
СОСТАВИТЕЛИ:
А.В.Мартинович, заведующий кафедрой травматологии и ортопедии Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет», кандидат медицинских наук, доцент;
С.И.Киричек, доцент кафедры травматологии и ортопедии Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет», кандидат медицинских наук, доцент
РЕЦЕНЗЕНТЫ:
Кафедра травматологии, ортопедии и военно-полевой хирургии Учреждения образования «Гомельский государственный медицинский университет»;
А.В.Белецкий, директор Государственного учреждения «Республиканский научно-практический центр травматологии и ортопедии», Заслуженный деятель науки Республики Беларусь, Лауреат Государственной премии Республики Беларусь, доктор медицинских наук, профессор
^
Кафедрой травматологии и ортопедии Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет»
(протокол № 3 от «22» сентября 2011 г.);
Научно-методическим советом Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет»
(протокол № 3 от 14.02.2001 г.);
Секцией по специальности 1-79 01 07 «Медико-профилактическое дело» Учебно-методического объединения по медицинскому образованию
(протокол № 2 от 16.12.2011 г.)
^
Травматология и ортопедия - учебная дисциплина, содержащая систематизированные научные знания и методики об этиологии, патогенезе, механизмах травмы, клинических проявлениях, методах рентгенологической, лабораторной, радиоизотопной, ультразвуковой, морфологической диагностики, компьютерной томографии, магниторезонансной томографии, дифференциальной диагностики, комплексного консервативного и оперативного лечения, реабилитации и профилактики врожденных и приобретённых заболеваний и повреждений опорно-двигательного аппарата.
Типовая учебная программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
образовательным стандартом по специальности высшего медицинского образования первой ступени 1-79 01 03 «Медико-профилактическое дело» (ОС РБ 1-79 01 03-2008), утвержденным и введенным в действие постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 02.05.2008 г. № 40;
типовым учебным планом по специальности высшего медицинского образования первой ступени 1-79 01 03 «Медико-профилактическое дело» (регистрационный № L 79-008/тип.), утвержденным Министерством образования Республики Беларусь 16.04.2008 г.
Типовая учебная программа дисциплины «Травматология и ортопедия» включает новейшие научные данные по патоморфологическим особенностям часто встречающихся заболеваний и повреждений опорно-двигательного аппарата, методикам компьютерной томографии и ультразвуковой диагностики, методам остеосинтеза, артроскопии, эндопротезированию крупных суставов, реабилитации пациентов после травмы. Особенность новой типовой учебной программы состоит в постановке задач изучения и преподавания дисциплины, направленных на формирование у студентов академической, социально-личностной и профессиональной компетенции.
Цель преподавания и изучения дисциплины «Травматология и ортопедия» состоит в формировании у студентов и приобретении ими научных знаний об основных повреждениях, врождённых и посттравматических заболеваниях опорно-двигательного аппарата у детей и взрослых.
Задачи изучения дисциплины состоят в приобретении студентами академической компетенции, основу которой составляет способность к самостоятельному поиску учебно-информационных ресурсов, овладению методами приобретения и осмысления знания:
этапов становления специальности как научной дисциплины;
принципов организации ортопедотравматологической службы в Республике Беларусь;
причин высокого уровня травматизма и возможных путей его профилактики;
важнейших ранних и поздних, местных и общих осложнений травматической болезни;
клинико-рентгенологических проявлений типичных повреждений и заболеваний опорно-двигательного аппарата;
принципов оказания первичной медицинской помощи при повреждениях конечностей, таза и позвоночника;
важнейших методов консервативного и оперативного лечения пациентов с травмами опорно-двигательного аппарата и ортопедическими заболеваниями;
основ реабилитации пациентов с заболеваниями и повреждениями опорно-двигательного аппарата.
Задачи преподавания дисциплины состоят в формировании социально-личностной и профессиональной компетенции, основа которой заключается в знании и применении:
методов клинического ортопедического обследования пациентов, способствующих формированию клинического мышления;
методов проведения диагностики основных нозологических форм повреждений и заболеваний опорно-двигательного аппарата;
методов оказания помощи при травмах на догоспитальном этапе;
иммобилизационного и экстензионного методов лечения переломов костей конечностей, таза и позвоночника;
методик консервативного этапного лечения врождённой ортопедической патологии;
методов восстановительного лечения.
