|
Скачать 0.55 Mb.
|
На правах рукописи Бедорева Ирина ЮрьевнаНАУЧНОЕ обоснование Системы менеджмента качества МЕДИЦИНСКой ОРГАНИЗАЦИи 14.00.33 − Общественное здоровье и здравоохранение АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание учёной степени доктора медицинских наук Новокузнецк − 2009 Работа выполнена в Федеральном государственном учреждении «Новосибирский научно-исследовательский институт травматологии и ортопедии Федерального агентства по высокотехнологичной медицинской помощи» (г. Новосибирск)
Зашита состоится ___ __________ 2009 г. в ________ часов на заседании диссертационного совета Д 001.056.01 при Учреждении Российской академии медицинских наук Научно-исследовательском институте комплексных проблем гигиены и профессиональных заболеваний Сибирского отделения РАМН по адресу: 654041, Кемеровская область, г. Новокузнецк, ул. Кутузова, 23; телефон: (3843) 796-979, факс: (3843) 796-669 С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке НИИ комплексных проблем гигиены и профессиональных заболеваний СО РАМН, а с авторефератом – на его официальном сайте: www.ni-kpg.ru Автореферат разослан _____________________ 200 г. Ученый секретарь диссертационного совета, д.м.н. Виблая И.В. ^ Актуальность исследования. В современных условиях функционирования российского здравоохранения возрастает актуальность создания и внедрения новых форм управления, обеспечивающих повышение эффективности деятельности медицинских организаций при использовании имеющихся ресурсов и высоком качестве оказания медицинской помощи. Для успешного развития медицины высоких технологий необходимо не только осуществить мероприятия по укреплению и переоснащению ведущих федеральных учреждений здравоохранения – основных производителей высокотехнологичных медицинских услуг, но и создать оптимальные механизмы управления, направленные на повышение качества и эффективности деятельности как существующих, так и создаваемых высокотехнологичных медицинских центров. На актуальность проблемы указывают многочисленные публикации, посвященные вопросам управления качеством медицинской помощи (Кучеренко В.З., 1996; Царик Г.Н., 1997; Комаров Ю.М., 1998г., Кулагина Э.Н. 1998; Мыльникова Л.А., 1999; Назаренко Г.И., 2000; Конгсведт П.Р., 2000; Филатов В.Б., 2001; Вардосанидзе С.Л., 2002; Вялков А.И., 2003; Короткова А.В., 2003; Михайлова Ю.В., 2004; Воробьев П.А., 2005; Полесский И.В., 2005; Уйба В.В., 2005; Герасименко Н.Ф., 2006 и др.). Ввиду разнообразия подходов к обеспечению качества медицинской помощи актуальным является анализ отечественного и зарубежного опыта в данной области с точки зрения обобщения основных положений теории и практики с целью разработки унифицированных основ системы управления медицинской организацией, направленной на повышение качества медицинской помощи и эффективности деятельности медицинской организации. В России проблема обеспечения качества медицинской помощи решается, в основном, через контроль и оценку качества - наиболее распространенное и проработанное направление, с точки зрения существующей нормативной базы, многочисленных научных исследований и публикаций, а также практического применения (Отдельнова К.А., 1991; Щепин О.П., 1996; Тэгай И.Д., Колосов И.В., 1996; Панченко Л.А., 1996; Поляков И.В., 1996; Сабанов В.А., Ивашева В.В., 1996; Царик Г.Н., 1997; Линденбратен А.Л., 1999; Вялков А.И., 2004; Улумбекова Г.Э., 2005; Шипунов Д.А., 2005; Хабриев Р.У., 2005; Кирбасова Н.П., 2005 и др.). Идеология контроля качества медицинских услуг прослеживается с момента выхода приказа Министерства здравоохранения РФ и Федерального фонда ОМС от 19.01.1998г. № 12/2 «Об организации работ по стандартизации в здравоохранении» и в большинстве официальных документов, разработанных во исполнение приказа. Осуществлены значительные шаги по организации ведомственных и вневедомственных систем контроля качества медицинской помощи, но, несмотря на внедрение новых подходов, проблема качества оказания медицинской помощи в лечебно-профилактических учреждениях остается актуальной. Вместе с тем, из зарубежного и отечественного опыта известно, что качество не возникает в процессе контроля, а планируется и создается на каждом этапе производственного процесса (Артамонова Г.В., 1999; Назаренко Г.И., Полубенцева Е.И., 2000; Решетников А.В., 2001; Вардосанидзе С.Л., Восканян Ю.Э., 2002; Laffel G., Blumenthal D., 1989; Whetsell G., 1995 и др.). Такая концепция предусматривает планомерную и постоянную деятельность, направленную на совершенствование процессов, в которых качество требуемого уровня производится на каждом этапе создания медицинской услуги, при этом контроль и оценка качества услуг является только отдельным звеном из комплекса элементов, необходимых для системы управления качеством медицинской помощи. При таком подходе оценка качества является лишь необходимым механизмом обратной связи в системе управления, а результаты такой оценки – входными данными для принятия управленческих решений. В современных экономических условиях вопросы управления качеством медицинской помощи все чаще рассматриваются в аспекте повышения технологичности всех процессов ее оказания, стандартизации и оптимизации выбора медицинских технологий, внедрения в практику принципов доказательной медицины, новых форм и методов организации и информатизации здравоохранения (Чавпетцов В.Ф., 1996; Мыльникова Л.А., 1999; Назаренко Г.И., Полубенцева Е.И., 2000; Калиниченко В.И., 2000; Михайлова Ю.В., 2002; Вялков А.И., 2002; Стародубов В.И., 2003; Воробьев П.А., 2005 и др.). В настоящее время в некоторых регионах России осуществляется работа по созданию систем управления, направленных на повышение качества медицинской помощи, в основу которых положены элементы индустриальной модели менеджмента качества (Артамонова Г.В., 1999; Вардосанидзе С.Л., Восканян Ю.Э., 2002; Индейкин Е.Н., 2003; Воротников А.А., 2004; Заболотний А.Г., 2008, Брескина Т.А., 2008), основанной на принципе непрерывного улучшения и ориентированной на потребителя (Вялков А.И., 2002; Стародубов В.И., 2002; Михайлова Ю.В., 2004; Crombie J, 1997 и др.). Между тем, существующие модели управления в основном ориентированы только на процесс оказания медицинской помощи, без учета множества взаимосвязанных процессов и видов деятельности медицинской организации, прямо или опосредованно участвующих в процессе создания медицинской услуги и влияющих на результат. Данные модели включают, в основном, стандартизацию отдельных этапов лечебно-диагностического процесса (функциональные алгоритмы) и медицинских услуг (клинические пути, протоколы ведения больных, стандарты медицинской помощи), а также различные методы контроля и оценки качества медицинской помощи. До настоящего времени остаются недостаточно изученными вопросы реализации системного подхода к управлению медицинской организацией, позволяющего при имеющихся ресурсах непрерывно повышать качество оказываемых услуг и эффективно решать поставленные задачи. При наличии стандартов ISO серии 9000, определяющих общие требования к системам менеджмента качества любой организации, до настоящего времени не разработаны механизмы их реализации в федеральных учреждениях здравоохранения, оказывающих высокотехнологичную медицинскую помощь, в том числе в области травматологии и ортопедии. Кроме того, система управления качеством, в основном рассматривается как подсистема, а не как целостная система управления медицинской организацией, функционирование которой направлено на повышение удовлетворенности потребителей, результативности технологических процессов и всей многообразной деятельности медицинской организации. Все вышеизложенное обусловило актуальность, научную новизну и практическую значимость настоящего исследования. ^ разработать, обосновать и внедрить эффективную систему менеджмента качества медицинской организации на примере федерального учреждения здравоохранения, оказывающего высокотехнологичную медицинскую помощь. ^
^ заключается в том, что впервые:
^ Разработанная система менеджмента качества применяется ФГУ «Новосибирский научно-исследовательский институт травматологии и ортопедии Росмедтехнологий» в качестве эффективного механизма управления, направленного на повышение удовлетворенности потребителей, результативности технологических процессов и всей многообразной деятельности института. Разработанная модель системы менеджмента качества, основанная на процессном подходе, внедрена в практическую работу ФГУ «Научно-исследовательский детский ортопедический институт им. Г.И.Турнера Росмедтехнологий» (г. Санкт-Петербург), ФГЛПУ “Научно-клинический центр охраны здоровья шахтеров” (г. Ленинск-Кузнецкий), ФГУ «Саратовский научно-исследовательский институт травматологии и ортопедии Росмедтехнологий», ФГУ «Новосибирский научно-исследовательский институт туберкулеза Росмедтехнологий». Материалы диссертации используются в учебно-педагогическом процессе на кафедре организации здравоохранения и общественного здоровья факультета повышения квалификации и профессиональной переподготовки врачей Новосибирского Государственного Медицинского Университета (акты внедрения результатов диссертации от 05.11.2008г., 27.11.2008г., 15.12.2008г., 12.01.2009г., 22.04.2009г., 27.04.2009г.). Основные положения диссертации были апробированы и получили одобрение на Международной научно-практической конференции «Качество и полезность в теории и практике» (Новосибирск, 2004); I-м и II-м съездах травматологов-ортопедов Уральского Федерального округа «Высокие технологии в травматологии и ортопедии: организация, диагностика, лечение, реабилитация, образование» (2005г., 2008г.); Всероссийской научно-практической конференции детских травматологов-ортопедов (Саратов, 2005г.); Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные вопросы лучевой диагностики заболеваний костно-суставной системы» (Барнаул, 2005г.); Международной научно-практической конференции, посвященной 70-летию Новосибирской государственной медицинской академии и 70-летию кафедры общественного здоровья и здравоохранения «Общественное здоровье: инновации в экономике, управлении и правовые вопросы здравоохранения» (Новосибирск, 2005г.); 9-й Межрегиональной научно-практической