С. А. Лихачев, заведующий неврологическим отделом Государственного учреждения «Республиканский научно-практический центр неврологии и нейрохирургии», главный вне icon

С. А. Лихачев, заведующий неврологическим отделом Государственного учреждения «Республиканский научно-практический центр неврологии и нейрохирургии», главный вне





Скачать 0.58 Mb.
Название С. А. Лихачев, заведующий неврологическим отделом Государственного учреждения «Республиканский научно-практический центр неврологии и нейрохирургии», главный вне
страница 1/3
Дата конвертации 24.02.2013
Размер 0.58 Mb.
Тип Документы
  1   2   3


составители:

А.С.Федулов, заведующий кафедрой нервных и нейрохирургических болезней Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет», доктор медицинских наук, профессор;

В.Г.Логинов, доцент кафедры нервных и нейрохирургических болезней Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет», кандидат медицинских наук, доцент

РЕЦЕНЗЕНТЫ:

Кафедра неврологии Учреждения образования «Гродненский государственный медицинский университет»;

Кафедра детской неврологии Государственного учреждения образования «Белорусская медицинская академия последипломного образования»;

С.А.Лихачев, заведующий неврологическим отделом Государственного учреждения «Республиканский научно-практический центр неврологии и нейрохирургии», главный внештатный невролог Министерства здравоохранения Республики Беларусь, доктор медицинских наук, профессор

^ РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ В КАЧЕСТВЕ ТИПОВОЙ:

Кафедрой нервных и нейрохирургических болезней Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет»

(протокол № 5 от 30.12.2010 г.);

Научно-методическим советом Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет»

(протокол № 9 от 25.05.2011 г.);

Секцией по специальности 1-79 01 01 «Лечебное дело» Учебно-методического объединения по медицинскому образованию

(протокол № 5 от 27.05.2011 г.);

Секцией по специальности 1-79 01 02 «Педиатрия» Учебно-методического объединения по медицинскому образованию

(протокол № 4 от 27.05.2011 г.);

Секцией по специальности 1-79 01 03 «Медико-профилактическое дело» Учебно-методического объединения по медицинскому образованию

(протокол № 4 от 27.05.2011 г.);

Секцией по специальности 1-79 01 07 «Стоматология» Учебно-методического объединения по медицинскому образованию

(протокол № 5 от 26.05.2011 г.).

^ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

«Неврология и нейрохирургия» – дисциплина, содержащая сведения об этиологии, патогенезе, клинических проявлениях болезней нервной системы, их диагностике, лечении и профилактике.

Типовая учебная программа разработана в соответствии с нормативными документами:

  • образовательными стандартами специальностей высшего медицинского образования первой ступени 1-79 01 01 «Лечебное дело» (ОС РБ 1-79 01 01-2008); 1-79 01 03 «Медико-профилактическое дело» (ОС РБ 1-79 01 03-2008), 1-79 01 02 «Педиатрия» (ОС РБ 1-79 01 02-2008); 1-79 01 07 «Стоматология» (ОС РБ 1-79 01 07-2008); утвержденными и введенными в действие постановлением Министерства образования Республики Беларусь 2 мая 2008 г. № 40;

  • типовыми учебными планами по специальностям высшего медицинского образования первой ступени: 1-79 01 01 «Лечебное дело» (регистрационный № L 79-005/тип.); 1-79 01 03 «Медико-профилактическое дело» (регистрационный № L 79-008/тип.); 1-79 01 02 «Педиатрия» (регистрационный № L 79-007/тип.); 1-79 01 07 «Стоматология» (регистрационный № L 79-009/тип.); утвержденными Министерством образования Республики Беларусь 16 апреля 2008 г.

Типовая учебная программа дисциплины «Неврология и нейрохирургия» предусматривает преподавание и изучение новейших достижений науки и техники, практического здравоохранения в диагностике, лечении и профилактике нервных и нейрохирургических болезней, реабилитации пациентов.

