|
Скачать 170.47 Kb.
|
ГОУ ВПО УГМА Росздрава медико-профилактический факультет кафедры философии, биоэтики и культурологии. Утверждаю: «____» _________________2008г. проректор по учебной работе, профессор ___________ Н.С. Давыдова. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ФИЛОСОФИИ Для специальностей: «Стоматология» - 060105 В соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта профессионального высшего образования и типовой программой по философии для студентов высших медицинских и фармацевтических учебных заведений. Составитель: канд.филос.наук, доцент кафедры философии, биоэтики и культурологии Е.В.Власова. Рецензент: зав.кафедрой онтологии и теории познания УрГУ, доктор философских наук Д.В.Анкин. Одобрено цикловой методической комиссией по гуманитарным и социально- экономическим наукам Протокол № 3 «15» апреля 2008 год Председатель комиссии д.ф.н., профессор ___________________ А.А.Баталов. Выписка из протокола № 2 заседания кафедры философии, биоэтики и культурологии. от 4 сентября 2008 г. Присутствовали: зав. кафедрой, доц. Е.В. Власова, доц. В.А. Киселёв, доц. А.И. Савенков, ст. препод. Е.В. Белоусова, асс. Е.А. Бугаева, асс. Г.А. Шеметов, зав. кабинетом А.И. Орлова Слушали: доц. Савенкова А.И. о внесении изменений в рабочую программу по дисциплине «Философия» по специальности: 060105 – СТОМАТОЛОГИЯ на 2008/09 уч. г. Постановили: В связи с новыми требованиями к оформлению УМК в учебном процессе на стоматологическом факультете в 2008/09 учебном году руководствоваться исправленным и доработанным вариантом рабочей программы по дисциплине «Философия» Представить в учебно-методическое управление и библиотеку УГМА по одному экземпляру доработанной и исправленной рабочей программы по философии по специальности 060105 – стоматология. Зав. кафедрой философии, биоэтики и культурологи, доц. Е.В. Власова Введение «Философия» как учебная дисциплина является важнейшей частью Федерального компонента государственного образовательного стандарта высшего профессионального медицинского образования Р.Ф. (ГОС ВПО, М, 2000 г. , раздел Ф.З.) и определена как одна из обязательных базовых дисциплин гуманитарного цикла. Рабочая программа по философии рассчитана на студентов второго курса, которые на первом курсе уже познакомились (и освоили) с такими гуманитарными дисциплинами как «Отечественная история» и «Культурология». Изложение курса философии опирается на эти, ранее полученные, знания. Философия, предметом которой является человек и его место в природном и общественном мире, своим содержанием оказывает большое воспитательное воздействие на студентов. Побуждая человека «познать самого себя», она помогает ему выработать свою собственную систему ценностей, помогает увидеть в другом человеке высшую ценность (что чрезвычайно важно в общении «врача-пациента»), а также лучше понять значение моральных, эстетических, познавательных способностей в развитии самого себя и в осмыслении своих отношений с окружающим миром. Рассматривая человека как существо разумное, свободное и ответственное, философия формирует у человека сознание и чувство ответственности за все, что совершается вокруг него, а также в стране и в мире в целом. Предположенный для изучения курс философии содержит все необходимые дидактические единицы и рассчитан на 148 часов (74 часа лекций и 74 часа семинарских занятий). Предусмотрена также и самостоятельная работа студентов. Курс разработан в соответствии с рекомендациями и часовой нагрузкой базовой программы «Философия», предложенной Всероссийским учебно-научно-методическим Центром по непрерывному медицинскому и фармакологическому образованию при Минздраве Р.Ф. (март 2001 г.). Почасовая разбивка тематических планов лекций и семинарских занятий приведены также в соответствии с нормами, утвержденными учебно-методическим управлением УГМА. В течение учебного курса предусмотрены проведение дискуссий, заслушивание и обсуждение докладов по различным философским проблемам, регулярные опросы студентов и контрольные работы, в т. ч. промежуточные и итоговые тесты. Изучение курса завершается экзаменом, поэтому в рабочей программе предусмотрены соответствующие виды отчетности. Цели преподавания философии -Философия, имея своим предметом человека и его место в природном и общественном мире, оказывает огромное воспитательное воздействие на каждого человека, изучающего ее. Побуждая каждого человека «познать самого себя», философия стимулирует процесс самовоспитания. Обращаясь к рассмотрению отношений человека с