|
Скачать 2.52 Mb.
|
Вторая часть «Допризывник» СОДЕРЖАНИЕ
^ 1.1. ВВЕДЕНИЕ В ПРЕДМЕТ Комплексная дополнительная образовательная программа «Православный воин» в целом отражает государственную образовательную политику в вопросах воспитания и формирования у обучающихся сознательного отношения к имеющимся проблемам личной и общественной безопасности и обеспечивает приобретение ими специальных умений, знаний, навыков, которые позволяют повысить уровень готовности призывника к военной службе. За последние десятилетия в России, наряду с социально-экономическими трудностями, обострилась и проблема комплектования Вооруженных Сил, особенно рядовым составом. В тоже время, в условиях расширения НАТО на восток, активизации международного и внутреннего терроризма, повысилась и актуальность сохранения боеспособности российской армии. Мощь армии в решающей степени зависит от ее кадров, большую часть которых составляют военнослужащие срочной службы. По данным статистики, более 60% призывников готовы уклониться от службы в армии, воспользовавшись для этого как законными, так и незаконными методами. Опросы лиц призывного и допризывного возраста, а также их родителей, свидетельствуют о том, что до 80% респондентов к необходимости прохождения срочной службы в рядах вооруженных сил (ВС) РФ относятся резко отрицательно . Среди причин называются, в первую очередь, нежелание «тратить время», страх перед неуставными отношениями, опасение оказаться в зоне боевых действий, боязнь жить в режиме повышенных физических и психологических нагрузок. Помимо этого, работники военкоматов отмечают, что из призванных на военную службу юношей до 35% не соответствуют нормам по показателям здоровья, физической подготовленности; многие отличаются повышенным уровнем тревожности, депрессивным состоянием. То есть, подавляющее большинство призывников оказываются физически, психологически и нравственно не готовыми к исполнению своего конституционного долга. Поэтому, решить проблему комплектования ВС только методами государственного регулирования порядка призыва на срочную военную службу невозможно, необходим комплекс превентивных педагогических мер по физической и морально-волевой подготовке юношей. Как отмечает Д. А. Коряковская, в последние годы служба стала сложнее, труднее и опаснее, и подготовка к ней должна быть чрезвычайно серьезной. В настоящее время такая подготовка либо не проводится вообще, либо ее результаты крайне неудовлетворительны. Целостной системы, которая в комплексе решала бы проблему физической и морально-волевой подготовки, не существует. Даже на теоретическом уровне в общегосударственном масштабе система подготовки молодежи к военной службе не разработана. Следовательно, необходимо искать пути и способы, которые позволят как преодолеть негативное отношение молодежи к службе в армии, так и повысить уровень ее готовности к ней. Воспитательный, развивающий, духовный и оздоровительный потенциалы должны выступать в тесном единстве, а их постулаты будут способствовать социальной адаптации подростков и молодежи, в том числе, к службе в армии. Воины Российской Армии должны быть сильны не только вооружением, но и высокой духовностью и крепким самосознанием. Армия, где собираются самые здоровые силы народа, по заветом Александра Суворова, должна быть школой нации. Известно, что победа в войне только на четверть зависит от материальных факторов, а остальная часть приходится на боевой дух и героизм воинов.. источником подлинного мужества и несгибаемой стойкости воинов может быть только вера в Бога и любовь к Родине. Эти два начала неразрывно связаны, ибо обретение Родины немыслимо без обретения Веры. Вера возвышает воинское служение до служения Богу. Подлинный патриотизм может жить только в душе, которая способна благоговейно чтить святыни своего народа. Истинная вера рождает истинный патриотизм. Патриотизм- это творческий акт духовного самоопределения. Настоящий патриот любит свой народ, а значит его духовную и культурную традицию. Примером такого патриотизма служат жизнь и подвиги святых: Бориса и Глеба, Александра Невского, Дмитрия Донского, Федора Ушакова, Михаила Скобелева, а также многих других воинов, положивших свою жизнь за веру и Отечество. В истории современной России отношения Российской Армии и Русской Православной церкви сформировались и развиваются на принципах взаимного партнерства в интересах патриотического и духовно-нравственного воспитания личного состава Армии и Флота. После выступления в силу в 1997 году Федерального закона «О свободе совести и религиозных объединениях», было подписано Соглашение о сотрудничестве между Министерством обороны Российской Федерации и Русской Православной Церковью. Координацию совместной деятельности осуществляют Отдел по работе с общественными и религиозными объединениями в составе Главного управления воспитательной работы