Преподавание и успешное изучение дисциплины «Травматология и ортопедия» осуществляется на базе приобретенных студентом знаний и умений по разделам следующих дисциплин:
^ Устройства и назначение медицинской аппаратуры, используемой в травматологии и ортопедии. Правила техники безопасности при работе с электрическими приборами. Рентгеновское излучение и его биофизические механизмы действия. Основы медицинской статистики и информатики.
^ Строение, функции и обмен аминокислот, нуклеиновых кислот, белков, углеводов, липидов. Биосинтез нуклеиновых кислот и белков. Энергетический обмен в клетке. Клеточные мембраны. Пассивный и активный транспорт веществ через мембранные структуры клеток. Основы молекулярной генетики.
^ Практическое владение грамматикой и принципами словообразования. Знание значений латинских словообразовательных элементов и определенного минимума медицинской терминологии на латинском языке.
^ Строение тела человека, составляющих его систем, органов, тканей, половые и возрастные особенности организма. Международная анатомическая терминология.
^ Международная гистологическая терминология. Основы репаративного остеогенеза. Международная гистологическая терминология.
^ Организм и его защитные системы. Основные принципы формирования и регуляции физиологических функций.
Патологическая анатомия. Воспаление, дистрофия, онкогенез — понятие и биологическая сущность.
^ Учение о патогенезе. Роль реактивности организма в патологии. Механизм возникновения боли. Аллергическая реактивность организма. Патологическая физиология инфекционного, опухолевого процесса.
Фармакология. Фармакодинамика лекарственных средств. Основные принципы действия лекарственных веществ. Побочное и токсическое действие лекарственных веществ. Вещества, влияющие на процессы воспаления и аллергии. Противомикробные и противопаразитарные средства: антисептические, дезинфицирующие, химиотерапевтические.
^ Физикальное обследование пациента и основные принципы диагностики. Клиника, диагностика и неотложная помощь пациентам с состояниями, угрожающими жизни.
^ Принципы и правила транспортной иммобилизации. Течение раневого процесса. Уход за пациентом хирургического профиля.
Лучевая диагностика и лучевая терапия. Лучевая диагностика повреждений и заболеваний опорно-двигательного аппарата, их осложнений. Рентгенологическая семиотика.
^
Студент должен знать:
частоту, социально-экономические проблемы травм и заболеваний опорно-двигательного аппарата, этиологию и патогенез наиболее частых ортопедических заболеваний;
причины травм и заболеваний опорно-двигательного аппарата, этиологию и патогенез некоторых, часто встречающихся ортопедических заболеваний;
этиологию, классификации, патогенез, клиническую картину, диагностику и дифференциальную диагностику наиболее частых повреждений и заболеваний у взрослых пациентов с патологией опорно-двигательной системы;
объем первой медицинской и врачебной помощи при повреждениях опорно-двигательного аппарата;
современные методы лечения повреждений и заболеваний опорно-двигательного аппарата;
методы профилактики и реабилитации пациентов с наиболее часто встречающимися ортопедическими заболеваниями и травмами.
Студент должен уметь:
обследовать больных с повреждениями и заболеваниями опорно-двигательного аппарата;
распознавать типичные повреждения и заболевания опорно-двигательного аппарата;
оказывать неотложную медицинскую помощь при повреждениях опорно-двигательного аппарата;
выполнять транспортную иммобилизацию при различных повреждениях конечностей, позвоночника и костей таза;
производить временную остановку кровотечений (наложение жгута, давящей повязки, жгута-закрутки) при открытых переломах;
диагностировать нарушение осанки и сколиотическую болезнь, направить пациента в специализированное учреждение здравоохранения для консультации.
^
При организации обучения рекомендуется использовать традиционные методы преподавания дисциплины: лекции, практические занятия, а также элементы управляемой самостоятельной работы студентов. Обучение рекомендуется организовывать с использованием традиционных и современных учебно-информационных ресурсов (компьютерных презентаций лекций и практических занятий).
Практические занятия проводятся в учебных кабинетах,
операционных и лечебных отделениях учреждений здравоохранения ортопедотравматологического профиля.
Самостоятельная работа студентов организуется во время внеаудиторной работы. Самостоятельная работа студента может осуществляется под контролем преподавателя и включает:
отработку мануальных навыков на фантомах;
посещение заседаний студенческого научного кружка (СНК) кафедры;
проведение учебных научных исследований;
написание научно-исследовательских студенческих работ;
выступление с докладами на студенческих научных конференциях.
