Методические указания для самостоятельной работы по учебной дисциплине оп. 03. «Возрастная анатомия, физиология и гигиена» icon

Методические указания для самостоятельной работы по учебной дисциплине оп. 03. «Возрастная анатомия, физиология и гигиена»





НазваниеМетодические указания для самостоятельной работы по учебной дисциплине оп. 03. «Возрастная анатомия, физиология и гигиена»
страница1/3
Дата01.03.2013
Размер0.69 Mb.
ТипМетодические указания
  1   2   3
Дисциплина ОП.03. «ВОЗРАСТНАЯ АНАТОМИЯ, ФИЗИОЛОГИЯ И ГИГИЕНА»

1.Методические указания для самостоятельной работы по учебной дисциплине

ОП.03. «ВОЗРАСТНАЯ АНАТОМИЯ, ФИЗИОЛОГИЯ И ГИГИЕНА»


2.Домашняя контрольная работа по по учебной дисциплине

ОП.03. «ВОЗРАСТНАЯ АНАТОМИЯ, ФИЗИОЛОГИЯ И ГИГИЕНА»


3.Вопросы дифференцированного зачета по учебной дисциплине

ОП.03. «ВОЗРАСТНАЯ АНАТОМИЯ, ФИЗИОЛОГИЯ И ГИГИЕНА»


4.Комплекс лекций для самостоятельного изучения


Дисциплина ПМ.01. «МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ЗДОРОВЬЯ»


1.Методические указания для самостоятельной работы по профессиональному модулю ПМ.01.Организация мероприятий направленных на укрепление здоровья ребёнка и его физического развития

Раздел 1.Освоение медико-биологических и социальных основ здоровья.


2.Задания на практику


3.Вопросы для комплексного экзамена


1.Методические указания для самостоятельной работы по учебной дисциплине

^ ОП.03. «ВОЗРАСТНАЯ АНАТОМИЯ, ФИЗИОЛОГИЯ И ГИГИЕНА»

по специальности среднего профессионального образования (СПО) 050144 «Дошкольное образование» (углубленной подготовки) – заочное.

Тема 1.

Уровни организации организма и его регуляция

-клетка, её органоиды

- ткань, орган, физиологическая система

- регуляция функций организма

- саморегуляция и гомеостаз

Соковня- Семёнова И.И. Основы физиологии детей и подростков.- М.: Академия,1999г. – стр.9-16


Тема 2.

Развитие организма: этапы онтогенеза.

- онтогенез

- внутриутробное развитие

- возрастная периодизация

Сапин М.Р., Сивоглазов В.И. Анатомия и физиология человека ( с возрастными особенностями детского организма). – М.: Академия, 2009. – стр 6-15.

Возрастные анатомо-физиологические особенности

Тема 3.

Физиология нервной системы и ВНД.

- рефлекс как основная форма нервной деятельности

- рефлекс, рефлекторная дуга

- простые и сложные рефлекторные дуги

- ЦНС: расположение, функции спинного и головного мозга

- ВНД: понятие ВНД, анализ и синтез, отличие условных рефлексов от безусловных, условия и механизм образования условных рефлексов, торможение условных рефлексов, динамический стереотип, его роль в обучении, типы ВНД

Сапин М.Р., Сивоглазов В.И. Анатомия и физиология человека ( с возрастными особенностями детского организма). – М.: Академия, 2009. –стр. 50,337-339, 340-370

Хрипкова А.Г. Возрастная физиология и школьная гигиена. –М.: Просвещение,1990 - стр. 39-50

Тема 4.

Влияние процессов физиологического созревания и развития ребенка на поведение и работоспособность

- половое созревание

- стадии полового созревания

Хрипкова А.Г. Возрастная физиология и школьная гигиена. –М.: Просвещение,1990 - стр.138-143.


Тема 5.

Возрастные особенности физиологических систем

- сенсорные системы: особенности строения глаза, аккомодация, нарушения зрения, особенности органа слуха, нарушения слуха

- опорно–двигательный аппарат: особенности строения и развития, нарушения осанки

Сапин М.Р., Сивоглазов В.И. Анатомия и физиология человека ( с возрастными особенностями детского организма). – М.: Академия, 2009. стр. 407-409, 413- 414, 417- 419.

