|
Скачать 0.58 Mb.
|
![]() составители: А.С.Федулов, заведующий кафедрой нервных и нейрохирургических болезней Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет», доктор медицинских наук, профессор; В.Г.Логинов, доцент кафедры нервных и нейрохирургических болезней Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет», кандидат медицинских наук, доцент РЕЦЕНЗЕНТЫ: Кафедра неврологии Учреждения образования «Гродненский государственный медицинский университет»; Кафедра детской неврологии Государственного учреждения образования «Белорусская медицинская академия последипломного образования»; С.А.Лихачев, заведующий неврологическим отделом Государственного учреждения «Республиканский научно-практический центр неврологии и нейрохирургии», главный внештатный невролог Министерства здравоохранения Республики Беларусь, доктор медицинских наук, профессор ^ Кафедрой нервных и нейрохирургических болезней Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет» (протокол № 5 от 30.12.2010 г.); Научно-методическим советом Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет» (протокол № 9 от 25.05.2011 г.); Секцией по специальности 1-79 01 01 «Лечебное дело» Учебно-методического объединения по медицинскому образованию (протокол № 5 от 27.05.2011 г.); Секцией по специальности 1-79 01 02 «Педиатрия» Учебно-методического объединения по медицинскому образованию (протокол № 4 от 27.05.2011 г.); Секцией по специальности 1-79 01 03 «Медико-профилактическое дело» Учебно-методического объединения по медицинскому образованию (протокол № 4 от 27.05.2011 г.); Секцией по специальности 1-79 01 07 «Стоматология» Учебно-методического объединения по медицинскому образованию (протокол № 5 от 26.05.2011 г.). ^ «Неврология и нейрохирургия» – дисциплина, содержащая сведения об этиологии, патогенезе, клинических проявлениях болезней нервной системы, их диагностике, лечении и профилактике. Типовая учебная программа разработана в соответствии с нормативными документами:
Типовая учебная программа дисциплины «Неврология и нейрохирургия» предусматривает преподавание и изучение новейших достижений науки и техники, практического здравоохранения в диагностике, лечении и профилактике нервных и нейрохирургических болезней, реабилитации пациентов. Особенность новой типовой учебной программы состоит в постановке современных задач изучения и преподавания дисциплины, направленных на формирование у студентов академической, социально-личностной и профессиональной компетенции, проблемно-ориентированного клинического мышления. Цель преподавания и изучения дисциплины «Неврология и нейрохирургия» состоит в формировании у студентов научных знаний об этиологии, патогенезе, диагностике, лечении и профилактике наиболее распространенных нервных и нейрохирургических болезней, приобретении умений обследования и оказания необходимой медицинской помощи пациентам с данными заболеваниями. Задачи изучения дисциплины состоят в приобретении студентами:
Содержание учебного материала типовой учебной программы отличается от предыдущих программ изменениями структуры в соответствии с классификацией нервных и нейрохирургических болезней по Международной классификации болезней (МКБ-10), а также изменениями в современной структуре неврологической патологии человека. Учебный материал дополнен новыми научными данными, касающимися этиологии и патогенеза заболеваний, их диагностики, лечения и профилактики, а также реабилитации пациентов. Специфика подготовки студентов по неврологии и нейрохирургии для специальности 1-79 01 01 «Лечебное дело» заключается в том, что студентам на основе дисциплинарного и системного подходов излагаются анатомо-физиологические основы нервной системы, а также особенности проявления, течения, лечения и профилактики неврологической и нейрохирургической патологии у пациентов всех возрастных категорий. Специфика подготовки студентов по неврологии и нейрохирургии для специальности 1-79 01 02 «Педиатрия» состоит в том, что студентам приоритетно излагаются возрастные анатомо-физиологические свойства нервной системы у детей и подростков, а также некоторые особенности проявления и течения неврологической и нейрохирургической патологии в детском возрасте. Акцент обучения при этом делается на ту патологию, которая встречается или дебютирует преимущественно или исключительно в детском и подростковом периоде. Специфика подготовки студентов по неврологии и нейрохирургии для специальности 1-79 01 03 «Медико-профилактическое дело» определяется тем, что практическая неврология тесно связана с санитарно-эпидемиологической службой, с участием которой проводятся важные организационные мероприятия по снижению уровня профессиональных болезней. При этом достаточно широкая распространенность