встречается «специалистов», уверенных в том, что их идеи, методики и деятельность непогрешимы, на любую, даже мягкую критику реагирующие агрессией, не желающие ничему учиться, перенимать чей-либо опыт. Всё реже можно встретить «гуру», занимающихся дородовой подготовкой с горящими глазами, считающих основной своей задачей «снизить тревогу и вызвать радость», приводящих пациенток в состояние хронической эйфории. Вообще, уровень образования перинатальных психологов и психотерапевтов за последние годы заметно вырос. Всё это позволяет надеяться на то, что период развития перинатальной психологии, характеризующийся невежеством и истероидным оттенком, заканчивается. II. Во-вторых, растёт взаимопонимание между перинатальными психологами, психотерапевтами и врачами-акушерами. Свидетельством тому является сборник, который вы держите в руках. Это мы попытались отразить и в его названии. Естественной реакцией на пренебрежение вопросами психологии, на жёсткий диктат акушеров-гинекологов в советское время стало отрицание некоторыми перинатальными психологами пользы медицины вообще. Занимаясь дородовой подготовкой под лозунгом «естественные роды», такие психологи пугали беременных врачами, в результате чего нередко женщины опасались самых простых медицинских вмешательств, отказывались от жизненно необходимых вмешательств, что очень затрудняло установление доверительных отношений между пациентками и врачами, мешало их работе. Последнее время, создаётся впечатление, что ситуация меняется к лучшему. Как я уже писал, нельзя в XXI веке считать естественными течение беременности и родов, если женщина не наблюдается врачом и не получает в случае необходимости медицинской помощи. Тенденция роста взаимоуважения и взаимопонимания врачей и психологов находит отражение и в появлении интереса к перинатальной психологии у руководителей, организаторов служб родовспоможения, охраны материнства и детства. Всё реже встречается широко распространённый ранее тип врача-акушера полностью отрицающего влияние психологического фактора на течение беременности и родов. Всё больше становится врачей не просто лояльно относящихся к перинатальным психологам, но и активно интересующихся психологией, повышающих своё образование в этой области, задумывающихся о том, как применить эти знания в собственной практической деятельности. В данном сборнике опубликован целый ряд статей посвящённых применению седативных препаратов в акушерстве. Показания к их применению научно обосновывается, эффективность доказана. В то же время не следует забывать, что бензодиазепины, которым уделено так много внимания, способны накапливаться в тканях плода и оказывать на него токсическое действие, что применение их в первом триместре беременности увеличивает опасность возникновения у ребёнка «волчьей пасти», «заячьей губы» (Карпов О.И., Зайцев А.А., 1998). В связи с этим применение их требует особой осторожности. Если есть возможность справиться с нарушениями, возникающими у беременной, без назначения медикаментов, использовать их не следует. Альтернативой бензодиазепинов может быть психотерапия. Можно следующим образом сформулировать принципы взаимоотношений медикаментозных и психотерапевтических вмешательств в акушерстве. Принцип первый: чем острее состояние пациентки, тем больше оснований для назначения медикаментов. Принцип второй: Прекращение медикаментозной терапии при возможности эффективного психотерапевтического воздействия. Принцип третий: Использование минимальных доз препаратов с постепенным, осторожным повышением доз при отсутствии эффекта. Принцип четвёртый: Чем меньше срок беременности, тем чаще выбор между медикаментозным лечением и психотерапии должен делаться в пользу последней. Принцип пятый. При резистентных к проводимой психокоррекции, психотерапии нервно-психических расстройствах у беременной женщины не следует продолжать психотерапию, пробовать новые методики. В этих ситуациях целесообразно предложить пациенткам медикаментозную помощь. Психологи в этом случае обязаны рекомендовать консультацию врача психотерапевта или психиатра. III. В третьих и врачи проявляют всё больший интерес к психотерапии, психологи начинают понимать разницу между психотерапией и психокоррекцией. Разрабатываются новые специальные психотерапевтические методики, предназначенные для лечения беременных женщин, младенцев, членов их семей. Можно говорить о новом направлении в психотерапии – перинатальном. Перинатальную психотерапию можно определить как систему лечебного психического (психологического) воздействия на психику женщины и ребёнка в антенатальном (герминальном, эмбриональном, фетальном), интранатальном и постнатальном периодах, а через психику на организмы женщины и ребёнка (Добряков И.В., 2000, 2001). От других направлений психотерапии перинатальную отличает диадический характер объекта психотерапевтического воздействия (системы «беременная-плод» или «мать-дитя»); семейный характер проблем, которые она предназначена решать; низкий уровень осведомлённости пациентов, нуждающихся в перинатальной психотерапии, о возможности её получения; необходимость активного выявления нуждающихся в перинатальной психотерапии и формирования у них мотивации на лечение; ятрогенный и психологогенный характер ряда нарушений, являющихся показанием к применению перинатальной психотерапии; последовательную смену задач перинатальной психотерапии, связанных со стадиями жизнедеятельности семьи, этапами реализации репродуктивной функции; необходимость тесного сотрудничества перинатального психотерапевта с другими специалистами (акушерами-гинекологами, неонатологами, психологами); предпочтение краткосрочных психотерапевтических методик; дефицит специфического психологического инструментария и методических разработок в области перинатальной психотерапии; недостаточное количество грамотных специалистов, способных осуществлять перинатальную психотерапию; профилактическую направленность перинатальной психотерапии. IY. Последние годы на работу перинатальных психологов и психотерапевтов оказывает влияние изменение контингента, с которым приходиться работать. Увеличение количества перинатальных психологов, разнообразие предлагаемых форм работы привело к возможности выбора пациентами/клиентами того, что наиболее соответствует их взглядам, представлениям, материальным возможностям. В этом есть и положительные, и отрицательные моменты. С одной стороны, конкуренция предполагает повышение качества работы, с другой на практике нередко более привлекательным может выглядеть лучше «раскрученные», но далеко не всегда оптимальные и полезные для здоровья формы перинатальной работы. Возникает опасность конъюнктуры в ущерб качеству. В этой ситуации особое внимание должно уделяться разработке качественных способов оценки эффективности перинатальных методик, программ дородовой подготовки. Очень хочется, чтобы в прошлом остались оценки своей работы перинатальных психологов, основывающиеся лишь на субъективной оценке своего состояния пациентками, впечатлениями самого психолога. «Если весомость субъективных впечатлений относительно родовспоможения не оценивается формальными критериями, эффективные методы никогда не будут определены и не будет возможности внедрить их должным образом» (Enkin M., Keirse M., Renfrew M., Neilson J., 1995). При этом нужно понимать, что такие критерии, как отсутствие осложнений в родах, вес новорождённого, оценка по шкале Apgar, биохимические показатель и т.п. не являются достаточными. Критерии эффективности дородовой подготовки должны быть комплексными, могут быть разработаны лишь при изучении катамнеза. Исследования в этой области необходимо проводить. Подводя итог, хочется отметить, что в целом тенденции развития перинатальной психологии и психотерапии в нашей стране позитивны. Учёный секретарь Межрегиональной российской Ассоциации перинатальной психологии и медицины; сопредседатель секции перинатальной психологии Российского психологического общества; председатель секции перинатальной психологии Санкт-Петербургского психологического общества И.В. Добряков Санкт-Петербург Сентябрь 2003 г.
ПЕРИНАТАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ: ОТКРЫВАЮЩИЕСЯ ВОЗМОЖНОСТИ Брехман Г.И. (Хайфа, Израиль) Перинатальная психология - новая область знаний, которая изучает обстоятельства и закономерности развития человека на ранних этапах онтогенеза: в пренатальном (антенатальном), интранатальном и постнатальном периодах, и их влияние на всю последующую жизнь. Перинатальная психология находится на стыке различных областей науки, прежде всего, психологии и медицины. Она фактически формирует одну из первых глав общей психологии, посвященную изучению роли генетических и врожденных факторов в формировании психологических особенностей человека. Задачами перинатальной психологии являются исследование и научное обоснование тонких механизмов возникновения психической жизни человека в пренатальной фазе и процессов опосредованного взаимодействия через мать неродившегося ребёнка с окружающим миром. Это открывает возможности выявления, а при необходимости - устранения психологических, социальных, биологических факторов, нарушающих этот процесс, предупреждения перинатально обусловленного дисгармонического развития. Можно предположить, что результаты исследований в области перинатальной психологии будут способствовать развитию возрастной, социальной, медицинской психологии. Перинатальная психология имеет тесные связи со многими биологическими и клиническими дисциплинами, такими как генетика, эмбриология, перинатология, акушерство, неврология психотерапия психиатрия, эндокринология, сексология и другими, плодотворно сотрудничает с педагогикой, философией, религией, этикой. Продолжается процесс взаимопроникновения идей, методов исследования. Уже сегодня очевидно, что развитие перинатальной психологии приведет к пересмотру сложившегося взгляда на беременную женщину, на процесс беременности и родов. Это, безусловно, окажет существенное влияние на подготовку к зачатию, будет способствовать формированию новых принципов взаимоотношений с беременной женщиной, изменит дородовую подготовку, технологию родовспоможения, оказания помощи роженице, родильнице, новорождённым. Психопрофилактическая подготовка беременных и их партнеров к родам должна быть направлена на проведение родов как естественного процесса. Применение медикаментозного и хирургического вмешательства должно быть сведено к минимуму. Особое внимание должно уделяться грудному вскармливанию, взаимодействию с неродившимся ребенком и новорожденным матери, отца, ближайших родственников, медицинского персонала. Перинатальная психология призвана дать научное обоснование и разработать технологию биологической, психологической и социальной дородовой охраны матери и ребёнка, что будет служить основой первичной профилактики психических и/или психосоматических расстройств и заболеваний. Перинатальной психологии принадлежит особая роль в получении достоверных данных о психическом, эмоциональном, интеллектуальном развитии ребенка во время беременности и родов. Результаты таких исследований могут практически использоваться для формирования здорового поколения людей, хорошо адаптирующихся в социальной среде, отвергающих насилие, бережно относящихся к природе. Перинатальная психология прошла длинный путь накопления необычных и удивительных наблюдений, этап обобщения и осмысления разрозненных фактов. Начался этап ее научного становления. Участие ученых России к развитию этой науки позволит преодолеть некоторое отставание нашей страны в этой области, преодолеть предубеждения, внести свой вклад в понимание сложной многоструктурной человеческой сущности с учетом национальных, этнокультурных, социально-экономических особенностей. ^ Коваленко Н.П. (Санкт-Петербург, Россия) Президент Ассоциации перинатальной психо- логии и медицины зав. кафедрой психологии и социальной работы Сев. Зап. Академии гос. службы, доктор психологических наук, профессор. Одним из актуальных вопросов современности является психическая и физическая полноценность будущего поколения. Этот тезис подтверждается принятой распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.08.2000 г. № 1202-р «Концепцией охраны здоровья населения Российской Федерации на период до 2005 года», Постановлением Минтруда и социального развития Российской Федерации от 27.09.1996 г. № 1 «Положением о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации», а также целым рядом социальных программ поддержки материнства и детства на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. По данным Российского министерства здравоохранения, в 1992-1999 годах: 25% родов имели осложнения; 20% рожденных детей имели различного рода отклонения от нормы; в 15% случаев роды проходили с использованием хирургического вмешательства; 15% детей имели врожденную патологию. Только в 15% наблюдений имело место нормальное течение родов. Все остальные дети, составляют группу риска и имеют основания для приобретения хронических заболеваний в будущем. За счет превышения смертности над рождаемостью страна потеряла в 1999 г. 924,4 тыс. своих граждан, а в первом полугодии 2000 г. – 522,7 тыс. В целом с 1992 г. по 1.07.2000 г. депопуляция стала причиной сокращения населения России на 6 млн. 371,3 тыс. человек, что выводит медико-демографическую проблему на уровень национальной безопасности страны со всеми ее составляющими – политической, экономической, государственной (Медицинская газета, № 6, 2000 г.). Настоящее исследование – это документальное отображение усилий автора в организации и систематизации научных данных, которые так или иначе связаны с проблемой рождения новой человеческой жизни, связаны с организацией и функционированием (при активном участии автора) в России «Ассоциации перинатальной психологии и медицины», возникновение которой продиктовано той ситуацией в акушерстве, психологии и психотерапии, которая позволила объединить свои усилия и поиски врачей, психологов и психотерапевтов. Трудность этого объединения состояла в том, что специалисты этих трех направлений опираются на различные фундаментальные основы, разные, иногда почти противоположные парадигмы, цели и задачи. С одной стороны, медицина развилась до таких диагностических и фармакологических высот, что может контролировать сложнейшие функции человеческого организма. С другой стороны, при этом успешность родов и здоровье потомства систематически ухудшаются. До последнего времени в нашей стране изучение беременности, родов и новорожденных часто сводилось к изучению физиологических процессов, соответствующих данным периодам, а сознание новорожденного рассматривалось как «чистый лист бумаги», на который только с началом внеутробной жизни начинали наноситься «первые записи». Из-за боязни инфекции младенец стал разлучаться с матерью в первые дни после рождения. Отношение к новорожденному как к существу, обладающему лишь физиологическими потребностями, привело, в конечном счете, к тому, что были ослаблены непосредственно материнские инстинкты, материнское «чутье», и нарушена психоэмоциональная связь отца с ребенком. Поэтому самой важной задачей, стоящей перед медициной и психологией, применительно к проблемам здорового материнства и детства, является формирование новых методов и форм психопрофилактики женщин в период вынашивания и рождения ребенка. Таким образом, актуальность данного исследования определяется:
Традиции психопрофилактики в родовспоможении описаны в многочисленных источниках с древнейших времен до наших дней. Это и культовые, и культурные традиции, оберегающие эмоциональную сферу беременной женщины и роженицы, и нравственные этические законы взаимоотношений мужа и жены в период беременности и родов, этнографические параллели и различия в вопросе психологической поддержки женщины в этот важный период жизни у разных народов мира. Роды, хотя и являются нормальной естественной функцией организма женщины, в то же время служат тяжелым испытанием для нее, ее организма и психики. Неподготовленная женщина подходит к родам с отрицательными эмоциями, непониманием и чувством беспомощности. На этом фоне ее естественные реакции в схватках – напряжение мышц тела и задержка дыхания, приводят к боли и усилению страха. Соответствующая дородовая подготовка способна снять или уменьшить эти отрицательные факторы. Система обезболивания родов после предварительной апробации была введена в медицинскую практику в 1951 году, когда был опубликован приказ Министра здравоохранения СССР о внедрении «системы психопрофилактического обезболивания родов». Система включала целый комплекс методик предупреждения родовых болей, разработанных с учетом их механизма, правила поведения персонала в родовспомогательных учреждениях и создание специального охранительного режима для беременных, максимально исключающих ятрогении и психические травмы. Однако реально эта работа сводится к формальной беседе лечащего врача с беременной на очередном приеме. Большинство акушеров-гинекологов, проводящих психопрофилактику, не могут уделять ей должного внимания, так как слишком загружены лечебной работой, а кроме того, многие из них не обладают специальными знаниями в области психологии и не могут выполнять данную работу квалифицированно. В последние годы участились случаи ятрогений. Врачи своими беседами не уменьшают, а усиливают страхи у женщин, излишне акцентируя их внимание на патологии. Это является следствием общеметодологической позиции современной медицины, направленной на устранение патологии, и рассматривающей роды как процесс, аналогичный болезни. Эффективность психопрофилактики также снижают несоблюдение лечебно-охранительного режима в роддомах и отсутствие в их штатах психолога. Кроме того, подготовка беременных к родам начиналась, как правило, с 32-й недели беременности, основное внимание уделялось технической стороне и обезболиванию родов, не учитывались особенности мировоззрения женщин, не затрагивался ряд факторов, вызывающих эмоциональное напряжение и тревогу у женщин, совершенно не проводилась работа с мужьями и по гармонизации семейных отношений. Подготовка велась по чисто медицинским аспектам, к ней не были подключены знания, накопленные в области психологии, а поэтому не исключалась вероятность грубых психологических ошибок. По мнению ряда исследователей-психологов, в России еще не разработано по-настоящему комплексной методики подготовки семейных пар к родам и воспитанию ребенка. В настоящее время во многих странах Западной Европы и в США формируется и развивается движение за гуманизацию родов и обращения с новорожденным. Это связано с повышением интереса к психотерапии, психологии личности и семьи. Ряд научных исследований последних лет позволяет по-новому взглянуть на указанные проблемы. Это прежде всего работы зарубежных исследователей – Р.