РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТОЛОГИИ
ПРАКТИКУМ
ПО СУДЕБНОЙ МЕДИЦИНЕ
ПОД РЕДАКЦИЕЙ В.Н.КРЮКОВА и И.В.БУРОМСКОГО
ИЗДАНИЕ 3
СУДЕБНО-МЕДИЦИНСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА
В СЛУЧАЯХ ТРАНСПОРТНОЙ ТРАВМЫ
И ПАДЕНИЯ С ВЫСОТЫ
МОСКВА 2007
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТОЛОГИИ
ПРАКТИКУМ
ПО СУДЕБНОЙ МЕДИЦИНЕ
ПОД РЕДАКЦИЕЙ В.Н.КРЮКОВА и И.В.БУРОМСКОГО
ИЗДАНИЕ 3
^
В СЛУЧАЯХ ТРАНСПОРТНОЙ ТРАВМЫ
И ПАДЕНИЯ С ВЫСОТЫ
Рекомендуется Учебно-методическим объединением
по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России
в качестве учебного пособия для студентов медицинских вузов
МОСКВА 2007
^
Е.М.КИЛЬДЮШОВ, О.Ю.КЛИМОВА, В.Н.КРЮКОВ,
Б.С.НИКОЛАЕВ, В.О.ПЛАКСИН, Ю.А.СОЛОХИН, Т.Н.ШАБАЛИНА
Практикум по судебной медицине. Издание 3. Судебно-медицинская экспертиза в случаях транспортной травмы и падения с высоты: Учебное пособие / Под ред. В.Н.Крюкова и И.В.Буромского. – Москва: ООО Фирма «Светотон ЛТД», 2007. – хх с. – (Учеб. лит. для студ. мед. вузов).
Настоящее учебное пособие подготовлено в соответствии с образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 040100 – Лечебное дело и 040200 – Педиатрия, утвержденным Министерством образования Российской Федерации 09 марта 2000 г., и разработанной на его основе Примерной программой дисциплины «Судебная медицина» для данных специальностей, утвержденной Министерством образования Российской Федерации 25 июня 2003 г.
Практикум составлен адаптированно к 5-му изданию учебника «Судебная медицина» под редакцией проф. В.Н.Крюкова и отражает многолетний опыт работы кафедр судебной медицины Российского государственного медицинского университета и Московского института медико-социальной реабилитологии. Применительно к каждому практическому занятию в нем приведены цель занятия в терминах описания деятельности студента и требования к уровню освоения содержания темы, приведен перечень рекомендуемой основной и дополнительной литературы, алгоритмы и примеры выполнения заданий, вопросы для самоконтроля усвоения материала темы и тестовые пункты для контроля уровня приобретенных знаний.
Предназначен для студентов в качестве учебного пособия при подготовке к практическим занятиям, а также для самостоятельной работы на занятиях.
Р е ц е н з е н т ы:
Бахметьев Владимир Иванович – доктор медицинских наук, профессор, проректор Воронежской государственной медицинской академии, заведующий кафедрой судебной медицины
Пиголкин Юрий Иванович – член-корреспондент РАМН, доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой судебной медицины Московской медицинской академии им. И.М.Сеченова
© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2007
Ни одна часть этого издания не может быть занесена в память компьютера либо воспроизведена любым способом без предварительного письменного разрешения коллектива авторов.
^
Характеристика и структура транспортной травмы, ее виды.
Автомобильная травма, ее классификация, механизмы и фазы образования повреждений применительно каждого из ее видов. Морфологическая характеристика причиняемых повреждений. Понятие о специфических и характерных повреждениях для каждого из видов автомобильной травмы.
Железнодорожная травма, ее виды. Механизм формирования повреждений и их характеристика.
Установление направления движения транспортного средства в случае перекатывания его колеса (колес) через тело пострадавшего, его положения и позы в этот момент.
Краткие сведения о мотоциклетной, тракторной, водно-транспортной и авиационной травме.
Комплексная медико-криминалистическая экспертиза при транспортных происшествиях.
Падение с высоты и на плоскости, их классификация, механизмы образования повреждений. Понятие о контактных и отдаленных повреждений, зависимость их характера от высоты, вида и условий падения. Падения на лестничном марше.
^
Объём и уровень освоения содержания раздела программы призваны обеспечить приобретение знаний, умений и навыков, позволяющих в случае привлечения врача к участию в первоначальных следственных действиях при подозрении на транспортную травму или травму от падения с высоты выполнить функции специалиста в области судебной медицины.