профессиональной патологии требует знания ее клиники, освоения методов диагностики, лечения и профилактики. Специфика подготовки студентов по неврологии и нейрохирургии для специальности 1-79 01 07 «Стоматология» заключается в том, что при изложении учебного материала основное внимание уделяется анатомии, физиологии и патологии челюстно-лицевой области, а также тем наиболее часто встречающимся острым нервным и нейрохирургическим заболеваниям, с которыми может столкнуться врач-стоматолог в своей практической деятельности. Успешное освоение дисциплины «Неврология и нейрохирургия» обеспечивается предшествующим или параллельным изучением следующих дисциплин: ^ Анатомические основы строения нервной системы. Гистология, цитология и эмбриология. Особенности гистологического строения и эмбриогенеза центральной и периферической нервной системы. ^ Морфологические основы неврологической патологии: цереброваскулярной, воспалительной, нейродегенеративной, опухолевой, травматической. ^ Основы нормальной физиологической деятельности нервной системы. Патологическая физиология. Наиболее важные патофизиологические проявления при поражении нервной системы. ^ Основы обменных процессов в нервной ткани в норме и при патологии. Лучевая диагностика и лучевая терапия. Умение интерпретировать данные рентгенологических и других нейровизуализационных методов обследования при диагностике неврологической и нейрохирургической патологии. Фармакология. Механизмы действия лекарственных средств, применяемых в неврологической и нейрохирургической практике, их дозировки и способы введения. ^ Методика обследования соматического статуса больного (для специальностей 1-79 01 01 «Лечебное дело» и 1-79 01 03 «Медико-профилактическое дело»). ^ Методика обследования соматического статуса ребенка (для специальности 1-79 01 02 «Педиатрия»). Инфекционные болезни. Методика обследования, клиника, лечение и профилактика наиболее часто встречающихся инфекционных и инфекционно-аллергических заболеваний нервной системы у детей и взрослых. Распространенность в популяции инфекционных поражений нервной системы. ^ Умение оценить психический статус больного при неврологической и нейрохирургической патологии, протекающей с изменением сознания и когнитивно-мнестическими нарушениями (для специальности 1-79 01 03 «Медико-профилактическое дело»). Хирургические болезни. Принципы оперативных вмешательств на центральной и периферической нервной системе у детей и взрослых. ^ Принципы оказания базисной и дифференцированной интенсивной терапии при острых неврологических и нейрохирургических состояниях. Анестезиологическое обеспечение оперативных вмешательств на центральной и периферической нервной системе (для специальностей 1-79 01 01 «Лечебное дело» и 1-79 01 02 «Педиатрия»). Оториноларингология. Принципы оценки функционального состояния ЛОР-органов и вестибулярного аппарата (для специальности «Лечебное дело»). ^ Принципы оценки функционального состояния зубочелюстной системы (для специальности 1-79 01 07 «Стоматология»). ^ . Программа по дисциплине «Неврология и нейрохирургия» состоит из трех разделов: «Общая неврология», «Частная неврология» и «Нейрохирургия». ^ Студент должен знать: для специальности 1-79 01 01 «Лечебное дело»:
для специальности 1-79 01 02 «Педиатрия»:
для специальности 1-79 01 03 «Медико-профилактическое дело»:
для специальности 1-79 01 07 «Стоматология»:
Студент должен уметь: для специальности 1-79 01 01 «Лечебное дело»:
для специальности 1-79 01 02 «Педиатрия»:
для специальности 1-79 01 03 «Медико-профилактическое дело»:
для специальности 1-79 01 07 «Стоматология»:
^ При организации обучения рекомендуется использовать традиционные методы преподавания дисциплины: лекции, практические занятия; а также элементы управляемой самостоятельной работы студентов. Обучение рекомендуется организовывать с использованием традиционных и современных учебно-информационных ресурсов (компьютерных презентаций лекций и практических занятий, показа учебных фильмов), интерактивных ресурсов в локальной компьютерной сети вуза и Internet. Практическая подготовка обеспечивается участием студентов в клинических обходах, консультациях, в самостоятельной работе с пациентами под контролем преподавателя, отработке на базе специализированной клиники диагностических приемов и клинических навыков, оформлении историй болезней, а также решением ситуационных задач. Контроль подготовки студентов, качества обучения осуществляется путём устного опроса или выполнения письменных контрольных заданий (в том числе тестовых) в процессе практических занятий. Самостоятельная работа студентов организуется во время внеаудиторной работы. Организация самостоятельной работы студентов рекомендуется в формах:
^
^
|