Ассаджиоли, Ж.К.Грабер, С.Гроф, Ф.Бертин, Т.Верни, Х.Нинель, Л.Нильсон, С.Фанти и др. Среди отечественных ученых это – Э.К.Айламазян, В.В.Абрамченко, В.А.Ананьев, А.С.Батуев, Н.П. Бехтерева, В.В.Бойко, Г.И.Брехман, А.И.Брусиловский, Л.И. Вассерман, К.Гайдебран, Н.А.Гармашова, А.И.Захаров, Ю.Змановский, Д.Н.Исаев, Б.Д.Карвасарский, Н.Н.Константинова, В.А.Марченко, Б.Е.Микиртумов, Р.Ж.Мухамедрахимов, В.Н.Панферов, В.П.Потапов, В.Д.Рыжков, В.Ф.Сержантов, Л.И.Спивак, Д.Л.Спивак, А.П.Федоров, Г.Г.Филиппова, Э.Г.Эйдемиллер и др. Большинство книг, статей, материалов и документов по родовспоможению посвящены патологии беременности, психотерапевтическим и психологическим осложнениям после родов. Остаются недостаточно изученными аспекты развития целостной Я-концепции женщины при формировании роли матери и влиянии этих процессов на психический мир плода и ребенка. Мало внимания уделено в литературе влиянию творческой активности на психоэмоциональный мир семьи, беременной и роженицы. Требует научного осмысления интеграция положительного опыта, теоретических и методических наработок в области психопрофилактики в родовспоможении и рождении новой семейной культуры ожидания ребенка. ^ Батуев А.С. (Санкт-Петербург, Россия) Научный центр «Психофизиология матери и ребенка» Санкт-Петербургского государственного университета Специфика развития человека проявляется в длительной связи младенца с матерью, которая формируется как важнейшая потребность организма, дающая возможность постепенного и адекватного развития адаптивных функций в ответ на воздействия окружающей среды и в соответствии с последовательным темпом развития и созревания организма. Поэтому одной из исходных методологических посылок, на которой должно базироваться изучение онтогенеза ребенка, является рассмотрение этапов становления его психики и поведения в динамике созревания единой системы «мать-дитя». Следует признать, что именно мать является основным источником сигналов, формирующих эмоционально-информативную среду ребенка на ранних этапах его жизни. Взаимоотношения матери и ребенка представляют собой высшее жизненное единство, направленное на реализацию базисных поведенческих программ развития. Несмотря на единство биосоциального развития ребенка в системе «мать-дитя», представляется возможным выделить два взаимосуществующих уровня ее развития, удельный вес которых может меняться в разные возрастные периоды, определяя тем самым разнонаправленный характер форм взаимодействия: материнское поведение и родительское поведение. МАТЕРИНСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ - закладывается задолго до рождения ребенка и направлено на обеспечение биологических детерминант нормальной жизнедеятельности развивающегося организма. РОДИТЕЛЬСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ представляет собой целостную систему передачи потомству навыков внутривидового биосоциального поведения и основных стратегий деятельности, позволяющих минимизировать усилия ребенка по удовлетворению жизненно важных потребностей (т.е. формирование себе подобного и установление «внешнего гомеостаза»). Приобретение навыков происходит частично вследствие созревания специфических форм поведения, частично в результате собственного опыта, полученного в различных ситуациях, а также опыта научения, приобретенного с помощью подражания действиям других детей и взрослых. Полноценное проявление материнского и родительского поведения возможное лишь в условиях достаточно длительного периода сосуществования системы «мать-дитя», является главным движущим фактором развития ребенка в первые годы его жизни. Вместе с тем это обусловливает и значительную степень риска: при нарушении ведущего звена этой системы, т.е. нормальных и адекватных взаимоотношений ребенка с матерью, нарушается не только физическое развитие ребенка, но и социальные компоненты его поведения. Безусловно, что биологически детерминированный длительный и устойчивый характер взаимосвязи матери с ребенком должен обеспечиваться определенными инерционно протекающими процессами в организме матери как ведущего и определяющего звена этой системы. Речь идет о складывании системы последовательно протекающих и сменяющих друг друга доминантных состояний в организме матери. Подобные доминанты могут иметь как гормональную подпочву (гестационная, родовая, лактационная доминанты), совокупность которых определяет материнское поведение, направленное на обеспечение нормального развития ребенка, так и определяется целой совокупностью биосоциальных предпосылок, лежащих в основе родительского поведения. Причем периоды смены доминант, во время которых происходит своеобразная перетасовка на другой уровень взаимоотношений и изменение природы формирующей среды являются критическими периодами, как для самого ребенка, так и для всей системы в целом. Если мы рассматриваем общение как главную характеристику и выражение биологической коммуникационной доминанты и как ведущую форму взаимоотношений человеческих индивидов, то следует признать, что в основе общения лежит, прежде всего, обмен информации в самом широком смысле слова (генетический, гормональной, биохимической, видовой, культурной и др.). Поэтому уже с момента имплантации оплодотворенной яйцеклетки мы можем говорить о начале обмена информацией, а стало быть, и о начале складывания некоей системы двух взаимосвязанных компонентов. Во время пренатального периода развития ребенок живет практически «одной жизнью» с матерью. Поэтому сильные нарушения в протекании физиологических и нервно-психических процессов у будущей матери могут оказать влияние, подчас необратимое, на реализацию генетического потенциала ребенка и затруднить его последующие взаимодействия с социальной средой. Различные негативные (био- и психогенные) воздействия среды, влияющие на организм женщины во время беременности, могут привести к возникновению конкурирующей («стрессовой») доминанты. Такая доминанта будет в значительной степени нарушать нормальное протекание основной – гестационной, что, в конечном итоге не может не сказаться на физической и нервно-психической сфере будущего ребенка, на степени устойчивости его адаптационных процессов к моменту рождения. Говоря о матрице врожденного социального, мы, прежде всего, имеем в виду наличие к пренатальный период развития вполне координированных движений, наличие «сенсорного» багажа новорожденного. При этом надо принять во внимание многочисленные данные о формировании примитивных механизмов эмоций, предпочтение голоса матери и ритмики родного языка. Повышение уровня гормонов стресса у матери и ребенка непосредственно перед родами и в течение одного - двух часов после родов может обеспечить наиболее благоприятную возможность для установления контакта «глаза-в-глаза» - чрезвычайно важного во взаимосвязи матери с ребенком. Лактационная доминанта традиционно рассматривалась как фактор обеспечения биологических констант жизнедеятельности ребенка. Однако не менее важную роль играет биосоциальная составляющая взаимодействий между матерью и ребенком в период кормления. Именно она начинает занимать все более определенное место в формировании нервно-психического статуса ребенка. Поэтому самый тесный физический контакт с матерью (при условии, конечно, активного компонента, вносимого самим ребенком в виде целого ряда импульсивных движений) обеспечивает единую «спайку» прошлого и настоящего опыта, взаимодействие памятных следов пренатальных воздействий с различными видами наличной контактной и дистантной рецепций, «нанизанных» на один и тот же главный социальный «релизер» - мать. По-видимому, это расширяющееся взаимодействие и является основой для создания и обогащения интегрального «образа матери». Обратим внимание на врожденные предпосылки зрительно-слухового восприятия среды и, прежде всего, на врожденную способность младенцев к распознаванию человеческих лиц и голосов. Исследования дают основания предполагать, что ребенок рождается, уже обладая определенной информацией о структуре человеческого лица. Однако на первых этапах формируется обобщенный, широко генерализованный образ лица «человека вообще», с присущей ему жестко закрепленной структурой компонентов, позволяющий осуществить восприятие общего в лицах и выделить лицо как интегральное целое из среды. В