Критериями приобретения необходимого объёма знаний и достижения требуемого уровня освоения материала являются:
Получение представления:
об особенностях судебно-медицинского исследования (экспертизы) трупа в случаях транспортной травмы и падения с высоты: задачах, стоящих перед экспертом, и путях их решения;
о механизмах образования и особенностях повреждений при различных видах автомобильной травмы;
о механизмах образования и особенностях повреждений при различных видах железнодорожной травмы;
о механизмах образования и особенностях повреждений при различных видах падения с высоты;
о возможности лабораторных методов исследования, применяемых при экспертизе повреждений в случаях транспортной травмы и падения с высоты;
о принципах построения судебно-медицинского диагноза и выводов в случаях транспортной травмы и падения с высоты;
Приобретение знаний:
особенности осмотра трупа на месте происшествия или его обнаружения в случаях транспортной травмы и падении с высоты;
особенности экспертного исследования трупа в случаях транспортной травмы и падения с высоты;
структуры выводов (заключения) при экспертизе в случаях транспортной травмы и падения с высоты;
Формирование умения (навыка):
выявления и описания повреждений и загрязнений одежды;
описания и оценки морфологических признаков повреждений мягких покровов, костей и внутренних органов при транспортной травме и падении с высоты;
установления механизмов образования и условий возникновения повреждений в случаях транспортной травмы и падения с высоты;
дифференциальной диагностики различных видов травмы и разновидностей одного вида травмы по характерным для них повреждениям;
формулирования судебно-медицинского диагноза и составления выводов (заключения) эксперта.
Основные исходные знания, необходимые для изучения раздела
базовые знания нормальной и топографической анатомии, гистологии, нормальной и патологической физиологии, патологической анатомии;
основные понятия и классификации, используемые в судебно-медицинской травматологии;
процессуальные основы назначения и производства судебно-медицинской экспертизы в России;
порядок производства судебно-медицинской экспертизы (исследования) трупа;
порядок производства экспертизы живых лиц с целью установления степени тяжести вреда здоровью;
общие требования к оформлению документов при производстве судебно-медицинской экспертизы, по формулированию диагноза и составлению выводов (заключения) эксперта.
Рекомендуемая литература
Основная:
Судебная медицина: Учебник / В.Н. Крюков, Л.М. Бедрин, И.В. Буромский и др.; под ред. В.Н. Крюкова. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Медицина, 2006. – 464 с.: ил. (Учеб. Лит. Для студентов медицинских вузов);
Атлас по судебной медицине / А.А. Солохин, В.Н. Крюков, П.П. Ширинский, Ю.И. Пиголкин; под ред. А.А. Солохина. – М.: Медицина, 1998. – 512 с.: ил.
Дополнительная:
Крюков В.Н. Основы механо- и морфогенеза переломов. – М.: Фолиум, 1995. – 232 с.;
Пашинян Г.А., Ромодановский П.О. Судебная медицина в схемах и рисунках: Учеб. пос. – М.: ГЭОТАРМЕД, 2004. – 336 с.;
Руководство по судебной медицине / под ред. В.В. Томилина, Г.А. Пашиняна. – М.: Медицина, 2001 – 576 с.;
Солохин А.А., Солохин Ю.А. Судебно-медицинские аспекты травматологии. – М.: Фолиум, 1994. – 192 с.;
Солохин А.А., Солохин Ю.А. Судебно-медицинские аспекты травмы от падения с высоты. – М.: Фолиум, 1993. – 64 с.;
Судебная медицина в схемах (Общая и Особенная части): Учебное пособие / С.И.Гирько, Г.С.Николаева, В.Н.Николаев, С.В.Николаев, Е.В. Верхолина. – М.: Изд. Эксмо, 2006. – 912 с.
Цель практического занятия
1. Осуществить коррекцию и систематизацию знаний, приобретенных в процессе самостоятельной подготовки к занятию, в соответствии с изложенными выше требованиями к объему и уровню освоения содержания раздела.
2. Научиться диагностировать повреждения кожи, мягких тканей, костей и внутренних органов при экспертном исследовании трупа в случаях транспортной травмы и падения с высоты.
3. Научиться устанавливать механизм образования комплексов повреждений, выявляемых при экспертном исследовании трупа в случаях транспортной травмы и падения с высоты.
4. Научиться формулировать судебно-медицинский диагноз и экспертные выводы при экспертном исследовании трупа в случаях транспортной травмы и падения с высоты.
^
Цель практического занятия достигается в процессе обсуждения с преподавателем вопросов, возникших в ходе самостоятельной подготовки к занятию; ознакомления с объектами текущих экспертиз (при наличии трупа умершего в результате транспортной травмы или падения с высоты), а также коллекцией костных и влажных препаратов, муляжей и таблиц; решения ситуационных задач с формулированием судебно-медицинского диагноза и экспертных выводов.
Контроль исходного уровня знаний (подготовки к занятию) осуществляется путем выполнения задания с использованием тестовых пунктов (засчитывается при правильном ответе более чем на 2/3 общего количества тестовых пунктов).
Контроль достижения требуемого объема и уровня освоения содержания раздела (итоговый контроль) проводится в виде защиты решения ситуационной задачи и последующего собеседования с преподавателем по материалу раздела.
^
В случаях транспортной травмы или падения с высоты осмотр трупа на месте его обнаружения и экспертное исследование трупа производят по общей схеме. Вместе с тем, указанные виды травмы обусловливают проведение врачом целого ряда дополнительных манипуляций и исследований.