Хрипкова А.Г. Возрастная физиология и школьная гигиена. –М.: Просвещение,1990 - стр.147- 153, 164- 168.


Тема 6.

Основы профилактики инфекционных заболеваний:

- эпидемиология и пути передачи инфекции: эпидемиология, дезинфекция, инфекция, пути передачи инфекции, санитарно- эпидемиологический режим в ДОУ

- инфекционные заболевания: понятие «болезнь» ,возбудители, профилактика болезней, вакцинация, значение иммунопрофилактики

- воздушно – капельные инфекции: ОРВИ, туберкулёз

- кишечные инфекции: дизентерия, сальмонеллез, полиомиелит, гепатит А

- гельминтозы

- кожные болезни

Тонкова- Ямпольская Р.В. Основы медицинских знаний. – М.: Просвещение, 1993 – стр. 234- 236, 270-272, 274- 275

Голубев В.В. Основы педиатрии и гигиены детей дошкольного возраста – М.: Академия, 1998, стр.142, 165- 171, 191- 199, 105- 222,227- 237, 261- 268.


2. Домашняя контрольная работа по по учебной дисциплине

^ ОП.03. «ВОЗРАСТНАЯ АНАТОМИЯ, ФИЗИОЛОГИЯ И ГИГИЕНА»

Вариант 1

1.Гигиенические требования к планировке и земельному участку.

2.Гигиенические требования к зданию ДОУ.

3.Гигиенические требования к планированию помещений.

4.Значение режима дня для детей.

5.Гигиенические требования к организации занятий.

Вариант 2

1.Гигиенические требования к оборудованию помещений.

2.гигиенические требования к воздушной среде ДОУ.

3.Гигиенические требования к тепловому режиму помещений ДОУ.

4.Гигиенические требования к организации трудовой деятельности.

5.Гигиенические требования к организации прогулок и экскурсий.

Вариант 3

1. Гигиенические требования к планированию помещений.

2.Гигиенические требования к организации водоснабжения ДОУ.

3.Санитарное состояние дошкольных учреждений.

4.Гигиенические требования к игрушкам в ДОУ.

5.Гигиенические требования к организации сна в ДОУ.

Учебное пособие:

Голубев В.В. Основы педиатрии и гигиены детей дошкольного возраста – М.: Академия, 1998, стр.10-40, 41-66.


3. Вопросы для дифференцированного зачёта по учебной дисциплине

^ ОП.03. «ВОЗРАСТНАЯ АНАТОМИЯ, ФИЗИОЛОГИЯ И ГИГИЕНА»

1.Значение изучения дисциплины для педагога.

2.Уровни организации и регуляция функций организма.

3.Этапы онтогенеза: внутриутробное и постнатальное развитие.

4.Основные закономерности роста и развития.

5.Факторы риска, критические периоды развития.

6.Общий план строения и значения нервной системы.

7.Рефлекс как основная форма нервной деятельности.

8.Возрастные особенности ЦНС: спинной и головной мозг.

9.Возрастные особенности ВНД.

10.Условные рефлексы, условия и механизм их образования, динамический стереотип.

11. Возрастная эндокринология: железы внутренней секреции, гормоны.

12. Адекватность поведения физиологическим нагрузкам ребенка.

13 Сенсорные системы:

14. Сенсорные системы

15. Опорно-двигательный аппарат

16. Пищеварительная система

17. Сердечно-сосудистая система и кровь

18. Дыхательная система

19. Выделительная система

20. Эпидемиология и пути передачи инфекции

21. Профилактика инфекционных заболеваний, вакцинация, значение иммунитета.

22. Инфекционные заболевания

23. Гигиена учебно-воспитательного процесса

24. Гигиенические требования к организации внешней среды ДОУ


^ 4. Конспекты лекций

Уровни организации. Понятие о клетке, тканях, органах, физиологических системах. Регуляция функций организма.