дальнейшем начинает реализовываться механизм, ответственный за восприятие и за распознавание индивидуальных характеристик человеческого лица тонкой дифференцировки настроений взрослого человека, отражающейся в его лицевой мимике. Говоря о восприятии младенцем собственной матери, мы не имеем в виду лишь создание мономодального (зрительного) образа. Учитывая роль акустической стимуляции в становлении пренатального опыта ребенка, можно полагать, что слуховая рецепция к моменту рождения ребенка оказывается более «подготовленной» к восприятию голоса матери и его выделению из остальной акустической среды. Следовательно, лицо матери совместно с направленной на ребенка эмоционально окрашенной речью может стать для последнего значимым многокомпонентным фактором, запускающим серию актов биосоциального взаимодействия. Причем важно отметить, что особенностью складывания «интегрального образа» является не только целостное видение значимого для ребенка объекта и его «среды», но и включенность самого ребенка как «заинтересованного лица» в этот образ, делающим его «лично нагруженным», следовательно, и изначально субъективным. Тем самым младенец и мать представляют собой теснейший симбиоз не только в биологическом, но и в психофизиологическом плане. Вместе с тем именно закладка этого субъективного видения мира, начинающаяся на ранних этапах развития ребенка в системе «мать-дитя», явится в дальнейшем основным психофизиологическим фоном развертывания собственного индивидуального опыта ребенка и установления им лично значимых связей со средой. Эмоционально-импринтинговая память – базовая в младенческом возрасте – выступает как основа формирования памятного фонда организма. Однако если речь идет о создании целостной взаимосвязанной системы «мать-дитя», есть основания полагать, что процесс импринтирования затрагивает не только ребенка, но и мать, то есть имеет место феномен «обратного импринтирования» - запечатления матерью своего младенца. Поэтому нужно признать, что система «мать-дитя» является взаимоорганизующейся и взаимообучающейся, что наиболее ярко проявляется при формировании и оттачивании стратегий действий между матерью и ребенком. Совершенно очевидно, что основным звеном и движущей силой психического развития ребенка является не переработка сенсорной информации, а его деятельность, разворачивающаяся в среде согласно формирующимся потребностным мотивам и дающая возможность не только процессуального усвоения среды, но и личной включенности в познавательные процессы. Ранние социальные взаимодействия ребенка развиваются и совершенствуются в паре «мать- дитя» в различных последовательно сменяющих друг друга поведенческих комплексах, отражающих динамику изменений доминирующей направленности действий ребенка. Адекватность путей реагирования матери системе врожденных поведенческих проявлений младенца играет огромную роль. Сама способность матери адекватно различать и реагировать на реакции ребенка в целом базируется на активной доминантной направленности матери на своего ребенка – сложнейшей биосоциальнеой ДОМИНАНТЕ МАТЕРИНСТВА, обусловливающей и избирательный характер восприятия. Опыт взаимодействия с ребенком научает мать адекватно реагировать на его потребности. Однако, по-видимому, правильнее будет говорить о том, что в течение первых двух месяцев жизни оба компонента системы – и мать и ее ребенок – научаются друг у друга правильному реагированию, как бы прилаживаются друг к другу. При этом поведение матери носит явно обучающий характер: речь и другие элементы эмоционально-экспрессивного поведения матери выглядят несколько преувеличенными, растянутыми, с часто повторяющимися компонентами. В целом это может способствовать не только большему разрешению процесса распознавания их младенцем, но и повышать степень их эффективной окраски, способствуя их лучшему усвоению и закреплению. Примечательно, что для каждой матери характерен свой, индивидуальный «репертуар» реакций, широта которого способствует активному – путем имитации – расширению поведенческих проявлений ребенка. Разнообразная система паттернов взаимодействия матери с ребенком приводит к достаточно стойкому удержанию внимания ребенка, а, следовательно, к максимально результативному ходу общения. Особая роль принадлежит подражательной деятельности (имитации) в организации и становлении сложных форм биосоциального поведения ребенка. Наличие имитационной способности у ребенка в целом обеспечивает повышение адаптационных возможностей организма в условиях все усложняющегося притока информации. Младенцы в первую очередь имитируют движения тех ведущих компонентов человеческого лица, которые были «ключевыми» и при его восприятии и при распознавании – они как бы мышечно подстраиваются под эти изменения, своего рода биосоциально мимикрируют. Можно предположить, что если на начальных этапах развития младенца импринтирование представляет собой как бы прямой срочный вводный канал притока и переработки информации по поводу биологически значимых компонентов среды, то имитация в этот период соответственно может рассматриваться как прямой экстренный канал двигательного биологически адаптивного реагирования. Если принять, что имитация это приобретение индивидуального опыта путем повторения действий другого лица, то встает вопрос о сроках трансформации идеального образа действия через собственную природу и наличные действия. Если на ранних этапах развития ребенка имитация представляет собой компонент генетически закрепленной программы биосоциальных взаимодействий, то будучи включенным в контекст реальной деятельности самого организма, данный имитационный акт включается и в формируемый ребенком интегральный образ поведения, получая затем самостоятельную ценность в индивидуальных формах поведения. Имитация в ходе положительно направленного общения представляет собой один из важнейших биологически оправданных способов существования, обеспечивающий ребенку максимально благоприятные условия для включения в наличный социум и дающего ему платформу как для видоспецифического научения, так и для социокультурного освоения среды. Вместе с тем надо признать, что полноценный переход к произвольному и социально обусловленному имитированию поведения связан с развитием когнитивных способностей ребенка, со способностью концентрации и удержания внимания на социально значимых объектах, инертного удержания образа в памяти и включенности его в формирование программ поведения. Становление осознанно-произвольной имитации (2-3 год жизни) связано с процессом все большего его отделения от матери, развития собственной автономности и самосознания. Таким образом, индивидуальное обучение, проходящее в рамках системы «мать-дитя» путем ранних форм импринтирования и более позднего подражания действиям взрослых, способствует формированию как общих видоспецифических форм поведения, так и усвоению социальных традиций данного конкретного общества. Если материнское поведение, обеспечивающее реализацию глобальных биологических матриц рождения и выживания в основном носит видовой характер и, по всей видимости, имеет достаточно общий для всех алгоритм, то родительское поведение направлено на субъективизацию общего, т.е. на передачу своему потомству видоспецифических и индивидуальных диалектов социального поведения. В целом же эти две формы поведения обеспечивают возможность выживания и адаптации молодого организма в условиях конкретной, вероятностно меняющейся, биосоциальной среды и формирования активной целенаправленной природы взаимодействия с этой средой. ^ Шувалова В.В. (Санкт-Петербург, Россия) Медународный институт психологии и управления. Университета родительской культуры «Глория». Материнский инстинкт, направлен на вынашивание потомства, заботу о нем. Отцовский инстинкт менее выражен, ориентирован главным образом на защиту матери и потомства. Выраженность родительского инстинкта (материнского и отцовского) во многом определят количество детей в семье. Материнский, родительский инстинкт – это, прежде всего, преломление инстинкта самосохранения в виде инстинкта продолжения рода. Не подлежит сомнению социальная обусловленность инстинкта продолжения рода. Человек может выжить только в сообществе. Сильное влияние на него оказывают нормы, принятые в обществе, где он живет, а также пример родителей. К сожалению, в нашем обществе многодетная семья все чаще становится редкостью. Это обедняет и жизнь родителей, и жизнь единственного ребенка в семье, так как ему не предоставляется возможность учиться у матери уходу за младшими братьями и сестрами. В основе жизни человека лежит инстинкт самосохранения, отражающий влечение к жизни индивида. Инстинкты материнства и отцовства альтруистичны по своему содержанию. Все три инстинкта находятся в диалектической взаимосвязи. Без инстинкта самосохранения невозможно вынашивание, то есть сохранение беременности. Сама беременность обусловлена инстинктом материнства и имеет своей целью продолжение рода. Следовательно, можно говорить о зависимости инстинктов самосохранения и продолжения рода (материнства – отцовства). О существовании у девочки инстинкта материнства можно судить уже в детские годы по тому, как она играет: изображает ли мать, “воспитывает” ли кукол. В более старшем возрасте следует обращать внимание на то, как девочка, заботится о младших, шьет ли что-нибудь, готовит ли, как воспринимает эталоны женственности и происходящие с ней возрастные изменения. Девочки с развитым инстинктом материнства весьма осторожны в сексуальных контактах и не начинают рано половую жизнь. Однако замуж они выходят относительно рано или, в наиболее оптимальное для деторождения время (21 – 25 лет). (Гарбузов В.И., 1999) Основными факторами, способствующими созреванию и проявлению инстинкта материнства, являются:
