|
Скачать 73.38 Kb.
|
Содержание
Методы обучения и преподавания |
Ф КГМУ 4/3-06/02 ИП №6 УМС при КазГМА от 14 июня 2007 г Карагандинский государственный медицинский университет Кафедра молекулярной биологии и медицинской генетики Методические рекомендации для семинарских занятий Тема 15: Эмбриональный морфогенез. Признаки дизморфогенеза.. Дисциплина: Биология индивидуального развития. Специальность: 5В130100 – Общая медицина. Курс: 2 Составители: Кислицкая В.Н., Есильбаева Б.Т., Рогова Н.Р. КАРАГАНДА 2012 Обсуждена и утверждена на заседании кафедры «____31___»___________08_________ 2012 г. Протокол №__1___ Заведующий кафедрой: ______________________ Култанов Б.Ж. Тема 15. Эмбриональный морфогенез. Признаки дизморфогенеза. Цель: Изучить морфогенетические процессы в эмбриогенезе в норме и при нарушениях. Задачи обучения: 1.Изучить морфогенетические процессы в эмбриогенезе. 2.Изучить нарушения эмбриогенеза и влияние факторов среды на организм. Основные вопросы темы: 1.Характеристика морфогенетических процессов в эмбриогенезе. 2.Влияние факторов среды на развитие организма. ^ Практические, семинарские занятия: Традиционные методы: работа в парах, работа с учебниками, решение ситуационных задач, обсуждение тем самостоятельной работы, тестирование, микроскопия и зарисовка препаратов. Список рекомендуемой литературы Основная литература:
Дополнительная литература:
Контроль: 1. Контроль исходного уровня знаний 2. Опрос 3. Самостоятельная работа студентов. 4.Разбор результатов самостоятельной работы студентов 5. Контроль итогового уровня знаний. Вопросы: 1.Характеристика и вариации морфогенеза. 2.Факторы интеграции процессов развития. 3.Нарушения эмбриогенеза. 4.Признаки дизморфогенеза. Дополнительная информация: основные вопрпосы по теме В результате гаметогенеза образуются половые клетки, несущие в себе генетическую информацию, в процессе реализации которой из одной клетки (зиготы) развивается многоклеточный организм. При оплодотворении происходит объединение генетической информации материнского и отцовского организмов, что обусловливает комбинативную изменчивость. Формирование морфологических структур эмбриона (эмбриональный морфогенез) включает эмбриональный гистогенез (возникновение специализированных тканей из малодифференцированных клеток эмбриональных зачатков) и органогенез (развитие органов и систем органов). Эмбриональный морфогенез осуществляется при взаимодействии генотипа зародыша и организма матери и связан с процессами размножения, роста, дифференцировки, миграции и отмирания клеток. Эти процессы контролируются сложными взаимодействиями генетических, эпигеномных и внешних факторов, определяющих в конечном итоге временную и пространственную последовательность экспрессии (включения и выключения) блоков генов и тем самым дифференцировку клеток и морфогенез. Нарушение в процессе эмбриогенеза любого из вышеперечисленных механизмов вызывает отклонение от нормального развития, что может реализоваться во врожденном пороке. На внутриклеточном уровне к "пусковым" механизмам нарушения развития относятся изменения молекулярных процессов репликации ДНК, биосинтеза белков-ферментов и др. К основным клеточным механизмам тератогенеза относятся нарушения размножения, миграции и дифференцировки клеток. Результатом снижения митотической активности клеток могут быть гипоплазии или аплазии органа или его части. В результате нарушения миграции клеток могут развиваться гетеро-топии и другие пороки. Дифференцировка, то есть образование разнородных клеток, тканей и органов из однородного эмбрионального зачатка, происходит последовательно в течение всего эмбриогенеза. Основной механизм специализации клеток - дифференциальная активность генов, в результате которой в разные фазы эмбриогенеза синтезируются специфические для каждой стадии ферменты, которые в основном и обеспечивают специализацию клеток. Если нарушается механизм включения и выключения отдельных блоков генов, это приводит к развитию различных пороков, Наиболее распространенные признаки дисморфогенеза, учитываемые при дифференциальной диагностике наследственных болезней: 1) кожа: ангиомы, телеангиэктазии, пигментные пятна, веснушки темные (свыше 20), депигментация, гипертрихоз, гирсутизм, липомы, фибромы, келоидные рубцы, нарушение потоотделения, ихтиоз, повышенная растяжимость; 2) ногти: широкие, короткие, вогнутые; дистрофия, гипоплазия, аплазия; 3) волосы: сухие, редкие, шерстистые; алопеция (тотальная, гнездная), седая прядь надо лбом, "мыс вдовы", низкий рост волос на лбу и (или) на шее; 4) подкожная жировая клетчатка: избыточное отложение, уменьшенное количество, липомы; 5) мышцы: гипертрофия, гипотрофия, аплазия; 6) череп: микроцефалия, гидроцефалия, макроцефалия, брахицефалия, долихоцефалия, костные выступы или дефекты, выступающий лоб, плоский затылок; 7) ушные раковины: микротия, макротия, деформированные, низко расположенные, отклоненные назад, оттопыренные, завитки со сглаженным упрощенным рисунком, предушные фистулы, предушные папилломы; 8) область глаз и глаза: эпикант, страбизм (косоглазие), монголоидный разрез, антимонголоидный разрез, гипертелоризм, гипотелоризм, лелекант, колобома радужки, двойной или тройной ряд ресниц, миопия, гиперметропия, птоз, блефарофимоз, короткая глазная щель, гетерохромия радужек, синофриз, мик-рофтальм; экзофтальм, голубые склеры; 9) лицо: плоское, круглое, треугольное, вытянутое, с грубыми чертами; 10) нос: седловидная переносица, широкая плоская переносица, короткий нос, открытые вперед ноздри, плоские крылья носа, клювовидный нос; 11) губы и рот: фильтр (длинный, короткий, плоский, глубокий), тонкие, толстые губы; микростомия, макростомия, короткая уздечка языка, множественные уздечки губ, микро-глоссия, макроглоссия; 12) челюсти: прогения, ретрогения, микро- и макрогения, микро- и макрогнатия, диастема (верхняя, нижняя); 13) зубы: гипоплазия эмали, неправильная форма, неправильное расположение, врожденный избыток зубов, врожденное отсутствие одного или нескольких зубов; 14) нёбо: плоское, высокое, арковидное, готическое, расщепление язычка; 15) шея: короткая, длинная, кривошея, низкая линия роста волос, крыловидные складки; 16) грудная клетка и позвоночник: долихостеномелия, воронкообразная, килевидная, дополнительные соски, гипертелоризм сосков, сколиоз, кифоз, лордоз, пилонидальная ямка; 17) конечности и суставы: укороченные или удлиненные, X-или О-образные ноги, переразгибание суставов, полидактилия, олигодактилия, брахидактилия, арахнодактилия, клинодактилия, камптодактилия, синдактилия, широкий I палец, гипоплазия I пальца, укорочение отдельных пальцев, поперечная ладонная складка, сиднеевская складка, одна складка на V пальце, сандалевидная щель на стопе, плоскостопие, косолапость, полая стопа, конская стопа, стопа-качалка; 18) мочеполовая система: крипторхизм, гипоспадия, шалевидная мошонка, увеличенный клитор. Наиболее распространенные признаки дисморфогенеза, учитываемые при дифференциальной диагностике наследственных болезней: 1) кожа: ангиомы, телеангиэктазии, пигментные пятна, веснушки темные (свыше 20), депигментация, гипертрихоз, гирсутизм, липомы, фибромы, келоидные рубцы, нарушение потоотделения, ихтиоз, повышенная растяжимость; 2) ногти: широкие, короткие, вогнутые; дистрофия, гипоплазия, аплазия; 3) волосы: сухие, редкие, шерстистые; алопеция (тотальная, гнездная), седая прядь надо лбом, "мыс вдовы", низкий рост волос на лбу и (или) на шее; 4) подкожная жировая клетчатка: избыточное отложение, уменьшенное количество, липомы; 5) мышцы: гипертрофия, гипотрофия, аплазия; 6) череп: микроцефалия, гидроцефалия, макроцефалия, брахицефалия, долихоцефалия, костные выступы или дефекты, выступающий лоб, плоский затылок; 7) ушные раковины: микротия, макротия, деформированные, низко расположенные, отклоненные назад, оттопыренные, завитки со сглаженным упрощенным рисунком, предушные фистулы, предушные папилломы; 8) область глаз и глаза: эпикант, страбизм (косоглазие), монголоидный разрез, антимонголоидный разрез, гипертелоризм, гипотелоризм, лелекант, колобома радужки, двойной или тройной ряд ресниц, миопия, гиперметропия, птоз, блефарофимоз, короткая глазная щель, гетерохромия радужек, синофриз, мик-рофтальм; экзофтальм, голубые склеры; 9) лицо: плоское, круглое, треугольное, вытянутое, с грубыми чертами; 10) нос: седловидная переносица, широкая плоская переносица, короткий нос, открытые вперед ноздри, плоские крылья носа, клювовидный нос; 11) губы и рот: фильтр (длинный, короткий, плоский, глубокий), тонкие, толстые губы; микростомия, макростомия, короткая уздечка языка, множественные уздечки губ, микро-глоссия, макроглоссия; 12) челюсти: прогения, ретрогения, микро- и макрогения, микро- и макрогнатия, диастема (верхняя, нижняя); 13) зубы: гипоплазия эмали, неправильная форма, неправильное расположение, врожденный избыток зубов, врожденное отсутствие одного или нескольких зубов; 14) нёбо: плоское, высокое, арковидное, готическое, расщепление язычка; 15) шея: короткая, длинная, кривошея, низкая линия роста волос, крыловидные складки; 16) грудная клетка и позвоночник: долихостеномелия, воронкообразная, килевидная, дополнительные соски, гипертелоризм сосков, сколиоз, кифоз, лордоз, пилонидальная ямка; 17) конечности и суставы: укороченные или удлиненные, X-или О-образные ноги, переразгибание суставов, полидактилия, олигодактилия, брахидактилия, арахнодактилия, клинодактилия, камптодактилия, синдактилия, широкий I палец, гипоплазия I пальца, укорочение отдельных пальцев, поперечная ладонная складка, сиднеевская складка, одна складка на V пальце, сандалевидная щель на стопе, плоскостопие, косолапость, полая стопа, конская стопа, стопа-качалка; 18) мочеполовая система: крипторхизм, гипоспадия, шалевидная мошонка, увеличенный клитор. Самостоятельная работа студентов: Работа 1. Изучить глоссарий, содержащий признаки дизморфогенеза. Работа 2. Изучить по фотографиям основные признаки дизморфогенеза. |