|
Скачать 0.58 Mb.
|
ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ АНАЛИЗ МНЕНИЙ СТУДЕНТОВ И ВРАЧЕЙ О ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И КАЧЕСТВЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В ВолгГМУ 2005-2009 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ………………… АНКЕТИРОВАНИЕ СТУДЕНТОВ ОЧНОГО ОТДЕЛЕНИЯ О КАЧЕСТВЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В УНИВЕРСИТЕТЕ СТИМУЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ …………………… АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ………………………… ЭКСПЕРТНЫЙ ОПРОС ВРАЧЕЙ РУКОВОДЯЩЕГО ЗВЕНА ПРАКТИЧЕСКОГО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ О КАЧЕСТВЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В УНИВЕРСИТЕТЕ СТИМУЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ …………………… АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ …………………..…… пояснительная записка Опрос проведён на основе программного модуля анкетирования Национального Аккредитационного Агентства в сфере образования РФ, применяемого в модуле «Комплексной оценки деятельности вузов» для сбора информационно-аналитических материалов по вопросам организации учебной и внеучебной работы в образовательных учреждениях на рассмотрение аккредитационной коллегии Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки РФ. В разработке и реализации исследования приняли участие: проректор по лечебной работе проф. С.В.Недогода, председатель ОМКК проф. В.С.Крамарь, пом.ректора по ККО проф. М.Я.Ледяев, декан ф-та СР и КП доц. М.Е.Волчанский, начальник учебного управления И.В.Кагитина. Общее руководство: проректор по учебной работе проф. В.Б.Мандриков. В данном материале представлены результаты оценки основных видов деятельности Волгоградского государственного медицинского университета (учебного процесса и внеучебной работы с обучающимися) с точки зрения потребителей образовательных услуг – студентов и представителей руководящего звена практического здравоохранения, участвующего в процессе трудоустройства выпускников мед.университета. Цель исследования обусловлена целью проведения программированного анкетирования Росаккредагентством в ВУЗах страны: с его помощью предполагается получить общую картину состояния учебной и внеучебной работы в образовательном учреждении. Помимо опроса обучающихся по очной форме обучения по основным образовательным программам додипломного уровня, были опрошены представители руководящего звена практической сферы здравоохранения, выступающие в роли экспертов по оценке профессиональной деятельности выпускников, интернов и ординаторов медицинского университета на постдипломном уровне, и таким образом, выступающие в роли «заказчика», формирующего социальный спрос на специалистов в тесной зависимости от качества их подготовки в ВолГМУ. Работа проведена в рамках общего мониторинга качества образовательной деятельности ВолГМУ, осуществляемого отделом проректора по учебной работе и комиссией по контролю качества образования в ВУЗе. Исследовательская рабочая группа отдаёт себе отчёт в том, что в образовательном учреждении могут существовать различные подходы к организации и проведению как учебной, так и внеучебной работы с контингентом обучающихся на кафедрах и факультетах, отразить всё разнообразие которых в одном исследовании не представляется возможным. Но вместе с тем, требования Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки обязывают образовательное учреждение вести работу в целом по основным направлениям своей деятельности на должном уровне. Таким образом, при комплексной оценке деятельности образовательного учреждения необходимо руководствоваться не только наличием или отсутствием направлений деятельности, отражённых в официальных информационно-документальных источниках, но и тех оценок качества проведения учебной деятельности и направлений организации внеучебной деятельности, которые удаётся выявить в процессе работы непосредственно с обучающимися в образовательном учреждении. При проведении исследования рабочая группа опиралась на следующие положения Рекомендаций Росаккредагентства по проведению программированной формы анкетирования в образовательных учреждениях Российской Федерации:
В частности положения Рекомендаций были соблюдены при определении объёма выборочной совокупности, где в анкетировании приняли участие студенты всех выше указанных курсов обучения и факультетов учебного заведения. Всего опрошенных студентов обучающихся на очной форме всех университетских специальностей составило 4106 респондентов. Погрешность определения объёма опрашиваемой совокупности и результатов исследования не выходила за пределы 5% допустимого барьера статистической ошибки достоверности эмпирических данных и ошибки репрезентативности контингента опрашиваемых. В качестве объекта опроса отбираются все учебные группы с последующим в ней сплошным опросом учащихся. Акцент в соответствии с вышеприведёнными рекомендациями Росаккредагентства был сделан в отношении обучающихся 3, 4 и 5 курсов всех факультетов ВолГМУ. Как показали результаты анкетирования студентов 1 и 2 курсов, анкеты носят мало информативный характер для анализа качества учебной и внеучебной деятельности в образовательном учреждении и имеют тенденцию к усреднению ранговых показателей ответов, к уходу от однозначного ответа на поставленные вопросы. Другие положения Рекомендаций Росаккредагентства были использованы при проведении самой процедуры опроса:
Поскольку опрос проводился не в лабораторных, а в условиях естественного эксперимента, рабочая группа считает необходимым учесть факторы и эффекты организации анкетирования в условиях образовательного учреждения, в то или иной мере влияющие на достоверность и надёжность полученных результатов. Среди таких факторов выделяются: - Эффект анкетёра как официального лица. - Эффект рассеянности внимания в условиях большого скопления людей в аудиториях. - Психологический фактор возрастной критичности, оппозиционности в отношениях к взрослым и преподавателям на фоне эмоционального заражения в большой группе сверстников. - Бессознательная установка представлять себя в лучшем свете, либо переживание по поводу возможных последствий негативной оценки ВУЗа по данным критериям модуля комплексной оценки деятельности образовательного учреждения. анкетирование студентов очного отделения по вопросам образовательной подготовки и внеучебной деятельности в университете Процедура опроса предполагала анкетирование по 49-ти вопросам, разделяющимся на смысловые блоки: оценка учебной деятельности ВУЗа, внеучебной деятельности. Все вопросы закрытого типа с использованием метода шкалирования (шкала наименований и ранговая шкала). стимульный материал анкеты росакредагентства
|