^
При осмотре трупа на месте его обнаружения врач-специалист, кроме общих позиций, изложенных в практикуме «Осмотр трупа на мете происшествия», должен осмотреть и описать:
^
положение трупа по отношению к объекту (крыше, балкону и т.п.), с которого предположительно произошло падение человека;
расстояние от теменной области головы, центра тяжести тела, стоп до перпендикуляра падения с плоскостью соударения;
позу трупа;
загрязнения, потертости ткани и декоративных деталей одежды;
повреждения одежды, протяженные разрывы швов предметов одежды;
повреждения обуви (подошвы, каблуков, верха);
деформации отдельных частей тела (головы, области голеностопных суставов, стоп);
повреждения ногтей, ладонных поверхностей пальцев рук, кистей;
особенности ложа трупа;
отсутствие (или наличие) повреждений, не характерных для падения с высоты (резаных, рубленых, колото-резаных, огнестрельных ран и др.).
Осмотру также подлежат предметы по предполагаемой траектории падения и место, откуда могло произойти падение.
^
положение трупа по отношению к частям дороги, окружающим предметам, автомобилю или его следам, а также расстояние между трупом и указанными объектами;
позу трупа;
состояние одежды и обуви (механические повреждения, их локализация; наличие осколков стекла, частиц металла, краски, покрытия дороги; загрязнение грунтом, горюче-смазочными материалами, другими загрязнениями в виде рисунка протектора шин; следов скольжения на подошвах обуви);
состояние предметов, находящихся в карманах;
деформацию отдельных частей тела, повреждения на трупе (их локализацию, высоту расположения), внедрившиеся инородные частицы (краски, стекла, металла и др.), а также следы волочения;
на участке дороги – наличие вещества биологического происхождения, отдельных предметов одежды или обуви, их фрагментов, а также носильных вещей, портфеля, сумки, зонта и др., их расположение по отношению к предметам окружающей обстановки и трупу;
на автомобиле – наличие следов крови, частиц органов и тканей, волос, лоскутов и нитей тканей одежды, их отпечатков, также стертость пылегрязевого слоя, повреждений кузова, их высоту от дорожного покрытия.
^
положение трупа и его частей по отношению к рельсовым нитям (на рельсе, между рельсами, на междупутье, на бровке, под откосом), путевым сооружениям и железнодорожному транспорту (под каким вагоном, колесной парой), также расстояния между трупом (частями трупа) и указанными объектами;
позу трупа;
состояние одежды и обуви (наличие повреждений, характерных загрязнений смазочными веществами, антисептиками, внедрившихся частиц балластного слоя пути, складчатых заглаживаний, полос давления);
характер и локализацию повреждений на трупе, загрязнение их краев и дна смазочными веществами, частицами балласта, цвет полос давления и осаднения, признаки кровотечения на одежде, теле и местности;
следы волочения на одежде, теле и на участке железнодорожного пути;
наличие на железнодорожном транспорте следов биологического происхождения (крови, волос и др.) и высоту их расположения.
При авиационной травме:
положение трупа (ов) или частей трупа (ов) по отношению друг к другу, воздушному судну или его обломкам, расстояния между трупом (его частями) и указанными объектами;
состояние одежды, посторонние запахи от нее и частей трупов;
принадлежность частей каждому трупу (к трупам и частям трупов прикрепляют бирки с порядковыми номерами и, если известно, фамилией погибшего);
характер и особенности повреждений на трупах членов экипажа (наличие первичных повреждений кистей и стоп, перчаток и обуви, признаков прижизненного воздействия пламени), виды причинивших их повреждающих факторов (тупая травма, факторы взрыва, действие пламени, огнестрельные повреждения и др.).
^
Наружное исследование трупа. Одежду, головной убор и обувь вначале осматривают на трупе и описывают в том порядке, в котором она надета на нем. После снятия, одежду осматривают повторно, а выявленные следы и повреждения описывают с указанием их локализации, формы, размеров, направления, характера краев, концов, взаиморасположения, высоты от нижнего края одежды или от подошвенной поверхности стоп в соответствии с принятой схемой описания (см. раздел практикума «Судебно-медицинское исследование трупа»).
Выявление и изучение следов и повреждений на одежде производят, как правило, визуально, иногда с использованием оптических средств (лупа, операционный микроскоп, бинокулярный стереомикроскоп). В тех случаях, когда этого бывает не достаточно, одежду направляют в медико-криминалистические отделы Бюро СМЭ либо соответствующих криминалистических учреждений для дальнейшего исследования с применением современных лабораторных методов (непосредственная микроскопия, рентгенологическое, судебно-химическое исследования, метод цветных отпечатков, исследования в ультрафиолетовых и инфракрасных лучах, трасологическое исследование и др.).
Для выявления и описания повреждений на трупе вначале осматривают переднюю поверхность тела с головы до нижних конечностей, затем, после переворачивания трупа – заднюю поверхность в той же последовательности. Особое внимание уделяют осмотру волосистой части головы и так называемые скрытые места: части полости носа и рта, доступные наружному осмотру, область за ушными раковинами и наружного слухового прохода, складки шеи, подмышечные впадины, молочные железы, промежность и паховые складки, кисти, стопы и межпальцевые промежутки, – т.к. в этих местах могут «скрываться» повреждения.
При описании повреждений следует воспользоваться рекомендациями, изложенными в разделе практикума «Общие вопросы травматологии. Экспертиза повреждений, причиненных тупыми и острыми предметами».
Обязательно следует определять и фиксировать в протоколе расстояние от подошвенной поверхности стоп до каждого повреждения (расстояние измеряется до нижнего края или конца повреждения).