Особенность новой типовой учебной программы состоит в постановке современных задач изучения и преподавания дисциплины, направленных на формирование у студентов академической, социально-личностной и профессиональной компетенции, проблемно-ориентированного клинического мышления.

Цель преподавания и изучения дисциплины «Неврология и нейрохирургия» состоит в формировании у студентов научных знаний об этиологии, патогенезе, диагностике, лечении и профилактике наиболее распространенных нервных и нейрохирургических болезней, приобретении умений обследования и оказания необходимой медицинской помощи пациентам с данными заболеваниями.

Задачи изучения дисциплины состоят в приобретении студентами:

  • академической компетенции, основу которой составляет способность к самостоятельному поиску учебно-информационных ресурсов, овладению методами приобретения и осмысления знания;

  • навыков использования современной неврологической и нейрохирургической терминологии;

  • знаний о наиболее распространенных симптомах и синдромах поражения центральной и периферической нервной системы;

  • основных технологий исследования функционального состояния нервной системы и диагностики неврологической и нейрохирургической патологии;

  • принципов клинической, лабораторной и инструментальной диагностики, используемой при нервных и нейрохирургических болезнях и умение трактовать их результаты;

  • стратегии вмешательства при неотложных состояниях в неврологии и нейрохирургии.

Содержание учебного материала типовой учебной программы отличается от предыдущих программ изменениями структуры в соответствии с классификацией нервных и нейрохирургических болезней по Международной классификации болезней (МКБ-10), а также изменениями в современной структуре неврологической патологии человека. Учебный материал дополнен новыми научными данными, касающимися этиологии и патогенеза заболеваний, их диагностики, лечения и профилактики, а также реабилитации пациентов.

Специфика подготовки студентов по неврологии и нейрохирургии для специальности 1-79 01 01 «Лечебное дело» заключается в том, что студентам на основе дисциплинарного и системного подходов излагаются анатомо-физиологические основы нервной системы, а также особенности проявления, течения, лечения и профилактики неврологической и нейрохирургической патологии у пациентов всех возрастных категорий.

Специфика подготовки студентов по неврологии и нейрохирургии для специальности 1-79 01 02 «Педиатрия» состоит в том, что студентам приоритетно излагаются возрастные анатомо-физиологические свойства нервной системы у детей и подростков, а также некоторые особенности проявления и течения неврологической и нейрохирургической патологии в детском возрасте. Акцент обучения при этом делается на ту патологию, которая встречается или дебютирует преимущественно или исключительно в детском и подростковом периоде.

Специфика подготовки студентов по неврологии и нейрохирургии для специальности 1-79 01 03 «Медико-профилактическое дело» определяется тем, что практическая неврология тесно связана с санитарно-эпидемиологической службой, с участием которой проводятся важные организационные мероприятия по снижению уровня профессиональных болезней. При этом достаточно широкая распространенность профессиональной патологии требует знания ее клиники, освоения методов диагностики, лечения и профилактики.

Специфика подготовки студентов по неврологии и нейрохирургии для специальности 1-79 01 07 «Стоматология» заключается в том, что при изложении учебного материала основное внимание уделяется анатомии, физиологии и патологии челюстно-лицевой области, а также тем наиболее часто встречающимся острым нервным и нейрохирургическим заболеваниям, с которыми может столкнуться врач-стоматолог в своей практической деятельности.

Успешное освоение дисциплины «Неврология и нейрохирургия» обеспечивается предшествующим или параллельным изучением следующих дисциплин:

^ Анатомия человека. Анатомические основы строения нервной системы.

Гистология, цитология и эмбриология. Особенности гистологического строения и эмбриогенеза центральной и периферической нервной системы.

^ Патологическая анатомия. Морфологические основы неврологической патологии: цереброваскулярной, воспалительной, нейродегенеративной, опухолевой, травматической.

^ Нормальная физиология. Основы нормальной физиологической деятельности нервной системы.

Патологическая физиология. Наиболее важные патофизиологические проявления при поражении нервной системы.