Уровни организации жизни. Для живой природы характерны разные уровни организации ее структур, между которыми суще­ствует сложное соподчинение. Жизнь на каждом уровне изучают соответствующие разделы биологии: молекулярная биология, ци­тология, генетика, анатомия, физиология, эволюционное учение, экология.

Самый нижний, наиболее древний уровень жизни — это уро­вень молекулярных структур. Здесь проходит граница между живым и неживым. Выше находится клеточный уровень жизни. И клетка, и заключенные в ней молекулярные структуры в глав­ных чертах строения у всех организмов сходны.

^ Органно-тканевый уровень характерен только для многокле­точных организмов, у которых клетки и образованные из них части организма достигли высокой степени структурной и функ­циональной специализации.

Следующий уровень — это уровень целостного организма. Как бы ни различались организмы между собой, их объединяет то, что они все состоят из клеток.

^ Вид, объединяющий сходные в основных чертах организмы, составляет более сложный уровень организации жизни. Здесь

действуют свои законы — законы внутривидовых отношений ор­ганизмов.

Наконец, еще более высоким уровнем является уровень био­ценозов, т. е. сообществ всех видов, населяющих ту или иную территорию или акваторию. На этом уровне действуют законы межвидовых отношений.

Совокупность всего живого, населяющего Землю, составляет биосферу. Это высший уровень организации жизни. Законы, ха­рактерные для более высоких уровней организации живого ми­ра, не исключают действия законов, присущих более низким уровням.

Человеческий организм, представляющий собой единую, целостную, сложно устроенную систему, состоит из органов и тканей. Органы, которые построены из тканей, объединены в системы и аппараты. Ткани, в свою очередь, состоят из различных видов клеток и межклеточного вещества.

Клетка — это элементарная, универсальная единица живой материи. Клетка имеет упорядоченное строение, спо­собна получать энергию извне и использовать ее для вы­полнения присущих каждой клетке функций. Клетки актив­но реагируют на внешние воздействия (раздражения), уча­ствуют в обмене веществ, обладают способностью к росту, регенерации, размножению, передаче генетической информации, приспособлению к условиям внешней среды.

Клетки в организме человека разнообразны по форме, они могут быть плоскими, круглыми, овоидными, веретенообразными, кубическими, отростчатыми. Форма клеток обусловливается их положением в организме и функцией.

Межклеточное вещество представляет собой продукт жизнедеятельности клеток и состоит из основного вещест­ва и расположенных в нем различных волокон соедини­тельной ткани.


Клетка.



Рис. 3. Схема ультрамикроскопического строения клетки: 1 — цитолемма (плазматическая мембрана), 2 — пиноцитозные пузырьки, 3 — центросома (клеточный центр, цитоцентр), 4 — гиалоплазма, 5 — эндоплазматическая сеть (а — мембраны эндоплазматической сети, б — рибосомы), 6 — ядро, 7 — связь перинуклеарного пространства с поло­стями эндоплазматической сети, 8 — ядерные поры, 9 — ядрышко, 10 — внутриклеточный сетчатый аппарат (комплекс Гольджи), 11 — секре­торные вакуоли, 12 — митохондрии, 13 — лизосомы, 14 — три последо­вательные стадии фагоцитоза, 15 — связь клеточной оболочки (цитолеммы) с мембранами эндоплазматической сети.


Органоиды – функциональные структуры цитоплазмы.

Виды органоидов.

Митохондрии – короткие утолщенные тельца, которые обеспечивают возможность энергетического обмена.

Сеть канальцев - транспортная структура клетки.

Рибосомы – плоские тельца, в которых образуется белок.

Клетки и их производные объединяются в ткани.

Ткань — это сложившаяся в процессе эволюции совокуп­ность клеток и межклеточного вещества, имеющих общее происхождение, строение и функции. По морфологическим и физиологическим признакам в организме человека вы­деляют четыре типа тканей: эпителиальную, соединитель­ную, мышечную и нервную.

Эпителиальная ткань

Эпителий эпителиальной ткани образует поверхностные слои кожи, покрывает слизистую оболочку полых внутрен­них органов, поверхности серозных оболочек, а также об­разует железы. В связи с этим выделяют покровный эпите­лий и железистый эпителий.

