|
Скачать 0.76 Mb.
|
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Оренбургская государственная медицинская академия Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию» Кафедра стоматологии и челюстно-лицевой хирургии Отдел производственной практики Учебное пособие по ведению дневника и сдаче зачёта по производственной практике по стоматологии детского возраста студентами V курса стоматологического факультета в качестве помощника врача – стоматолога детского Оренбург 2008 Учебное пособие предназначено для студентов стоматологического факультета в период производственной практики по стоматологии детского возраста в качестве помощника врача - стоматолога детского.Составители: заведующий кафедрой стоматологии и челюстно-лицевой хирургии доктор мед. наук А.А. Матчин, ассистент кафедры стоматологии и челюстно-лицевой хирургии канд. мед. наук Р.Р. Демина. Рецензент: главный стоматолог Министерства здравоохранения Оренбургской области, заслуженный врач РФ А.С. Жук Учебное пособие одобрено и рекомендовано к изданию цикловой методической комиссией по специальности «Стоматология» ^ Лицензия 021239 от 22.08.97 г. Подписано в печать 11.12.06 Заказ № Формат бумаги А-4. Тираж 100 экз. I. Общие замечания Учебное пособие предназначено студентам стоматологического факультета для подготовки и проведения производственной практики по стоматологии детского возраста в качестве помощника врача – стоматолога детского. Производственная практика по стоматологии детского возраста преследует цели расширить теоретические знания и закрепить практические навыки (умения) при выполнении профилактических, диагностических, лечебных и реабилитационных мероприятий в детском стоматологическом отделении (кабинете), познакомиться с организацией работы стоматологического кабинета в образовательном учреждении. Практика является неразрывной частью учебного процесса. Студент в качестве помощника врача стоматолога - детского должен изучить организацию деятельности детского стоматологического отделения (кабинета) лечебно-профилактического учреждения и образовательного учреждения. Научиться формулировать диагноз в соответствии с Международной статистической классификацией болезней X пересмотра. Закрепить полученные в академии знания и практические навыки осмотра, обследования и лечения больного в детском терапевтическом отделении (кабинете). Закрепить знания по особенностям психологической подготовки детей и родителей к приему у врача – стоматолога. Ознакомиться с клинической картиной (симптоматологией) и алгоритмом действий детского врача - стоматолога при лечении пациентов с кариесом молочных и постоянных зубов с несформированными верхушками; кариесом постоянных зубов с законченным формированием корней. Освоить алгоритм действий детского врача – стоматолога при лечении пульпита молочных зубов; при лечении пульпита постоянных зубов с незавершенным формированием корня и завершенным формирование корня. Закрепить алгоритм действий при лечении периодонтита молочных зубов, постоянных зубов с незавершенным формированием корня, периодонтита постоянных зубов с завершенным формированием корня, а также при травматических повреждениях зубов (ушиб зуба, неполный вывих зуба, вколоченный вывих, перелом коронки в пределах эмали или в пределах дентина). Освоить алгоритм действий врача – стоматолога по профилактике кариеса. Усвоить показания и противопоказания и технику герметизации фиссур. Ознакомиться с организацией и проведением профилактических осмотров и санации полости рта детей в школьных учреждениях. Познакомиться с организацией санитарно - просветительной работы среди населения, порядком ведения учета и составления медицинской отчетности в детском стоматологическом отделении (кабинете). В период прохождения производственной практики студенты работают под руководством врача – стоматолога детского стоматологической поликлиники (кабинета). В первый день практики зав. отделением или непосредственный руководитель показывает студенту помещения, которые занимает терапевтическое отделение (кабинет), представляет персонал отделения (кабинета). Знакомит с организацией работы стоматологической поликлиники, оснащением отделения (кабинета), с врачами отделения (кабинета), средним и младшим медицинским персоналом, графиком работы регистратуры, формами статистической отчетности. Организация и проведение производственной практики у студентов стоматологического факультета имеет свои сложности. Они обусловлены высокой требовательностью пациента к обеспечению, сохранению и поддержанию стоматологического здоровья, негативным отношением к проведению лечения студентами детей. Только безупречное качество лечения с клинической точки зрения со стороны врачей и студентов и соответствующие ему гарантии качества, повышение ответственности непосредственных руководителей практики и стоматологических учреждений за качество оказываемой студентами лечебно-диагностической и профилактической помощи детям позволят обеспечить полноценное прохождение производственной практики в условиях переполненного рынка стоматологических услуг. Настоящее учебное пособие разработано с целью формирования у студентов единого профессионального подхода в реализации медицинских аспектов практической стоматологии и законодательно - правовых документов, определяющих организацию, финансирование, страхование и защиту прав физических лиц в системе оказания и получения стоматологической помощи на территории России. Учебное пособие составлено в полном соответствии с действующей программой практики по стоматологии детского возраста, нормативными документами Минздравсоцразвития России (Решение коллегии Министерства Здравоохранения РФ от 21.10.2003г, протокол № 14 «О совершенствованию стоматологической помощи детскому населению РФ»; Приказ № 289 от 14.04.06 «О мерах по дальнейшему совершенствованию стоматологической помощи детям в Российской Федерации»; Приказ № 30 от 15.01.2007г «Об утверждении Порядка допуска студентов высших и средних медицинских учебных заведений к участию в оказании медицинской помощи гражданам»), Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 060105.65 – стоматология и является документом, устанавливающим комплекс норм, правил, требований к уровню подготовки и минимум содержания знаний, умений и практических навыков в период прохождения производственной практики. Учебное пособие является обязательным для исполнения студентами и сотрудниками, осуществляющими руководство производственной практикой. ^ практики Общие указания по ведению дневника 1. В дневнике обязательно указываются фамилия, имя, отчество студента, номер группы, фамилии и должности ответственного и непосредственного руководителей практики от ЛПУ и кафедрального руководителя. В дневнике даётся характеристика базового учреждения, график прохождения практики. 2. Дневник должен отражать всю работу студента (по часам ее выполнения) в процессе производственной практики. Сюда относятся психологическая подготовка детей и родителей к приему врачом – стоматологом, приём, опрос, обследование и лечение детей с основными стоматологическими заболеваниями, оформление медицинской документации первичного больного. При этом студент производит осмотр полости рта, определяет вид прикуса, производит оценку состояния зубов и зубных рядов, определяет степень подвижности зубов. Пальпирует мягкие ткани, кости лица и височно-нижнечелюстной сустав. Производит чтение и описание рентгенограмм. При необходимости направляет на консультацию к врачу ортодонту и стоматологу хирургу. Формулирует диагноз и намечает план лечения. Дает рекомендации по рациональной гигиене полости рта. Под руководством врача совершенствует технику обследования больных, самостоятельно производит диагностику болезней зубов и поражений слизистой оболочки полости рта. Производит лечение кариеса, пульпита, периодонтита молочных и постоянных зубов, заболеваний слизистой оболочки полости рта, проводит профилактику кариеса путем герметизации фиссур. Оценивает результаты лабораторных исследований, данные рентгенограмм. Объясняет родителям необходимый домашний режим лечения ребенка. Под контролем врача оформляет медицинскую документацию, заполняет медицинскую карту стоматологического больного, принимает участие в конференциях, выполняет УИРС, проводит беседы, читает лекции, выпускает санбюллетень и т.д. 3. Дневник заполняется ежедневно в конце рабочего дня студента. Непосредственный руководитель практики от лечебного учреждения также ежедневно проверяет и подписывает дневник, указывает и исправляет допущенные ошибки. Кафедральный руководитель не реже чем 2-3 раза за время практики оценивает правильность и регулярность ведения дневника. Выявленные ошибки и упущения письменно фиксируются в дневнике. Такая промежуточная проверка заканчивается выставлением подписи кафедрального руководителя. Отсутствие в дневнике замечаний, сделанных кафедральным руководителем, означает, что студенческие записи полностью соответствуют установленным требованиям. Руководитель практики от лечебного учреждения (ежедневно) и кафедральный руководитель (с указанной выше частотой) должны проверить типовую медицинскую документацию, которую оформляет студент [медицинская карта стоматологического больного (учётная форма № 43/у)] во время приема пациентов, и делать необходимые замечания. В случае неоднократных нарушений студентом правил ведения дневника или типовой медицинской документации руководитель практики от базы и кафедральный руководитель вправе учесть это обстоятельство при приеме зачета и, соответственно, снизить оценку за практику или отстранить от производственной практики. 4. В итоговой сводной таблице за всю практику в графах, соответствующих практическим умениям, студенты записывают количественные "минимумы" выполнения этих умений (навыкам), разработанные кафедрой. Студенту необходимо ознакомиться с ними в самом начале практики, чтобы четко ориентироваться в предъявляемых к нему требованиям, для планирования своей работы. 5. Накануне зачета каждый студент заполняет сводную таблицу за всю практику, где указывает рядом с ранее вписанным "минимумом" фактическое число выполненных практических навыков, подсчитывает условные единицы трудоёмкости. 6. Дневник содержит 9 разделов: I раздел - Общие правила ведения дневника и вынесения оценки за производственную практику. |