^ Биологическая химия. Основы обменных процессов в нервной ткани в норме и при патологии.

Лучевая диагностика и лучевая терапия. Умение интерпретировать данные рентгенологических и других нейровизуализационных методов обследования при диагностике неврологической и нейрохирургической патологии.

Фармакология. Механизмы действия лекарственных средств, применяемых в неврологической и нейрохирургической практике, их дозировки и способы введения.

^ Пропедевтика внутренних болезней. Методика обследования соматического статуса больного (для специальностей 1-79 01 01 «Лечебное дело» и 1-79 01 03 «Медико-профилактическое дело»).

^ Пропедевтика детских болезней. Методика обследования соматического статуса ребенка (для специальности 1-79 01 02 «Педиатрия»).

Инфекционные болезни. Методика обследования, клиника, лечение и профилактика наиболее часто встречающихся инфекционных и инфекционно-аллергических заболеваний нервной системы у детей и взрослых. Распространенность в популяции инфекционных поражений нервной системы.

^ Психиатрия, психогигиена и наркология. Умение оценить психический статус больного при неврологической и нейрохирургической патологии, протекающей с изменением сознания и когнитивно-мнестическими нарушениями (для специальности 1-79 01 03 «Медико-профилактическое дело»).

Хирургические болезни. Принципы оперативных вмешательств на центральной и периферической нервной системе у детей и взрослых.

^ Анестезиология и реаниматология. Принципы оказания базисной и дифференцированной интенсивной терапии при острых неврологических и нейрохирургических состояниях. Анестезиологическое обеспечение оперативных вмешательств на центральной и периферической нервной системе (для специальностей 1-79 01 01 «Лечебное дело» и 1-79 01 02 «Педиатрия»).

Оториноларингология. Принципы оценки функционального состояния ЛОР-органов и вестибулярного аппарата (для специальности
«Лечебное дело»).


^ Челюстно-лицевая хирургия и хирургическая стоматология. Принципы оценки функционального состояния зубочелюстной системы (для специальности 1-79 01 07 «Стоматология»).

^ Структура учебной программы. Программа по дисциплине «Неврология и нейрохирургия» состоит из трех разделов: «Общая неврология», «Частная неврология» и «Нейрохирургия».

^ Требования к подготовке студента по окончании изучения дисциплины

Студент должен знать:

для специальности 1-79 01 01 «Лечебное дело»:

  • этиологию, классификацию, патогенез, клиническую картину, диагностику и дифференциальную диагностику, методы профилактики и лечения наиболее частых заболеваний и повреждений центральной и периферической нервной системы у взрослых пациентов;

  • основы диспансеризации и реабилитации пациентов, принципы профилактики и медико-социальной экспертизы;

для специальности 1-79 01 02 «Педиатрия»:

  • этиологию, классификацию, патогенез, клиническую картину, диагностику и дифференциальную диагностику, методы профилактики и лечения наиболее частых заболеваний и повреждений нервной системы у детей и подростков;

для специальности 1-79 01 03 «Медико-профилактическое дело»:

  • этиологию, классификацию, патогенез, клиническую картину, диагностику и дифференциальную диагностику, методы профилактики и лечения наиболее частых заболеваний и повреждений у взрослых пациентов с неврологической и нейрохирургической патологией;

для специальности 1-79 01 07 «Стоматология»:

  • этиологию, патогенез, клинику, диагностику и лечение наиболее частых заболеваний нервной системы;

  • клиническую картину и классификацию нейростоматологических заболеваний;

  • методы нейрохирургического лечения невралгии тройничного нерва;

  • показания к применению методов диагностики нейрохирургических заболеваний.