Вооруженных Сил Российской Федерации и Синодальный отдел Московского Патриархата по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями. В ноябре 2006 года при Министерстве обороны Российской Федерации был создан Общественный совет, в состав которого от Русской Православной Церкви вошел протоиерей Дмитрий Смирнов. В настоящее время накоплен опыт работы Синодального отдела Московского Патриархата с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями по вопросам духовного возрождения российского воинства. В программе изучаются предметы, подтверждающие тесную взаимосвязь духовного «благоустройства» Российской Армии и церкви: ведется разговор о духе нашего воинства (а не только о системе вооружений), о христианстве и войне, о священнике среди воинов, о православном духе воина. Вопросы духовно-нравственного развития подростков освещены в работах протоиерея Е. Шестуна, 2004 г.; игумена, Георгия (Шестуна), 2007 г.; профессора Тальберга Н.Д., 2004 г.; прот. Нефедова Г.; 2008 г.; Духонина В., 2008 г.; Б. Проказова, 2007 г.; Алексеевой Г.Г., Андреева И.М., Аплетаева М.Н., Вагнера Г. К., Зеньковского В.В., Паньковой И.И., Ничипорова Б.В., Куломзиной С.С., Ливчук Д.Г., Потаповской О.М. и многих других. Большое внимание в программе «Православный воин», её второй части «Допризывник» уделяется физической подготовки детей и подростков, так как именно физическое развитие и здоровье является базовым фактором при определении их способности проходить военную службу. В 2009 году призывными комиссиями обследовано состояние здоровья более 94 тыс. человек. По результатам медицинского освидетельствования признаны негодными к военной службе 39,8% призывников, в том числе временно негодными — 2,4%. В структуре основных заболеваний, послуживших причинами освобождения и отсрочки от призыва на военную службу, превалируют заболевания костно-мышечной системы 20,4% (в 2007 году — 17%), болезни нервной системы — 10,2% (в 2007 году — 9,6%), заболевания органов пищеварения 12,4% (в 2008 году — 11,9%). За последние пять лет на треть возросло число впервые выявленных больных алкоголизмом подростков в возрасте 15–17 лет и на четверть — наркоманией. В результате значительная часть молодых людей, призванных на военную службу, не справляется с физическими и морально-психологическими нагрузками первых месяцев военной службы. Регулярные занятия обучающихся спортом способствуют развитию у них таких физических качеств, как выносливость, сила, гибкость, ловкость, важных для военной деятельности. Кроме того, спорт воспитывает ум, благородство, являясь искусством самосовершенствования, способствует развитию волевых качеств личности, дисциплинированности, ответственности, уважения к старшим, к партнерам и соперникам. Вопросам влияния занятий физическими упражнениями и спортивных тренировок на развитие нравственно-волевой сферы личности посвящены работы таких ученых, как В. К. Бальсевич, 1988; В. В. Белорусова, 1974; М. Я. Виленский, 1996; В. Н. Казанцев, 1997; В. В. Кузнецов, 1979; В. А. Пономарчук, 1991; В.И.Столяров, 1998; Н.Х.Хакунов, 1994; и других. Воспитательные проблемы спорта, анализ спортивной тренировки и соревнований как средств воспитания физических и духовных качеств личности исследованы О.П.Андроновым, 1992; Ю.А.Киселевым, 1987; П.Кубертеном, 1966; Л. П. Матвеевым, 1991; А. А. Тер-Ованесяном, 1986 и другими. О значении специальной (физической, духовной, волевой) допризывной подготовки юношей к службе в ВС свидетельствуют результаты исследований Д. А. Коряковской, 2004; А. Н. Подваленчука, 2004; В. А. Щербовича, 2006 и многих других. В соответствии с особенностями военной службы наряду с задачами физической подготовки, овладением военно-прикладными двигательными умениями и навыками; повышением устойчивости организма к воздействию неблагоприятных факторов; организации занятий военно-прикладными видами спорта, важное место занимает формирование духовно- нравственных основ молодой личности в условиях духовно-просветительского православного центра. Программа духовно-нравственного воспитания детей в рамках системы дополнительного образования обучающихся по программе «Православный воин», второй части «Допризывник» определяет основные направления в области подготовки их к военной службе, а также систему мер, направленных на улучшение здоровья, физического и морально-психологического состояния молодежи, осуществление военно-патриотического воспитания. Программа разработана в соответствии с Федеральными законами «Об обороне» от 31.05.1996 N 61-ФЗ, «Об образовании» от 10.07.1992 N 3266, «О воинской обязанности и военной службе» от 28.03.1998 N 53-ФЗ, «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 4.12.2007 N 329-ФЗ, Положением «О подготовке граждан Российской Федерации к военной службе», утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.1991 N 1441 и другими нормативно-правовыми актами Российской Федерации Программа направлена на:
^ На конец 2008 г. в Самарской области насчитывается более 130 военно-патриотических и военно-спортивных объединений, имеется стойкая тенденция к увеличению подобных детских и молодежных объединений. Однако при этом вырисовывается и ряд проблем, порою весьма острых: - данные объединения имеют свою специфику, работают по своим программам, и отсутствие единого стандарта знаний, умений и навыков (ЗУН) для курсантов создает определенные трудности при проведении муниципальных, межмуниципальных и областных мероприятий, сказывается на качестве их проведения; - отсутствие единого стандарта ЗУН для военно-патриотических объединений – это и отсутствие единых программ подготовки новых кадров и повышения квалификации уже работающих специалистов; - разнообразие программ выражается и в неравномерности материально-технического оснащения ВПО, в настоящее время отсутствует стандартизированный список оснащения для общественных объединений, занимающихся военно-патриотическим воспитанием молодежи; - отнюдь не все авторские программы руководителей ВПК обеспечивают качественную допризывную подготовку курсантов по обязательным и актуальным вопросам и темам, появляются и предлагаются к реализации «псевдопрограммы» по военно-патриотическому воспитанию, где громкие и красивые названия заменяют сам смысл допризывной подготовки молодежи; - отсутствие единого стандарта ЗУН курсантов ВПК делает практически невозможными контроль за деятельностью объединений и сравнительный анализ работы ВПК и ВСК, проведение итоговых оценочных акций и мероприятий как внутри самих объединений, так и на муниципальном, межмуниципальном и областном уровнях; - отсутствие единообразной базовой программы тормозит численный рост военно-патриотических объединений, так как даже при желании развивать данное направление патриотического воспитания власти муниципальных объединений не всегда могут оценить объем необходимых затрат и уже имеющиеся ресурсы, а руководителям – новичкам трудно сориентироваться во всем многообразии предлагаемых программ и выделить материал первостепенной важности; - изменившиеся условия прохождения срочной службы в армии повлияли на социальный заказ к содержанию допризывной подготовки молодежи, предъявляемый военно-патриотическим объединениям: программы объединений должны, прежде всего, включать в себя обязательный объем знаний, умений и навыков, которые помогут новобранцу преодолеть трудности армейской жизни, и только во вторую очередь - реализовывать творческие наработки автора. Для решения обозначенных проблем разработана комплексная дополнительная образовательная программа «Православный воин», направленная на духовно-нравственное воспитание детей и подростков и их подготовки к дальнейшей службе в армии. ^ Цель: Подготовить физически и морально-психологически подготовленную православную личность, обладающую положительной мотивацией к прохождению военной службы. Задачи: Организационные:
Учебные:
Воспитательные:
Развивающие:
Методические:
^ В программе для ВПК реализованы требования Федерального Закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 1999 г. № 1441 "Об утверждении Положения о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе», приказа Минобороны РФ и Минобразования РФ от 3 мая 2001 г. № 203/1936 "Об утверждении Инструкции об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы" и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации по вопросам воинской обязанности и военной службы. Также в программе реализованы требования программы боевой подготовки общевойсковых подразделений. Во второй части программы «Православный воин» изучаются следующие предметы:
« Инженерная подготовка»- три года, с первого по третий год обучения; « Уставы» - два года, с первого по второй год обучения. На указанные предметы в программе выделяется по 0.5. часа в неделю;
первый год обучения-1.5. часа в неделю; второй – третий год обучения- по 1 часу в неделю. ^ В результате широкого внедрения программы ожидается следующие результаты: Организационные:
Учебные:
Воспитательные:
^ 1 год обучения: знать порядок определения сторон горизонта и доклада о своем местонахождении от местных предметов; уметь: - определять стороны горизонта по компасу, небесным светилам и признакам местных предметов. ^ Знать: - номенклатуру топографических карт, условные знаки на топографических картах, порядок определения сторон горизонта и доклада о своем местонахождении от местных предметов; уметь: - работать с картой на местности (определять расстояния, направления, свое местоположение и положения обнаруженных целей). ^ знать: -определения сторон горизонта подручными средствами и по признакам местных предметов уметь: -определять азимуты на местные предметы и направления по заданным азимутам; осуществлять движение по заданным азимутам. ^ 1 год обучения: знать: - порядок и правила оказания первой медицинской помощи; правила личной и коллективной гигиены и предупреждения инфекционных заболеваний; правила применения штатных средств медицинского обеспечения; уметь: - применять штатные средства оказания первой медицинской помощи; - останавливать артериальные кровотечения при помощи жгута и других подручных средств; - накладывать повязки при различных видах ранений; - производить иммобилизацию при переломах; - выполнять реанимационные мероприятия. ^ знать: - порядок и правила оказания первой медицинской помощи при поражениях оружием массового поражения; порядок и правила транспортировки раненных. уметь: - осуществлять эвакуацию раненого из-под огня противника, транспортировать раненного на значительные расстояния с учетом характера ранения. ^ знать: -средства индивидуального медицинского обеспечения; -правила и порядок оказания первой медицинской помощи при ранениях при ранениях и кровотечениях; уметь: -наложение повязок при различных ранениях; -оказание медицинской помощи при переломах костей, вывихах и ушибах; -оказание помощи при радиационных поражениях, поражениях отравляющими и сильдействующими ядовитыми веществами. 1.5.3. ЛИТУРГИКА 1 год обучения: знать: - основные понятия, ход богослужения, цель и содержание Таинств, особенности и символическое значение храмовой архитектуры, церковной иерархии, облачений, богослужебных предметов; уметь: - соотносить основные понятия, главные моменты службы с их священным и символическим значением и с ценностными установками русского воина, как христианина. ^ знать: - историю происхождения и развития основных моментов богослужения, цель и содержание отдельных частей богослужения, особенности церковной организации и историю формирования обрядовой стороны православного богослужения; уметь: - соотносить полученные знания с ходом богослужения, морально-нравственным развитием себя, как христианина и гражданина, задавать вопросы, делать выводы на основании полученной информации. ^ знать: - подробно последовательность богослужения, роль священно-, церковнослужителей, прихожан в нем, основные понятия Устава (Типикона), церковной гимнографии, смысл основных праздников; уметь: - осознанно участвовать в православном богослужении, как священной, традиционной практике духовного взросления защитника Отечества. ^ 3 год обучения: знать: -назначение и организационную структуру Вооруженных Сил Российской Федерации, виды Вооруженных Сил и рода войск (силы и средства флота); сущность и значение военной присяги, государственного флага и боевого знамени воинской части; - дни воинской славы России, значение государственных наград; роль офицеров и младшего командного состава в Вооруженных Силах Российской Федерации; порядок поступления в высшие военно-учебные заведения; сущность и особенности воинского коллектива; основные качества защитника Отечества; - правовые основы военной службы; статус военнослужащего, его права и свободы; порядок призыва на военную службу и порядок прохождения военной службы по призыву; уметь: -на практике пользоваться положениями настоящего устава воинской службы Российской Федерации при освоении военно-патриотической подготовки и формировании профессионально-значимых качеств и готовность к их активному появлению в различных сферах жизни общества; -развитие личных качеств, патриотизма, самореализации, самодисциплины. ^ 1 год обучения: знать: -меры безопасности при обращении с оружием и боеприпасами; при проведении стрельб из пневматического и боевого оружия; правила поведения в тире, на стрельбище и полигоне; уметь: - быстро и правильно изготавливаться к стрельбе из различных положений, заражать оружие, осуществлять производство стрельбы (устанавливать прицел и переводчик, осуществлять прикладку, прицеливание, спуск курка и удержание оружия), разряжать и осматривать оружие после стрельбы, устранять задержки, возникающие при стрельбе; - снаряжать магазин патронами, осуществлять подготовку ручных и реактивных гранат к боевому применению; - осуществлять неполную разборку и сборку автомата Калашникова, производить его чистку и смазку; производить осмотр автомата; ^ знать: -назначение и общее устройство бинокля; порядок подготовки бинокля к работе, ведения наблюдения измерения горизонтальных и вертикальных углов для определения дальности, определения расстояния до цели. уметь: -осуществлять целеуказание различными способами; -выполнять упражнения учебных стрельб из пневматического, малокалиберного и боевого, стрелкового оружия. ^ знать: - назначение, боевые свойства, общее устройство и принцип действия вооружения мотострелкового взвода; назначение и общее устройство оптических и ночных прицелов; порядок подготовки прицелов к работе, ведения наблюдения и прицеливания; правила стрельбы по неподвижным и движущимся целям из различных положений днем и ночью; - основы внутренней и внешней болистики (явление выстрела, начальная скорость пули, отдача оружия и угол вылета пули; образование траектории и ее элементы; прямой выстрел, прикрытое поражаемое и мертвое пространство, их практическое значение; нормальные(табличные) условия стрельбы влияние внешних условий на полет пули; пробивное(убойное)действие пули); -назначение и боевые свойства автомата и ручного пулемета Калашникова; назначение и устройство частей и механизмов автомата, принцип работы автоматики; положение частей и механизмов до заряжания и работа их при заряжании и выстреле (стрельбе); боеприпасы к стрелковому оружию; порядок эксплуатации, хранения и ухода за автоматом; порядок осмотра и подготовки автомата и патронов к стрельбе; уметь: - совершенствовать навыки обращения с оружием; -точно метать ручные гранаты из различных положений; - отрабатывать полученные знания, умения и навыки, полученные в предыдущие года обучения. ^ 1 год обучения: знать: -историю русской церкви от начала русской церкви до татаро- монголов. Влияние христианской жизни на жизнь, уклад и нравственность русского народа. Духовное просвещение; уметь: - использовать знания духовного образца служения святых русской церкви в современной практической жизни. 2 год обучения: знать: - историю монастырей и монашества. Определять общественное значение монастырей. Состояние просвещения на Руси; -сформировать духовное начало на основе жизненного подвига св. Сергия Радонежского. уметь: -- использовать знания духовного образца служения святых русской церкви в современной практической жизни. ^ знать: -историю русской церкви после 17 года и до наших дней уметь: - использовать знания духовного образца служения святых русской церкви в современной практической жизни. ^ 1 год обучения: знать: - организацию и тактику действий вооруженных сил стран вероятного противника; уметь: - осуществлять выбор и маскировку места для наблюдения: вести наблюдение с целью изучения местности, местных предметов, технических средств и дислокации противника; - составлять схемы местности, наносить на схему обнаруженные цели и докладывать о результатах наблюдений. ^ знать: -методику и тактику разведывательно-диверсионных групп вероятного противника уметь: -осуществлять непосредственный осмотр местности в составе дозора и разведывательной группы; -преодолевать преграды заминированных и зараженных участков, докладывать о результатах наблюдения и обстановки. ^ знать: -методику и способы выхода с территории противника путем использования долгосрочного или краткосрочного просачивания; уметь: -скрытно передвигаться по пересеченной местности, используя индивидуальные средства маскировки в составе развед. группы развернутой в боевой порядок; -действовать при встречи с живой силой противника. Осуществление прорыва с территории противника. ^ РАДИАЦИОННАЯ, ХИМИЧЕСКАЯ И БИОЛОГИЧЕСКАЯ ЗАЩИТА 1 год обучения: знать: основные поражающие факторы ядерного, химического и биологического оружия и способы защиты от него; знать способы защиты от зажигательного оружия; назначение, устройство и правила пользования средствами индивидуальной и коллективной защиты. уметь: - осуществлять подбор лицевой части противогаза и респиратора, осуществлять проверку их исправности; - правильно надевать, снимать, укладывать и переносить средства индивидуальной защиты (противогаз, респиратор и общевойсковой защитный костюм ОЗК). ^ знать: сигнал оповещения, приемы и способы действия на зараженной местности, правила входа в убежище и выхода из него; правила специальной и санитарной обработки. уметь: - действовать по сигналам оповещения и преодолевать зоны заражения использую средства индивидуальной защиты; - проводить специальную и санитарную обработку. ^ знать: -способы ведения радиационной и химической разведки и дозиметрического контроля; допустимые нормы облучения и заражения радиоактивными веществами. уметь: - работать с приборами радиационной и химической разведки, дозиметрического контроля. ^ 1 год обучения: знать: - размеры и порядок оборудования фортификационных сооружений; уметь: - оборудовать одиночные окопы. ^ знать: -общее устройство и принцип действия мин; правила их установки и обезвреживания, меры безопасности при установке и обезвреживании мин; уметь: - устанавливать и обезвреживать противотанковые, противопехотные и сигнальные мины. 3 год обучения: Знать устройство и порядок оборудования фортификационных сооружений для защиты личного состава; порядок преодоления минно-взрывных и невзрывных заграждений. Уметь: - преодолевать минно-взрывные заграждения с использованием миноискателей, щупов и подручных предметов; - преодолевать невзрывные противопехотные заграждения. ^ знать: -общие обязанности военнослужащих, обязанности солдата и обязанности лиц суточного наряда; воинские звания и знаки различия; порядок выполнения приказов и обращения к начальникам и старшим, воинского приветствия и правила воинской вежливости и поведения; порядок размещения военнослужащих, содержания помещений, хранения имущества и порядок действий по распорядку дня; виды ответственности военнослужащих, виды поощрений и дисциплинарных взысканий; уметь: -практически выполнять действия по распорядку дня и обязанности дневального по роте. 2 год обучения: знать: -порядок хранения и выдачи оружия; назначение и задачи караульной службы, обязанности караульного и часового; порядок несения караульной службы. уметь: практически выполнять обязанности караульного и часового. ^ 1-3 годы обучения: знать: - элементы строя и обязанности солдата перед построением и в строю, порядок выполнения строевых приемов. уметь: -выполнять одиночные строевые приемы без оружия и с оружием, слаженно действовать в составе подразделения. ^ 1 год обучения: знать: - основы общевойскового боя и обязанности солдата в бою; организацию и вооружение мотострелковой роты на БМП и БТР, основы боевого применения и боевые возможности; назначением и боевые свойства стрелкового оружия, вооружение и боевую технику мотострелкового полка; боевую характеристику танков и бронированных машин вероятного противника, их уязвимые мест, приемы и средства борьбы с танками и бронированными машинами противника; боевую характеристику и тактику действий самолетов и боевых вертолетов противника, их силуэты и опознавательные знаки, правила ведения огня по воздушным целям. уметь: - использовать предметы боевой индивидуальной экипировки, быстро и правильно осуществлять ее надевание и подгонку; - передвигаться на поле боя различными способами (в рост, пригнувшись, перебежками и переползанием); - уметь выбирать место для стрельбы, скрытно занимать, оборудовать и маскировать место для стрельбы; - действовать в оборонительном бою – при нахождении под артиллерийским (минометным) обстрелом, нанесении ядерного удара, налете авиации противника; производить смену огневой позиции (места для стрельбы); - действовать в наступлении – производить подготовку к наступлению, занимать свое место в боевом порядке отделения и осуществлять перестроения, преодолевать минно-взрывные заграждения и различные препятствия, поражать противника огнем на ходу, использовать огонь соседа, применять ручные гранаты; вести бой в траншее, ходе сообщения, воронке; - осуществлять передвижения в составе отделения (боевой группы) с применением различных способов передвижения; - правильно укладывать рюкзак, осуществлять крепление и подгонку оружия, снаряжения и обмундирования для совершения пешего марша; осуществлять передвижение пешем маршем на значительные расстояния; - организовывать отдых в полевых условиях (устанавливать палатку, пользоваться спальным мешком, теплоизолирующим ковриком и плащ-палаткой; устраивать укрытия из местных материалов); разводить и поддерживать костры; самостоятельно готовить пищу из индивидуальных рационов питания ИРП и кипятить воду; - действовать в сторожевом охранении, патруле и секрете; - применять противотанковых гранат для уничтожения танков и других бронированных машин противника; - применять оружие для борьбы с низколетящими самолетами, вертолетами и воздушным десантом противника; использовать защитные свойства местности, местные предметы и фортификационные сооружения для защиты от налетов авиации противника. ^ знать: - приемы ведения боя в обороне и наступлении; уметь: -действовать в составе отделения в обороне, наступлении и при действиях в составе дозора. 3 год обучения: уметь: - действовать в составе отделения разведывательной (огневой) засаде и поиске. ^ 1 год обучения: уметь: - выполнять упражнения по разделам физической подготовки согласно требованиям НФП-2001; - уверенно передвигаться на лыжах; - преодолевать водную преграду с помощью подручных средств. ^ уметь: - выполнять приемы рукопашного боя без оружия и с оружием в рамках начального комплекса рукопашного боя (РБ-Н); - преодолевать единую полосу препятствий согласно требованиям НФП-2001; ^ уметь: -преодолевать водную преграду с помощью подручных средств; -сдать спортивные нормативы согласно требованиям НФП-2001 ^ При работе по данной программе предусмотрены следующие формы контроля: Контроль за освоением ЗУН. 1 этап — предварительный контроль для определения начальной подготовленности обучающегося, который проводится на первых занятиях. Данный контроль может проводиться в форме анкетирования и сдачи нормативов по общей физической подготовке. 2 этап — текущий контроль проводится для определения уровня усвоения содержания программы. Формы контроля: наблюдение, индивидуальные задания, участие в соревнованиях. ^ - диагностирование уровня качества образованности и развития, обучающихся в соответствии с поставленной целью, т.е. анализ знаний, умений и навыков на итоговом занятии. Итоговые занятия могут проводится в форме обычного занятия, зачета, сдачи нормативов, соревнования и полевого выхода. Нормативы по военной подготовке сдаются всеми обучающимися. Проверка производится в соответствии с требованиями «Сборника нормативов по боевой подготовке для сухопутных войск» книга 1 (для мотострелковых, танковых и разведывательных подразделений) 1990 года (СНБП-90). Курса стрельбы из стрелкового оружия, танков и боевых машин КС-2000 и Наставления по физической подготовке и спорту в Вооруженных Силах Российской Федерации НФП-200 1. Проверка проводится по следующим упражнениям: 1. Тактическая подготовка (СНБП-90) — нормативы №№: 1,4, 5, 7, 10. 11, 12, 13, 14,15,16,17,18,19.20,21,23,24,25.26,27,29; 2. Огневая подготовка (СНБП-90) — нормативы №№ 1, 2, 3,4, 5, 6, 13, 14, 16. З. Выполнение упражнений стрельб: начальные упражнения стрельб (КС-2000) -2 и З; упражнения учебных стрельб (КС-2000) — № 1, 2, 3; спортивные упражнения стрельб — ВП-1 и АК-1; упражнения в метании ручных гранат (КС-2000) — 1, 2, 3. 4; стрельба из пневматической винтовки — согласно приложению УЧi З данной программы. 4. Разведывательная подготовка (СНБП-90) — нормативы №№ 1, 2, З, 4. 5. РХБ защита (защита от оружия массового поражения — по СНБП-90) нормативы №№1,2,4,6,7,8,10,11,14,15. 6.Инженерная подготовка (СНБП-90) — нормативы №№ 1, 4. 7. Военная топография (СНБП-90) — нормативы №№ 1, 2, 3, 6, 7, 10, 13. 8. Военно-медицинская подготовка (СНБП-90) — нормативы № 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7. 8; 9. Физическая подготовка (НФП-2001): для юношей — упражнения 3, 9, 12, 17, 28, 29, 32, 33, 34, 43, 44, 47, 50, 53, 57; для девушек — 17, 28, 43, 44, 46, 53, 57; 10. Строевая подготовка — согласно требованиям Строевого устава ВС РФ, методики проверки и оценки строевой подготовки. ^ диагностируются с помощью следующих методик: - методика «Диагностика личностного роста школьников», авторы П.В. Степанов, Д.В.Григорьев,И.В.Кулешов; - методика изучения уровня развития детского коллектива «Какой у нас коллектив»,авторЛутошкинА.Н.; - социометрическое изучение межличностных отношений в детском коллективе по методикеЛутошкинаА.Н.; -диагностика интересов; - методики для изучения нравственной воспитанности школьников; - диагностика психического развития (внимание, память, наблюдательность). ^ Выделяются следующие показатели: 1.Количественные: - количество мероприятий, в которых участвовали представители объединения и достигнутый при этом результат (отдельно на муниципальном, отдельно на межмуниципальном, областном уровне); - количество мероприятий, в которых представители объединения выступали в качестве организаторов или консультантов, а также количество специалистов клуба. привлеченных к подготовке и проведению мероприятия (отдельно на муниципальном, отдельно на межмуниципальном, областном уровне); - степень использования программы для ВПК и наличие необходимой нормативно- правовой базы у конкретного объединения; - количество курсантов объединения, рост численности членов объединения: - арсенал использования форм, методов и средств военно-патриотического воспитания; - количество самостоятельно проведенных военно-полевых лагерей и учебнотренировочных сборов; - взаимосвязь мероприятий военно-патриотического направления, проводимых объединением, с другими направлениями патриотического воспитания; - наличие шефских связей с воинскими частями и ветеранскими общественными организациями и количество проведенных совместно мероприятий. 2.Качественные: - уровень подготовленности и результативности работы по военно- патриотическому воспитанию; - процент мероприятий военно-патриотического объединения системного, комплексного, долговременного, инновационного характера; - степень готовности военно-патриотического объединения к целенаправленной самореализации в качестве субъекта военно-патриотического воспитания; - оценка независимыми экспертами результатов работы нпо; - отношение участников мероприятий по военно-патриотическому воспитанию к результатам их проведения ^
^ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНА 2.1.ВОЕННАЯ ТОПОГРАФИЯ 1 год обучения
2 год обучения
3 год обучения
^ ВОЕННАЯ ТОПОГРАФИЯ 1 год обучения Тема 1. Ориентирование на местности без карты и движение по заданному азимуту Практика: Ориентирование на местности без карты. Выбор и использование ориентиров при определении и указании своего местонахождения и обнаруженных целей. Особенности ориентирования ночью, в горах, в лесу и зимой. Определение направлений на стороны горизонта по компасу, небесным светилам, местным предметам. Определение азимута на местные предметы и направлений по заданным азимутам. Движение по азимуту днем. Порядок обхода препятствий. Движение по азимуту ночью. Порядок обхода препятствий. Определение направлений на стороны горизонта ночью по небесным светилам. ^ Тема 1. Работа с картой на местности Теория: Топографические карты. Условные знаки. Практика: Чтение карты, определение расстояний, направлений, своего местоположения и положения обнаруженных целей. Составление карточек и схем. Нанесение на карту (схему) результатов разведки. ^ Тема 1. Работа с картой на местности Теория: Топографические карты. Условные знаки. Практика: Чтение карты, определение расстояний, направлений, своего местоположения и положения обнаруженных целей. Составление карточек и схем. Нанесение на карту (схему) результатов разведки ^ 1 год обучения
2 год обучения
3 год обучения
^ 1 год обучения Тема 1. Гигиена Теория: Личная и коллективная гигиена. Выполнение правил гигиены в полевых условиях. Предупреждение инфекционных заболеваний. Тема 2. Оказание первой медицинской помощи Теория: Первая медицинская помощь при ранениях и кровотечениях. Понятие о ране, классификация ран. Виды кровотечений. Использование табельных и подручных средств для остановки кровотечения Первая медицинская помощь при переломах костей, вывихах и ушибах. Использование подручных материалов на поле боя дли иммобилизации переломов костей. Признаки клинической и биологической смерти. Техника проведения искусственной вентиляции легких и непрямого массажа сердца. Практика: Наложение повязок при различных ранениях: в голову, грудную клетку, живот, верхние и нижние конечности. Тема 3. Средства индивидуального медицинского обеспечения Теория: Табельные средства индивидуального медицинского оснащения личного состава: аптечка индивидуальная (АИ-1М), пакет перевязочный индивидуальный (ППИ и АВ-3). Практика: Предназначение, порядок и правила пользования. ^ Тема 1. Оказание первой медицинской помощи Теория: Первая медицинская помощь при ранениях и кровотечениях. Понятие о ране, классификация ран. Виды кровотечений. Использование табельных и подручных средств для остановки кровотечения. Первая медицинская помощь при переломах костей, вывихах и ушибах. Использование подручных материалов на поле боя дли иммобилизации переломов костей. Оказание первой медицинской помощи при ожогах и отморожениях. Ожоги, причины возникновения, признаки и классификация. Отморожения, переохлаждения, ознобления и замерзание: причины, признаки, классификация. Первая помощь при утоплении, солнечном и тепловом ударе. Оказание первой медицинской помощи при отравлении техническими жидкостями и поражении электрическим током. Меры безопасности при работе с ядовитыми жидкостями и электрическим током. Практика: Наложение повязок при различных ранениях: в голову, грудную клетку, живот, верхние и нижние конечности. Тема 2. Средства индивидуального медицинского обеспечения Теория: Табельные средства индивидуального медицинского оснащения личного состава: аптечка индивидуальная (АИР-3), аптечка войсковая (АВ), пакет перевязочный индивидуальный (ППИ и АВ-3). Тема 3. Розыск раненных на поле боя. Вынос и вывоз раненных с поля боя Теория: Розыск раненых в зависимости от характера обстановки и местности днем и ночью. Укрытие и маскировка раненых на поле боя и оказание им первой медицинской помощи. Практика: Приемы и способы переноски раненных с помощью подручным материалов. ^ Тема 1. Оказание первой медицинской помощи Теория: Первая медицинская помощь при ранениях и кровотечениях. Понятие о ране, классификация ран. Виды кровотечений. Использование табельных и подручных средств для остановки кровотечения. Меры безопасности при работе с ядовитыми жидкостями и электрическим током. Практика: Наложение повязок при различных ранениях: в голову, грудную клетку, живот, верхние и нижние конечности. Первая медицинская помощь при переломах костей, вывихах и ушибах. Использование подручных материалов на поле боя дли иммобилизации переломов костей. Оказание первой медицинской помощи при ожогах и отморожениях. Ожоги, причины возникновения, признаки и классификация. Отморожения, переохлаждения, ознобления и замерзание: причины, признаки, классификация. Первая помощь при радиационных поражениях, поражениях отравляющими и сильнодействующими ядовитыми веществами. Тема 2. Средства индивидуального медицинского обеспечения Теория: Табельные средства индивидуального медицинского оснащения личного состава: аптечка индивидуальная (АИ-1М и АИР-3), аптечка войсковая (АВ), пакет перевязочный индивидуальный (ППИ и АВ-3), пакет противохимический индивидуальный (ИПП-10 и ИПП-11). Предназначение, порядок и правила пользования. Тема 3. Розыск раненных на поле боя. Вынос и вывоз раненных с поля боя Теория: Розыск раненых в зависимости от характера обстановки и местности днем и ночью. Укрытие и маскировка раненых на поле боя и оказание им первой медицинской помощи. Порядок вызова санитара. Приемы и способы переноски раненных с помощью подручным материалов. Эвакуация раненых с учетом характера ранения и вида транспорта. 2.3. ЛИТУРГИКА 1 год обучения
2 год обучения
3 год обучения
|