При кормлении грудью, повседневном уходе за ребенком, заботе и оказании своевременной помощи инстинкт материнства все больше становится чувством материнства. Однако у матерей чрезмерно рассудочных, расчетливых и критичных, обладающих подчеркнутым стремлением к лидерству и профессиональным достижениям, родивших детей скорее из чувства долга, нередко отмечается недостаток чувств и естественности в отношениях с детьми. У таких женщин блокируется естественное, гармоничное развитие чувства материнства. Незавершенность, неразвитость или односторонность чувства материнства сказывается на качестве эмоционального контакта с ребенком. При этом отмечается, как правило, излишне рациональный подход к эмоциональным нуждам ребенка. Вследствие этого страдают отзывчивость и привязанность. Наличие всех 7 перечисленных факторов является условием формирования как чувства материнства, так и эмоционального контакта с ребенком, привязанности и любви к нему. При этом и малыш имеет хороший контакт с матерью. Чем выше культурный и интеллектуальный уровень родителей, тем более ответственно они относятся к возможному рождению ребенка. Незапланированные беременность и деторождение создают тот или иной риск возникновения нарушений психического развития. Уменьшению риска возникновения подобных расстройств способствуют:
После рождения ребёнка следует окружить его благоприятной психологической атмосферой в семье. Существуют целый ряд факторов, неблагоприятно влияющих на развитие ребёнка:
У психологов и психотерапевтов родители могут получить консультации по следующим вопросам:
Одним из факторов, формирующих у ребёнка невротические расстройства, является непринятие одним или обоими родителями его пола, так как в этом случае, “обманутые” природой в своих ожиданиях, они будут формировать у ребенка поведенческие стереотипы противоположного пола. Нередко в дальнейшем семья такого ребёнка может нуждаться в консультации психолога, задачей которого будет коррекция формирования у ребёнка адекватной полоролевой идентичность семье. Направленность процесса воспитания ребенка зависит от его пола: мальчиков стараются, как правило, воспитывать мужественными и стойкими, а девочек родители хотят видеть нежными, ласковыми, послушными. К 5 годам дети даже в играх демонстрируют соответствующее их полу поведение: девочки чаще играют с куклами и в спокойные игры, мальчишки же шалят, возятся с машинками и конструкторами. Родители, а в первую очередь женщина – мать, должны в воспитании своего ребенка проявлять терпение, доброту, сочувствие и отзывчивость; избавляться от неэффективных стереотипов воспитания: излишней категоричности и требовательности. С другой стороны, это не должно означать вседозволенности и отсутствия контроля поведения со стороны взрослых. Итак, процесс воспитания можно назвать нахождением родителями “золотой середины”. Для того чтобы личность ребенка правильно формировалась, папа и мама должны многое знать и уметь. В частности, они должны знать отличия в развитии и в воспитании мальчика и девочки. Дети могут полностью развить и проявить свои способности, когда они растут в отзывчивом и внимательном окружении. Для правильного развития ребенка очень важен пренатальный период. Условия пренатального развития человека должны быть благоприятны. Будущая мама должна заботиться не только о своем физическом самочувствии во время беременности, но и уделять много внимания взаимодействию со своим ожидаемым ребенком. В программе “Глория”, автором которой является Н.П. Коваленко, органично сочетаются физические занятия с беременными с их психологической подготовкой к родам и к материнской роли в дальнейшем. В частности в занятиях предусмотрены коррекция эмоциональных состояний беременной и мужа; активизация творческого потенциала женщины через пение, танец, рисунок; создание позитивного пространства для общения беременных женщин; обучение техникам родов; обучение навыкам ухода за ребенком; обучение особенностям грудного вскармливания; развитие необходимых для материнства женских качеств; обучение психологическим особенностям воспитания ребенка; психологическая помощь молодой семье; подготовка мужей к отцовству; обучение принципам здорового образа жизни. Работая в рамках программы «Глория» в течение 5 лет, мы можем сделать вывод о том, что методика психологической подготовки к материнству “Глория” позволяет оптимизировать психофизическое состояния женщины и ребенка, улучшает адаптацию к новым условиям жизни. Дети матерей, подготовленных по данной программе, отличаются своими адаптивными способностями, отлично развиваются, общительны, раньше и лучше начинают ходить и говорить. Они чувствительны к музыке и красоте. Воспитываясь в семьях, где матери обучены методикам, приемам развития младенца в условиях семьи, дети получают позитивный опыт и гармонично развиваются. Таким образом, развивая в процессе беременности у женщины, чувство материнства и формируя её роль матери, можно повысить уровень осознания ею этой роли, изменить в лучшую сторону стиль воспитания детей, сделав его менее директивным. ^ Чичерина Н.А. (Москва, Россия) Современные научные медицинские и психологические исследования свидетельствуют о том, что эмоции, которые испытывает мать во время беременности, её мысли оказывают непосредственное влияние на развитие ребенка. Известный французский врач-акушер М. Оден утверждает, что современным молодым родителям необходимы новые знания о том, что происходит в утробе матери, что происходит с ребенком во время родов и в процессе его кормления грудью. Все это имеет огромную важность для развития будущего человека. Зарубежные ученые Д. Чемберлен, С. Реймонд, Т. Верни и многие другие доказывают, что чувства ребенка, его мозг начинают работать очень рано. Раньше ученые думали, что плацента, соединяющая ребенка с матерью, представляет собой некий барьер, который защищает ребенка от всех внешних проявлений, а также, в большой степени, и от того, что происходит внутри матери, в её организме. Таким образом, плацента воспринималась как своеобразная изоляция. Теперь мы знаем, что это серьезное заблуждение. Плацента не изолятор, а скорее передатчик. Она передает абсолютно все, что происходит с матерью непосредственно ребенку. Научные открытия изменили наши представления о ребенке, находящегося в чреве матери. Врач-психиатр Т. Верни представил неоспоримые доказательства того, что эмоциональное, психологическое и интеллектуальное развитие человека начинается во внутриутробном периоде. Неродившийся ребёнок способен видеть, слышать, переживать и, на примитивном уровне, даже обучаться. Примером этого служат удивительные истории, которые рассказывают знаменитые музыканты. Они могли играть некоторые музыкальные пьесы, ни разу не видя до этого ноты. Оказывается, их матери играли ту же музыку много раз во время беременности. Многолетние наблюдения ученых-перинатологов подтверждают, что ребенок становится счастливым или несчастным, агрессивным или мягким, спокойным или раздражительным в своей последующей жизни, во многом зависит от того, какие сигналы плод получал в утробе. Главный источник этих сигналов - мать, чьи сомнения и страхи по поводу рождения ребенка могут нанести психологическую травму нерожденному ребенку. Известно, что когда будущая мать испытывает какие-либо положительные или отрицательные эмоции, или когда она счастлива или несчастлива, ее организм выделяет различные гормоны. Они играют определенную роль в процессе становления человеческого организма и выделяются в организме женщины очень рано, уже в течение первых недель после зачатия. Молодой маме не надо забывать, что к 12-14 неделям беременности у ребенка формируются все органы и системы жизнедеятельности и для него уже важно, в каком она находится расположении духа (да и папа тоже). Неродившийся ребенок своими движениями может выражать как приятие чего-либо, он может сосать палец, играть пуповиной. Его поведение очень напоминает поведение новорождённого. Каких эмоций стоит опасаться в период беременности? К вредным негативным эмоциям относятся сильный страх, горечь потери близкого человека, а также страх предстоящих родов. Часто повторяющиеся чувства раздражения, гнева и злости отрицательно воздействуют на еще не рожденного малыша. Сегодня будущие матери сталкиваются с огромным количеством стрессогенных ситуаций: от прострации во время выполнения рутинных дел до постоянного напоминания средствами массовой информации об усиливающихся сложных глобальных конфликтах, угрожающих самому существованию нашей планеты. Безусловно, такого рода информация совсем нежелательна малышу. Да и стоит ли так рьяно следить по телевизору и газетах за политическими событиями и катастрофами в стране и за рубежом? Наш совет: как можно реже включайте телевизор или делайте это только тогда, когда идут передачи эстетического цикла - об изобразительном искусстве, музыке, природе, а также детские развлекательные передачи и т.д. А для ребенка это своего рода информация о том, что маме хорошо, и мир, в который он войдет, к нему не враждебен. Беременная женщина должна понимать, что то, как она проводит время, влияет на формирование психики её малыша. Сейчас мы уже вооружены знаниями о том, как сознательно становиться родителем, способствовать развитию здорового ребёнка. ^ Качалина Т.