Студент должен уметь:

для специальности 1-79 01 01 «Лечебное дело»:

  • проводить неврологический осмотр пациента;

  • проводить дифференциальную диагностику нервных и нейрохирургических заболеваний, использовать консультации необходимых врачей-специалистов при установлении заключительного клинического диагноза;

  • определять показания к дополнительным методам диагностики и осуществлять клиническую интерпретацию полученных данных;

  • проводить экспертизу временной и стойкой нетрудоспособности и оформлять лист временной нетрудоспособности;

  • оказывать неотложную медицинскую помощь при обмороке, коллапсе, шоке, коме, инсульте, эпилептическом припадке, черепно-мозговой травме;

  • выполнять первичную хирургическую обработку раны при черепно-мозговой травме, ассистировать при выполнении наиболее частых экстренных нейрохирургических операций;

  • проводить профилактические осмотры населения и диспансерное наблюдение;

для специальности 1-79 01 02 «Педиатрия»:

  • проводить общение с пациентом на основе оценки его возрастных психических и личностных особенностей, индивидуальной реакции на болезнь ребенка, его родителей;

  • целенаправленно и полно собрать анамнез у родителей или лиц, сопровождающих ребенка;

  • проводить неврологический осмотр пациента;

  • организовать диспансерное наблюдение детей и подростков с патологией нервной системы;

  • обследовать новорожденного и ребенка грудного возраста с учетом физиологически и патологически протекающей беременности, родов и послеродового периода;

  • определять показания к дополнительным методам диагностики и осуществлять клиническую интерпретацию полученных данных;

  • проводить дифференциальную диагностику нервных и нейрохирургических заболеваний, использовать консультации необходимых врачей-специалистов при установлении заключительного клинического диагноза;

  • проводить экспертизу состояния ребенка и на основании этого определять сроки временной нетрудоспособности матери по уходу за ребенком и оформлять лист временной нетрудоспособности;

  • оказывать неотложную медицинскую помощь при обмороке, коллапсе, шоке, коме, инсульте, эпилептическом припадке, черепно-мозговой травме;

  • использовать лекарственные средства с учетом особенностей фармакотерапии и детского возраста;

  • выполнять первичную хирургическую обработку раны, ассистировать при выполнении наиболее частых экстренных операций;

для специальности 1-79 01 03 «Медико-профилактическое дело»:

  • проводить профилактический осмотр населения и диспансерное наблюдение;

  • оценить неврологический статус, оказать неотложную медицинскую помощь при обмороке, коллапсе, шоке, коме, инсульте, эпилептическом припадке, черепно-мозговой травме;


для специальности 1-79 01 07 «Стоматология»:

  • исследовать и выявлять нарушения функций черепных нервов;

  • выявлять неврологические симптомы;

  • проводить дифференциальную диагностику и лечение заболеваний с зубной болью, болью в лицевой области, ротовой полости;

  • расшифровывать результат лучевого исследования (рентгенографии, томографии) черепа, челюстно-лицевой области, позвоночника;

  • выполнять блокаду при невралгиях черепных нервов.

^ Характеристика рекомендуемых методов обучения. При организации обучения рекомендуется использовать традиционные методы преподавания дисциплины: лекции, практические занятия; а также элементы управляемой самостоятельной работы студентов.

Обучение рекомендуется организовывать с использованием традиционных и современных учебно-информационных ресурсов (компьютерных презентаций лекций и практических занятий, показа учебных фильмов), интерактивных ресурсов в локальной компьютерной сети вуза и Internet.

Практическая подготовка обеспечивается участием студентов в клинических обходах, консультациях, в самостоятельной работе с пациентами под контролем преподавателя, отработке на базе специализированной клиники диагностических приемов и клинических навыков, оформлении историй болезней, а также решением ситуационных задач. Контроль подготовки студентов, качества обучения осуществляется путём устного опроса или выполнения письменных контрольных заданий (в том числе тестовых) в процессе практических занятий.