Соединительные ткани

Соединительная ткань образована клетками и межкле­точным веществом, в котором всегда присутствует значи­тельное количество соединительнотканных волокон. Соеди­нительная ткань, имея различное строение, расположение, выполняет механические функции (опорные), трофичес­кую — питания клеток, тканей (кровь), защитные (меха­ническая защита и фагоцитоз).

В соответствии с особенностями строения и функций межклеточного вещества и клеток выделяют собственно соединительную ткань, а также скелетные ткани и кровь.

Скелетные ткани

К скелетным тканям относят хрящевую и костную тка­ни, выполняющие в организме главным образом опорную, механическую функции, а также принимающие участие в минеральном обмене.

^ Хрящевая ткань состоит из клеток и межклеточного вещества. Межклеточное ве­щество хряща, находящееся в состоянии геля. В большом количестве в хряще содержатся фибрил­лярные белки (в основном коллаген). Межклеточное ве­щество обладает высокой гидрофильностью.

^ Костная ткань построена из костных клеток и межкле­точного вещества, содержащего различные соли и соеди­нительнотканные волокна. Расположение костных клеток, ориентация волокон и распределение солей обеспечивают костной ткани твердость, прочность. Органические вещества кости получили название оссеин (от лат. os — кость). Неор­ганическими веществами кости являются соли кальция, фосфора, магния и др. Сочетание органических и неорга­нических веществ делает кость прочной и эластичной. В дет­ском возрасте в костях больше, чем у взрослых, орга­нических веществ, поэтому у детей переломы костей слу­чаются редко. У пожилых, старых людей в костях количес­тво органических веществ уменьшается, кости становятся более хрупкими, ломкими.

Мышечные ткани бывают разных видов: поперечнополосатая скелетная мышечная ткань, гладкая мышечная ткань, сердечная. Они имеют различное строение и происхождение, но все способны сокращаться, менять свою длину, укорачиваться.

Нервные ткани состоят из нервных клеток и связанных с ними клеток нейроглии.

^ Органы построены из тканей. Орган — это часть тела, занимающая определенное место в организме, имеющая свойственные ему форму и конструкцию, выполняющая присущую этому органу функцию. В образовании каждого органа участвуют все четыре вида тканей. Однако одна ткань является главной, рабочей.

Органы, имеющие общее происхождение, единый план строения, выполняющие общую функцию, образуют сис­тему органов. Выделяют системы органов пищеварения (пи­щеварительную систему), дыхания (дыхательную систе­му), мочевую систему, половую, сердечно-сосудистую, нервную и другие. Системы и аппараты органов образуют целостный че­ловеческий организм.

Регуляция функций организма.

Гуморальная регуляция – регуляция, возможная благодаря движению крови, по этому по организму разносятся химические вещества, воздействующие на ткани и органы. Нервная регуляция идет на уровне взаимодействия нервных клеток и систем. Две этих регуляции тесно связаны между собой.

Благодаря саморегуляции организм без дополнительных усилий извне поддерживает гомеостаз (динамическое относительное постоянство состава и свойств внешней среды и устойчивость основных физиологических функций организма). Без нее жизнь и нормальное существование организма невозможно.


^ Развитие организма: оплодотворение, внутриутробное развитие.

Каждый человек имеет свои индивидуальные особен­ности, наличие которых определяется двумя факторами. Это наследственность — черты, унаследованные от родителей, а также результат влияния внешней среды, в которой че­ловек растет, развивается, учится, работает.

Индивидуальное развитие, или развитие в онтогенезе,
происходит во все периоды жизни — от зачатия до смерти.
В онтогенезе человека (от греч. on, род. падеж ontosсуще­ствующее) выделяют два периода: до рождения (внутриут-­
робный) и после рождения (внеутробный). Во внутриут-­
робном периоде, от зачатия и до рождения, зародыш (эм­-
брион) развивается в теле матери. В течение первых 8
недель происходят основные процессы формирования ор-­
ганов, частей тела. Этот период получил название эмбрио-­
нального, а организм будущего человека — эмбрион (заро­-
дыш). Начиная с 9-й недели развития, когда уже начали
обозначаться основные внешние человеческие черты, орга­
низм называют плодом, а период — плодным.

