
|
АО «Медицинский университет Астана»
|
Форма № РП - 07.1.11.
|
Дата издания:
|
Кафедра хирургических дисциплин
|
Дата ревизии:
|
Ревизия #:
|
Стр из
|
«УТВЕРЖДАЮ»
Проректор по образовательной
деятельности
___________Жаксылыкова Г.А.
«____»___________2011 г.
^
По элективу «Сурдология»
Для специальности 051301– «Общая медицина»
Лекции 2 часа
Практические
(семинарские) занятия 34 часа
СРС 18 часов
Экзамен (зачет) IX, X
Всего часов 54 часа
Курс V
Семестр IX, X
Астана, 2011г.
2. Программа
Введение
Орган слуха имеет громадное социальное значение, без слуховой функции невозможно правильное развитие речи. Заболевания уха – нередкое страдание человека. Без знаний клинической анатомии, физиологии и методов исследования уха невозможны постановка диагноза и выбор тактики лечения. Заболевания наружного уха, острое гнойное воспаление среднего уха занимают значительное место в общей структуре ЛОР патологии. Встречаясь у лиц разного возраста, эти заболевания могут быть причиной тугоухости, а также местных и внутричерепных осложнений.
Сурдология – раздел аудиологии, занимающийся изучением мер профилактики и лечения ряда патологических состояний, способных вызвать или уже вызвавших стойкую тугоухость. Тугоухость – это такое снижение слуха, при котором больному трудно общаться с людьми с помощью обычной речи. Социальная пригодность слуха при этом неудовлетворительная. Глухота – это состояние, при котором человек не воспринимает громкую речь, произнесенную около его уха. Глухонемота может быть врожденной либо приобретенной в раннем детстве. Глухонемой ребенок не слышит вообще и у него отсутствует нормальное членораздельная речь. Ребенок не воспринимающего с рождения речь окружающих, впоследствии развивается немота, а восстановленный слух формирует только эмоциональные звуковые образы.
Слухопротезирование – это восстановление коммуникативных возможностей человека путем нахождения оптимального технического решения, адекватного специфической проблеме индивидуума.
Тугоухость – проблема цивилизованного мира, она развивается постепенно. Это способствует легкому к ней привыканию, что часто отодвигает реабилитацию на годы.
Знание клиники, диагностики и принципов лечения данной патологии необходимо для успешной работы как оториноларинголога, так и врачей других специальностей.
^
Целью преподавания сурдологии является углубление теоретических знаний и практических навыков по диагностике различных типов тугоухости, способам слухопротезирования и разработке показаний к слухулучшающим операциям, а так же проведению профилактических мероприятий по предупреждению расстройств слуха.
^ :
Углубить знания по анатомии и физиологии слухового анализатора.
Ознакомить студентов с видами тугоухости, классификацией по степеням тугоухости, этиологией, клиническими проявлениями, методами диагностики и рационального лечения тугоухости.
Обучить методам исследования слухового анализатора
Сформировать у студентов понятия о слухопротезировании при различных типах нарушения слуха
Сформировать у студентов понятия о слухулучшающих операциях.
Сформировать у студентов понятия о кохлеарной имплантации и важности послеоперационной реабилитации сурдологических пациентов.
Сформировать у студентов понятия о профилактическом направлении в сурдологии.
^
анатомо-физиологические особенности строение уха у детей и взрослых;
структуру слухового анализатора;
- виды и степени тугоухости;
клинические проявления нарушений слуха различной этиологии;
методы исследования ЛОР-органов, составление слухового паспорта и специальные аудиологические методы исследования слухового анализатора;
основы сурдологии;
уметь:
пользоваться лобным рефлектором;
провести наружный осмотр ЛОР-органов;
произвести отоскопию;
произвести исследование проходимости слуховых труб;
произвести исследование слуха с помощью речи;
произвести исследование слуха камертонами;
интерпретировать данные исследования слуховой функции при акуметрии и аудиометрии;
дать рекомендации по методам реабилитации слуха;
- обследовать курируемого больного и написать историю болезни.
- проводить санитарно-просветительную работу по профилактике заболеваний слуха;
2.5 Пререквизиты:
Анатомия -1
Физиология - 1
Медбиофизика
2.6 Постреквизиты:
Интернатура по ОВП
^
Распределение часов дисциплины
^
|
Аудиторные часы
|
СРС
|
Всего
|
Лекции
|
Практические занятия
|
Сурдология 54
|
36
|
2
|
34
|
18
|
^
№
|
Наименование темы
|
Форма проведения
|
Продолжите-
льность
|
1.
|
Введение в сурдологию. История развития, основные понятия сурдологии.
|
Обзорная лекция
|
1 час
|
2.
|
Организация помощи тугоухим, глухим, глухонемым.
|
Обзорная лекция
|
1 час
|
|
|
|
2
|
Тематический план практических занятий
|
^
|
Форма проведения
|
Продолжи
тельность
|
1.
|
Анатомия и физиология органа слуха.
|
Устный опрос, работа с учебниками, тестирование, обучение навыкам с использованием муляжей, манекенов, фантомов;
|
5 часов
|
2.
|
Методы исследования слухового анализатора.
|
Устный опрос, составление «Слухового паспорта», работа в парах, обсуждение темы самостоятельной работы, тестирование; обучение основным навыкам аудиометрии; работа с больными под руководством преподавателя;
|
5 часов
|
3.
|
Тугоухость, глухота, глухонемота. Этиология, патогенез, классификация.
