К 90 На приеме у психолога подросток: Пособие для практических психологов. Спб.: Изд-во ргпу им. А. И. Герцена; Издательство «союз», 200! [Серия «Практиче
Скачать
3.72 Mb.
Название
К 90 На приеме у психолога подросток: Пособие для практических психологов. Спб.: Изд-во ргпу им. А. И. Герцена; Издательство «союз», 200! [Серия «Практиче
Количество страниц
16
А. И. Герцена
Дата
29.03.2013
Размер
3.72 Mb.
Тип
Документы
Содержание
Кулаков Сергей Александрович
Понятие «отклоняющееся развитие».
Асинхронное развитие
Из «группы риска»
В аффективной сфере
В мотивационно-потребностной сфере
В когнитивной сфере
На основании клинико-психологической диагностики.
С помощью психологических скрининг-исследований.
Подросток обратился с проблемой
Сбор информации.
Школьная дизадаптация
Отношения с ровесниками
Комментарий специалиста.
История развития ребенка.
Комментарий специалиста.
Раннее моторное и психоэмоциональное развитие.
5,5-летнего возраста.
Развитие ребенка в младшем школьном возрасте (от 7
Психиатрическое обследование (психический статус)
Специфический симптом
Неврологический статус.
Поведение, внешний вид
Контакт, его характер.
Познавательная сфера.
Характеристика мышления
Особенности личности подростка.
Таблица 1 Карта первичного приема подростка
Диагностические категории
Генетический анамнез (наследственность)
Диагностические категории
Многоосевая диагностика психических заболеваний детей и подростков
Таблица 2 Шкала общей оценки тяжести состояния у детей и подростков
Анамнез болезни.
Результаты консилиума.
Степень тяжести имеющихся нарушений
Уровень 1. Проблемы с внешним социальным окружением.
Уровень 2. Проблемы в семье.
Уровень 3. Когнитивные и поведенческие проблемы.
Уровень 4, Эмоциональные конфликты.
Уровень 5. Нарушения развития и личностные расстройства.
Уровень 6. Биологические нарушения.
Функциональный диагноз
Подросткового возраста. зависимости
Анамнез жизни.
Анамнез заболевания.
На что обратить внимание родителей
Клиническое интервью
Степень тяжести проблемы.
Общие характеристики проблемы.
Детерминанты проблемного поведения.
Условия, которые ослабляют проблемное поведение
Предполагаемое происхождение проблемы
Специфические антецёнденты (запускающие проблемное поведение стимулы)
Специфические последствия
Предполагаемые изменениям
Ростислав, 16 лет.
Генеалогический и семейный анамнез.
Анамнез жизни.
Сопутствующие заболевания и симптомы
Дифференциальная диагностика эмоциональных и поведенческих расстройств
Николай, 17 лет.
Типологическое измерение
Сфера психической деятельности, в которой отмечены нарушения
Галина К., 17лет
Анамнез жизни и болезни
Анамнез жизни.
Психический статус
Ресурсы и положительные черты.
Результаты исследования
Семейный диагноз
Основные положения системного подхода.
Дисфункциональная семья —
Горизонтальные стрессоры (жизненный цикл семьи)
Идентифицированный клиент —
Джим Варне
Способы диагностики
Общее семейно-диагностическое интервью
Контакт, общая информация, присоединение.
Изучение предшествующего' опыта, путей решения проблемы и принятия решения об обращении за помощью к специалистам.
Исследование индивидуальной проблематики ребенка и подростка.
Изучение семьи как системы.
Рис. 3. Модель супружеских и семейных систем
Заключительные соглашения. Формулирование психотерапевтического запроса.
Он был честный
Интервью по генограмме
Интегративные методы психотерапии подростков
Объем и выбор последовательности психотерапевтических вмешательств
Индивидуальная и групповая психотерапия детей и подростков
Гибкость терапевтической тактики.
Соответствие возрасту и уровню развития.
Усиление функций «Я» и осторожность в работе с регрессией.
Предоставление коррективного эмоционального опыта.
Сочетание индивидуальной психотерапии с другими видами психотерапии
Подключение семейной психотерапии
Создание наилучших условий для проведения психотерапии.
Комментарий специалиста.
Комментарий специалиста.
Основное содержание
Согласованность компонентов психотерапии
Семейный анамнез.
Анамнез жизни и появления проблем.
Экспериментально-психологические исследования
Биологические нарушения
Проблемы с внешним социальным окружением.
Исследование семейной системы.
Психодинамические гипотезы.
Когнитивные и поведенческие проблемы.
Нарушения развития и личностные расстройства
Возможные варианты психотерапии
Наблюдение в процессе краткосрочной психотерапевтической группы.
Поведенческий (проблемный) анализ
Основные принципы проведения
Светланой Р., 16 лет
Завершение ситуации
Как справиться со злостью
Комментарий к данному случаю.
Основные техники и приемы индивидуальной психотерапии
Поведенческие приемы
Название метода
Название метода
Репетиция поведения.
Жонтроль стимула.
Систематическая десенситизация.
Учебный пример
Характеристика из школы.
Результаты психологического обследования.
Цветовой тест отношений.
Данные ЭЭГ.
Методы самоконтроля.
Игорем Б., 17 лет
Таблица 10 дисфункциональных мыслей
Исследование выбора (альтернатив) мыслей и действий.
Прогрессирующая мышечная
Кисти. Максимально ежать кулаки. Представьте себе, что вы выдавливаете из сжимаемой сосульки воду. 2) Мышцы рук.
Плечи. Дотянуться плечами домочек ушей. 4) Грудь—спина.
Голени, бедра.
Нижняя треть лица.
Иррациональные установки имеют следующие
Рациональные установки имеют следующие ха
Реалистичное предсказание.
2. Постановка реалист\неских целей.
Тренинг навыков самоинструкции.
Подготовка к столкновению со стрессором.
Отражение опыта
Использование воображения, скрытого моделирования, тренинга самоинструкций, методов релаксации одновременно.
Учебный пример
Максим :«Да...» (Он снова закрывает глаза. Пауза.)
Техника преувеличения.
Тренинг уверенного поведения.
Невербальное поведение
Социально-психологический тренинг (СПТ)
Умения наблюдательные поведенческие
Приемы активного воображения, визуализация. Эмотивные приемы
Тренинг навыков, позволяющих управлять тревогой.
Использование «пустого стула» и других приемов и техник гештальт-терапии и клинических ролевых игр.
Использование образов, предохраняющих от возможного шока.
Ассоциативное воображение.
Литературная справка.
Приемы и техники
Рис. 4. Структурное деление основных групп вопросов
Стратегические вопросы
Выдвижение на'первый план потещиальных последствий
Исследование катастрофических ожиданий.
Исследование гипотетических возможностей.
Представление гипотетических возможностей
Рассмотрение историй и постановка дилемм.
Исследование межличностного восприятия.
Исследование межличностных взаимодействий.
Вопросы, направленные на изменения контекста.
Изучение противоположного значения.
Внесение пародокса.
Присоединение к пугающему импульсу.
Пример. «Как Вы думаете, выражаете ли Вы свое несогласие более или менее открыто, чем в знакомых Вам семьях?» (Проведение контр
Рассмотрение текущего процесса.
Сомнение во временной последовательности событий
Определение границ.
Психотерапевтический контракт.
Социометрические приемы и техники.
Изменение характера коммуникации в семье.
Андрей X., 16 лет.
Предоставление заданий.
Георгий Д., 13 лет
Игорь К., 33 года.
Первая невеста жадно накинулась и начала есть сыр вместе с кожурой. Вторая — стесала кожуру, несколько раз откусила и бро
Он пришел к отцу и рассказал, что увидел. Отец посоветовал выбрать третью, так как первая невеста
Интерпретация результатов диагностики с помощью интервью по генограмме и сказке
Работа с семейной историей
Возможные варианты психотерапии
Секреты в семейной психотерапии.