Контроль подготовки студентов рекомендуется проводить путем устных и письменных (в том числе тестовых) опросов в процессе практических занятий. Текущая аттестация проводится в соответствии с типовым учебным планом в форме зачета (10 семестр). Рекомендуется использование компьютерного тестового контроля знаний студентов
Для изучения дисциплины предусмотрено всего 42 часа, аудиторных занятий 28 часов, из них 8 часов лекций и 20 часов практических занятий.
^
Наименование раздела (темы)
|
Количество часов
аудиторных занятий
|
лекций
|
практических
|
1. Общая травматология
|
4
|
5
|
1.1. Введение в дисциплину «Травматология и ортопедия»
|
1
|
-
|
1.2. Принципы и методы лечения пациентов с повреждениями и заболеваниями опорно-двигательного аппарата
|
1
|
2
|
1.3. Производственный и непроизводственный травматизм
|
2
|
-
|
1.4. Особенности обследования пострадавших с травмой опорно-двигательного аппарата
|
-
|
3
|
^
|
-
|
15
|
2.1. Повреждения верхней конечности
|
-
|
5
|
2.2. Повреждения нижней конечности
|
-
|
5
|
2.3. Переломы костей таза
|
-
|
2
|
2.4. Повреждения позвоночника
|
-
|
3
|
3. Ортопедия
|
4
|
-
|
3.1 Врожденный вывих бедра
|
2
|
-
|
3.2. Осанка. Виды ее нарушений
|
1
|
-
|
3.3. Сколиотическая болезнь
|
1
|
-
|
Всего часов
|
8
|
20
|
Содержание учебного материала
^
Понятие о травматологии и ортопедии. Эмблема ортопедии. Развитие травматологической и ортопедической помощи в Республике Беларусь. Вклад ортопедов Беларуси в развитие современной ортопедии и травматологии
^
Консервативные методы лечения – фиксационный и экстензионный. Виды гипсовых повязок. Техника применения гипсовых шин и циркулярных повязок. Показания к их применению. Достоинства и недостатки этого вида лечения. Возможные осложнения и их профилактика.
Постоянное скелетное вытяжение. Показания к применению. Техника выполнения. Достоинства метода.
Оперативное лечение переломов. Виды остеосинтеза (кортикальный, накостный, интрамедуллярный, внеочаговый, чрескостный, компрессионно-дистракционный). Показания. Достоинства метода. Возможные осложнения. Их профилактика.
^
Сколиоз. Определение. Этиопатогенез. Патологическая анатомия. Классификация. Клиника. Диагностика. Признаки возможного прогрессирования. Современное консервативное и оперативное лечение.
^
Литература
Основная:
Крюк, А.С. Повреждения верхней конечности: учебно-методическое пособие / А.С.Крюк, С.И.Киричек. Минск: БГМУ, 1988, 58 с.
Крюк, А.С. Повреждения таза, нижней конечности и позвоночника: учебно-методическое пособие / А.С.Крюк, С.И.Киричек. Минск: БГМУ, 1988, 54 с.
Губко, А.А. Врачебная помощь при травме: учебно-методическое пособие / А.А.Губко, С.И.Киричек. Минск: БГМУ, 1990. 96 с.
Дополнительная:
Юмашев, Г.С. Травматология и ортопедия: учебник / Г.С.Юмашев. М., 1990. 575 с.
Критерии оценок результатов учебной деятельности
10 баллов — десять:
систематизированные, глубокие и полные знания по всем разделам типовой учебной программы по дисциплине «Травматология и ортопедия», а также по основным вопросам, выходящим за ее пределы;
точное использование научной терминологии (в том числе на латинском языке), стилистически грамотное, логически правильное изложение ответа на вопросы;
безупречное владение алгоритмом постановки диагноза типичного, часто встречающегося повреждения опорно-двигательного аппарата, умение оказать помощь пострадавшему как на месте происшествия, так и на госпитальном этапе, установить диагноз распространенной ортопедической патологии (предусмотренной программой);
выраженная способность самостоятельно и творчески решать сложные проблемы диагностики и оказания помощи пострадавшим в нестандартной ситуации;
полное и глубокое усвоение основной и дополнительной литературы, рекомендованной учебной программой дисциплины;
умение ориентироваться в теориях, концепциях и направлениях по изучаемой дисциплине и давать им критическую оценку, использовать научные достижения смежных дисциплин;
творческая самостоятельная работа на практических занятиях, активное участие в групповых обсуждениях, высокий уровень культуры исполнения заданий.