другими людьми и окружающим миром, она развивает моральные, эстетические, познавательные способности человека. Всем своим содержанием философия воспитывает человека. Воспитательно-образовательные цели: - формирование системного понимания мира, главным интригующим компонентом которого является человек, его ценностные ориентиры, познавательные способности; - раскрытие присущему человеческому обществу многообразия взглядов, мнений, суждений, многообразия философского осмысления бытия; - развитие у будущих специалистов философского мышления, т. е. способности к рефлексии, критичности, свободомыслию, гуманистичности, диалектичности; - способствовать включению средствам дисциплины студента в реалии современной цивилизации с ее проблемами, противоречиями и ценностями. Задачи изучения философии На основании изучения данной дисциплины студент обязан выработать следующие навыки: - владение общей культурой философского мышления, способствующей различению философских направлений, школ, течений; - различение форм обыденного, теоретического, научного, донаучного и вненаучного знания; - выявление философских положений в конкретных формах деятельности: художественной, политической, религиозной, правовой; - владение философско-этическим «инструментарием», лежащим в основе профессиональной деятельности медицинского персонала (основы медицинской этики и биоэтики). Студент должен знать: - социальные условия возникновения, существования и развития философии и ее школ; - особенности взаимосвязи философии, науки и человеческой практики; - сущность, черты мировоззрения, его основные типы; - специфическое содержание философских категорий, законов и их методологическое значение для науки и культуры; - содержание и социально-культурное значение медицинских этических кодексов как национальных, так и международных; - исторические формы нравственной философии. ^
Т
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ДЛЯ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА.
^
Что такое философия? (4 часа) «Вечные вопросы» бытия - что это такое? Раскрываются и сопоставляются понятия «мировоззрение» и «философия». Уточняется специфика философского знания и языка. Философия сопоставляется с естественнонаучным знанием. Раскрывается структура и функции философского знания. Философия Древней Индии (2 часа). Знакомство с названиями и содержанием первоисточников древнеиндийской философии. Рассматриваются основные положения философии брахманизма и буддизма, основные школы древнеиндийской философии. Философия Древнего Китая (2 часа) Излагаются особенности древневосточной философии, сопоставляются особенности менталитета индейцев и китайцев. Более подробно рассматриваются конфуцианство и даосизм с проекцией на современность. Дзен-буддизм и культура Востока (2 часа). Раскрываются происхождение дзен-буддизма и его основные принципы. Выявляется связь философии, этики и эстетики дзен с различными видами искусства (живописью, литературой, боевыми искусствами) Философия Древней Греции (6 часов). Даётся общая характеристика древнегреческой философии. Анализируются искания Милетской школы, атомистический материализм Демокрита, диалектика Гераклита, философские взгляды Пифагора пифагорейцев, основные философские достижения Сократа, Платона и Аристотеля, жизнь и философия киников, стоиков и эпикурейцев. Философия средних веков и эпохи Возрождения (2 часа) Лекция начинается с общей характеристики средневековой культуры и философии. Раскрывается специфика патристики и схоластики. Излагаются основные особенности гуманистической философии эпохи Возрождения. Студентов знакомят с философскими воззрениями таких представителей этого периода как Д.Бруно и Т. Кампанелла. Философия Нового времени (XVII век) (2 часа) После общей характеристики Нового времени происходит подробное знакомство с философскими идеями Ф.Бэкона, Р.Декарта, Т.Гоббса. Философия эпохи Просвещения (ХVШвек)(2 часа) Излагаются основные черты просветительской идеологии. Анализируются взгляды Ж-Ж. Руссо, Ж-О.де Ламетри и Д.Дидро. Немецкая классическая философия (2 часа) Даётся общая характеристика этой философской школы. Рассматриваются основные философские идеи И.Канта, Г.Гегеля и Л.Фейербаха. Философия марксизма (2 часа) Раскрывается структура и предпосылки марксизма. Из философских идей марксизма подробно рассматривается концепция материалистического понимания истории. Философия жизни (2 часа) Выявляются особенности современной философии в отличие от классического периода. Даётся общая характеристика современной философии. Рассматриваются понятия «иррационализм», «волюнтаризм», «философия жизни». Проводится анализ философских взглядов А.