С., Стельникова О.М. (Нижний Новгород, Россия) Нижегородская медицинская академия В последние годы вопрос об обязательном включении программ по перинатальной психологии в общую систему дородовой подготовки беременных женщин не вызывает никаких споров. Для широкого внедрения в практику работы каждой женской консультации данных программ необходим активный интерес к этой проблеме каждого участкового врача-акушера, его совместная работа с психологом, имеющим опыт общения с беременными женщинами. В то же время, в программе по акушерству для студентов медицинских ВУЗов вопросам подготовки беременных к родам уделяется только два часа. В последнем учебнике по акушерству для студентов, изданном под редакцией академика РАМН Г.М Савельевой, проблеме психологической подготовки к родам посвящено всего две страницы. При этом информация о перинатальной психологии отсутствует вообще. Не освещается этот раздел и в программах подготовки интернов, клинических ординаторов. Чтобы повысить мотивацию получения знаний в этой области, а также внедрить в практическую работу методику преподавания психологии беременных женщин, нами выпущено методическое пособие по психологической и физической подготовке к родам. Данное пособие включает главу, посвящённую перинатальной психологии. В программу обучения студентов шестого курса медицинской академии включена лекция по основам перинатальной психологии. Помимо обучения врачей и психологов перинатальной психологии, не менее важной является задача подготовить к восприятию этой информации будущих матерей. Необходимо создание программ для обучения подростков, направленных на формирование у них представлений о важности планирования беременности, осознанного родительства, способствующих желанию общения с ребенком еще до его рождения. Если учесть, что в последние годы внебрачная рождаемость достигла 25%, а в группе женщин до 18-19 лет она составляет 96%, то становится ясной необходимость работы в этом направлении. На базе общеобразовательной школы № 30 Нижнего Новгорода уже в течение 9 лет О.М Стельникова по авторской программе проводит с учениками 10-11 классов занятия, включающие в себя информацию о репродуктивной системе женщины, о беременности и родах, о значении подготовки к этим ответственным этапам жизни каждой семьи. Кроме того, в Нижнем Новгороде в общественных организациях "Исток", "Лада", "Кроха" существуют различные формы работы с подростками по подготовке к осознанному родительству Формирование у подростков представлений об осознанном родительстве с одной стороны и повышение знаний психологов и врачей в области перинатальной психологии с другой, несомненно, окажут благоприятное влияние на рождение потомства, здорового в физическом и психическом отношении. ^ Магденко О.В. (Новосибирск, Россия) Профессиональные и личностные особенности медицинского работника влияют на формирование профессиональных отношений и отношений с пациентами. Эти отношения необходимы для продуктивного взаимодействия и достижения взаимопонимания между медперсоналом и пациентами, которыми являются беременные женщины и женщины с гинекологической патологией. Большое значение в этом случае приобретают профессиональные и коммуникативные способности, особенности и черты характера личности медперсонала. Для изучения пространства профессиональных взаимоотношений медицинского персонала и пациентов было проведено исследование коллектива женской консультации города Новосибирска. Обследовано 20 человек: врачи акушеры-гинекологи, акушерки и медицинские сестры. 6 человек имеют высшее образование, из них 1 врач высшей категории, 2 врача I категории. 9 человек проработали в женской консультации более 15 лет. В данном исследовании ставились следующие задачи:
В исследовании применялись следующие методики:
Опросник терминальных ценностей (ОТЦ) применялся для выявления особенностей направленности личности в той или иной жизненной сфере как источника реализации терминальных ценностей. Опросник личностный многофазный миннесотский (MMPI) и проективные рисуночные методики в данном случае позволили провести психодиагностику индивидуальных особенностей и психических свойств личности. Тест Kettell`a (16 PF, форма A) в данном случае применялся для диагностики индивидуально-психологических особенностей личности, для определения устойчивых поведенческих проявлений. Патохарактерологический диагностический опросник А.Е. Личко позволил определить акцентуации характера у испытуемых. Тематический апперцептивный тест (ТАТ) – использовался для выявления доминирующих потребностей, конфликтов и актуальных эмоциональных психических состояний невротической личности. Этот метод обладает существенными достоинствами при применении его в профессиональной сфере, т.к. легко проводится и является точным клиническим инструментом. В данном случае тематический апперцептивный тест (ТАТ) использовался в качестве дополнительного метода диагностики. Поскольку психологическое тестирование медицинских работников проводилось в рабочее время и по распоряжению главного врача, проявлялось сопротивление коллектива, которое выразилось в возрастании уровня тревожности и способствовало более яркому проявлению структуры и динамики личности, чем в состоянии покоя и позволило проявить более рельефную картину ситуации. Каждый человек коллектива характеризуется индивидуальной структурой качеств и свойств, степенью соответствия требованиям к данной профессиональной деятельности и таким образом подтверждает профессиональную пригодность к конкретной профессии. Особенности характера представлены широким спектром черт, формируемых в процессе развития личности. Вот лишь некоторые из них: пунктуальность, чистоплотность, организованность, вежливость, коммуникабельность, уверенность в себе, старательность, бережливость, точность, терпеливость, прямота. Каждая из них способны выступать в альтернативной форме и отражать аномалию развития характера. Выраженность и направленность многих черт характера оказывается значимой в клинической психологии при оценке типов психологического реагирования, выработке эффективного уровня взаимоотношения и взаимодействия между медицинским работником (врачом гинекологом, акушеркой, медицинской сестрой) и пациентом. В данном случае можно отметить, что причиной периодически возникающих конфликтных ситуаций в коллективе явился эгоцентризм, «жажда признания», амбиции, преобладание грубых эмоций, желание быть в центре внимания отдельных врачей и акушерок. По результатам диагностики истерический тип характера отмечался у 33% испытуемых. Нарцисстический тип характера, сопровождающийся завышенной ригидной самооценкой и завышенным уровнем притязаний по отношению к окружающим выявлен у 25%. Паранойяльный тип характера, приближенный к патологическому расстройству личности, связан с имеющейся завышенной самооценкой и уровня требований к социальному окружению, склонностью к проявлению подозрительности, стремлению подмечать промахи окружающих и делать им замечания отмечается у 17% обследуемых. У 25% акцентуации относятся к условной норме. На основе полученных результатов проведённого исследования замечено, что: отклонения в сторону пассивно-зависимых профессиональных отношений наблюдается у 8%. Чрезмерные отклонения в сторону экспансивно-агрессивных профессиональных отношений наблюдался у 58% обследуемых, у 33% в пределах нормы. Агрессивный паттерн рисунка является показателем непринятия авторитетов, автократических тенденций в зависимости в данном случае от должностной ступени. Картина межличностных взаимодействий в коллективе медперсонала показывает, что данный коллектив не способен в полной мере осуществлять свою профессиональную деятельность с таким контингентом как беременные женщины или больные с гинекологической патологией отличающиеся эмоциональной лабильностью и чувствительностью, обидчивостью (Добряков И.В., 2000, Коваленко Н.П., 1998). Очевидно, что собственная эмоциональная дисгармония медперсонала и проявляющиеся патологические черты характера будут способствовать формированию ятрогений у пациентов. Выявленные конфликтные ситуации в коллективе показали, что в них в основном и участвуют лица с патологическими чертами характера, вовлекая в конфликт остальных членов коллектива. Так как отрицательный эмоциональный фон в коллективе не может быть благоприятным для осуществления врачебной деятельности, было рекомендовано провести психокоррекционную работу в коллективе, обратив особое внимание на дисгармоничные межличностные отношения и осуществить комплексную психологическую коррекцию для отдельных членов коллектива. ^ Тернер Д.Р.Д., Тернер-Гроут Т.Д.Н. (Нидерланды) Международный институт познания и развития самоцелостности «Это внутреннее путешествие является самым важным в жизни, потому что оно дает ключ к пониманию цели моей жизни и объясняет, почему я здесь!» Троя Дж.Н.Тернер-Гроут «Как ты узнала, о том, что сказал мне доктор: о его словах, что ты, возможно, родишься мертвой? Я даже твоему отцу никогда не рассказывала об этом!» Ани Гроут, мать Трои В возрасте от I8 до 28 лет Троя выясняла свои отношения со смертью, казалось бы, такими парадоксальными способами бегства от действительности, как anorexia nervosa и bulimia nervosa. Она родилась в Гроутебруке. Эта деревенька расположена в той области на севере Голландии, где выращивают тюльпаны. В 18 лет Троя покинула родные края, поступив в медицинский колледж. Став дипломированной медицинской сестрой, она не стремилась вернуться домой. Напротив, продолжая образование, уходила все дальше от своих корней: получила квалификацию медицинской сестры кардиологического отделения и медсестры психотерапевтического отделения, позднее - социальной медсестры психотерапевтического отделения. Эта специальность дала ей возможность заниматься лечением пациентов. Три раза в неделю по вечерам она работала в клинике Св. Валерия Свободного университета в Амстердаме. Для нее это был самый эффективный способ закрыться от мира в надежном, безопасном месте. Троя заметила, что разделяет мнение женщин, лечившихся у нее от анорексии и булимии, считая его справедливым: несмотря на то, что эти женщины были очень худыми, сами себе они казались полными и стремились похудеть еще больше. Однако, однажды неожиданно Троя осознала, что она сама, как и ее пациентки, замкнута в том же круге проблем, связанных с расстройством питания. Как правило, люди, страдающие анорексией, не осознают, что это состояние угрожает их жизни, на самом деле, являясь формой пассивного суицида. Сеансы психотерапии, проводимые Троей в клинике, не давали желаемого результата. Вместе с тем, хуже всего было для Трои то, что она не могла рассказать о своем состоянии коллегам по работе, поскольку страдающие анорексией и булимией особенно часто становились мишенью для шуток и насмешек со стороны медицинского персонала клиники, а Троя не вынесла бы столь унизительного положения. Итак, если Трое и суждено было выжить, спасать себя ей приходилось самой. Однажды у нее возникла мысль о том, что ей удастся найти ключ к решению своей проблемы, если она погрузится в глубину собственного я и постарается мысленно вернуться к моменту своего рождения. К своему удивлению ни своим внутренним зрением, ни в собственном воображении Троя не видела себя новорожденным младенцем. Она видела свою маму, сидящую в кабинете доктора и слышала его слова: «Следует ожидать, что ваш первый ребенок родится мертвым». Когда по прошествии десяти лет, Троя рассказала своей маме о том, что открылось ее внутреннему взору, мама была ошеломлена: «Как тебе стали известны слова доктора, о том, что ты, возможно, родишься мертвой? Я даже твоему отцу никогда не рассказывала об этом?» Ани Гроут настойчиво добивалась от дочери ответа, каким образом Троя узнала о том страшном предсказании доктора, которое она, ее мама почти четыре десятилетия молчаливо хранила от всех в своем сердце. Троя поняла, что путешествуя в глубины собственного я, она открыла там источник мудрости. Но ее маме было бы непонятно слово «медитация». Троя осознала, что всегда жила в ожидании собственной смерти. Признав этот факт и убедившись, что уже 28 лет прожила в ожидании приведения приговора в исполнение, Троя смогла начать свое возвращение к принятию жизни целиком. И этот ключ она получила от своего всезнающего я, которое мы называем «самоцелостностью». ^ Зигмунд Фрейд, основоположник аналитического подхода к изучению разума/эмоций, говорил, что лечение истерии можно начинать с трех- или четырехлетнего возраста. Очевидно, что именно здесь и кроется противоречие, поскольку греческий корень "hysteron" в слове «истерия» означает в переводе «матка». Оказавшись перед дилеммой, Фрейд должен был бы поймать самого себя на слове «hysteria». Ему следовало бы начать свой анализ с пренатального периода жизни, но он оказался жертвой мировоззрения, которое господствовало в медицине того времени, а оно не приняло бы подобный подход. Основное представление современного сознания о рождении является, безусловно, одним из самых древних. Младенец это не только тело, но и душа, эмоции, дух - самоцелостность. В последние тридцать лет много внимания уделяется медицинским аспектам рождения. Исследования, изучающие происходящие при этом физиологические процессы, позволяют нам на микроскопическом уровне наблюдать сокровенную тайну природы: миг зачатия - восторженный и радостный возглас жизни. Склонившиеся над микроскопом, пристально вглядывающиеся в происходящее мы в буквальном смысле напоминаем богов на горе Олимп в итальянских фильмах на мифологические сюжеты, выходивших на экраны в 50-е годы прошлого столетия. Проводя оплодотворение in vitro, мы способны произвольно сделать явью этот в высшей степени волшебный и таинственный миг. Мы наблюдали, как по каналу CNN впервые транслировались кадры зачатия in vitro. При этом использовалась игла в шесть раз тоньше человеческого волоса. С её помощью специально выбранный сперматозоид беспрепятственно и без всяких повреждений проникал в яйцеклетку. Неужели мы действительно исполняем роль Бога? А что, если выбранный сперматозоид, оказался не тем, которому предназначалось слиться с яйцеклеткой, дабы воспроизвести на свет еще одно человеческое существо, которому, в свою очередь, была уготована миссия стать следующим звеном в бесконечной цепи жизни? Вот те вопросы, что годами не дают покоя специалистам в области этики, вызывая вокруг себя научные дискуссии. ^ Более 30 лет назад в Германии было основано профессиональное медицинское общество для исследования вопросов, связанных с рождением. С 1986 года это общество называется Международная Ассоциация Пренатальной и Перинатальной Психологии и Медицины. В Германии это общество первоначально состояло из клиницистов и университетских ученых. Позднее, в 1986 году президент МАПППМ, профессор Петр Г. Федор-Фрайберг (Стокгольм, Щвеция) на 8 Конгрессе в Бадгештайне (Австрия) изложил свое видение вопроса. Он полагал, что рождение человека не является сферой, представляющей интерес исключительно для медицины. Точно так же, как зачатие и рождение являются плодом взаимодействия многих физических, психических и эмоциональных систем, так и практика родовспоможения должна привлекать внимание широкого спектра динамично развивающихся научных дисциплин и научных методологий. Философия МАПППМ признает, что процесс жизни начинается с выбора, который мы делаем, давая рождение новой жизни. Одним из важных факторов является то, какие уход и внимание оказываются матери еще до зачатия ребенка. Не имеет значения, к какому социальному слою принадлежит мать и /или каковы её верования - в любом случае к ней следует относиться с уважением. Нам необходимо принимать во внимание именно качественную, а не количественную сторону жизни. А качество жизни начинается тогда, когда мать ощущает уважение к себе, свою ценность, свою силу в период беременности и родов. Физическое и психологическое развитие неродившегося ребенка неразделимы. Еще в дородовый период качество жизни матери можно улучшить, восполнить или ухудшить; и в том, и в другом случае связанные с этим ощущения сопровождают ребенка всю жизнь. Именно на важности пренатального диалога и сосредоточил внимание аудитории профессор Федор-Фрайберг, обратившись с президентским посланием к участникам 9 Конгресса, проходившего в Иерусалиме (Израиль): «Помните, - сказал он, - что пренатальная стадия жизни - жизнь в материнском лоне- является для нас, человеческих существ, самым первым домом. Здесь впервые для нас возникает опыт человеческого общения: здесь мы вовлекаемся в созидательный диалог с нашими мамами и с той биологической, психологической и социальной средой, которая их окружает». Пренатальный диалог между матерью и ребенком, привязанность, устанавливающаяся в тот момент, когда после родов мать и ее новорожденное дитя смотрят в глаза друг друга - вот, то единственное, на что мы можем возлагать наши надежды, если хотим обратить вспять разрушительный, опустошающий процесс дегуманизации, который завладел нашим молодым поколением. В 2001 году Г.И. Брехман, профессор Ивановской государственной медицинской академии представил свое исследование на тему «Концепция многоуровнего взаимодействия матери и её неродившегося ребенка». Профессор Г.И. Брехман показывает, что между матерью и её неродившимся ребенком существуют отношения на физическом, ментальном и энергетическом уровнях. Он выдвинул гипотезу о резонансном взаимодействии матери и ее неродившегося ребенка, согласно которой каждый из них и принимает и передает информацию: «Имеющиеся в настоящее время данные подтверждают гипотезу, согласно которой, психоэмоциональное взаимодействие между матерью и её неродившимся ребенком является реальностью. Мы (Брехман) предложили исследовать взаимоотношения между матерью и её неродившимся ребёнком, основанные на представлении о них, как о постоянно функционирующей многоуровневой полифонической системе...» Исследования профессора Брехмана научно подтвердили идею, которую профессор Федор-Фрайберг, начал отстаивать несколько десятилетий назад. Это идея о диалоге мать-отец-ребенок. Эту же идею на протяжении 30 лет проповедует концепция о психологии самоцелостности. Самыми доступными для понимания терминами концепция о психологии, философии и воспитании самоцелостности излагает следующую мысль: поскольку каждый из нас является синтезом генетического кода наших родителей, с которым нам передаются наши физические особенности, по всей видимости, осуществляется также и синтез эмоционально-ментальных программ наших родителей; эти программы закладываются в течение девяти месяцев пребывания в материнском лоне. Это именно та многоуровневая система, существование которой доказывал в своей научной работе профессор Г.