9 баллов - девять:
систематизированные, глубокие и полные знания по всем разделам учебной программы;
точное использование научной терминологии (в том числе на латинском языке), стилистически грамотное, логически правильное изложение ответа на вопросы;
безупречное владение алгоритмом постановки диагноза типичного, часто встречающегося повреждения опорно-двигательного аппарата, умение оказать помощь пострадавшему как на месте происшествия, так и на госпитальном этапе, установить диагноз распространенной ортопедической патологии (предусмотренной программой);
способность самостоятельно и творчески решать сложные проблемы диагностики и оказания помощи пострадавшим в нестандартной ситуации в рамках учебной программы;
полное усвоение основной и дополнительной литературы, рекомендованной учебной программой дисциплины;
умение ориентироваться в основных теориях, концепциях и направлениях по изучаемой дисциплине и давать им критическую оценку;
самостоятельная работа на практических занятиях, творческое участие в групповых обсуждениях, высокий уровень культуры исполнения заданий.
8 баллов - восемь:
систематизированные, глубокие и полные знания по всем поставленным вопросам в объеме учебной программы;
использование научной терминологии (в том числе на латинском языке), стилистически грамотное, логически правильное изложение ответа на вопросы, умение делать обоснованные выводы;
владение алгоритмом постановки диагноза типичного, часто встречающегося повреждения опорно-двигательного аппарата, умение оказать помощь пострадавшему как на месте происшествия, так и на госпитальном этапе, установить диагноз распространенной ортопедической патологии (предусмотренной программой);
способность самостоятельно решать сложные проблемы в рамках учебной программы;
усвоение основной и дополнительной литературы, рекомендованной учебной программой дисциплины;
умение ориентироваться в основных теориях, концепциях и направлениях по изучаемой дисциплине и давать им критическую оценку;
активная самостоятельная работа на практических занятиях, систематическое участие в групповых обсуждениях, высокий уровень культуры исполнения заданий.
7 баллов - семь:
систематизированные, глубокие и полные знания по всем разделам учебной программы;
использование научной терминологии (в том числе на латинском языке), лингвистически и логически правильное изложение ответа на вопросы, умение делать обоснованные выводы;
владение алгоритмом постановки диагноза типичного, часто встречающегося повреждения опорно-двигательного аппарата, умение оказать помощь пострадавшему, как на месте происшествия, так и на госпитальном этапе, установить диагноз распространенной ортопедической патологии;
способность самостоятельно применять типовые решения в рамках учебной программы;
усвоение основной и дополнительной литературы, рекомендованной учебной программой дисциплины;
слабое умение ориентироваться в основных теориях, концепциях и направлениях по изучаемой дисциплине и давать им критическую оценку;
самостоятельная работа на практических занятиях, систематическое участие в групповых обсуждениях, высокий уровень культуры исполнения заданий.
6 баллов - шесть:
достаточно полные и систематизированные знания в объеме учебной программы;
использование необходимой научной терминологии, стилистически грамотное, логически правильное изложение ответа на вопросы, умение делать обоснованные выводы;
владение алгоритмом постановки диагноза типичного, часто встречающегося повреждения опорно-двигательного аппарата, умение оказать помощь пострадавшему на месте происшествия, установить диагноз распространенной ортопедической патологии (предусмотренной программой);
способность самостоятельно применять типовые решения в рамках учебной программы;
усвоение основной литературы, рекомендованной учебной программой дисциплины;
слабое умение ориентироваться в базовых теориях, концепциях и направлениях по изучаемой дисциплине и давать им сравнительную оценку;
периодическое участие в групповых обсуждениях, высокий уровень культуры исполнения заданий.
5 баллов - пять:
достаточные знания в объеме учебной программы;
использование научной терминологии, стилистически грамотное, логически правильное изложение ответа на вопросы, умение делать выводы;
владение алгоритмом постановки диагноза типичного, часто встречающегося повреждения опорно-двигательного аппарата, умение оказать помощь пострадавшему на месте происшествия, установить диагноз распространенной ортопедической патологии (предусмотренной программой);
способность самостоятельно применять типовые решения в рамках учебной программы;
усвоение основной литературы, рекомендованной учебной программой дисциплины;
недостаточное умение ориентироваться в базовых теориях, концепциях и направлениях по изучаемой дисциплине и давать им сравнительную оценку;
участие в групповых обсуждениях, высокий уровень культуры исполнения заданий.