Описывать повреждения можно по ходу осмотра поочередно и последовательно, либо в конце наружного исследования, выделяя их в самостоятельный раздел.
В случаях транспортной травмы и падения с высоты наружное исследование, при необходимости, завершают фотографированием одежды и трупа и составлением схематических рисунков. На рисунках указывают характер, локализацию и высоту повреждений. При наличии на коже повреждений, специфических или характерных для транспортной травмы (рисунок протектора колеса автомобиля, рисунок облицовки радиатора и т.п.) – их необходимо зарисовать в масштабе 1:1. Для этих целей используют прозрачную полиэтиленовую пленку. Изображение с пленки переводят на бумагу и вместе со схематическими изображениями и фотографиями прилагают к «Заключению эксперта» или «Акту судебно-медицинского исследования трупа».
Внутреннее исследование трупа. В случаях транспортной травмы и падения с высоты обязательным является исследование мягких тканей задней поверхности туловища (спина, поясничная и ягодичные области) и конечностей, костей лицевого скелета, ребер, лопаток, позвоночного столба, костей таза, суставов, трубчатых костей.
Секционная техника и методы исследования внутренних органов, а также методики исследования костей изложены в разделе практикума «Судебно-медицинское исследование трупа».
Обнаруженные при внутреннем исследовании повреждения описывают в исследовательской части заключения по общей схеме. Кроме того, характер и расположение повреждений необходимо нанести на контурные изображения.
Судебно-медицинский диагноз формулируют по общим правилам. Вначале указывают основное повреждение, которое само по себе или через осложнение привело к смерти. Затем осложнения, не связанные с основным повреждением, и в конце – сопутствующие заболевания или повреждения.
^ Сочетанная травма головы, туловища, конечностей. Открытая проникающая черепно-мозговая травма: разрушение вещества головного мозга, разрывы твердой и мягкой мозговых оболочек, кровоизлияния под оболочки мозга, многооскольчатые переломы костей свода и основания черепа, кровоизлияния в мягкие ткани головы, ушибленно-рваная рана волосистой части головы в теменной области. Закрытая травма груди и живота: множественные переломы ребер по нескольким анатомическим линиям с повреждением пристеночной плевры; разрывы легких, печени, правой почки, селезенки; кровоизлияния в корни и ткань легких, в корень брыжейки тонкой кишки, ворота почек и селезенки, связки печени. Двусторонний гемоторакс (слева 500 мл, справа 600 мл), гемоперитонеум (200 мл); малокровие внутренних органов. Ссадины и кровоподтеки кожи туловища и конечностей.
Выводы (Заключение) можно оформлять в виде ответов на вопросы постановления, либо, что целесообразнее, в форме последовательных ответов, построенных по этиопатогенетическому принципу.
В случаях судебно-медицинской экспертизы повреждений, причиненных частями транспортных средств, судебно-медицинский эксперт должен, прежде всего, ответить на вопросы, приведенные в разделе практикума «Общие вопросы травматологии. Экспертиза повреждений, причиненных тупыми и острыми предметами».
При установлении на теле и одежде пострадавшего специфических и характерных повреждений (следов) эксперт должен попытаться установить:
наличие признаков транспортной травмы и ее вид;
механизм травмирования при определенном виде транспортной травмы;
часть (части) транспортных средств, которыми причинены повреждения;
взаиморасположение пострадавшего и транспортного средства или его частей в момент происшествия;
место приложения ударного воздействия частями транспортного средства и направление воздействия;
место переезда через тело колеса (колес) транспортного средства, направление переезда, положение пострадавшего в этот момент;
место, которое занимал пострадавший в салоне автомобиля (кабине трактора, седле мотоцикла) в момент происшествия.
При экспертизе повреждений, возникших в результате падения с высоты, судебно-медицинский эксперт отвечает в выводах на общие вопросы, а при наличии на одежде и теле пострадавшего характерных следов и повреждений устанавливает:
наличие травмы от падения с высоты;
вид падения (свободное прямое, ступенчатое);
локализация и механизм местных первичных и связанных с ними отдаленных повреждений, а также локализация и механизм местных вторичных повреждений;
положение тела пострадавшего в момент приземления (вариант приземления) и направление последующего его перемещения (вперед, назад, в сторону вправо, влево).
^ На основании данных судебно-медицинского исследования трупа гр. П., 45 лет, результатов судебно-химического и медико-криминалистического исследований, с учетом обстоятельств дела и вопросов, поставленных на разрешение экспертизы, прихожу к следующим выводам (при проведении исследования трупа – к заключению):
При судебно-медицинском исследовании трупа обнаружены повреждения:
1.1. На голове – комплекс повреждений, составляющих открытую проникающую черепно-мозговую травму:
разрушение вещества головного мозга; разрывы твердой и мягкой мозговых оболочек, кровоизлияния под оболочки головного мозга;
многооскольчатый (“паутинообразный”) перелом теменных, затылочной и височных костей с переходом на основание черепа в среднюю и заднюю черепную ямки;
ушибленно-рваная рана звездчатой формы в теменной области с размозжением мягких тканей и кровоизлиянием;
В области туловища – комплекс повреждений, составляющий закрытую травму груди, живота и органов забрюшинного пространства:
разгибательные переломы 4-7 ребер слева по среднеключичной линии с разрывами пристеночной плевры; сгибательные переломы 3-11 ребер слева по лопаточной линии; разгибательные переломы 3-9 ребер справа по средне-подмышечной линии; кровоизлияния в межреберные мышцы в области переломов;
прикорневые разрывы легких, разрывы печени, правой почки, селезенки;
кровоизлияния в ткань и корни легких, связки печени, ворота селезенки, почек, корень брыжейки тонкой кишки;
В области конечностей – изолированные повреждения мягких покровов:
ссадины и кровоподтеки левого плеча, правого бедра, обеих кистей.
Все указанные повреждения имеют признаки прижизненного происхождения в виде кровоизлияний в мягкие ткани в области переломов, в связочный аппарат внутренних органов, в полости. Все повреждения образовались в короткий промежуток времени незадолго или в момент наступления смерти.
Повреждения на голове образовались в результате непосредственного ударного воздействия. Характер и локализация этих повреждений, а именно: ушибленная рана звездчатой формы с размозжением подлежащих мягких тканей, “паутинообразный” перелом костей свода черепа, переходящий на основание черепа, значительные повреждения оболочек и вещества головного мозга, – свидетельствуют о том, что перечисленные повреждения образовались от ударного воздействия твердого тупого предмета с преобладающей травмирующей поверхностью. Местом приложения силы являлась теменная область, направление травматического воздействия – сверху вниз, несколько сзади наперед.
Переломы ребер образовались вследствие общей деформации грудной клетки в результате ударного воздействия твердого тупого предмета с преобладающей травмирующей поверхностью по левой заднебоковой поверхности грудной клетки в направлении слева направо, сзади наперед.
Разрывы легких, печени, селезенки, кровоизлияния в подвешивающий аппарат органов образовались опосредованно, в результате инерционного смещения внутренних органов и их сотрясения.
Повреждения в области конечностей образовались от местного ударного и ударно-скользящего (сочетание удара и трения) воздействий твердых тупых предметов.
Таким образом, характер, локализация, механизм образования и взаиморасположение повреждений, установленных на трупе гр-на П., позволяют считать, что эти повреждения образовались при падении со значительной высоты и первичном соударении о поверхность приземления головой. В дальнейшем произошло перемещение тела назад с повторным его соударение о грунт левой заднебоковой поверхностью тела.
Смерть гр. П. наступила в результате множественных повреждений, несовместимых с жизнью. Между установленными повреждениями и наступлением смерти имеется причинно-следственная связь.
Комплекс повреждений на голове и в области туловища по признаку опасного для жизни вреда здоровью квалифицируется как тяжкий вред здоровью. Повреждения в области конечностей сами по себе не являются опасными для жизни и у живых лиц квалифицируются в зависимости от исхода.
При судебно-химическом исследовании в крови и моче из трупа гр. П. обнаружен этиловый спирт в концентрации 1,8‰ и 1,5‰ соответственно. Указанная концентрация этилового спирта в крови у живых лиц обычно соответствует средней степени алкогольного опьянения.
Судебно-медицинский эксперт (подпись)
^
Что понимают под травмой от падения с высоты?
Какие виды падения с высоты принято выделять?
Каков механизм образования повреждений, возникающих при падении с высоты?
Какие виды транспортной травмы принято выделять?
Что понимают под автомобильной травмой и как ее классифицируют?
В чем состоят основные механизмы образования повреждений при автомобильной травме?
Что понимают под мотоциклетной травмой и как ее классифицируют?
В чем состоят основные механизмы образования повреждений при мотоциклетной травме?
Что понимают под железнодорожной травмой и как ее классифицируют?
В чем состоят основные механизмы образования повреждений при железнодорожной травме?
Что понимают под тракторной травмой и как ее классифицируют?
В чем состоят основные механизмы образования повреждений при тракторной травме?
Какие задачи решает судебно-медицинский эксперт при экспертизе повреждений, возникших в результате дорожно-транспортной травмы?
Что понимают под авиационной травмой и как ее классифицируют?
Какие основные факторы приводят к образованию повреждений при авиационной травме?
В чем состоят основные условия и механизмы образования повреждений при травме на водном транспорте?
^
ДЛЯ КОНТРОЛЯ УРОВНЯ ПРИОБРЕТЕННЫХ ЗНАНИЙ
Инструкция к вопросам 01 – 06
За вопросом или незаконченным утверждением, приведенными ниже, следует 4-5 ответов или утверждений. Выберите ОДИН наиболее правильный ответ.
01
|
Наиболее характерным признаком падения со значительной высоты является:
разрывы внутренних органов
компрессионные переломы тел позвонков
переломы костей голеней
переломы бедренных костей
кровоизлияния в “подвешивающий аппарат” внутренних органов
|
02
|
Наиболее характерным признаком падения со значительной высоты является:
компрессионные переломы шейного отдела позвоночника
оскольчатые переломы костей голени
преобладание внутренних повреждений над наружными
разрывы внутренних органов
“паутинообразные” переломы костей свода черепа
|
03
|
Диагностическим признаком переезда через тело колеса автомобильного транспортного средства являются:
переломы костей нижних конечностей
отпечаток протектора колеса на коже
полосовидные ссадины на коже
односторонние переломы костей таза
“хлыстообразные” переломы шейного отдела позвоночника
|
04
|
По полосе осаднения, образованной колесом рельсового транспортного средства, можно установить:
конкретное транспортное средство
направление движения транспортного средства
скорость движения транспортного средства
энергию травмирующего воздействия
причину смерти
|
05
|
Фрагментирование тела наиболее характерно при:
падении со значительной высоты
переезде через тело колеса автомобиля
переезде через тело колеса рельсового транспортного средства
сдавлении тела между двумя массивными предметами
выпадении из кузова грузового автомобиля
|
06
|
Наличие загрязнения одежды и кожи смазочными материалами устанавливают, исследуя объект:
в инфракрасных лучах
в ультрафиолетовых лучах
в рентгеновских лучах
контактно-диффузионным методом
в проходящем свете
|
Инструкция к вопросам 07 – 38
Для каждого вопроса или незаконченного утверждения правильными могут быть ОДИН или НЕСКОЛЬКО ответов.
В Ы Б Е Р И Т Е:
A
|
B
|
C
|
D
|
E
|
если верно
1, 2, 3
|
Если верно
1, 3
|
если верно
2, 4
|
если верно
4
|
если все верно
|
07
|
Характер повреждений при падении из положения стоя зависит от:
массы пострадавшего
роста пострадавшего
особенностей покрытия на месте падения
особенностей головного убора и одежды
|
08
|
При падении навзничь из положения стоя на плоскую поверхность характерно:
наличие кровоподтеков и ссадин в верхней части спины
наличие кровоизлияний и надрывов в связках шейного отдела позвоночника
повреждение мягких тканей затылочной области
4. преобладание повреждений костей черепа соответственно области противоудара
|
09
|
При падении со значительной высоты в процессе осмотра трупа на месте происшествия врач-специалист в области судебной медицины должен:
осмотреть одежду и обувь
зафиксировать посмертные изменения
отметить имеющиеся на теле повреждения
указать расстояние от трупа до основания здания, откуда произошло падение
|
10
|
Объем повреждений при падении со значительной высоты определяется:
массой тела пострадавшего
позой пострадавшего в момент соударения
областью первичного соударения
приданным ранее ускорением
|
11
|
При падении со значительной высоты с приземлением на выпрямленные ноги характерно образование:
оскольчатых переломов пяточных и таранных костей
переломов в области шейки бедренных костей
кровоизлияний в “подвешивающем аппарате" внутренних органов
компрессионных переломов тел позвонков
|
12
|
К автотранспортной травме относят повреждения, полученные при:
столкновении автомобиля с пешеходом
выпадении человека из кузова стоящего автомобиля
сдавлении тела между транспортными средствами
падении на стоящий автомобиль
|
13
|
Повреждения при автотранспортной травме образуются в результате:
удара частями автомобиля
сдавления тела между колесом и дорожным покрытием
удара тела о грунт
трения-скольжения тела по дорожному покрытию
|
14
|
При столкновении легкового автомобиля с пешеходом повреждения у последнего формируются вследствие:
удара частями автомобиля
удара о дорожное покрытие
общего сотрясения тела
трения-скольжения о дорожное покрытие
|
15
|
При столкновении грузового автомобиля с пешеходом повреждения у последнего формируются в результате:
удара частями автомобиля
отбрасывания тела на капот автомобиля
общего сотрясения тела
соскальзывания тела с капота и удара о дорожное покрытие
|
16
|
Осматривая труп на месте ДТП, врач-специалист в области судебной медицины должен зафиксировать:
место предполагаемого столкновения транспортного средства с пешеходом
взаиморасположение транспортных средств
повреждения транспортного средства
4. положение трупа по отношению к окружающим предметам
|
17
|
При ДТП на одежде потерпевшего могут быть обнаружены:
частицы лако-красочного покрытия транспортного средства
отпечатки протектора колеса транспортного средства
следы-отпечатки фар, радиатора, др. выступающих частей транспортного средства
участки пропитывания горюче-смазочными материалами
|
18
|
“Хлыстообразные” переломы шейного отдела позвоночника в условиях ДТП образуются в результате его:
чрезмерного сгибания
кручения
чрезмерного разгибания
осевой компрессии
|
19
|
Возможность переезда через препятствие колеса транспортного средства определяется:
скоростью движения транспортного средства
радиусом колеса
высотой препятствия
4. массой транспортного средства
|
20
|
При перекатывании через тело колеса автомобиля на коже может образоваться:
“первичный щипок”
лоскутообразная рана
“позитивный” отпечаток рисунка протектора колеса
4. “негативный” отпечаток рисунка протектора колеса
|
21
|
При перекатывании колеса транспортного средства через тело повреждения у потерпевшего формируются в результате:
удара колесом по телу
сдавления тела между колесом и дорожным покрытием
трения-скольжения тела по дорожному покрытию
общего сотрясения тела
|
22
|
При перекатывании колеса транспортного средства через грудную клетку характерно формирование:
разрыва купола диафрагмы
буллезной эмфиземы легких
повреждений остистых отростков позвонков
морфологических признаков общего сотрясения тела
|
23
|
При перекатывании колеса транспортного средства через область живота характерно возникновение:
размозжения печени
отрыва тонкой кишки от брыжейки
переломов поясничных позвонков
разрывов кожи в подвздошных областях
|
24
|
Направление перекатывания колеса автомобиля через тело можно установить по:
повреждению кожи
повреждениям на одежде
переломам остистых отростков позвонков
переломам ребер
|
25
|
Повреждения у водителя и пассажира при ДТП возникают в результате:
удара о части салона
удара о находящиеся в салоне предметы
сдавления тела между сместившимися частями салона
воздействия на тело ремней безопасности
|
26
|
При лобовом столкновении машин для водителя транспортного средства характерным является формирование:
поперечного перелома грудины
дугообразных ссадин и кровоподтеков на груди
переломов надколенника
4. ушибленных ран правой половины лица
|
27
|
При лобовом столкновении машин для пассажира переднего сиденья характерным является формирование:
резаных ран на лице
ушибленных ран левой половины лица
“хлыстообразных” переломов шейного отдела позвоночника
4. контактных повреждений костей стоп
|
28
|
Повреждения сердца и дуги аорты в случае ДТП чаще всего формируются у:
пассажира правого заднего сидения
пассажира левого заднего сидения
пассажира переднего сидения
водителя транспортного средства
|
29
|
Одежду пострадавшего в ДТП целесообразно направить на следующее исследование:
судебно-химическое
медико-криминалистическое
судебно-биохимическое
судебно-биологическое
|
30
|
К железнодорожной травме относят повреждения, возникшие в результате:
удара частями движущегося состава
переезда через тело колес подвижного состава
сдавления тела между элементами сцепления вагонов
падения внутри вагона при резком торможении состава
|
31
|
При перекатывании через тело колеса рельсового транспортного средства повреждения причиняют:
бандаж колеса
реборда колеса
боковые поверхности колесного диска
головка рельса
|
32
|
Полосу давления при перекатывании через тело колеса рельсового транспортного средства формируют:
головка рельса
боковая поверхность реборды
бандаж колеса
боковые поверхности колесного диска
|
33
|
Полосу осаднения (обтирания) при перекатывании через тело колеса рельсового транспортного средства формируют:
головка рельса
реборда
бандаж колеса
боковые поверхности колесного диска
|
34
|
Фрагментирование тела при перекатывании через него колеса рельсового транспортного средства происходит:
в зоне воздействия бандажа колеса
в зоне воздействия головки рельса
по наружному краю головки рельса
между внутренним краем головки рельса и ребордой
|
35
|
О направлении переезда рельсового транспортного средства через тело судят по:
направлению мелких лоскутков эпидермиса полосы осаднения
контуру края разделения кожи
характеру складок (замятий) одежды
характеру переломов ребер
|
36
|
Основными задачами медико-криминалистической экспертизы при расследовании авиакатастроф являются:
установление механогенеза повреждений у членов экипажа
идентификация личности членов экипажа
установление местоположения и позы членов экипажа на момент катастрофы
4. установление причины катастрофы воздушного судна
|
37
|
Характер и локализация повреждений, обнаруживаемых при исследовании трупов экипажа воздушного судна (ВС), позволяет судить о:
местоположении членов экипажа в кабине ВС
позе членов экипажа ВС
характере действий членов экипажа ВС в момент катастрофы
скорости ВС в момент катастрофы
|
38
|
Для взрывной декомпрессии при авиационной травме характерны:
разрывы барабанных перепонок
повреждения слуховых косточек
воздушная эмболия
экхимотическая маска
|
Инструкция к вопросам 39 – 47
Вопрос состоит из двух утверждений, связанных союзом «^ ». Сначала определите, верно или неверно каждое из двух утверждений по отдельности, а потом, если оба верны, определите, верна или нет причинно-следственная взаимосвязь между ними.
В Ы Б Е Р И Т Е :
|
Ответ
|
Утверждение 1
|
Утверждение 2
|
Связь
|
|
|
А
|
верно
|
верно
|
верна
|
|
|
B
|
верно
|
верно
|
неверна
|
|
|
C
|
верно
|
неверно
|
неверна
|
|
|
D
|
неверно
|
верно
|
неверна
|
|
|
E
|
неверно
|
неверно
|
неверна
|
|
39
|
Установить, образовались повреждения при падении навзничь на плоскую поверхность или вследствие удара плоским предметом с преобладающей травмирующей поверхностью по затылку не представляется возможным, ^ и при падении навзничь на плоскую поверхность, и при ударе плоским предметом по затылку формируются идентичные повреждения.
|
40
|
При падении со значительной высоты на выпрямленные ноги могут образовываться кольцевидные переломы основания черепа, ^ при падении со значительной высоты на выпрямленные ноги, как правило, происходит вторичное соударение с плоскостью головой.
|
41
|
Диагностировать уровень падения на лестничном марше невозможно,^ вне зависимости от уровня падения на лестничном марше формируются сходные повреждения.
|
42
|
Для лобового столкновения легкового автомобиля с пешеходом характерно забрасывание последнего на капот, ^ при лобовом столкновении автомобиля с пешеходом локализация первичного удара всегда располагается выше центра тяжести тела пешехода.
|
|
По отпечаткам на одежде потерпевшего фары, радиатора, других выступающих частей можно идентифицировать транспортное средство, ^ отпечатки фары, радиатора, других выступающих частей позволяют судить о форме и размерах эти элементов транспортного средства.
|
|
По локализации перелома костей нижней конечности можно установить конкретный автомобиль, причинившей повреждение, ^ уровень расположения перелома костей нижней конечности обычно соответствует высоте бампера автомобиля.
|
|
Установить направление переезда колеса автомобиля через тело можно по особенностям переломов остистых отростков позвонков, ^ при перекатывании колеса через тело человека, лежащего спиной вверх, повреждения остистых отростков возникают от одностороннего давления на них движущегося колеса.
|
|
При перекатывании через тело колеса железнодорожного транспорта часто происходит фрагментирование тела, ^ при перекатывании через тело колеса железнодорожного транспорта происходит сильное сдавление тела между головкой рельса и бандажной частью колеса.
|
|
Исследование одежды и обуви членов экипажа воздушного судна (ВС) позволяет конкретизировать их местонахождение в момент авиакатастрофы, ^ на одежде и обуви членов экипажа при авиакатастрофах остаются следы-отпечатки органов управления ВС.
|
Инструкция к вопросам 48 – 67
В левом столбце приведены пронумерованные пункты, в правом – обозначенные латинскими буквами. Подберите для каждого пронумерованного пункта один или несколько соответствующих пунктов, обозначенных буквами. ВНИМАНИЕ! Каждый обозначенный буквой пункт в процессе выполнения задания может быть использован один раз, несколько раз или не использован вообще.
48
|
Преобладание внутренних поврежде-
|
А. характерно для падения со значительной
|
|
ний над внешними
|
высоты на плоскую поверхность
|
49
|
Фрагментирование тела
|
B. характерно для столкновения автомобиля
|
50
|
Отпечаток рисунка протектора колеса
|
с пешеходом
|
|
на коже
|
C. не характерно ни для падения со значи-
|
51
|
Кольцевидный перелом костей
|
тельной высоты на плоскую поверхность,
|
|
основания черепа
|
ни для столкновения автомобиля с пеше-
|
52
|
“Хлыстообразный” перелом шейного
|
ходом
|
|
отдела позвоночника
|
|
53
|
Компрессионные переломы тел поз-
|
|
|
вонков
|
|
54
|
Полоса травматической буллезной эм-
|
|
|
физемы
|
|
55
|
Двусторонние вколоченные переломы
|
|
|
в области шейки бедренной кости
|
|
56
|
“Бампер-перелом” бедренной кости
|
|
57
|
Оскольчатые переломы пяточной и
|
|
|
таранной костей
|
|
58
|
Следы скольжения на подошвенной
|
А. более характерно для столкновения авто-
|
|
поверхности обуви
|
мобиля с пешеходом
|
59
|
Отпечаток рисунка протектора колеса
|
B. более характерно для переезда через тело
|
|
на коже
|
колеса автомобиля
|
60
|
“Первичный щипок” на коже
|
C. не характерно ни для столкновения авто-
|
61
|
“Хлыстообразный” перелом шейного
|
мобиля с пешеходом, ни для переезда че-
|
|
отдела позвоночника
|
рез тело колеса автомобиля
|
62
|
Переломы остистых отростков позвон-
|
|
|
ков
|
|
63
|
Множественные двусторонние пере-
|
|
|
ломы ребер
|
|
64
|
Кровоизлияния в “подвешивающий
|
|
|
аппарат” внутренних органов
|
|
65
|
Полоса травматической буллезной
|
|
|
эмфиземы легких
|
|
66
|
Отрыв легкого
|
|
67
|
Разрыв купола диафрагмы
|
|
^
-
-
№
|
Ответ
|
№
|
Ответ
|
№
|
Ответ
|
01
|
E
|
26
|
A
|
51
|
A
|
02
|
C
|
27
|
B
|
52
|
C
|
03
|
B
|
28
|
D
|
53
|
A
|
04
|
B
|
29
|
C
|
54
|
C
|
05
|
C
|
30
|
E
|
55
|
A
|
06
|
B
|
31
|
E
|
56
|
B
|
07
|
Е
|
32
|
B
|
57
|
A
|
08
|
B
|
33
|
D
|
58
|
A
|
09
|
E
|
34
|
D
|
59
|
B
|
10
|
A
|
35
|
A
|
60
|
B
|
11
|
E
|
36
|
A
|
61
|
C
|
12
|
B
|
37
|
A
|
62
|
B
|
13
|
E
|
38
|
E
|
63
|
B
|
14
|
E
|
39
|
E
|
64
|
A
|
15
|
B
|
40
|
B
|
65
|
B
|
16
|
D
|
41
|
Е
|
66
|
B
|
17
|
E
|
42
|
С
|
67
|
B
|
18
|
B
|
43
|
D
|
|
|
19
|
A
|
44
|
D
|
|
|
20
|
E
|
45
|
A
|
|
|
21
|
A
|
46
|
B
|
|
|
22
|
A
|
47
|
A
|
|
|
23
|
E
|
48
|
A
|
|
|
24
|
E
|
49
|
C
|
|
|
25
|
E
|
50
|
C
|
|
|
|