После оплодотворения (слияния сперматозоида и яйце­клетки), которое происходит обычно в маточной трубе, об­разуется одноклеточный зародыш — зигота. В течение 3—4 дней зигота дробится (делится). В результате образуется многоклеточный пузырек — бластула с полостью внутри. Стенки этого пузырька образованы клетками двух видов: крупных и мелких. Из мелких клеток формируются стенки пузырька — трофобласт, из которого в дальнейшем созда­ется внешний слой оболочек зародыша. Более крупные клет­ки (бластомеры) образуют скопления — эмбриобласт (за­чаток зародыша), который располагается внутри трофобласта (рис. 1). Из этого скопления («узелка») развиваются зародыш и прилежащие к нему внезародышевые структу­ры (кроме трофобласта). Зародыш, имеющий вид пузырь­ка, на 6—7-й день беременности внедряется (имплантиру­ется) в слизистую оболочку матки. На второй неделе раз­вития зародыш (эмбриобласт) разделяется на две пластинки.




Рис. 1. Положение эмбриона и зародышевых оболочек на разных стадиях развития человека:

А — 2—3 нед.; Б — 4 нед.; 1 — полость амниона, 2 — тело эмбриона, 3 — желточный мешок, 4 — трофобласт; В — 6 нед.; Г — плод 4—5 мес: 1 — тело эмбриона (плода), 2 — амнион, 3 — желточный мешок, 4 — хорион, 5 — пупочный канатик

Одна пластинка, прилежащая к трофобласту, получила название наружного зародышевого листка (эктодермы). Внутренняя пластинка, обращенная в полость пузырька, составляет внутренний зародышевый листок (энтодерму). Края внутреннего зародышевого листка разрастаются в сто­роны, изгибаются и образуют желточный пузырек. Наруж­ный зародышевый листок (эктодерма) формирует амниотический пузырек. В полости трофобласта вокруг желточного и амниотического пузырьков рыхло располагаются клетки внезародышевой мезодермы — эмбриональной соедини­тельной ткани. В месте соприкосновения желточного и ам­ниотического пузырьков образуется двухслойная пластин­ка — зародышевый щиток. Та пластинка, которая прилежит к амниотическому пузырьку, образует наружную часть за­родышевого щитка (эктодерму). Пластинка зародышевого щитка, которая прилежит к желточному пузырьку, явля­ется зародышевой (кишечной) энтодермой. Из нее разви­ваются эпителиальный покров слизистой оболочки органов пищеварения (пищеварительного тракта) и дыхательных путей, а также пищеварительные и некоторые другие же­лезы, включая печень и поджелудочную железу.


^ Общий план строения и значения нервной системы. Свойства: раздражимость и возбудимость. Нейрон – структурная единица клетки.

Нервная система объединяет организм человека в единое целое, регулирует и координирует функции всех органов и систем, поддерживает постоянство внутренней среды организма (гомеостаз), устанавливает взаимоотношения организма с внешней средой. Она обеспечивает приспособление организма к раздражителям внешней среды, осуществляет прием и анализ сигналов не только внешней среды, но и внутренних органов, формирует ответные реакции на эти сигналы, с помощью нее происходит быстрая и точная передача информации, ее переработка и хранение, а также с помощью высших отделов нервной системы связано осуществление психических функций (абстрактного мышления, речи).

Эти сложные и жизненно важные задачи решаются с помощью нервных клеток (нейронов), выполняющих функцию восприятия, передачи, обработки и хранения информации.

Сигналы (нервные импульсы) от органов и тканей тела человека и из внешней среды, воздействующей на поверхность тела и органы чувств, поступают по нервам в спинной и головной мозг. В мозге человека происходят слож­ные процессы обработки поступившей в него информации. В результате из мозга также по нервам к органам и тканям идут ответные сигналы, вызывающие ответную реакцию организма, которая проявляется в виде мышечной или сек­реторной деятельности. В ответ на поступившие из мозга импульсы происходит сокращение скелетных мышц или мускулатуры в стенках внутренних органов, кровеносных сосудов, а также секреция различных желез — слюнных, желудочных, кишечных, потовых и других (выделение слю­ны, желудочного сока, желчи, гормонов железами внут­ренней секреции).

Нервная система состоит из головного мозга, спинного мозга, нервов, нервных узлов и нервных окончаний. Все органы нервной системы построены из нервной ткани, которая является основной рабочей тканью, выполняю­щей функции возбудимости, образования нервных импуль­сов и проводимости.

Нервная система обладает двумя основными свойствами: возбудимостью и раздражимостью

Раздражимость – способность под действием раздражителей переходить из состояния покоя в состояние активности.

Возбудимость – способность быстро ответить на действие раздражителей.

Эти оба свойства обеспечивают выполнение важнейших и сложнейших функций нервной системы.

Проведение нервных импульсов по нервным волокнам осуществляется стремительно, т.к. они не встречают преград.

Нервные импульсы всегда распространяются в одном направлении – «вниз» по аксону.

Наряду с нервными клетками в пост­роении органов нервной системы участвуют все другие виды тканей.

Топографически нервную систему человека подразде­ляют на центральную и периферическую.

К центральной нервной системе относят спинной и го­ловной мозг.

^ Периферическую нервную систему составляют спинномоз­говые и черепные нервы и их корешки, ветви этих нервов, нервные окончания, сплетения и узлы, лежащие во всех отделах тела человека.

Сравнительная характеристика центральной и периферический нервной системы.

ЦНС

ПНС

1.Чем представлены?

  1. головной мозг

  2. спинной мозг

  1. черепно-мозговые нервы

  2. спинно-мозговые нервы

2. Что представляют из себя?

Совокупность нейронов

Совокупность нервных окончаний

3. Что характерно: наличие нервных центров или узлов?

Нервные центры

Нервные узлы («ганглии»)

Нейрон



Схематичное изображение 1.тело 2. ядро 3.миелиновая оболочка 4. дендриты 5.аксон 6. конечная веточка


Нейрон служит для осуществления приема, обработки, хранения и передачи информации. Здесь протекают сложные обменные процессы, вырабатывается больше энергии, он содержит те же самые компоненты, что и клетка.

Дендриты – сильно ветвящиеся отростки, их может быть до тысячи, на них имеются выросты шипики.

Аксон – нитевидный отросток. Он один, но его длина велика и может достигать 1,5 м. Ветвящийся конец аксона способствует образованию контактов с другими клетками. Аксон является проводящей частью нейрона, т.е. осуществляет проведение возбуждения.

Аксон, покрытый оболочками называется нервным волокном, а пучки нервных волооко, покрытые оболочками называются нервами.


^ Проведение возбуждения через синапсы. Понятие о нервном центре. Доминанта.

Распространение нервных импульсов осуществляется также через синапсы.

Синапс – место контакта одного нейрона с другим, на половину каждая клетка покрыта синапсами.




Медиатор – химическое вещество (ацетилхолин).

Проведение возбуждения через синапсы имеет химическую природу. Когда нервный импульс достигает конечной веточки аксона, пузырьки начинают хаотично двигаться и, сталкиваясь, лопаются, медиатор выделяется и влияет на поры мембраны, которая становится легко проницаемой для молекул медиатора. Он также проникает в следующий нейрон, становясь раздражителем, при этом возникает нервный импульс, распространяющийся дальше. Чем сложнее рефлекс, тем большее количество синапсов участвуют в проведении возбуждения.


Нервные центры.

Нервные центры располагаются в центральной нервной системе.

Нервные центры – сложное функциональное объединение нейронов, согласованно участвующих в регуляции функций и рефлекторных реакциях (зрительный, слуховой, речевой центры).

Нервные центры обладают следующими особенностями:

  1. Одну и ту же функцию могут регулировать несколько центров (речь)

  2. Один и тот же центр может регулировать несколько функций (дыхательный центр – вдох и выдох)

  3. Нервные центры обладают быстрой утомляемостью

  4. Они пластичны и могут усиленно функционировать, приспособляясь к происходящим изменениям (у человека, потерявшего зрение, обостряется слух и обоняние).