4 балла - четыре, ЗАЧТЕНО:
достаточный объем знаний в рамках образовательного стандарта;
усвоение основной литературы, рекомендованной учебной программой дисциплины;
использование научной терминологии, стилистическое и логическое изложение ответа на вопросы, умение делать выводы без существенных ошибок;
владение алгоритмом постановки диагноза типичного, часто встречающегося повреждения опорно-двигательного аппарата, умение оказать помощь пострадавшему на месте происшествия, установить диагноз распространенной ортопедической патологии (предусмотренной программой);
умение под руководством преподавателя решать стандартные (типовые) задачи;
недостаточное умение ориентироваться в основных теориях, концепциях, направлениях по изучаемой дисциплине и давать им оценку;
работа под руководством преподавателя на практических занятиях, допустимый уровень культуры исполнения заданий.
3 балла - три, НЕЗАЧТЕНО:
недостаточно полный объем знаний в рамках образовательного стандарта;
знание части основной литературы, рекомендованной учебной программой дисциплины;
использование научной терминологии, изложение ответа на вопрос с существенными лингвистическими и логическими ошибками;
слабое владение алгоритмом постановки диагноза типичного, часто встречающегося повреждения опорно-двигательного аппарата, слабое, недостаточное умение оказать помощь пострадавшему на месте происшествия, неумение поставить диагноз ортопедической патологии, предусмотренной программой;
неумение ориентироваться в основных теориях, концепциях, направлениях изучаемой дисциплины;
пассивность на практических занятиях, низкий уровень культуры исполнения заданий.
2 балла - два, НЕЗАЧТЕНО:
фрагментарные знания в рамках образовательного стандарта;
знание отдельных литературных источников, рекомендованных учебной программой дисциплины;
неумение использовать научную терминологию дисциплины, наличие в ответе грубых стилистических и логических ошибок;
слабое владение алгоритмом постановки диагноза повреждения опорно-двигательного аппарата и ортопедической патологии, предусмотренной программой;
пассивность на практических занятиях, низкий уровень культуры исполнения заданий.
^
отсутствие знаний и компетенций в рамках образовательного стандарта или отказ от ответа.
Рекомендуемые средства диагностики
Оценка учебных достижений студента осуществляется с использованием фонда оценочных средств и технологий учреждения высшего образования. Фонд оценочных средств учебных достижений студента включает:
типовые задания в различных формах (устные, письменные, тестовые, ситуационные и т.п.);
учебные истории болезни и результаты дополнительных методов исследования (лабораторных, функциональных, лучевых и т.п.);
учебно-исследовательские работы студентов.
Фонд технологий контроля обучения включает:
устный опрос;
тестовый контроль исходных знаний студентов;
графические работы;
защиту учебной истории болезни;
текущую аттестацию по окончании изучения дисциплины с применением устной, письменной, тестовой и иных методик контроля обучения.
Перечень рекомендуемых наглядных пособий
Мультимедийные презентации лекций.
Набор тематических рентгенограмм и слайд-фильмов по всем темам практических занятий.
Оглавление
Пояснительная записка……………………………………………..……………… 3
Примерный тематический план…………………………………………………….7
Содержание учебного материала……………… ………………………..…………7
Общая травматология…………………………………………………….……........7
Частная травматология………………………………………………….…………..9
Ортопедия……………………………………………………………….…………..10
Литература………………………………………………………………………….…………....11
Критерии оценок результатов учебной деятельности…………………………..11
Рекомендуемые средства диагностики…………………………………………....15
Перечень рекомендуемых наглядных пособий…………………………………..15

Сведения об авторах (разработчиках) учебной программы
Фамилия, имя, отчество
|
Мартинович Александр Владимирович
|
Должность, ученая степень, ученое звание
|
Заведующий кафедрой травматологии и ортопедии Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет»
|
служебный
|
(017) 245 12 01
|
Факс:
|
нет
|
E-mail:
|
нет
|
Фамилия, имя, отчество
|
Киричек Сергей Иванович
|
Должность, ученая степень, ученое звание
|
Доцент кафедры травматологии и ортопедии Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет»
|
служебный
|
(017) 227 44 57
|
E-mail:
|
[email protected]
|
|