конференции по качеству (Иркутск, 2007); Межрегиональной научно-практической конференции с международным участием «Современные подходы к управлению качеством медицинской помощи» (Новосибирск, 2007г.), Региональной медико-фармацевтической научно-образовательной конференции «Медфармконвенция-2008» (Новосибирск, 2008г.). Публикации. По теме диссертации опубликовано 39 печатных работ, в том числе монография «Система менеджмента качества в учреждении здравоохранения» и 14 работ – в изданиях, рекомендованных ВАК Министерства науки и образования РФ к опубликованию результатов диссертаций. ^ заключается в разработке программы, плана и методики исследования, в самостоятельном сборе информации, статистической обработке и анализе результатов, в разработке документации системы менеджмента качества, организации и проведении внутренних аудитов, разработке мероприятий по совершенствованию процессов системы менеджмента качества и оценке их результативности. ^
^ Диссертация состоит из введения, 5 глав, заключения, выводов, практических рекомендаций, списка литературы из 275 источников (в том числе 224 отечественных и 51 зарубежных авторов), материалов, подтверждающих внедрение, 6 приложений. Работа изложена на 366 страницах (в том числе приложения на 35 страницах), содержит 41 таблицу и 81 рисунок. ^ научно-исследовательских работ ФГУ «Новосибирский научно-исследовательский институт травматологии и ортопедии Росздрава» (номер государственной регистрации 0120.0412901). ^ В первой главе представлен аналитический обзор отечественного и зарубежного опыта в области управления качеством медицинской помощи – одной из важнейший проблем современного здравоохранения. Анализ литературных источников и нормативных документов позволил изучить многообразие применяемых в данной области терминов и их определений и сформировать понятийный аппарат системы менеджмента качества медицинской организации. Обобщен опыт передовых предприятий в области управления качеством выпускаемой продукции и предоставляемых услуг, представлена эволюция применяемых методов повышения качества и исторические корни концепции менеджмента качества. Изложены существующие подходы к управлению качеством медицинской помощи. Освещены вопросы применения элементов индустриальной модели менеджмента качества в ряде лечебно-профилактических учреждений. Особый акцент сделан на вопросах формирования концепции непрерывного повышения качества медицинской помощи, основанной на управлении процессами в рамках целостной системы. На основе проведенного анализа определена приоритетность создания современного механизма, обеспечивающего скоординированную деятельность по руководству и управлению всей многообразной деятельностью медицинской организации для достижения целей в области качества. Проведенный анализ определил следующие наиболее перспективные направления в исследовании механизмов управления качеством: изучение существующей практики управления медицинской организацией с целью определения потенциальных возможностей улучшения; создание работающего механизма управления медицинской организацией, основанного на мировом опыте применения концепции всеобщего управления качеством и позволяющего при имеющихся ресурсах непрерывно повышать качество оказываемых услуг, а также эффективно решать поставленные задачи. ^ представлена характеристика базы исследования, изложены материалы и методы исследования. Исследование выполнено на базе ФГУ «Новосибирский научно-исследовательский институт травматологии и ортопедии Росмедтехнологий» (ННИИТО), одного из ведущих отраслевых научных центров страны, оказывающих специализированную медицинскую помощь пациентам с заболеваниями и повреждениями опорно-двигательного аппарата, центральной и периферической нервной системы. В институт госпитализируются пациенты из 46 регионов России и 10 стран СНГ. До внедрения системы менеджмента качества в клинических отделениях института на 260 коек ежегодно проходили лечение более 3 тысяч пациентов, проводилось около 3 тыс. операций в год. Представлены организационная структура института, состав персонала, структура коечного фонда и количественный состав больных, а также основные показатели деятельности ННИИТО. На предварительном этапе исследования (2002-2004гг) проведен анализ отечественного и зарубежного опыта в области управления качеством, сформулированы цель, задачи, обоснованы методические подходы настоящего исследования, разработаны необходимые инструкции и процедуры, содержащие методики и порядок сбора и анализа данных, подготовлены внутренние аудиторы и специалисты по разработке систем менеджмента качества, описаны существовавшие модели основных процессов. Характеристика последующих основных этапов исследования (2004-2006гг) с описанием материала и методов исследования приведена в табл. 1. ^ проводилось в соответствии с разработанной нами процедурой. Сбор данных осуществлялся с использованием следующих средств: опросного листа для изучения мнения представителей страховых организаций, 5 типов анкет для изучения мнения: Таблица 1 Информационная схема материала и методов исследования
|