Сергей X., 15 лет.
ЭЭГ выявляется судорожная готовность, медленно-вол новая активность в лобных долях. Данные ЭХО-ЭГ
Слушание или регистрация метафоры.
Подтверждение метафоры
Расшифровка значения метафоры.
Игра с возможностями.
Марина А., 15 лет.
Выписка из амбулаторной карты.
Динамическое наблюдение в процессе работы психотерапевтической группы.
Семейная психотерапия
Дубов Антон, 14 лет.
Семейный анамнез.
Психологическое исследование от 11.04.2000
Цели психотерапии
План психотерапевтических стратегий
Тренинг родительской компетентности.
Признаки гармоничной семьи
Накопление идей путем совместных размыиленип («мозговой штурм»).
Накопление идеи методом проб и ошибок
Павел Л., 13 лет.
Функциональный анализ нарушения поведения
Краткосрочная интегративная групповая психотерапия подростков
II этап — «уточнение целей и перераспределение ответственности»
III этап — «решение индивидуальных проблем»
Принцип «сейчас».
Принцип «я — ты».
Принцип субъективизации высказываний
Принцип воспроизведения проблемы
Простое повторение.
Повторение действия или его усиление; повторение монолога.
Усиление и развитие
Прояснение или перевод.
Идентификация и проигрывание.
Идет переход к «разогреву» участника группы, ирающего роль Дениса.
Денис: Я его жалею. Он разрывается между мной и его другим ребенком. Психотерапевт
Денис делает «разогрев» отца-1.
Анна (в роли Андрея): Не знаю, что ей надо. Все есть. Не понимаю! Психотерапевт.
Психотерапевт просит Анну, играющую роль Андрея, повторить весь список.
Психотерапевт привязывает кожаную сумку к спине Ивана. Катя, сидя, без слов принимает ремень и бьет по сумке, сначала несмело,
Катя: Тогда я убью его... (Продолжает бить.) Иван
Алексей И., 16 лет, ученик 11 класса.
Семейный анамнез.
Диагноз терапевта
Консультация психолога.
Врачи говорят, что я слишком себя принижаю. А что мне делать, если из-за своей эгоистичности я слишком высоко стою?»
1-й психотерапевт
1-й психотерапевт
1-й психотерапевт
1-й психотерапевт
2-й психотерапевт
1-й психотерапевт
1-й психотерапевт
Алексей: Да.
2-й психотерапевт
2-й психотерапевт
2-й психотерапевт
Марат: Я тоже записал свой голос — учил английский язык — и ужаснулся. Стал над этим думать, а потом надоело, бросил. Маша
2-й психотерапевт
Александр: Да.
IVэтап — «подведение итогов».
Вместо заключения трудности в работе подросткового психотерапевта
Л. С. Выготский
Михаил Н., 18лет.
Анамнез жизни.
Анамнез болезни.
Сопутствующий диагноз
Комментарий специалиста.
Марат С, 17лет.
Боев И. В., Ахвердова О. А.
Вассерман Л. И., Горьковая И. А., Ромицына Е. Е.
Опросник жалоб ребенка
Текст опросника
Карта наблюдений стопа
Группа риска (дизадаптация)
IV. Дефицит социализации (ДС)
V. Психомоторная нестабильность (ПМС)
VI. Невротические и психосоматические симптомы (НПС)
Волевая подготовка к школе в семье
Дисциплинированность, воля
Восемнадцать шагов
Первый шаг
Второй шаг
Третий шаг
Четвертый шаг
Шестой шаг
Восьмой шаг
Девятый шаг
Десятый шаг
Двенадцатый шаг
Четырнадцатый шаг
Пятнадцатый шаг
Шестнадцатый шаг
Семнадцатый шаг
Восемнадцатый шаг
Тренинг родительской компетентности
Поведение ребенка
Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина
База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo
,
dekanat
, ansya, kenam
обратиться к администрации
|
правообладателям
|
пользователям
Новые материалы
опубликовать
Документы