И. Брехман. Пренатальная и перинатальная психология и медицина считают что маленький организм, растущий в лоне матери, является частью ее организма; он растет и развивается таким образом, чтобы при рождении быть способным выполнять свои функции самостоятельно. Наша концепция о психологии, философии и воспитании самоцелостности подтверждает, что ментальные и эмоциональные способности малыша формируются в эмоциональном и ментальном русле его матери с тем, чтобы сразу после рождения также начать функционировать самостоятельно. Без такого укрепляющего диалога на пренатальной стадии и без привязанности в постнатальный период развитие ребенка нарушается. Психологическая диагностическая категория DSM-IV так и называется «расстройство/нарушение привязанности в младенчестве и раннем детстве». Это нарушение продолжает сохраняться и во взрослом возрасте. Недавно в Порто ла Круз (Венесуэла) на Конгрессе «К миру без насилия», проводившемся Всемирной организацией пренатального воспитания, я выступал с докладом «Насилие и беременность». В докладах других участников Конгресса также были представлены неопровержимые доказательства того, что насилие во время беременности и родов порождает насилие в последующие периоды жизни. ^ Слова профессора Федора-Фрайберга, заведующего кафедрой детской психиатрии в Пражском университете короля Чарльза, о диалоге мать-неродившийся ребенок возвращают нас к самому началу нашей статьи - к истории болезни Трои. Троя открыла, что причина нарушения питания, пассивного суицида, кроется в предсказании доктора ее маме о том, что ребенок будет мертвым еще до рождения. Она также обнаружила другую важную программу своего собственного развития. Нам придется рассказать о некоторых фактах ее биографии, связанных с раскрытием второй программы эмоциональной ДНК. Троя и я познакомились на конференции по психологии в Дербишире, Великобритания. В работе той же самой конференции принимал участие профессор Дольф ван дер Шеер. Он был в инвалидной коляске; диагноз - рассеянный склероз. По окончании конференции Дольф ван дер Шеер попросил меня провести для него сеанс терапии пренатальной памяти. После того, как ему открылся источник его заболевания, находившийся в пренатальном периоде его жизни, он поднялся из инвалидной коляски, и с того момента до сегодняшнего дня у него нет необходимости пользоваться ею. По приглашению доктора Шеера я прилетел в Голландию для работы с некоторыми из его пациентов, затем Троя пригласила меня погостить несколько дней у нее в Амстердаме. Душой я остался в Амстердаме, но мой график работы позволил мне переехать жить в этот город лишь спустя два года, в 1986 году. Именно в 1986 году профессор Федор Фрайберг пригласил меня выступить с докладом на упомянутом выше 8 Конгрессе МАПППМ в Австрии. Я предложил Трое сопровождать меня. Несмотря на то, что у Трои и раньше было желание работать совместно, тем не менее, отчасти, она хотела остаться в своей квартире, в ее маленькой крепости, в Амстердаме, где она чувствовала себя в безопасности. Этот ее внутренний конфликт был столь глубоким, что на пятый день пребывания на Конгрессе она заболела. Врачи поставили диагноз полиартрит. Я повез Трою в Лос-Анжелос на консультацию к специалисту. Он сообщил Трое, что через год она до конца жизни будет прикована к инвалидной коляске. Несмотря на то, что болезнь причиняла Трое невероятные страдания, мы продолжали выступать с лекциями и проводить семинары по всему миру. И нам начало открываться много удивительного. Троя опровергла предсказание врача, и вот уже двадцать лет, ее коленные суставы позволяют ей великолепно двигаться. Тем не менее, тогда, в конце восьмидесятых, заболевание прогрессировало, состояние Трои ухудшалось. Прошло пять лет с момента нашего знакомства, я преподавал в Австралии, Троя поехала лечиться на курорт в Румынию. Массажи, горячие ванны и лечебные грязи помогли ей. Но самое важное - персональный компьютер, который Троя взяла с собой, выполнил роль электронного психотерапевта и принес ей невероятное исцеление. Троя каждый день вела записи в дневнике о своем пребывании на курорте. Ее эссе «В поисках чуда!» выдержало пять изданий и переведено на несколько языков. Именно находясь в Румынии, во время неоднократного глубокого психологического анализа Троя обнаружила другую программу, оказывающую сильное воздействие и связанную с ее матерью. Троя заметила, что, когда в нашей жизни вот-вот должно было произойти нечто удивительное, носящее личный или профессиональный характер, возникало огромное эмоциональное сопротивление этому. Она ощущала, что в ней боролись чувство радости, вызванное открывающейся возможностью, и стремление отгородиться от нее. Она могла почувствовать, что ее эмоциональное поведение в точности воспроизводило эмоциональную модель того чувства радости, которое пережила ее мать, поняв, что забеременела. Эта радость была разрушена в тот момент, когда она услышала от врача страшное известие. Мать Трои охватил ужас, парализующее чувство паники, когда доктор рассказал о вероятности рождения уже мертвого ребенка. Но как только 20 лет назад Троя поняла, что источник такой программы саботирования собственного я существовал в пренатальном периоде, она преобразилась в женщину, которая посетила и преподавала в 20 странах мира, и при этом ей не нужна была инвалидная коляска. ^ Сам я проникся мыслью о важности пренатального периода в жизни человека, когда занимался психотерапевтической практикой в Беверли Хиллз, Калифорния. Более 30 лет назад, в 1970 году, приблизительно в то же самое время, когда Трою посетило откровение о наследственной природе эмоций пренатального периода, я занимался с пациентами, которых направляли ко мне психотерапевты, отказавшиеся от них после того, как за 5, 10, 20 лет paбoты с этими больными были испробованы разные методы лечения, которые тем не менее не приводили к успеху. В один из тех дней я сидел за рабочим столом и думал, как я могу помочь этим людям. Некоторые из них потратили много лет, пытаясь понять, какие события стали причиной, тех чувств, которые владели ими. Внезапно, словно на меня снизошло откровение, я предположил: «А что, если моя попытка сознательно вернуть таких пациентов в прошлое с целью исследования, какие эмоции испытывали их родители в период внутриутробного развития этих пациентов, поможет им обрести быстрое исцеление?» Как известно, научные исследования в области генетики показывают, что у каждого из нас имеется синтезированный генетический код наших отцов и матерей, который наделяет нас нашими физическими особенностями. Этим пациентам довелось познать то, что в них объединяются эмоциональные модели и поведенческие реакции обоих родителей, возникавшие в течение девяти месяцев гестации. В психологии самоцелостности анализ пренатальной программы, или сокращенно АПП, включает 22 блока вопросов, выявляющих эмоциональную ДНК, которая синтезируется у всякого из нас и проявляется в течение всей нашей жизни. Вот так, благодаря посетившему меня откровению и появилась регрессионная терапия пренатальной памяти. ^ Приведем пример из другой истории болезни. В Институт познания и развития самоцелостности в Амстердаме, обратилась женщина; возраст 34 года; в дальнейшем будем называть ее Н., которую oxвaтывало чувство панического страха всякий раз, когда бы ее супруг даже на непродолжительное время, ни уезжал всего на несколько миль от дома. В начале сеанса терапии Н поведала мне о том, что как раз перед тем, когда она собиралась идти к нам на прием, ее мать рассказала ей о следующем важном факте из их семейного анамнеза. Это случилось нa шестом или седьмом месяце беременности: мать пациентки Н. подумала, что у ребенка остановилось сердце. Однако полученной Н. от матери информации оказалось недостаточно, чтобы Н. смогла освободиться от панического страха. Во время сеанса анализа пренатальной программы Н., закрыв глаза, видит, свою мать, дремлющей в постели незадолго до указанного травмирующего события. Находясь в состоянии регрессии, Н. внезапно начинает ощущать в себе тот самый панический страх, который охватил ее мать при мысли, что сердце ребенка перестало биться. Точно такой же страх испытывала и Н., всякий раз, когда ее супруг уезжал из дома. Н. чувствует, как обезумев от ужаса, мать зовет супруга и просит, чтобы он немедленно отвез ее в больницу. В больнице доктор успокаивал мать, уверяя, что сердце ребенка работает прекрасно, и даже дал ей возможность самой убедиться в этом. Так Н. обнаружила, что панический страх, овладевавший ею, когда супруг даже на короткое время уезжал из дома, был не ее собственным чувством, но чувством ее обезумевшей от ужаса матери при мысли, что ребенок мертв. То, что узнала Н., было важно. Однако я сказал ей, что, по моим ощущениям, имеется еще некая важная программа.
Выслушав её, я сказал: - «Похоже на то, что ваша мать не надеется на вас». Мои слова повергли Н в молчание на несколько минут, потом она сказала: - «Все всё делают за меня, так что я не совершаю ошибок!» Это открытие позволило нам разработать план лечения, который дал Н возможность совершать поступки самостоятельно. Ей больше не нужно делать ошибки, чтобы удовлетворять потребность других людей опекать её. Некоторые клиенты, обращающиеся в Институт познания и развития самоцелостности, могут предварительно побеседовать со своими родственниками, подобно тому, как это сделала Н. Мы, тем не менее, полагаем, что преимущество заключается в том, чтобы не поступать подобным образом. Как известно, матери не бывают полностью искренни, рассказывая о том, что они чувствовали во время беременности, по разным причинам:
Все эти эмоциональные реакции, которые могут возникнуть у матери, закладывают эмоциональную ДНК, которая кодируется в её ребенке. |