Шопенгауэра и Ф.Ницше. Фрейд и его последователи (4 часа) Изложение основ классического психоанализа как метода работы с бессознательным. Фрейдистское понимание сущности человека, культуры и механизма возникновения неврозов. «Гуманистический психоанализ» Э.Фромма. Учение об архетипах и «коллективном бессознательном» К-Г. Юнга. Экзистенциализм (4 часа) Общая характеристика экзистенциальной философии. Раскрывается экзистенциальная трактовка проблем сущности и существования, подлинного и неподлинного бытия. Даётся понятие «пограничная ситуация». Рассматривается проблема свободы как центральная проблема экзистенциализма. Что такое человек? (2 часа) Излагаются представления о сущности человека в истории философии. Анализируется понятия «человек», «индивид», «индивидуальность», «личность». Дается представление о психофизиологической проблеме. Как человек познает мир? (4 часа) Очерчивается круг гносеологических проблем. Рассматриваются формы чувственного и рационального познания; вопросы о сущности истины, ее формах и способах ее проверки. Законы и категории диалектики ( 2 часа) Раскрываются три основных закона диалектики и связанные с ними категории: «качество», «количество», «мера», «противоположности», «противоречия», «отрицание», «диалектическое снятие», «отрицание отрицания» Природа и человек (2 часа) Рассматривается роль географической среды в жизни человека и общества. Даётся критический анализ географического детерминизма и геополитики. Излагается суть экологической проблемы как одной из глобальных проблем человечества. Вскрываются причины экологического кризиса и говорится о возможных путях его преодоления. Как развивается общество?(2 часа) Предлагается анализ различных моделей исторического процесса. Подробно рассматривается концепция Л.Н.Гумилева. Народонаселение и основные демографические проблемы. Мальтузианство и неомальтузианство. Экономическое основание демографической политики. Социальный дарвинизм и расизм. Дается представление о социальной структуре общества. Личность и общество (2 часа) Рассматриваются философские аспекты социально-психологических проблем жизни в современном обществе: социальные потребности, конформизм, манипулирование, проблемы взаимопонимания, эффекты стереотипизации, особенности поведения толпы. Происхождение и сущность сознания (4 часа) Излагаются гипотезы возникновения сознания, проблема идеального. Раскрывается связь мышления и языка. Духовная жизнь общества(4часа) Дается сравнительный анализ искусства и религии, а также морали и права как форм и продуктов коллективной духовной деятельности человечества. Они характеризуются и раскрываются как социальные явления. Вечные ценности (2 часа) Студенты знакомятся с аксиологической проблематикой, с понятиями «ценность», «система ценностных ориентаций личности», а также с понятиями «добро» и «зло», «счастье», «жизнь», «смерть», «смысл жизни». ^ философия Основная литература:
200 экземпляров, библиотека УГМА
Рекомендовано Министерством образования РФ в качестве учебника по дисциплине «Философия» для студентов, обучающихся по медицинским и фармацевтическим специальностям 200 экземпляров, библиотека УГМА, кафедра
50 экземпляров, методкабинет кафедры Дополнительная литература:
Протокол согласование рабочей программы по учебной дисциплине «Философия» с рабочими программами смежных дисциплин специальность: 060105-Стоматология
Рецензия на программу курса философии для специальности 060105 –стоматология очного отделения Программа представлена доцентом кафедры философии, биоэтики и культурологии Уральской государственной медицинской академии Власовой Е.В. Курс состоит из 54 часов лекций и 72 часов семинаров. Материал разбит на 3 раздела:
В соответствии с программой разработаны и изданы методические материалы, где содержаться вопросы к семинарам. Программа обеспечена учебным пособием «Хрестоматия по философии», имеющим гриф УМО. Разработаны вопросы для самоконтроля Пожелание - расширить раздел русской философии. Полагаю, что курс достаточно полно и системно отражает развитие и современное состояние философской мысли, соответствует государственному образовательному стандарту и отвечает требованиям, предъявляемым к учебным курсам медицинских и фармацевтических вузов. ![]() Зав.кафедрой онтологии и теории познания Уральского государственного университета, доктор философских наук Анкин Д.В. 3.06.08 . |