Роль доминанты.

В 1911 году ученым Ухтомским при изучении условных рефлексов был выведен принцип доминанты.

Доминанта – временное преобладание одних нервных центров над другими.

Так например, голодному ученику трудно сосредоточиться на учебе.

Доминанта способна притягивать возбуждения, поступающие в другие нервные центры и за счет этого усиливаться. Например, ученик получил двойку, и учитель продолжает его ругать, это усиливает плохое состояние ученика и может вызвать обратную реакцию.

Принцип доминанты можно успешно использовать в обучении и воспитании. Она обеспечивает выполнение той деятельности, которая наиболее важна в данный момент для организма.


^ Строение, развитие и функциональное значение ЦНС: спинной, головной мозг. Организация коры больших полушарий.

Центральная нервная система состоит из спинного и головного мозга.


Спинной мозг.

Спинной мозг по внешнему виду представляет собой длин­ный, цилиндрической формы, уплощенный спереди назад тяж, с узким центральным каналом внутри. Снаружи спин­ной мозг имеет три оболочки — твердую, паутинную, и мягкую.

Спинной мозг располагается в позвоночном канале и на уровне нижнего края большого затылочного отверстия переходит в головной мозг.

Длина спинного мозга у взрослого человека в среднем 43 см (у мужчин — 45, у женщин 41—42 см), масса — около 34—38 г, что составляет примерно 2% массы голов­ного мозга.

На всем протяжении спинного мозга с каждой его сто­роны отходит 31 пара корешков спинномозговых нервов. Отрезок спинного мозга, соответствующий двум парам корешков спинномозговых нервов (два передних и два зад­них), называют сегментом спинного мозга.

Спинной мозг человека состоит из 31 сегмента. Разли­чают 8 шейных, 12 грудных, 5 поясничных, 5 крестцовых и 1 копчиковый сегменты спинного мозга. Протяженность спинного мозга значительно меньше длины позвоночного столба.





Череп


Атлант (1-й шейный позвонок)





Спинной мозг построен из серого и белого вещества. ^ Серое вещество состоит из тел нервных клеток и нервных волокон — отростков нервных клеток. Белое вещество обра­зовано только нервными волокнами — отростками нервных клеток как самого спинного мозга, так и головного мозга.

Серое вещество в спинном мозге занимает центральное положение. В центре серого вещества проходит централь­ный канал. Снаружи от серого вещества располагается бе­лое вещество спинного мозга.

Головной мозг

Спинной мозг


Шейные нервы

Грудные нервы

Поясничные нервы

Крестцовые нервы




Передний корешок

Задний корешок

Серое

Спинной мозг

Периферический нерв


вещество Белое

вещество
Позвонок


Межпозвонковый диск


Спинной мозг выполняет две основных функции: проводниковую, т.е. импульсы по внизсходящим и восходящим направлениям распространяются к головному мозгу и к органам и их частям и рефлекторную, т.е. регулирует деятельность мускулатуры туловища и конечностей, регулирующие мочеиспускание и диффикацию (кал) и половые функции у мужчин.

Головной мозг.

Головной мозг располагается в полости черепа. В области основания от головного мозга отхо­дят 12 пар черепных нервов.

Масса головного мозга у взрослого человека колеблется от 1100 до 2000 г. В среднем она равна у мужчин 1394 г, у женщин — 1245 г. Эта разница обусловлена меньшей мас­сой тела у женщин.

На поверхностях полушарий большого мозга видны бо­розды. Глубокие борозды разделяют полушария на доли (лоб­ную, те-менную, височную, затылочную), мелкие борозды отделяют более узкие участки — извилины.

Место перехода спинного мозга в головной называется продолговатым мозгом. Чуть выше продолговатого мозга располагается мост, а кзади от него находится мозжечок. Чуть выше моста находится средний мозг, над ним располагается промежуточный мозг, состоящий из таламуса, эпиталамуса, метаталамуса и гипоталамуса и ещё чуть выше располагается мозолистое тело.