|
Устный опрос, заполнение слухового паспорта, определение типа тугоухости, ситуационные задачи, работа в парах, презентации, рефераты, обсуждение тем самостоятельной работы, тестирование, работа с больными под руководством преподавателя;
|
6 часов
|
4
|
Реабилитация слабослышащих и глухих людей (медикаментозная, физиотерапевтическая).
|
Устный опрос, ситуационные задачи, работа в парах, презентации, рефераты, работа с учебниками, обсуждение тем самостоятельной работы, тестирование, ролевые игры; обучение навыкам слухопротезирования, знакомство с видами слуховых аппаратов и их строением с использованием муляжей, манекенов, работа с больными под руководством преподавателя, настройка слуховых аппаратов;
|
6 часов
|
5
|
Реабилитация слабослышащих и глухих людей (хирургическая, социальная).
|
Устный опрос, ситуационные задачи, работа в парах, презентации, рефераты, работа с учебниками, обсуждение тем самостоятельной работы, тестирование, ролевые игры; работа с больными под руководством преподавателя, настройка слуховых аппаратов;
|
6 часов
|
6
|
Экспертиза слуховых расстройств.
|
Устный опрос, ситуационные задачи, работа в парах, презентации, рефераты, работа с учебниками, обсуждение тем самостоятельной работы, тестирование, ролевые игры; работа с больными под руководством преподавателя
|
6 часов
|
|
|
|
34
|
Тематический план самостоятельной работы студентов (СРС)
№
|
^
|
Форма проведения
|
Продолжите-льность
|
1.
|
Слуховой паспорт.
|
Подготовка и защита рефератов, презентации
|
4 часа
|
2.
|
Кохлеарный неврит.
|
Подготовка и защита рефератов, презентации
|
4 часа
|
3.
|
Кохлеарная имплантация.
|
Подготовка и защита рефератов, презентации, самостоятельное составление тестовых заданий и ситуационных задач
|
5 часов
|
4.
|
Слухопротезирование.
|
Подготовка и защита рефератов, презентации, самостоятельное составление тестовых заданий и ситуационных задач
|
5 часов
|
|
|
|
18
|
^ устный опрос, тестирование, разбор тематических больных, курация больных, работа в малых группах, дискуссии, презентации, обратная связь, обучение навыкам с использованием муляжей, манекенов, фантомов; работа с больными под руководством преподавателя;
^ работа студентов с учебной и дополнительной литературой, с литературой на электронных носителях и в Интернете; решение и подготовка тестовых заданий, подготовка презентаций.
^ решение тестовых заданий, решение ситуационных задач, проверка заданий, выполненных студентами.
Итоговый контроль: устный экзамен.
^
основная:
Шеврыгин Б.В., Керчев Б.И. Болезни уха, горла и носа: учебник. Москва, 1991г.
2. Козорез Е.С. ЛОР заболевания: конспекты лекций для медвузов. Москва, 2005г.
3.Богомольский М.Р., Чистяков В.Р. Детская оториноларингология. Москва, 2001г, 2006г.
4. Пальчун В.Т., Крюков А.И. Оториноларингология. Москва, 2002.
5. Пальчун В.Т., Магомедов М.М., Лучихин Л.А. Оториноларингология. – М., Медицина, 2002., 576с.
дополнительная:
Солдатов И.Б., Гофман В.Р. Оториноларингология. – СПб., 2001.
2. Дискаленко В.В., Лавренова Г.В., Глухова Е.Ю. и соавт. /под ред. Плужникова М.С. Справочник по оториноларингологии. Санкт-Петербург
2006.
3. Плужников М.С. Консервативные и хирургические методы в оториноларингологии. Санкт-Петербург, 2006
на казахском языке
основная:
1. Төлебаев Р.Қ., Исмагулова Э.К., Жусупов Б.З., Яхин Е.Ж. Оториноларингология дәрістері. Астана, 2009ж.
2. Шаиқов З.Ш., Тулебаев Р.К., Асылбеков Н.Т. Құлақ, тамақ және мұрын аурулары. Акмола, 1997
Дополнительная:
1.Тайбогаров С.Е., Овчинников Ю.М.. Құлақ, тамақ және мұрын аурулары. - Алматы, 1994.
2.11 Приложения:
Протокол согласования рабочей программы с другими дисциплинами на 2011-2012 уч.г.
Дисциплина согласования
|
Предложения об изменениях в пропорциях материала, порядка изложения и т.д.
|
Номера протоколов и даты заседаний согласующихся кафедр
|
1
|
2
|
3
|
Пререквизиты:
|
Анатомия -1
|
Акцентировать внимание на анатомические особенности строения наружного, среднего и внутреннего уха у детей и взрослых.
|
|
Физиология – 1
|
Акцентировать внимание на изучение физиологии слухового анализатора. Изучить основные функции слуховой системы, особенности исследования воздушной и костно-тканевой проводимости. Ознакомить с теориями слуха.
|
|
Медбиофизика
|
Уделить внимание физическим основам сурдологии (акустика, основные понятия акустики, звуковая волна, звуковые волны, волновой процесс, акустические стимулы и т.д.)
|
|
Постреквизиты:
|
Интернатура по ОВП
|
Обратить внимание на алгоритмы рациональной диагностики при заболеваниях уха, приводящих к слуховым расстройствам, принципам лечения и реабилитации больных, страдающих нарушением слуховой функции.
|
|
Рабочая программа обсуждена и утверждена на кафедральном заседании от «__»________2011г., протокол №
Зав. кафедрой хирургических дисциплин,
Д.м.н., профессор Н.В. Миронюк
|