Самостоятельная работа студентов организуется во время внеаудиторной работы. Организация самостоятельной работы студентов рекомендуется в формах:

  • разбора ситуационных задач с самостоятельным составлением плана дополнительных обследований и лечения;

  • клинического разбора истории болезни с последующим проведением дифференциальной диагностики, обоснованием диагноза, методов лечения;

  • подготовки и оформления учебной истории болезни стационарного больного;

  • посещения заседаний студенческого научного кружка (СНК) кафедры;

  • проведения учебных научных исследований, написания научно-исследовательских студенческих работ;

  • выступления с докладами на студенческих научных конференциях.



^ Распределение бюджета учебного времени по семестрам


Шифр, название

специальности

Семестр

Количество часов учебных занятий

Форма

аттестации

всего

аудиторных

из них

лекций

лабораторных

практических

семинаров

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1-79 01 01 «Лечебное дело»

7

202

52

12

-

40

-

зачет

8

60

20

-

40

-

экзамен

Всего часов




202

112

32

-

80







1-79 01 02 «Педиатрия»

7

194

49

14

-

35

-

зачет

8

58

18

-

40

-

экзамен

Всего часов




194

107

32

-

75







1-79 01 03 «Медико-профилактическое дело»

8

60

40

10




30




зачет

^ Всего часов




60

40

10




30







1-79 01 07 «Стоматология»

8

48

31

16




15




зачет

^ Всего часов




48

31

16




15








^ ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Наименование раздела (темы)

Количество часов аудиторных занятий

для специальности 1-79 01 01

«Лечебное дело»

для специальности

1-79 01 02

«Педиат

рия»


для специальности

1-79 01 03

«Медико-профилак

тическое дело»


для специальности

1-79 01 07

«Стомато

логия»


лекций

практических

лекций

практических

лекций

практических

лекций

практических

1

2

3

4

5

6

7

8

9

^ 1. ОБЩАЯ НЕВРОЛОГИЯ

13

33

12

30

3,5

9

3,5

4,5

1.1.Введение в дисциплину. История развития неврологии и нейрохирургии. Структурно-функциональная организация нервной системы

2

1

2

1

0,5

0,5

0,5

0,5

1.2.Инструментальные методы исследования в диагностике заболеваний нервной системы

1

2

1

2

0,5

0,5

0,5

0,5

1.3.Чувствительность и ее нарушения

1

5

1

5

0,5

1

0,5

0,5

1.4.Двигательная система и синдромы ее поражения

1

5

1

5

0,5

1

0,5

0,5

1.5.Черепные нервы. Методы исследования и синдромы поражения

-

10

-

10

-

1

-

0,5

1.6.Вегетативная (автономная) нервная система и синдромы ее поражения

1

1

-

-

-

1

-

-

1.7.Полушария головного мозга и высшие мозговые функции

2

3

2

2

0,5

1

0,5

0,5

1.8.Оболочки головного мозга, цереброспинальная жидкость, менингеальный синдром, синдром внутричерепной гипертензии

2

2

2

2

-

1

-

0,5

1.9.Кровоснабжение головного и спинного мозга

2

2

2

1

0,5

1

0,5

-

1.10.Синдромы очагового поражения нервной системы

1

2

1

2

0,5

1

0,5

1




Наименование раздела (темы)

Количество часов аудиторных занятий

для специальности 1-79 01 01

«Лечебное дело»


для специальности

1-79 01 02

«Педиат

рия»


для специальности

1-79 01 03

«Медико-профилактическое дело»

для специальнос

ти

1-79 01 07

«Стомато

логия»

лекций

практических

лекций

практических

лекций

практических

лекций

практических

1

2

3

4

5

6

7

8

9

^ 2. ЧАСТНАЯ НЕВРОЛОГИЯ

13

30

14

30

4,5

16

8,5

5,5

2.1.Пропедевтика заболеваний нервной системы у детей и взрослых

-

5

-

5

-

1

-

0,5

2.2.Инфекционно-воспалительные и аутоиммунные поражения нервной системы

2

5

2

2

1

2

1

1

2.3. Сосудистые заболевания нервной системы

2

5

2

2

0,5

2

0,5

1

2.4.Заболевания вегетативной нервной системы

1

-

1

1

-

-

-

-

2.5.Заболевания периферической нервной системы

2

5

1

-

-

2

1

1

2.6. Головные и лицевые боли

2

2

-

-

-

1

6

1,5

2.7. Поражение нервной системы при воздействии физических и химических факторов. Пищевые интоксикации

-

-

-

-

2

5

-

-

2.8.Наследственные и дегенеративные

заболевания нервной и нервно-мышечной систем

2

5

4

5

-

1

-

-

2.9.Перинатальные поражения нервной системы. Детские церебральные параличи

-

-

2

5

-

-

-

-

2.10. Эпилепсия и судорожные состояния

2

3

2

5

1

2




0,5

2.11.Неврозы и астенические состояния у детей

-

-

-

5

-

-

-

-
  1   2   3

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

С. А. Лихачев, заведующий неврологическим отделом Государственного учреждения «Республиканский научно-практический центр неврологии и нейрохирургии», главный вне icon Э. А. Надыров, заведующий лабораторией клинических исследований Государственного учреждения Республиканский

С. А. Лихачев, заведующий неврологическим отделом Государственного учреждения «Республиканский научно-практический центр неврологии и нейрохирургии», главный вне icon Л. П. Титов, заведующий лабораторией клинической и экспериментальной микробиологии Государственного

С. А. Лихачев, заведующий неврологическим отделом Государственного учреждения «Республиканский научно-практический центр неврологии и нейрохирургии», главный вне icon Авторы: ведущий научный сотрудник лаборатории медицинской генетики и мониторинга врожденных пороков
Государственного учреждения «Республиканский научно-практический центр «Мать и дитя», кандидат медицинских...
С. А. Лихачев, заведующий неврологическим отделом Государственного учреждения «Республиканский научно-практический центр неврологии и нейрохирургии», главный вне icon 14. Республиканский научно-практический центр «Неврологии и нейрохирургии» (рнпц нн)
Реестр тем научно-исследовательских работ, завершенных в научно-исследовательских организациях Министерства...
С. А. Лихачев, заведующий неврологическим отделом Государственного учреждения «Республиканский научно-практический центр неврологии и нейрохирургии», главный вне icon А. В. Белецкий, директор Государственного учреждения «Республиканский научно-практический центр травматологии
А. В. Мартинович, заведующий кафедрой травматологии и ортопедии Учреждения образования Белорусский...
С. А. Лихачев, заведующий неврологическим отделом Государственного учреждения «Республиканский научно-практический центр неврологии и нейрохирургии», главный вне icon А. В. Белецкий, директор государственного учреждения «Республиканский научно-практический центр травматологии
А. В. Мартинович, заведующий кафедрой травматологии и ортопедии Учреждения образования «Белорусский...
С. А. Лихачев, заведующий неврологическим отделом Государственного учреждения «Республиканский научно-практический центр неврологии и нейрохирургии», главный вне icon А. В. Белецкий, директор Государственного учреждения «Республиканский научно-практический центр травматологии

С. А. Лихачев, заведующий неврологическим отделом Государственного учреждения «Республиканский научно-практический центр неврологии и нейрохирургии», главный вне icon Применение в нейрохирургии и неврологии
Ассоциации нейрохирургов рт, заведующий кафедрой неврологии и нейрохирургии Факультета повышения...
С. А. Лихачев, заведующий неврологическим отделом Государственного учреждения «Республиканский научно-практический центр неврологии и нейрохирургии», главный вне icon Л. А. Пашкевич, заместитель директора Учреждения здравоохранения «Республиканский научно-практический

С. А. Лихачев, заведующий неврологическим отделом Государственного учреждения «Республиканский научно-практический центр неврологии и нейрохирургии», главный вне icon Приказ Министерства здравоохранения Республики Беларусь 05. 07. 2005 г. №391 положение о порядке
Об утверждении положения о порядке направления на обследование и лечение в государственное учреждение...
Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Медицина