Медиальная поверхность головного мозга на срединном его разрезе:

1 — гипоталамус, 2 — полость III желудочка, 3 — передняя (белая) спайка, 4 — свод мозга, 5 — мозолистое тело, 6 — межталамическое сращение, 7— таламус, 8 — эпиталамус, 9 — средний мозг, 10 — мост, 11 — мозжечок, 12 — продолговатый мозг


Функции заднего мозга (продолговатого и моста): пищеварительная, дыхательная, зрительная, слуховая, сердечно-сосудистая система, защитная (кашель, мигание, слезоотделение, чихание). Повреждение дыхательной и сердечно-сосудистой функции грозит смертельным исходом.

Функции мозжечка. Мозжечок отвечает за координацию движения.

Функции среднего моста. Зрительная и слуховая реакция, тонус скелетных мышц и функции привычных автоматических движений.

Функции промежуточного мозга. Таламус регулирует эмоциональное поведение, влияет на общую чувст-вительность и точность движений. Гипоталамус (эпиталамус) влияет на постоянство внутренней среды, здесь расположены центры регуляции обмены, терморегуляции, пищеварения и кровеносной системы.


Кора больших полушарий.

Она образована серым веществом, над ним находится белое вещество, в толще которого есть скопление серого (подкорковые ядра).

Толщина коры больших полушарий в различных участках колеблется от 1,3 до 5 мм.

Кора больших полушарий состоит из нескольких слоев: молекулярного, наружного зернистого, наружного пирамидного, внутреннего зернистого, внутреннего пирамидного и полиморфного.

В каждом слое помимо нервных клеток (12 – 18 млрд.) располагаются еще и нервные волокна.

  1   2   3

плохо
  1
Ваша оценка:

Похожие:

Методические указания для самостоятельной работы по учебной дисциплине оп. 03. «Возрастная анатомия, физиология и гигиена» iconВопросы контрольной работы по дисциплине «Возрастная анатомия, физиология и гигиена» для студентов

Методические указания для самостоятельной работы по учебной дисциплине оп. 03. «Возрастная анатомия, физиология и гигиена» iconКалендарный план практических занятий для студентов по дисциплине «Возрастная анатомия, физиология,

Методические указания для самостоятельной работы по учебной дисциплине оп. 03. «Возрастная анатомия, физиология и гигиена» iconРабочая программа учебной дисциплины «Возрастная анатомия, физиология и гигиена» Специальность

Методические указания для самостоятельной работы по учебной дисциплине оп. 03. «Возрастная анатомия, физиология и гигиена» iconРабочая Программа учебной дисциплины (модуля) Возрастная анатомия, физиология и гигиена

Методические указания для самостоятельной работы по учебной дисциплине оп. 03. «Возрастная анатомия, физиология и гигиена» iconРабочей программы учебной дисциплины возрастная анатомия, физиология и гигиена уровень основной образовательной

Методические указания для самостоятельной работы по учебной дисциплине оп. 03. «Возрастная анатомия, физиология и гигиена» iconРабочей программы учебной дисциплины возрастная анатомия, физиология и гигиена уровень основной образовательной

Методические указания для самостоятельной работы по учебной дисциплине оп. 03. «Возрастная анатомия, физиология и гигиена» iconВопросы для повторения к экзамену «Возрастная анатомия, физиология и гигиена» для студентов очного

Методические указания для самостоятельной работы по учебной дисциплине оп. 03. «Возрастная анатомия, физиология и гигиена» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине криминалистика 021100 Юриспруденция
Методические указания по самостоятельной работе: контрольные работы (вопросы и задания), тесты для...
Методические указания для самостоятельной работы по учебной дисциплине оп. 03. «Возрастная анатомия, физиология и гигиена» iconРабочая программа учебная дисциплина Возрастная анатомия, физиология и гигиена (наименование)

Методические указания для самостоятельной работы по учебной дисциплине оп. 03. «Возрастная анатомия, физиология и гигиена» iconРабочая программа дисциплины возрастная анатомия, физиология, патология и гигиена направление подготовки

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2019
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы