Методические рекомендации для семинарских занятий Тема 15 icon

Методические рекомендации для семинарских занятий Тема 15





Скачать 73.38 Kb.
Название Методические рекомендации для семинарских занятий Тема 15
Дата 05.05.2013
Размер 73.38 Kb.
Тип Методические рекомендации
Ф КГМУ 4/3-06/02

ИП №6 УМС при КазГМА

от 14 июня 2007 г


Карагандинский государственный медицинский университет

Кафедра молекулярной биологии и медицинской генетики


Методические рекомендации для семинарских занятий


Тема 15: Эмбриональный морфогенез. Признаки дизморфогенеза..

Дисциплина: Биология индивидуального развития.

Специальность: 5В130100 – Общая медицина.

Курс: 2


Составители:

Кислицкая В.Н.,

Есильбаева Б.Т.,

Рогова Н.Р.


КАРАГАНДА 2012


Обсуждена и утверждена на заседании кафедры

«____31___»___________08_________ 2012 г. Протокол №__1___



Заведующий кафедрой: ______________________ Култанов Б.Ж.


Тема 15. Эмбриональный морфогенез. Признаки дизморфогенеза.

Цель: Изучить морфогенетические процессы в эмбриогенезе в норме и при нарушениях.

Задачи обучения:

1.Изучить морфогенетические процессы в эмбриогенезе.

2.Изучить нарушения эмбриогенеза и влияние факторов среды на организм.

Основные вопросы темы:

1.Характеристика морфогенетических процессов в эмбриогенезе.

2.Влияние факторов среды на развитие организма.


^ Методы обучения и преподавания:

Практические, семинарские занятия:

Традиционные методы: работа в парах, работа с учебниками, решение ситуационных задач, обсуждение тем самостоятельной работы, тестирование, микроскопия и зарисовка препаратов.


Список рекомендуемой литературы

Основная литература:

  1. Култанов Б.Ж. Генетика и индивидуальное развитие /Б.Ж.Култанов. – Алматы: Эверо, 2012. – 152 с.

  2. Биология. В 2 кн.: Учеб. для мед. спец. вузов / В.Н.Ярыгин.- 3-е изд., 7-е изд. стереотип.- М.: Высш. Шк. – 2006.- 448 с.


Дополнительная литература:

  1. Биология: мед. биология, генетика и паразитология: учеб. Пособие / Пехов А.П.- 2-е изд.- М.: РУДН, 2007.- 664 с.


Контроль:

1. Контроль исходного уровня знаний

2. Опрос

3. Самостоятельная работа студентов.

4.Разбор результатов самостоятельной работы студентов

5. Контроль итогового уровня знаний.


Вопросы:

1.Характеристика и вариации морфогенеза.

2.Факторы интеграции процессов развития.

3.Нарушения эмбриогенеза.

4.Признаки дизморфогенеза.

Дополнительная информация: основные вопрпосы по теме

В результате гаметогенеза образуются половые клетки, несущие в себе генетическую информацию, в процессе реализации которой из одной клетки (зиготы) развивается многоклеточный организм. При оплодотворении происходит объединение генетической информации материнского и отцовского организмов, что обусловливает комбинативную изменчивость.

Формирование морфологических структур эмбриона (эмбриональный морфогенез) включает эмбриональный гистогенез (возникновение специализированных тканей из малодифференцированных клеток эмбриональных зачатков) и органогенез (развитие органов и систем органов).

Эмбриональный морфогенез осуществляется при взаимодействии генотипа зародыша и организма матери и связан с процессами размножения, роста, дифференцировки, миграции и отмирания клеток. Эти процессы контролируются сложными взаимодействиями генетических, эпигеномных и внешних факторов, определяющих в конечном итоге временную и пространственную последовательность экспрессии (включения и выключения) блоков генов и тем самым дифференцировку клеток и морфогенез. Нарушение в процессе эмбриогенеза любого из вышеперечисленных механизмов вызывает отклонение от нормального развития, что может реализоваться во врожденном пороке.

На внутриклеточном уровне к "пусковым" механизмам нарушения развития относятся изменения молекулярных процессов репликации ДНК, биосинтеза белков-ферментов и др.

К основным клеточным механизмам тератогенеза относятся нарушения размножения, миграции и дифференцировки клеток. Результатом снижения митотической активности клеток могут быть гипоплазии или аплазии органа или его части. В результате нарушения миграции клеток могут развиваться гетеро-топии и другие пороки.

Дифференцировка, то есть образование разнородных клеток, тканей и органов из однородного эмбрионального зачатка, происходит последовательно в течение всего эмбриогенеза. Основной механизм специализации клеток - дифференциальная активность генов, в результате которой в разные фазы эмбриогенеза синтезируются специфические для каждой стадии ферменты, которые в основном и обеспечивают специализацию клеток. Если нарушается механизм включения и выключения отдельных блоков генов, это приводит к развитию различных пороков,

Наиболее распространенные признаки дисморфогенеза, учитываемые при дифференциальной диагностике наследственных болезней:

1) кожа: ангиомы, телеангиэктазии, пигментные пятна, веснушки темные (свыше 20), депигментация, гипертрихоз, гирсутизм, липомы, фибромы, келоидные рубцы, нарушение потоотделения, ихтиоз, повышенная растяжимость;
2) ногти: широкие, короткие, вогнутые; дистрофия, гипоплазия, аплазия;
3) волосы: сухие, редкие, шерстистые; алопеция (тотальная, гнездная), седая прядь надо лбом, "мыс вдовы", низкий рост волос на лбу и (или) на шее;
4) подкожная жировая клетчатка: избыточное отложение, уменьшенное количество, липомы;
5) мышцы: гипертрофия, гипотрофия, аплазия;
6) череп: микроцефалия, гидроцефалия, макроцефалия, брахицефалия, долихоцефалия, костные выступы или дефекты, выступающий лоб, плоский затылок;
7) ушные раковины: микротия, макротия, деформированные, низко расположенные, отклоненные назад, оттопыренные, завитки со сглаженным упрощенным рисунком, предушные фистулы, предушные папилломы;
8) область глаз и глаза: эпикант, страбизм (косоглазие), монголоидный разрез, антимонголоидный разрез, гипертелоризм, гипотелоризм, лелекант, колобома радужки, двойной или тройной ряд ресниц, миопия, гиперметропия, птоз, блефарофимоз, короткая глазная щель, гетерохромия радужек, синофриз, мик-рофтальм; экзофтальм, голубые склеры;
9) лицо: плоское, круглое, треугольное, вытянутое, с грубыми чертами;
10) нос: седловидная переносица, широкая плоская переносица, короткий нос, открытые вперед ноздри, плоские крылья носа, клювовидный нос;
11) губы и рот: фильтр (длинный, короткий, плоский, глубокий), тонкие, толстые губы; микростомия, макростомия, короткая уздечка языка, множественные уздечки губ, микро-глоссия, макроглоссия;
12) челюсти: прогения, ретрогения, микро- и макрогения, микро- и макрогнатия, диастема (верхняя, нижняя);
13) зубы: гипоплазия эмали, неправильная форма, неправильное расположение, врожденный избыток зубов, врожденное отсутствие одного или нескольких зубов;
14) нёбо: плоское, высокое, арковидное, готическое, расщепление язычка;
15) шея: короткая, длинная, кривошея, низкая линия роста волос, крыловидные складки;
16) грудная клетка и позвоночник: долихостеномелия, воронкообразная, килевидная, дополнительные соски, гипертелоризм сосков, сколиоз, кифоз, лордоз, пилонидальная ямка;
17) конечности и суставы: укороченные или удлиненные, X-или О-образные ноги, переразгибание суставов, полидактилия, олигодактилия, брахидактилия, арахнодактилия, клинодактилия, камптодактилия, синдактилия, широкий I палец, гипоплазия I пальца, укорочение отдельных пальцев, поперечная ладонная складка, сиднеевская складка, одна складка на V пальце, сандалевидная щель на стопе, плоскостопие, косолапость, полая стопа, конская стопа, стопа-качалка;
18) мочеполовая система: крипторхизм, гипоспадия, шалевидная мошонка, увеличенный клитор.

Наиболее распространенные признаки дисморфогенеза, учитываемые при дифференциальной диагностике наследственных болезней:

1) кожа: ангиомы, телеангиэктазии, пигментные пятна, веснушки темные (свыше 20), депигментация, гипертрихоз, гирсутизм, липомы, фибромы, келоидные рубцы, нарушение потоотделения, ихтиоз, повышенная растяжимость;
2) ногти: широкие, короткие, вогнутые; дистрофия, гипоплазия, аплазия;
3) волосы: сухие, редкие, шерстистые; алопеция (тотальная, гнездная), седая прядь надо лбом, "мыс вдовы", низкий рост волос на лбу и (или) на шее;
4) подкожная жировая клетчатка: избыточное отложение, уменьшенное количество, липомы;
5) мышцы: гипертрофия, гипотрофия, аплазия;
6) череп: микроцефалия, гидроцефалия, макроцефалия, брахицефалия, долихоцефалия, костные выступы или дефекты, выступающий лоб, плоский затылок;
7) ушные раковины: микротия, макротия, деформированные, низко расположенные, отклоненные назад, оттопыренные, завитки со сглаженным упрощенным рисунком, предушные фистулы, предушные папилломы;
8) область глаз и глаза: эпикант, страбизм (косоглазие), монголоидный разрез, антимонголоидный разрез, гипертелоризм, гипотелоризм, лелекант, колобома радужки, двойной или тройной ряд ресниц, миопия, гиперметропия, птоз, блефарофимоз, короткая глазная щель, гетерохромия радужек, синофриз, мик-рофтальм; экзофтальм, голубые склеры;
9) лицо: плоское, круглое, треугольное, вытянутое, с грубыми чертами;
10) нос: седловидная переносица, широкая плоская переносица, короткий нос, открытые вперед ноздри, плоские крылья носа, клювовидный нос;
11) губы и рот: фильтр (длинный, короткий, плоский, глубокий), тонкие, толстые губы; микростомия, макростомия, короткая уздечка языка, множественные уздечки губ, микро-глоссия, макроглоссия;
12) челюсти: прогения, ретрогения, микро- и макрогения, микро- и макрогнатия, диастема (верхняя, нижняя);
13) зубы: гипоплазия эмали, неправильная форма, неправильное расположение, врожденный избыток зубов, врожденное отсутствие одного или нескольких зубов;
14) нёбо: плоское, высокое, арковидное, готическое, расщепление язычка;
15) шея: короткая, длинная, кривошея, низкая линия роста волос, крыловидные складки;
16) грудная клетка и позвоночник: долихостеномелия, воронкообразная, килевидная, дополнительные соски, гипертелоризм сосков, сколиоз, кифоз, лордоз, пилонидальная ямка;
17) конечности и суставы: укороченные или удлиненные, X-или О-образные ноги, переразгибание суставов, полидактилия, олигодактилия, брахидактилия, арахнодактилия, клинодактилия, камптодактилия, синдактилия, широкий I палец, гипоплазия I пальца, укорочение отдельных пальцев, поперечная ладонная складка, сиднеевская складка, одна складка на V пальце, сандалевидная щель на стопе, плоскостопие, косолапость, полая стопа, конская стопа, стопа-качалка;
18) мочеполовая система: крипторхизм, гипоспадия, шалевидная мошонка, увеличенный клитор.


Самостоятельная работа студентов:

Работа 1. Изучить глоссарий, содержащий признаки дизморфогенеза.

Работа 2. Изучить по фотографиям основные признаки дизморфогенеза.


Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Методические рекомендации для семинарских занятий Тема 15 icon Методические рекомендации «Психология и педагогика. Содержание курса и методические рекомендации

Методические рекомендации для семинарских занятий Тема 15 icon Темы семинарских занятий 2 Планы семинарских занятий 3 Самостоятельная работа 9 Вопросы для подготовки

Методические рекомендации для семинарских занятий Тема 15 icon Методические рекомендации для (практических) занятий тема

Методические рекомендации для семинарских занятий Тема 15 icon Методические рекомендации для практических занятий Тема

Методические рекомендации для семинарских занятий Тема 15 icon Методические рекомендации для (практических) занятий тема

Методические рекомендации для семинарских занятий Тема 15 icon Методические рекомендации для (практических) занятий тема

Методические рекомендации для семинарских занятий Тема 15 icon Методические рекомендации для практических занятий Тема

Методические рекомендации для семинарских занятий Тема 15 icon Методические рекомендации для практических занятий Тема

Методические рекомендации для семинарских занятий Тема 15 icon Методические рекомендации для (практических) занятий тема

Методические рекомендации для семинарских занятий Тема 15 icon Методические рекомендации для практических занятий Тема

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы