ТОГБОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 2
|
Дополнительная образовательная программа «Изонить» для детей младшего школьного возраста с нарушением слуха
|
(срок реализации 3 года)
|
|
Составила Проскурякова Н.А.
|
2012
|
[Введите аннотацию документа. Аннотация обычно представляет собой краткий обзор содержимого документа. Введите аннотацию документа. Аннотация обычно представляет собой краткий обзор содержимого документа.]
|
^
У большинства современных детей отмечается общее моторное отставание, в особенности у детей городских. Еще 20 лет назад родителям, а вместе с ними и детям, приходилось больше делать руками: перебирать крупу, стирать белье, вязать, вышивать. Сейчас же на каждое занятие есть по машине. Следствие слабого развития общей моторики, и в частности руки, - общая неготовность большинства современных детей к письму или проблемы с речевым развитием. С большой долей вероятности можно заключить, что если с речью не все в порядке, существуют проблемы с моторикой. К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш.
Данная программа рассчитана на три года работы с неслышащими детьми 6-9 лет. Она позволяет совершенствовать координацию движений, пальцевую моторику; стабилизировать психоэмоциональное состояние; стимулировать развитие сенсорно-перцептивной сферы, тактильно-кинестетической чувствительности; развивать речь, пространственную ориентацию; стимулировать познавательные интересы и расширять кругозор детей. Дети приобретают практические навыки пользования схемами, ножницами, шилом, иглой. У детей формируются умение планировать свою деятельность, контролировать свои действия, доводить начатое дело до конца.
Изонить - это искусство конструирования и изготовления изделий с помощью цветных ниток, натянутых в определенном порядке на твердом фоне. Достоинство его в том, что изображение выполняется быстро и аккуратно. Этот вид творчества развивает воображение, дети приобретают такие качества, как усидчивость, целеустремленность, развивают собственный творческий потенциал.
Задачи программы, содержание строились с учетом особенностей развития, воспитания и обучения детей, имеющих нарушение слуха. Занятия по изонити имеют интегрированный характер – реализуется связь между трудовым обучением, изобразительным искусством и математикой.
Первый год обучения - это обучение детей выполнению угла в технике изонити.
Цель обучения - развитие образного и пространственного мышления путём обучения решению композиционных задач.
Задачи:
ознакомление с инструментами и материалами, необходимыми в работе; обучение правилам технике безопасности;
формирование общих понятий: стежок, перекид, лицевая и изнаночная стороны картона; знакомство с техникой выполнения угла;
формирование понятия о плоскостном моделировании, знакомство с геометрическими понятиями: угол, вершина угла, правая и левая стороны угла, тупой (прямой, острый) угол, общие (смежные) стороны; совершенствование количественного и порядкового счёта;
обучение анализу образцов и схем;
обучение работе с трафаретами, иглой и шилом;
развитие координации движений рук, глазомера, ручной умелости;
развитие художественных способностей и эстетического вкуса.
Второй год обучения - это выполнение окружностей в технике изонити. Задания здесь постепенно усложняются за счет составления сложных композиций, сочетающих окружности, дуги, завитки и углы, моделирования, самостоятельного выбора темы.
Цель: развивать ручную умелость, образное и пространственное мышление.
Задачи:
продолжать формировать осознанное выполнение правил техники безопасности, закреплять навыки работы с иглой и шилом;
продолжать формировать умение анализировать образцы, схемы;
познакомить с техникой изонити выполнения различных окружностей, дуг и завитка;
познакомить с геометрическим понятием: хорда;
показать зависимость рисунка от размера хорды;
научить детей выполнять на основе одного круга несколько окружностей с различной хордой;
формировать умение создавать композиции, используя различные комбинации: окружности и завитки, углы и овалы и т. д.;
формировать умение моделировать предмет.
Третий год обучения предусматривает совершенствование умений и навыков детей в выполнении техники изонити. Здесь весь рисунок выполняется только с помощь нитей.
Цель: развитие самостоятельности, логического мышления, волевых качеств.
Задачи:
учить создавать композиции;
развивать пространственные ориентиры;
учить создавать сказочные образы (моделирование);
формировать умение дополнять или изменять рисунок;
формировать умение анализировать образец, детские работы;
учить видеть направление нитей при наложении фигур;
совершенствовать умение последовательно выполнять работу в технике изонити;
закреплять геометрические понятия (угол, круг, овал, дуга, окружность; хорда, вершина угла, правая и левая стороны угла, прямой, тупой, острый угол);
развивать фантазию, воображение и самостоятельность.
На занятиях применяются наглядные, практические, словесные методы (беседы, инструктаж). Широко используются схемы, показывающие моделирование сюжетной композиции и предметов посредством плоских геометрических фигур. На подготовительном этапе используются дидактические игры и упражнения геометрического характера («Какой формы?», «Геометрическая мозаика», «Найди одинаковые» и т. д.), упражнения на преобразование и комбинирование форм, а также на умение различать цвета спектра и их оттенки. Проводится наблюдение, рассматриваются иллюстрации и картинки, где дети учатся видеть сходство и различие предметов и явлений, обобщать. Минимальный теоретический материал даётся в процессе практических занятий.
Обучение технике изонити осуществляется на занятиях кружка (не более 5-6 человек). На каждом занятии необходимо проводить физкультминутки и гимнастику для глаз (по системе Базарнова В.В. и электронные). В конце четверти целесообразно устраивать выставки работ в классе на различные темы («Осенняя фантазия», «Зимняя сказка», «Весна красна», «Космос» и т.д.), а также участвовать в школьных конкурсах «Наше творчество».
Условия реализации программы:
Занятия проходят в условиях класса, оборудованного аппаратурой коллективного пользования. Каждый ученик сидит за отдельным столом, имеет необходимый набор инструментов и материалов для выполнения работы. В процессе занятий основной речевой материал представляется в виде табличек. Основной способ восприятия речи – слухо-зрительный.
К концу обучения по программе «ИЗОНИТЬ» учащиеся должны овладеть следующими знаниями и умениями.
Должны знать:
технику безопасности;
правила работы в технике изонити;
геометрические термины: угол (острый, прямой, тупой), вершина угла, правая (левая) сторона угла, круг, овал, хорда;
расположение форм в пространстве;
количественный и порядковый счет;
цвета.
Должны уметь:
выполнять углы, окружности, дуги и завитки в технике изонити;
составлять из фигур композиции, предметы;
находить нужное направление в сложных работах (при наложении одних фигур на другие);
ориентироваться на плоскости (вверху, внизу, слева, справа, посередине, внутри, по краю);
подбирать цвет нити к фону, сочетание или контрастные нити к своим работам, выбирать нити по толщине;
определять лицевую и изнаночную сторону изделия;
работать с иглой, шилом и трафаретами.
^ (1 год обучения)
-
№
|
Тема
|
Количество часов
|
всего
|
теор.
|
прак.
|
1
|
Введение
|
1
|
1
|
--
|
2
|
Изображение угла в технике изонити
|
9
|
-
|
9
|
3
|
Выполнение изображений, состоящих из 2 -4 углов
|
9
|
-
|
9
|
4
|
Создание предметов и композиций, состоящих из 5 – 8 углов
|
16
|
-
|
16
|
|
Итого
|
35
|
1
|
34
|
^ (2 год обучения)
-
№
|
Тема
|
Количество часов
|
всего
|
теор.
|
прак.
|
1
|
Изображение угла в технике изонити
|
3
|
-
|
3
|
2
|
Изображение круга в технике изонити
|
6
|
-
|
6
|
3
|
Выполнение предмета, состоящего из 3 кругов с разной хордой
|
3
|
-
|
3
|
4
|
Создание образа из кругов и овалов
|
4
|
-
|
4
|
5
|
Выполнение завитка и дуги в технике изонити
|
4
|
-
|
4
|
6
|
Создание образов из геометрических форм
|
7
|
-
|
7
|
7
|
Создание сюжетных композиций
|
8
|
-
|
8
|
|
Итого
|
35
|
-
|
35
|
^ ( 3 год обучения)
-
№
|
Тема
|
Количество часов
|
всего
|
теор.
|
прак.
|
1
|
Создание образов технике изонити
|
7
|
-
|
7
|
2
|
Натюрморт
|
4
|
-
|
4
|
3
|
Создание сюжетной композиции
|
6
|
-
|
6
|
4
|
Создание сказочного образа в технике изонити
|
8
|
-
|
8
|
5
|
Создание образа путем наложении одних углов на другие
|
2
|
-
|
2
|
6
|
Пейзаж
|
8
|
-
|
8
|
|
Итого
|
35
|
-
|
35
|
Содержание дополнительной образовательной программы
Первый год обучения
1.Введение (1час)
Формирование теоретических знаний:
Знакомство с новым видом изображения предметов и явлений.
Знакомство с правилами техники безопасности и правилами поведения детей.
Ознакомление с лицевой и изнаночной стороной изделия.
Формирование практических умений и навыков:
Познакомить с работами выполненными в технике изонити.
2. Изображение угла в технике изонити
Формирование теоретических знаний:
геометрических понятий - угол, вершина угла, правая и левая сторона угла;
знакомство с видами углов - тупой, острый и прямой угол;
знакомство с последовательностью выполнения угла в технике изонити;
знакомство с трафаретами и схемами;
закрепление правил техники безопасности;
определение лицевой и изнаночной сторон изделия;
совершенствование порядкового и количественного счёта.
Формирование практических умений и навыков:
анализ образца и детских работ;
развитие умения анализировать схему и работать по ней;
обучение правилам техники изонити;
работа с трафаретами (аккуратно обводить);
дорисовывание изображения;
закрепление нити;
подбор цвета нити к фону;
Практические работы
«Грибок» (1 ч.), «Домик» (1ч.), «Клоун» (1ч.), «Корзинка для овощей» (1ч.), «Морковка»(1ч.), «Сорока» (1ч.), «Кораблик» (1ч.), коллективная работа « Паутинка»(2ч.).
3.Выполнение изображений, состоящих из 2 – 4 углов
Формирование теоретических знаний:
сравнивание углов;
определение расположения углов;
знакомство с углами, имеющими одну вершину, общую сторону;
закрепление геометрических понятий об углах;
закрепление правил техники безопасности;
закрепление правил техники изонити;
знакомство детей с правилами работы с шилом.
Формирование практических умений и навыков:
работа с шилом;
анализ образцы, схемы;
создание изображения из 2 -4 углов;
определение направлений углов;
определение предметов изображения;
подбор нужного трафарета для изображения предмета;
подбор сочетания нитей с фоном;
последовательность вышивания углов в технике изонити.
Практические работы:
«Зонтик» (1ч.), «Закладка» (2ч.), «Рыбки» (1ч.), «Ёлочка» (2ч.), «Новогодняя открытка» (1ч.), коллективная работа «Лесная сказка» (2ч.).
4.Создание предметов и композиций, состоящих из 5 -8 углов
Формирование теоретических знаний:
закрепление геометрических понятий;
закрепление пространственного расположения углов;
знакомство с плоскостным моделированием;
закрепление прямого и порядкового счёта;
закрепление правил работы с иглой, шилом и ножницами;
закрепление правил работы в технике изонити;
закрепление цветов спектра и их оттенки.
Формирование практических навыков и умений:
изображение предмета в технике изонити (без дорисовки);
работа по трафарету шилом без использования карандаша;
анализ образца, как с лицевой стороны, так и с изнаночной;
сравнение своей работы и работы товарищей с образцом;
создание образа по опорным точкам на изнаночной стороне картона, путем наложения углов друг на друга.
Практические работы:
«Самолёт» (2ч.), «Цветок для мамы» (2ч.), «Башня»(2ч.), «Ракета» (1ч.), «Звезда»(3ч.), «Домик» (3ч.), «Весенние цветы» (2ч.), коллективная работа «День Победы» (2ч.).
Примерный словарь
Картон, игла, нитка, шило, ножницы.
Дом, гриб, морковь, корзина, сорока, цветок, самолёт, башня, рыбка, открытка, звезда, ракета, кораблик, ёлочка, закладка, паутина, клоун, Новый год, День Победы.
Угол, вершина угла, правая сторона, левая сторона; прямой, тупой, острый угол; смежные.
Красный, жёлтый, зеленый, синий, коричневый, черный, белый
Перекид, стежок, лицевая, изнаночная
Что будем делать? Будем вышивать.
Что мы делали? Мы вышивали.
Обведи(те) шаблон. Я обвел(а) шаблон.
Сделай(те) отверстия. Я сделал(а) отверстия.
Вставь(те) нить. Я вставил(а) нить.
Завяжи(те) узелок. Я завязал узелок.
Вставь(те) иглу в отверстие 1. Я вставил(а) иглу в отверстие 1
Вышивай(те). Я вышил(а).
Второй год обучения
1. Изображение угла в технике изонити
Формирование теоретических знаний:
закрепление геометрических понятий: угол, вершина угла, правая (левая) сторона, прямой (тупой, острый) угол, смежные углы;
закрепление правил техники изонити;
закрепление правил работы с иглой, шилом, ножницами;
определение направления угла;
совершенствование прямого и порядкового счёта.
Формирование практических умений и навыков:
последовательное выполнение угла в технике изонити;
работа с шилом, закрепление нити;
подбор нужного трафарета угла для изображения;
анализ схемы и работа по ней;
подбор цвета нити.
Практические работы:
«Ваза с цветами» (1ч.), коллективная работа «Осенний лист»(2 ч).
2. Изображение круга в технике изонити
Формирование теоретических знаний:
знакомство с геометрическими понятиями: круг, хорда;
знакомство с правилами и последовательностью выполнения круга в технике изонити;
закрепление правил техники безопасности;
анализ образца (показать зависимость уголков от размера хорды).
Формирование практических навыков и умений:
выполнение круга в технике изонити;
анализ образца, сравнение работ с образцом;
создание образа путём дорисовки нужных деталей;
использование трафарета для прокола отверстий как с лицевой, так и с изнаночной стороны без применения карандаша;
подбор цвета нити к фону.
Практические работы:
«Мячик» (1ч.), «Часы» (1ч.), «Шарик» (1ч.), «Чайник»(1ч.), «Сахарница» (1ч.), «Волшебные круги» (1ч.).
3. Выполнение изображения предмета, состоящего из 3 кругов с различной хордой.
Формирование теоретических знаний:
закрепление правил техники изонити;
анализ образца;
закрепление правил техники работы с иглой, шилом, ножницами;
закрепление геометрических понятий: хорда, круг;
совершенствование прямого счета.
Формирование практических умений и навыков:
выполнение вышивки кругов с разной хордой;
подбор по цвету нити;
работа шилом, закрепление узелков;
аккуратное выполнение работы.
Практическая работа:
«Солнышко» (3ч.).
Создание образа из кругов и овалов
Формирование теоретических знаний:
закрепление геометрических понятий: круг, овал, хорда и её особенности, угол;
закрепление правил работы с иглой и шилом;
анализ образца.
Формирование практических умений и навыков:
моделирование простейших образов;
выполнение кругов и овалов в технике изонити;
работа с шилом и трафаретами;
дорисовывание нужных деталей;
сравнение работы с образцом;
подбор цвета нити.
Практические работы:
«Цыплёнок»(1ч.), «Колобок» (1ч.), «Снеговик»(2ч.)
5. Выполнение завитка, дуг в технике изонити
Формирование теоретических знаний:
знакомство с дугой и завитком;
знакомство с правилами выполнения завитка и дуги в технике изонити;
анализ образца;
совершенствование прямого и порядкового счёта;
закрепление правил техники безопасности.
Формирование практических умений и навыков:
последовательное выполнение предмета в технике изонити;
анализ работы, сравнение с образцом;
работа по схеме;
подбор нити на основе сочетания или контраста;
работа по трафарету шилом без использования карандаша;
дорисовывание нужных деталей.
Практические работы:
«Парашют» (1ч.), «Перо жар-птицы» (1ч.), коллективная работа «Зима»(2ч.)
6. Создание образов из разных геометрических форм
Формирование теоретических знаний:
закрепление геометрических понятий: круг, угол, дуга, завиток, хорда, вершина угла, правая, левая стороны;
закрепление правил работы с трафаретами, шилом, иглой и ножницами;
закрепление правил и последовательности работы в технике изонити;
пространственное расположение геометрических форм относительно друг друга.
Формирование практических умений и навыков:
выполнение изображения образа в технике изонити;
подбор нити к фону;
моделирование предметов (из круга и угла, из дуг и завитков, окружности и завитков, полуокружности и завитка, полуокружности и угла);
анализ своей работы и работ товарищей.
Практические работы:
«Цветок» (1ч.), «Медуза»(1ч.), «Паучок»(1ч.), «Лебедь»(1ч.), «Кит»(1ч.), коллективная работа «Матрёшка»(2ч.)
7. Создание сюжетных композиций в технике изонити
Формирование теоретических знаний:
закрепление геометрических понятий;
закрепление правил техники изонити и правил безопасности;
совершенствование прямого и порядкового счёта;
закрепление цветов спектра и их оттенков;
анализ схем и образцов.
Формирование практических умений и навыков:
совершенствование навыка работы в технике изонити;
работа по схемам;
самостоятельный выбор темы работы;
анализ работ, сравнение с образцом.
Практические работы:
«Космос» (1ч.), «День Победы»(2ч.), «Вот чему мы научились»(2ч.), коллективная работа «Весенние цветы»(2ч.)П
Примерный словарь:
Картон, ножницы, иголка, шило, трафарет, игольница.
Красный, жёлтый, оранжевый, зеленый, голубой, серый, синий, фиолетовый, розовый, коричневый, черный, белый.
Ваза, лист, мячик, часы, шарик, чайник, сахарница, тарелочка, цыплёнок, солнышко, колобок, цветок, снеговик, кит, зима, жар-птица, матрёшка, медуза, паучок, космос, лебедь, День Победы.
Угол, вершина угла, правая (левая) сторона, круг, овал, хорда, дуга, завиток.
Правила, порядок, опасно, аккуратно, правильно, не бросать, положить, убрать.
Стежок, перекид.
Что будем делать? Будем вышивать.
Что мы делали? Мы вышивали.
Обведи(те) шаблон. Я обвел(а) шаблон.
Сделай(те) отверстия. Я сделал(а) отверстия.
Вставь(те) нить. Я вставил(а) нить.
Завяжи(те) узелок. Я завязал узелок.
Вставь(те) иглу в отверстие 1. Я вставил(а) иглу в отверстие 1.
Вышивай(те). Я вышил(а).
Третий год обучения
1. Создание образов в технике изонити (без дорисовки)
Формирование теоретических знаний:
закрепление геометрических понятий: угол, вершина угла, правая (левая) сторона, прямой (тупой, острый) угол, круг, овал, дуга, завиток, хорда и её особенности;
закрепление правил выполнения круга, угла, завитка, дуги в технике изонити;
пространственное расположение геометрических форм;
самостоятельное чтение схем;
закрепление правил безопасности.
Формирование практических умений и навыков:
работа с трафаретами, со схемами, с шилом;
подбор сочетание цвета нитей;
вышивка в технике изонити;
анализ образца, работ товарищей;
внесение изменений в свою работу.
Практические работы:
«Неваляшка»(2ч.), «Осенний цветок»(2ч.), «Тучка»(1ч.), «Пасхальное яйцо»(2ч.).
2.Натюрморт
Формирование теоретических знаний:
знакомство с видом живописи – натюрмортом;
пространственное расположение геометрических форм;
-
закрепление правил работы в технике изонити и правил работы с иглой и шилом;
совершенствование порядкового и прямого счёта;
закрепление цвета спектра.
Формирование практических умений и навыков:
-
последовательное выполнение работы в технике изонити;
создание композиции из геометрических форм;
анализ образца, сравнение работ с образцом;
-
работа с трафаретами, со схемой;
подбор цвета нитей к своей работе.
Практические работы:
«Корзина с фруктами»(2ч.), «Ваза с цветами»(2ч.).
3.Создание сюжетной композиции
Формирование теоретических знаний:
закрепление геометрических понятий: угол, вершина угла, правая (левая) сторона, прямой (тупой, острый) угол, круг, овал, дуга, завиток, хорда и её особенности;
закрепление правил выполнения круга, угла, завитка, дуги в технике изонити;
пространственное расположение геометрических форм;
самостоятельное чтение схем;
закрепление правил безопасности.
Формирование практических умений и навыков:
моделирование композиций из углов, кругов, овалов, дуг и завитков;
выполнение работы в технике изонити без дорисовки;
самостоятельное определение последовательности работы;
анализ образца, сравнение работ с образцом;
работа с трафаретами, со схемой;
работа с шилом и иглой;
подбор цвета нитей к своей работе.
Практические работы:
«Птицы улетают на юг»(2ч.), «Осенняя фантазия»(2ч.), «В космосе»(2ч.).
4. Создание сказочного образа в технике изонити
Формирование теоретических знаний:
закрепление геометрических понятий: угол, вершина угла, правая (левая) сторона, прямой (тупой, острый) угол, круг, овал, дуга, завиток, хорда и её особенности;
закрепление правил выполнения круга, угла, завитка, дуги в технике изонити;
пространственное расположение геометрических форм;
самостоятельное чтение схем;
закрепление правил безопасности.
Формирование практических умений и навыков:
создание сказочного образа с помощью кругов, овалов, дуг, завитков и углов;
анализ образца, схемы;
самостоятельное дополнение или изменение работы;
совершенствование навыка работы в технике изонити;
работа с трафаретами, с шилом;
подбор нити по контрасту или сочетанию.
Практические работы:
«Золотая рыбка» (2ч.», «Петушок – золотой гребешок»(2 ч.), «Весна – красна» (2ч.), «Жар-птица»(2ч.).
5. Создание образа путем наложения одних углов на другие
Формирование теоретических знаний:
закрепление геометрических понятий: угол, вершина угла, правая (левая) сторона, прямой (тупой, острый) угол;
пространственное расположение углов относительно друг друга;
закрепление правил работы в технике изонити и правил безопасности.
Формирование практических умений и навыков:
изображение предмета в технике изонити (без дорисовки);
работа по трафарету шилом без использования карандаша;
анализ образца, как с лицевой стороны, так и с изнаночной;
сравнение работ с образцом;
создание образа по опорным точкам на изнаночной стороне картона, путем наложения углов друг на друга.
Практическая работа:
«Звезда»(2ч.).
6. Пейзаж
Формирование теоретических знаний:
знакомство с видом живописи – пейзажем;
закрепление геометрических понятий: угол, вершина угла, правая (левая) сторона, прямой (тупой, остры угол, круг, овал, дуга, завиток, хорда и её особенности;
закрепление правил выполнения круга, угла, завитка, дуги в технике изонити;
пространственное расположение геометрических форм;
самостоятельное чтение схем;
закрепление правил безопасности.
Формирование практических умений и навыков:
моделирование композиции;
изображение композиции в технике изонити (без дорисовки);
работа по трафарету шилом без использования карандаша;
анализ образца, как с лицевой стороны, так и с изнаночной;
сравнение работ с образцом;
использование в своей работе элементов наложения форм друг
Практическая работа:
«Зимний город»(4ч.), «Остров»(2ч.), «Одуванчики»(2ч.).
Примерный словарь:
Картон, ножницы, иголка, шило, трафарет, игольница.
Красный, жёлтый, оранжевый, зеленый, голубой, серый, сиреневый, синий, фиолетовый, розовый, коричневый, черный, белый.
Ваза, лист, неваляшка, корзина, звезда, цветок, зима, зимний город, жар-птица, космос, петушок, фантазия, рыбка, золотая, гребешок, пасха, остров, одуванчики, весна;
Слева, справа, вверху, внизу, посередине, сзади, спереди, перед, за, внутри.
Части тела человека и птиц ( туловище, голова, ноги, шея крылья, руки, лапы, клюв и т. д).
Угол, вершина угла, прямой (тупой, острый) угол, правая (левая) сторона, круг, овал, хорда, дуга, завиток.
Правила, порядок, опасно, аккуратно, правильно, не бросать положить, убрать.
Стежок, перекид, наложение.
Что будем делать? Будем вышивать.
Что мы делали? Мы вышивали.
Обведи(те) шаблон. Я обвел(а) шаблон.
Сделай(те) отверстия. Я сделал(а) отверстия.
Вставь(те) нить. Я вставил(а) нить.
Завяжи(те) узелок. Я завязал узелок.
Вставь(те) иглу в отверстие 1. Я вставил(а) иглу в отверстие .
Вышивай(те). Я вышил(а).
^ :
для педагогов
1.1. Гусарова Н.Н. Техника изонити для дошкольников. – СПб: Детство-Пресс, 2000.
1.2. Леонова О. Рисуем нитками. – СПб, 2005.
1.3. Стогова В.А. Программа по дополнительному образованию (для детей с ДЦП, ЗПР и лёгкой умст. отсталостью). Студия художественно- эстетической направленности «Волшебная ниточка».// Коррекционная педагогика, 2008, №6(30).
1.4. Сиротюк А.А. Коррекция развития интеллекта дошкольника. – М. 2001.
1.5.Филиппова С.О. Подготовка дошкольников к обучению письму //СПб: Детство-Пресс, 2004.
1.6. Любина Г., Желонкина О. Рука развивает мозг.//Ребёнок в детском саду, 2003 №4 -6 , 2004 №1.
1.7. Дидактические игры для дошкольников с нарушениями слуха. Сборник для педагогов и родителей. / Под ред, Л.А.Головчиц.- М.: ООО УМИЦ «ГРАФПРЕСС», 2003.-160с.
1.8.Светлова И.Е. Логика – М.:ЭКСМО-ПРЕСС, 2000.
1.9. Стебелева Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии.- М: ВЛАДОС, 2005.
для детей:
2.1 Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г.,Щербинина С.В. Школа для дошколят. Учимся считать. Рабочая тетрадь.-М: Росмэн - -Пресс, 2006.
2.2 Денисова Д. , Дорожин Ю.,Прописи для дошколят. Рабочая тетрадь. – М: Мозаика- Синтез,2006.
2.3 Вербеек И. Филя знакомится с формами. – М: Петрушка, 2006.
2.4 Сухова В.Б. Учись считать. Рабочая тетрадь. Подготовительный класс - М: Просвещение, 2007.
Методическое обеспечение:
1.Дидактические игры:
Цели: развитие мелкой моторики пальцев рук, обучение ориентировке на плоскости, умению подбирать цвета по словесной инструкции.[1.7]
Цели: учить детей дифференцировать и называть не только различные, но и близкие цвета и оттенки. Учить осуществлять выбор этих цветов непосредственно по образцу и по памяти. [1.7]
Цели: продолжать развивать зрительное восприятие цвета, внимание, мелкую моторику пальцев рук, умение ориентироваться на листе бумаги, повторить количественный счет. [1.7]
Цели: учить детей схематично изображать различные предметы с помощью палочек разной величины, ориентируясь на форму предмета и отвлекаясь от других свойств предмета и деталей. [1.7]
Цели: уточнить знания детей о различных геометрических формах, формах предметов, а также о цветах. [1.7]
Цели: учить детей определять последовательность геометрических форм, изменение цвета, развивать внимание. [1.8]
«Геометрические карточки»
Цели: развивать зрительное восприятие формы, внимание и образное мышление, умение группировать предметы, упражнять в количественном и порядковом счете. [1.8]
« Какой формы не достает?»
Цели: развивать зрительное восприятие формы, внимание, умение сравнивать, систематизировать. [1.8]
«Кукла Маша купила мебель»
Цели: учить детей ориентироваться в пространстве с помощью элементов плана, развивать внимание. [1.9]
Учить детей создавать новые образы предметов, развивать воображение. [1.9]
Схемы
 
«Жар-птица» «Остров» 
«Матрёшка» «Осенний цветок»
«Зима»
«Зимний город»

«В космосе»
«Золотая рыбка» 
 
«Цветок» «Перо жар-птицы»

«Цыплёнок»

«Грибок»

«Сахарница»
«Осенний лист»

«Вот чему мы научились»

«В космосе»

«Космос»
|